Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года. Картины наполеона


Жак-Луи Давид Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года: Описание произведения

«Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года» – апофеоз пропагандисткой живописи не только в творчестве классициста Жака-Луи Давида, но и во всём европейском искусстве. Не странно ли: тот самый Давид, который был одним из первых лиц Великой французской буржуазной революции, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента и подписантом решения о казни короля Людовика XVI, уже через несколько лет станет прославлять самопровозглашённого императора? Когда Наполеон спросил у одного из приближённых (в прошлом – ярого республиканца, как и Давид), понравилась ли ему коронация, тот отвечал: «Великолепно, ваше Величество. Жаль только, что на ней не присутствовали те триста тысяч людей, которые положили свои жизни, чтобы такие церемонии стали невозможны».

Но Давид заглушил в своём сердце подобные рефлексии. Торжественный въезд Наполеона в Париж в 1797 году потряс художника как событие не столько политическое, сколько эстетическое. Корсиканец поразил его, тонкого ценителя античной эстетики, своим римским профилем и энергией абсолютной, не подлежащей малейшему сомнению власти. «Какая же у него голова! – восторгался Наполеоном Давид. – Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи!» Наполеон, следует заметить, не отвечал художнику взаимностью. Он полагал, что прошлое «живописца революции» даёт основания сомневаться в искренности его верноподданнических инстинктов. Но Бонапарт всегда высоко ценил профессионалов (именно это во многом определило его успех) и потому запечатлеть для потомков торжество своего «венчания короной и помазания на царство» он поручил именно Давиду.

Почти три года понадобилось художнику для выполнения этого масштабного гимна имперскому величию. Устроители церемонии коронации постарались на славу: такой помпезности Франция не могла упомнить и во времена монархии. Кортеж из золотых карет с представителями знати, боевыми генералами, церковниками во главе с Папой Пием VII, которого Наполеон решил пригласить на торжество, обеспечивая себе религиозную легитимность, – этот в буквальном смысле блестящий кортеж медленно и торжественно двигался от дворца до Собора Парижской Богоматери, а десятки тысяч парижан толпились на улице, чтобы поглазеть на грандиозное зрелище.

Апогеем самой коронации стал момент, когда Папа собирался возлагать на императора золотой лавровый венец, а Наполеон вырвал из его рук корону и сам водрузил её себе на голову. Этим вызывающим жестом Бонапарт утверждал абсолютный характер своей власти, показывал, что обязан ею только самому себе, а не содействию Папы, да и кого бы то ни было (кстати, позже, когда Наполеон присоединит к Франции Папскую область, Пий VII будет брошен в темницу). Изначально Давид намеревался изобразить именно момент возложения короны. Но, по размышлении, решил, что это внесёт ненужную конфликтность и драматизм, и изобразил следующий этап церемонии – когда Наполеон коронует Жозефину.

В «Коронации Наполеона» Давид старается не упустить ни одной важной детали. Многочисленные присутствующие на церемонии – реальные лица. Сам художник изображён сидящим где-то на трибунах. Многие чиновники наполеоновского госаппарата, опознав себя на картине, потом выражали неудовольствие: зачем Давид расположил их так далеко от императора. Художник парировал: «Быть слишком близко к солнцу – небезопасно для жизни».Наполеон потребовал внести кое-какие правки – например, Давиду пришлось дописать его мать Летисию, которая в реальности на церемонии отсутствовала. Но в целом император остался «Коронацией» доволен: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Наполеон Давида и Наполеон Делароша — EA Culture

Вокруг смерти и захоронения Наполеона ходило много слухов, которые нашли свое отражение и в искусстве XIX века.

Недавно мы рассказывали о продаже с аукциона завещания Наполеона. В этом документе, который развенчанный император продиктовал за несколько дней до своей смерти в ссылки на острове Святой Елены в Атлантическом океане, нет ничего сенсационного, а только выражается последняя воля Наполеона быть похороненным во Франции.

1. Жан-Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар. 1801. Масло, холст. 246х231 см. Австрийская галерея Бельведер, Вена. Давид и его мастерская выполнили 4 версии этой картины, которые различаются только цветом мантии, и то незначительно.

david_27

2. Поль Деларош. Бонапарт переходит через Альпы. 1848. Масло, холст. 289х222 см. Лувр, Париж. Деларош и его мастерская тоже выполнили несколько версий «ответной» картины.

ac2ce3f755b37e0c45ccc9464b785060

Однако вокруг смерти и захоронения Наполеона ходило много слухов, которые нашли свое отражение и в искусстве XIX века. Европейские монархи боялись Наполеона. После вступления союзников в Париж, Наполеон отрекся от престола 6 апреля 1814 года во дворце Фонтенбло, и был отправлен на остров Эльбы в Средиземном море. Но пока монархи-победители праздновали и делили послевоенную Европу, Наполеон бежал с острова Эльбы и 26 февраля 1815 года высадился во Франции. Встречаемый радостными криками толпы, он беспрепятственно вошел в Париж, и вновь вернул себе власть, готовясь к реваншу. Знаменитые «сто дней», вошедшие с тех пор в поговорку, закончились поражением Наполеона под Ватерлоо и его ссылкой на далекий остров Святой Елены, но эти сто дней стоили европейским императорам многих седых волос.

192425_original

 

«Из гроба тогда император, очнувшись, является вдруг…» Антуан Шарль Орас Верне. Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены…. (Наполеон восходит из могилы).

Страх перед возможностью нового возвращения Наполеона был настолько велик, что после его смерти, случившейся 5 мая 1825 года, Бонапарта решили похоронить не во Франции, а по месту кончины, на острове Святой Елены, в Долине герани возле небольшого портового поселения Лонгвуд.

И с этого самого времени поползли слухи о том, что Наполеон не умер, а скрылся, и скоро снова ступит на французский берег назло врагам. Но еще более популярной оказалась мистическая легенда, согласно которой покойный император раз в год встает из могилы в Долине герани, поднимается на борт пустого корабля-призрака и не всех парусах несется к берегам Франции, где его встречают павшие солдаты. Наполеон принимает парад, обходит Европу по местам сражений и отдает воинские почести погибшим. После этого он возвращается в свою могилу.

 

Die ist die grose Parade

Im elyseischen Feld,

Die um die zwolfte Stunde

Der todte Casar halt.

 

Так к старым солдатам своим

На смотр генеральный из гроба

В двенадцать часов по ночам

Встает император усопший.

 

Это финал стихотворения австрийца Иосифа Христиана Цедлица в русском переводе Василия Жуковского.

А вот уже строки из стихотворения Лермонтова:

 

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг;

На нем треугольная шляпа

И серый походный сюртук.

 

Обратим внимание, что все три поэта жили в странах-победительницах, и даже в этих странах образ покойного императора поэтизировали и романтизировали.

192037_original

 

«На нем треугольная шляпа…». Шарль Огюст Стебен. Восемь эпизодов жизни Наполеона. 1826

А вот еще одно удивительное свидетельство популярности этой легенды. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начинают знаменитый «Манифест Коммунистической партии» словами: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Первые слова этой фразы на самом деле представляют собой парафраз поэтической строки о призраке, который обходит места былых сражений, чтобы салютовать воинским могилам.

И вот на таком идейном фоне в 1840 году король французов Луи-Филипп I, правитель слабый и дошедший в итоге до свержения во время Революции 1848 года, решает уступить давлению бонапартистов, опиравшихся на общественное мнение, и перезахоронить Наполеона в Париже. В Доме инвалидов готовится роскошный саркофаг, а на остров Святой Елены отправляется специальная миссия во главе с принцем Жуанвильским.

Но одновременно во Франции начинается кампания по формированию более спокойного и взвешенного отношения к Наполеону. В кампанию вовлечены писатели и журналисты, музыканты и художники. Вместо героического и трагического образа в духе романтизма постепенно складывается реалистичный образ противоречивого героя, обладавшего волей и талантами, но поставившего нереалистичные цели, потерпевшего полное поражение и разочаровавшегося в жизни.

Миссию художественного ответа парадным портретам Наполеона периода его величия взял на себя художник-академист Поль Деларош. Будучи уже зрелым мастером, не только познавшим секреты живописи, но и искушенным в политике и идеологии, Деларош пишет портреты Наполеона, удивительным образом перекликающиеся с конкретными известными прижизненными портретами императора. С определенным допуском можно даже говорить о пародийном элементе в работах Делароша, хотя эти картины, конечно же, остаются вполне самостоятельными и самоценными творениями.

Сравнение двух известных картин, изображающих Наполеона в Альпах, дает весьма наглядное представление о том, как Деларош переписывал историю императора, влияя на сознание своих современников в середине XIX века. В сюжете обеих картин много общего, но как отличаются их настроение и отношение авторов к герою.

eaculture.ru

Napoleon Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Napoleon, vintage engraved illustration. History of France – 1885. Фото со стока

#39824730 - Napoleon, vintage engraved illustration. History of France –..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Napoleon, vintage engraved illustration. History of France – 1885. Иллюстрация #41713425 - Napoleon, vintage engraved illustration. History of France –..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Napoleon at St. Helena, vintage engraved illustration. History of France – 1885.

#39823109 - Napoleon at St. Helena, vintage engraved illustration. History..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

aquarium fish #49035323 - aquarium fish

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cartoon soldier sitting on a rearing horse . Side view vector illustration for little kids #73857886 - Cartoon soldier sitting on a rearing horse . Side view vector..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abdication of napoleon, vintage engraved illustration. History of France – 1885.

#39823838 - Abdication of napoleon, vintage engraved illustration. History..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Arch of triumph France monument vector illustration #99617672 - Arch of triumph France monument vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

arc de triomphe paris black 8-bit vector illustration isolated on round white background with stars #89949472 - arc de triomphe paris black 8-bit vector illustration isolated..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Commander Napoleon Bonaparte on the drum. Smoking old gun. Vector flat and linear Illustration of skeleton. Web banners, advertisements, brochures, business templates. Isolated on a white background. Иллюстрация #66729641 - Commander Napoleon Bonaparte on the drum. Smoking old gun. Vector..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cartoon soldier riding a horse , side view isolated vector illustration #73862384 - Cartoon soldier riding a horse , side view isolated vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Famous historical figures caricature isolated in white - Napoleon #84866024 - Famous historical figures caricature isolated in white - Napoleon

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Napoleon Bonaparte cartoon character Illustration. Kids Collection. #65807863 - Napoleon Bonaparte cartoon character Illustration. Kids Collection.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Fire another broadside and take Mrs Kepelman some lotion

#68957051 - Fire another broadside and take Mrs Kepelman some lotion

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Famous buildings of Paris. Symbols and landmarks. Travel and leisure. Иллюстрация #103328874 - Famous buildings of Paris. Symbols and landmarks. Travel and..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Napoleonic soldier

#63189934 - Napoleonic soldier

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Napoleon Bonaparte icon #80928561 - Napoleon Bonaparte icon

ru.123rf.com

Картины, описание картин — Портрет Наполеона I. 1806

Описани е картины Жана Огюста Энгра: Наполеон на императорском троне.Энгр нарисовал картину маслом «Наполеон на императорском троне» в 1806 году в неоклассическом стиле по приказу императора Наполеона I.На этом произведении этот правитель восседает на своем троне в обычной позе, в которой обычно находится бог Юпитер, гербовая фигура орла, вытканная на ковре умелыми мастерами.Ближе к краю которого есть знаки зодиака, указывающие, что этот бог выполнял роль небесного царя. Наполеон облачен в регалии, его голову увенчивает лавровый венок, в руке у него скипетр, жезл судьи (который означал правосудие), меч Карла Великого. Фигура правителя очень похожа на его портрет.Современники, когда увидели картину, поняли, что Энгр сделал правителя похожим на этого бога и известную фигуру Бога из Гентского алтаря (примерно 1432 год), который был привезен в столицу Франции вместе с военными трофеями.Неясно, была ли заказана Наполеоном данная картина, или она была написана Энгром, чтобы его признали, как художника, но когда ее выставили, она подверглась сильной критике.По мнению некоторых людей, фигура на этом портрете не очень похожа на Наполеона, живописный стиль является вышедшим из моды, а образ этого правителя казался неподобающий для тех, кому хотелось видеть в государе демократичного правителя и народного любимца. Художника очень огорчило такое непонимание.Император упорно стремился к успеху, что и отражалось в живописи, которая была им заказана, и где явно отражалось его могущество и власть.Когда закончилась революция во Франции, Наполеон в конце 18 века смог достичь высшей власти в государстве и установить военную диктатуру. Он правил страной с 1804 по 1815 годы.На некоторых картинах, на которых его изображали, видны элементы живописи времен Возрождения, стиль художников, работающих при дворе и создававших портреты.

www.art-drawing.ru

Описание картины Жака Луи Давида «Коронация Наполеона и императрицы Жозефины»

Описание картины Жака Луи Давида «Коронация Наполеона и императрицы Жозефины»

Художник работал над картиной около двух лет и создал огромное полотно. Живописец изобразил около 150 персонажей. Каждый образ реалистичен и выполнен с точностью, мастер писал все персонажи с реальных людей.

Художник давно хотел создать полотно, используя тематику коронации и, после осуществления этого процесса, приступил к работе. Заказчиком работы был сам Наполеон.

Художник изобразил Жозефину и Наполеона. На коронацию благословил Папа, который также присутствует на картине. Жезл держит казначей, это символ управления государством. Около Папы присутствует кардинал, который во время события вообще не присутствовал, по причине болезни.

Художник отобразил весь обряд в полной мере, дорисовав недостающие персонажи самостоятельно. В левом углу полотна присутствуют все близкие родственники императора. Здесь его братья и сестры, а так же падчерица, которая держит руку сына, названного в честь императора.

Придерживают мантию придворные дамы. Мать Наполеона восседает на троне, на заднем плане. Она окружена придворными, но на коронации она не присутствовала вовсе. Возможно, это было пожелание самого императора отобразить присутствие матери, ведь он к ней относился очень трепетно. На картине изображен и сам живописец со своим учеником.

Несмотря на реалистичность данного сюжета, художник все же дорисовал несколько персонажей. Возможно, эта работа и есть воплощением пожеланий самого Наполеона. Ведь длительное время против коронации Жозефины выступало множество значительных особ в государстве, да и как императрицу ее так и не воспринимали даже после коронации.

Полотно имело фантастический успех. После свержения Наполеона, картина долго хранилась в резервах и не выставлялась. Сегодня полотно продолжает вызывать восторг, а точность живописца поражает историков. Эта картина своеобразная историческая хроника.

opisanie-kartin.com


Смотрите также