«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Картины неврева


Русский художник Неврев Н.В. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Николай Васильевич Неврев родился 3 мая 1830 года в Москве в семье купца. Некоторое время состоял на службе в должности канцеляриста. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Неврев поступил в 1850 году, когда ему уже был 21 год. В течение пяти лет художник получал знания под руководством М.И. Скотти. В 1855 году Неврев решил оставить это учебное заведение, получив звание свободного художника.

Ранними работами художника в основном были портреты. Колорит этих произведений был не очень примечательным, однако портреты отличались психологизмом и правдивостью изображения. Среди первых работ Неврева известен портрет М.И. Третьяковой, написанный в 1860 году. Настоящая слава пришла к художнику только в середине шестидесятых.

В 1859 году он становится классным художником. От портретов Неврев постепенно отходит, начиная заниматься преимущественно картинами, изображающими сцены народного быта. Именно эти работы и стали визитной карточкой художника. Среди них «Торг. Из недавнего прошлого», «Воспитанница», «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах». Особую известность имела первая картина. За эту работу Неврев был удостоен премии Общества любителей художеств. Картина посвящена торгу о продаже крестьян в доме помещика. Художнику удалось выразить свое отвращение к жестокости и глупости такого общества. Неврев проявил себя как мастер сатиры и картинной драмы. Эту работу художника вскоре приобрел П.М. Третьяков.

На картине «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» Неврев показывает присущее ему отличное знание быта купцов. В результате полотно получилось ярким и реалистичным, с нотками сатиры, как и многие другие работы художника.

С семидесятых годов художник обращается к исторической тематике, изображая в основном сцены из отечественной истории. В это время появляются картины «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого», «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию», «Захар Ляпунов и Василий Шуйский», «Патриарх Никон пред судом». Однако основными работами, принесшими известность Невреву, остались жанровые картины. С 1881 года Неврев становится участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок.

Последние годы художник жил в своем имении Лысковщина в Могилевской губернии. В это время Неврев имел очень мало средств к существованию. Художник покончил с собой 3 мая 1904 года в Лысковщине.

 

Лучшие картины Неврева Н.В.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

НЕВРЕВ Николай Васильевич – Галерея произведений (42 изображения).

Открыть доступ

Н.В.НЕВРЕВ

(1830 – 1904)

Николай Неврев как художник был близок тематикой и обличительным настроем своих картин Василию Перову. Многие его произведения были запрещены для воспроизведения и показа на выставках как «неудобные в отношении содержания». 

Сейчас Неврев более известен как мастер исторического жанра, его картины, воспринимавшиеся современным ему обществом как отклик на злобу дня, стали хрестоматийными иллюстрациями в нынешних учебниках истории.

Николай Васильевич Неврев родился 3 (15) мая 1830 года в Москве в купеческой семье. Окончил Мещанское училище Московского купеческого общества.

Первоначальные художественные навыки получил у своего отчима – учителя рисования Степанова. Учился некоторое время (до 1847) в Строгановском училище, затем в МУЖВ (1851-1855) у Михаила Скотти.

В 1855 за картину «Домашняя крестьянская сцена» (ГТГ) получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника по живописи домашних сцен.

Жил в Москве, более сорока лет был дружен с П.М.Третьяковым, ездил с его семьёй в Киев и Одессу (конец 1850-х), исполнил по его заказу портрет М.Щепкина.  С 1870-х был также тесно связан с семьёй С.И.Мамонтова, входил в Абрамцевский художественный кружок.

Много путешествовал по России, был в Закавказье, Крыму, Киеве, работал в имении И.Г.Харитоненко Натальевка под Харьковом (1892). С 1900 жил в имении В.В.Лапандина Лысковщина Могилевской области.

Преподавал в МУЖВЗ (1887-1890). В 1898 году за известность на художественном поприще Николай Неврев был удостоен звания академика. Член Товарищества передвижных выставок с 1881 года.

 

1. Неврев Николай "Домашняя крестьянская сцена" 1855 Холст, масло 99,5х80 Государственная Третьяковская галерея 1. Неврев Николай «Домашняя крестьянская сцена» 1855 Холст, масло 99,5х80 Государственная Третьяковская галерея2. Неврев Николай "Портрет молодой женщины в чёрном бархатном платье" 1857 Холст, масло 67х59,5 Государственный Русский музей 2. Неврев Николай «Портрет молодой женщины в чёрном бархатном платье» 1857 Холст, масло 67х59,5 Государственный Русский музей 3. Неврев Николай "Автопортрет" 1858 Холст, масло 66х57 Государственная Третьяковская галерея 3. Неврев Николай «Автопортрет» 1858 Холст, масло 66х57 Государственная Третьяковская галерея4. Неврев Николай "Автопортрет" 1863 Холст, масло 63х55 Государственный Русский музей 4. Неврев Николай «Автопортрет» 1863 Холст, масло 63х55 Государственный Русский музей 5. Неврев Николай "Портрет неизвестного" 1858 Холст, масло 64х55 Государственная Третьяковская галерея 5. Неврев Николай «Портрет неизвестного» 1858 Холст, масло 64х55 Государственная Третьяковская галерея6. Неврев Николай "Портрет А.Д.Коншиной" 1859 Холст, масло 67х60 Государственная Третьяковская галерея 6. Неврев Николай «Портрет А.Д.Коншиной» 1859 Холст, масло 67х60 Государственная Третьяковская галерея 7. Неврев Николай "Мужской портрет" 1861 Холст, масло 72х53 Екатеринбургский музей изобразительных искусств 7. Неврев Николай «Мужской портрет» 1861 Холст, масло 72х53 Екатеринбургский музей изобразительных искусств8. Неврев Николай "Портрет М.И.Третьяковой" Около 1860 Холст, масло 47,9х37,6 Государственная Третьяковская галерея 8. Неврев Николай «Портрет М.И.Третьяковой» Около 1860 Холст, масло 47,9х37,6 Государственная Третьяковская галерея 9. Неврев Николай "Портрет М.С.Щепкина" 1862 Холст, масло Музей Государственного Малого академического театра России, Москва 9. Неврев Николай «Портрет М.С.Щепкина» 1862 Холст, масло Музей Государственного Малого академического театра России, Москва10. Неврев Николай "Дети скупого" 1864 Холст, масло 77,2х94,5 Архангельский музей изобразительных искусств 10. Неврев Николай «Дети скупого» 1864 Холст, масло 77,2х94,5 Архангельский музей изобразительных искусств 11. Неврев Николай "Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого" 1866 Холст, масло 48,3х61,3 Государственная Третьяковская галерея 11. Неврев Николай «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866 Холст, масло 48,3х61,3 Государственная Третьяковская галерея12. Неврев Николай "Портрет князя Н.М.Голицына" 1868 Холст, масло 78х65 Музей Новый Иерусалим 12. Неврев Николай «Портрет князя Н.М.Голицына» 1868 Холст, масло 78х65 Музей Новый Иерусалим 13. Неврев Николай "Мужской портрет" 1869 Холст, масло 81х63 Государственная Третьяковская галерея 13. Неврев Николай «Мужской портрет» 1869 Холст, масло 81х63 Государственная Третьяковская галерея14. Неврев Николай "Портрет неизвестного" 1871 Холст, масло 56,5х45,3 Государственная Третьяковская галерея 14. Неврев Николай «Портрет неизвестного» 1871 Холст, масло 56,5х45,3 Государственная Третьяковская галерея 15. Неврев Николай "Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III" 1875 Холст, масло 136х178,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 15. Неврев Николай «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III» 1875 Холст, масло 136х178,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск16. Неврев Николай "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие" 1866 Холст, масло 62,5х76 Государственная Третьяковская галерея 16. Неврев Николай «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» 1866 Холст, масло 62,5х76 Государственная Третьяковская галерея 17. Неврев Николай "Воспитанница" 1867 Холст, масло 60,2х76 Государственная Третьяковская галерея 17. Неврев Николай «Воспитанница» 1867 Холст, масло 60,2х76 Государственная Третьяковская галерея18. Неврев Николай "Портрет А.П.Елагиной" 1870-е Холст, масло 49,4х39,3 Государственная Третьяковская галерея 18. Неврев Николай «Портрет А.П.Елагиной» 1870-е Холст, масло 49,4х39,3 Государственная Третьяковская галерея 19. Неврев Николай "За вышиванием. Спокойствие" 1880-е Бумага, акварель 40,3х27,5 Новокузнецкий художественный музей 19. Неврев Николай «За вышиванием. Спокойствие» 1880-е Бумага, акварель 40,3х27,5 Новокузнецкий художественный музей20. Неврев Николай "Монахи" 1880 Холст, масло 89х71 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль 20. Неврев Николай «Монахи» 1880 Холст, масло 89х71 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль

cultobzor.ru

Неврев Николай Васильевич — русский художник

Русский художник Неврев Николай Васильевич . Автор картин: Мочалов среди почитателей; Опричники; Подопечный; Портрет Герасима Харитоненко; Портрет М.С. Щепкина; и многих других.

Неврев Николай Васильевич (1830-1904)

Есть в непростой творческой судьбе русского художника Николая Васильевича Неврева период его необычайно высокого нравственного взлета. В картине "Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого" художник талантливо кистью выразил свое отношение к дикости нравов современного ему общества. Написана картина, видимо, между годом отмены крепостного права (1861) и годом появления полотна перед зрителями (1866). Хотя кто знает: может быть, была написана много раньше и ждала своего дня?

 Отнюдь не революционный сюжет. На лицах двух главных персонажей — продавца и покупателя — нет "радищевских" следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека. Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения российского зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).

Картина получила широкое общественное звучание. И хотя власти все сделали для того, чтобы она не попала на Международную художественную выставку, российская общественность в лице Общества любителей художеств наградила Торг Н.В. Неврева первой премией. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым еще большую известность и популярность.

 Рожденный в московской купеческой семье Николай Неврев лишь в двадцать один год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По отзывам современников, после ухода из училища Н.В. Неврев рисует много портретов, не броских по колориту, но отличающихся правдивостью и элементами психологизма. Известно, что в 1859 году он получает звание классного художника. В 1866 году написан "Торг", пишутся "Протодиакон", провозглашающий на купеческих именинах многолетие (1866) и "Воспитанница" (1867). В "Протодиаконе" хорошее знание купеческого быта позволило художнику создать яркую, реалистическую картину с большими вкраплениями сатиры и юмора (а этим реальная жизнь и отличается от конструкций). Картина "Воспитанница" выполнена явно в минорном ключе — описанная ситуация иного не позволяла.

 В последующие годы художник имел постоянные заказы на портреты, исторические и бытовые картины, хотя свое главное предназначение перед обществом и искусством Н.В. Неврев выполнил в шестидесятые годы XIX века.

Картины художника

Мочалов среди почитателей — Неврев Николай Васильевич

Мочалов среди почитателей

Опричники — Неврев Николай Васильевич

Опричники

Подопечный — Неврев Николай Васильевич

Подопечный

Портрет Герасима Харитоненко — Неврев Николай Васильевич

Портрет Герасима Харитоненко

Портрет М.С. Щепкина — Неврев Николай Васильевич

Портрет М.С. Щепкина

Последние минуты митрополита Филиппа — Неврев Николай Васильевич

Последние минуты митрополита Филиппа

Пётр I в иноземном наряде — Неврев Николай Васильевич

Пётр I в иноземном наряде

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III — Неврев Николай Васильевич

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III

Смотрины — Неврев Николай Васильевич

Смотрины

Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого — Неврев Николай Васильевич

Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого

wearts.ru

Русский живописец Неврев Николай Васильевич: picturehistory

Автопортрет 1863

Неврев Николай Васильевич — исторический и жанровый живописец; родился в 1830 году; учился в 1850—1855 годах в Московском училище живописи и ваяния; при выходе из этого заведения получил звание свободного художника.

Живя постоянно в Москве, писал вначале портреты, а потом сцены русского народного быта и, наконец, с середины 1870-х годов стал брать для своих картин сюжеты преимущественно из отечественной истории.

В 1881 году Неврев вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.

Главные его произведения по части жанра: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Наследство после чиновника», «Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Две подруги», «Раздел по наследству» (1889; в Третьяковской галерее, в Москве) и «Сватовство» (1889; там же).

В числе исторических картин этого художника наиболее любопытными могут считаться: «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881; находится в Третьяковской галерее), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886), «Патриарх Никон пред судом» (1885) и «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888).

Последние годы жизни испытывал сильную нужду. На семьдесят четвёртом году жизни, от отчаяния, застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии.

Василиса Мелентьева и Иван Грозный 1880-е. Государственный музей АбрамцевоВасилиса Мелентьева и Иван Грозный 1880-е. Государственный музей Абрамцево

Возвращение солдата на родину.Возвращение солдата на родину.

Воспитанница.1867 ГТГВоспитанница.1867 ГТГ

Дети скупого 1864 Архангельский музей изобразительных искусствДети скупого 1864 Архангельский музей изобразительных искусств

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886

Монахи.1880 Государственный музей-заповедник Ростовский КремльМонахи.1880 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль

Мочалов среди почитателей.1888 ГРММочалов среди почитателей.1888 ГРМ

Опричники

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым. Ставропольский краевой музей изобразительного искусстваПётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

Портрет М.И. Третьяковой. 1860 ГТГПортрет М.И. Третьяковой. 1860 ГТГ

Последние минуты митрополита Филиппа. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан КазаньПоследние минуты митрополита Филиппа. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма.Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма.

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. ГТГ 1866Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. ГТГ 1866

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Семейные расчеты (Раздел по наследству).1888 ГТГСемейные расчеты (Раздел по наследству).1888 ГТГ

Смотрины.1888 ГТГСмотрины.1888 ГТГ

Торг. Сцена из крепостного быта.1866 ГТГТорг. Сцена из крепостного быта.1866 ГТГ

Увещевание.

Шут (Опальный боярин).1891 Кировский областной художественный музей.Шут (Опальный боярин).1891 Кировский областной художественный музей.

«Портрет А.П.Елагиной 1870-е ГТГ

Портрет девушки 1890-е ГТГ

Портрет неизвестного 1871 ГТГ

Автопортрет 1858 ГТГ

Домашняя крестьянская сцена 1855 Государственная Третьяковская галерея

Женский портрет 1892 Астраханская государственная картинная галерея

За вышиванием. Спокойствие 1880-е Новокузнецкий художественный музей.За вышиванием. Спокойствие 1880-е Новокузнецкий художественный музей.

Знахарка» 1895 ГРМ.Знахарка. 1895 ГРМ

Мужской портрет 1861 Екатеринбургский музей изобразительных искусств.Мужской портрет 1861 Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Мужской портрет 1869 ГТГ.Мужской портрет 1869 ГТГ.

Невеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна Хлопова» 1884. Саратовский государственный художественный музейНевеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна Хлопова» 1884. Саратовский государственный художественный музей

Портрет А.Д.Коншиной 1859 ГТГ

Портрет Герасима Харитоненко 1892 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань.Портрет Герасима Харитоненко 1892 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань.

Портрет князя Н.М. Голицына 1868 Музей Новый Иерусалим.Портрет князя Н.М. Голицына 1868 Музей Новый Иерусалим.

Портрет И.Г.Харитоненко 1892 ГТГ

Портрет М.. Щепкина 1862 Музей Государственного Малого академического театра России, Москва.Портрет М.. Щепкина 1862 Музей Государственного Малого академического театра России, Москва.

Портрет молодой женщины в черном бархатном платье 1857 Государственный Русский музей.Портрет молодой женщины в черном бархатном платье 1857 Государственный Русский музей.

Портрет Н.М.Гартунг 1897 ГТГ.Портрет Н.М.Гартунг 1897 ГТГ.

Портрет Н.М.Харитоненко 1892 ГТГ.Портрет Н.М.Харитоненко 1892 ГТГ.

Портрет неизвестного 1858 ГТГ.Портрет неизвестного 1858 ГТГ.

Портрет неизвестной» 1900 ГТГ.Портрет неизвестной» 1900 ГТГ.

Портрет Я.Ф.Гартунга 1897 ГТГ.Портрет Я.Ф.Гартунга 1897 ГТГ.

Просительница 1880-е Омский музей изобразительных искусств.

Просительница 1880-е Омский музей изобразительных искусств.

Пряха 1889 Архангельский музей изобразительных искусств.Пряха 1889 Архангельский музей изобразительных искусств.

Боярышня 1901 Воронежский областной художественный музей.Боярышня 1901 Воронежский областной художественный музей.

Боярышня 1888.Боярышня 1888.

Ваше здоровье!.Ваше здоровье!

За вышиванием.За вышиванием.

Ляпунов Зазар.Ляпунов Зазар.

Выигрышный билет.Выигрышный билет.

Панихида.Панихида.

Портрет Помяловского Н..Портрет Помяловского Н.

Портрет Андрея Саввича Мамонтова ,Портрет Андрея Саввича Мамонтова

Портрет дочери.Портрет дочери.

Портрет неизвестной 1871.Портрет неизвестной 1871.

Портрет старика.Портрет старика.

Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию.Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию.

Раздел наследства.Раздел наследства.

Смотрины.Смотрины.

См.также:

Москва в картинах Аполлинария Васнецова

Александр Иванович Лактионов - советский живописец и график

Маковский Константин Егорович. Русский художник

Художник Боровиковский Владимир

Художник Шишкин Андрей Алексеевич, историческая живопись

picturehistory.livejournal.com

«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Художники-передвижники

 1866 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Неврева Н.В. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого»

Жизнь ярчайшего передвижника Николая Васильевича Неврева была невероятно трагичной, и не может не вызывать сочувствия. Глядя на его острые обличительные работы ощущение это только усиливается.

Прекрасный живописец, мастер исторического жанра, в конце 60-х переживает вдруг творческий и моральный перелом. Наделённый тонкой душой и обострённым чувством справедливости, Неврев принимается за сатирическое облечения современного ему общества. Картина «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» — выдающееся произведение, написанное именно в жанре картинной драмы, едкой сатиры, демонстрирующей отвращение автора к «диким» нравам крепостных помещиков.

На картине мы видим двух помещиков, чей внешний вид, несмотря на добротное убранство, вызывает стойкое чувство неприязни. Напыщенные, высокомерные, облысевшие, они обсуждают сделку товаром которой выступает молодая крестьянская девушка.

Что более всего «трогает» зрителя – это чрезвычайное спокойствие помещиков, как будто дело идёт о каком-либо неодушевлённом предмете. Отведя в сторону взор, владелец девушки о чем-то размышляет, обрюзгший же покупатель уже хозяйственно положил руку на крепостную, уверенный, что дело сладится.

Далее взгляд скользит к лицу девушки. Сегодня сложно сказать, каким его задумывал автор, ведь когда эта картина попала в руки Третьякова, именно в этом месте зияла дыра. Но отреставрированное лицо выражает протест и осознание бессилия, а крепко сжатые губы, непроницаемый взгляд в купе со сложенными на груди руками заставляют восхититься мужественностью девушки.

Толпа крепостных на заднем плане – это бесправная людская масса, которая только и может, что посочувствовать. Разве, что выделяется среди них староста, который пригнал девушку на торг. Подпоясанный кушаком, он стоит безмолвный, безучастный и бесстрастный – он исполнитель барской воли.

Более всего поражает в картине то, насколько много автор смог донести информации о главных действующих лицах! Об образованном хозяине красноречиво говорит убранство комнаты – картины, книг и даже портрет вольнодумца Мирабо, об уверенном в себе госте – его непринуждённая поза, небрежно наброшенная на стул одежда, о характере девушке – упрямый взгляд и протестующая поза. Мы можем прочувствовать каждого персонажа, возмутиться, посочувствовать, сопереживать, изумиться безнравственным порядкам сильных мира ушедшего.

Картина «Торг» — была великой удачей и великим поражением автора. Обнаруженная на старом чердаке и явившись миру, она принесла художнику известность, но затмила его остальное творчество, которое было невероятно самобытно и искусно.  Впоследствии, он не был востребован и имел острую нужду, которая довела его до отчаяния и самоубийства.

Лучшие картины Неврева Н.В.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. ИСТОРИЯ РОССИИ В КАРТИНАХ

Николай Васильевич Неврев – русский живописец, автор жанровых и исторических картин.

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие

Николай Васильевич родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье. Рано осиротел и рано начал работать. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества поступил уже в достаточно зрелом возрасте (Николаю шёл 21 год), обучался пять лет и вынужден был оставить училище до срока в связи с тяжелым материальным положением.

В связи с тем, что Николай Васильевич училища не закончил, его выпустили со званием свободного художника.

Ради хлеба насущного свободный художник начал писать портреты на заказ и очень скоро стал одним из самых популярных портретистов Москвы. Критики особо отмечали (в тот период) портрет М.И. Третьяковой, как образец глубокого проникновения художника в личность, отображение не только внешнего сходства, но и раскрытия глубинного личностного содержания.

В 1859 году Неврев получает звание классного художника.

Очень скоро художник перешёл от портретов к написанию сценок из русского быта, а в середине семидесятых годов появились первые полотна на исторические темы.

В 1881 году Николай Васильевич вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Как результат – появляются картины «ярко реалистичные с глубоким социальным протестом».

Последние годы своей жизни художник провел в своём имении Лысковщина (Могилевская губерния). Николай Васильевич сильно нуждался и 3 мая 1904 года застрелился.

КАРТИНЫ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НЕВРЕВА

Воспитанница

Торг. Сцена из крепостного быта

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III

Увещевание

Опричники

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением

Мочалов среди почитателей

Смотрины

Последние минуты митрополита Филиппа

Семейные расчеты (Раздел по наследству)

Возвращение солдата на родину

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Шут (Опальный боярин)

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым

Василиса Мелентьевна и Иван Грозный

Монахи

Портрет М.И. Третьяковой

via

sen-sey15.livejournal.com

Портрет смеющегося мужчины - Неврев Николай Николай

художник

Николай Васильевич Неврев – художник с непростой судьбой. В его творческой биографии были и стремительные взлеты, и сокрушительные падения, он знал успех и почти полное забвение.

Родился Неврев в Москве в семье купца. Семья, очевидно, была из видных и богатых. Но ранняя смерть отца резко подкосила материальное положение будущего художника и его матери. Неврев уже в юности вынужден заниматься нелюбимой канцелярской работой, но совсем к другому лежала его душа. Еще в мещанском училище мальчик любил рисовать, а особенно – раскрашивать картинки. Когда мать, не зная к какому делу пристроить своего озорника-сына, в отчаянии спрашивала его: «Куда же мне тебя определить?» - он прямо и решительно отвечал: «Отдай к живописцу учиться живописи». Первым учителем Неврева стал иконописец и портретист Степанов. Позднее он женился на матери будущего живописца и окончательно разорил семью своим пьянством. Но этот период жизни – хорошая школа для Неврева: он заканчивал работы, которые забрасывал отчим, а вскоре сам стал писать портреты на заказ.

В 1851-1855-х годах одновременно с Василием Григорьевичем Перовым и Василием Васильевичем Пукиревым  учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, но курса не завершил. Всю жизнь Николай Неврев искал свой путь в изобразительном искусстве, брался то за одну тему, то за другую. Одни его работы вызывали положительные и восторженные отзывы критики, а другие негативные и разгромные. Неврев старался меняться, но он никогда не изменял одному – своему творчеству. Даже преподавательская работа его тяготила: слишком сильно она отвлекала художника от собственных творений.

Прославился Неврев портретами, но в середине 1860-х годов обратился к бытовому жанру. Изображая, а точнее – обличая, жизнь купечества, духовенства, мелкого дворянства, он проявил себя как тонкий психолог, мастер детали и непреклонный борец за человеческие права. Вскоре критики начали упрекать живописца за бесконечные повторения, и на несколько лет он практически исчез из художественного мира Москвы. Спасла Неврева тема отечественной истории. Обратился он к ней в 1870-х годах и не оставлял уже никогда, параллельно создавая портреты купцов и известных меценатов.

Окончилась жизнь Николая Васильевича Неврева трагически. Еще в зрелые годы о нем отзывались, как о человеке обидчивом и мнительном. Он постоянно сомневался в своих силах, им овладевала апатия и депрессия. Последний период жизни Неврева был омрачен нищетой, забвением и болезнью сердца. Вот как описывал художника в это время В.С. Мамонтов: «Высокий, худой стройный старик, всегда очень аккуратно и чисто одетый, неизменно мрачно-серьезный…». На семьдесят четвертом году жизни, от отчаяния, Николай Васильевич Неврев застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии.

произведение

Небольшой, написанный в темных тонах «Портрет смеющегося мужчины» обращает на себя пристальное внимание зрителя. Секрет этого, скорее всего, в заразительной улыбке героя. С полотна Николая Неврева на нас лучезарно смотрит смеющийся мужчина. Что мы знаем о нем? В какое время написал художник свою картину? Кто ему позировал?

В творческой жизни Неврева были два длительных периода, когда портретам он уделял особое внимание. Художник редко писал портреты в полный рост и даже по пояс: для Неврева особое значение имело именно лицо. Интересно, что портреты Неврева, где изображен улыбающийся человек, становились особенно знаковыми. Как портретист он и вошел в художественный мир Москвы. В 1856 году один из критиков так отозвался об этюде «Голова матроса»: «Признаюсь для меня это была сущая находка. Я давно уже не встречал столько чувства, правды и истины, сколько нашел его в этих грубых, но дышащих верностию чертах… Притом никакой искусственности, никакого фокусничества». Но вскоре бытовая и историческая живопись полностью овладели мастером и отодвинули искусство портрета на второй план.

Вновь к этому жанру он обратился в последние годы жизни. Чаще всего его моделями становились представители культурных купеческих кругов. Именно портреты, написанные Невревым в это время, особенно ценятся критиками. А своеобразный апофеоз данного периода – 1892 год. Весну и лето он провел на Украине, где познакомился с семьей сахарозаводчика миллионера Павла Ивановича Харитоненко. В его роскошном доме мастер создал некоторые из своих полотен. Получил определенную известность и ныне утерянный портрет киевского богача-коллекционера Богдана Ивановича Ханенко. Известный меценат, изображенный Невревым в 1890-е годы, отдаленно напоминает мужчину с картины, хранящейся в Нижнетагильском музее.  Скорее всего, «Портрет смеющегося мужчины» был написан Невревым именно в этот плодотворный период, а моделью для него стал купец из культурных кругов. По крайней мере, сравнение с другими подобными портретами автора и детали – прическа, борода, фрак – подтверждают эту гипотезу.

 

детали

Тонкий психолог, уделяющий особое внимание лицу, мимике и эмоциям изображенного, мастер достоверно, тщательно выписывает детали костюма, оставляя фон затемненным, незаполненным, как часто это делал в портретах, сосредотачиваясь на личности, чувствах, характере и судьбе человека.

Неизвестный смеющийся мужчина, оказывает, наверно, самое важное влияние на зрителя – призывает улыбнуться в ответ.

Ксения Баданина, филолог

в других музеях

www.histories.artmnt.ru