Русские художники-передвижники 19 века — произведения и жанры. Картины передвижников


Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа

Перов тройка

Товарищество передвижных выставок возникло в 1870 году. Группа молодых художников бросила вызов академическому искусству. Которое призывало к изображению лишь оторванных от реальности мифов и исторических сюжетов.

К тому же такое искусство было доступно лишь избранным людям из дворянства и богатого купечества.

Передвижники же хотели нести искусство более широкому кругу зрителей. Организовывая выставки в разных городах России.

А ещё они хотели писать жизнь простых людей. Судьбы униженных и оскорбленных.

Их сюжеты были обличительны и драматичны. Классовое неравенство, социальная несправедливость, нищета.

Вот 5 самых ярких художников-передвижников, в работах которых жизнь бедных предстаёт перед нами без прикрас.

1. Василий Перов (1834-1882 гг.)

Крамской портрет Перова

Иван Крамской. Портрет Василия Перова. 1881 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.

Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.

Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.

Перов Тройка

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.

Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.

Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».

Перов чаепитие в мытищах

Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.

Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.

Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.

2. Илья Репин (1844-1930 гг.)

Репин автопортрет

Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».

Репин бурлаки на волге

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.

На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.

О картине и ее героях читайте в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему это шедевр».

«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.

Репин проводы новобранца

Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.

Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.

3. Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

Владимир Маковский автопортрет

Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.

Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.

На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.

Владимир Маковский свидание

Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.

Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.

А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.

Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.

Владимир Маковский на бульваре

Владимир Маковский. На бульваре. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.

Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.

4. Сергей Иванов

Осип Браз портрет Сергея Иванова

Осип Браз. Портрет Сергея Иванова. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам досталась земля, которая могла их прокормить. Миллионы из них решили переселиться в Сибирь, на свободные земли. И главным летописцем этого сложного периода их жизни был Сергей Иванов.

Он следовал с ними за Урал. Сначала на поезде до Тюмени. Затем на плотах до Барнаула. А потом пешком и в кибитках до свободных участков земли.

Весь путь занимал несколько месяцев. Путь тяжёлый и даже опасный для жизни. 7% переселенцев погибали в дороге. Одну из таких трагедий и изобразил Иванов.

Сергей Иванов смерть переселенца

Сергей Иванов. Смерть переселенца. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Глава семьи скоропостижно скончался в пути. Жена рухнула на землю оплакивать своё горе. Что ее ждёт? Если она выйдет замуж (а в Сибири женщин не хватало), то у неё есть шанс выжить. Если нет, то участь ее – попрошайничество или тяжкий наемный труд. Имея ребёнка на руках. Очень печально.

Иванов сыграл немалую роль в судьбе переселенцев. Ведь его картины видели многие благодаря передвижным выставкам.

Уже в 90-х годах 19 века переселенцев стали поддерживать власти. Худо-бедно заботясь об их пропитании и здоровье в дороге. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.

Конечно, такой борец за справедливость, как Сергей Иванов, просто не мог пройти мимо стихийных событий восстания в декабре 1905 года.

Сергей Иванов Расстрел

Сергей Иванов. Расстрел. 1905 г. Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Вновь мы видим униженных и оскорбленных. На этот раз расстрелянных на одной из площадей Москвы. Иванов будто написал звук смерти. В пустом пространстве звучат выстрелы, стон умирающих и рёв толпы.

5. Абрам Архипов

Автопортрет Абрам Архипов

Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция

Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.

Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.

Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.

Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».

Архипов прачки

Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.

Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.

Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.

В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.

Архипов женщина в красном

Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей

***

Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.

А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.

Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.

В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Художники - передвижники

художники-передвижники - 32

Вы знаете, сколько всего было художников-передвижников? Кто-то говорит о четырнадцати, часто пишут о девятнадцати… Я далёк от желания просто посчитать, как пассажиров известного парохода из советского мультфильма. Это ведь наша история, которую, как мне кажется, было бы неплохо знать. А потом, в Товарищество передвижных художественных выставок принимали действительно одарённых живописцев.

Не всем, по разным обстоятельствам, суждено было стать известными и знаменитыми. Кто-то покинул страну, кто-то скоропостижно скончался. Разные в жизни бывают обстоятельства.

Вот я и решил «собрать» их всех вместе. Именно тех, кто в разные годы был членом Товарищества (не представлял свои картины на выставки передвижников, а именно был членом Товарищества), а следовательно и является художником-передвижником.

Не буду ещё раз рассказывать историю создания Товарищества и излагать биографии его участников – о большинстве художников я уже писал на страницах сайта и если вам будет интересно, — нужно будет просто «кликнуть» по фамилии художника и перейти на страницу, посвященную данному передвижнику.

 

Художники – передвижники (1870 – 1923)

*

***

*

Архипов Абрам Ефимович

художники-передвижники - 01

По реке Оке

*

***

*

Богданов-Бельский Николай Петрович

 

художники-передвижники - 02

Ловля раков

*

***

*

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович

 

художники-передвижники - 03

Дача в саду

*

***

*

Васильев Фёдор Александрович

 

художники-передвижники - 04

Мокрый луг

*

***

*

Васнецов Аполлинарий Михайлович

 

художники-передвижники - 05

Северный край

*

***

*

Васнецов Виктор Михайлович

 

художники-передвижники - 06

Ковёр-самолёт

*

***

*

Ге Николай Николаевич

художники-передвижники - 07

Распятие

*

***

*

Дубовский Николай Никанорович

 

художники-передвижники - 08

На ферме

*

***

*

Келин Пётр Иванович

 

художники-передвижники - 09

Портрет архитектора С.П. Леонтовича

*

***

*

Корин Алексей Михайлович

художники-передвижники - 10

Красная мельница

*

***

*

Крамской Иван Николаевич

 

художники-передвижники - 11

Пасечник

*

***

*

Куинджи Архип Иванович

 

художники-передвижники - 12

Радуга

*

***

*

Левитан Исаак Ильич

 

художники-передвижники - 13

Март

*

***

*

Левицкий Рафаил Сергеевич

 

художники-передвижники - 14

Мостик в лесу

*

***

*

Маковский Владимир Егорович

 

художники-передвижники - 15

В жаркий день

*

***

*

Маковский Константин Егорович

 

художники-передвижники - 16

Под венец

*

***

*

Максимов Василий Максимович

 

художники-передвижники - 17

Сборы на гуляние

*

***

*

Моравов Александр Викторович

 

художники-передвижники - 18

На террасе

*

***

*

Мясоедов Григорий Григорьевич

 

художники-передвижники - 19

У чужого счастья

*

***

*

Перов Василий Григорьевич

 

художники-передвижники - 20

Чаепитие в Мытищах

*

***

*

Поленов Василий Дмитриевич

 

художники-передвижники - 21

Бабушкин сад

*

***

*

Прянишников Илларион Иванович

 

художники-передвижники - 22

Воробьи, ребята на изгороди

*

***

*

Репин Илья Ефимович

 

художники-передвижники - 23

Крестный ход в Курской губернии

*

***

*

Савицкий Константин Аполлонович

 

художники-передвижники - 24

Путешественники в Оверни

*

***

*

Саврасов Алексей Кондратьевич

 

художники-передвижники - 25

Зима

*

***

*

Серов Валентин Александрович

 

художники-передвижники - 26

Портрет княгини Ольги Орловой

*

***

*

Степанов Алексей Степанович

 

художники-передвижники - 27

Катание на Масленицу

*

***

*

Суренянц Вардгес Акопович

 

художники-передвижники - 28

Саломея

*

***

*

Суриков Василий Иванович

 

художники-передвижники - 29

Взятие снежного городка

*

***

*

Шишкин Иван Иванович

 

художники-передвижники - 30

Дубовая роща

*

***

*

Ярошенко Николай Александрович

 

художники-передвижники - 31

Эльбрус

*

***

*

08 Июн 2017      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, пейзажи, русская живопись 1917     929       Поделитесь записью

svistanet.com

Художники-передвижники и их творчество. Русские художники-передвижники 19 века

Наследие, которое оставили после себя художники-передвижники, поистине велико и многогранно. Именно они начали изображать в своих картинах простых людей, их быт, нравы, переживания и эмоциональное состояние. На полотнах художников-передвижников также можно увидеть сюжеты из русской истории, олицетворяющие несгибаемую силу духа простого народа. Среди шедевров этой эпохи также встречаются портреты именитых людей и знати.

История создания товарищества

Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Они противопоставляли свое творчество строгим академичным канонам, далеким от современной действительности и запросов нынешней жизни. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Интересна история создания данного сообщества. В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель. В 1870 г. по инициативе В. Перова они вместе с художниками Москвы создали Товарищество передвижных выставок. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и угнетенного крестьянства, находящегося под властью богачей и помещиков. Выставки, которые устраивали художники-передвижники, имели огромный успех, причем у самых различных слоев населения.

художники передвижники

За все время существования объединения было проведено сорок восемь выставок в Москве, Петербурге, Риге, Ярославле, Туле, Саратове, Кишиневе, Казани, Курске, Воронеже, Полтаве, Харькове, Одессе, Киеве и других городах. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Просвещение простого народа – это одна из идей, которую преследовали художники-передвижники. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого–двадцатого веков. Среди них немалоизвестные Г. Г. Мясоедов, В. Петров, И. Крамской, К. Савицкий, Г. Саврасов, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, И. Левитан, С. Иванов, А. Архипов и другие именитые деятели.

Творческая деятельность

29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Саврасова), «Порожняки» (И. Прянишникова) вошли в историю русского художества. В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Многие представители товарищества в разные годы по направлению Академии художеств посещали зарубежные страны, где перенимали опыт своих коллег, изучали живопись различных эпох и стилей. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Творчество художников-передвижников во многом определило движение мировой живописи девятнадцатого–двадцатого веков.

Алексей Саврасов

русские художники передвижники 19 века

Художник-пейзажист. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1844 году молодой художник вопреки воле отца поступает в училище живописи, которое с успехом заканчивает в 1850 году. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича - «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» - проникнуты идеями романтизма. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. В 1862 году он совершает поездку за границу, где посещает Лондонскую художественную выставку, Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Копенгаген и др. Особенно привлекли внимание художника немецкие и английские живописцы своим стремлением к самостоятельности и правде. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Именно эти картины были представлены на первой выставке, которую организовали русские художники-передвижники. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.

творчество художников передвижников

Иван Шишкин

Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Яркий пример тому – И. Шишкин. Именно с его именем связана история отечественного пейзажа, его творения стали национальной классикой и приобрели огромную популярность. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. В двадцать лет молодой Шишкин поступает в училище живописи, где с головой погружается в учебу и творчество. Художник постоянно рисует. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Первая, дошедшая до наших времен работа Шишкина, – это «Сосна на скале». Масляная картина была написана в 1855 году. В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург). Его ранние произведения проникнуты романтикой. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. После окончания Академии (1860 г.) Шишкин отправляется за границу. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Свои работы он постоянно выставляет на экспозициях, которые устраивают русские художники-передвижники. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью.

русские художники передвижники

Иван Николаевич Крамской

Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Многие шедевры были написаны по заказу известного мецената и коллекционера П. Третьякова. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. Сильные стороны таланта этого яркого художника и психолога проявились в портрете Льва Толстого. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. В 1860-1870 годах он активно участвует в организации выставок, которые проводили художники-передвижники. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д.

картины русских художников передвижников

Илья Ефимович Репин

Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. В этом шедевре художник показал свое мастерское владение всеми средствами искусства в совершенстве. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии». Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Религиозная процессия, изображенная на картине, олицетворяет собирательный образ деревни со всеми ее группами и классами. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». В 1880-е годы Илья Ефимович обращается к портретному жанру, изображая видных деятелей современности, таких как Д. Менделеев, А. Дельвиг, М. Глинка и др.

Василий Максимович Максимов

Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Василий Максимович закончил в Петербургскую Художественную Академию по классу исторической живописи. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени.

Василий Григорьевич Перов

имена художников передвижников

Родился в Тобольске в 1834 году. В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Шедевры, написанные в молодые годы, имели огромный успех на передвижных выставках. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества.

Абрам Ефимович Архипов

художники передвижники 19 века

Этому художнику отводится важное место в жанровой живописи того времени. В своих шедеврах Архипов максимально правдиво изображал жизнь простого сельского народа. Его картины «Обратный», «На Оке», получили широкое признание во всем мире. В некоторых своих работах он раскрывает социальные проблемы («Прачки», «Поденщицы» и т. д.), изображая тяжелый крестьянский труд.

fb.ru

Передвижники * описания картин

Навигация по записям

Эта картина построена на оттенках, не голубых, не розовых — на оттенках серого. Все покрыто мраком — нет, неправда. Светлая ночь, потому что воздух чистый, нет никого, нет дымов и отсветов городов. Ночное — жизнь есть, звука нет. Цивилизация где-то там, за горизонтом. Куинджи умел и показать широту просторов родного края, и яркие цвета небольшой сцены. Описание картины Ночное Архипа Куинджи →

А.И. Куинджи, "Ночное"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Летняя картина — это вовсе необязательно «резеда и риза кашки», не всегда это букет на террасе. Летний вид — южный вид. Розы и море, или горы и сосны. Зарисовка Левитана открывает серию летних публикаций. Описание картины Ай-Петри Исаака Левитана →

Ай-Петри, И. Левитан

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Не волк-волчок, серый бочок, а натуральный монстр, Фенрир, лесное чудовище из сказок северных народов — такой воистину СКАЗОЧНЫЙ волчище на картине Виктора Васнецова. И что касается человеческих персонажей, тоже есть что проанализировать. Нам, взрослым, тяжело вновь пережить сказку, но также и сложно всецело понять художника, ее, сказку, рисующего. Попробуем, однако. Описание картины Иван-царевич на сером волке Виктора Васнецова →

В. Васнецов, Иван-царевич на сером волке

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Аленушка с картины Васнецова — непростая героиня. Это произведение при всей обыденности пейзажа, при всей известности сказки — сложное для понимания. Значит, понимать не нужно. Следует переживать. Как будто слушаешь сказку. Описание картины Аленушка Виктора Васнецова →

Васнецов, Аленушка

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Превосходная по изяществу колорита, гениальная по простоте и смысловой наполненности сюжета картина Исаака Левитана, казалось бы, представляет собой просто «фотографический снимок» пейзажа с водой, мостиком, лесом, в котором скрываются колокольни и церкви «Тихой обители». Но вдумаемся в символы и знаки. Описание картины Тихая обитель Исаака Левитана →

Тихая обитель, И. Левитан

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина Левитана «Весна. Большая вода» спокойна и радостна. Зима уже ушла, и весь снег стаял, и было его столько, что затопило и дома, и низины, и лодка стала единственным транспортом в некоторых местах… Описание картины Весна (Большая вода) Исаака Левитана →

Весна. Большая вода. И. Левитан

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Явившая зрителю новое, непривычное, пронзительное и трагичное искусство картина Виктора Васнецова обманчиво проста. Попробуем уловить вложенный художником смысл, хотя прошло так много лет. Описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами Виктора Васнецова →

В. Васнецов, После побоища...

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Русский пейзаж в одной из красочнейших ипостасей — влажное послегрозовое спокойствие картины «Мокрый луг» Федора Васильева полно смыслов. Картина по праву может считаться одной из жемчужин Третьяковской галереи. Описание картины Мокрый луг Федора Васильева →

Васильев Ф., Мокрый луг

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина Васнецова с говорящим названием «Баян» изображает краткие минуты передышки, когда воины небольшого отряда собрались послушать седого певца. Хмурое северное лето служит фоном для знаменитой картины. Описание картины Баян Виктора Васнецова →

В. Васнецов, Баян

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Великолепная, насыщенная фигурами и смыслами, тонкая и спокойная по колориту картина Василия Григорьевича Перова (Криденера) — достойное произведение, и мы его не пропустим. Трое охотников после удачно проведенного времени делятся впечатлениями и воспоминаниями, им и не до еды уж :) Описание картины Охотники на привале Василия Перова →

Охотники на привале, В. Перов, 1871

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Навигация по записям

Страница 1 из 3123»

1001kartina.su

Передвижники. Творчество, картины русских художников-передвижников

Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Иваном Крамским.

Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников - конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. В создании общества художников-передвижников очень большую роль сыграл Иван Николаевич Крамской, ставший в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.

Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены новой организации, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

Товарищество русских художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Попов и Архипов, Позен и Андреев, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля, Беггров и Аммосов и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Константин Маковский, Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Богданов-Бельский, Коненков и другие.

В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.

Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие художники-передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

smallbay.ru

Краткие биографии художников-передвижников. Художники-передвижники

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Архипов А.Е. Абрам Ефимович Архипов родился в Рязанской области 15 августа 1862 года. С самого детства он начал проявлять интерес к живописи. Первые уроки мальчик получал у местных и приезжающих иконописцев. Систематическое художественное образование Архипов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он обучался с 1877 по 1883 год и с 1886 по 1888 год. Преподавателями у Архипова были В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, В.Г. Перов.

Васильев Ф.А. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника. С ранних лет он проявил интерес к рисованию, однако нужда, в которой постоянно жила семья, не давала ему возможности всерьез заниматься творчеством. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца, и вовсе заботиться о семье.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Васильев Ф.А. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника. С ранних лет он проявил интерес к рисованию, однако нужда, в которой постоянно жила семья, не давала ему возможности всерьез заниматься творчеством. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца, и вовсе заботиться о семье.

Васнецов А.М. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово в Кировской области. Интерес к рисованию Аполлинарий проявил еще в раннем детстве. Первые уроки живописи он брал у своего старшего брата Василия. Сложное материальное положение семьи не позволяло ему получить систематическое образование в живописи. Обучаясь в Вятском духовном училище, Аполлинарий берет уроки у Михала Эльвиро Андриолли, польского художника.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Васнецов А.М. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово в Кировской области. Интерес к рисованию Аполлинарий проявил еще в раннем детстве. Первые уроки живописи он брал у своего старшего брата Василия. Сложное материальное положение семьи не позволяло ему получить систематическое образование в живописи. Обучаясь в Вятском духовном училище, Аполлинарий берет уроки у Михала Эльвиро Андриолли, польского художника.

Васнецов В.М. Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был сельским священником, семья была большая. Достаток семьи был небольшой, но отец старался дать детям хорошее образование. Не случайно первые картины юного художника были посвящены сценам из крестьянской жизни.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Васнецов В.М. Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был сельским священником, семья была большая. Достаток семьи был небольшой, но отец старался дать детям хорошее образование. Не случайно первые картины юного художника были посвящены сценам из крестьянской жизни.
Ге Н.Н. Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский. Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Ге Н.Н. Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский. Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи.
Дубовской Н.Н. Николай Никанорович Дубовской родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске. Его отец был потомственным казаком, поэтому мальчику изначально была выбрана судьба военного. Однако уже в раннем детстве ребенок начал проявлять способности в искусстве рисования. В 1870 году Дубовской становится кадетом  Владимирской Киевской военной гимназии.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Дубовской Н.Н. Николай Никанорович Дубовской родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске. Его отец был потомственным казаком, поэтому мальчику изначально была выбрана судьба военного. Однако уже в раннем детстве ребенок начал проявлять способности в искусстве рисования. В 1870 году Дубовской становится кадетом  Владимирской Киевской военной гимназии.
Жуковский С.Ю. Станислав Юлианович Жуковский родился 13 мая 1875 года в селе Ендриховцы Гродненской губернии. Первые навыки мастерства живописца он получил еще во время обучения в Варшавской классической гимназии и реальном училище. Вопреки запрету отца Жуковский в 1892 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были И.И. Левитан и В.А. Поленов.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Жуковский С.Ю. Станислав Юлианович Жуковский родился 13 мая 1875 года в селе Ендриховцы Гродненской губернии. Первые навыки мастерства живописца он получил еще во время обучения в Варшавской классической гимназии и реальном училище. Вопреки запрету отца Жуковский в 1892 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были И.И. Левитан и В.А. Поленов.
Иванов С.В. Сергей Васильевич Иванов родился 4 июня 1864 года в городе Руза Московской губернии. Несмотря на то, что мальчик рано начал проявлять способности к рисованию, отец выбрал для него профессию инженера. Окончив училище в 1875 году, Иванов поступил в Константиновский межевой институт. Однако выбранное отцом занятие пришлось Иванову не по душе. Он начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Иванов С.В. Сергей Васильевич Иванов родился 4 июня 1864 года в городе Руза Московской губернии. Несмотря на то, что мальчик рано начал проявлять способности к рисованию, отец выбрал для него профессию инженера. Окончив училище в 1875 году, Иванов поступил в Константиновский межевой институт. Однако выбранное отцом занятие пришлось Иванову не по душе. Он начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Каменев Л.Л. Лев Львович Каменев родился в 1833 году в городе Рыльск Курской губернии. Детские годы и юность будущего художника прошли в Астрахани. Там он учился в гимназии. Однако окончить это учебное заведение Каменеву не удалось: пришлось стать помощником отца в торговой лавке. Серьезное увлечение рисованием подтолкнуло Каменева к тому, чтобы получить образование в этой области. В 1854 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Каменев Л.Л. Лев Львович Каменев родился в 1833 году в городе Рыльск Курской губернии. Детские годы и юность будущего художника прошли в Астрахани. Там он учился в гимназии. Однако окончить это учебное заведение Каменеву не удалось: пришлось стать помощником отца в торговой лавке.Серьезное увлечение рисованием подтолкнуло Каменева к тому, чтобы получить образование в этой области. В 1854 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Касаткин Н.А. Николай Алексеевич Касаткин родился 13 декабря 1859 года в Москве. Его отцом был известный гравер А.А. Касаткин. В 1873 году Касаткин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И.М. Прянишников и В.Г. Перов. Картина «Нищие на церковной паперти» принесла начинающему художнику большую серебряную медаль. В 1883 году Касаткин окончил училище.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Касаткин Н.А. Николай Алексеевич Касаткин родился 13 декабря 1859 года в Москве. Его отцом был известный гравер А.А. Касаткин. В 1873 году Касаткин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И.М. Прянишников и В.Г. Перов. Картина «Нищие на церковной паперти» принесла начинающему художнику большую серебряную медаль. В 1883 году Касаткин окончил училище.

Киселев А.А. Александр Александрович Киселев родился 6 июня 1838 года в Свеаборге. Сначала юноша обучался в Аракчеевском кадетском корпусе, затем перешел во второй Петербургский корпус. Все это время, начиная с ранних детских лет, Киселев увлекался рисованием. Эта любовь к живописи подтолкнула молодого человека к поступлению в Императорскую Академию художеств в 1861 году. В 1864 году Киселев окончил Академию, получив аттестат классного художника.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Киселев А.А. Александр Александрович Киселев родился 6 июня 1838 года в Свеаборге. Сначала юноша обучался в Аракчеевском кадетском корпусе, затем перешел во второй Петербургский корпус. Все это время, начиная с ранних детских лет, Киселев увлекался рисованием. Эта любовь к живописи подтолкнула молодого человека к поступлению в Императорскую Академию художеств в 1861 году. В 1864 году Киселев окончил Академию, получив аттестат классного художника.

Корзухин А.И. Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви. 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Корзухин А.И. Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви. 

Крамской И.Н. Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию. Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Крамской И.Н. Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. 
Куинджи А.И. Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Куинджи А.И. Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.
Левитан И.И. Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года в селе Кибарты в Литве. Чтобы дети имели возможность выйти в общество, семья переезжает в Москву в конце шестидесятых. В 1873 году Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Поленов, Саврасов, Перов. Во время обучения в училище Левитан проявил себя как художник-лирик. Талант Левитана развивается, тем временем материальное положение семьи ухудшается день ото дня.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Левитан И.И. Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года в селе Кибарты в Литве. Чтобы дети имели возможность выйти в общество, семья переезжает в Москву в конце шестидесятых. В 1873 году Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Поленов, Саврасов, Перов. Во время обучения в училище Левитан проявил себя как художник-лирик. Талант Левитана развивается, тем временем материальное положение семьи ухудшается день ото дня.
Маковский В.Е. Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Маковский В.Е. Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. 
Маковский К.Е. Константин Егорович Маковский родился 30 июня 1839 года в Москве. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С самого детства Маковского окружали творческие личности. В 1851 году Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были К.С. Зарянко, А.Н. Мокрицкий, М.И. Скотти. 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Маковский К.Е. Константин Егорович Маковский родился 30 июня 1839 года в Москве. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С самого детства Маковского окружали творческие личности. В 1851 году Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были К.С. Зарянко, А.Н. Мокрицкий, М.И. Скотти. 
Максимов В.М. Василий Максимович Максимов родился 17 января 1844 года в деревне Лопино Санкт-Петербургской губернии. Василий рано лишился родителей. В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург. Мастерству художника обучался в иконописной мастерской, куда был отдан в ученики.  В 1863 году Максимов поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его преподавателями были П.М. Шамшин, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, Ф.А. Бруни.

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Максимов В.М. Василий Максимович Максимов родился 17 января 1844 года в деревне Лопино Санкт-Петербургской губернии. Василий рано лишился родителей. В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург. Мастерству художника обучался в иконописной мастерской, куда был отдан в ученики.  В 1863 году Максимов поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его преподавателями были П.М. Шамшин, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, Ф.А. Бруни.
Малютин С.В. Сергей Васильевич Малютин родился 22 сентября 1859 года в Москве. Он обучался в коммерческом училище. Окончив это учебное заведение, Малютин начал работу в Воронеже на должности чертежника. В конце 70-х годов Малютин посетил передвижную выставку, открывшуюся в этом городе. Живопись поразила его до глубины души. Оставаясь под впечатлением от увиденного, Малютин решил стать живописцем.

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Малютин С.В. Сергей Васильевич Малютин родился 22 сентября 1859 года в Москве. Он обучался в коммерческом училище. Окончив это учебное заведение, Малютин начал работу в Воронеже на должности чертежника. В конце 70-х годов Малютин посетил передвижную выставку, открывшуюся в этом городе. Живопись поразила его до глубины души. Оставаясь под впечатлением от увиденного, Малютин решил стать живописцем.
Мясоедов Г.Г. Григорий Григорьевич Мясоедов родился 7 апреля 1834 года в селе Паньково Орловской губернии. Интерес к живописи у него проявился очень рано. Этот интерес стремился поощрять отец. Первое систематическое образование Мясоедов получил в Орловской гимназии. Учителем рисования, давшим мальчику первые уроки живописи, был И.А. Волков.

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Мясоедов Г.Г. Григорий Григорьевич Мясоедов родился 7 апреля 1834 года в селе Паньково Орловской губернии. Интерес к живописи у него проявился очень рано. Этот интерес стремился поощрять отец. Первое систематическое образование Мясоедов получил в Орловской гимназии. Учителем рисования, давшим мальчику первые уроки живописи, был И.А. Волков.
Неврев Н.В. Николай Васильевич Неврев родился 3 мая 1830 года в Москве в семье купца. Некоторое время состоял на службе в должности канцеляриста. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Неврев поступил в 1850 году, когда ему уже был 21 год. В течение пяти лет художник получал знания под руководством М.И. Скотти.  В 1855 году Неврев решил оставить это учебное заведение, получив звание свободного художника.

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Неврев Н.В. Николай Васильевич Неврев родился 3 мая 1830 года в Москве в семье купца. Некоторое время состоял на службе в должности канцеляриста. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Неврев поступил в 1850 году, когда ему уже был 21 год. В течение пяти лет художник получал знания под руководством М.И. Скотти. В 1855 году Неврев решил оставить это учебное заведение, получив звание свободного художника.
Нестеров М.В. Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе. Художественные способности проявились у мальчика еще в раннем детстве. Родители не пошли против желаний сына и отправили его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу здесь Нестеров начинает в 1877 году. Главным педагогом для начинающего художника стал В.Г. Перов.

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Нестеров М.В. Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе. Художественные способности проявились у мальчика еще в раннем детстве. Родители не пошли против желаний сына и отправили его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу здесь Нестеров начинает в 1877 году. Главным педагогом для начинающего художника стал В.Г. Перов.
Петровичев П.И. Петр Иванович Петровичев родился 6 декабря 1874 года в селе Высоково Ярославской губернии. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в раннем детстве. Отец поддержал сына и отправил его в школу при Ростовском Музее Церковных древностей. В этом музее Петровичев проработает с 1890 по 1892 год. Именно тогда и определится основное занятие жизни художника. В период работы в музее Петровичев получает необходимые начальные навыки художественного мастерства. 

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Петровичев П.И. Петр Иванович Петровичев родился 6 декабря 1874 года в селе Высоково Ярославской губернии. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в раннем детстве. Отец поддержал сына и отправил его в школу при Ростовском Музее Церковных древностей. В этом музее Петровичев проработает с 1890 по 1892 год. Именно тогда и определится основное занятие жизни художника. В период работы в музее Петровичев получает необходимые начальные навыки художественного мастерства. 
Поленов В.Д. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был археологом и библиографом, мать писала книги для детей, занималась живописью. В семье уделяли большое внимание искусству и наукам, поэтому дети также проявляли к этому интерес. На формирование художественного вкуса Поленова оказала большое влияние и его бабушка В.Н. Воейкова.

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Поленов В.Д. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был археологом и библиографом, мать писала книги для детей, занималась живописью. В семье уделяли большое внимание искусству и наукам, поэтому дети также проявляли к этому интерес. На формирование художественного вкуса Поленова оказала большое влияние и его бабушка В.Н. Воейкова.
Похитонов И.П. Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в селе Матреновка Херсонской губернии. Он воспитывался в семье потомственных военных. В 1868 году Похитонов поступил в Москве в Петровско-Разумовскую землевладельческую академию. Затем в 1870 году сдал экзамены в Новороссийский университет в Одессе.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Похитонов И.П. Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в селе Матреновка Херсонской губернии. Он воспитывался в семье потомственных военных. В 1868 году Похитонов поступил в Москве в Петровско-Разумовскую землевладельческую академию. Затем в 1870 году сдал экзамены в Новороссийский университет в Одессе.
Остроухов И.С. Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями. В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. Живопись на протяжении всей жизни оставалась для Остроухова лишь одним из его многочисленных занятий.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Остроухов И.С. Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями. В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. Живопись на протяжении всей жизни оставалась для Остроухова лишь одним из его многочисленных занятий.
Прянишников И.М. Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов.

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Прянишников И.М. Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов.
  Репин И.Е. Илья Ефимович Репин родился на Украине (город Чугуев) 24 июля 1844 года. В родном городе он занимался иконописью, обучаясь у местных мастеров. Чтобы развивать талант, в 19 лет Репин отправляется в Санкт-Петербург, где его принимают в Академию художеств. Обучаясь в рисовальной школе при Бирже, Репин получает высокие оценки учителей, хотя сам очень низко оценивает свои способности, что вообще было характерно для этого человека.

 

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

  Репин И.Е. Илья Ефимович Репин родился на Украине (город Чугуев) 24 июля 1844 года. В родном городе он занимался иконописью, обучаясь у местных мастеров. Чтобы развивать талант, в 19 лет Репин отправляется в Санкт-Петербург, где его принимают в Академию художеств.  Обучаясь в рисовальной школе при Бирже, Репин получает высокие оценки учителей, хотя сам очень низко оценивает свои способности, что вообще было характерно для этого человека.
Рябушкин А.П. Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 года в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии. Его отец был крестьянином. Вместе со старшим сыном он занимался иконописью. Андрей также участвовал в этой работе. Материальное положение семьи ухудшилось, когда в 1875 году мальчики осиротели. Андрей с раннего детства проявлял не только художественные, но и музыкальные способности.

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Рябушкин А.П. Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 года в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии. Его отец был крестьянином. Вместе со старшим сыном он занимался иконописью. Андрей также участвовал в этой работе. Материальное положение семьи ухудшилось, когда в 1875 году мальчики осиротели. Андрей с раннего детства проявлял не только художественные, но и музыкальные способности.
Савицкий К.А. Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая 1844 года в Таганроге. Его отец был военным врачом. Уже в ранние годы Константин проявлял особый интерес к живописи, пробовал свои силы в этом мастерстве. Во время поездок на природу с родителями он постоянно занимался зарисовками. Савицкий обучался в гимназии, где тоже много внимания уделял рисованию. Смерть родителей изменила жизнь мальчика: ему пришлось переехать к опекуну в Латвию.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Савицкий К.А. Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая 1844 года в Таганроге. Его отец был военным врачом. Уже в ранние годы Константин проявлял особый интерес к живописи, пробовал свои силы в этом мастерстве. Во время поездок на природу с родителями он постоянно занимался зарисовками. Савицкий обучался в гимназии, где тоже много внимания уделял рисованию. Смерть родителей изменила жизнь мальчика: ему пришлось переехать к опекуну в Латвию.
Степанов А.С. Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе. Его отец был военным, участвовал в Крымской войне. Из-за ранней смерти родителей мальчика, оставшегося сиротой, опекун забирает в Москву. Там Степанов учится в Институте обер-офицерских сирот. По настоянию опекуна он поступает в Костантиновский межевой институт на землемерное отделение. Это учебное заведение Степанов успешно окончил в 1879 году.

 

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Степанов А.С. Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе. Его отец был военным, участвовал в Крымской войне. Из-за ранней смерти родителей мальчика, оставшегося сиротой, опекун забирает в Москву. Там Степанов учится в Институте обер-офицерских сирот. По настоянию опекуна он поступает в Костантиновский межевой институт на землемерное отделение. Это учебное заведение Степанов успешно окончил в 1879 году.
Суриков В.И. Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему первые уроки живописи. Уже в 1962 году начинающий художник создает свое первое произведение – «Плоты на Енисее». Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Суриков В.И. Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему первые уроки живописи. Уже в 1962 году начинающий художник создает свое первое произведение – «Плоты на Енисее». Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств.
Шишкин И.И. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Поэтому, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.

 

 

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Шишкин И.И. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Поэтому, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.

Якоби В.И. Валерий Иванович Якоби родился 4 мая 1833 года в деревне Кудрявцево Казанской губернии. Общее образование Якоби получил в казанской гимназии, затем поступил в Казанский университет. Однако закончить обучение ему не удалось: Якоби вошел в состав ополчения во время Крымской войны. Еще во время обучения в гимназии Якоби обнаружил склонность к живописи, однако всерьез заняться этим искусством он смог только в зрелые годы.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Художники-передвижники в России 19 века

В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.

Стилей в живописи «золотого века» было несколько, все они, как и в Европе, вырабатывались в определенной последовательности:

Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.

Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.

Путь реализма в живописи был тернистым. На дороге его развития уверенно стояла Петербургская академия художеств, насаждая античные и мифологические сюжеты в живописи. Но дух свободы, «гуляя по Европе», заглянул и в Россию. Не всем молодым художникам нравились правила их альма-матер. Часть выпускников пошла на открытое противостояние с руководством учреждения, отказавшись от предложенной тематики для написания конкурсных работ, и покинула Академию. Это случилось 9 ноября 1863 года.

Начало передвижничества в России

И.Крамской . Автопортрет

И.Крамской . Автопортрет

Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь.  Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.

Цели художников-передвижников

Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров  объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.

На полотнах нашли отражение:

  • и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),
  • и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
  • и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

Бытовой жанр

Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.

Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.

Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.

Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.

Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

В.Маковский. Автопортрет

В.Маковский. Автопортрет

  • Темы суда и справедливости

(«Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),

  • политической борьбы

(«Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),

  • комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),
  • городскую тематику

(«Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!»)

развивал В. Маковский.

Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко

«Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон»

и Н. Богданов

«Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон».

Портреты современников

И. Репин Автопортрет

И. Репин Автопортрет

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера

(«Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»),

и молодой просвещенной девушки

(«Курсистка»).

У Репина этой же тематике посвящены

«Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».

Крестьянская тематика

Ей целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).

Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передовал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете»,   и   Л. Толстой,    и Н. Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы.

Современные вопросы

И.Крамской. "Христос в пустыне"

И.Крамской. «Христос в пустыне»

Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чем и разночинцы в 70-х гг. ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости. Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешенного служения народу.

Религиозная тема

Он представлена и у Н.Ге. Узнали о нем после того, как из-под его пера появилась «Тайная вечеря».

Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении. И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.

Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.

У Н. Ге появляется «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», у Н. Репина — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный», у В. Сурикова – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Патетикой, трагичностью веет от этих полотен. А в картинах В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» освещены героические события в русской истории.

Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.

Историческая и сказочная тема

В. Васнецов Автопортрет

В. Васнецов Автопортрет

Ей посвящал свои работы В. Васнецов. Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка – символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа.

Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.

В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.

Пейзаж у передвижников

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.

У  И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.

И.Левитан. Автопортрет

И.Левитан. Автопортрет

Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень».

Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.

А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова

Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:

  • море Айвазовского,
  • лес Шишкина,
  • лунная ночь Куинджи
  • и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru


Смотрите также