Наскальные рисунки первобытных людей. Картины первобытные


Наскальные рисунки первобытных людей: картинки, фото

У истоков наскальных художеств

Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах — это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).

Где рисовали первые люди?

Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.

Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. — вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей — картинки, созданные первыми людьми.

Техника выполнения и материалы

Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.

Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.

Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.

Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Где можно увидеть наскальную живопись?

Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Объекты искусства или примитивное отражение действительности?

Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.

perstni.com

Топ 10 шедевров наскальной живописи первобытных людей

наскальная живопись

Времена меняются, но интерес к искусству людей Каменного века не ослабевает. Некоторые его образчики кажутся странными, другие — сверхъестественными. Одним находятся объяснения, другие же лишь обрастают новыми теориями. Однако шаг за шагом, наскальная живопись открывает завесу тайны над тем, чем жили наши предки, во что верили и как представляли себе окружающий мир.

Неолитический вертеп

Привет от исчезнувшей расы людей

В 2005 году учёные совершили открытие, которое по-прежнему бурно обсуждается, особенно среди любителей тайн и загадок. В пустыне Сахара близь Египта была найдена неолитическая (или палеолитическая, специалисты ещё не пришли к общему выводу) стоянка древних людей и наскальная живопись, изображающая… Сцену Рождества Спасителя. Разумеется, это не может быть иллюстрацией к жизни Иисуса (рисунок старше Христа как минимум на 3 000 лет), но все же общие черты есть, а что ещё надо конспирологам.

Композиция изображения очень интересна: новорождённый находится между двумя взрослыми фигурами. На нём акцентируется внимание, он будто парит в воздухе, указывая на звезду, расположенную над ним. Также на рисунке можно увидеть двух животных — бабуина и льва (впрочем, у второго не хватает важной детали — головы). Не менее интересно то, что для создания сюжета была использована тёмно-красная охра, предназначенная для сакральных целей. Примечательно и то, что до раннехристианского периода композиции подобного рода до сих пор не встречались.

Суданские изразцы первобытных людей

Суданские изразцы

«Гостевая книга» на протяжении веков

В Судане полтора десятка рельефов привели учёных в замешательство в 2011 году. Все 15 памятников были найдены в засушливой долине Ваби Абу Дом и располагались в логическом построении — от единичных изображений до целых композиций из 30 деталей. На данный момент специалистам удалось выяснить, что рельефы имеют разный возраст и авторов. Выдолбленные в породе рисунки относятся как к Неолиту, так и более близкому к нам времени: так, некоторые «гравюры» изображают кресты, всадников, храмы (эти работы датируются приблизительно 500 годом н.э., когда в Судан пришло христианство). На более древних рельефах можно увидеть хорошо сохранившиеся изображения домашнего скота (археологи относят эти композиции к X веку до н.э.).

А вот изразцы, которым 5 000 лет и более, поставили учёных в тупик. Объяснить их смысл не представляется возможным. Некоторые из рисунков представляют собой спирали, причём настолько точные, что некоторые специалисты склоняются к невероятной теории визуализации древними людьми магнитного поля (можно сказать, что так недалеко и до версии с инопланетянами). Другие же представляют собой геометрические узоры, чьё предназначение неизвестно. Учёные также нашли «каменные барабаны», резонирующие звук от удара каменными предметами. Возможно, эти артефакты служили для сигнальных целей.

Маленькие ручки Сахары

Маленькие ручки Сахары

То ли ребенок, то ли варан, то ли пришелец

В 2002 году, в Сахаре была обнаружена так называемая «пещера зверей». Название она получила от огромного количества рисунков безголовых фигур на своих сводах. Впрочем, не они послужили объектом пристального внимания исследований. Загадкой стали 13 отпечатков маленьких ладоней. Некоторые из них находились внутри оттисков ладоней взрослого человека. Подобное проявление родительской любви долгое время вызывало умиление, пока один антрополог не заметил, что пальцы «детей» непропорционально длинны, а размер ладоней не соответствует даже новорождённому. Более того, согласно исследованиям, эти отпечатки, возраст которых насчитывает 8000 лет, вообще не принадлежат человеку.

Анализ показал, что «ладошки» созданы с помощью лап зверей, скорее всего — пустынного варана. Для всех оттисков был использован один и тот же пигмент, поэтому остаётся загадкой причина столь милого родства с рептилиями.

Венера из Холе-Фельс

Венера из Холе-Фельс

Когда нет эротических журналов

Эту фигурку из слоновой кости тоже можно назвать образцом искусства Каменного века. Статуэтка была найдена в немецкой пещере Холе-Фельс (от неё и получила своё название). Также она известна как «Венера Шельклингенская» и «Венера Швабская». Как и у всех артефактов, связанных с культом плодородия, у этой Венеры отсутствует голова, но ярко выражены набухшая грудь и половые органы. Как шутят некоторые учёные, это доисторическое порно-искусство. Как бы то ни было, статуэтке около 40 000 лет и она является самой древней из найденных.

Фигурка размером с ладонь дала новые причины для споров о костях животных, найденных в пещере. Учёные ныне склоняются к тотемической версии или игровому ритуалу, так как останки принадлежат не травоядным, а хищникам. Фигурки зверолюдей, найденные тут же, вполне могли быть олицетворениями шаманских видений или просто частью игры типа шахмат. Забавно то, что автор этих артефактов мог просто баловаться — в том числе и с Венерой. И не изображать богиню плодородия, а вырезать фигуру голой женщины для потехи или удовлетворения своего либидо. Вряд ли мы точно узнаем её назначение когда-либо.

Шотландские спирали

Шотландские спирали

Камень-загадка или просто шутка мастера?

Загадочный кусок горной породы под названием «камень Кочно» был найден в Шотландии в 1887 году, когда местные жители вырыли его из земли. В 1965 году археологи всерьёз опасались, что все завитки, спирали и рисунки, выбитые на нём неизвестными авторами десятки тысяч лет назад, не проживут и десятка лет из-за постоянной эрозии и вандалов. Было принято снова закопать камень и лишь в 2005 году эту массивную плиту (13х8 метров) удалось тщательно изучить, просканировать и законсервировать. Исследования показали, что камень Кочно является лучшим примером использования спиралевидного орнамента по всей Европе.

Возраст изображений — около 5 тысяч лет и их предназначение покрыто мраком. Многие учёные склоняются к версии, что спирали помогали прогнозировать солнечные и лунные затмения, а останки краски лишь доказывают это.

Фут-фетишизм из Чако

Отпечатки ног культуры Пуэбло

Фрейд бы порадовался изучению этого фетиша

Не стоит отдавать всю славу лишь ладошкам на стенах. Тысячу лет назад, люди культуры Пуэбло почитали ступни как сакральные объекты. Этот народ жил на территории каньона Чако в Нью-Мексико, США.

Любовь к ногам была всесторонней: даже стены украшались отпечатками обуви, отдельных пальцев, пяток и просто ступней. Ко всему прочему, среди представителей культуры Пуэбло был высокий процент людей с полидактилией (присутствие одного или нескольких дополнительных пальцев). Такие люди пользовались особым уважением как отмеченные богами. Подобный вывод учёные сделали, изучив более 90 останков из местных захоронений.

Пуэбло выражали любовь к ногам повсюду: их форма придавалась разбросанным камням, они выбивались на стенах, полах, сводах пещер. При этом археологи обнаружили интересную особенность — чем больше на ступне пальцев, тем важнее место, обозначенное этим знаком.

Акустическое искусство доисторической эпохи

Акустическое искусство доисторической эпохи

Эффект полного погружения до изобретения кинотеатров

В 2014 году было проведено масштабное исследование, позволяющее показать связь между расположением древних каракуль и резонансными эффектами пещер. Так, европейские и индийские образцы наскальной живописи с изображениями бегущего стада парнокопытных чаще всего встречается там, где звук деформируется и создаётся впечатление шума от сотен ног. Также многие сцены изображают природные явления — гром, звуки воды и т.д.

Причём исследования мест с хорошей акустикой часто давало неожиданный результат и там находили неизвестные до этого наскальные рисунки. И наоборот: где были рисунки — обязательно присутствовал эффект эхо. И пусть древние люди не до конца понимали природу явления, считая его проявлением воли богов, но отлично искали места его проявления.

Бизоны Хиггса

Бизоны Хиггса

Фоторобот помог воссоздать исчезнувший вид

Перед нами один из редких случаев, когда научное открытие было совершено благодаря наскальной живописи и было связано только с ней. Изучение ДНК древних зубров поставило учёных в затруднительную ситуацию: они не относятся ни к одному из современных видов. То есть теоретически, их существование вообще стояло под вопросом. Это и послужило поводом назвать находку «Бизоном Хиггса» (прямая аллюзия на бозон Хиггса, микрочастицу, существование которой до недавнего времени невозможно было доказать опытным путём).

Дальнейшие исследования подтвердили существование бизона Хиггса — им оказался гибрид степного бизона и зубра. ПО неизвестной причине, около 120 000 лет назад эти два вида скрестились, создав устойчивое потомство, расселившееся по Европе.

Удивительно, но древние люди, проживавшие на территории Испании и Франции во время последнего ледникового периода 18 000 лет назад, смогли чётко показать этот гибридный вид в наскальном искусстве, подмечая даже небольшие детали: массивные рога американских бизонов и небольшие горбы современных европейских зубров.

Чарамские пришельцы

Чарамские пришельцы

Духи предков стали пришельцами. Почему бы и нет?

В 2014 году индийские археологи рассказали о сенсационной находке: в пещере близь деревеньки Чарам (штат Чхаттисгарх) были найдены наскальные рисунки, изображающие инопланетных гостей! Изображение появилась на стенах 10 000 лет назад и иллюстрирует древнюю легенду о неких невысоких гуманоидах, именуемыми «Рохела». Они приземлились недалеко от поселения в серебристом шаре, помахали рукам местным жителям и унеслись ввысь. Одно время, крестьяне даже поклонялись этому изображению.

Учёных удивляет тот факт, что краски не потеряли свою яркость за тысячелетия. А сторонники палеоастронавтики указывают на то, что существа на рисунках не имеют ртов, глаз, одеты как космонавты, имеют гибкое вытянутое тело и держат в руках что-то вроде бластеров. Особо впечатлительные даже нашли стреноженный шар с антеннами на фоне пришельцев.

Загадка неандертальцев

В испанской пещере Эль-Кастильо были найдены рисунки, возраст которых составляет 40800 лет. Это самые древние образцы искусства на Земле. Точки, отпечатки ладоней и простые геометрические фигуры могли быть даже не творением рук современного человека, так как в этой местности проживали не представители Homo Sapiens, а неандертальцы.

Если теория окажется верной, то неандертальцы автоматически станут не отдельным видом гоминидов, а самостоятельной расой внутри нашего вида. На данный момент этому существует огромное количество доказательств: настенная живопись, орудия труда, украшения. При этом развитие общества и культуры неандертальцев не уступала, а во многом превосходило прогресс вида Сапиенс.

Сквозь глубину веков на нас смотрят бизоны и охотники на них, загадочные фигуры гостей с далёких планет и божественные сущности. Возможно, нам не дано узнать предназначение каждого рисунка или артефакта, но наслаждаться их первозданной красотой и непринуждённостью человечество сможет ещё многие тысячелетия, если вандалы и время не сотрут это искусство в порошок.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Первобытные люди (28 картинок) — jancel.ru

Первобытные люди (28 картинок)

Благодаря ученым сейчас мы хорошо знаем, как выглядит первобытный человек, из чего состоял его жизненный уклад, и еще множество разных нюансов, которые можно перечислять достаточно долго.

В общем, если у вас есть интерес к данной теме, то данные картинки с первобытными людьми Вам точно понравятся, ведь в этой подборке мы собрали много всяких разнообразных и очень креативных рисунков.

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

Первобытные люди (28 картинок)

jancel.ru

Первобытное искусство - это... Что такое Первобытное искусство?

Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 - 30.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена (2.2 млн.лет - 11.000 тыс.лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции.

Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот, во взглядах на первобытное искусство, произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) - объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входят уже 50 национальных организаций со всего мира.

Первобытная скульптура

Наскальная живопись

Бизон атакует человека.

Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО (всемирного наследия ЮНЕСКО).

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

Распространение

Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Предметы быта

К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Литература

  • Формозов А.А. 1966. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М. 126 с.
  • Фролов Б.А. 1992 Первобытная графика Европы. М., Наука.
  • Семёнов В.А. 2008. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. С-Пб.
  • Мириманов В.Б. 1997. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., Согласие.

Ссылки

dic.academic.ru

Шесть шедевров наскальной живописи — National Geographic Россия

1. Пещера Шове, Франция

Когда ровно 19 лет назад Жан Мари Шове спустился в ущелье Пон-д'Арк, что во французском департаменте Ардеш, он и не подозревал, что с этого дня его имя войдет в историю. Именно в честь французского спелеолога галерея с наскальными рисунками была названа Шове (фр. Chauvet-Pont-d'Arc Cave).

Обнаружили ее случайно — подсветив стену фонариком, Жан Мари наткнулся на охристое пятно. Присмотревшись, он увидел, что это «пятно» — изображение мамонта. Кроме него в пещере было обнаружено больше 300 древних рисунков. Среди них были лошади, львы, носороги, волки, бизоны… При помощи метода радиоуглеродной датировки ученым удалось установить предположительный возраст наскального «зоопарка». Так, возраст некоторых рисунков насчитывает 30−33 тысячи лет! Не секрет, что юг Франции славится пещерами с петроглифами (например, пещера Ласко, Кро-Маньон, Труа-Фрер, Фон-де-Гом), но галерея Шове превосходит их и по размеру, и по сохранности.

Однако уникальные росписи закрыты для посещения с целью сберечь хрупкие «картины» от повреждений, к которым могут привести малейшие изменения температуры и влажности воздуха, а также проникновение света. Даже археологам разрешено находиться в пещере всего по несколько часов. Одним из счастливчиков, кому удалось полюбоваться древнейшим из образцов пещерного искусства, стал немецкий режиссер Вернер Херцог. Вместе с четырьмя помощниками он снял документальный фильм в формате 3D «Пещера забытых снов». К слову, съемочной команде пришлось получать разрешение у самого министра культуры Франции и снимать в ограниченное время с использованием техники, которая не излучает тепло. Этот фильм, пожалуй, единственный способ заглянуть в пещеру Шове.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

2. Ньюспейпер-Рок, США

В 40 км к северо-западу от города Монтиселло в американском штате Юта находится удивительная скала, на которой сконцентрирована одна из самых внушительных коллекций петроглифов на квадратный метр. Из-за обилия рисунков каменное арт-панно напоминает полосу газеты, которую можно прочитать.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Nick Taylor

«Напечатали» ее предположительно древние индейцы доколумбовой культуры Фремонт и Анасази. Ученые считают, что рассказанная на «Газетном камне» (от англ. Newspaper Rock) история «высекалась» как в доисторический период, так и после знакомства с европейцами. Судя по многочисленным изображениям животных, таких как бизоны, кабаны и мамонты, история каменной «газеты» повествует об охоте, приручении лошадей и быков, а также изобретении колеса и орудий труда.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Cacophony

Всего на Ньюспейпер-Рок насчитывается около 650 различных изображений зверей, людей и символов. Однако в древней «газете» так и не удалось найти ответ, почему для столь большого количества петроглифов была выбрана относительно небольшая площадка.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Jirka Matousek

3. Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

Дословно «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в провинции Санта-Крус (163 км от города Перито-Морено) в долине реки Пинтурас.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Приблизительно из 800 наскальных рисунков больше 90% изображают левую ладонь. Автор фото: Marianocecowski.

На первый взгляд ладошки с растопыренными пальцами выглядят очень современно, как будто кто-то распылил баллончик с краской о трафарет. На самом же деле наскальные рисунки были созданы предположительно от 13 000 до 9 000 лет назад. К слову, ученые предполагают, что этот наскальный «автограф» был оставлен с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Carlos Zito

Вероятно, в правой руке художник держал костяные трубочки для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. Больше всего рук находятся на входном камне — как будто они приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладони мальчиков-подростков.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Помимо изображений рук в пещере встречаются рисунки животных, таких как страус-нанду и гуанако (род лам), а также иероглифические надписи. Автор фото: Joanbanjo.

4. Альтамира, Испания

Многие называют пещеру, расположенную на севере Испании, «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Ее стены расписаны уникальными наскальными «картинами» эпохи палеолита. Возраст изображенных на стенах и потолке Альтамиры (с исп. «La cueva de Altamira») рисунков насчитывает около 20 тысяч лет.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Из-за большого потока туристов рисунки стали разрушаться. Чтобы сберечь наскальную живопись, Альтамира была закрыта для посещения. В 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии панно Большого плафона, которыми можно полюбоваться, не нанося вред хрупким петроглифам.

Расположенная в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), она была открыта в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Вернее, именно ему приписывают открытие наскальных рисунков. Марселино исследовал Альтамиру и раньше (в 1875 году), а до него о необычных древних находках (орудия труда, кости, рога), найденных в пещере, оповестил местный пастух. В один прекрасный день, когда Саутуола взял с собой на раскопки 6-летнюю дочь Марию, ему улыбнулась удача. Девочка была крайне любознательна и первой разглядела наскальный рисунок бизона. Так мир узнал о 270-метровой пещере, своды которой пестрят полихромными изображениями животных и человеческих ладоней.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Rameessos

Примечательно, что для придания цвета древние художники использовали уголь и охру, а для придания объема — рельеф стен. Подлинность первобытной живописи многие ученые поставили под сомнение и обвинили Марселино Санс де Саутуола в подделывании. И только после смерти первооткрывателя, в 1902 году мир признал уникальность Альтамиры.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: José-Manuel Benito

5. Альта, Норвегия

Петроглифы, найденные близ Северного полярного круга в городе Альта в 1970-х годах, доказывают, что предположительно в период 4200−500 лет до нашей эры эта местность была заселена людьми. От них остались около пяти тысяч восхитительных наскальных рисунков на 45 археологических участках.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Ahnjo

Крупнейший и единственный открытый для посещений расположился в 4 км от города Альта. Около 3000 изображений, которые находятся под открытым небом, были внесены в список Всемирного наследия. К слову, это единственный в Норвегии памятник-объект ЮНЕСКО доисторического периода. Петроглифы рассказывают о том, как древние предки скандинавов рыбачили (изображение рыбака, держащего большую рыбу в руках), охотились (сцены, на которых показано, как охотники загоняли стада оленей в воду, где те были более уязвимы, и настигали их копьями) и отдыхали (танцевальные сюжеты). Кроме того, многие петроглифы изображают религиозные ритуалы, такие как шаманские обряды с бубном.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Автор фото: Jerzy Durczak

6. Калбак-Таш, Россия

Комплекс наскальных композиций Калбак-Таш (Тялбак-Таш) находится на правом берегу реки Чуи на 723-м километре Чуйского тракта между селами Иня и Иодро. Это урочище — крупнейшее скопление петроглифов в Горном Алтае, протяженность его составляет около 10 км. В алтайской галерее насчитывается свыше 5000 рисунков и рунических надписей.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Животные мотивы — самые популярные в Калбак-Таше. Чаще всего в урочище встречаются изображения быков, оленей, волков, барсов и других животных, распространенных на Алтае. Автор фото: Zouave M.

Калбак-Таш был древним святилищем для людей разных веков: от неолита (VI-IV тыс. лет до н.э) до древнетюркской эпохи (VII-X вв. до н.э.). Помимо скифских изображений животных, людей и сцен охоты, в Калбакташском святилище встречаются также родовые фамильные знаки тамги, относящиеся к древнетюркской эпохе, а также ритуальные сюжеты, изображающие шаманов с их звериными спутниками кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир.

  • Шесть шедевров наскальной живописи

Урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка «Чуй-Оозы» — особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Автор фото: Zouave M.

www.nat-geo.ru

Искусство первобытных людей | Первобытная история. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Искусство — это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и раз­личные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдох­новения.

На стенах и потолках глу­боких пещер сохранились изображения животных. Словно жи­вые, бегут нарисованные олени, тяжело ступают неуклюжие мамонты, падают под ударами копий бизоны и носороги. Жи­вотные нарисованы с таким поразительным мастерством, что вначале многие не верили, что их создали первобытные худож­ники

Одни считали, что людям каменного века было не до жи­вописи, а все эти картины — подделка. Другие доказывали, что это произведения первобытных мастеров, ведь на них изобра­жены давно вымершие животные, например мамонты и шерс­тистые носороги. К тому же в пещерах найдены куски затвер­девшей краски и раковины, в которых её растирали.

Так спорили учёные ещё 100 лет назад. В наше время уже ни­кто не сомневается, что эта пещерная живопись возникла в камен­ном веке. Рисунки древних художников найдены также на скалах. Правда, они выполнены не красками, а высечены на камне.

Первобытный художник заканчивает рисунок тура на стене пещеры. Современ­ный рисунок

Но, возможно, была и живо­пись. Просто под открытым не­бом за многие тысячи лет крас­ки выцвели на солнце, их смыли дожди и стёрли ветры. Зато хо­рошо сохранились маленькие скульптурки животных и даже людей, сделанные из камня, кости или глины. Есть и боль­шие каменные изваяния.

Значит, первобытный человек думал не только о том, как про­кормиться и выжить. Но почему и когда он стал художником, скульптором, искусным мастером?

Изображение бизона в пещере Альтамира

Древнейший человек не создавал произведений ис­кусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Но неужели он творил просто ради развлечения?

Некоторые учёные считали, что первобытные художники хоте­ли оставить память об удачной охоте. Но изображения животных нередко высечены поверх старых, в два слоя. К тому же они сдела­ны в труднодоступных местах, явно не для всеобщего обозрения. А может, предполагали другие учёные, опытные охотники так учили молодёжь? Но и это маловероятно. Как же тогда объяснить появление небольших скульптурок или огромных изваяний?

Всё говорит о том, что для наших далёких предков произведе­ния искусства имели особый смысл.

Открытие пещерной живописи

Немало пещер обследовали археологи. Им удавалось находить орудия труда, кости, золу и угли древних очагов. Но никто не находил в пещерах рисунков древних художников и даже не думал, что они могут там быть. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Открытие пещерной живописи стало настоящей мировой сенсацией. Это про­изошло в 1879 году в Испании.

В тот день археолог Саутуола пришёл в пещеру под названием Альтамира. Он бывал в ней раньше и уже находил орудия каменного века. На этот раз учё­ный взял с собой 12-летнюю дочь Марию.

Пока отец при свете фонаря собирал и рассматривал камни, девочка огляды­валась по сторонам. Дети часто замечают то, чего не видят взрослые.

— Папа, смотри, быки! — вдруг закричала девочка, указывая на свод пещеры. Саутуола поднял фонарь повыше. Он не верил своим глазам. Из мрака выступили бизоны, зубры, кабаны, олени, нарисованные красной, жёлтой и чёрной красками. В 1895 году во Франции были найдены новые пещерные рисунки. И опять их нашли не взрослые, а двое местных мальчишек, интересовавшихся пещерами.

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое искусство?

  • Что изображали первобытные художники?

  • Чем можно доказать, что пещерная живопись была создана в каменном веке?

  • Зачем искусство было нужно первобытным людям?

  • В чём проявлялось мастерство древних художников?

  • Расскажите об открытии пещерной живописи.

doklad-referat.ru

Первобытное искусство — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Одной из главных функций первобытного искусства была фиксация и передача последующим поколениям приобретенного социального опыта, знаний и умений. Возникновение искусства означало шаг вперед в познавательной деятельности человека, оно появилось на основе повседневной жизни первобытных людей. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, инсценировок занятий первобытной общины, жизни животных. В возникновении песни и музыки значение имели ритмы трудовых процессов, музыкально-песенное сопровождение помогало в организации коллективного труда. В первобытном искусстве выделяют этапы позднего палеолита (до одиннадцатого тысячелетия до н. э.), мезолита (до седьмого тысячелетия до н.э.), неолита (до четвертого тысячелетия до н.э.).

Лучники и стадо. Кастильон

Первый образец изобразительного искусства каменного века обнаружил французский археолог Эдуар Ларте. В 1836 году в гроте Шаффо (департамент Вьенн на юго-западе Франции) он обнаружил пластинку с гравировкой. Он же нашел изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла-Мадлен. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друг. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens. Возможности психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.Первые памятники первобытного искусства моложе первых орудий труда примерно на миллион лет. Памятники искусства каменного века (наскальные изображения, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах) посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные.

Леспугская Венера

Древнейшие наскальные изображения (40-21-е тысячелетия до н.э.) представляли собой обведенные по контуру кисти рук или их отпечатки. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к ориньякской культуре позднего палеолита. Свое название она получила по пещере Ориньяк во Франции. С пещерой Ориньяк связаны и так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», соотносимые с культом матери-прародительницы, — женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами. Подобные «венеры» были найдены не только во Франции, но и в Италии, Австрии, Чехии, России. Одновременно с ними появились обобщенно-выразительные изображения животных — мамонта, слона, лошади, оленя. Наскальные изображения животных характерны выразительностью облика и точно переданными повадками.В палеолитической живописи каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости с другими; первобытные люди не имели представления о композиции. Наскальные рисунки изображали животных — объект охоты; живопись выполняла роль магического обряда, при помощи которого охотник надеялся убить реального зверя. На многих рисунках обнаружены следы от ударов копья. Но изображаемые звери могли представлять собой тотемы — священных животных, родоначальников рода и объект почитания племени. Неслучайно наскальные росписи размещались в глубине пещеры, как бы в особом святилище.

Пеш-Мерль. Оттиск человеческой руки

Необособленное в специальный вид деятельности, связанное с охотой первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Реконструируя процесс появления первобытного изобразительного искусства, искусствоведы выделяют три этапа, каждый из которых характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество (композиции из туш, костей), искусственно-изобразительная форма (глиняная скульптура, барельеф, профильный контур), верхнепалеолитическое изобразительное творчество (росписи пещер, гравировки на кости).Натуральное творчество включает обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Сначала использовался естественный фигурный объем — холм, скальный выступ. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова. Искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, накопление опыта выразилось в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Глиняная статуэтка мамонта

Для этапа верхнепалеотического изобразительного творчества характерно появление художественных образов в цвете и объеме. Древнейшие пещерные росписи найдены в Западной Европе. В 1879 году испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ла-Мут во Франции. В 1901 году А. Брейль на стенах пещеры Комбарель в Аквитании обнаружил более 400 зооморфных (олени, львы, мамонты, лошади, бизоны, медведи) и антропоморфных изображений (в большинстве случаев в масках), выполненных в основном гравировкой. Близ Комбареля в том же 1901 году археолог Дени Перойни в пещере Фон-де-Гом открыл многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей. Они были выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков черной и красной краской до полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15-10 тысяч лет до н.э.). Позднее были найдены изображения в пещере Монтеспан (юг Франции, 1922), пещере Ласко (юг Франции, 1940), Каповой пещере (Башкирия, 1959). Всего известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании, Франции. Древнейшими в мире, согласно датировке по урану, являются изображения из охристого пигмента в пещере Нерха (Испания) — 43, 5-42, 3 тысячи лет. Изображения «черных носорогов» в пещере Шове (Франция) имеют возраст 35, 3-38, 8 тысячи лет.

Костяная статуэтка мамонта

В росписях преобладали фигуры животных, являвшихся объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, иногда расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись белой, черной, красной, коричневой, желтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Белая и черная краски использовались реже.В позднем палеолите появляются первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Наибольшее число находок мадленской эпохи сделано в Пиренеях на юго-западе Франции и северо-западе Испании. В этот период распространилась традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов, игл).Характерной чертой палеолитического искусства является наивный реализм, а его основой — отображение природы в персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. Первые образцы искусства помогают понять самое существенное в мышлении первобытного человека. Его духовные силы направлены на постижение законов природы. Охотник до тонкостей изучал повадки дикого зверя, именно поэтому убедительно сумел показать их в росписях. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой системы сложных по своей структуре символов, несущих эстетическую нагрузку. С их помощью передавались разнообразные понятия или человеческие чувства. Образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории Украины (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), Сибири (Буреть, Мальта).В мезолите в связи с переменой климата исчезли многие виды животных, изменился характер деятельности людей, их обычаи и восприятие мира. Изменения завершились в эпоху неолита, когда переход от охоты и собирательства к скотоводчеству и земледелию усложнил характер отношения человека к миру природы. Произошли сдвиги в осмыслении магического назначения изображений. Их стали размещать вблизи от входов в скальные укрытия, затем снаружи пещер — на склонах скал, на обрывах.В период неолита человек становится главным лицом в изображаемом пространстве. Пейзаж обычно отсутствует, нет перспективы, но композиции динамичны, люди представлены в постоянном движении. Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место рядом с человеком. В охотничьих сценах звери стали занимать подчиненное положение по отношению к людям, вместе с тем сохранился контраст между реалистическим изображением животного и стилизованным изображением человека. Появилась техника живописи по плоской тонированной поверхности. Зачастую фигуры изображались схематично, при помощи линий и треугольников. Изображения в основном одноцветны; использовались красная, оранжевая, черная, изредка белая минеральные краски. Помимо охоты в рисунках появились сцены ритуальных танцев, выпаса скота, сражений (росписи в Морелья ла Велья, Испания).

Венера Лоссельская

В период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия; сильнее, чем прежде, развивалось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом (городища Иерихон в Палестине и Чатал-Хююк в Малой Азии): это черепа людей и животных, украшенные инкрустациями перламутром и покрытые слоем глины и красной охрой. В связи с развитием культом плодородия распространились статуэтки обнаженных женщин с преувеличенно большими бедрами и грудью, иногда беременных, иногда с младенцами на руках. Их лица почти не проработаны. Наиболее известны так называемые «Венера Виллендорфская» (Германия) и «Венера Лоссельская» (Франция). Также обнаружены изображения рожающих женщин, сидящих на корточках и подпирающих руками голову.

В период неолита и энеолита в Египте, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китае распространилось искусство, связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине, Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративным орнаментом у земледельческих племен существовала скульптура.

В эпоху неолита появились первые мегалиты (кромлехи, менгиры, дольмены), первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились на территории Европы, Южной Америки, Азии. Крупнейшая мегалитическая постройка второго тысячелетия до н.э. Стоунхендж в Солсбери (Великобритания) представляет собой вертикально установленные по кругу камни — кромлехи весом до 50 тонн.У лесных охотников и рыболовов Северной Европы и Азии бытовали мотивы и формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового века и начале железного века звериный стиль. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19-20 веков у народов, сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).

Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем.

megabook.ru