Махарбек Туганов. Картины на исторические темы и портреты. Картины осетинские


Азанбек Джанаев. Картины на исторические темы и портреты: timag82

Вторая часть его картин. Первую, иллюстрации к нартскому эпосу, "Измаил-Бею" и "Чингиз-Хану" я выкладывал тут.

Вывод невесты

Аланы в походе

Эскиз к "Аланы в походе" (1948)

Восточный мотив (1980)

Битва аланского семейства с кипчаками

Охота на оленя (1948)

На кладбище (1956)

Стадо в горах (1954)

Борьба (1956)

Покорение гор

Набег на аул (набросок)

Молодой чабан (1952)

Пахарь

Старинная горская песня (1980)

Поэма о коне (1980)

Хаджи-Мурат со своим отрядом (1952)

Нападение кулаков (1952)

Встреча с бандитами (1960)

Ухо Бугая (1952)

Укрощение коня (1952)

Всадник (1960)

Осетинское посольство в Санкт-Петербурге

Картины из серии "Осетия в прошлом" (1972):

Осетинский дивизион (революция в Осетии)

Орджоникидзе - чрезвычайный комиссар (1957)

На Махно! (1952)

Коммунисты Дигории (1966)

Защита Дигорского ущелья (1966)

Город мертвых (1967)

Портрет В.Тхапсаева в роли Отелло (1960)

Портрет Коста Хетагурова

Коста, сидящий за столом (1952)

Коста Хетагуров - художник (1950)

Коста с детьми (1960)

Азанбек Джанаев (автопортрет)

Картины Джанаева иногда выставляются во владикавказском Художественном музее им. М.Туганова, часть принадлежит Северо-Осетинскому институту гуманитарных и социальных исследований им. Абаева и дому-музею К.Хетагурова, остальные рассеяны по мелким музеям и частным коллекциям. Всего я выложил 71 картину, это малая часть того, что написал художник.

timag82.livejournal.com

Махарбек Туганов. Картины на исторические темы и портреты: timag82

Если К.Хетагурова можно назвать первым осетинским художником, то Махарбек Туганов (1881-1952), очевидно, второй. Выложу портреты и картины на исторические темы (по мне они более интересны, особенно картины по традиционной юриспруденции), позже - иллюстрации и картины по нартиаде.

Махарбек Туганов родился в 1881-м году в интеллигентной дворянской семье. Дед - знаменитый генерал Асланбек Туганов, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым, памятник которому недавно открыли в Пятигорске. Отец Махарбека был агрономом, получившим образование в Боннском университете, мать - дочерью этнографа Гацыра Шанаева, первого в Осетии собирателя народных сказаний о нартах. В 1900 году Махарбек едет в Петербург для поступления в Горный институт, но не добирает баллов и на следующий год поступает в Академию художеств (в ее стенах он второй осетин после Хетагурова). "Сказать в то время молодому осетину, что он хочет быть художником, было бы равносильно тому, чтобы его объявили кандидатом в сумасшедший дом все его родные и родственники", так позже об этом скажет сам Туганов. Не закончив Академии, в 1903 едет в Мюнхен к педагогу Антону Ашбе, у которого учились Грабарь и Шемякин, чтобы отойти от школы реализма к импрессионизму. Через год после его смерти, в 1907-м, возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает сначала в Баку, потом в Туркмению, позже возвращается, и переезжает в Цхинвали, где в 1937-м создает художественное училище, организует Союз художников республики. Более подробно о жизни и творчестве можно прочитать тут.

Работам Туганова не сильно везло. Часть материалов пропала в Вене накануне Первой мировой войны, другая погибла во время разгрома его дома в 1919-м, в 1930-е картины были уничтожены по политическим соображениям. В музее краеведения Цхинвали часть работ погибла в 1945-м, а в 1991-м оставшуюся часть перевезли во Владикавказ, в художественный музей его имени. В прошлом году в Москве, в Российской Академии художеств, и во Владикавказе проходила выставка его картин, с нее и сделаны мои фотографии.

Портрет Батырбека Туганова (1904)

Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма.

Портрет Адильгирея Шанаева (1910)

В этом парадном портрете близкого друга отца художника уже видны широкие мазки импрессионизма.

Портрет старика Гаглоева (1933)

С академичностью покончено, техника упрощена до минимума.

Чермен (1928)

Одна из вершин модернизма Туганова.

Народный суд (1946)

Эту и следующие картины условно можно объединить в историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия".

Собачья скала (1941)

Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.

Примирение кровников (1944)

На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь, тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно, считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.

Скачки в честь умершего (1946)

Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать, или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения, по время проезда они падали и их собирали односельчане.

Посвящение коня покойнику (1948)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.

Цоппай (1947)

Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека, которого по народному поверью, выбрало грозовое божество. Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал: "На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"

Своз сена зимой (1951)

Портрет Сосланбека Едзиева (1949)

Сосланбек Едзиев (1865-1953) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма.

timag82.livejournal.com

Осетины в произведениях художников | Zilaxar

«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои…»Н. Рерих

В самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии лежит древняя осетинская земля. Богата и разнообразна ее природа: исполинские горные хребты, покрытые вечными снегами, стремительные реки, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, альпийские луга с причудливыми узорами цветов, звенящие хрустальной чистотой пенистые водопады – все это создает удивительную по красоте картину.

Прекрасна природа Осетии, но не менее интересны и самобытны живущие на этой земле осетины – потомки легендарных алан.

«Давно уж русские поэты прославили Кавказ Они с любовью описали Наш милый край и нас…»

И. Тхоржевский

В 1829 году в Осетии побывал великий русский поэт А. С. Пушкин. «Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами. Я посетил один из них…; женщины их прекрасны», – так писал поэт в «Путешествии в Арзрум».

Позже в «Евгении Онегине» – «энциклопедии русской жизни» – поэт восклицал:

«Так я, беспечен, воспевал И деву гор, мой идеал».

Декабрист Александр Беляев после сибирской каторги служил на Кавказе. Он автор «Воспоминаний декабриста о пережитом и перечувствованном». У переправы через Терек близ Моздока Беляев наблюдал, как осетины вылавливали в реке ветки, используемые в качестве топлива. Он писал: «Особенную ревность и живость тут высказывала одна осетинка лет 17. Это была одна из тех южных красавиц, перед которыми остановишься невольно, где бы ее не встретил. Осетинки вообще очень красивы, но эта перед ними была идеалом. Она была в своем национальном костюме довольно грубой материи, что показывало её бедное положение. Жилищем её была сакля на берегу Терека… Лицо её выражало восхищение, когда ей удавалось перехватить и положить возле себя какой-нибудь сучок. Как смоль черные волосы её, раскинувшиеся от её усиленных и в то же время самых грациозных движений, роскошными прядями падали по её плечам необыкновенной белизны. Она была высока, стройна и вообще прелестна».

Сотник Владикавказско-Осетинского полка А. В. Верещагин, родной брат знаменитого русского художника, принимавший участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов с восхищением писал: «Я побывал в осетинском дивизионе. Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу, точно как на подбор. Весь дивизион состоял из охотников. Что мне в особенности бросилось в глаза у осетин, это их осанка и походка. Каждый осетин имел походку точно князь какой и выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства».

Максим Горький, неоднократно бывавший в Осетии, писал: «Я так горячо люблю эту прекрасную страну – олицетворение грандиозной красоты и силы, ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых, певучих рек и ее красивых, гордых детей».

Художники свое восхищение выразили в произведениях изобразительного искусства, на которых запечатлены осетины.

2

Осетинка, 1790. Раскрашенная гравюра. Местонахождение: Государственный исторический музей.

Потоцкий Ян (1761-1815)

Российский академик, граф из рода польских магнатов, автор знаменитого романа «Рукопись, найденная в Сарагосе», прекрасный рисовальщик. Ян Потоцкий на собственные средства совершил путешествие по Северному Кавказу в 1798 году. В ноябре около двух недель провел в Моздоке, делая записи и зарисовки о своем путешествии.

В 1829 году в Париже вышел его путевой дневник «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи». В издание включены изобразительные материалы, которые в настоящее время хранятся в кабинете эстампов Национальной библиотеки Франции, и среди них знаменитый рисунок «Ингуш и осетин» – первое изображение осетина в национальном повседневном костюме: короткой черкеске без выреза на груди, борта которой стянуты тремя парами завязок (в отличие от праздничного костюма – с открытой грудью и газырями).

3

Потоцкий Я. Осетин, конец XVIII в. Рисунок. Местонахождение: Национальная библиотека Франции. Кабинет эстампов.

Беггров Карл Петрович (1799-1875)

Литограф, акварелист. Учился в Академии художеств у М. Воробьева. В 1818 году обратился к литографии – новой для России технике и зарекомендовал себя как незаурядный литограф. С 1825 года – литограф при Главном управлении путей сообщений. С 1832 года – академик Академии художеств.

Литографии были созданы под прямым воздействием Е. Корнеева, бывавшим на Кавказе, собраны в альбом «Народы, живущие между Каспийским и Черным морями» и изданы Обществом поощрения художников в 1822 году. Альбом находится в Музее книги Российской государственной библиотеки.

5

Беггров К. П. Осетинка. Начало XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Челищев Платон Иванович (1804-1859)

Потомок древнего рода, русский офицер, генерал-майор. В 1836 году был командирован на Кавказ. Через год вышел в отставку, путешествовал по Европе. С 1841 года – вновь служит на Кавказе в Грузинском гренадерском полку. Неоднократно гостил у коменданта Владикавказской крепости П. П. Нестерова, написал несколько его портретов, а также одним из первых запечатлел Владикавказ («Вид из окна моей квартиры. 1846 год, окт. 24»).

Стремлением «заглянуть в середку орлиного гнезда, подсмотреть птенцов его врасплох» объяснялось желание Челищева запечатлеть портреты горцев. Так был написан «Осетин в зале у главнокомандующего».

«Ставшие под русские знамена осетины сумели сохранить национальное своеобразие. Это сказывается прежде всего в одежде воина – ладно пригнанной черкеске, украшенной газырями, в характерном жесте руки, даже в мирной обстановке положенной на рукоятку кинжала с всегдашней готовностью обнажить клинок. В постановке фигуры — широко расставленных ногах, придающих ей устойчивость, – видна привычка к седлу; в низком наклоне головы и тяжелом взгляде из-под нависших бровей, в загнутых книзу усах, наконец, в наголо бритом черепе – сильный характер «сынов Кавказа», привыкших к «вольной, свободной жизни», – писала искусствовед А. В. Корнилова.

Рисунки Челищева собраны в альбоме – уникальном историко-бытовом документе эпохи, который хранится в Эрмитаже.

6

Челищев П. И. Осетин в зале у главнокомандующего, 1836. Акварель. Местонахождение: Государственный Эрмитаж

Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893)

Потомственный князь, сын российского дипломата и сам дипломат. Ученик Карла Брюллова. Вице-президент Академии художеств. Друг Пушкина и Лермонтова.

С мая 1840 по 1856 годы с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Его труды собраны в альбомах «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа».

Гагариным оставлены прекрасные портреты горцев в их национальных костюмах, виды Военно-Грузинской дороги, акварели «Владикавказ».

Рисунок, ставший основой герба Владикавказа, выполнен рукой Гагарина. Проект чертил архитектор Самуил Уптон. По проектам Гагарина в кавказских городах построен ряд соборов в «византийском стиле», в т.ч. церковь Вознесения Господня (Алагирский собор) в Осетии.

7

Гагарин Г. Г. Благородный Хазбулат – осетин, 40-е годы XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.

8

Гагарин Г. Г. Осетинский князь Казбек, 40-е годы XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.

Горшельт Теодор (Федор Федорович) (1829-1871)

Знаменитый немецкий живописец и рисовальщик. Родился в Мюнхене, учился там же в Академии художеств, затем у известного баталиста А. Адана. Любил путешествовать, мечтал побывать на Кавказе. Пламенное желание увидеть Кавказ осуществилось в 1858 году, и средства на эту поездку ему дала продажа трех картин Вюртембергскому королю. Получив в Германии рекомендательные письма к главнокомандующему на Кавказе князю А. И. Барятинскому и Крузенштерну, служившему на Кавказе, художник отправился в путешествие. На Кавказе он не только рисовал, но наравне с солдатами принимал участие в сражениях. За храбрость удостоился высоких воинских наград – орденов Святого Станислава III степени с мечами, Святой Анны III с мечами и Крестом в честь победоносного завершения Кавказской войны.

За пять лет (с 1858 по 1863 годы) Горшельт превосходно узнал Кавказ, его удивительную природу, горцев, познал жизнь солдат. Свои впечатления описал в письмах и отобразил в рисунках, акварелях, картинах, которые затем были собраны в большой «Кавказский военный цикл». По широте и глубине воплощения этой темы никто из русских художников не может с ним сравниться. Кавказские альбомы были приобретены Александром II и переданы библиотеке Академии художеств.Горшельт был лично знаком с Императором и в 1862 году включен в свиту Императора Александра II во время его поездки по Кавказу.

По «высочайшему повелению» Горшельт был назначен академиком батальной живописи Академии художеств.

0_184dd2_3cbef17a_orig

Горшельт Т. Аслан-Бек, казак конвоя наместника кавказского, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Самокиш Николай Семенович (1860-1944)

Выдающийся баталист, рисовальщик и аквафортист. Уроженец Черниговской губернии, детство провел в Луцке у своего дяди, учителя и библиотекаря, который и дал ему первоначальное образование. Благодаря старинным книгам из дядюшкиной библиотеки, богато иллюстрированным, изображающим военные баталии, воинов в шлемах, с саблями и щитами, которые он усердно копировал, проявилась любовь к рисованию.

Учился в Академии художеств у Б. Виллевальде и П. Чистякова. Был награжден серебряными и золотыми медалями. С 1885 по 1889 годы совершенствовался в Париже у Детайля.

Неоднократно бывал на Кавказе, числясь при войсках для написания батальных сцен, а также с целью сбора материалов для работ, изображающих пребывание Императора Александра III и его супруги на Кавказе. Состоял с художниками Ф. Рубо и М. Зичи членом комиссии по сооружению Тифлисского военного музея в 1888 году.

Художником подготовлены коронационные альбомы Императора Александра III и Императора Николая II; Великокняжеская, Царская, Императорская охота в России в 3–х томах и др.

Увлекаясь аквафортным графированием, Самокиш выпустил в свет более 30 листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне, лошади.

Слава, известность Самокиша не столько основана на батальных картинах масляными красками («Сражение при реке», «Защита Наурской станицы», «В горах Кавказа» и др.), сколько на эскизах, набросках, виньетках, черненных пером и изображающих с одинаковым мастерством как отдельные военные типы, охотничьи этюды, так и сцены из обычной жизни.

Самокиш – единственный русский художник, который в рисунках пером создал истинные шедевры, среди которых «Юный осетин».

11

Самокиш Н. С. Юный осетин, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Лансере Евгений Александрович (1848-1887)

Талантливый скульптор. Происходил из французской фамилии, поселившейся в России после Отечественной войны 1812 году. Родился в Моршанске, учился в Санкт-Петербургской гимназии и на юридическом факультете университета. В 1869 году получил степень кандидата.

Любительски занимался лепкой фигурок лошадей и людей. Две поездки в Париж дали ему возможность видеть образцовые произведения мелкой скульптуры в музеях и познакомиться с приемами отливки художественной бронзы.Тематику и сюжеты большинства произведений скульптору подсказывали его богатые впечатления от многочисленных поездок по России. В 1870 году он побывал на Кавказе. Стены мастерской Лансере были увешаны разнообразными предметами, привезенными из этих поездок: холодным и огнестрельным оружием, седлами, одеждами горцев и кочевников, предметами их быта.

«Все более силы и таланта проявил Лансере в передаче разнообразных сцен из жизни… черкесов, грузин, осетин… Их жизнь на воле, среди гор и степей, лесов и долин… Но какой это конь! – полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле и горах, среди табунов, пасущихся на воле!», – писал критик В. Стасов. Таковы работы Лансере «Табун кабардинских коней», «Джигитовка», «Осетин с убитой газелью» и др.

12

Лансере Е. А. Осетин с убитой газелью, 70-е г. XIX в. : статуэтка : бронза. – Местонахождение: Курская областная картинная галерея.

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)

Кадровый военный. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге. В 1892 году вышел в отставку в чине генерал-майора и поселился в небольшой усадьбе в Кисловодске. Будучи военным по профессии, художником по призванию, он всю последующую жизнь посвятил живописи. Учился в Академии художеств.

Ярошенко трижды бывал в Осетии: в 1874 году, в 1886 – вместе с ученым Д. Менделеевым и его дочерью, которая оставила воспоминания об этой поездке; в 1888 – вместе с художниками Н. Н. Дубовским и Н. А. Касаткиным.

В альбоме 1874 года (Государственная Третьяковская галерея) хранятся карандашные наброски: «Аул Эльхот», «Владикавказ», «Дарьяльское ущелье» и др.

К 80-м годам XIX века относятся картины: «Казбек», «В горах Кавказа» (Полтавский художественный музей), «Терек ночью» (Дальневосточный художественный музей), «Терек» (Башкирский музей), «Кавказ» (Музей Республики Беларусь), «Военно-Грузинская дорога», «В Дарьяльском ущелье», «Дарьяльское ущелье» (этюд этой картины в частном собрании М. И. Ильиной, Москва) и др.

В доме Ярошенко гостили все знаменитости, приезжавшие на Кавказские Минеральные Воды. Ярошенко был дружен с семьёй священника Цаликова и Коста Хетагуровым. С Коста они гостили в аулах Урусбиевых и Крымшамхаловых. С известным карачаевским просветителем Исламом Крымшамхаловым вместе писали этюды, дискутировали, удили рыбу, ходили по горам.Полотно Ярошенко «Песни о былом» (Государственный Русский музей) искусствоведы относят к вершине его творчества: в полутемной сакле у очага собрались горцы Северного Кавказа в национальных костюмах послушать сказителя из Осетии, который поет о нартах, о героических подвигах предков, о былой славе края.

В 1962 году в Кисловодске открыт мемориальный музей Ярошенко. В конце 90-х годов XX века кисловодский художник Александр Елдышев сделал копию картины «Песни о былом» специально для музея-усадьбы художника Ярошенко в Кисловодске.

13

Ярошенко Н. А. Песни о былом, 1894. Холст, масло. – 106х133,5. Местонахождение : Государственный Русский музей.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Известный русский художник. Учился в Академии художеств. Трижды побывал на Кавказе – в 1863, 1865, 1897 годах. В поездках вел походный альбом зарисовок. Выполнил ряд картин, этюдов, отражающих людей, природу, архитектурные памятники Кавказа – «Осетин Измаил», «Армянин из Моздока», «Джигитовка», «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла», «Гора Казбек» (Государственный Русский музей) и др. Автор трех литературных очерков, содержащих интересную географо-этнографическую информацию о Кавказе.

Верещагин участвовал в военных действиях 1877-1878 годов на Балканах, лично наблюдал добровольцев из «осетинского дивизиона». На картинах Верещагина «Перед атакой. Под Плевной. 1881». (Государственная Третьяковская галерея) и «Шипка – Шейново (Скобелев под Шипкой).1883-1888» (Государственный Русский музей) рядом с генералом Скобелевым изображен его ординарец С. Хоранов, которого называли «летучий сотник». «Хоранов, как буря, носился с приказами генерала по линии войск, не зная устали, совершенно не опасаясь ружейного и пушечного огня», – вспоминал один из участников той войны. С. Хоранов за боевые заслуги получил звание есаула, был награжден высокими боевыми орденами Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира с мечами и бантом.

Верещагин был знаком с Коста Левановичем Хетагуровым, осетинским поэтом и художником, со времен учебы в Академии художеств. Они неоднократно встречались и позднее. Подтверждают это воспоминания известного русского журналиста М. Ф. Дороновича, работавшего в газетах «Казбек», «Терек», который, в свою очередь, познакомился с Хетагуровым в доме пятигорского врача Иодкевича. В 1904 году М. Доронович виделся в Порт-Артуре с В. Верещагиным и записал в своем дневнике: «В 1904 году посчастливилось мне в Порт-Артуре встретиться с художником В. В. Верещагиным, высоко ценившим Хетагурова. Верещагин очень лестно отзывался о нем, как об одаренном человеке. Мне же, помню, Коста Леванович с большим огорчением жаловался, что подаренный ему Верещагиным ящик с красками у него украли».

9

Верещагин В. В. Осетин Измаил, 1863. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Народы_Кавказа_19_век

Горцы Северного Кавказа, конец XIX в. Хромолитография. Местонахождение неизвестно.

Источник

Поддержать проект

Номера карт в Сбербанке:6761 9600 0163 6006 21 (Осетия)4276 3801 8085 4023 (Москва)*для переводов из других регионов подходят обе карты

zilaxar.com

Картины осетинского художника о Хаджи-Мурате покажут в "Ясной Поляне"

Выставка в музее-усадьбе Льва Тостого "Ясная Поляна" в Тульской области продлится до 17 декабря

ЦХИНВАЛ, 2 ноя — Sputnik, Анна Кабисова. В галерее "Ясная Поляна" 4 ноября состоится открытие выставки "Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат", знакомящей посетителя с выдающимся дагестанским военачальником, легендарным героем кавказской войны и героем одного из последних произведений Льва Толстого.

Наряду с произведениями Евгения Лансере в экспозиции будут представлены работы современных художников Дагестана — Эдуарда Акуваева, Саида Тихилова, Магомеда Дибирова, а также североосетинского художника Тиграна Кайтмазова.

© Sputnik / Тигран Кайтмазов

Хаджи-Мурат

Тигран Кайтмазов начал работать над циклом картин, посвященных Хаджи-Мурату, еще будучи студентом ВГИКА (художественный факультет, специальность "художник кино"). Личность Хаджи-Мурата так захватила художника, что этот цикл стал его дипломным проектом. Для участия в выставке "Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат" работы Тиграна Кайтмазова отобрала куратор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Айшат Магомедова.

"В судьбе Хаджи-Мурата есть что-то общее для каждого кавказца. Это и желание общаться с "большим" миром и одновременно нежелание пускать что-то лишнее в свой "маленький" мир, желание помочь своему народу, но и нежелание участвовать в "крайних ситуациях". Для меня большая честь, что мои работы будут соседствовать с самим Лансере, чьим прочтением Хаджи-Мурата я вдохновлялся, когда готовился приступить к "своему" Хаджи-Мурату", — рассказал Sputnik Тигран Кайтмазов

На выставке будут представлены экспонаты из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова, а также из частных коллекций. Многие из них — прежде всего, произведения русского искусства XIX века — впервые экспонируются за пределами Дагестана за последние 70 лет.

© Sputnik / Тигран Кайтмазов

У Воронцовых

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Один из них познакомит посетителей с периодом пребывания Льва Толстого в станице Старогладковской (сейчас — станица Старогладовская Шелковского района Чечни), в которой он с перерывами прожил с мая 1851-го по январь 1854 года. Здесь он работал над "Детством" и "Отрочеством", здесь появились первые наброски повести "Казаки". И кавказский период жизни писателя, и страницы "Казаков" и "Хаджи-Мурата" в первой трети XX столетия были проиллюстрированы одним и тем же художником — Евгением Лансере. На выставке можно будет увидеть созданные им в 1928 году, к столетию Льва Николаевича, пейзажи и виды Старогладковской, а также изображение интерьера казачьего дома, в котором квартировал молодой юнкер Толстой.

Главная часть экспозиции посвящена эпохе Хаджи-Мурата Хунзахского, Кавказу середины XIX века, запечатленному выдающимися художниками. Это живописные работы И.Н. Занковского — "Дорога на верхний Гуниб", "Сакля Шамиля", "Салтинское ущелье", а также серия работ князя Г.Г. Гагарина: цветные акварели, посвященные казакам, и литографии из серии "Живописный Кавказ". Интерес представляют и литографии из иллюстрированного журнала "Русский художественный листок" В.Ф. Тимма (выпуски 1859 и 1861 годов).

Отдельная группа экспонатов — портреты Хаджи-Мурата и его потомков: от произведений лично встречавшегося со знаменитым аварцем князя Григория Гагарина до живописных работ современных художников Кавказа — Эдуарда Акуваева, Саида Тихилова, Магомеда Дибирова, Тиграна Кайтмазова. Экспозицию дополнят подлинные предметы декоративно-прикладного искусства Дагестана середины XIX века и более поздние вещи, аналогичные тому периоду: ковры, керамика, медь, золотое шитье, резное дерево, изделия с металлической инкрустацией.

sputnik-ossetia.ru

Осетинский художник Махарбек Сафарович Туганов

Если К.Хетагурова можно назвать первым осетинским художником, то Махарбек Туганов (1881-1952), очевидно, второй. Выложу портреты и картины на исторические темы (по мне они более интересны, особенно картины по традиционной юриспруденции), позже - иллюстрации и картины по нартиаде.

Махарбек Туганов родился в 1881-м году в интеллигентной дворянской семье. Дед - знаменитый генерал Асланбек Туганов, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым, памятник которому недавно открыли в Пятигорске. Отец Махарбека был агрономом, получившим образование в Боннском университете, мать - дочерью этнографа Гацыра Шанаева, первого в Осетии собирателя народных сказаний о нартах. В 1900 году Махарбек едет в Петербург для поступления в Горный институт, но не добирает баллов и на следующий год поступает в Академию художеств (в ее стенах он второй осетин после Хетагурова). "Сказать в то время молодому осетину, что он хочет быть художником, было бы равносильно тому, чтобы его объявили кандидатом в сумасшедший дом все его родные и родственники", так позже об этом скажет сам Туганов. Не закончив Академии, в 1903 едет в Мюнхен к педагогу Антону Ашбе, у которого учились Грабарь и Шемякин, чтобы отойти от школы реализма к импрессионизму. Через год после его смерти, в 1907-м, возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает сначала в Баку, потом в Туркмению, позже возвращается, и переезжает в Цхинвали, где в 1937-м создает художественное училище, организует Союз художников республики. Более подробно о жизни и творчестве можно прочитать тут.

Работам Туганова не сильно везло. Часть материалов пропала в Вене накануне Первой мировой войны, другая погибла во время разгрома его дома в 1919-м, в 1930-е картины были уничтожены по политическим соображениям. В музее краеведения Цхинвали часть работ погибла в 1945-м, а в 1991-м оставшуюся часть перевезли во Владикавказ, в художественный музей его имени. В прошлом году в Москве, в Российской Академии художеств, и во Владикавказе проходила выставка его картин, с нее и сделаны мои фотографии.

Портрет Батырбека Туганова (1904)

Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма.

Портрет Адильгирея Шанаева (1910)

В этом парадном портрете близкого друга отца художника уже видны широкие мазки импрессионизма.

Портрет старика Гаглоева (1933)

С академичностью покончено, техника упрощена до минимума.

Чермен (1928)

Одна из вершин модернизма Туганова.

Народный суд (1946)

Эту и следующие картины условно можно объединить в историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия".

Собачья скала (1941)

Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.

Примирение кровников (1944)

На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь, тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно, считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.

Скачки в честь умершего (1946)

Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать, или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения, по время проезда они падали и их собирали односельчане.

Посвящение коня покойнику (1948)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.

Цоппай (1947)

Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека, которого по народному поверью, выбрало грозовое божество. Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал: "На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"

Своз сена зимой (1951)

Портрет Сосланбека Едзиева (1949)

Сосланбек Едзиев (1865-1953) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма.

kara-mussa.livejournal.com

Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосу

Оригинал взят у timag82 в Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосуДавно обещанные фотографии картин с выставки, которая состоялась в 2009-м году во Владикавказе и Москве. Качество среднее, но вроде это самое полное собрание, что есть в Сети. Самая известная и большая картина, "Пир нартов", написана маслом, находится в худ.музее М.Туганова во Владикавказе: Остальные картины чаще бумага, картон, тушь, акварель, вывезены из Южно-осетинского музея краеведения. Рассказывать о сюжетах в этот раз не буду, ограничусь названием (в конце записи ссылка на иллюстрации Джанаева, основные сюжеты прочитать можно там). Нарты сражаются с семиглавыми великанами Дзлау на оленях Пожар в замке великанов Рабы в замке великанов (Туганов в 40-е не боялся рисовать "обнаженку", ниже будет и "расчленёнка")) Сослан и Мукара Нарт Бора убивает малик-алдаров Огненное колесо" Череков панцирь и Челахсартаг Айсана похищает Бурдзабах Тренировка нартских женщин Ацамаз играет на свирели Нарт Курдалагон - небесный кузнец Нарт Суасса убивает маликов Последний поход Урызмага Бора на охоте Бой оленей Бора доит оленя Бора и царь Далимонов Приглашение Бора на пир Донбетыров Пир у Донбетыра Сослан на вихре Батрадз на стреле Батрадз в борьбе с небом Нарты в гостях у семиглавых великанов Похищение сестры великанов Нарт Сырдон Плач Дзерассы Сослан и сын Албега (Смерть Тотрадза) Сослан в загробном мире Балсагово Колесо Смерть Сослана Последние дни Нартов Кто не видел, рекомендую иллюстрации А.Джанаева, мне нравятся больше.

amina-bar.livejournal.com

Летопись осетинского народа в картинах. МИА «Южная Осетия сегодня»

Григорий Котаев — представитель яркой плеяды югоосетинских художников «золотого века», ученик великого живописца Махарбега Туганова. В течение пяти недель в Цхинвале проходила его персональная выставка. Люди с большим интересом знакомились с искусством известного мастера кисти. Его картины украшают известные коллекции и музеи.

«Григорий Сесеевич Котаев действительно был выдающейся личностью не только как художник, но и как общественный деятель и как гражданин», — сказал на открытии выставки Президент Анатолий Бибилов.

Его картины отличаются профессионализмом, особенной точностью, и в то же время лёгкостью письма — это отмечали даже посетители, которые впервые знакомились с творчеством Г. Котаева. Тщательно прорисованные элементы делают изображения объемными, как бы живыми.

Г.Котаева можно назвать в первую очередь художником-портретистом, который умел передать в одном образе черты не только национального характера, но и исторические моменты. Его образы военачальника Ос-Багатара, царя средневековой Алании Худана, царицы Бурдухан, стали такими же классическими персонажами, как в свое время полотна М. Туганова, посвященные героям Нартиады.

В серии портретов выдающихся личностей Коста Хетагурова, Васо Абаева, Юрия Кучиева мастер кисти сумел передать на просто портретное сходство, но и всю глубину и величие ярких исторических личностей.

Бега Кочиев, Махамат Томаев, Антон Дрияев, Исак Харебов — перед нами предстают не просто образы людей, а мы видим и ощущаем эти сильные характеры, оказавшие в свое время влияние на целую эпоху.

Отдельно можно говорить о женских портретах. Г.Котаев создал их целую галерею. Вечной темой искусства является изображение образа женщины. Каждая эпоха создавала свой идеал женщины.

В женских портретах Григорий Котаев передал живую и картину нравов осетинского общества. Мы видим весь спектр женских характеров: надменную холодную красоту и нежную мягкую мечтательность, скромность, душевное обаяние и скрытность с замкнутостью. У каждой из женских образов, рожденных кистью художника свой характер и настроение. Они такие похожие и такие разные: величественная и скромная, суровая и красивая «Царевна Бурдухан» и нежная, мягкая и мечтательная «Девушка-осетинка»…

На этой неделе 25 октября в Южной Осетии состоялось закрытие выставки известного осетинского художника Григория Котаева. Представители научной и творческой интеллигенции, родные и близкие, а также ученики художника еще раз собрались, чтобы выразить благодарность организаторам мероприятия.

На закрытии выставки дочь художника, Елена Котаева, поблагодарила всех присутствующих.

«Сегодня мы закрываем выставку и от имени семьи я хотела бы поблагодарить всех присутствующих, а также всех тех, кто принимал участие в наших мероприятиях с 2016 года.

Огромную благодарность от имени семьи выразить Президенту Анатолию Бибилову, за то, что во всех наших мероприятиях он принимал непосредственное участие, в частности он профинансировал книги и каталог посвященные моему отцу», — сказала Елена Котаева.

«Григорий Сесеевич был одним из лучших представителей творческой интеллигенции Южной Осетии. Это был необыкновенный человек. Все достоинства, все, что бывает в человеке хорошего, словно были сфокусированы в этой личности. Я не знаю лучшего портретиста в Осетии. Он фактически оставил нам летопись осетинского народа в своих картинах», – отметил Людвиг Чибиров.

Снова и снова вглядываясь в портреты, не перестаю удивляться их мастерству. Ловлю себя на мысли, что они там, внутри картины, живут своей жизнью.

Алана Цахилова

south-ossetia.info