Забавные создания Такаши Мураками (Takashi Murakami). Картины мураками


Такаши Мураками - японский художник, живописец, скульптор: биография и творчество

Такаши Мураками (в России известен также как Такаси) является популярным и востребованным японским художником. Его слава ушла далеко за пределы его родины.

Не каждому художнику даже в наши дни удается получить признание и финансовое благополучие при жизни. Такаши Мураками заслуженно считается одним из выдающихся живописцев, скульпторов и дизайнеров современности.

Краткая биография

Будущий художник Мураками Такаши был рожден 01.02.1962 г. в столице Японии - городе Токио, где начал свой творческий путь. С ранних лет он проявлял интерес к рисованию и любил создавать что-то своими руками. В школьные годы он начал всерьез развивать свои способности, что впоследствии позволило ему продолжить обучение в той области, которая ему нравится.такаши мураками

Окончив среднюю школу, юноша поступил в Токийский университет искусств, где проходил обучение с 1986 по 1993 гг. Уже в студенческие годы он начал строить свою профессиональную карьеру. Его талант быстро был замечен.

Сегодня Такаши имеет жилье не только в Токио, но и в Нью-Йорке, где проводит большую часть времени. Однако на родину он приезжает регулярно. Тут его популярность тоже довольно высока, хотя его творчество по большей части ориентировано на западную аудиторию.

Творческий путь

В 2000 году художник выступает на всемирно известной выставке Superflat в качестве куратора. В тот год она была посвящена воздействию массовой культуры на эстетическое восприятие современных людей.

Известность ему принесло также сотрудничество с Louis Vuitton, для которого он создавал дизайнерские сумки и другие аксессуары гардероба. Он не только получил хороший гонорар за работу с ним, но и сделал себе "имя" не только как художник и скульптор, но и отлично зарекомендовал себя в качестве дизайнера аксессуаров и одежды.художник мураками такаши

В 2008 году у Такаши Мураками состоялась крупная выставка в ретроспективе Murakami. Она прошла в Музее современного искусства, который находится в Лос-Анджелесе. Также ее демонстрировали в Нью-Йорке, Франкфурте (Германия) и Бильбао (Испания). Такаши Мураками на выставке продемонстрировал публике почти 100 своих работ, созданных в течение всей его карьеры.

Стиль

Такаши Мураками, биография и творчество которого описаны в этой статье, имеет свой неповторимый стиль. Именно за его самобытность и оригинальность его произведения и стали пользоваться таким большим спросом.

На его стиль в искусстве в большой степени повлияла современная японская анимация (аниме) и комиксы (манга), которые пользуются небывалым спросом у публики. Он и сам интересуется этим видом искусства, которое дарит ему массу идей для реализации. Направление, выбранное им, пришлось по вкусу не только японцам, но и жителям западных стран. Причем на Западе, в Америке и Европе, его слава и популярность чуть ли не выше, чем на родине. Поэтому художник часто посещает такие страны, как США, Германия, Испания и Франция.

Он редко организовывал там свои выставки и показы, а также участвовал в других публичных мероприятиях в качестве приглашенного гостя.

В его произведениях сочетаются противоположности: современные тенденции и веяния истории, огромное и маленькое, восточные и западные традиции. Вместе с этим все это сочетается гармонично и доступно для восприятия.такаши мураками выставка

Таким образом, он создает единое из традиционного японского искусства и современного. Благодаря такому нестандартному подходу и чувству стиля ему удалось завоевать аудиторию и стать не только самодостаточным художником, но и успешным с коммерческой точки зрения.

Интересные факты

Такаши Мураками имеет докторскую степень в области традиционной японской живописи XIX века (Нихонга), которую он изучал в стенах Токийского университета изобразительных искусств и музыки.

Скульптура Такаши My Lonesome Cowboy была продана на арт-аукционе "Сотбис" в 2008 году за баснословную сумму в 15 миллионов и двести тысяч долларов США. Это личный рекорд для художника, ни одно другое его произведение не продавалось за такую большую сумму.

В 2010-м его произведения были продемонстрированы даже во дворце Версаля.

Помимо того что художник Мураками Такаши пишет картины, он занимается дизайнерской деятельностью, а также создает скульптуры, инсталляции и работает в мультипликационной сфере художником-аниматором.

Вклад в культуру

Его творчество уже при жизни оказало немалое влияние на современную культуру и искусство. Такаши Мураками, картины которого пользуются большим спросом среди ценителей современного искусства, считается одним из самых значимых и влиятельных японских художников современности.такаши мураками картины

Когда Такаши Мураками на выставках демонстрирует свои произведения, то люди приходят в настоящий восторг, поскольку таких забавных, веселых, необычных и позитивных образов крайне мало в современном изобразительном искусстве.

От его творений так и веет жизнерадостностью, добротой и человечностью. Образы, которые он демонстрирует людям, полны счастья, красок и вызывают у людей умиление.

Сегодня он не только задает тон в современном изобразительном искусстве Японии, но и оказывает огромное влияние на анимацию, поскольку сам является частью ее. По мотивам его творений создаются детские игрушки и коллекционные фигурки, которые пользуются огромной популярностью в его родной стране и других государствах Восточной Азии.

Сыскав себе популярность на поприще искусства, он стал по-настоящему медийной личностью. О нем снимают репортажи, пишут статьи в модных журналах и регулярно приглашают на различные ТВ-шоу и радио. Большую часть времени он проводит в Нью-Йорке, поэтому тут он завсегдатай развлекательных передач и шоу об искусстве.

В заключение

Успех Такаши Мураками легко объясним. Он берет популярные, трендовые образы из аниме и манги, добавляет к ним щепотку традиционных элементов культуры и смешивает это воедино. У него получается это настолько хорошо, что из его рук выходят самые что ни на есть шедевры японского ИЗО XXI века.такаши мураками биография творчество

Своим талантом он завоевал сердца миллионов людей и добился небывалых высот в своей сфере деятельности. За его творчеством интересно наблюдать, он любит удивлять и дарить людям позитив. Возможно, именно за эти его качества, которые он закладывает в свои творения, его любят люди по всему миру.

fb.ru

Такаси Мураками и его постапокалиптическое искусство :: Впечатления :: РБК.Стиль

В Музее современного искусства «Гараж» 29 сентября открывается первая в России масштабная ретроспектива одного из самых дорогих художников современности — японца Такаси Мураками. Рекордная сумма в $15,16 млн за его скульптуру «My Lonesome Cowboy», изображающую мультипликационного обнаженного молодого человека с фонтаном из спермы, была достигнута на аукционе Sotheby’s в 2008 году, а живописная работа 1998 года «The Castle of Tin Tin» с придуманным Мураками персонажем была продана за $4,22 млн на торгах в 2012-м.

Такаси Мураками, «Тайм Бокан» (красный), 2001

© пресс-служба Heller Group

Выставка «Будет ласковый дождь» охватывает несколько периодов творчества художника — с 1990-х годов до наших дней. Ее название напоминает о стихотворении Сары Тисдейл и постапокалиптическом рассказе Рэя Бредбери, где оно же и упоминается. За ярким фасадом живописных и скульптурных работ Мураками, в большинстве своем похожих на вдохновленные европейской культурой японские комиксы или кадры из мультфильмов Хаяо Миядзаки, проевропейского режиссера-мультипликатора, отчасти повлиявшего на творческий метод художника, скрывается переживание катастроф. В их числе атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осмысление последствий которых стало определяющим для творчества Такаси, а также цунами 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1», находящие отражение в современных работах. Важным мотивом в проектах японского художника также является непрекращающийся поиск идентичности в глобализирующемся мире, осмысление субкультурных движений родной страны, в частности, отаку — фанатизма по аниме и манге.

Такаси Мураками, «Stuff the Universe in a Calabash», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Такаси Мураками часто называют «японским Уорхолом»: открытая им в 1996 году фабрика «Хиропон», на основе которой позднее была создана корпорация Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Японии и США, занимающаяся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников, была вдохновлена именно уорхоловской «Фабрикой», студией легендарного американского художника, просуществовавшей два десятилетия, с начала 1960-х до 1984-го, ставшая пристанищем нью-йоркской богемы и местом, где произведения искусства буквально штамповались.

Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Тиражность и воспроизводимость — одни из важных качеств современных художественных работ, которые активно исследует Мураками. Большинство его скульптур создаются небольшими тиражами, а принты — печатаются сотнями и тысячами. Под его пристальным взглядом на фабрике Kaikai Kiki создаются не только работы, которые потом окажутся в галереях, на аукционах и в частных и музейных коллекциях (подробнее о масштабах и работе на «фабрике искусств» Мураками можно прочитать в книге Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», где ее визиту к Такаси посвящена отдельная глава), но и различные мелкие игрушки, вдохновленные персонажами его произведений искусства, наклейки, подушки, брелоки, футболки, предметы интерьера и т.п. «Когда мне было лет 30, — вспоминает Мураками сейчас, в свои 55, — я думал о том, как сделать высокое искусство народным. Сейчас же я делаю вещи, которые способствуют коммуникации с детьми. Однако, поскольку количество производимой продукции невелико, да и сами расходы на производство обходятся недешево, возникает противоречие — эти вещи становятся малодоступными, и этот факт причиняет мне страдания». Малодоступны сейчас сумки и аксессуары из совместной коллекции Такаси Мураками с Louis Vuitton — их сотрудничество длилось беспреденцентное для модного и арт-мира время, с 2003 по 2015 год, и установило своебразные стандарты активного взаимодействия этих двух миров, ранее существовавших в параллельных вселенных.

Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015 год.

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Несмотря на то что европейскому взгляду работы Мураками кажутся по-настоящему японскими, прежде всего благодаря тому, что на них запечатлены аниме-герои, в самой Японии о его творчестве, по признанию самого художника, принято умалчивать: представители культурных институций выступают против упрощения японской культуры, подачи ее в виде своеобразного лубка, как они воспринимают работы Мураками. Поэтому именно с Америки, куда он приехал работать в 1994-м, и опыт художественной и выставочной деятельности в которой привел к разработке фирменного художественного метода «superflat» (сплав традиционных японских кропотливых художественных и мультипликационных техник), началось победное шествие Такаси по миру.

Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн), 2002

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Сейчас произведения художника уверенно хорошо продаются на аукционах, входят в коллекции главных мировых музеев, а его имя регулярно появляется в рейтингах самых влиятельных людей искусства (к примеру, в журналах ArtReview и Time). У самого же Мураками отношение к славе более чем прохладное, хоть он и не скрывает того факта, что востребованность его работ на рынке вызывает у него радость. «После того как мы пережили землетрясение на северо-востоке Японии в 2011 году, — оправдывает нелюдимость последних лет Такаси, — мне стало неприятно взаимодействовать со СМИ. Вдруг мне осталось жить совсем недолго. Я просто живу, сосредоточив все усилия на том, чтобы закончить свои работы, не принимая в расчет то, что говорят обо мне по всему миру». Это необходимое информационное «затворничество» призвано не только ограждать художника от лишних и лишенных смысла действий, но и стимулировать творческий процесс. «В последнее время я живу как ребенок, — делится своим ощущением от жизни Мураками — ни о чем не задумываясь, вообще ни о чем. Иначе искусства не выйдет».

Такаси Мураками. «Лев всматривается в бездну смерти», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

На новой выставке «Будет ласковый дождь» в «Гараже» собрано более 80 работ, все они разделены на пять своеобразных глав. Первая — «Гэидзюцу» («Техника и обучение») — сосредоточена на осмыслении труда художника в целом, а также происхождении художественного метода Мураками. Этот раздел показывает один из важнейших для японской жизни сюжетов — последовательный и ежедневный труд, и неважно, идет речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или приготовлении суши.

Вторая глава «Малыш» и «Толстяк» целиком посвящена символическому значению и влиянию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го на культурное сознание японцев. Без кропотливого изучения этого раздела невозможно говорить и о творчестве Такаси Мураками. Здесь объединены произведения разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (так, к примеру, впервые в Европе будет показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, сделанных специально для выставки в Москве. Также в пространстве, отданном под вторую главу, будут представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Такаси Мураками. «Воспоминания о бурной жизни», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Следующая глава, «Каваий», рассказывает об одноименной эстетике, захватившей все сферы жизни японского общества. Архитектурное решение этого раздела будет представлять собой последовательность тотальных инсталляций, одна из которых воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другая станет настоящим кинотеатром, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы» (2013 год). На создание его первой части ушло три года, а отправным мотивом послужило землетрясение 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1». Вторая часть, по словам художника, до сих пор находится в производстве, работа продолжается уже пять лет.

Четвертая часть выставки — «Сутадзио» («Студия») — на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Часть новых произведений Мураками и его команда будут завершать уже в Москве, так что зрители смогут стать свидетелями их работы.

Под фантомную пятую главу — «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение») — будут отданы невыставочные пространства музея: кафе и книжный магазин, лестницы и фасад. Такой невероятный масштаб по меркам всех предыдущих выставок, когда-либо проходивших в «Гараже», покажет истинную величину таланта художника: не только как творца, но и как философа и бизнесмена.

style.rbc.ru

Такаси Мураками | Artifex.ru

Если в какой-то момент человеку, не увлеченному японской культурой, придет в голову погрузиться в творчество Такаси Мураками (яп. 村上 隆), он почти наверняка пройдет несколько стадий.

Отрицание: «И это называют искусством?!». Гнев: «Да это ж просто какие-то кислотные цветочки!». Торг: «Ну ладно, просмотрю еще парочку». Депрессия, поскольку после десятка работ автора невольно начинаешь видеть не только единый выверенный стиль, но и некую концепцию. А затем к принятию, когда захочется загуглить все проекты художника, в том числе и прошедшую 15 ноября 2017 года в Москве выставку «Будет ласковый дождь».

 

Экспозицию, состоящую из пяти разных секций, сам Мураками и целая армия помощников готовили два года, буквально без сна и отдыха. Что не помешало провести Instameet с художником на «ура». Выставка собрала множество поклонников Такаси Мураками, которые делились впечатлениями от события в своих блогах. Вполне логично, что его творчество пришлось по вкусу молодым людям, увлеченным современной японской культурой.Но вот вам первый феномен: в Японии Такаси Мураками хоть и известен, но не является мега популярным автором. В своем интервью для Harper's BAZAAR он назвал себя «символом влиятельного меньшинства». У нас подобных творцов называют «широко известными в узких кругах». С одной стороны, это удивительно, поскольку отаку-культура, составляющая основу творчества Мураками, – одна из визитных карточек Японии. Но на другой чаше весов – традиционная культура. То есть утонченная красота японской гравюры, лаконичность традиционной поэзии и тонкое очарование театров Но и Кабуки.

Здесь место для второго феномена. Некоторые картины Мураками могут показаться нарочито простыми, даже примитивными. Однако рано или поздно в одной из работ неожиданно проявляется незамеченная до этого момента глубина и скрытый смысл. Или среди кислотных цветов внезапно взгляд запинается о название «Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн)». И, пожалуй, что-то роднит изломанные странные образы Мураками с экзистенциальной, немного пугающей живописью Бэкона. Нервное напряжение не оставляет зрителя в обоих случаях – стоит только приглядеться к обилию ощеренных острозубых пастей на полотнах.

  

Тем не менее, путь становления художника поначалу мало отличался от пути его коллег. Вдохновленный анимационными фильмами, только начавшими завоевывать популярность, он пытался поступить учиться на художника-аниматора, но, по собственному выражению, «не хватило таланта». Хотя нечто, присущее японской анимации, осталось. По крайней мере - в забавном персонаже Mr.DOB и цветочках, ставших одной из визитных карточек Мураками. Свое обучение в Токийском университете искусств он закончил, изучая классическую живопись «нихонга».

Наличие такой базы также не осталось без применения. Несмотря на востребованность в США, Мураками до сих пор остается намного ближе к традиционной японской культуре, чем некоторые современные мангаки и аниматоры. Потому что во всем его творчестве странным образом преломляется уникальный культурный опыт, поп-культура и собственное видение. И еще потому, что вряд ли западный художник способен так остро прочувствовать масштабы ядерных катастроф сначала Хиросимы и Нагасаки, а затем и недавней Фукусимы, чтобы затем зашифровать их в собственных работах, на первый взгляд столь цветастых и радостных.

 

Эксцентричный вид Такаси Мураками производит обманчивое впечатление беспечности. Но между тем в разных концах света неустанно вращаются шестеренки громадного механизма, производящего современное искусство в его фирменном стиле. В подчинении у художника несколько сотен ассистентов. Но он первый готов работать неустанно, чтобы успеть всё. За год успевает появиться как несколько монументальных работ и выставок, так и бессчетное количество мелкой сувенирной продукции, моментально распространяющейся по всему свету. Работы Мураками, и в их числе скандально знаменитый My Lonely Cowboy, неоднократно уходили на аукционах за рекордные суммы. Вот третий феномен. Будучи востребованным практически всюду за пределами родной страны, Такаси ухитряется рассказывать всему миру о Японии, показывая ее с новой, непривычной стороны. Он и сам похож на обитателей популярных у современной японской молодежи кварталов, вроде Харадзюку. Приверженное традиционным ценностям общество, кажется, не замечает его, но между тем иностранцы узнают о стране больше как раз благодаря таким эксцентричным явлениям.

А в том, что Такаси Мураками – явление, сомневаться не приходится. Ведь если его странное, противоречивое, наполненное самыми разнообразными смыслами творчество находит своего зрителя, то, как бы к нему не относились, оно заслуживает внимания. Как пример кипучей деятельности человека, который не боится пробовать нечто новое, способное перевернуть мир.

artifex.ru

Забавные создания Такаши Мураками (Takashi Murakami)

Опубликовано Дмитрий в Поп-арт | Нет комментариев

Такаши Мураками (Takashi Murakami) можно назвать одним из самых ярких представителей психоделического поп-арта. Творчество японского художника чрезвычайно разнообразно: это картины, скульптуры, многочисленные инсталляции, дизайнерские работы. И его творения производят ошеломляющее впечатление на зрителя своей непосредственностью, особым детским шармом, ощущением праздника и радости.

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_01

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_02

Мураками родился в Токио в 1962 году в обычной семье: его отец был водителем, мать — домохозяйкой. По его собственному признанию, с раннего детства Такаши безумно любил мультфильмы, и это обстоятельство отразилось на всем его творчестве. Став студентом Токийского Национального Университета изящных искусств и музыки, Мураками начал с изучения нихонга (Nihonga), традиционной японской живописи, но вскоре увлекся искусством анимации, в результате чего появились его удивительные творения — необыкновенный сплав старинных традиций с современностью. Художнику удалось значительно расширить и углубить анимэ и манга, наполнить их новым смыслом и содержанием. Так, его знаменитый Мистер Доб — странный тип с тремя глазами и добродушной внешностью, заставляет вспомнить таинственные и немного страшные японские сказки, также как и многие другие его «приятели», смешные уродцы, созданные позднее.

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_03

В отличие от большинства художников, Такаши Мураками удается сочетать в себе подлинный артистический талант с мастерством незаурядного бизнесмена. Он самостоятельно курирует свои выставки, изучает рыночные механизмы в искусстве, сотрудничает с многими популярными брендами, такими как Louis Vuitton, Marc Jacobs. У художника есть своя студия Kaikai Kiki, где он воплощает свои детские мечты, работая над созданием мультфильмов.

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_04

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_05

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_06

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_07

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_08

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_09

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_10

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_11

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_12

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_13

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_14

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_15

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_16

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_17

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_18

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_19

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_20

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_21

Такаши Мураками (Takashi Murakami)_art_поп-арт_22

actual-art.ru

Мураками Такаши | Art Узел

Такаши Мураками ( 村上 隆) - японский художник, скульптор и дизайнер. Родился в Токио в 1962 году, окончил Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Один из наиболее известных в мире японских художников в стиле нео-поп. 

Творчество Такаши Мураками - это оригинальный симбиоз современной поп-культуры и "высокого" искусства. В его работах прослеживается влияние популярных в Японии мультфильмов - аниме, и комиксов - манга.

Одной из ключевых работ автора является некое подобие автопортрета, его алтер-эго, - Mr. Dob. Персонаж представляет собой существо с круглой головой и большими ушами, на одном нарисована латинская буква D, на другом - B, голова изображает букву О. DOB - сокращение фразы “Dobojite dobojite” (Зачем? Зачем?). Фраза ассоциируется с японской культурой, так как принадлежит известному комику Toru Yuri, однако Мураками выбрал ее как обращение ко всем мировым культурам, воспринимаемый как своеобразный призыв к размышлению. Картина написана в 1998 году, но впоследствии художник создал целую серию с изображением Mr. Dob, где персонаж был перерисован в разных цветах. 

Mr. Dob, 1997 

Визитной карточной автора на протяжении уже многих лет являются рожицы-цветочки, изображающие весь спектр эмоций - улыбающиеся, веселые, грустные, злые, испуганные.

Killer Pink 

Помимо них Такаши изображает героев аниме и манги, создает скульптуры персонажей, одна из которых - скандальная порнографическая работа "Мой одинокий ковбой" (My Lonesome Cowboy) - была продана на аукционе за 15.2 млн долларов. 

My lonesome cowboy, скульптура

Мураками занимается не только написанием картин, но и создает предметы одежды, всевозможные аксессуары с изображением своих произведений - от сумок до диванных подушек и ковриков для компьютерной мыши. Он сотрудничает с Марком Джейкобсом - креативным директором известной марки Louis Vouitton - и создал для бренда коллекцию сумок Cosmic Blossom.

В 2002 году Такаши стал куратором выставки современных японских художников и скульпторов Superflat. Название выставки, которое переводится как "суперплоский", художник придумал сам, и назвал этим термином все современное японское искусство, сочетающее в себе продукты индустрии развлечений (аниме, манга), поп-культуры и изящных искусств. Автор задается вопросом, в чем различие между живописью евпропейских и японских художников, и приходит к выводу, что в Японии изобразительное искусство создает ощущение "плоскости" из-за отсутствия трехмерного изображения. Таким образом, Такаши Мураками выделяет современное японское искусство в отдельный "феномен", тем самым привлекая к нему внимание и способствуя его развитию на мировом рынке. 

В 2010 году в Версале была организована выставка современных художников, где были представлены и скульптуры Такаши Мураками. Работы вошли в книгу Murakami Versailles. Поразительный контраст стилей - барокко и ни на что не похожий японский поп-арт - произвел неизгладимое впечатление на зрителей, вызвав как положительные отклики, так и волну негодования и критики преимущественно из-за эротических мотивов в некоторых работах автора. 

Kaikai, Версаль, Франция, 2010

Творения Такаши Мураками - одновременно яркие, развлекательные и глубоко философские. Сам Такаши определяет свою творческую деятельность как критику японского общества. В современной Японии, по мнению художника, живопись, скульптура, игры, комиксы и дизайнерская одежда слились в одно целое, и уже нет разницы между высоким искусством и продуктами потребления. 

В 2013 году состоялся дебют Такаши на большом экране - вышел его первый полнометражный фильм "Глаза медузы" (Jellyfish Eyes). Фантастическая лента рассказывает о небольшом японском городке, где появляются существа, похожие на медуз, с которыми дети города играют, не подозревая, что они созданы на секретной базе, которая ставит эксперименты и таит в себе много неизвестного и, возможно, опасного. Картина создана для детей в стиле, схожем с аниме, ярком, динамичном и развлекательном, однако автор ставит цель донести до детей мысль о жестокости и несправедливости мира, с которыми они должны находить силы бороться. 

Трейлер фильма "Глаза медузы", 2013

Помимо своей творческой деятельности Мураками курирует коммерческие проекты. В 1996 году - еще в начале своей карьеры - Такаши открывает в Японии свою первую студию Hiropon Factory, а в 1998 появляется ее аналог в Нью Йорке. Позже, в 2001 году он создает компанию Kaikai Kiki Co., Ltd., которая до настоящего времени занимается продажей произведений  современных японских деятелей искусства, а также их продюсированием и организацией выставок. 

C 2002 года Такаши Мураками является куратором выставки современного искусства GEISAI, которая проходит два раза в год в Токио. 

artuzel.com

Что надо знать: Такаси Мураками

Текст: Татьяна Сохарева05.10.2017   29358

В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», название которой отсылает к постапокалиптическому рассказу Рэя Брэдбери. Искусство Мураками захватило все здание музея, включая кафе, книжный магазин, лестницы и фасады. В этой маленькой вселенной легко заплутать, так что «Артгид» решил рассказать, что нужно знать о Мураками, прежде чем идти на выставку.

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. Courtesy автор. © 2005 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Такаси Мураками работает на размывание границ между элитарным искусством и коммерческим, подбрасывая публике то перекодированные на современный лад образы классической японской культуры, то безвкусные безделушки для сверхбогатых. Первые от вторых, впрочем, разучился отличать, кажется, и сам художник. Улыбчивые ромашки, миленькие глазастые черепушки и анимешные герои ужасающих размеров — воплощение nobrow-культуры, существующей вне отмершей иерархии, которую описал культуролог Джон Сибрук. Стилистически родственными Мураками называют Энди Уорхола, Деймиана Херста и Джеффа Кунса. Однако японский художник пошел дальше своих западных коллег по поп-арту: сотрудничество с лейблом Louis Vuitton сделало Мураками одним из главных апологетов идеи искусства как бренда, а создание корпорации KaiKai Kiki Co. с филиалами в крупнейших городах мира в корне изменило модель производства современного искусства.

Такаси Мураками. ДОБ в белоснежном (синий и киноварь). 2013. Холст, монтированный на алюминий, акрил, листовая платина. 300 × 300 см (две панели). Courtesy Perrotin. © 2013 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

«Просвещенный мир» и поп-культура

При виде маниакально жизнерадостного искусства, вышедшего с фабрики Мураками, как правило, говорят о культуре каваий и прочей няшности, в смысле нежности, японского масскульта. Однако не стоит забывать о контексте, в котором формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — рассказывает он.

Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва, будто в насмешку над временем, отмеченным чередой войн, катастроф и оккупацией, названную «просвещенным миром». В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура.

С одной стороны, в 1960-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром — констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.

Кэйдзи Накадзава. Босоногий Гэн. 1973–1974. Бумага, чернила. Мемориальный музей мира, Хиросима

Когда Мураками исполняется 11 лет, в Японии начинает издаваться культовая манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» — повествование о жизни шестилетнего мальчика, превратившейся в царство ужаса после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Бомбардировка, оккупация, тьма и ужас последствий отравления радиацией, пришедшие на смену обиде за попрание национального достоинства, надолго окажутся определяющим элементом ДНК японской послевоенной культуры.

С другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются кровь и кишки, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами и гиперболизированная сексуальность, — все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга — низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками — громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.

Такаси Мураками. Цветок-матанго (d). 2009. Сталь, стеклопластик, масло, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin

Антитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» — манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях.

В 2013 году Мураками даже попытается воспроизвести эстетику Миядзаки в своем первом полнометражном фильме «Глаза медузы». Действие происходит в небольшом японском городке, в который после ядерной атаки вторгаются странные существа, напоминающие медуз. Поначалу они выглядят мирными, играют с детьми и ничем не выдают тот факт, что были созданы на секретной военной базе. Для Мураками этот фильм — еще одна попытка создать яркий, массовый продукт для детей в стилистике его любимых аниме, но при этом донести мысль о жестокости и ненадежности окружающего мира.

Такаси Мураками. 500 архатов. Фрагмент. 2012. Частное собрание. © 2012 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Корпорация Kaikai Kiki Co.

Таким же откровением для художника стал американский масс-маркет — пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией. В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию Hiropon Factory, которая впоследствии перерастет в компанию Kaikai Kiki Co. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками — это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.

Такаси Мураками. ДОБ в Странном лесу. 1999. Сталь, пластик, армированный стекловолокном, стекловолокно, смола, акрил. Courtesy автор. © 1999 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Мистер ДОБ

В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд.

Такаси Мураками. Сумка из коллекции Takashi Murakami × Louis Vuitton. 2002. Courtesy Louis Vuitton. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Louis Vuitton

В 2002 году начинается сотрудничество Мураками с компанией Louis Vuitton: первым делом по просьбе арт-директора Марка Джейкобса Мураками обновил дизайн бренда и переделал монограмму LV, раскрасив ее в яркие цвета. Этот проект принес более 300 миллионов долларов Louis Vuitton и превратил Мураками в апологета идеи искусства как коммерческого бренда. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи, а Мураками, со своей стороны, утверждался в мысли, что мода и элитарные бренды могут быть визуальным отражением эпохи. Вскоре после запуска его линии в Louis Vuitton Мураками те же самые изображения, напечатанные на сумках, повторил в своих картинах, а в 2007 году и вовсе выставил в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе бутик Louis Vuitton, создав, таким образом, единый мир моды и искусства для сверхбогатых.

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая платина, акрил. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Национальная идентичность и superflat

Разобравшись с личным брендом, Мураками решил заняться имиджем родной Японии. Идентичность страны, как полагал художник, должна выстраиваться на основе глубокого анализа культуры и ее корней. Разочаровавшись в способности соотечественников производить новые смыслы, он придумал понятие superflat — «суперплоский». Суперплоский визуальный язык, по Мураками, характерен как для традиционной японской живописи, так и для анимации, комиксов и графического дизайна. В результате получился гибрид классической живописи и рвущей глаз обертки от конфет с эстетикой, которой любит играть художник. Правда, критики над концепцией Мураками лишь посмеялись, назвав ее грубым искажением японской культуры. Но художник не отчаялся и в подтверждение своей теории в 2000 году создал, например, работу «Шампанская сверхновая» — многослойное изображение галлюцинаторных грибов-мутантов, напоминающее цветастые обои и вдохновленное серией панно японского художника XVI века Ито Якучу, известного вниманием к царству всего живущего. Название же работы было заимствовано у песни британской группы Oasis. В контексте истории послевоенной Японии грибы еще и являлись зловещим напоминанием об облаке ядерного взрыва, так что с наслаиванием смыслов Мураками справился не хуже добросовестных постмодернистов старшего поколения.

Такаси Мураками. Хиропон. 1997. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. © 1998 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

«Хиропон» и скандал в Версале

Важным образом в визуальном словаре Мураками стала откровенно сексуализированная скульптура «Хиропон» — аниме-девица с тонюсенькой талией и огромной грудью, из которой рвутся струи молока. Поместив ее на пьедестал, Мураками напомнил, что аниме имеет право называться «высоким искусством», несмотря на порнографический задор и превращение девичьей невинности в объект фетиша. В пару к «Хиропон» художник создал знаменитую скульптуру «Мой одинокий ковбой», изображающую юношу в момент эякуляции. В 2008 году «Ковбой» был продан на аукционе Sotheby’s за рекордные 15,2 миллиона долларов. Мураками объясняет эти работы своей любовью к аниме в подростковом возрасте: «Я стал отаку, когда я учился в старшей школе, и проглотил много разных аниме — как эротических, так и фантастических… Так и родились эти произведения».

Именно «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон» в 2010 году во многом стали причиной скандала, который разгорелся вокруг запланированной в Версале выставки Мураками. Тогда более 11 тысяч человек подписали петицию, требуя не пускать во дворец порочное современное искусство. Тем не менее художнику удалось зарифмовать пышное барокко версальского дворца с японским поп-артом. От «Ковбоя» и «Хиропон», «непристойных и оскорбительных», правда, пришлось отказаться. Комментируя ситуацию, Мураками заявил, что «когда кто-то забивает гол, кто-то обязательно будет недоволен». Свои скульптуры он предлагает воспринимать как сатиру на ту банальную сексуальность, которую превозносит японская массовая культура.

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Черепа, маргаритки и индустрия

Улыбающиеся маргаритки и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Больше всего они напоминают компьютерную графику, порожденную навязчивой идеей изобразить мир предельно милым и инфантильным. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». Этот тезис иронично дублирует риторику общества супермаркета. В индустрию именно такого типа Мураками и превратил свою империю, основанную на эксплуатации жизнерадостных образов и агрессивном потреблении. Он посмеивается над поп-культурой, будучи плотью от ее плоти. Творчество Мураками — это пример, как культура изживания военных травм мутировала и обрастала новыми образами, прямо как «Цветок-матанго».

artguide.com

Такаси Мураками в музее «Гараж» • Событие • Арт • Интерьер+Дизайн

В Музее современного искусства «Гараж» открывается выставка «Будет ласковый дождь» — новый проект знаменитого на весь мир японца, художника Такаси Мураками. 

По теме: Кейичи Танаами в Галерее Гари Татинцяна

55-летний мастер на пике популярности: его персональные выставки проходят в крупнейших музеях США и Европы, в 2010 году разноцветные  скульптуры принимал Версаль. Мураками вышел на мировую арт-сцену в 1990-е годы, он показывал мультипликационные рисунки и скульптуры —его искусство выглядело умным, эротичным и отдавало легкой перверзией.

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 181,5 × 71 × 53 см; 160 × 71 × 55 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн). 2002. Холст, монтированный на доску, акрил. 120 × 120 × 5 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016. Холст, монтированный на доску, листовая платина, акрил. Диаметр 250 см. Предоставлено Perrotin. © 2016 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Тайм Бокан (красный). 2001. Холст, монтированный на дерево, акрил. 180 × 180 см. Предоставлено Heller Group. © 2001 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая платина, акрил. 100 × 100 × 5 см. Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Cам Мураками называл свой стиль суперплоским (superflat),  имея в виду и приемы изображения, и свое пристрастие к плоским шуткам. Он с удовольствием обращался к японской субкультуре отаку (фанаты и увлеченные, чаще всего предмет их страсти – манга и аниме, видеоигры, но далеко не всегда). В 1996 году Мураками основал предприятие Хипон, настоящую фабрику по производству произведений искусства. Он верно уловил потребность рынка в промышленном изготовлении эффектных чудищ и смеющихся цветов. А в 2002 начал многолетнее сотрудничество с культовым французским домом Louis Vuitton. Творчество Мураками сильно изменилось после мартовского землетрясения 2011 года: его фирменные улыбающиеся ромашки теперь выступают из глухого черного фона. Появилось несколько картин, в которых глаза персонажей изображены, как центры ядерного взрыва, теперь у Мураками еще больше драконов, сердитых божеств и человеческих черепов.  

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. 300 × 234,4 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Алое сердце. 2002. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 125 × 125 × 130 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 235 × 140 × 140 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Энсо. Дзен, белое и черное. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. 141 × 120 × 5 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

На выставке в Музее «Гараж» будет представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).

Выставка  пройдет с 29 сентября 2017 по 4 февраля 2018.

www.interior.ru


Смотрите также