V. Kasatkin. Картины нефтью


Нефть в искусстве.Живопись нефтью - Home

Международная научная конференцияФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ(17-18 мая 2018, Институт философии СПбГУ)

Предполагаемые общие темы для обсуждения: ...- Социология нефти: нефтепоклонники, нефтезависимые, социальные дистопии- Нефть в искусстве и нефть как искусство- Лингвистический анализ (нефть как объект поклонения)- Феноменология нефти (феномен нефти, феномен сырьевого мышления, Dasein нефтяного бытия) - Нефть как культурный феномен: сырьевое проклятье и демодернизация культуры- Нефть и классическая политэкономия - Психологические особенности нефтезависимости и образ нефтезавизимого

Учитывая специфику предмета предлагаемого обсуждения, Оргкомитет предлагает воспринимать слово «феноменология», стоящее в названии конференции, в самом общем смысле, т.е. как призыв прорваться к сущности нефтезависимого сознания и к феномену нефти как таковому.

В рамках конференции проходят:- Выставка работ художника Виталия Касаткина (17-18 мая), мастер-классы живописи нефтью (Менделеевская линия, 5, ауд. 148)- Встреча с поэтом и писателем Дмитрием Быковым (17 мая с 18-00 – 19-30) (Менделеевская линия, 5, ауд. 25)- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая с 16-30 – 19-00) (Менделеевская линия, 5, ауд. 142)

Приглашаются все заинтересованные!

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Санкт-Петербургский Государственный университет, Институт философии

Социологический институт РАНЦентр изучения зон культурного отчуждения и пограничья (ЦИЗКОП СИ РАН), Россия

Labont (University of Turin), Italy

Center for Advanced Studies of Southeastern Europe (CAS – SEE), Croatia

University of Belgrade, Serbia

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ(17-18 мая 2008, Санкт-Петербург)

Программа конференции17 маяМенделеевская линия, 5, ауд. 2510-00 – 10-30 Регистрация участников10-30 – 11-00 Приветствие. Техническая информация для участников конференции. 11-00 – 11-30 Открытие выставки Виталия Касаткина. Творческая встреча, анонс мастер-класса. (см. аннотацию)

11-30 – 13-30 Пленарное заседаниеМодератор: Сергей Троицкий(регламент: 40 мин. доклад, 20 мин. обсуждение)

11-30 – 12-30 Часлав Д. Копривица (Белградский Университет, Сербия): Нефть, это то, что makes world moving. А зачем миру двигаться?

12-30 – 13-30 Дмитрий Быков (Москва, Россия): Тема нефти в творчестве Исаака Бабеля (рассказ "Нефть")

13-30 – 14-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

14-30 – 16-00 Модератор: Жанна Николаева(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Илья Калинин (СПбГУ, Россия): Политические фракции нефти: между социализмом и неолиберализом

Светлана Никонова (Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов, Россия): Залегающие в глубине истоки явлений. Феноменология нефти как способ обнаружения культурной травмы современности

16-00 – 16-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

16-30 – 18-00Модератор: Светлана Никонова(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Наталья Артеменко (СПбГУ, Россия): Кино и нефть: попытка феноменологического сопоставления

Жанна Николаева (СПбГУ, Россия): Мета-роман с Нефтью. Пьер Паоло Пазолини и другие

18-00 – 19-30Творческая встреча с Дмитрием Быковым. Роман «ЖД»

18 мая

Менделеевская линия, 5, ауд. 2510-00 – 11-30Модератор: Наталья Артеменко(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Эрнесто Сферацца Папа (Туринский Университет, Италия): Nature as a source of energy? Reading Heidegger today

Оксана Тимофеева (Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Россия; Институт философии РАН, Россия): Набросок к философии нефти

11-30 – 12-00 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

12-00 – 13-30Модератор: Илья Калинин(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Сергей Троицкий (СПбГУ, Россия): Новая версия Good Life: возвращение к меркантилизму?

Евгения Волощук (Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере), Германия): "Галицкая Пенсильвания": нефть, модернизация и межэтнические отношения в Галиции из литературной перспективы

13-30 – 14-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

14-30 – 16-00Модератор: Евгения Волощук(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Ярослав Бегун ( Кильский университет имени Кристиана Альбрехта / Университет имени Адама Мицкевича в Познани, Польша): Нефть как политико-сатирическая аллегория в пьесе "Остров мира" Е. Петрова

Борис Борисов (Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере), Германия): Нефть и техника в литературных визиях постсоветской действительности

Алексей Сидоров (СПбГУ, Россия): Феноменология американского духа в фильме Пола Томаса Андерсона "Нефть"

16-00 – 16-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

16-30 – 19-00Менделеевская линия, 5, ауд. 142Киносеминар.Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (см. аннотацию)Модератор: Ксения Капельчук

В рамках конференции проходят:- Выставка работ Виталия Касаткина (17-18 мая), мастер-классы живописи нефтью (см. аннотацию) (Менделеевская линия, 5, ауд. 148)- Встреча с Дмитрием Быковым (17 мая) (см. аннотацию) Менделеевская линия, 5, ауд. 25- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая) (см. аннотацию) Менделеевская линия, 5, ауд. 142

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ НЕФТЬ…ВЫСТАВКА РАБОТ ВИТАЛИЯ КАСАТКИНА(17-18 мая)Виталий Касаткин — потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике «рельефной живописи». Виталий закончил Петербургскую Академию Художеств, с успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и многих других странах. Его работы занимают значительное место в частных коллекциях и музеях. В Международной гильдии мастеров Виталию Касаткину подали идею — попробовать писать картины нефтью, которая дает дополнительные возможности для творческих поисков. Она медленно высыхает и позволяет вносить изменения, дорабатывать полотно на протяжении 10 часов, тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Оказалось, что нефтяная палитра способна заменить привычные краски. Художник хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного: использование нефти постепенно выходит за рамки материального, входя в сферу искусства. Сегодня в мастерской Виталия Касаткина 64 сорта нефти. Все они имеют разные оттенки: от светло-желтого (Сахалинская) до красно-бурого (Ухта) и почти черного (Якутия). Пишет он специальным приспособлением, вроде фунтика, свернутого из плотной бумаги. В качестве основы редко использует полотно, чаще картон, ДВП или фанеру. Обычно художник использует нефтеотходы: газовый конденсат, шлаки, битум и прочее. Нефть, добываемая в разных регионах нашей страны, сама по себе дает богатейшую цветовую палитру. «Живопись нефтью» можно назвать экологически чистым искусством: Касаткин утилизирует те самые нефтеотходы, которые так загрязняют нашу планету.После многочисленных мастер-классов, которые дает художник, разъезжая по всему миру, число мастеров, рисующих нефтью, стремительно растет. В художественной среде даже появился специальный термин — нефтизм. Виталий уверяет: за нефтью — будущее изобразительного искусства. Ведь краски — это химия, а нефть — природный материал. Интересный факт: в этнокультурном парке Республики Коми открылся "Музей нефтяного искусства". Пока он первый и единственный в мире. В рамках конференции пройдет выставка работа Виталия Касаткина, творческая встреча с художником, а также мастер-класс. Все посетители выставки Виталия Касаткина могут лично прикоснуться к искусству — попробовать рисовать нефтью.

КИНОСЕМИНАР. ФИЛЬМ ПОЛА ТОМАСА АНДЕРСОНА "НЕФТЬ"(18 мая)Одна из сущностных составляющих опыта модерна – непрерывный экономический рост, поддерживаемый все возрастающим использованием природных ресурсов. Этот опыт связан с усиливающейся эксплуатацией природы, опустошительного наступления на нее и превращением Земли в субстрат для рационального планирования и реализации властных устремлений человека. Однако, ключевая роль ископаемого топлива, и, главным образом, нефти в современном мире до сих пор была слепым пятном критической мысли, что само по себе является одной из показательных черт современности. Общие основания феноменологического осмысления опыта агрессивно-принуждающего отношения к природе в современную эпоху были заложены еще Э.Гуссерлем в описании духовного кризиса современного человечества в условиях невиданного научно-технического господства над природой и М.Хайдеггером в понимании сущности современной эпохи как «затребования» всех ресурсов Земли, движимом субъективистской волей к власти. Но феноменология добычи и использования нефти как главного и несущего особую символическую значимость в образе «крови Земли» природного ресурса еще нуждается в разработке. В реализации этой задачи на помощь философии сегодня может прийти искусство. Современная цивилизация – это цивилизация образа, «видеосфера». Визуальные искусства, в особенности кинематограф, зачастую опережают философию как в осмыслении самой природы образа, так и в демонстрации тех или иных феноменов, еще не ставших предметом философского анализа. В своих лучших образцах кинематограф выступает как диагност времени и находит способы эстетического выражения для явлений, которые еще не получили внятного дискурсивного оформления. Очевидно, что сегодня философия и искусство нуждаются друг в друге – искусство становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному опыту. Неудивительно, что современный кинематограф не прошел мимо феномена нефти и ее роли в коллективной ментальности. Возможно, центральным произведением последнего времени на эту тему стал шедевр Пола Томаса Андерсена «Нефть» (оригинальное название «There will be blood» – «И будет кровь» – по роману Э.Синклера «Нефть!» (1927)). В этом произведении представлены ключевые темы опыта модерна, связанные с добычей нефти как символом опустошения Земли, человеческого вампиризма (Андерсон говорил, что создавая образ главного героя, «сверхчеловека» – нефтепромышленника, он вдохновлялся не только капиталистическими магнатами начала ХХ века, но и графом Дракулой), который неизбежно обращается и на самого человека, приводя к насилию и отчуждению в человеческом мире. Метафора нефти как крови Земли проходит через весь фильм, но кроме того, и сама нефть в результате насилия, вызванного алчностью, превращается в проливаемую человеческую кровь. Фильм, начиная с названия (цитата из Библии), наполнен религиозными символами и аллюзиями, что связывает «экономическую» тему с метафизическими и духовными основаниями эпохи и помещает ее в контекст истории нигилизма, который М.Хайдеггер назвал судьбой Запада. Но это не означает, что достаточно было бы «прочитать» «Нефть» через Вебера, Ницше или Хайдеггера. Художественная мощь образов фильма способна сама пролить свет на сущностные вопросы положения человека в мире в настоящий момент мировой истории.

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ(17 мая)В рамках конференции пройдет творческая встреча с Дмитрием Быковым, на которой известный писатель представит свой роман «ЖД».Действие романа разворачивается в недалеком будущем в условиях разразившейся на просторах Родины гражданской войны. Война проходит вяло, буднично, противоборствующие силы измотаны и обескровлены, и занимаются, в основном, тем, что избегают прямых столкновений да бродят по окрестным деревням в поисках пропитания. Внешний мир происходящее на нашей территории не интересует: после открытия чудодейственного газа флогистона и обнаружения по всему миру (кроме, естественно, России) его богатейших залежей, у цивилизованного мира напрочь отпала всякая потребность в газе, нефти и прочих энергоносителях, а, следовательно, и в нашей стране. И едва мы оказались предоставлены сами себе, как грянула междоусобная война. Повествование в романе развивается в лучших традициях всех гениальных текстов – на четырех уровнях: личном, общественном, историческом и метафизическом (образ России как особого места, где действуют собственные, неподвластные логическому объяснению законы). Автор предупреждает в предисловии: «Наверное, это плохая книга <…> это во многих отношениях неправильная книга <…> Мне не так уж важно было написать хорошую книгу. Мне важно было написать то, что я хотел».В этой книге эпического жанра Быков создал удивительный мир, сотканный из лоскутов разных эпох, мифов, сказок, зарисовок настоящего, образов гражданской войны будущего. Эта поэма похожа на всё сразу – и на Щедрина, и на Мережковского, и на Шолохова, и на Пелевина, есть мотивы из книг Пастернака, Платонова, Пепперштейна, Петрушевской, даже Павича. По словам самого Быкова в книге сошлись его "любимые сюжеты и главные мысли". Почему эти мысли сложись в такой причудливый сюжет, связанный с нефтью, – автор расскажет на творческой встрече.

www.facebook.com

Жиженко Людмила Васильевна - Галерея работ. Натюрморты, пейзажи, уникальная техника написания картин нефтью

Галерея работ

Москва Сити

Холст, Нефть

80×60 25 Дек 2017

Минск

Холст, Акрил и Нефть

40×30 25 Дек 2017

Минские ворота (диптих)

Холст, Акрил и Нефть

50×70 25 Дек 2017

Минские ворота (диптих)

Холст, Акрил и Нефть

50×70 25 Дек 2017

Двое (диптих)

Холст, Акрил и Нефть

120×50 25 Дек 2017

В степях Казахстана

Бумага, Акрил и Нефть

80×70 25 Дек 2017

Вольные ветра

Бумага, Акрил и Нефть

70×60 25 Дек 2017

Маки

Бумага, Акрил и Нефть

30×40 25 Дек 2017

Морская прогулка

Бумага, Нефть

40×30 25 Дек 2017

Цветут рододендроны

Бумага, Акрил и Нефть

40×30 25 Дек 2017

Весна в лесу

Бумага, Акрил и Нефть

40×30 25 Дек 2017

Зубр

Бумага, Нефть

50×40 25 Дек 2017

На пруду

Бумага, Нефть

40×30 25 Дек 2017

Июльский вечер

Бумага, Нефть

50×40 25 Дек 2017

Утро жаркого дня

Бумага, Нефть

50×40 25 Дек 2017

Аисты

Бумага, Нефть

30×40 25 Дек 2017

Утренняя прогулка

Бумага, Нефть

50×40 25 Дек 2017

Рыбаки

Бумага, Нефть

40×30 25 Дек 2017

Утро

Бумага, Нефть

30×40 25 Дек 2017

Мелодия лета

Холст, Масло

80×60 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

40×30 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

40×30 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

50×40 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

40×30 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

40×30 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

40×30 14 Авг 2016

Из серии "Нефтедобыча"

Бумага, Нефть

40×30 14 Авг 2016

На нефтяном промысле

Бумага, Нефть

80×60 14 Фев 2016

Снегири

Бумага, Нефть

14 Фев 2016

Ноябрь 2015

Бумага, Нефть

14 Фев 2016

Серия "Подводный мир"

Бумага, Акварель

14 Фев 2016

Серия "Подводный мир"

Бумага, Акварель

14 Фев 2016

Серия "Подводный мир"

Бумага, Акварель

14 Фев 2016

Июньский рассвет

Бумага, Нефть

40×30 08 Окт 2015

Аисты

Бумага, Нефть

60×50 08 Окт 2015

Сирень в корзинке

Холст, Акрил, Нефть и Поталь

60×50 08 Окт 2015

Золото земли нашей

Холст, Акрил, Нефть и Поталь

60×50 08 Окт 2015

В Беловежской пуще

Бумага, Нефть

60×50 08 Окт 2015

На рыбалке

Бумага, Нефть

40×30 08 Окт 2015

Зима в Беловежской пуще

Бумага, Нефть

60×50 08 Окт 2015

Ромашковый луг (НПС-34 ВФТО-2)

Бумага, Нефть

80×50 25 Авг 2015

Проект и воплощение

Бумага, Нефть

80×60 25 Авг 2015

ЛПДС Мозырь. Беларусь

Бумага, Нефть

80×60 25 Авг 2015

Храм Христа Спасителя в Москве

Холст, Акрил, Нефть и Поталь

40×50 30 Июл 2015

Софийская набережная

Бумага, Нефть

70×60 29 Июл 2015

Белая сирень

Холст, Акрил, Нефть и Поталь

50×60 29 Июл 2015

Хабаровский край, река Амур

Бумага, Нефть

70×60 29 Июл 2015

Арарат

Бумага, Акрил и Нефть

70×60 18 Июн 2015

К весне

Бумага, Нефть

60×50 18 Июн 2015

Натюрморт с рябиной

Бумага, Акрил и Нефть

60×50 18 Июн 2015 Гомель

Рыбаки на зорьке

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Утро на охоте

Бумага, Нефть

50×40 01 Ноя 2014

Туманное утро

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Травы луговые

Бумага, Нефть

60×40 01 Ноя 2014

Сумерки

Бумага, Нефть

50×40 01 Ноя 2014

Стадо кабанов

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Сентябрь

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Рыбное место

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Родные просторы

Бумага, Нефть

70×60 01 Ноя 2014

Охота на диких кабанов

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Начало грозы

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

На рыбалке

Бумага, Нефть

50×40 01 Ноя 2014

На промысле

Бумага, Нефть

50×40 01 Ноя 2014

Охота на уток

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

На окраине села

Бумага, Нефть

60×40 01 Ноя 2014

Мост через реку Обь

Бумага, Нефть

65×55 01 Ноя 2014

Оттепель

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Цветы полевые

Холст, Акрил и Нефть

60×60 01 Ноя 2014

Маки

Холст, Акрил и Нефть

60×60 01 Ноя 2014

Лошадка

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Золото осени

Бумага, Нефть и Поталь

40×30 01 Ноя 2014

Затишье на пруду

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Начало...

Холст, Нефть и Поталь

60×60 01 Ноя 2014

Ночь

Холст, Нефть и Поталь

60×60 01 Ноя 2014

День

Холст, Нефть и Поталь

60×60 01 Ноя 2014

Дачки

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Воспоминания детства

Бумага, Нефть

40×60 01 Ноя 2014

В лесной чаще

Бумага, Нефть

50×40 01 Ноя 2014

В зимнем парке

Бумага, Нефть

40×30 01 Ноя 2014

Днепровские дали

Бумага, Нефть

120×40 08 Июл 2014

Двое

Бумага, Нефть

120×40 08 Июл 2014

Одинокая лодочка

Бумага, Нефть

120×40 08 Июл 2014

Луна над озером

Бумага, Нефть

120×40 08 Июл 2014

Мелодия весны

Бумага, Нефть

60×40 08 Июл 2014

На рассвете

Бумага, Нефть

60×40 08 Июл 2014

А нефть пускай фонтаном бьёт...

Бумага, Нефть

60×50 13 Мар 2014

Проект "Сахалин-5"

Бумага, Нефть

50×60 13 Мар 2014

Находкинский порт

Бумага, Нефть

50×60 13 Мар 2014

Буровая

Бумага, Нефть

50×40 13 Мар 2014 Гомель

Нефть под землёю таится...

Бумага, Нефть

32×42 22 Фев 2014

На озере

Бумага, Нефть

15×10 18 Фев 2014

Утро

Бумага, Нефть

50×30 18 Фев 2014

Натюрморт с черешней

Бумага, Акрил и Нефть

60×50 20 Янв 2014

Натюрморт с маками

Бумага, Акрил и Нефть

70×52 20 Янв 2014

Над Припятью

Бумага, Нефть

80×62 19 Сен 2013

Ванкорское месторождение

Бумага, Нефть

50×60 19 Сен 2013

Резервуарный парк

Бумага, Нефть

50×60 19 Сен 2013

Алые паруса

Бумага, Акрил и Нефть

50×45 30 Мар 2013 Гомель

Нефтяной край

Бумага, Нефть

50×40 30 Мар 2013 Гомель

Цветы полевые

Холст, Масло

60×50 14 Фев 2013

Утро сирени

Холст, Масло

80×60 14 Фев 2013

Розы

Холст, Масло

14 Фев 2013

Розовые хризантемы

Холст, Масло

14 Фев 2013

Осеннее настроение

Холст, Масло

14 Фев 2013

Незабудки

Холст, Масло

14 Фев 2013

Серия "Маки"

Холст, Масло

14 Фев 2013

Серия "Маки"

Холст, Масло

14 Фев 2013

На лугах Приднепровья (диптих)

Холст, Масло

14 Фев 2013

Дачные радости

Холст, Масло

14 Фев 2013

Белые хризантемы

Холст, Масло

14 Фев 2013

Белые пионы

Холст, Масло

14 Фев 2013

Праздник осени

Бумага, Акварель

14 Фев 2013

На Полесье

Бумага, Нефть

50×40 08 Фев 2013 Гомель

Весеннее половодье

Бумага, Нефть

38×20 08 Фев 2013 Гомель

Зима в деревне

Бумага, Нефть

40×30 08 Фев 2013 Гомель

В зимнем лесу

Бумага, Акрил и Нефть

50×40 08 Фев 2013 Гомель

Зимнее утро

Бумага, Акрил и Нефть

50×40 08 Фев 2013 Гомель

В парке

Бумага, Нефть

40×30 08 Фев 2013 Гомель

На море

Бумага, Нефть

50×40 08 Фев 2013 Гомель

Связь времен. г.Сургут

Бумага, Нефть

60×50 08 Фев 2013 Гомель

Городской пейзаж. Сургут.

Бумага, Нефть

60×50 08 Фев 2013 Гомель

Морозный день

Бумага, Акрил и Нефть

50×40 08 Фев 2013 Гомель

На лугах Приднепровья

Бумага, Нефть

60×50 08 Фев 2013 Гомель

Первый снег

Бумага, Нефть

60×50 10 Янв 2013 Гомель

Нежное утро

Бумага, Нефть

50×40 10 Янв 2013 Гомель

Жизнь

Бумага, Нефть

64×76 10 Янв 2013 Гомель

Дыхание весны

Бумага, Нефть

60×50 10 Янв 2013 Гомель

Взгляд в детство

Бумага, Нефть

50×40 10 Янв 2013 Гомель

У пруда

Бумага, Нефть

53×43 10 Янв 2013 Гомель

Безмолвие

Бумага, Нефть

60×60 10 Янв 2013 Гомель

Вечность

Бумага, Нефть

60×60 10 Янв 2013 Гомель

Март

Бумага, Нефть

60×50 08 Янв 2013 Гомель

Сирень

Бумага, Акрил и Нефть

42×34 08 Янв 2013 Гомель

Тишина

Бумага, Нефть

58×44 08 Янв 2013 Москва

Ночь над озером

Бумага, Нефть

58×44 08 Янв 2013 Москва

Полет журавлей

Бумага, Нефть

40×60 08 Янв 2013 Гомель

Осенний букет

Бумага, Нефть

50×70 08 Янв 2013 Гомель

Зимний пейзаж

Бумага, Нефть

40×50 08 Янв 2013 Гомель

Зимка

Бумага, Нефть

40×30 08 Янв 2013

Белорусский мотив

Бумага, Нефть

50×40 08 Янв 2013

Натюрморт с яблоками

Бумага, Нефть

50×40 06 Янв 2013 Гомель

Сирень в корзинке

Холст, Масло

15 Фев 2012

Очарование лета

Холст, Масло

15 Фев 2012

Гармония

Холст, Масло

15 Фев 2012

Краски лета

Холст, Масло

15 Фев 2012

На озере Нарочь

Бумага, Акварель

14 Фев 2012

Лето

японская бумага, Акварель

14 Фев 2012

Дачи

Бумага, Акварель

14 Фев 2012

Хризантемы

Холст, Масло

50×40 08 Фев 2012 Гомель

Вечер

японская бумага, Акварель

14 Фев 2010

В зимнем лесу

Бумага, Акварель

14 Фев 2010

www.lzhizhenko.com

Нефть в искусстве.Живопись нефтью - Posts

Международная научная конференцияФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ(17-18 мая 2018, Институт философии СПбГУ)

Предполагаемые общие темы для обсуждения: ...- Социология нефти: нефтепоклонники, нефтезависимые, социальные дистопии- Нефть в искусстве и нефть как искусство- Лингвистический анализ (нефть как объект поклонения)- Феноменология нефти (феномен нефти, феномен сырьевого мышления, Dasein нефтяного бытия) - Нефть как культурный феномен: сырьевое проклятье и демодернизация культуры- Нефть и классическая политэкономия - Психологические особенности нефтезависимости и образ нефтезавизимого

Учитывая специфику предмета предлагаемого обсуждения, Оргкомитет предлагает воспринимать слово «феноменология», стоящее в названии конференции, в самом общем смысле, т.е. как призыв прорваться к сущности нефтезависимого сознания и к феномену нефти как таковому.

В рамках конференции проходят:- Выставка работ художника Виталия Касаткина (17-18 мая), мастер-классы живописи нефтью (Менделеевская линия, 5, ауд. 148)- Встреча с поэтом и писателем Дмитрием Быковым (17 мая с 18-00 – 19-30) (Менделеевская линия, 5, ауд. 25)- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая с 16-30 – 19-00) (Менделеевская линия, 5, ауд. 142)

Приглашаются все заинтересованные!

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Санкт-Петербургский Государственный университет, Институт философии

Социологический институт РАНЦентр изучения зон культурного отчуждения и пограничья (ЦИЗКОП СИ РАН), Россия

Labont (University of Turin), Italy

Center for Advanced Studies of Southeastern Europe (CAS – SEE), Croatia

University of Belgrade, Serbia

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ(17-18 мая 2008, Санкт-Петербург)

Программа конференции17 маяМенделеевская линия, 5, ауд. 2510-00 – 10-30 Регистрация участников10-30 – 11-00 Приветствие. Техническая информация для участников конференции. 11-00 – 11-30 Открытие выставки Виталия Касаткина. Творческая встреча, анонс мастер-класса. (см. аннотацию)

11-30 – 13-30 Пленарное заседаниеМодератор: Сергей Троицкий(регламент: 40 мин. доклад, 20 мин. обсуждение)

11-30 – 12-30 Часлав Д. Копривица (Белградский Университет, Сербия): Нефть, это то, что makes world moving. А зачем миру двигаться?

12-30 – 13-30 Дмитрий Быков (Москва, Россия): Тема нефти в творчестве Исаака Бабеля (рассказ "Нефть")

13-30 – 14-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

14-30 – 16-00 Модератор: Жанна Николаева(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Илья Калинин (СПбГУ, Россия): Политические фракции нефти: между социализмом и неолиберализом

Светлана Никонова (Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов, Россия): Залегающие в глубине истоки явлений. Феноменология нефти как способ обнаружения культурной травмы современности

16-00 – 16-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

16-30 – 18-00Модератор: Светлана Никонова(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Наталья Артеменко (СПбГУ, Россия): Кино и нефть: попытка феноменологического сопоставления

Жанна Николаева (СПбГУ, Россия): Мета-роман с Нефтью. Пьер Паоло Пазолини и другие

18-00 – 19-30Творческая встреча с Дмитрием Быковым. Роман «ЖД»

18 мая

Менделеевская линия, 5, ауд. 2510-00 – 11-30Модератор: Наталья Артеменко(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Эрнесто Сферацца Папа (Туринский Университет, Италия): Nature as a source of energy? Reading Heidegger today

Оксана Тимофеева (Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Россия; Институт философии РАН, Россия): Набросок к философии нефти

11-30 – 12-00 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

12-00 – 13-30Модератор: Илья Калинин(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Сергей Троицкий (СПбГУ, Россия): Новая версия Good Life: возвращение к меркантилизму?

Евгения Волощук (Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере), Германия): "Галицкая Пенсильвания": нефть, модернизация и межэтнические отношения в Галиции из литературной перспективы

13-30 – 14-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

14-30 – 16-00Модератор: Евгения Волощук(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Ярослав Бегун ( Кильский университет имени Кристиана Альбрехта / Университет имени Адама Мицкевича в Познани, Польша): Нефть как политико-сатирическая аллегория в пьесе "Остров мира" Е. Петрова

Борис Борисов (Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере), Германия): Нефть и техника в литературных визиях постсоветской действительности

Алексей Сидоров (СПбГУ, Россия): Феноменология американского духа в фильме Пола Томаса Андерсона "Нефть"

16-00 – 16-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

16-30 – 19-00Менделеевская линия, 5, ауд. 142Киносеминар.Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (см. аннотацию)Модератор: Ксения Капельчук

В рамках конференции проходят:- Выставка работ Виталия Касаткина (17-18 мая), мастер-классы живописи нефтью (см. аннотацию) (Менделеевская линия, 5, ауд. 148)- Встреча с Дмитрием Быковым (17 мая) (см. аннотацию) Менделеевская линия, 5, ауд. 25- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая) (см. аннотацию) Менделеевская линия, 5, ауд. 142

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ НЕФТЬ…ВЫСТАВКА РАБОТ ВИТАЛИЯ КАСАТКИНА(17-18 мая)Виталий Касаткин — потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике «рельефной живописи». Виталий закончил Петербургскую Академию Художеств, с успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и многих других странах. Его работы занимают значительное место в частных коллекциях и музеях. В Международной гильдии мастеров Виталию Касаткину подали идею — попробовать писать картины нефтью, которая дает дополнительные возможности для творческих поисков. Она медленно высыхает и позволяет вносить изменения, дорабатывать полотно на протяжении 10 часов, тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Оказалось, что нефтяная палитра способна заменить привычные краски. Художник хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного: использование нефти постепенно выходит за рамки материального, входя в сферу искусства. Сегодня в мастерской Виталия Касаткина 64 сорта нефти. Все они имеют разные оттенки: от светло-желтого (Сахалинская) до красно-бурого (Ухта) и почти черного (Якутия). Пишет он специальным приспособлением, вроде фунтика, свернутого из плотной бумаги. В качестве основы редко использует полотно, чаще картон, ДВП или фанеру. Обычно художник использует нефтеотходы: газовый конденсат, шлаки, битум и прочее. Нефть, добываемая в разных регионах нашей страны, сама по себе дает богатейшую цветовую палитру. «Живопись нефтью» можно назвать экологически чистым искусством: Касаткин утилизирует те самые нефтеотходы, которые так загрязняют нашу планету.После многочисленных мастер-классов, которые дает художник, разъезжая по всему миру, число мастеров, рисующих нефтью, стремительно растет. В художественной среде даже появился специальный термин — нефтизм. Виталий уверяет: за нефтью — будущее изобразительного искусства. Ведь краски — это химия, а нефть — природный материал. Интересный факт: в этнокультурном парке Республики Коми открылся "Музей нефтяного искусства". Пока он первый и единственный в мире. В рамках конференции пройдет выставка работа Виталия Касаткина, творческая встреча с художником, а также мастер-класс. Все посетители выставки Виталия Касаткина могут лично прикоснуться к искусству — попробовать рисовать нефтью.

КИНОСЕМИНАР. ФИЛЬМ ПОЛА ТОМАСА АНДЕРСОНА "НЕФТЬ"(18 мая)Одна из сущностных составляющих опыта модерна – непрерывный экономический рост, поддерживаемый все возрастающим использованием природных ресурсов. Этот опыт связан с усиливающейся эксплуатацией природы, опустошительного наступления на нее и превращением Земли в субстрат для рационального планирования и реализации властных устремлений человека. Однако, ключевая роль ископаемого топлива, и, главным образом, нефти в современном мире до сих пор была слепым пятном критической мысли, что само по себе является одной из показательных черт современности. Общие основания феноменологического осмысления опыта агрессивно-принуждающего отношения к природе в современную эпоху были заложены еще Э.Гуссерлем в описании духовного кризиса современного человечества в условиях невиданного научно-технического господства над природой и М.Хайдеггером в понимании сущности современной эпохи как «затребования» всех ресурсов Земли, движимом субъективистской волей к власти. Но феноменология добычи и использования нефти как главного и несущего особую символическую значимость в образе «крови Земли» природного ресурса еще нуждается в разработке. В реализации этой задачи на помощь философии сегодня может прийти искусство. Современная цивилизация – это цивилизация образа, «видеосфера». Визуальные искусства, в особенности кинематограф, зачастую опережают философию как в осмыслении самой природы образа, так и в демонстрации тех или иных феноменов, еще не ставших предметом философского анализа. В своих лучших образцах кинематограф выступает как диагност времени и находит способы эстетического выражения для явлений, которые еще не получили внятного дискурсивного оформления. Очевидно, что сегодня философия и искусство нуждаются друг в друге – искусство становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному опыту. Неудивительно, что современный кинематограф не прошел мимо феномена нефти и ее роли в коллективной ментальности. Возможно, центральным произведением последнего времени на эту тему стал шедевр Пола Томаса Андерсена «Нефть» (оригинальное название «There will be blood» – «И будет кровь» – по роману Э.Синклера «Нефть!» (1927)). В этом произведении представлены ключевые темы опыта модерна, связанные с добычей нефти как символом опустошения Земли, человеческого вампиризма (Андерсон говорил, что создавая образ главного героя, «сверхчеловека» – нефтепромышленника, он вдохновлялся не только капиталистическими магнатами начала ХХ века, но и графом Дракулой), который неизбежно обращается и на самого человека, приводя к насилию и отчуждению в человеческом мире. Метафора нефти как крови Земли проходит через весь фильм, но кроме того, и сама нефть в результате насилия, вызванного алчностью, превращается в проливаемую человеческую кровь. Фильм, начиная с названия (цитата из Библии), наполнен религиозными символами и аллюзиями, что связывает «экономическую» тему с метафизическими и духовными основаниями эпохи и помещает ее в контекст истории нигилизма, который М.Хайдеггер назвал судьбой Запада. Но это не означает, что достаточно было бы «прочитать» «Нефть» через Вебера, Ницше или Хайдеггера. Художественная мощь образов фильма способна сама пролить свет на сущностные вопросы положения человека в мире в настоящий момент мировой истории.

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ(17 мая)В рамках конференции пройдет творческая встреча с Дмитрием Быковым, на которой известный писатель представит свой роман «ЖД».Действие романа разворачивается в недалеком будущем в условиях разразившейся на просторах Родины гражданской войны. Война проходит вяло, буднично, противоборствующие силы измотаны и обескровлены, и занимаются, в основном, тем, что избегают прямых столкновений да бродят по окрестным деревням в поисках пропитания. Внешний мир происходящее на нашей территории не интересует: после открытия чудодейственного газа флогистона и обнаружения по всему миру (кроме, естественно, России) его богатейших залежей, у цивилизованного мира напрочь отпала всякая потребность в газе, нефти и прочих энергоносителях, а, следовательно, и в нашей стране. И едва мы оказались предоставлены сами себе, как грянула междоусобная война. Повествование в романе развивается в лучших традициях всех гениальных текстов – на четырех уровнях: личном, общественном, историческом и метафизическом (образ России как особого места, где действуют собственные, неподвластные логическому объяснению законы). Автор предупреждает в предисловии: «Наверное, это плохая книга <…> это во многих отношениях неправильная книга <…> Мне не так уж важно было написать хорошую книгу. Мне важно было написать то, что я хотел».В этой книге эпического жанра Быков создал удивительный мир, сотканный из лоскутов разных эпох, мифов, сказок, зарисовок настоящего, образов гражданской войны будущего. Эта поэма похожа на всё сразу – и на Щедрина, и на Мережковского, и на Шолохова, и на Пелевина, есть мотивы из книг Пастернака, Платонова, Пепперштейна, Петрушевской, даже Павича. По словам самого Быкова в книге сошлись его "любимые сюжеты и главные мысли". Почему эти мысли сложись в такой причудливый сюжет, связанный с нефтью, – автор расскажет на творческой встрече.

www.facebook.com

Виталий Касаткин

Виталий Касаткин стал первым российским художником, работающим с нефтью в качестве краски. Его работы – невероятно объемные, живые и детализированные. С первого взгляда невозможно понять, что живописец использовал какой-то необычный материал. Картины совершенно не пахнут и краски на холсте не черного мазутного цвета, а оттенка сепии. Если приглядеться, то на некоторых полотнах можно заметить оттенки желтого и красного. В бесплатном мастер-классе могли принять участие все желающие – даже те, кто ни разу до этого не держал кисточку в руках. Всем «художникам» дали полный карт-бланш: можно было рисовать как угодно и что угодно. Многие решили, что необычному материалу необходимо оригинальное применение и рисовали на картонных дощечках нечто абстрактное – загадочные темные силуэты и пятна, похожие на чернильные пятна Роршаха. Мастер-класс проходил в рамках выставки Виталия Касаткина «Неизведанная красота нефти». В экспозиции представлены как его ранние работы, выполненные в технике рельефной живописи, так и «нефтяные» пейзажи. По словам самого художника, это первая крупная «нефтяная» выставка в России. «У якутской нефти благородный цвет» NV: Виталий, как вдруг нефть заменила вам обычную краску?  Виталий Касаткин: Попробовать поработать с нефтью мне предложили мои знакомые. Они знали, что я пишу картины в технике рельефной живописи, и поэтому решили, что я буду не против экспериментов. NV: Многие художники отнеслись бы к такой идее с изрядной долей скепсиса. В.К.: Я знал, что есть художники, рисующие нефтью. Один живет в Азербайджане, другой – в Белоруссии. Выходит, я первый художник в России, работающий с нефтью. Были живописцы и до меня, которые пробовали рисовать ею, но у них не получалось. В первый раз я рисовал на стекле. Получился некий «нефтяной витраж». Можно даже сказать, что нефть как заменитель краски подошла мне полностью. Поначалу я экспериментировал, набирался опыта и набивал руку около года. Одна из первых удачных работ – «Зимний Спас». Когда рисовал этот пейзаж, то использовал и нефть, и обычные краски. NV: В одном из интервью вы говорили, что банку нефти вам подарили знакомые железнодорожники. «Черное золото» простому художнику явно будет найти труднее, чем масляные краски. В.К.: На днях мне подарили банку якутской нефти. Из нее можно создавать настоящие шедевры. Она – тягучая, но при этом очень хорошо расплывается на холсте. У нее очень приятный теплый оттенок. К слову, у нефти в каждом регионе страны – свой неповторимый цвет. Например, у нефти, добываемой в Астрахани, желтоватый оттенок,  у якутской – темно-коричневый благородный цвет. NV: Если художники начнут заимствовать вашу технику, вы не будете считать это плагиатом и бездумным копированием? В.К.: Я считаю, что чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Убедился в этом на своем опыте. В университетах за рубежом я знакомил студентов с техникой рельефной живописи. Кроме того, у каждого живописца своя техника и художественная манера. Даже на мастер-классе каждый рисовал по-своему. Ни одна из работ не была похожа на другую. NV: Виталий, что вас связывает с Якутией? У вас ведь даже есть картина, на которой запечатлены Ленские столбы. В.К.: Одна из моих первых выставок проходила в представительстве Якутии в Санкт-Петербурге. В Якутск я также приехал по приглашению постпредства, провел здесь три мастер-класса. В республике я во второй раз. Если честно, я не ожидал, что выставка и мастер-класс вызовут такой большой интерес среди якутян. А в картине с Ленскими столбами я попытался передать в первую очередь впечатление от этого «чуда света». Словами и даже на холсте увиденное в полной мере не передать. Я показывал эту работу в Германии на выставке. Немцы не верили, что изображенные на картине красоты действительно существуют. Они даже дали название этой картине  – «Фантазия». В итоге она заняла первое место на конкурсе. Но никто все равно не хотел верить мне, что Ленские столбы существуют. Все смотрели на меня как на сумасшедшего. К счастью, нашелся один немец, выходец из Якутии, который подтвердил мои слова и сказал, что красота, изображенная на холсте, реально существует. NV: Вы рисуете обычными кисточками? В.К.: Сперва рисую кистью, потом прорисовываю деталью смастеренным мной инструментом. Картины сохнут долго – около двух суток. Чтобы нефть высыхала быстрее, я кладу картины возле печки. Рисовать нефтью можно и на листе ДВП, и на шелке, и на батике. Это зависит уже от фантазии художника. «Смешиваю известь с нефтью и смолой» NV: На некоторых ваших «нефтяных» картинах есть оттенки красноватого и розового цвета. В чем секрет? В.К.: Сам цвет нефти на холсте может варьироваться от желтоватого до черного. Чтобы получить желтый цвет, я смешиваю известь со смолой и нефтью. Из нефти можно получить даже голубой оттенок, но он плохо сочетается с коричневым. Совсем недавно мне удалось выделить зеленый цвет. NV: Вы ведь чем-то разбавляете нефть, чтобы она не ложилась на холст просто черным пятном? В.К.: Иногда разбавляю нефть бензином или скипидаром – тем, что под руку попадется. Некоторые работы я покрываю смоляным лаком, который изготавливаю сам из сосновой смолы. Смола растапливается, отстаивается и затем валиком ею можно покрыть готовые работы. Это старинный рецепт лака, который передавался в нашей семьей из поколения в поколение, как и техника рельефной живописи. А обычным лаком картины, нарисованные нефтью, покрывать нельзя. NV: Ваши картины не огнеопасны? В. К.: Что вы, вовсе нет. Мало того, что они не огнеопасны, они еще и долговечные. Многие думают, что со временем нефть на холсте высыхает и трескается, но я пока ничего подобного не замечал. NV: Планируете организовать еще одну персональную выставку в Якутске? В. К.: Мне бы очень хотелось приехать в Якутию еще раз – провести мастер-классы, показать больше своих работ. Сейчас я работаю над проектом «Чудеса света». В Якутии столько удивительных мест – Ленские столбы, Полюс холода, виды Индигирки. Всю эту красоту хотелось бы отразить на полотнах. В школе для слабовидящих я бы хотел провести курс реабилитационных занятий «14 шагов» для сохранения зрения. Более того, мне хотелось бы создать в Якутске школу по технике рисования нефтью.

vkasatkin.ru

Нефть в искусстве.Живопись нефтью - Home

Международная научная конференцияФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ(17-18 мая 2018, Институт философии СПбГУ)

Предполагаемые общие темы для обсуждения: ...- Социология нефти: нефтепоклонники, нефтезависимые, социальные дистопии- Нефть в искусстве и нефть как искусство- Лингвистический анализ (нефть как объект поклонения)- Феноменология нефти (феномен нефти, феномен сырьевого мышления, Dasein нефтяного бытия) - Нефть как культурный феномен: сырьевое проклятье и демодернизация культуры- Нефть и классическая политэкономия - Психологические особенности нефтезависимости и образ нефтезавизимого

Учитывая специфику предмета предлагаемого обсуждения, Оргкомитет предлагает воспринимать слово «феноменология», стоящее в названии конференции, в самом общем смысле, т.е. как призыв прорваться к сущности нефтезависимого сознания и к феномену нефти как таковому.

В рамках конференции проходят:- Выставка работ художника Виталия Касаткина (17-18 мая), мастер-классы живописи нефтью (Менделеевская линия, 5, ауд. 148)- Встреча с поэтом и писателем Дмитрием Быковым (17 мая с 18-00 – 19-30) (Менделеевская линия, 5, ауд. 25)- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая с 16-30 – 19-00) (Менделеевская линия, 5, ауд. 142)

Приглашаются все заинтересованные!

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Санкт-Петербургский Государственный университет, Институт философии

Социологический институт РАНЦентр изучения зон культурного отчуждения и пограничья (ЦИЗКОП СИ РАН), Россия

Labont (University of Turin), Italy

Center for Advanced Studies of Southeastern Europe (CAS – SEE), Croatia

University of Belgrade, Serbia

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ(17-18 мая 2008, Санкт-Петербург)

Программа конференции17 маяМенделеевская линия, 5, ауд. 2510-00 – 10-30 Регистрация участников10-30 – 11-00 Приветствие. Техническая информация для участников конференции. 11-00 – 11-30 Открытие выставки Виталия Касаткина. Творческая встреча, анонс мастер-класса. (см. аннотацию)

11-30 – 13-30 Пленарное заседаниеМодератор: Сергей Троицкий(регламент: 40 мин. доклад, 20 мин. обсуждение)

11-30 – 12-30 Часлав Д. Копривица (Белградский Университет, Сербия): Нефть, это то, что makes world moving. А зачем миру двигаться?

12-30 – 13-30 Дмитрий Быков (Москва, Россия): Тема нефти в творчестве Исаака Бабеля (рассказ "Нефть")

13-30 – 14-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

14-30 – 16-00 Модератор: Жанна Николаева(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Илья Калинин (СПбГУ, Россия): Политические фракции нефти: между социализмом и неолиберализом

Светлана Никонова (Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов, Россия): Залегающие в глубине истоки явлений. Феноменология нефти как способ обнаружения культурной травмы современности

16-00 – 16-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

16-30 – 18-00Модератор: Светлана Никонова(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Наталья Артеменко (СПбГУ, Россия): Кино и нефть: попытка феноменологического сопоставления

Жанна Николаева (СПбГУ, Россия): Мета-роман с Нефтью. Пьер Паоло Пазолини и другие

18-00 – 19-30Творческая встреча с Дмитрием Быковым. Роман «ЖД»

18 мая

Менделеевская линия, 5, ауд. 2510-00 – 11-30Модератор: Наталья Артеменко(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Эрнесто Сферацца Папа (Туринский Университет, Италия): Nature as a source of energy? Reading Heidegger today

Оксана Тимофеева (Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Россия; Институт философии РАН, Россия): Набросок к философии нефти

11-30 – 12-00 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

12-00 – 13-30Модератор: Илья Калинин(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Сергей Троицкий (СПбГУ, Россия): Новая версия Good Life: возвращение к меркантилизму?

Евгения Волощук (Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере), Германия): "Галицкая Пенсильвания": нефть, модернизация и межэтнические отношения в Галиции из литературной перспективы

13-30 – 14-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

14-30 – 16-00Модератор: Евгения Волощук(регламент: 30 мин. доклад, 15 мин. обсуждение)

Ярослав Бегун ( Кильский университет имени Кристиана Альбрехта / Университет имени Адама Мицкевича в Познани, Польша): Нефть как политико-сатирическая аллегория в пьесе "Остров мира" Е. Петрова

Борис Борисов (Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере), Германия): Нефть и техника в литературных визиях постсоветской действительности

Алексей Сидоров (СПбГУ, Россия): Феноменология американского духа в фильме Пола Томаса Андерсона "Нефть"

16-00 – 16-30 ПерерывМастер-класс Виталия Касаткина (ауд. 148)

16-30 – 19-00Менделеевская линия, 5, ауд. 142Киносеминар.Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (см. аннотацию)Модератор: Ксения Капельчук

В рамках конференции проходят:- Выставка работ Виталия Касаткина (17-18 мая), мастер-классы живописи нефтью (см. аннотацию) (Менделеевская линия, 5, ауд. 148)- Встреча с Дмитрием Быковым (17 мая) (см. аннотацию) Менделеевская линия, 5, ауд. 25- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая) (см. аннотацию) Менделеевская линия, 5, ауд. 142

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ НЕФТЬ…ВЫСТАВКА РАБОТ ВИТАЛИЯ КАСАТКИНА(17-18 мая)Виталий Касаткин — потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике «рельефной живописи». Виталий закончил Петербургскую Академию Художеств, с успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и многих других странах. Его работы занимают значительное место в частных коллекциях и музеях. В Международной гильдии мастеров Виталию Касаткину подали идею — попробовать писать картины нефтью, которая дает дополнительные возможности для творческих поисков. Она медленно высыхает и позволяет вносить изменения, дорабатывать полотно на протяжении 10 часов, тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Оказалось, что нефтяная палитра способна заменить привычные краски. Художник хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного: использование нефти постепенно выходит за рамки материального, входя в сферу искусства. Сегодня в мастерской Виталия Касаткина 64 сорта нефти. Все они имеют разные оттенки: от светло-желтого (Сахалинская) до красно-бурого (Ухта) и почти черного (Якутия). Пишет он специальным приспособлением, вроде фунтика, свернутого из плотной бумаги. В качестве основы редко использует полотно, чаще картон, ДВП или фанеру. Обычно художник использует нефтеотходы: газовый конденсат, шлаки, битум и прочее. Нефть, добываемая в разных регионах нашей страны, сама по себе дает богатейшую цветовую палитру. «Живопись нефтью» можно назвать экологически чистым искусством: Касаткин утилизирует те самые нефтеотходы, которые так загрязняют нашу планету.После многочисленных мастер-классов, которые дает художник, разъезжая по всему миру, число мастеров, рисующих нефтью, стремительно растет. В художественной среде даже появился специальный термин — нефтизм. Виталий уверяет: за нефтью — будущее изобразительного искусства. Ведь краски — это химия, а нефть — природный материал. Интересный факт: в этнокультурном парке Республики Коми открылся "Музей нефтяного искусства". Пока он первый и единственный в мире. В рамках конференции пройдет выставка работа Виталия Касаткина, творческая встреча с художником, а также мастер-класс. Все посетители выставки Виталия Касаткина могут лично прикоснуться к искусству — попробовать рисовать нефтью.

КИНОСЕМИНАР. ФИЛЬМ ПОЛА ТОМАСА АНДЕРСОНА "НЕФТЬ"(18 мая)Одна из сущностных составляющих опыта модерна – непрерывный экономический рост, поддерживаемый все возрастающим использованием природных ресурсов. Этот опыт связан с усиливающейся эксплуатацией природы, опустошительного наступления на нее и превращением Земли в субстрат для рационального планирования и реализации властных устремлений человека. Однако, ключевая роль ископаемого топлива, и, главным образом, нефти в современном мире до сих пор была слепым пятном критической мысли, что само по себе является одной из показательных черт современности. Общие основания феноменологического осмысления опыта агрессивно-принуждающего отношения к природе в современную эпоху были заложены еще Э.Гуссерлем в описании духовного кризиса современного человечества в условиях невиданного научно-технического господства над природой и М.Хайдеггером в понимании сущности современной эпохи как «затребования» всех ресурсов Земли, движимом субъективистской волей к власти. Но феноменология добычи и использования нефти как главного и несущего особую символическую значимость в образе «крови Земли» природного ресурса еще нуждается в разработке. В реализации этой задачи на помощь философии сегодня может прийти искусство. Современная цивилизация – это цивилизация образа, «видеосфера». Визуальные искусства, в особенности кинематограф, зачастую опережают философию как в осмыслении самой природы образа, так и в демонстрации тех или иных феноменов, еще не ставших предметом философского анализа. В своих лучших образцах кинематограф выступает как диагност времени и находит способы эстетического выражения для явлений, которые еще не получили внятного дискурсивного оформления. Очевидно, что сегодня философия и искусство нуждаются друг в друге – искусство становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному опыту. Неудивительно, что современный кинематограф не прошел мимо феномена нефти и ее роли в коллективной ментальности. Возможно, центральным произведением последнего времени на эту тему стал шедевр Пола Томаса Андерсена «Нефть» (оригинальное название «There will be blood» – «И будет кровь» – по роману Э.Синклера «Нефть!» (1927)). В этом произведении представлены ключевые темы опыта модерна, связанные с добычей нефти как символом опустошения Земли, человеческого вампиризма (Андерсон говорил, что создавая образ главного героя, «сверхчеловека» – нефтепромышленника, он вдохновлялся не только капиталистическими магнатами начала ХХ века, но и графом Дракулой), который неизбежно обращается и на самого человека, приводя к насилию и отчуждению в человеческом мире. Метафора нефти как крови Земли проходит через весь фильм, но кроме того, и сама нефть в результате насилия, вызванного алчностью, превращается в проливаемую человеческую кровь. Фильм, начиная с названия (цитата из Библии), наполнен религиозными символами и аллюзиями, что связывает «экономическую» тему с метафизическими и духовными основаниями эпохи и помещает ее в контекст истории нигилизма, который М.Хайдеггер назвал судьбой Запада. Но это не означает, что достаточно было бы «прочитать» «Нефть» через Вебера, Ницше или Хайдеггера. Художественная мощь образов фильма способна сама пролить свет на сущностные вопросы положения человека в мире в настоящий момент мировой истории.

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ(17 мая)В рамках конференции пройдет творческая встреча с Дмитрием Быковым, на которой известный писатель представит свой роман «ЖД».Действие романа разворачивается в недалеком будущем в условиях разразившейся на просторах Родины гражданской войны. Война проходит вяло, буднично, противоборствующие силы измотаны и обескровлены, и занимаются, в основном, тем, что избегают прямых столкновений да бродят по окрестным деревням в поисках пропитания. Внешний мир происходящее на нашей территории не интересует: после открытия чудодейственного газа флогистона и обнаружения по всему миру (кроме, естественно, России) его богатейших залежей, у цивилизованного мира напрочь отпала всякая потребность в газе, нефти и прочих энергоносителях, а, следовательно, и в нашей стране. И едва мы оказались предоставлены сами себе, как грянула междоусобная война. Повествование в романе развивается в лучших традициях всех гениальных текстов – на четырех уровнях: личном, общественном, историческом и метафизическом (образ России как особого места, где действуют собственные, неподвластные логическому объяснению законы). Автор предупреждает в предисловии: «Наверное, это плохая книга <…> это во многих отношениях неправильная книга <…> Мне не так уж важно было написать хорошую книгу. Мне важно было написать то, что я хотел».В этой книге эпического жанра Быков создал удивительный мир, сотканный из лоскутов разных эпох, мифов, сказок, зарисовок настоящего, образов гражданской войны будущего. Эта поэма похожа на всё сразу – и на Щедрина, и на Мережковского, и на Шолохова, и на Пелевина, есть мотивы из книг Пастернака, Платонова, Пепперштейна, Петрушевской, даже Павича. По словам самого Быкова в книге сошлись его "любимые сюжеты и главные мысли". Почему эти мысли сложись в такой причудливый сюжет, связанный с нефтью, – автор расскажет на творческой встрече.

en-gb.facebook.com


Смотрите также