Текст книги "Мир в картинках. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра". Картины ницше


Ницше: цитаты

Я научился ходить: с тех пор я позволяю себе бегать. Я научился летать: с тех пор я не жду толчка, чтобы сдвинуться с места.

Заблистать через 300 лет – вот моя жажда славы.Фридрих Ницше

Человек-загадка, философ, вызывающий острые споры на протяжении многих лет, не побоявшийся подвергнуть критике религию, моральные принципы, теорию любви и счастья своей эпохи. Фридрих Ницше в современном мире считается великим и оригинальным и не перестает будоражить умы людей.

Цитаты и фразы из его трудов («Так говорил Заратустра», «Афоризмы и изречения», «Злая Мудрость» и др.) давно превратились в афоризмы, доносящие до человечества глубокий жизненный смысл.

История одинокой жизни

Родился Фридрих Ницше в 1844 году. С раннего детства близкие замечали проявление любви к музыке и увлечение языком. Прилежный ребенок, будущий автор сложнейшего философского романа «Так говорил Заратустра», всегда отличался хорошей учебой, прославился умным студентом и имел репутацию грамотного филолога в научных кругах. В свои 25 лет Ницше становится профессором филологии, начинает писать первые афоризмы.Казалось бы, карьера, рост должны принести счастье. Но, увы, головная боль, проявлявшаяся еще в подростковом возрасте, становится настоящей проблемой, из-за которой Фридрих вынужден бросить все. Этот период - толчок к началу создания трудов и главного, принесшего ему известность трактата «Так говорил Заратустра». Мотаясь по курортам, Ницше пребывает в одиночестве и пишет работы, которые в будущем подарят человечеству переходящие из века в век высказывания и афоризмы. В возрасте 45 лет у философа происходит нервный срыв. Он приводит его в психиатрическую клинику. Здесь Фридрих доживает 11 лет и при этом так и не перестает творить.

Ученые считают, многие его афоризмы и фразы созданы на грани реальности и помешательства.

Женщины и цитаты о них

Одиночество в жизни сказывается и в его отношениях с противоположным полом и отражается в творчестве.

Цитаты о любви пронизаны страданиями и переживаниями. А афоризмы о женщинах раскрывают историю сложных отношений, коварство дам и в тоже время убеждают в их очаровании.

О сердечных делах Фридрих Ницше поведал миру в книге «Моя сестра и я». У него было лишь одно настоящее чувство, но увы, не принесшее ему счастье.

Дама, покорившая его – молодая, умная 20-летняя Лу Андреас-Саломе. Она знала наизусть его афоризмы, восхищалась трудами Ницше, разделяла идеи о сверхчеловеке из книги «Так говорил Заратустра». Но так и не стала для него ни кем, более друга.

Зародиться любви помешала сестра Фридриха, Элизабет, являющаяся большой собственницей по отношению к брату. Ей удалось рассорить приятелей и навсегда лишить общения.

Больше Ницше не думал серьезно о женщинах и любви, оставил попытки обрести свое счастье, отношений не заводил, встречаясь с девицами легкого поведения.

«Раз уж меня отделили от любви всей моей жизни (Лу), любви, которая и сделала меня настоящим человеком, я от отчаяния решил погрузиться в огонь своего безумия...»

А на закате жизни Фридрих рассказал миру об интимной связи с сестрой, но ни о какой любви и счастье речи здесь не было.

«Так говорил Заратустра», или история об идеальном существе

Известным Фридрих стал благодаря философским трактатам. Самым значительным является труд «Так говорил Заратустра». Это теория о сверхчеловеке – существе, совершенном и духовно и физически, раскрывающем свои возможности при помощи индивидуализма.

Книга разошлась по миру как отдельные цитаты, количество которых переваливает за 1000. Лучшие афоризмы из «Так говорил Заратустра» о высшем счастье, любви и жизненном смысле одно время даже заставляли заучивать в немецких школах. Целые фразы провозглашались лозунгами.

«Так говорил Заратустра» - стала открытием и оказала огромное влияние на последователей Ницше в философии.

Афоризмы немецкого философа вряд ли когда-то утратят свою актуальность. А роман «Так говорил Заратустра» уже нашел отражение в создании современного супермена.

*при копировании материала ссылка на источник www.mirpozitiva.ru обязательна

mirpozitiva.ru

Ницше — картина мира через отрицание

Писатель Елена Хуторная прочла ряд философских книг Фридриха Ницше и высказала мнение, что в них так силён дух отрицания, словно мыслитель был обижен на весь мир. Жил в Германии, при этом терпеть не мог немцев, считал их мелким народцем. Отец его был лютеранским пастором, при этом Ницше начисто отвергал веру.

В какой-то момент во время чтения на ум закономерно приходит вопрос: если отвергать христианство, что выбрать вместо него? На этот вопрос в книге «Сумерки идолов» отвечает всего один абзац.

Бог умер. И убил его самый безобразный человек, потому что не смог стерпеть мысли, что тот был свидетелем всей его безобразной жизни, мыслей и поступков. О да, как часто мы мстим свидетелям своей жизни.

Я прочитала три произведения: «Так говорил Заратустра», «Антихрист», «Сумерки идолов». Первое, на мой взгляд, самое нервное, возмущенное из них, так говорят и высказываются люди, обиженные на весь свет, на Бога, который оставил его мучиться в одиночестве. Он вроде бы идет к высшему и светлому, но не чувствуется в нем ни высшего, ни светлого – одна бесконечная обида.

Две вторые книги об отрицании христианства, а также всех, кто разделяет эту веру, и всех, кто служит ей. Я согласна с Ницше в том, что в том, как проявляется религия, много наносного, лицемерного, у самой религии много целей помимо того, чтобы делать людей счастливее и ближе к Богу, однако не согласна с тем, что в ней есть только это. Ведь религия предоставляет много способов достигать определенного состояния, учиться понимать многие вещи и кому-то это подходит, безусловно. Так что, думаю, не стоит смешивать котлеты со всем остальным и отрицать все подчистую.

Вообще в Ницше силен дух отрицания, чувствуется, как он обижен и зол на жизнь, на весь мир. Живет в Германии, при этом терпеть не может немцев, считает их мелким народцем, отец его был лютеранским пастором, так Ницше начисто отвергает его веру. В какой-то момент во время чтения на ум закономерно приходит вопрос: хорошо, если не христианство, то что вместо него? Об этом в книге «Сумерки идолов» всего один абзац: «…Никто не дает человеку его качеств – ни Бог, ни общество, ни его родители и предки, ни он сам. Никто не ответственен за то, что он вообще существует, устроен так-то и так-то, что он находится среди этих обстоятельств, в этом окружении… Понятие «цель» изобрели мы: в реальности цель отсутствует. Ты необходим, ты частица рока, ты принадлежишь к целому, существуешь в целом – нет ничего, что могло бы судить, мерить, сравнивать, осуждать наше бытие, ибо это значило бы судить, мерить, сравнивать, осуждать целое… Но нет ничего, кроме целого!»

И опять вроде бы правильная мысль, но опять же больше через отрицание, чем через утверждение. В общем, Ницше для меня – это масса не таких уж далеких от правды истин, но при этом разрозненных и выстроенных в таком порядке и в виде таких причинно-следственных связей, что это больше похоже на неправильно собранный пазл, чем на единую, цельную картину мира.

Засим умолкаю. Время нас рассудит.

lj-editors.livejournal.com

Жизненные высказывания Фридриха Ницше

Создатель самобытного учения Фридрих Ницше не был профессиональным философом, его скорее можно назвать мыслителем, филологом, композитором и поэтом. Его теории носят подчёркнуто неакадемический характер и потому получили широкое распространение, так как были понятны каждому.

Он поставил под сомнение основные принципы действующих форм морали, религии и культуры. А его сочинения, написанные афористическим стилем, полны пищи для размышлений и актуальны до сих пор:

• Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.

• Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.

• У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.

• Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

• Тот, кто не может располагать 2/3 дня лично для себя, должен быть назван рабом.

• Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

• Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

• Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

• Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

• То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

• Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

• Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

• Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.

• Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

• С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

• Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных.

• Завистливые люди часто осуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых им никогда не дотянуться.

• Я не расстроен тем, что ты солгал мне, я расстроен тем, что теперь не могу верить тебе.

• Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было.

• По-настоящему самый близкий человек — это тот, который знает твое прошлое, верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Ницше — Lurkmore

«

Устал я вам писать рукой. Писать ногой — вот выбор мой! Скользит нога, полна отваги, То по земле, то по бумаге.

»
— Ф. Ницше
«

Сейчас один молодой человек рассказывал в вагоне, будто какой-то великий философ советует прыгать с крыш… «Прыгай!», говорит, и в этом вся задача.

»
— Чехов
«

Прибился к нам однажды, Сергей Дмитрич, леший один, городской житель, и прибился ведь, вода не разлей: важный такой, ученый весь, в книжечке загрудинной своей вечно чего-то царапает. Мне тогда годков семнадцать было уже, или около того. Деткам и бабам любопытство, а Никола молчит, ну и куролесит этот леший по дворам, все расспрашивает да свое чирикает. Оно бы да и ладно, только удумал этот леший насовсем с нами остаться, шибко проситься начал с нами быть. Говорил часто, что хочет постигнуть природу зла, и ницшу все какую-то поминал, в записки свои тыкал. Умная, мол, особенно эта ницша, каких свет белый не видовал… Николе он сперва даже глянулся, да и мы ничего, пущай будет, раз хочет. Горя от него никакого, а потехи много. А тут как раз у Марфиной кошки котяты народились, и Никола дал ему самого черненького. И Ваньке еще дал, ему как раз срок был, а остальных в речке стопили да закопали. Ванька хотел черного, но Никола настоял, и городскому дали самого черного, а Ваньке, значится, с белыми пятнами на морде и хвосте дал. Теперь ты послухай, Сергей Дмитрич, чего этот леший-то учудил! Заявился он заполночь к Николе, про котел справиться. Чтоб, значит, уварить котенка и сделать себе обережную. Удавил ведь черненького, леший городской! Тут Никола взял дрын сосновый, да и погнал его с глаз долой. До опушки его сосенной лупцевал, а потом отстал да и домой воротился. Больше мы городского этого не видели. Сбег, наверное, обратно в город свой. Вот такая, Сергей Дмитрич, вышла наша история. Хоть и нешибко его Никола грел, а наука надолгая ему будет, основательная. И поделом. Ницшу свою пусть постигает лучше.

»
— Колдун Стоменов

Фридрих Вильгельм Карлович Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) — лютый немецкий философ, тролль, служащий источником сотен и тысяч развесёлых цитат, распространяющихся по просторам интернета в виде подписей к сообщениям, веских аргументов троллинга моралфагов. Более известен своими усами, которые заставляют всё небыдло видящих приписываемую ему цитату и его фото с фокусом на самих усах принять цитату за истину в последней инстанции, а цитирующего за философа и близкого друга Ницше и его усов, повлиявшего на жизнь и философию оных.

«

Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном.

»
— Л. Н. Толстой

Когда и где родился, кто мама-папа — см. здесь. Отметим лишь, что называть его Фридрихом безграмотно, он Фридрих-Вильгельм, в честь прусского короля Фридриха-Вильгельма III. А тут мы без лишних отвлечений попробуем обрисовать ковайные черты господина Философа.

В детстве Ницше отличался крайней упёртостью и чрезвычайно высокой силой характера. Поспорив со сверстниками о том, что он сможет взять в руки горящий уголь и продержать его некоторое время, он немедля сделал это, заставив «друзей» посрать кирпичами. Взрослел Фридрих в женском общежитии. В одной с ним квартире проживали мать, сестра, бабушка, две незамужние тетки и служанка. Непрекращающиеся эстрогенные вихри, бури и прочие катаклизмы побудили отца переселиться в более спокойное место — на кладбище. Психически закаленный в экстремальных условиях, Ницше стал профессором уже в 24 года и кинулся писать настолько хорошие книги, что аж сам от этого охуел. Примерно тогда же у Философа начинаются проблемы со здоровьем — сильные головные боли, иногда доходящие до неиллюзорных мучений, что, возможно, сказалось на его мизантропическом подходе к философии.

По интеллектуальным параметрам Фридрих-Вильгельм Карлович в 9000 раз превосходил большинство своих современников, да чего уж там скрывать — и нынешних философов тоже. Уже в 25 лет получил звание профессора филологии в Базельском университете, что не мешало ему смотреть на классическую филологию, как на говно. А чем можешь похвастаться ты, мальчик?

Труды, полные ненависти и очищающего огня Холокоста (в фигуральном смысле), Ницше начал писать ещё с юношества. Но самые винрарные и принёсшие мировую славу ему удалось выпустить после 35 лет, когда проблемы со здоровьем переросли в абсолютный ужас, вынудивший его покинуть университет. Главной среди них, безусловно, является манускрипт «Так говорил Заратустра», в которой, собственно, и формулируется идея сверхчеловека. Кстати, фраза из этого произведения «бог умер» по-русски звучит весьма двусмысленно. Да, и не нужно приписывать это выражение дарквэйв-группе Das Ich. Алсо, есть мнение, что авторство данной фразы принадлежит Гегелю или Гёте, которого Ницше очень почитал. Впрочем, до них она была у Жана Поля, а задолго до Жана Поля — в лютеранской мессе.

Закончил Ницше в полном соответствии со своим мировосприятием — после долгих лет экзистенциальных и физических мучений он окончательно сходит с ума, пишет книгу «Ecce Homo» с примечательными названиями глав: «Почему я так мудр», «Почему я так умён», «Почему я пишу такие хорошие книги» и т. д.

После этого следующее значимое событие в его жизни произошло через одиннадцать лет, когда он умер от запущенного сифилиса в дурке. Точнее, умирает от воспаления лёгких, а «запущенный сифилис» лишь одна из возможных причин паралича мозга Ницше, есть мнения об отравлении по политическому заказу, случайном отравлении при самолечении, а также прогрессирующая мигрень, которой, кстати, соответствуют симптомы, проявляющиеся у Ницше на протяжении многих лет, чего нельзя сказать про сифилис. Некоторые биографы Ницше и исследователи его творчества высказывают предположение, что из всех отношений с женщинами он состоял разве что во френдзоне у Лу Саломе, а девственникам сифилис не передаётся; психиатры же заочно диагностируют в нём шизофреника по амбивалентной писанине, особенно в зрелые годы — об этом, конечно же, можно судить лишь с большой долей приближения. Также не забываем про то, что отец классика скопытился в районе всё тех же 36 лет от подозрительно похожей болячки, то есть, это вполне могли быть какие-то наследственные проблемы, и удивляться надо не тому, что так быстро стал овощем, а тому, что так долго протянул.

Начнём с того, что в силу состояния здоровье писать полноценные монографии Ницше не мог. Чуть менее, чем все его поздние тексты — это циклы фрагментов, рассортированных по главам. Соответственно, учить жизни он тоже никого не собирался. Его тексты — это именно попытка взглянуть на разные явления жизни и общества под необычным углом, стряхнуть стереотипы и заставить читателя взглянуть на себя и других свежим взглядом.

Отдельный лулз доставляет тот факт, что сестра, завладев архивом, мигом поняла, какой профит можно получить, продавая ярко написанные книжки романтически настроенным гимназистам и взялась выпускать Собрание Сочинений, включая ненапечатанные рукописи. Выпуск сопровождался срачами между ней, издателем и учеником П. Гастом, и получился только с третьей попытки в 12 томах. Попутно бесследно пропали черновики писем с нелестными отзывами о сестрюне, ещё какие-то бумаги. Зато по рукописям была собрана «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (первый том известен как «Антихристианин», а остальные три были только в черновиках).

Но Ницше и из могилы продолжал доставлять. В 1967 году расовые макаронники решили запилить своё академическое издание и обнаружили, что в био за авторством сеструхи куча цитат, которых нет в ПСС. Поехали в Веймар, подняли бумаги — и обнаружили, что «Воля к власти» попросту набита отсебятиной, перефразами и подтасовками.

Перелистывая занятные сочинения Ницше, Вы, о уважаемый читатель, конечно же, заметили, что разговор идет об эзотерике. То есть проблемы человечества рассматриваются как бы сверху, с позиции беспристрастного властелина Мира, или, по-простому, Б-га. Ему фиолетово, кто там коммунист, фашист или, скажем, гордый внук славян, если кроме звания и хороших, годных анализов толку с него человечеству больше никакого. А нужно ему, чтобы изобретались велосипеды, писались картины, клеились ракеты и леталось бы в космос. Чтобы убедиться, что там пусто.

Можно возразить, что уж больно сказочно это всё, тем более что объективная реальность даже в том же космосе обнаружена не была. С другой стороны, вспоминается Атэц, воодушевивший население Этой Страны прогуляться по пути, намеченному Дедушкой. В результате появились Строители Коммунизма, освоившие целину, Сибирь и даже околоземное пространство с улыбкой на устах, мечтая о Светлом Будущем, колбасе и поездке в Болгарию. Задача, правда, осложняется тем, что их методы уже не пользуются спросом, но в наше удивительное время этим активно занялись интернеты, предлагая широким массам будущих Üберменьшей различные варианты и возможности воспитания у себя желательных или недостающих качеств, в зависимости от наклонностей и уровня развития. Как нетрудно догадаться, достаточно запросить всего одно слово: САМОРАЗВИТИЕ, как сразу все завер…

Итак…

Сверхчеловек — основная ценность ницшеанской философии и смысл человечества, не меньше. Несмотря на это, Ницше не озаботился чётким и ясным разъяснением своей основной ценности. В связи с этим у 95% сверхчеловек ассоциируется с их собственным представлением о том, кем бы они были, не следуя своей рабской морали. Однако если читать Ницше внимательнее, то ВНЕЗАПНО сверхчеловек оказывается прежде всего благородной личностью, преодолевшей в себе ресентимент и всякую нигилистическую мораль, а также щедро одаривающей своими знаниями окружающих.

...По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать — о слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от бога (а я верю, что этот период — параллель геологическим периодам — совершится), то само собою, без антропофагии, падет всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит всё новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни всё, что она может дать, но непременно для счастия и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог. Ежечасно побеждая уже без границ природу, волею своею и наукой, человек тем самым ежечасно будет ощущать наслаждение столь высокое, что оно заменит ему все прежние упования наслаждений небесных. Всякий узнает, что он смертен весь, без воскресения, и примет смерть гордо и спокойно, как бог.

Ф. Достоевский о Сверхчеловеке в «Братьях Карамазовых».

Воля к власти — чтобы не звучало слишком авторитарно, можно переводить этот концепт как «Стремление к могуществу». Это основная характеристика жизни, каждая частица которой стремится к усложнению, преодолению самой себя и к расширению себя в пространстве и времени. Это прежде всего биологическая характеристика, которую Ницше сознательно переносит в этический контекст, в противовес христианской позиции «швитой слабости», ни в коем случае не оправдывая мировоззрение мудака-отморозка, который стремится подчинить себе всё и вся. Сверхмудаком пугают себя и окружающих христанутые из-за своего ресентимента. С позиции же здравого разума можно поразмышлять о том, в ком жизнь представляет наибольшую сложность и красоту: в Чикатило или Эйнштейне? Гитлере или Леонардо да Винчи? Затем можно допустить возможность того, что Ницше был не тупее нас, и, говоря о «Стремлении к могуществу», видел ценность в проявлении настоящей мощи (то есть в более развитой, сложной жизни, чем инертное быдло со свернутым шифером) Человека, именно с большой буквы, обладающего в первую очередь властью над собой и стремящегося к конструктивному развитию.

Мораль господ и мораль рабов — как и при рассмотрении многих других концептов Ницше, объяснение будет более действенным, если оговорить, как этот концепт понимать НЕ следует. Мораль господ и мораль рабов — это мораль быдла и небыдла, или барина и холопа. Не стоит также при этом думать, что Ницше был социалистом, он был сторонником меритократии, или, как удачно высказался один его знакомый, радикальным аристократом. Что же это значит? А всё просто: наверху должен быть тот, кто действительно соответствует этому, благодаря своим выдающимся личностным качествам и трудолюбию, а не родительским связям, коррупции, оболваниванию электората или выпиливанию конкурентов.

Господская мораль — понятие из «Генеалогии морали» и «По ту сторону добра и зла», ей противопоставляется мораль рабская. Первая, согласно Ницше, определяется понятиями «хорошо» и «плохо»; вторая — дихотомией «добро—зло». «Человек благородного типа чувствует себя созидателем, творцом, […] он создает ценности», — пишет Ницше. Таким образом, господская мораль — свойство имеющего право на власть, «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе…» (М.Горький), сознание изобилия, дарящее и дающее. Благородный человек тоже помогает несчастным, но не из чувства сострадания или жалости, а скорее от избытка могущества.

Простой человек, обнаружив у такого господина недостающие качества, презирает его за этот недостаток.

Мораль господ (более точные по смыслу переводы: властелин, сам себе господин; владеющий самим собою) обусловлена тем, что её носитель — сильная, глубокая, а главное, самодостаточная личность, способная оставаться собой, сидя далеко в горах в какой-нибудь пещере, в то время как моралью раба может обладать хоть президент, хоть Папа Римский. Последний же не имеет реальной духовной силы и пытается её компенсировать за счёт других.

Под рабской моралью Ницше понимает, к примеру, благотворительность, сострадание, смирение. Рабская мораль есть в первую очередь мораль утилитарная, поскольку она выгодна правящим. И далее, Ницше пишет:

Бедный, довольный и раб! — это тоже возможно- и мне не приходит на ум ничего лучшего, чем сказать работникам фабричного рабства: поставленные, они не чувствуют ничего, кроме позора, в таком виде, как оно сейчас происходит, используются как винтики в машине и одновременно козлы отпущения человеческого изобретательского искусства! … Тьфу! Поддаться убеждению, что с потерей личности, внутри машиноподобного нового общественного строя, может позор и стыд рабства возрасти до уровня добродетельности!

см.
«

Бог мёртв

»
— Ницше
«

Ницше мёртв

»
— Бог
«

Бгг

»
— Смерть

Смерть бога — недееспособность христианской системы ценностей, относительно современности, выразилась у Ницше в утверждении «Бог умер». А так как христианская система ценностей была чуть ли не основой европейской цивилизации, то осознание того, что Бог таки умер, подорвало у многих веру в какие-либо моральные основы вообще, что привело к кризису европейской культуры. Сам Ницше, давая прогноз на будущее, ознаменовал два века нигилизма, тем самым предсказав наступление эпохи постмодерна. Эпохи, в которой скрытый религиозный нигилизм, обнаживший свою суть под натиском антиклерикальной критики, перерастёт в нигилизм открытый и не менее популярный, оставаясь прерогативой различных релятивистов и декадентов. Иными словами: «раньше» нигилизм был замаскирован в религии, а сейчас интеллектуальная прослойка агностиков/постмодернистов и смотрящие им в рот массы небыдла с лёгкостью и незамутнённостью прирождённого МД сообщат вам о том, что объективного смысла позитивного существования земли нет, потому что «у каждого своя правда»!!111 или «Ignoramus et ignorabimus, Amen!»)

Переоценка ценностей. Активный и пассивный нигилизм — под нигилизмом Ницше понимает философию, отрицающую ценность земной жизни как единственной реальности, смысл которой люди должны реализовывать непосредственно в этой самой жизни. Здесь есть нюансы: если у верующих нивелировка ценности плохой, негодной, греховной земной жизни происходила в угоду мечтаниям о бурной загробной жизни, то у релятивистов обесценивание является следствием их эпистемологического агностицизма.

Ну а что же сам Ницше, спросит любознательный анон, разве он не занимался обесцениванием основополагающих ценностей и морали вообще? Разумеется, чтобы построить новое здание, нужно расчистить место для него, а если на этом месте стоит старая развалина (мораль), то её нужно деконструировать, как говорил сам Фридрих: «Мы должны освободиться от морали, чтобы суметь жить морально». Таким образом, философия, направленная на деконструкцию устаревшей морали (падающего — подтолкни), является активным нигилизмом, в противовес пассивному, чья нивелировка не предполагает никаких дальнейших построений, кроме дрочения своего нигилистического чувства собственной важности. А поскольку грань между двумя видами нигилизма весьма тонка, для большинства постмодернистов деконструкция практически сразу превратилась в религию и стала смыслом жизни, что печально. Ницше же советует принимать нигилизм дозировано, у него это реакционный инструмент, а не самоцель.

Вечное возвращение — хоть и не стремился Ницше создавать философскую систему, по причине безверия в непогрешимость любой философской системы, она всё равно складывается из его же идей и понятий. Однако, также как и со всеми остальными мемесами от Ницше, стоит вновь сначала сказать, чем оно НЕ является: нигде никогда Ницше не утверждал, что ход истории вселенной действительно идёт по кругу и будет повторяться снова и снова.

Основная концепция «вечного возвращения» очень проста: не веди себя как мудак. Представь себе, что БЫЛО БЫ, если БЫ тебе пришлось проживать свою жизнь в точности также, снова и снова. Представь себе эту перспективу — и веди себя впредь, как ЕСЛИ БЫ она была правдой — совершай впредь только такие поступки, за которые тебе не стыдно и не было бы стыдно никогда.

То есть, по сути, это своеобразный костыль морально-этической системы. Который, к тому же, важно осознавать именно как костыль — ты не склоняешься перед какими-то навязанными тебе обязательными объективными моральными ценностями, а сам являешься творцом своих ценностей, способным сознательно себя ограничивать.

«Будда Европы» и принцип «Amor fati» - Ницше скромно и прямым текстом примерял на себя лавры Будды в «Антихристе». И, вероятно, тем самым и заслужил овер 9000 любви, обожания и пристального интереса со стороны азиатских философов, дзен-буддистов и прочих им сочувствующих, которым на европейскую философскую мысль, обычно, было насрать.

Во времена Ницше о буддизме в Европе имели довольно смутное представление - переведены были только самые древние сутры, да и стараниями Шопенгауэра буддизм воспринимался как нечто, преисполненное пессимизма, отчаяния и пассивного нигилизма. Поэтому Ницше по-панибратски решил форкнуть основную идею Будды (что жизнь и сознание - это результат страданий), согласившись с предпосылками, но перевернув на 180 градусов идею избавления от страданий и выведя, таким образом, свой постулат «Amor fati» - любовь к жизни через любовь к страданиям, превозмогание и активный нигилизм.

Суть примерно такова: по Шопенгауэру, человек хочет творить что-то выдающееся (даже если это просто прокачка эльфа до 80-го уровня) просто потому, что в нём сидит коварная воля, всеобщая энергия, которая хочет только переть, расти, заниматься всё больше места и на сохранность организма-носителя ей положить. Шопенгауэр решает этот вопрос в лучших традициях тхеравады (которую высокогорные тибетцы и культурные китайцы обзывают малой колесницей) — надо просто понять, что толку всё равно не будет и после 80-го ты захочешь качать того же эльфа до 81-го, и все твои попытки накормить тщеславие закономерно кончатся фейлом. Поэтому лучше всего на всё забить и жить тихой незаметной жизнью, целее будешь.

Ницше эту систему взял и посмотрел на неё с другой стороны. Оно, конечно, да, человека постоянно тянет в авантюры. Но так это же и хорошо! Если есть желание совершить что-то необычно и героическое, так надо брать и совершать. В конце концов, в результате может получиться не фейл, а вполне себе и вин. Разумеется, рано или поздно герой закончит на кладбище, но он так или иначе там закончит, даже если он горец. Так что воля — она как раз на нашей стороне, она принуждает нас делать хоть что-то полезное.

Обо всех этих размышлениях уже в середине 20 века стараниями некоего широко известного в узких кругах Кеидзи Ниситани, учившегося в Европе под другим винрарным немецким философом Мартином Хайдеггером, разузнали японцы, внимательно ознакомились с его творчеством (Научная монография по вопросу, ня) и пожали плечами, не найдя существенных отличий «Так говорил Заратустра» от набора дзен-буддийских коанов. В обоих случаях речь идёт о любви к жизни (ибо через принятие собственных страданий, как естественных и неотъемлемых свойств тела, они уже не будут, собственно, страданиями), о следовании выбранному жизненному пути (человек как не цель, а мост к сверхчеловеку - эквивалентен дзеновскому пониманию, что сансара и есть нирвана), о воздействии на разум через культивацию тела, об отказе от собственного "Я" (превращение "верблюд-лев-ребёнок" у Ницше) и восприятии себя как просто детерминированного внешними факторами тела. Заслугой Ницще, безусловно, является, что он у себя в Европе вывел все эти идеи самостоятельно с нуля, имея представления только о раннем буддизме-абхидхарме; вот только в Японии этот велосипед изобретал ещё Эйхэй Догэн в 13-м веке.

[править] Наследие Ницше в культуре

«

Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками.

»
— Стругацкие

[править] Нацизм и фашизм Ницше

Неразбериха с «ницшеанским фашизмом» началась, когда архивом Ницше после его смерти завладела сестра — Элизабет Фёрстер-Ницше, жена учителя из Берлина Бернгарда Фёрстера, патологического антисемита и позднее — героя. Под руководством сестрёнки была сфабрикована в том числе и компиляция выдранных из произведений Ницше цитат и откровенного вымысла, озаглавленная как «Воля к власти». Компиляция была сфабрикована так удачно и своевременно, что попалась на глаза теоретикам и практикам НСДАП. В 1934 году Архив Ницше посещает кто бы вы думали и имеет с девяностолетней Фёрстер-Ницше долгую продолжительную беседу. Результатом этой беседы стало включение Ницше в «культурный пантеон» нацизма (вместе с Гёте, Бетховеном, Вагнером и прочими достойными людьми). Видимо, так она отомстила брату за то, что однажды он в письме к М. фон Мейзенбург (май 1884 года) назвал её «die rachsüchtige antisemitische Gans». Тем не менее она ничуть не сомневалась в гениальности брата. И всеми силами старалась сохранить его труды как могла. Забив банан в уши Гитлера, мол, фюрер — воплощение его сверхчеловека, получила профит. Ещё до встречи с сестрой писателя Алоизыч дичайше котировал его творчество, а впоследствии привил своё увлечение и своим недалёким приспешникам. «Так говорил Заратустра» была самой популярной книгой после Библии, таскаемой солдатами Вермахта в своих рюкзаках. Ибо вдохновляет, модная и легко читается.

Но утверждать, что Ницше как-то особо повлиял на фошыстов — это неоправдано фошыстам льстить. Средний активист тогдашных фошыстских движух читал (если умел) в основном листовки и партийные газеты, и оценивал идеи по прикольности. Сам фюрер читал, судя по библиотеке и немногим цитатам, тогдашний бумажный аналог вконтактовых пабликов и Рен-ТВ, откуда и подчерпнул кулстори про арийцев и жыдомасонский сговор.

Так или иначе, многие использовали идеи Ницше в своих интересах: фашисты цитировали его слова о превосходстве одних над другими, коммунисты использовали его антирелигиозною составляющую, а либералы вспоминали его ориентированность на свободу индивида. Хотя в сущности, философия Ницше не подпадает ни под одну политическую идеологию. Он отвергал консерватизм, национализм (и даже патриотизм), социализм, этатизм и демократию. Если попытаться перевести Ницше в политическую плоскость, то получится своеобразный аристократический анархизм. Впрочем, современное ницшеанское движение небезосновательно относит себя к правым, хоть и не похожим на остальных.

[править] Ницше и музыка

bAlso sprach Zarathustra. Рихард Штраус

В начале карьеры Ницше и думать не желал быть философом и вожделенно мечтал дополнять таблицу Менделеева (быть химиком), а также, наслушавшись маэстро Вагнера, решил проявить себя в качестве композитора. Опусы, полные уныния и отчаяния чуть более, чем полностью, можно послушать здесь.

Интересующиеся музыкой и античной историей могут почерпнуть много интересного из его первого труда «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Читатель узнает, какими алкоголиками и развратниками были древние греки, придумавшие музыкальную трагедию, чтобы прикрыть своё распутство перед грядущими поколениями. Труд был написан во времена яростного фапания Ницше на Вагнера (и платонической любви к его жене Козиме), о чём несчастный Фридрих впоследствии очень сожалел.

В последних произведениях уже немолодой философ любил потроллить тяжеловесную, не в меру пафосную «северную» оперу Вагнера куда более мелодичной, жизненной, но отнюдь не менее трагичной «южной» оперой Бизе (Parsifal VS Karmen). Травля, затеянная Ницше в шутку, за сто лет приобрела статус специальной олимпиады и широко практикуется на музыкальных и оперных форумах.

Алсо, музыкальное вступление к винрарнейшему фильму «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика, используемое также телеигрой «Что? Где? Когда?», есть непосредственно идеи Ницше, переложенные Рихардом Штраусом на «язык музыки».

А ещё, в СШП у Ницше до сих пор имеется один верный ученик, теребящий за уши всю христианскую общественность.

[править] Ницше и литература

«

Такт хорошего прозаика в том, чтобы вплотную подступиться к поэзии, но никогда не переступать черты. Без тончайшего чувства и одарённости в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.

»

Будучи филологом по образованию, Ницше много прочёл как классической литературы, так и современных ему немецких писателей. Ранние его работы были менее эмоциональны, в них ещё прослеживалось влияние строгой науки. Ближе к написанию «Заратустры» Ницше презрел всю современную ему науку и философию и мастерски отточил свой писательский талант. Поэтому любители его ницшеанства зачастую начинают знакомиться с творчеством усача с поздних работ, так как читаются гораздо легче, как художественная или религиозная литература, и насыщены множеством тропов и афоризмов.

Разумеется, философ оказал большое влияние на литературу и литературную критику. Герман Гессе писал своих «Сиддхартху» и «Степного волка», находясь под впечатлением от Ницше; влияние ницшеанства прослеживается и в творчестве Паланика. С оглядкой на Ницше ЛаВей создавал свою «Сатанинскую библию». Преемниками герра профессора собственно в философии считали себя и многие знаковые постмодернисты вроде Фуко и Делёза, так как Ницше вновь открыл для европейской культуры дионисийского человека, живущего наслаждениями и высмеивающего всех и вся. В плане конструирования текста Ницше вплотную подошёл к ризоме, свойственной постмодернистским романам.

[править] Ницше в кино

«

Я мёртвый, потому что я глупый.

»
— Ницше в «Туринской лошади»
Ницше, 1889 год, Турин.

На тему Ницше наличествует вполне себе годный и артхаусный бразильский высер «Дни Ницше в Турине» 2001 года. В фильме описывается приезд Фридриха Ницше в итальянский город Турин под конец его жизни. Весь фильм Ницше бродит по улицам, обнимается с лошадью, перевязывает полотенцем ногу собаке, нечленораздельно бормочет нацепив маску Диониса, представляет себя Богом, в общем постепенно скатывается к своему печально известному безумию. В конце фильма показаны якобы заснятые при жизни философа видеокадры оного в дурке. Но вполне вероятно, что эти кадры просто фейк, смонтированный из фотографий философа.

В 2007 году в США по довольно неплохому роману Ирвина Ялома «Когда Ницше плакал» был снят вполне винрарный одноимённый фильм с Армандом Ассанте в роли героя статьи. Фильм доставляет историей знакомства больного мигренью и манией величия с венским врачом Йозефом Брёером, попытками последнего излечить философа и самого в конце-концов скатившегося до унылого состояния психически нездорового сопляка. Самым умным и находчивым в фильме в итоге оказывается не кто иной, как молодой ещё психоаналитик Зигмунд Фрейд, первыми робкими попытками своего метода вытаскивающий Брёера из состояния унылого говна. Доставляет и актриса Кэтрин Винник в роли подруги Ницше Лу Саломе.

В 2011 Бела Тарр, вдохновившись, помимо сабжа, фразой Маяковского «все мы немножко лошади», предъявил миру своё понимание Ницше в фильме «Туринская лошадь».

А в сериале Andromeda весьма активно действуют «ницшеанцы» — раса, воплощающая идеи философа. Брутальны.

[править] Ницше и интернеты

  • Ницше часто упоминают на тифаретнике. Популярность к нему пришла после этого знаменитого комментария

Не пострадал я от армии. Было хуево, но не пострадал. Сильнее сделался, комплексы уничтожил. Это, как у Ницще…

Клац

См. также басню «Ницше и хлеб».

[править] Алсо

В русской философии Серебряного века существовал почётный преходящий титул «русский Ницше», которого в разное время удостаивались К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, В. И. Иванов. ЧСХ, все трое были религиозными людьми.

«

Взял в тюремной библиотеке Ницше. И я понимаю, что одна и та же книга на воле и в тюрьме воспринимается совершенно по-разному. На воле я просто читал книжки как советы жизненные, мировосприятие, а в тюрьме это полное мироописание. Переосмысление бытия идет.

»
— Тесак

Несмотря на блестящее владение литературным слогом, как философ Ницше был весьма непоследователен, за что коллегами-академистами обвинялся в иррационализме. В самом деле, вопросы онтологии и гносеологии у него не решаются напрямую, развития по Ницше в мире нет вследствие вечного возвращения и мир этот управляется некой непознаваемой волей к власти, унаследованной от раскритикованного Фридрихом впоследствии пессимиста Шопенгауэра. Несмотря на отсутствие бога в ницшеанской картине мироздания, по сути она является идеалистической, а воля в нём — пантеистична.

Марксисты, помимо необоснованных обвинений Ницше в идеологическом потворстве фашистам, также упрекали его в эстетствовании и аристократизме, отрицании демократии и мизантропии. Всё дело в пресловутой морали господ, сам Ницше писал, что и потомкам в его сочинениях дано понять не всё, куда уж там до него современникам! Да и ярко выраженный индивидуализм с коммунизмом не очень-то вяжется.

Некоторые представители ультра-небыдла и примкнувшие к ним ТП считают чтение Ницше уделом хипстеров и юных максималистов. В самом деле, философия толкания падающего как нельзя лучше подходит мамкиным циникам, только на такую глубину осмысления они и способны. Как стёб над примитивизмом большинства Фридриховых поклонников родился недомем «тюремное ницшеанство». Ницше охотно читают обитатели тюрем и психушек, проникаясь ненавистью аки ситхи, помогающей им переживать жизненные трудности.

В конце концов, чтобы лучше понять философию Ницше, не стоит воспринимать его только как философа, и читать его книги желательно как художественную литературу. Чем меньше СПГС, тем лучше.

И помнить, что за исключением «Заратустры» (всё-таки поэма в прозе) его сочинения, включая «По ту сторону добра и зла», рассчитаны на читателя, который знает, о чём писали эти Канты и Юмы на уровне хотя бы университетского курса. Так что если ты школьник, не забудь положить рядом «Историю западной философии» Рассела (а ещё лучше «Лекции по истории философии» Гегеля, с которыми знаком был и сабж), чтобы хоть знать, о чём идёт речь.

  • «В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой».
  • «Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом».
  • «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнёт всматриваться в тебя». В советской России этим никого не удивишь. Вообще это быдловариант цитаты, взятый из фильма «Бездна» (the Abyss) Джеймса Кэмерона, коему эта цитата служила эпиграфом и, в некотором смысле, спойлером. Оригинальная цитата звучит так: «Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein» (Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя). Без первого предложения первоначальный смысл несколько теряется.
  • «Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия».
  • «Но то, что убеждает, тем самым ещё не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов».
  • «В каждой религии религиозный человек есть исключение».
  • «Церковь — это род государства, притом — самый лживый»
  • «Что падает, то нужно ещё толкнуть». В сознании масс трансформировалось в «Падающего подтолкни».
  • «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте».
  • «Что нас не убивает, делает нас же сильней».
  • «Идёшь к женщине — бери плётку».
  • «Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя».
  • «Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим — философом.»
  • «В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает».
  • «Если хочешь освободиться от невыносимого гнета, нужен гашиш».
  • «В мире - много дерьма - вот и вся истина».

И прочие, несть им числа.

13yesПоказатьСкрыть
  • Ницше про опиум для народа

  • Чашка, которая как бы намекает на тупость её аффтора

  • Тарас Григорьевич Шевченко Капитан Ницше

  • Ницше в «Лихих философах» (они же 'Action Philosophers')

  • Пазитифф такой пазитифф (Ницше во вконтакте)

Ницше — достойный сын германской нации.
«Ницшеанство — опиум для народа!»

lurkmore.to

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Берлинский художник Пьер Шмидт (Pierre Schmidt), известный как Dromsjel, родился в 1987 году в Рурской области, Германия. Для создания своих картин, он от руки делает зарисовки в стиле ретро фотографий XX века, а затем дорабатывает их цифровыми методами. Результат переносит нас в сюрреалистическую реальность, в друге время, ностальгическое и знакомое, но совершенно новое измерение.

Пьер Шмидт отчасти вдохновляется немецким философом Фридрихом Ницше, который бросил вызов идеям об индивидуальности и смысле нашего существования. Картины из серий Ресентимент I и Ресентимент III уже самим названием говорят о пронизанности болезненной потребностью обрести высшее сознание. Также на его психоделические иллюстрации влияют работы таких цифровых художников, как Лорен Альберт, Реми Кристоф и Мелисса Мурильо.

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Ницшеанские настроения в психоделических иллюстрациях художника Пьера Шмидта

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Читать книгу Мир в картинках. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра Фридриха Ницше : онлайн чтение

Владимир БутромеевМИР В КАРТИНКАХ. ФРИДРИХ НИЦШЕ. ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА

Мир в картинкахФРИДРИХ НИЦШЕ.ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Фридрих Вильгельм Ницше занимает особое место в истории философии. Ницшеанство – новая эпоха в развитии представлений человечества о себе самом, о своем месте во Вселенной, о прошлом и о будущем, о смысле бытия, о том, что такое добро и зло.

Ф. Ницше. Художник Э. Мунк

Ницше родился в 1844 году в Саксонии, которая тогда была частью Пруссии, в семье протестантского пастора, предки которого были выходцами из Польши. Сам философ впоследствии всегда подчеркивал свое славянское происхождение. Отец Ницше, страдавший душевным расстройством, умер рано, и мальчика воспитывала мать.

Дом в немецком городке Рёккене, в котором родился и жил в детстве Ф. Ницше

Ф. Ницше в 17 лет

Юный Фридрих окончил знаменитую классическую гимназию в Наумбурге, а потом учился в Боннском и Лейпцигском университетах. За выдающиеся успехи в студенческие годы двадцатичетырехлетнему Ницше предоставили кафедру классической филологии в университете швейцарского города Базеля даже без защиты докторской диссертации.

Ф. Ницше в 19 лет

Ницше пришлось принять участие во Франко-прусской войне 1870–1871 годов в качестве санитара. Перед этим он демонстративно отказался от своего прусского подданства и до конца жизни оставался без какого-либо гражданства.

Ф. Ницше в 25 лет

Огромное влияние на молодого философа и филолога оказало знаменитое сочинение Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Еще большее значение для Ницше имела музыка Рихарда Вагнера – с его семьей он некоторое время был очень близок. Сам Ницше тоже сочинял музыку и как любитель-импровизатор прекрасно играл на фортепьяно. Из писателей Ницше выше всех ставил Достоевского.

Слева направо: Р. Вагнер. Художник К. Виллич; Ф.М. Достоевский. Художник В.Г. Перов; А. Шопенгауэр. Художник Ю. Линтешульц

Книги Фридриха Ницше потрясли современников. Их называли «музыкой, записанной не нотами, а словами». Это были необычные философские трактаты, больше похожие на восторженные поэмы. Их восприняли как «распоясавшееся остроумие», как «маскарад свободомыслия», как «гениальную чушь», как «похмелье мысли», как «великий поход против тирании морали и против всех прежних ценностей человечества».

Ф. Ницше в 38 лет

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», «Злая мудрость», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «Падение кумиров, или Как философствуют молотом», «Антихрист» – все это трудно читать, еще труднее понять весь этот философско-поэтический гениальный бред. Но человечество, зашедшее в духовный тупик конца XIX – начала XX века, прочло.

Помог ли Ницше людям найти путь к истине? Трудно дать ответ на этот вопрос. Если и помог, то не больше, чем все предшествующие философы, мудрецы и пророки, которые пытались это сделать до него, каждый по-своему.

Ф. Ницше на веранде. Художник К. Стоевинг

С юношеских лет Ницше мучили страшные головные боли, и он почти ослеп. В 1879 году Ницше оставил преподавание в университете и, получив пенсию, уехал в Италию. Здесь он встретил свою возлюбленную Лу Андреас фон Саломе.

Лу Андреас фон Саломе

Ее отказ выйти замуж за философа, а потом вмешательство в их отношения сестры Ницше привели к тому, что Саломе и Ницше спустя некоторое время расстались.

Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Реё и Фридрихом Ницше

В 1889 году с Ницше случился тяжелый нервный припадок, после того как он увидел на улице в Турине жестокое избиение лошади извозчиком. Психическое состояние Ницше резко ухудшилось. Последние годы жизни он провел в психиатрической больнице и умер в 1900 году.

Ф. Ницше. Художник К. Стоевинг

В Советском Союзе сочинения Ницше не издавались. Считалось, что его идеи использовали для создания своей идеологии фашисты. Это конечно же чересчур упрощенное и потому неверное толкование. Оно во многом связано с последней книгой философа «Воля к власти. Опыт переоценки ценностей». Ее по черновикам Ницше подготовила его сестра Элизабет, которая, по мнению некоторых исследователей, сильно исказила тексты, чтобы они соответствовали ее собственным взглядам и идеям.

Ф. Ницше с сестрой Элизабет

Ницше не проповедовал ни расизм, ни человеконенавистничество, ни войну. Как философ, он хотел понять себя, познать мир, приблизиться к пониманию смысла жизни. Он писал о необходимости сближения германских и славянских народов, считал, что творческое начало, присущее славянам, поможет германским народам преодолеть их ограниченность. Ницше предвидел деградацию мира под воздействием примитивного американизма и писал, что рано или поздно начнется война за господство над земным шаром во имя противоборствующих философских учений.

Накануне этих событий мы, возможно, и живем сейчас – спустя более ста лет после смерти Фридриха Ницше.

МЫСЛИ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1

Женщина слепа и несправедлива в любви.

2

Любовь женщины – это ночь и свет, неожиданность и молния.

3

В женщине скрыты раб и тиран.

4

Женщина не способна к дружбе, потому что она создана для любви.

5

Нрав женщины ближе к природе, чем нрав мужчины.

6

Кошачья гибкость женщины дает ей возможность скрывать свои намерения под видом ласки и утаивать непостоянство страстей.

7

Счастье мужчины – «Я хочу!». Счастье женщины – «Он хочет!».

8

Если ты идешь к женщине, не забудь взять плетку.

9

О женщинах нужно говорить только мужчинам, но не женщинам.

10

Все в женщине – загадка. И загадка эта имеет одну разгадку. Разгадка – беременность.

11

Мужчина для женщины – только средство. Цель – ребенок.

12

Женщина для мужчины – опасность и игра.

13

Женщина – самая опасная игрушка для мужчины.

14

Мужчину нужно воспитывать как воина. А женщину – для отдыха воина после побед и сражений.

15

В самой сладкой женщине есть еще и горькое.

16

Человек – это то, что должно осуществиться. Человек – это нечто, что должно превозмочь, превзойти.

17

Когда женщина любит, она приносит себя в жертву. Поэтому все, кроме любви, для нее теряет смысл и значение.

18

Мужество и доблесть раба – это восстание.

19

Однажды ты поймешь, что все – ложь, все ложно.

20

Заставь звезды вращаться вокруг себя.

21

Единственный смысл жизни – это сверхчеловек.

22

Оставайтесь верны земле и не верьте тому, кто говорит вам о неземном.

23

Человек – это канат, натянутый над пропастью между животным и сверхчеловеком. Идти по канату – опасно. Оглянуться назад – опасно. Остановиться еще опаснее.

24

Стремись к своей цели, иди своей дорогой.

25

Хаос внутри нас для того, чтобы родить танцующую звезду.

26

Темная туча – это человек. Молния из этой тучи – сверхчеловек.

27

Я люблю только того, кто живет, познает и трудится для того, чтобы осуществился сверхчеловек, свободный духом и сердцем.

28

Дух и воля говорят: «Я хочу».

29

Нужно завоевать себе свободу и право говорить «нет» всем и по любому поводу.

30

Живи так, чтобы спать спокойно.

31

Слушайте голос своего тела.

32

Если война – это зло, то зло необходимое.

33

Этот мир несовершенен, а значит, несовершенен и тот, кто его создал.

34

Кто пишет своей кровью, а говорит притчами, того будут не просто читать, а заучивать на память.

35

В горах самый короткий путь – по вершинам гор. Но для этого нужно широко шагать и иметь длинные ноги.

36

Народ не хочет понимать великое.

37

Тот, кто хочет познать истину, не хочет погружаться в воду истины, когда она мелка.

38

Когда я один, мне достаточно общения.

39

Отшельнику открываются бездонные глубины.

40

Если народ хочет выжить, он должен оценивать себя так, как его оценивают соседи.

41

Высшее чувство человека – тоска по сверхчеловеку.

42

Если ты раб, ты не можешь быть другом.

43

Если ты тиран, у тебя не будет друзей.

44

Мы охотнее хотели бы верить себе, чем другим.

45

То, что у одного народа – добро, у другого – зло.

46

Человек – это тот, кто умеет оценивать.

47

Если жизнь человечества бесцельна, то разве стоит называть его человечеством.

48

Ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к себе самим.

49

Кто долго ищет, тот теряет самого себя.

50

Лжец и тот, кто говорит неправду, зная правду, и тот, кто говорит неправду, думая, что это правда.

51

Общение с людьми портит характер, особенно если его нет.

52

Люди ненавидят тех, кто выше их. Но более они ненавидят тех, кто летает.

53

Если хочешь быть звездой, нужно светить даже тем, кто барахтается в грязи.

54

Бойся и остерегайся тех, кто напоказ выставляет свою праведность.

55

Бойся и остерегайся святой простоты.

56

Самый опасный враг для тебя – ты сам.

57

Брак – это желание и воля двух создать еще одного.

58

Любовь – это факел, освещающий наш путь.

59

Высшее благо – умереть вовремя.

60

Смерть скалит зубы, крадется как вор, но входит как хозяйка.

61

Каждый, кто знал славу и почести, должен уметь вовремя уйти.

62

Человек – это попытка.

63

Создайте сверхчеловека – и это будет лучшее ваше создание.

64

Этот мир создан вами. Этот мир – это ваш разум, ваш образ, ваша воля, ваша любовь.

65

Плохо отплачивает учителю тот ученик, который навсегда остается только лишь учеником.

66

Умерли все боги – пусть теперь живет сверхчеловек.

67

Над всем человечеством царит бессмыслица.

68

Некогда был Бог, теперь – сверхчеловек.

69

Врач, исцелись сам, тогда ты исцелишь и больного.

70

Пусть Бог означает для вас волю к истине.

71

Бог есть предположение.

72

Бог есть мысль, которая искривляет все прямые и заставляет вращаться все вращающееся.

73

Воля освобождает.

74

Бог умер из-за сострадания к людям, которых Он создал такими, как они есть.

75

Красота сверхчеловека ослепляет людей.

76

Стыд, стыд и стыд – вот история человека.

77

Главный грех человека в том, что он мало радуется.

78

Время исчезнет, если все станет лживым.

79

Ужасна судьба, дремлющая в лживых ценностях и словах безумцев.

80

Чтобы любить своего Бога, вы хотите распять человека.

81

Бог для лжецов – затычка, они затыкают ею дыру, которая у них вместо души.

82

Нет, не одна-единственная дорога ведет в будущее.

83

Тихий голос красоты слышат только самые чуткие души.

84

Жизнь есть родник радости. Но все родники, из которых пьют негодяи и разное отребье, отравлены прикосновением их уст.

85

Зачем отравлены источники жизни? Зачем снятся грязные кошмарные сны? Зачем червь в хлебе жизни?

86

Живя среди людей, затыкай уши.

87

Не плюй против ветра.

88

Люди мстят всем, кто не подобен им.

89

Желание равенства есть попытка скрыть свое ничтожество.

90

Не верь тем, кто много рассуждает о справедливости.

91

Преодолей самого себя. Не позволяй давать тебе то, что ты можешь завоевать.

92

Правители, чтобы ладить с народом, впрягают впереди лошадей своей колесницы жалкого ослика, то есть какого-нибудь мудреца, ублажающего голодных и рабов притчами и баснями.

93

Жизнь всегда преодолевает саму себя.

94

Повелевают теми, кто не может повелевать собой.

95

Поверьте сами себе. Кто не верит сам себе, тот всегда лжет.

96

Даже красота таит неравенство, борьбу и войну.

97

Сказать правду могут немногие. Тот, кто хочет быть добрым, никогда не скажет правду.

98

Быть добрым – это болезнь духа.

99

Для чистого – все чисто. Но для свиньи – все свинство.

100

Хотеть – значит созидать.

101

Где сильный слаб, а благородный кроток, там свивает свое гнездо паразит.

102

Храброму недостаточно быть отчаянным рубакой – нужно знать, кого рубить.

103

Иди своей дорогой. А народ пусть идет своей дорогой, не освещаемой светом надежды.

104

Лучшее должно господствовать.

105

Мужчина должен быть способным к войне,а женщина – к деторождению.

106

Как ни велик вред от злых, но вред от добрых еще больше.

107

Добрые не могут созидать, они всегда начало конца.

108

О моя воля! Ты моя неизбежность.

109

О моя воля! Сохрани меня для единой великой победы.

110

У всякой души – свой мир. Любая другая душа для нее – мир иной.

111

Человек умирает и исчезает. Душа смертна, как и тело.

112

Стань таким, каков ты есть.

113

Толпа всегда лжет.

114

Созидающие, вы – высшие люди!

115

Учитесь смеяться над собой.

116

Не счастье я ищу, а свое дело.

117

Отвращение, отвращение, отвращение: маленькие люди хотят быть господами! Они величайшая опасность для сверхчеловека.

118

Беспощадная мудрость – голая истина.

119

Смерть всегда рядом с нами, поэтому можно не бояться жизни, ведь от нее можно отказаться в любую минуту.

120

Человек, который долго и сильно страдал, достигнув власти, часто становится тираном.

121

Идеалами, которые человек почитает, он образует вокруг себя территорию, на которую никто не смеет вторгаться.

122

Всю жизнь человек стоит на краю бездны.

123

Как только я замечаю, что мои действия соответствуют общепринятому благоразумию, я тут же начинаю делать все наоборот.

124

Чтобы жить среди людей, нужно быть ангелом.

125

Желание жить поддерживается надеждой хоть что-то создавать.

126

Когда я понимаю, что меня обворовывают, я становлюсь эгоистом.

127

Человек обладает только тем, что у него есть в душе.

128

Есть мысли, которые невозможно отогнать от себя.

129

Бушующее море и небеса над ним – вот грандиозный образ мира.

130

Пошлость раздражает меня больше, чем грехи и пороки.

131

Умение самоопределяться, ставить перед собой цели – свойство сильных духом людей.

132

Нужно уметь обуздывать угрызения совести.

133

Мое презрение к людям никогда не доходит до ненависти к ним.

134

Нужно уметь прощать.

135

Деньги, понятие о чести, необходимость нужных связей – все это и есть жизнь людей.

136

Музыка – вот единственное убежище для души.

137

Идеалы других людей, которых я вижу и презираю, – не есть мои идеалы.

138

Разочарование – вот всепоглощающее чувство, с которым невозможно бороться.

139

Испытывая самые высокие чувства, часто хочется отдохнуть от них.

140

Счастье – это желание.

141

Мир устроен так, что мудрость соседствует с глупостью.

142

Остерегайтесь тех, кто действует из высоких моральных побуждений.

143

Люди так далеки друг от друга, что с ними одиноко.

144

Я всегда стремился к людям, но находил в них только самого себя и ничего больше.

145

Жажда дает возможность найти источник.

146

Философу приходится постигать и неприятные истины.

147

Я искал истину вопреки всему.

148

Мораль во всей своей окостенелости делает жизнь невыносимой.

149

Быть героем – вот единственно приемлемая форма существования.

150

Героизм – это такое состояние человека, когда он не считается с самим собой.

151

Герой устремлен к цели и потому односторонен и несовершенен. Гармония – вот его противоположность.

152

Насилие – одно из свойств героизма.

153

Человек возвышенный становится свободным.

154

Возвышенное пугает обыкновенных людей.

155

Человек, стремящийся к возвышенному, накапливает в себе злость.

156

Достигнув величия, человек стремится к доброте.

157

К величию стремятся те, для кого важно количество. Люди качества довольствуются малым.

158

Ради победы можно пожертвовать всем, даже жизнью.

159

В восторге есть доля испуга.

160

Сильный желает что-то и добивается этого. Сильнейший добивается всего, не желая этого.

161

Переживание переживаний множества людей создает великих людей.

162

Быть знаменитым через триста лет – вот желание настоящей славы.

163

Те, кто любят человека, требуют от него невозможного.

164

Того, кто внушает другим только страх, невозможно полюбить.

165

Того, кто хочет быть вождем людей, люди поначалу воспринимают как своего врага.

166

Великие люди рано или поздно становятся пророками.

167

Пока к человеку относятся враждебно, это значит, что он еще не преодолел свое время.

168

Если кто-то подвергается нападкам современников, это значит, что он еще не опередил свое время.

169

Почти все великие люди велики не сами по себе, а только как участники какого-либо великого дела.

170

Если ты непонятен людям, то можешь пользоваться преимуществом одиночества.

171

Любое стадо достойно презрения, даже если это стадо послушно следует за тобой.

172

Чем свободнее и сильнее человек, тем избирательнее он в любви.

173

Даже истина требует, чтобы ради нее лгали.

174

Точность и правдивость есть средство познания.

175

Жизнь ради познания – такое же безумие, как и все остальное.

176

Для познающего право собственности не значит ничего.

177

Ценность познания сомнительна и изменчива.

178

Мир давно изолгался – и в общем целом, и в мелочах.

179

Нужно ли знать, что происходит в душе вора или убийцы, когда они совершают очередное преступление?

180

Видеть и не верить – вот один из главных принципов познания.

181

Чем больше тебя охватывает холод безразличия, тем ближе ты к взрыву восторга.

182

Дух вселяет мужество, сердце одухотворяет действие.

183

Только человек делает мир существующим.

184

Человеку никогда не понять посылы, которые двигают им.

185

Люди видят лишь призраки и тени вещей.

186

Как понять любовь безумца к разуму?

187

Одинокий человек лишен всего, кроме своих мыслей.

188

Скептицизм – убежище для тех, кто не способен быть возвышенным.

189

Инстинкт мести порождает веру в причину и следствие.

190

Кто отрицает несвободу воли, тот глуп, но кто чувствует ее, тот душевнобольной.

191

Эпикурейцы наслаждаются волей, как пленники, которые обрели свободу.

192

Одни думают, как напасть на своих врагов, другие – как защитить себя от врагов.

193

Мыслитель, не формулирующий своих мыслей, подобен человеку, имеющему неочищенное и неотчеканенное золото.

194

Если Бог сам любит, ему не нужно заставлять любить себя.

195

Пастыри, пасущие стада верующих, никогда не захотят, чтобы Богочеловек явился к людям.

196

Кто не находит величия в Боге, тот не найдет величия нигде и ни в чем.

197

Мораль, убеждающая любого человека, что он хоть что-то да значит, есть успокаивающая ложь.

198

Новые собственные ценности можно взять только из старых ценностей.

199

Произвол и свобода имеют такое же право на существование, как послушание и закон.

200

Испытай себя – попробуй стать великим.

iknigi.net

Ницше, Фридрих Вильгельм (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) - Н - Книги - Электронные книги, софт, картины

15 октября 1844 г., Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900 г., Веймар, Германия

 

     Биография

     Ницше родился в тот же день, что и король Фридрих Вильгельм IV, 15 октября, и в честь короля получил свое имя. Родители Фридриха Ницше: лютеранский священник Карл Людвиг Ницше, Франциска Ницше, урождённая Элер.

Франциска Ницше (Элер), мать Фридриха Ницше

Франциска Ницше (Элер)

Карл Людвиг Ницше, отец Фридриха Ницше

Карл Людвиг Ницше

 

     В 1850 г., после смерти отца и брата, Фридрих Ницше вместе с матерью и сестрой Элизабет переехал в Наумбург. В Наумбурге он поступил в городскую школу.

     С 1854 по 1958 г. Фридрих Ницше учился в Наумбургской гимназии. К этому периоду относится создание первых стихотворений.

     В 1858 г. Ницше перешел в школу Пфорта, под Наумбургом. Там он написал сочинение «О музыке», стихи. В 1860 г. Ницше, виесте с В. Пиндером и Г. Кругом создал музыкально-литературный союз «Германия». В этот период Ницше планировал посвятить свою жизнь музыке. Кроме того, его интересовали вопросы философии и этики. Ницше читал сочинения Байрона, Шиллера, Гельдерина. С 1861 г. началось знакомство Ницше с музыкальным творчеством Вагнера.

     Уже в 1962 г. у Ницше появились головные боли – болезнь, которой он будет страдать всю свою жизнь. Это, однако, не мешало ему усердно учится, а в свободное время  – писать стихи и прозаические сочинения. К этому отрезку времени относятся: «Фатум и история» «О христианстве», «Эрманарих», «Свобода воли и фатум».

     В октябре 1862 г. Ницше поступил в Боннский университет, где изучал теологию и филологию, в 1864 г.  вступил в городское певческое общество и в студенческую корпорацию «Франкония».     В 1865 г. Ницше перешел в Лейпцигский университет, где, по инициативе профессора Ричля, организовал филологический кружок. Ницше знакомился с сочинениями Шопенгауэра, изучал античное искусство и философские системы.

     Ницше был хорошим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Уже в 1869 г., в возрасте 25 лет,  он   стал профессором классической филологии Базельского университета.

     В 1970 г., когда началась франко-прусская война, Ницше хотел попасть на фронт «в качестве солдата или санитара», но в силу того, что он жил в нейтральном государстве — Швейцарии, ему осталось лишь согласиться на последнее. Война сильно подорвала здоровье Ницше, к нему уже больше не возвращались ни уравновешенное самочувствие, ни спокойный сон.

     Не оправившись полностью, Ницше возвратился в Базельский университет и приступил к работе. Вышла статья «Дионисическое мировоззрение».

     В 1879 г. Ницше ушел в отставку из-за плохого здоровья (слепота, сильные головные боли). В 1879-89 гг. он переезжал с места на место, ведя образ жизни свободного писателя, и создал все свои основные произведения. Лето Ницше, как правило, проводил в Швейцарии (в окрестностях Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму – в Италии, в Генуе, Рапалло, Турине и во Франции, в Ницце. Ницше жил очень бедно на пенсию по инвалидности от университета Базеля и получал помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации собственных сочинений были крайне малы. Известность пришла к Ницше лишь в конце 1880-х гг.

     Писательская деятельность Ницше прекратилась в 1889 г., из-за болезни. Он несколько раз перенес апоплексический удар. Конец жизни Ницше провел в психиатрической больнице и умер 25 августа 1900 года.

 

 

Несвоевременные размышления: «Шопенгауэр как воспитатель»     Скачать: txt.zip (67.07 КБ) Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей     pdf (4.08 МБ) Несвоевременные размышления: «Давид Штраус в роли исповедника и писателя»     Скачать: txt.zip (60.01 КБ) Антихрист. Проклятие христианству     Скачать: txt.zip (60.32 КБ) Сумерки идолов, или как философствуют молотом     Скачать: txt.zip (58.16 КБ) Об истине и лжи во вненравственном смысле     Скачать: txt.zip (12.44 КБ) К генеалогии морали. Полемическое сочинение     Скачать: txt.zip (124 КБ) По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего     Скачать: txt.zip (155.07 КБ) Несвоевременные размышления: «Рихард Вагнер в Байрейте»     Скачать: txt.zip (59.25 КБ) Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках     Скачать: txt.zip (77.33 КБ) Несвоевременные размышления: «О пользе и вреде истории для жизни»     Скачать: txt.zip (71.5 КБ) Рождение трагедии, или Элиннство и пессимизм     Скачать: txt.zip (110.07 КБ) Злая мудрость. Афоризмы и изречения     Скачать: txt.zip (24.43 КБ) Гомер и классическая филология     Скачать: txt.zip (14.9 КБ) Греческое государство. Предисловие к ненаписанной книге (1871 г.)     Скачать: txt.zip (10.49 КБ) Греческая женщина. Отрывок (1871 г.)      Скачать: txt.zip (3.99 КБ) О музыке и слове. Отрывок (1871 г.)     Скачать: txt.zip (11.56 КБ) Гомеровское соревнование. Предисловие к ненаписанной книге (1872 г.)     Скачать: txt.zip (7.96 КБ) Мы, филологи (отрывки из ненаписанной книги)     Скачать: txt.zip (6.28 КБ) Философия в трагическую эпоху Греции     Скачать: txt.zip (55.14 КБ)

 

     Дом Фридриха Ницше в Энгадине     «Я не знаю ничего, что бы подходило моей натуре больше, чем этот горный уголок», — так Фридрих Ницше писал об Энгадине Францу Овербеку (Ницше Ф. Письма Фридриха Ницше (сост. и перев. И.А.Эбаноидзе), М., 2007, письмо Францу Овербеку от 23 июля 1881 года, с. 168.).     Энгадин – это группа горных массивов в швейцарских Альпах у города Санкт-Мориц.     История возникновения названия "Санкт-Мориц" следующая. В конце III века н.э. римляне предали смерти легионера по имени Mauritius, которого, как это часто бывает, позже канонизировали. Жители одного из селений Энгадина выбрали его своим небесным покровителем. Так возник Санкт-Мориц. Впервые этот город упомянается в документе 1139 года. В середине XYI века целебные свойства местной минеральной воды отметил  Парацельс. Примерно в это же время к городской церкви пристроили 32-метровую колокольню, которая сразу накренилась и с тех пор медленно падает, подобно знаменитой башне в Пизе.     В 1864 г. Йоханнес Бадрутт, владелец отеля в Швейцарии предложил четырем англичанам, отдыхавшим у него летом, вернуться в отель зимой. В том случае, если зимний отдых гостям не понравится, Бадрутт обязался оплатить им поездку из Лондона в Энгадин и обратно. Это предложение пришлось по вкусу англичанам, которые, в результате, остались в Энгадине до самого мая. Считается, что этот случай послужил началом зимнего туризма в Альпах.     Зильс-Мариа – маленькая деревня в солнечной альпийской долине, расположенная по соседству с Санкт-Морицем.     В нескольких минутах ходьбы от центральной площади Зильс-Мариа стоит еще крепкий двухэтажный дом – Дом Ницше. В течение семи лет Ницше снимал на лето в этом доме комнату с видом на горы. Несмотря на свой "весьма "солидный" возраст, около 220 лет, дом хорошо сохранился и сейчас выглядит так же, как и на фотографиях столетней давности, только появилась памятная доска над входом. В те времена, когда в нем жил Ницше, дом принадлежал главе общины Зильца Жану Дуришу. Ницше делал покупки в небольшой бакалейной лавке, находящейся в этом доме, а обедать ходил в соседнюю гостиницу Альпенроз. «Люди здесь добры ко мне и радуются моему возвращению, особенно маленькая Адриена, — писал Ницше 21 июня 1883 года матери и сестре в Наумбург, — прямо в доме, где я живу, можно купить английские бисквиты, солонину, чай, мыло, – да в общем все, что угодно. Это очень удобно…».      В начале прошлого века дом был куплен у семьи Дуриш отелем Эдельвайс. В 1958 г. здание опять было продано, в этот раз коммерческой фирме, которая планировала провести его перестройку. Эта идея не была претворена в жизнь, дом остался таким, каким был в конце девятнадцатого столетия. Сегодня Дом Ницше одновременно исследовательский центр, музей, гостиница для ученых и место проведения конференций, чтений, выставок, концертов. Дом Фридриха Ницше в Энгадине

 

 Если Вам понравилась эта статья и Вы хотите поддержать сайт, кликните по кнопке Google +1.

 

ellibr.ucoz.ru