"Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками». Картины патриотические


Картинки патриотизм россии, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения патриотизм россии

Люди, держащие флаги России — стоковое фотоРазвевающийся флаг России — стоковое фотоВид Сверху Российских Американских Флагов — стоковое фотоРазвевающийся флаг России — стоковое фотоГлянцевый флаг России — стоковое фотоРазвевающийся флаг России — стоковое фотоРоссия, Нижний Новгород - 21 августа 2017: Памятник Кузьма мин — стоковое фотоОтказ от флага России. 3D иллюстрации — стоковое фотоАбстрактный крыло с флагом России на черном фоне — стоковое фотоЗакрыть Просмотр Фона Сложенном Российский Флаг — стоковое фотоФлаг и карта России — стоковое фотоКарта России и флаг — стоковое фотоРазвевающийся флаг России — стоковое фотоРеклама на зеленом щите на рассвете — стоковое фото

Wavebreakmedia

5616 x 3744

Российский флаг — стоковое фотоРоссийский флаг — стоковое фотоВид Сверху Российских Американских Флагов Темные Деревянные Настольные — стоковое фотоРоссия и ЕС — стоковое фотоРоссийский флаг — стоковое фото

Dmitry_Tsvetkov

3872 x 2592

Российский флаг — стоковое фотоФлаг России (с обтравочный контур) — стоковое фотоФлаг России против голубого неба — стоковое фотоКрупным Планом Зрения Российский Флаг Фона — стоковое фотоГосударственный флаг России — стоковое фотоФлаг России — стоковое фотоРоссия флаг развевается на ветру, состоящий из большого сердца, на черном фоне. 3D-рендеринга изображения. Выборы символы формы флаг России — стоковое фотоФейерверк в честь победы. Екатеринбург, Россия — стоковое фотоRender подробно флаг России — стоковое фотоФлаг России — стоковое фотоКрупным Планом Зрения Российский Флаг Дым Фон — стоковое фотоФлаг России — стоковое фотоКарта города россия — стоковое фотоФейерверк — стоковое фотоНа фоне национального флага — стоковое фотоРоссийский флаг — стоковое фотоКрупным Планом Зрения Российского Флага Темные Деревянные Поверхности — стоковое фотоКулак, окрашены в цвета флага России — стоковое фотоФлаг России против голубого неба — стоковое фотоРоссийский флаг — стоковое фотоКарта России — стоковое фотоРоссийские военные самолеты летать в формировании над Красной площади — стоковое фотоКрупным Планом Зрения Российский Флаг Дым Фон — стоковое фотоРазвевающийся флаг России — стоковое фотоФутбольный мяч в траве и флаг России — стоковое фотоВентилятор, держа флаг России на белом фоне — стоковое фотоСчастливый регби игрок Холдинг трофей — стоковое фото

Wavebreakmedia

6000 x 4000

Флаг России и русского медведя, патриотических символов — стоковое фотоКарта города россия — стоковое фотоРазмахивая флагом России и ЕС — стоковое фотоФлаг России — стоковое фотоФлаг России — стоковое фото

Dmitry_Tsvetkov

2392 x 2392

Удивительные флаг России — стоковое фотоСоставное изображение возбужденных футбол вентилятор аплодисменты — стоковое фото

ru.depositphotos.com

патриотизм Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#39575714 - Flying american flag in little girl’s hand. Selective..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#18518815 - Great Seal of the USA - vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50129849 - Little girl with American flag

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#40035894 - Patriotic American Eagle Wings Spread Holding Shield

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#39789255 - Old American flag background for Memorial Day or 4th of July

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#34577342 - Group of People Waving Armenian Flags in Back Lit

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20713072 - Old Man Putting American Flag on House, Stonington, Maine ..

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#27900825 - Great for 4th of July, Memorial Day or Veterans day Iron bald..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#478752 - US Flag, Bald Eagle and Constitution montage

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20917362 - Closeup of grunge American flag

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#60381683 - USA flag, red white and blue circles

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#58933673 - American flag with stars and stripes hold with hands against..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87804876 - veterans day in america against dog tag chains against american..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#68608873 - Flag of Te USA and a Holy Bible

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#64148429 - Dark-skinned soldier in hat facing national flag series - Ivory..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

патриотический Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#20405910 - American document background made of torn papers

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#21953833 - USA star flag design elements

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20241401 - American background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#38908401 - 4th of july page divider line collection on white

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#7271643 - An American flag vertical background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#38529243 - Stars and stripes USA patriotic background border

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42865323 - American themed frame design

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#38908603 - USA patriotic 4 th of july background design wth stars and stripes..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45258067 - Patriotic wave background Abstract image of the American flag

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41426238 - Patriotic abstract background with stars. Place for text. Holiday..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#38908601 - 4th of july retro frame with stars and stripes on glowing starburst..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#77438235 - USA celebration confetti stars in national colors for American..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

"Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками»

Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству на тему: « Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». (В.М. Васнецов) Цель урока: выяснить значение слов « патриотизм», «патриот», «подвиг», познакомиться с творчеством выдающихся художников, которые прославляли в своих полотнах подвиги народа и его героев. В связи с этим определены задачи: А) образовательные: Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут: • узнать исторические факты; • поработать со словарём; с текстами художественной и публицистической направленности, с различными источниками информации, интернетом; • получить опыт смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа в произведениях искусства. Б) Воспитательные Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут: • задуматься о понятиях « патриотизм», «патриот», подвиг»; • проявить любовь к Родине и ее историческому прошлому через «защиту произведений» живописи русских художников; • высказать (сформулировать) своё отношение к вопросам, обсуждаемым на уроке. • проявить уважение к истории и культуре своей Родины, выраженной в произведениях изобразительного искусства В) Развивающие Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут: • Решить творческую задачу; • Продемонстрировать ораторское мастерство; • Создать связный текст – описание картин, портретов, батальных сцен. • Дать обоснованные ответы, как по вопросам истории, так и по вопросам живописи и искусства. План урока: 1. Выяснить смысл понятий «патриотизм», « патриот», « подвиг», «герой» 2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами. 3. Проследить, как тема патриотизма изображается в живописи на примере нескольких русских художников. Методы и приёмы, применяемые на уроке: А) словесная группа методов (беседа, рассказ) Б) наглядно - зрительная группа методов (слайды, рисунки) В) метод эмоционального воздействия (ситуация успеха) Г) метод размышления; Приёмы: А) работа с терминами; Б) работа с текстом; В) создание устных сообщений; Г) викторина Оборудование урока: Доска; Компьютер; Экран. Ход урока: Слово учителя ИЗО: Здравствуйте, ребята! Разрешите поприветствовать всех наших гостей Тема открытого урока: «Патриотизм через восприятие исторического прошлого русскими художниками». Служение и любовь к Отечеству - основные признаки патриотизма. Они были и остаются основополагающими в любом государстве, а искусство (литература, живопись, музыка, кино) являлись и являются могучим инструментом воспитания в людях этих качеств. Художники стремились найти сюжеты и героев для своих картин, которые были бы способны вызвать эмоциональный отклик у зрителя. И, как правило, находили истинного героя среди исторических персонажей, которые в разные времена защищали свое Отечество, свой народ от врагов. Особенно тесно переплетается живопись с историей в следующих жанрах изобразительного искусства: исторический, батальный, портрет. Сегодня на нашем интегрированном уроке истории и изобразительного искусства мы попытаемся продемонстрировать эту взаимосвязь, обсудить значение патриотизма в обществе, познакомиться с творчеством выдающихся художников, которые прославляли в своих полотнах подвиги народа и конкретных героев. Желаю удачи! Учитель истории: Дорогие ребята! Часто наши уроки истории начинаются с определения понятия. Так мы поступим и сегодня. Попробуйте, пожалуйста, сформулировать понятие патриотизма. Патриотизм – любовь к Родине. (Школьный словарь) Патриотизм – готовность отдать жизнь на благо Родины (Толковый словарь русского языка Ожегова). СЛАЙД Ожегов – патриот - человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к чему- нибудь. Ушаков – патриот – от гр. «земляк» и (ремарка о Петре 1 и «сыне отечества») Слайд № 3 Патриот - человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу. Скажите, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать патриот? Попрошу выйти по одному представителю к доске. У нас имеются прилагательные - эпитеты для определения человека - патриота, попрошу вас выбрать семь качеств по числу букв в данном слове П-правдивый, принципиальный, последовательный А- активный, аккуратный, Т-творческий, твёрдый, терпеливый Р - решительный , резкий, расторопный И - инициативный, исполнительный, интересный О - ответственный, обязательный, оптимистичный Т - талантливый, трудолюбивый, Слово ученика (Токарева Наталья). Патриотом часто называют того, кто совершил подвиг за Родину. И Русская культура всегда отражала этот процесс. Патриотизм – самая яркая особенность культуры Древней Руси. Главным мотивом древнерусской культуры был призыв к объединению народных сил противвнешних врагов. Особенно ярко это можно рассмотреть на примере былин. А кто из вас знает, что такое былины? Слово ученика Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Они были проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от набегов воинственных племён. Вот как об этом напевалось в былинах: Вы постойте – тко за веру, за отечество, Вы постойте - тко за славный стольный Киев – град, Но не только ратные подвиги богатырей воспевал народ, но и труд земледельца – пахаря Микулы Селяниновича. -О каких героях вы ещё знаете? Александр Невский совершил подвиг во имя своей Родины. ( Далее текст рассказывает ученик). Подвиг во имя своей Родины совершили Александр Невский. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва. Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооружённая пехота, на флангах - тяжёлая конница. Александр отлично знал боевые приёмы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы « свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев. Как только немецкое войско вступило на лёд озера и двинулось на ополченцев, они стали с боем отступать. Особенно меня поразил тот факт, что Александр Невский использовал уловку: зная о хрупкости апрельского льда, он одел своих воинов легко. Немецкие рыцари же были полностью одеты в металлические латы и не успев вступить на лёд, тут же провалились. Остальную часть было легко разгромить! Слова учителя истории Славна наша история именами патриотов: русские богатыри, Александр Невский, герои Гражданской войны, солдаты и офицеры Великой Отечественной, герои - космонавты. Их образы не оставили равнодушными не только писателей, но и художников 18, 19 и 20 веков. Слово учителя изобразительного искусства. Ребята, спасибо вам за активную работу. Тема патриотизм, несомненно, актуальна особенно в преддверии 70-летия Великой победы в ВОВ. Вся страна готовится отмечать эту дату. Ребята тоже не остались равнодушными. Они подготовили для вас видео-экскурсию: проведут нас по героическим ступенькам истории, познакомят с творчеством великих художников, прославляющих дух героизма и патриотизма в своих картинах. ЭКСКУРСИЯ ПО ГАЛЕРЕЕ Слово учителя ИЗО. Виктор Михайлович Васнецов. Слайды № 7, 8, 9.10 ( см. приложение) Па?велДми?триевич Корин ( слайды №11,12,13) Слово ученика Михаил Иванович Авилов ( слайды №14,15,16) Митрофан Борисович Греков ( слайды № 17, 18,19) Далее об Александре Михайловиче Шилове Слайды №20, 21,22 Учитель изобразительного искусства. Ребята, мы посмотрели картины разных художников . Предлагаю вам поучаствовать в викторине. За каждый правильный ответ вручается медаль «За знание предмета изобразительное искусство» Правильный ответ находится под звездочкой. Вопросы викторины: 1. Жанры изо (исторический, батальный, портрет, пейзаж) 2. Батальный жанр (определение) 3. Портрет (определение) 4. Колорит (определение) 5. Композиция (определение) Ребятам, которые правильно ответили на вопросы, вручается медаль «За знание предмета изобразительного искусства» Ребята! Спасибо за сотрудничество! Мне кажется, что эта тема – тема патриотизма не оставила среди вас никого равнодушного. Приступаем к практической работе по парам. Задание. На формате А4 выполнить графический эскиз эмблемы «Патриот России». Требования: Лаконичность рисунка, четкость надписи, использование не более 3-х цветов. На задание дается 7 минут. Обсуждение 2-3 человека. Если останется время… Учитель - А скажите, ребята, обязательно ли надо совершать какие – нибудь подвиги, чтобы тебя назвали патриотами? Ученик: Конечно, необязательно. Ведь миллионы жителей нашей необъятной страны: это и учёные, и полярники, и врачи, и учителя, и инженеры и многие другие трудятся, как мы говорим, на благо Родины. Кропотливая работа по своей специальности, профессии, на первый взгляд, незаметная – и есть подвиг. Учитель - А как вам стать патриотами? Ученик: Надо хорошо учиться, беречь природу и памятники архитектуры, благоустраивать свой дворик, свой школьный двор, свой город; уважать государственные символы: флаг, герб, гимн. Создавать свою родословную, заниматься исследовательской работой. Уважать старшее поколение. (Учитель истории раздаёт листочки с отпечатанным домашним заданием – размышлением на пройденную тему). Спасибо за сотрудничество! До свидания! Список источников информации: 1. Учебник «История России. С древнейших времён до конца XVIвека» 6 класс. М., « Просвещение», 2008 г. с.108- 109 2. Былины 3. Литературный энциклопедический словарь. М., « Русское слово», 2007 г. 4. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., « Просвещение», 1998г., с 346 5. 1. ru.wiktionary.org/wiki/патриот 6. Астахова Н. Шедевры Русской живописи. Санкт – Петербург, 2005. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. «Искусство», 1984. 8. Самин Д.К. 100 великих художников М., 2004 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников. http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php Виртуальный музей искусств. http://www.museum-online.ru Академия художеств Бибигон. http://www.bibigon.ru Словарь терминов искусства. http://www.artdic.ru/index.htm

Просмотр содержимого документа «"Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» »

Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками Интегрированный урок подготовили: Учитель рисования Стародубова В. Г. Учитель истории и обществознания Носова О. Н.

Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками

Интегрированный урок подготовили:

Учитель рисования Стародубова В. Г. Учитель истории и обществознания Носова О. Н.

План урока: 1 Выяснить смысл понятий «патриотизм», «патриот», происхождение данных слов. 2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами. 3.Проследить, как тема патриотизма раскрывается в живописи на примере нескольких русских художников. 4. Провести видео- экскурсии учащихся. 5. Викторина 6. Практическая работа . Эскиз эмблемы «Патриот России» 7. Подведение итогов урока.

План урока:

1 Выяснить смысл понятий «патриотизм», «патриот», происхождение данных слов.

2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами.

3.Проследить, как тема патриотизма раскрывается в живописи на примере нескольких русских художников.

4. Провести видео- экскурсии учащихся.

5. Викторина

6. Практическая работа . Эскиз эмблемы «Патриот России»

7. Подведение итогов урока.

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству. Готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. . .

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству.

Готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

.

.

Кто такой патриот? Патриот - это человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу .

Кто такой патриот?

Патриот - это человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу .

Качества характера патриота: П- принципиальный А- активный Т- твёрдый Р- решительный И- инициативный О- ответственный Т- трудолюбивый

Качества характера патриота:

П- принципиальный

А- активный

Т- твёрдый

Р- решительный

И- инициативный

О- ответственный

Т- трудолюбивый

Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный стольный Киев -град

Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев -град

Видео-экскурсия

Видео-экскурсия

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926)

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926)

Михаил Иванович Авилов (1882—1954)

Михаил Иванович Авилов (1882—1954)

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967)

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967)

Митрофан Борисович Греков (1882-1934)

Митрофан Борисович Греков (1882-1934)

Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске

Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске

Александр Максович Шилов

Александр Максович Шилов

Любовь Ивановна Клюева (2012)

Любовь Ивановна Клюева (2012)

Анализ художественного произведения языком живописи Композиция Жанры изо Соединение частей в единое целое Исторический Батальный Портрет Пейзаж Колорит совокупность красок Портрет изображение человека или группы людей... Батальный темы войны и военной жизни Закрепление понятия «патриотизм» и навыков социального общения способом дополнения предложения. Ссылки работают при щелчке на звездочке. 28

Анализ художественного произведения языком живописи

Композиция

Жанры изо

Соединение частей в единое целое

Исторический

Батальный

Портрет

Пейзаж

Колорит

совокупность красок

Портрет

изображение человека или группы

людей...

Батальный

темы войны и военной жизни

Закрепление понятия «патриотизм» и навыков социального общения способом дополнения предложения. Ссылки работают при щелчке на звездочке.

28

Синквейн Синквейн – фр. стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит информацию, выраженную по определённому алгоритму: 1 строка – название синквейна (на пройденную тему) 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза на тему синквейна 5 строка - существительное

Синквейн

Синквейн – фр. стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит информацию, выраженную по определённому алгоритму:

1 строка – название синквейна (на пройденную тему)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза на тему синквейна

5 строка - существительное

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

kopilkaurokov.ru

Политические письма. Картина патриотической Руси и т. д. — Викитека

«Россия едина»… Впереди — с манифестом — царь, заплетающийся ногами в длинном хвосте собственного титула, а за ним в хаотическом энтузиазме русский «народ» — весь, всем стадом… Петербургское дворянство и харьковские студенты, таганрогское военное собрание и ростовские мастеровые, жители Новой Бухты и брянские гимназисты, святейший синод и чистопольские старообрядцы, — все готовы принести животы свои и достояние свое на защиту России.

Сверху донизу — все объединены чувством патриотического братства. Студенты качают офицеров, генералы целуют студентов, «изменники и гады», по уверению «Московских Ведомостей», «расползлись», «консерваторы», «либералы» и «реакционеры» дружно поют «Боже, царя храни», кишиневская еврейская община конкурирует в христианском всепрощении и в монархической преданности с Сувориным, Юзефовичем и Крушеваном[1], дирекция казенного завода, строящего броненосцы, называет рабочих в патриотической прокламации «товарищами», царь величает отправляемых им на убой солдат «братцами»… Такова суздальская картина, которую рисуют патриотические простаки и газетные проходимцы. В этой картине много художественных «дефектов», но самый важный — полное отсутствие перспективы. Мы хотим восстановить ее для некоторых элементов картины.

Но прежде всего обратим внимание на то поучительное обстоятельство, что главным, почти исключительным, полем картины является город.

В критические минуты политической жизни нашей «крестьянской», нашей «деревенской» России о мужике и о деревне почти совсем забыли. Патриотические адреса и денежные «даяния», извлекаемые земскими начальниками из «вверенного» им крестьянского населения, проходят почти незаметно, тогда как патриотический визг двухсот или трехсот студентов находит всероссийский, можно сказать — всемирный резонанс. Относительное политическое значение города и деревни вырисовывается — и для реакционных и для революционных стародумов — с замечательной яркостью. Налицо выступает тот несомненный факт, что организующая рука реакции шарит в тех же местах, которые посетила рука революции, что спешно вербуемые кадры царистской армии по необходимости рекрутируются не из целинных «мужичьих» пластов, а из политически взбудораженных масс городского населения. В приближающийся «

ru.wikisource.org

Любовь к отчизне: фотографии патриотических татуировок россиян

Через рисунки на теле люди посылают месседж о своих интересах и идеях: кому-то ближе бутоны цветов на пояснице, кому-то — иероглиф на плече. А некоторые любят попатриотичнее. Фотограф Ульяна Турчанина сделала серию портретов граждан РФ, которые накололи себе тату, демонстрирующие любовь к родине. Очень утешительная история в свете известия о том, что согласно данным «Левада-центра», каждый пятый соотечественник считает: «пора валить».

«В своем проекте я показываю людей, которые украшают тело татуировками, связанными с историей страны, национальными символами и культовыми личностями. В проекте приняли участие 15 человек из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и Самары. Люди с разной религией, разного социального уровня и возраста. Понимание патриотизма у них такое же разное. Для кого-то из них быть патриотом, значит быть готовым жертвовать собой ради родины, уважать и чтить ветеранов. А для кого-то это лжеидея, направленная на раскол между народами мира. Но всех их объединяет капля пигмента патриотизма под кожей», — рассказывает Юлиана Турчанина.

Михаил, 32 года, татуировщик, Казань: «Для меня патриотизм — это лжеидея, направленная на раскол между народами мира. Данное тату сделал, потому люблю землю, на которой родился».

Андрей, 27 лет, дизайнер, Самара: «Идея эскиза появилась у моей супруги. Как мне кажется, данное тату передает атмосферу России, показывает Русь во всей ее красе».

Павел, 28 лет, корреспондент, Москва: «Матрешку набил после поездки по Европе. Изначально матрешка была желто-синего цвета плюс серп и молот — как знак единства. Со временем цвета выцвели, восстанавливать их не буду».

Антон, 28 лет, бармен, Москва: «Люблю Москву и горжусь, что родился тут. Считаю, что каждый человек должен знать историю своего города и страны».

Иван, 30 лет, Москва: «Это основной символ России. Люблю свою страну».

Сергей, 23 года, водитель погрузчика, Москва: «Я с детства увлекаюсь патриотической тематикой. Это стало для меня частью жизни. Я помню и чту людей, отдававших свою жизнь за нашу свободу».

Иван, 18 лет, студент, Москва: «У меня дед родился в Волгограде и прошел всю войну. Для меня это честь».

Андрей, 33 года, Самара: «У меня в семье все военные. История нашей страны достойна почтения».

Эдуард, 28 лет, сотрудник полиции, Санкт-Петербург: «Историю России постоянно переписывают. Когда дети, внуки спросят, что означает мое тату, я расскажу им историю страны».

Александр, 47 лет, Москва: «Для меня Владимир Владимирович — кумир. Конечно, я считаю себя патриотом».

Вячеслав, 44 года, персональный охранник, Подольск: «Раньше я был сотрудником ОМОН, поэтому, разумеется, я патриот. В последние два года очень доволен политикой страны».

Александр, 30 лет, Санкт-Петербург: «Тема патриотизма в тату интересна и близка для меня. Я считаю себя патриотом».

Алексей, 30 лет, госслужащий, Москва: «Тату сделал к 70-летию Великой Отечественной войны. У меня дед прошел всю войну. Это тату — в память о нем».

Сергей, 25 лет, татуировщик, Санкт-Петербург: «С детства рисую. В художественной школе много внимания уделяется фольклору, в особенности рисованию дымковских кукол. Я считаю, что русское искусство достойно находиться на теле».

Николай, 21 год, студент, Санкт-Петербург: «Спас на Крови считаю самым красивым зданием в городе. Для меня патриот — это тот, кто даже если в стране все плохо, в ней останется и, если что, постоит за нее».

источник

Фото: Ульяна Турчанина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:

Мир в фотографиях

Дэвид Лазар. Отличные фотографии животных в Масаи-Мара...

Фотографии развлечений знаменитостей на фестивалях...

Подскажите, пожалуйста

Всё для тебя. Стас Михайлов — девять песен...

Тотальный контроль

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

bravedefender.ru

Картина патриотической Руси и т.д.

НИКОЛАШКЕ КРОВАВЫЙ(Картина патриотической Руси. Роль города. Выигрышная позиция реакции. Либеральные лозунги по сю и по ту сторону Вержболова. Фактическое самоустранение либерализма)

«Россия едина»… Впереди — с манифестом — царь, заплетающийся ногами в длинном хвосте собственного титула, а за ним в хаотическом энтузиазме русский «народ» — весь, всем стадом… Петербургское дворянство и харьковские студенты, таганрогское военное собрание и ростовские мастеровые, жители Новой Бухты и брянские гимназисты, святейший синод и чистопольские старообрядцы, — все готовы принести животы свои и достояние свое на защиту России.

Сверху донизу — все объединены чувством патриотического братства. Студенты качают офицеров, генералы целуют студентов, «изменники и гады», по уверению «Московских Ведомостей», «расползлись», «консерваторы», «либералы» и «реакционеры» дружно поют «Боже, царя храни», кишиневская еврейская община конкурирует в христианском всепрощении и в монархической преданности с Сувориным, Юзефовичем и Крушеваном, дирекция казенного завода, строящего броненосцы, называет рабочих в патриотической прокламации «товарищами», царь величает отправляемых им на убой солдат «братцами»… Такова суздальская картина, которую рисуют патриотические простаки и газетные проходимцы. В этой картине много художественных «дефектов», но самый важный — полное отсутствие перспективы. Мы хотим восстановить ее для некоторых элементов картины.

Но прежде всего обратим внимание на то поучительное обстоятельство, что главным, почти исключительным, полем картины является город.

В критические минуты политической жизни нашей «крестьянской», нашей «деревенской» России о мужике и о деревне почти совсем забыли. Патриотические адреса и денежные «даяния», извлекаемые земскими начальниками из «вверенного» им крестьянского населения, проходят почти незаметно, тогда как патриотический визг двухсот или трехсот студентов находит всероссийский, можно сказать — всемирный резонанс. Относительное политическое значение города и деревни вырисовывается — и для реакционных и для революционных стародумов — с замечательной яркостью. Налицо выступает тот несомненный факт, что организующая рука реакции шарит в тех же местах, которые посетила рука революции, что спешно вербуемые кадры царистской армии по необходимости рекрутируются не из целинных «мужичьих» пластов, а из политически взбудораженных масс городского населения. В приближающийся «судный день» судьбу России решит город.

Техника мобилизационной кампании патриотизма была подготовлена многочисленными прежними, более частными попытками реакции овладеть толпой и создать среди ее составных частей — студентов, рабочих, городской буржуазии — постоянные организованные ячейки, как опорные пункты дальнейших операций… В этом отношении патриотические демонстрации прибавили мало нового к московскому опыту монархического празднования 19 февраля или к практике антиеврейских погромов.

Что в последних событиях ново и чрезвычайно важно, так это та благородная позиция, на которую попала реакция.

Воинствующий шовинизм — одна из немногих форм политического идеализма, доступного еще сегодня силам реакции. Патриотические иллюзии, наиболее отдаленные от повседневных толчков жизни, позже других реакционных иллюзий разъедаются ее стихийной критикой, дольше других удерживаются в сознании массы… Патриотические лозунги были поставлены войной в порядок дня, — и реакция взыграла.

Те самые студенты-«антиобструкционисты», которые во время студенческих волнений жались к стене, те самые думские и земские гласные, которые решались проваливать школы и больницы преимущественно при закрытой баллотировке, те самые мещане, купцы, студенты и журналисты-юдофобы, которые были покрыты плевками общественного презрения после антисемитских вакханалий прошлого года, — теперь все оказались вынесенными на широкую улицу, вдвинутыми в самую гущу политических событий. Они дают улице лозунг, они поют первый голос в народном гимне, властно вызывают на улицу театральные оркестры, они во главе, они вожди, они герои…

А либерализм?

Большие события сшибли его с ног. Он привык к мелким схваткам. Он отваживался встречать реакционного врага законным, но дешевым свистом, когда враг выступал в явно позорной роли земского (в Твери) или уличного (в Кишиневе) громилы. Но теперь, когда вчерашний громила волной событий вознесен на выигрышную позицию выразителя патриотических «энтузиазмов» нации, — либерализм затрубил отступление.

Сила реакции сказалась в том, что ее лозунги — очень общие — в это время отвечают великому национальному событию — войне. Либерализм не нашел в своем арсенале ничего равносильного, ничего равноценного.

И не мог найти. Противопоставить лозунгам реакции можно только один единственный лозунг: Долой войну и ее виновника — самодержавие! Но это лозунг — революционный.

Подпишитесь на нас в telegram

Сделав сперва попытку сохранить под цензурным прикрытием (цензура во многих случаях — непроницаемая броня либерализма!) вынужденный нейтралитет, либерализм не устоял на этой позиции под высоким давлением с обеих сторон. Тогда он решил (конечно, без сговора) подхватить всей грудью лозунг, данный реакцией. Поняв, — а понять было нетрудно, — что поднятый патриотическими хулиганами поход есть злейшая, энергичнейшая, ни перед чем не останавливающаяся травля либерализма, либеральное «общество» после минутного раздумья бросается вперед с диким криком: «Держите вора!» и… тонет в общем потоке. Одновременно оно спасает себя и — предает либерализм.

Разумеется, оно обольщает себя при этом тем, что борется с врагом его же оружием. Ему кажется, что сделав — «внешним образом» — лозунги реакции лозунгами «общества», более того — «народа», оно обезвредит их, лишит их первоначального, то есть реакционного, значения и может быть даже перетянет их, за неимением других, на службу либерализму.

И не только либерализм по сю сторону Вержболова, но и либерализм «по ту сторону», либерализм штуттгартский поднялся до уровня событий. Г. Струве, в течение долгого времени систематически отклонявшийся влево, тоже оказался вышибленным налетевшей волной из седла. Он снова, — как в своей игре со славянофилами, — пытается дать лозунг, «ценный своей неопределенностью», лозунг, который не врезался бы резко диссонирующей нотой в шумный шовинистический хор.

Рядом с возгласом в честь «свободы» (политической?) г. Струве рекомендует кричать: «Да здравствует армия!» и «Да здравствует Россия!»

Какая армия? Армия ярославских «молодцов-фанагорийцев», армия златоустовских убийц, армия, топчущая Польшу, армия, закрепляющая царские хищения на Кавказе? Или ему предносится армия, стряхнувшая с себя казарменный идиотизм и сдающая ружья революционной улице? Но если г. Струве думает об этом, если он верит в это, — тогда лозунгу: «Да здравствует армия!» должен предшествовать лозунг «Да здравствует революция!» Иначе г. Струве будет слишком напоминать иезуита, который, давая ложную клятву, про себя произносит частицу не.

«Да здравствует Россия!» Но какая? Россия, наступившая сапогом на грудь Финляндии, Россия, штыками пришившая к себе Польшу, Россия, жадно протянувшая руку к Манчжурии и Корее? Россия — историческая хищница? Или тут речь идет о той России будущего, которая признает за каждой нацией право на самоопределение? Если так, — тогда, вместо того, чтобы спекулировать на ложный патриотизм, который знает только одну — кровью и железом спаянную Россию, необходимо иметь (а если нет — добыть) политическую честность и политическую отвагу — выдвинуть другой лозунг: «Да здравствует свобода национального самоопределения!»

Но, нет, — «в настоящий трудный момент неуместны (!) и потому нежелательны (!) другие более острые и воинствующие лозунги»

Это «в настоящий момент», когда вопрос о судьбе самодержавия вынесен на улицу самим самодержавием, — неуместны воинствующие лозунги!

Заигрывая с военным шовинизмом («да здравствует армия!» ибо «армия — вооруженный народ»), заигрывая с штатспатриотизмом («да здравствует Россия!»), штуттгартский либерализм хочет направить патриотический поток на колесо либеральной мельницы. Он не замечает, что у этой мельницы нет колеса, ибо она… ветряная!.. И патриотический поток несется мимо нее — на мельницу реакции…

Слишком ясно, слишком очевидно — почему. Так как армия не есть, как думает нелегальный либерализм, «вооруженный народ», но его искусственно дрессированная часть, вооруженная против народа; так как в международной игре военных сил в одной из ставок теперь является не честь государства, — как говорит легальный либерализм, — а честь его бесчестья, то есть самодержавия; так как войной затронуты не «национальные интересы», но интересы самого антинационального учреждения России, того же самодержавия, — то лозунги в честь России и армии, хотя бы и перенесенные на страницы либеральных органов, остаются верными своей реакционной природе, служат мобилизации темных сил и выполняют единственную миссию — развращения политической совести общества.

Выражая радостную уверенность в «нашей» победе — ибо «мы» сильны и богаты — официальное либеральное общество (думы, земство, пресса…) твердо знает, что мы бедны и слабы. Оно лжет, оно сознает свою ложь, и оно не может не понимать, что его по достоинству оценят и вверху и внизу. Посылая вслух патриотические проклятия Японии, общество снова лжет и лжет цинично, ибо втихомолку оно желает «нашим» войскам поражения, и — как увидим далее — не может не желать, так как именно на этом оно строит в настоящий момент все свои политические расчеты.

Какой урок!.. Либерализм, который последнее время пытался вдохновиться священным огнем на вершинах метафизики и религии, как будто только ждал критического момента, чтобы непосредственно с этих высот с головой окунуться в лужу политического предательства. «Умеренность обязывает», учило «Освобождение». Теперь мы видим, что умеренность обязывает — к политическому цинизму.

Не внушая большого доверия и уважения к себе соседу справа, реакционному вою которого он подражает, выбивая последние остатки доверия из соседа слева, революционный лозунг которого он не в силах поддержать, либерализм просто сбрасывает себя со счетов на весь критический период. Конечно, он выступит снова — либо к моменту новой временной реакции, если, вопреки всем вероятиям, переживаемый нами политический подъем, не найдя исхода и утомившись внутренней работой, снова разобьется на дробные политические трения; — либо только к моменту окончательного подведения итогов… И либерализм силится ускорить наступление этого торжественного момента, своей лицемерной патриотической лояльностью стараясь облегчить самодержавию душевную драму «сближения».

Но и с точки зрения голого «подведения итогов» — либерализм беспощадно обворовывает свое будущее.

Полтора года тому назад Антон Старицкий  советовал земским либералам «не спешить учесть свое первородство». Этот совет можно бы теперь повторить с удвоенной энергией. Именно «в настоящий трудный момент», когда так туго приходится врагу — мы говорим конечно о самодержавии, а не об Японии, — ясный и нетрусливый политический расчет должен был бы заставить либералов повысить энергию своего оппозиционного давления, выдвинуть «более острые» и «более воинствующие» лозунги и уж во всяком случае не торопиться с учетом своего первородства… Но они не ждут — и они не вольны ждать: их неудержимо влечет по уклону их собственная классовая тяжесть, а сзади их подгоняет мятежная революционная волна.

Им не терпится, и в этом — свидетельство того, что либерализм разлагается прежде, чем успел сложиться. Близорукий и тупой, он разделяет судьбу немецкого либерализма, основные черты которого он несет в себе.

А эти черты таковы.

«Немецкая буржуазия развивалась так лениво, трусливо и медленно, что в тот момент, когда она враждебно противостала феодализму и абсолютизму, она увидела, что ей самой враждебно противостоят пролетариат и все фракции буржуазных классов, интересы и идеи которых родственны пролетариату… Оппозиционно настроенная к обоим и нерешительная по отношению к каждому из своих противников, врозь взятому, потому что она всегда видела — одного впереди, другого позади себя; с самого начала склонная к предательству народа и к компромиссу с коронованным представителем старого общества, потому что она сама уже принадлежала к старому обществу… без веры в себя, без веры в народ, брюзжа против верхов, дрожа перед низами, эгоистичная на оба фронта и сознающая свой эгоизм… не доверяющая своим собственным лозунгам, с фразами вместо идей, запуганная мировой бурей и ее же эксплуатируя… пошлая за отсутствием оригинальности и оригинальная в пошлости — барышничая своими собственными желаниями, без инициативы, без веры в себя, без веры в народ, без мирового исторического признания… без глаз, без ушей, без зубов, без всего…» — такою являлась немецкая либеральная буржуазия около 1848 года… А «самобытный» дух нашей истории ничего не нашел нужным прибавить к этим чертам. Из них и нужно исходить, уясняя себе линию поведения современного русского либерализма. Какие перспективы открываются перед ними? Каждый новый день политической жизни толкает самодержавие далее по его пути, накопляет недовольство в массах и, таким образом, заостряет противоречие, все более и более уменьшая возможность «мирного обновления» и увеличивая за счет этой возможности исторические шансы революции, — а, вместе с тем, перенося центр тяжести с буржуазной оппозиции на революционные массы, в первую голову — на городской пролетариат. Отсюда — политическое суеверие либерализма, его жадные надежды на вмешательство чего-то третьего — случая, судьбы…

Является война. Либеральная буржуазия приветствует ее, как мессию. Война должна взять на себя ту задачу, выполнить которую у оппозиции нет энергии, отказаться от которой нет возможности. Как? Тут открываются два пути.

Первый путь, это — колоссальный погром извне, повторение Севастополя. Крах военного «могущества» скомпрометирует весь правительственный персонал, более того, — самый режим. Неизбежное следствие отсюда — необходимость правительственного обновления, а единственное средство обновления — обращение к «обществу».

Не исключена возможность и другого более «планомерного» пути. Прийти к полному внешнему разгрому самодержавие может лишь исчерпав все возможности победы, а значит — доведя до высшего напряжения все силы и средства государства. Но максимальная степень такого напряжения — если отвлечься от общего хозяйственного положения страны — определяется объемом общих интересов, связывающих правительство с обществом. Взяв от последнего все, что можно было взять, и даже сверх того, самодержавие, прежде чем расшибить свою преступную голову об англо-японский бронированный кулак, может попытаться расширить поле соприкосновения правительственных интересов с интересами «общества», т.-е. заинтересовать господствующие классы в успехах правительственного предприятия в целом, поставив его, в той или другой части, под их контроль. На либерально-канцелярском жаргоне это значит «призвать к участию в правительственных трудах земские силы страны». Незачем, разумеется, говорить, что такого рода «призыв» будет означать не энергичную ликвидацию пришедшего к банкротству государственного хозяйства, а лишь внесение в него некоторых коррективов. Но незачем, пожалуй, и разъяснять, что класс, «с самого начала склонный к предательству народа и к компромиссу с коронованным представителем старого общества», ни на что больше и не посягает. И он не только не пытается отрезать монархическое правительство с его авантюрой от всего общества, наоборот, с дряблым пафосом говорит о «нашей» войне, «наших» успехах, о «нашем» миролюбии и о вероломстве «нашего» врага. Буржуазные инстинкты подсказывают оппозиции необходимость не наносить ударов тем фетишам, которые называются «национальной честью», «национальной славой», «национальным делом», которые играют по отношению к интересам господствующих классов роль добрых исторических гениев — не только при крепостническом абсолютизме, но и в самой свободной из демократий. Эти националистические иллюзии, переходящие в народное сознание со страниц школьных учебников, с церковной паперти, с ораторской трибуны, со столбцов буржуазной прессы, позволяют господствующим классам поддерживать в народе необходимое душевное равновесие в то время, когда фискальный аппарат — во имя колониальной политики — тянет из народа жилы щипцами милитаризма. Останавливаясь сегодня с лицемерным уважением перед образами националистической мифологии, либеральная буржуазия обнаруживает этим, что она не решается плевать в колодезь, из которого ей еще не раз придется утолять свою жажду. «Да здравствует Россия!» и «Да здравствует армия!»

Да, пасуя пред патриотической вакханалией, оппозиция обнаруживает не только полицейский страх, она повинуется смутному голосу классового инстинкта. Но сознательный голос классового интереса требует от нее немедленного и активного участия в политическом размежевании общественных сил. Это противоречие непримиримо, — оно коренится в историческом положении буржуазии. Практический выход из противоречия определяется степенью ее политического разложения. В данном случае степень так высока, что либерализм пришел к необходимости самоустранения… пока что. Из страха пред силами революции он уступает им место.

«Искра» N 60,25 февраля 1904 г.

levoradikal.ru