Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Petrov-Vodkin, Kuzma Sergeevich  (1878-1939). Картины петрова


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Все картины художника

посмотрите вот здесь: Свою работу Петров-Водкин назвал “Утренним натюрмортом”. На простом деревянном столе, не покрытом скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет полевых цветов. Цветы – свежие; наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим ее сквозь стеклянные грани стакана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника. Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьезной вещью. Это оттого, что и художник писал все предметы удивленно и радостно. На простом деревянном столе, который не покрыт скатертью, стоит никелированный чайник, лежат два яйца. В стакан налит свежий чай.

Судя по блеску, который разливается по столу, отражая стоящие на нем предметы, еще раннее утро. Стол блестит от росы. Букет полевых цветов в простой стеклянной вазе еще свеж. Цветы, видимо, только что сорваны, во время ранней прогулки. Все предметы четко прорисованы художником. Мы видим их отражение и на зеркальной поверхности стола и в чайнике, начищенном до блеска. В чайнике художник изобразил отражение рыжего кота, который, возможно, лежит на коленях хозяина. Сквозь стакан видна серебряная ложечка. В незатейливой простоте изображенных предметов столько серьезности и красоты, что возникает какое-то радостное чувство, ощущение утренней свежести, приятного покоя и наслаждения пищей после прогулки на свежем воздухе. Зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не нарисовал его. Но преданный взгляд собаки направлен на того, кто сидит напротив нее. Пройдясь по утренней свежести, хозяин отдыхает, быть может, он любуется окружающим пейзажем. А собака терпеливо ждет, когда на нее обратят внимание.

Можно провести сходную работу по "Утреннему натюрморту" К. С. Петрова-Водкина. Путь анализа – тот же. Выясняем, что такое натюрморт. Убеждаемся в том, что для художника (и это касается не только Петрова-Водкина) вещи вовсе не мертвые, но живые. Выясняем, почему вещи живые (они сохраняют следы прикосновений человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются). Обсуждаем название. Соответствует ли оно характеру этого натюрморта? Рассматриваем натюрморт подробно. Сразу же обнаруживаем большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. Спрашиваем, чего бы ей сидеть? Выясняем, что люди, очевидно, еще не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании. Внимательно рассматриваем содержимое стола. Обнаруживаем плотный букет полевых цветов (желтых ромашек и синих колокольчиков) на длинных тонких стеблях, который едва умещается в слишком низкую для него прозрачную баночку.

Стремимся к тому, чтобы дети как можно более внимательно рассматривали каждый предмет и точно его характеризовали. Уточняем, когда, с их точки зрения, был собран букет? Очевидно, цветы были сорваны накануне, вчера, поскольку баночка только наполовину заполнена водой. Спрашиваем, как на дачном столе мог оказаться спичечный коробок. Выясняем, что он необходим, чтобы разжечь самовар. Рассматриваем начищенный, как зеркало, граненый самовар в форме чайника (вместо краник – чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышечка от трубы лежит на столе). Обнаруживаем на столе куриные яйца. Спрашиваем: это остатки ужина или только что сваренные яйца? Рассматриваем их внимательно, чтобы выяснить, почему они так окрашены (откуда голубые и розоватые оттенки). Замечаем, что одно из них отражается в грани самовара и что на его белой поверхности отражается голубое блюдце, тогда как на другом яйце – рефлексы от розово-рыжего стола; рассматриваем стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке, обнаруживаем, что чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз.

Наконец, рассматриваем саму поверхность стола. Замечаем, что стол дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости? От попадания дождя?) краской. Спрашиваем: видны ли следы присутствия людей где-то рядом? Как мы можем об этом судить? (если будем рассматривать взаимное расположение вещей на столе: как будто только что снятую крышечку самовара; еще не остывшую ложечку, которой, возможно, размешивали в стакане сахар; яйца, которые, как кажется, кто-то только что крутил, чтобы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет, который может свалить баночку; небрежно положенный фонарик и брошенный рядом спичечный коробок). Возвращаемся к названию натюрморта, Отмечаем атмосферу дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой. Делаем вывод о том, что с помощью натюрморта художник может поделиться чувством радости жизни, ее красоты и наполненности, передать присутствие людей, и все это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединенными на столе и освещенными утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья.

К. С. Петров-Водкин "Утренний натюрморт" Можно провести сходную работу по "Утреннему натюрморту" К. С. Петрова-Водкина. Путь анализа – тот же. Выясняем, что такое натюрморт. Убеждаемся в том, что для художника (и это касается не только Петрова-Водкина) вещи вовсе не мертвые, но живые. Выясняем, почему вещи живые (они сохраняют следы прикосновений человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются). Обсуждаем название. Соствует ли оно характеру этого натюрморта? Рассматриваем натюрморт подробно. Сразу же обнаруживаем большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. Спрашиваем, чего бы ей сидеть? Выясняем, что люди, очевидно, еще не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании. Внимательно рассматриваем содержимое стола. Обнаруживаем плотный букет полевых цветов (желтых ромашек и синих колокольчиков) на длинных тонких стеблях, который едва умещается в слишком низкую для него прозрачную баночку. Стремимся к тому, чтобы дети как можно более внимательно рассматривали каждый предмет и точно его характеризовали.

Уточняем, когда, с их точки зрения, был собран букет? Очевидно, цветы были сорваны накануне, вчера, поскольку баночка только наполовину заполнена водой. Спрашиваем, как на дачном столе мог оказаться спичечный коробок. Выясняем, что он необходим, чтобы разжечь самовар. Рассматриваем начищенный, как зеркало, граненый самовар в форме чайника (вместо краник – чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышечка от трубы лежит на столе). Обнаруживаем на столе куриные яйца. Спрашиваем: это остатки ужина или только что сваренные яйца? Рассматриваем их внимательно, чтобы выяснить, почему они так окрашены (откуда голубые и розоватые оттенки). Замечаем, что одно из них отражается в грани самовара и что на его белой поверхности отражается голубое блюдце, тогда как на другом яйце – рефлексы от розово-рыжего стола; рассматриваем стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке, обнаруживаем, что чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз. Наконец, рассматриваем саму поверхность стола. Замечаем, что стол дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости? От попадания дождя?) краской.

Спрашиваем: видны ли следы присутствия людей где-то рядом? Как мы можем об этом судить? (если будем рассматривать взаимное расположение вещей на столе: как будто только что снятую крышечку самовара; еще не остывшую ложечку, которой, возможно, размешивали в стакане сахар; яйца, которые, как кажется, кто-то только что крутил, чтобы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет, который может свалить баночку; небрежно положенный фонарик и брошенный рядом спичечный коробок). Возвращаемся к названию натюрморта, Отмечаем атмосферу дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой. Делаем вывод о том, что с помощью натюрморта художник может поделиться чувством радости жизни, ее красоты и наполненности, передать присутствие людей, и все это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединенными на столе и освещенными утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья.

gallerix.ru

Кузьма Петров-Водкин – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).

В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).

Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).

В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).

Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

Сохранить

artchallenge.ru

биография, произведения, личная жизнь, разбор картин.

Иконы — как первые живописные впечатления. Посмертная эпитафия — в качестве одной из первых картин. Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело — выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником — известным на весь мир.

«Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»…

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 4

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 4

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-1927. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 4

Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.П. Петровой-Водкиной. 1909. ГРМ

Иконописцы-староверы, сосед-караульщик и живописец-вывесочник стали, сами того не зная, первыми учителями для Кузьмы. В Хвалынске, где мальчик родился в семье сапожника, о живописи можно было лишь мечтать — глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками.

«Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шепотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми»…

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.

Окончив четырехклассное городское училище, Кузьма о живописи всерьез не думал — отправился в Самару поступать в железнодорожный техникум. Лишь не сдав экзамен, пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Без особой творческой пользы: «Мы ни разу не пытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».

За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 1

Кузьма Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907. Частная коллекция

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 1

Кузьма Петров-Водкин. Семья кочевника. 1907. Чувашский государственный художественный музей

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 1

Кузьма Петров-Водкин. Кафе. 1907. ГРМ

Кардинально изменил жизнь Петрова-Водкина приезд в Хвалынск петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот обещал помочь с учебой в Петербурге. В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов. Одна из первых работ художника Петрова-Водкина — образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов. По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке — где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов. Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» — множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

«Друг мой, жена моя, — писал Петров-Водкин из-за границы — ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, будем работать для человечества».

Мир искусства

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 3

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 3

Кузьма Петров-Водкин. Сон. 1910. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 3

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. ГТГ

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года — Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Реалист Илья Репин выступил с разгромной статьей, один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» — главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров.

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив!» — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года.

«Искренний попутчик революции»

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 2

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 2

Кузьма Петров-Водкин. Селедка. 1918. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Галерея 2

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. ГРМ

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе.Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир.

«1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами — лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды — полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений.

Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма.

1928 год оказался непростым для самого художника. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Не оставляя краски, Петров-Водкин взялся за перо: двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.

www.culture.ru

Картины Петрова-Водкина: описание :: SYL.ru

Картины Петрова-Водкина - уникального художника, творившего на стыке двух эпох, хранятся в лучших музеях России и за рубежом.

Получив великолепное художественное образование, он изучал иконопись, проявлял большой интерес к живописи Ренессанса. В 1910 году, после многочисленных путешествий, Кузьма Сергеевич увлекся импрессионизмом.

Синтезировав разные направления, он стал писать в особенной манере, по которой легко узнать его работы.

Многое изменилось со времени Революции, в том числе и отношение к ней, а произведения, которые создавал Петров-Водкин: картины, натюрморты - стали еще более современными и значимыми. С помощью сферической перспективы он выводит зрителя за пределы плоскости в измерение, в котором есть время и движение. Начинаешь не только видеть, но и слышать, что происходит, когда смотришь на картины Петрова-Водкина.

Художник с огромной радостью и воодушевлением воспринял весть о свершившихся переменах, принял активное участие в организации художественных мастерских и учебных заведений по всему СССР. Ведь он и сам произошел из простой рабочей семьи и никогда этого не стыдился.

Завтрак на солнечной веранде

Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображено радостное солнечное утро на даче. картина петрова водкина утренний натюрморт

На деревянном столике стоит граненый чайник, в котором отражается кот, а слева выглядывает собака, возможно, смотрящая на хозяина. Невидимый герой картины только что пил чай из стакана, положил ложку на блюдце, на завтрак приготовлены яйца. В маленькой вазочке стоит букет свежих полевых цветов. Все пространство залито светом. Здесь зарисована сценка из жизни. Полотно объемно; кажется, что можно войти в него, погладить пса, попить янтарный чай.

Портрет Анны Ахматовой

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в позднем творчестве часто писал портреты членов семьи. Но создать образ известного поэта - это большая ответственность перед будущими поколениями. Кроме внешнего сходства нужно передать одухотворенность творческой личности, характер, свое художественное видение. петров водкин картины, натюрморты

Портрет Анны Ахматовой был написан в 1922 году. Проницательный взгляд источает спокойствие и силу, боль и печаль о непоправимых потерях, мужество, чтобы их достойно перенести.

Многие художники запечатлели поэтессу, но работа Петрова-Водкина, вызвавшая много споров и нареканий современников, прошла испытание временем.

При написании был применен трехцветный метод, с которым в это время увлеченно экспериментировал художник.

Петроградская Мадонна

Еще в юном возрасте познакомился с двумя иконописцами и сам взялся за кисть Петров-Водкин. Картины того времени не сохранились.

Позднее, когда он уже получил художественное образование в Петрограде и Москве, до 1917 года писал иконы в модерновом стиле.

После Революции много скрытого смысла вкладывал в свои работы Петров-Водкин, описание картины стало невозможно без поиска ассоциаций и наличия определенных знаний.

Работа сразу же получила народное название «Петроградская мадонна».

Изображенная на картине «Петроград.1918 год» женщина сжимает руку младенца, а взгляд ее полон тревоги и печали за его будущую судьбу. По иконографии работа похожа на «Страстную» икону Божией Матери, посвященную событиям Страстной недели, последней перед Воскресением. Младенец Иисус взял Богородицу за руки, увидев ангелов, несущих орудия пыток для Распятия. петров водкин описание картины

Картина обобщенно передает душевное состояние всех женщин в это сложное и страшное время, которые, несмотря на войну, лишения, продолжают исполнять свой святой материнский долг, давая тепло и заботу своим детям, стараясь, чтобы их не коснулись окружающие разруха и голод.

Пророчества в полотнах К.С Петрова-Водкина

Современники называли его древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее. Картины Петрова-Водкина не только отражали его восприятие настоящего, но и пророчили. Например, «Купание красного коня».

Написанное в 1912 году полотно произвело фурор в мире. Мощная энергия цвета ассоциировалась с грядущими неотвратимыми событиями. Революция приближалась; художники и поэты, веря в идеалы, мечтая о построении коммунизма, всей душой откликались на ее призыв. петров водкин описание картины

Картины Петрова-Водкина оригинальны и прекрасны, в своем творчестве он сумел отразить жизнь простых людей, их духовность, драматизм времени.

www.syl.ru

Картины Петрова-Водкина: иконописные лики безбожного времени

Если кто-то наверху планирует человеческие судьбы, в отношении него решили не ограничивать фантазию и не придерживаться каких-то рамок. Сын сапожника из глухой провинции, с двойной фамилией, похожей на пародийный псевдоним, и с ветхозаветным именем объездил Европу и Африку и был женат на француженке сербского происхождения.Картины Петрова-Водкина

Картины Петрова-Водкина считают идейно близкими атеисты и верующие, эстеты и маргиналы, красные и белые. Его называли пророком и демоном, а он был просто художником.

Сапожник из Хлыновска

Двойные фамилии чаще становятся наградой за великие подвиги - кто не знает Суворова-Рымникского или Потемкина-Задунайского… Бурлака из приволжского Хвалынска по имени Петр прозвали Водкиным то ли за известное пристрастие, то ли из-за самогонного мастерства его матери Ефросиньи, державшей притон для вольных людей.

Когда в 1878 году родился его правнук – Кузьма, то записали его Водкиным. Отец Кузьмы – Сергей – был сапожником, но все знали его как убежденного трезвенника, и он твердил сыну: «Прежде всего, ты – Петров, а уж потом – Водкин». Так появилась двойная фамилия, приводящая в трепет аукционистов, коллекционеров и просто любителей живописи – Петров-Водкин. Кузьма Сергеевич всегда помнил своё происхождение, гордился родителями и искал на берегах Волги духовной поддержки в трудные минуты.

Годы учебы

Свой путь он начал со знакомства с богомазами, познакомившими его с технологией приготовления красок, грунтования досок, с приёмами иконописи. Он не сразу определился с выбором занятия на всю жизнь, был ремонтщиком на волжских судах и хотел поступать в железнодорожное училище в Самаре.

Хотя ему не хватало общего образования (именно поэтому он не сдал экзамен при поступлении в училище при железной дороге), Кузьма отличался склонностью к философским размышлениям и обобщающим взглядом на окружающий мир. Картины Петрова-Водкина построены на принципах сферической перспективы, а впервые он задумался о ней в юности. Он описывал потом, как после драки упал на спину, посмотрел в небо и ощутил закругления горизонта и активную выпуклость поверхности. Ощущать Землю как планету – этим он руководствовался сам и впоследствии учил этому своих студентов.Петров-Водкин, картины, натюрморт

Классы живописи и рисования художника Ф.Е. Бурова в Самаре, Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, школа художника А. Ашбе в Мюнхене – таковы этапы обучения мастера. Он был учеником великих Серова и Коровина, учился пейзажу у Левитана, изучал собрания лучших музеев Европы. Итогом стал высочайший уровень знаний, мастерства в рисунке и живописи, позволивший потом ему самому стать преподавателем училища, созданного на базе Петербургской академии художеств.

Бурная юность

Он не признавал канонов ни в творчестве, ни в жизни. Пишет прозу, пьесы - одно время встал вопрос о выборе между литературой и живописью. На деньги фирмы- производителя велосипедов он совершает с рекламной целью велопутешествие по Европе, заодно знакомится с европейской архитектурой и шедеврами художественных собраний. Изучает геофизику и космогонию и становится членом французского научного общества. Наблюдает извержение Везувия и путешествует по Сахаре с бедуинами.

В пансионе под Парижем он знакомится с дочерью хозяйки и говорит ей, что она будет его женой. Мари-Жозефина Йованович, дочь сербского эмигранта, стала для него просто Марой, хотя, когда он привез её в Хвалынск знакомиться с матерью, там навсегда решили для себя, что Мари – французская принцесса.

Первые шаги в мире искусства

Его причисляли к последователям Матисса и Гогена, его называли французским символистом. Для сторонников академического стиля он был радикальным формалистом, авангардисты считали картины Петрова-Водкина страшно архаичными.

Лишь когда он выставил свои первые значительные работы в рамках объединения «Мир искусства», многим стало ясно, что появился самобытнейший мастер европейского уровня с национальными корнями и космическим мышлением.

«Сон» (1910) – картина, сделавшая Петрова-Водкина известным. Спящий юноша, ждущие его пробуждения две женщины и начало извержения вулкана на фоне выразительны по рисунку и палитре. Споры о картине доходили до скандалов, многие видели нарочитый эротизм и ничего более. Великий Репин ругал за пустое декадентство, а Александр Бенуа и Лев Бакст, наоборот, указывали на глубокое философское содержание.

Самый знаменитый шедевр

В 1912 году на выставке объединения «Мир искусства» была показана картина «Купание красного коня» Петрова-Водкина. Она стала для многих настоящим откровением, её значение осознали самые непримиримые идейные противники художника. Сила воздействия картины определялась сочетанием художественных средств - как современных той эпохе, так и основанных на иконописных традициях, уходящих в прошлое. А содержание однозначно всеми понималось как предчувствие будущих глобальных потрясений для России и всего мира.купание красного коня петрова водкина

Первая мировая война, красные знамена февральской и Октябрьской революций, красные и белые армии противостоящих сил в гражданской войне – всё это периодически делало очень актуальным «Купание красного коня». Петрова-Водкина и самого иногда удивляла точность собственного предвидения.

Зеркало и пророк

«Играющие мальчики» (1911), «На линии огня» (1916), «Купальщицы» (1917), «Петроградская мадонна» (1920), «Смерть комиссара» (1928) – картины Петрова-Водкина поражают новизной живописного языка и вселенским размахом осознания повседневных явлений и исторических событий.Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Из нашего исторического далека видятся потрясающие провидческие качества мастера. Осознавали это современники художника и сам Петров-Водкин? Картины - натюрморт «Селедка» (1918), «1919 год. Тревога» - кажутся точными иллюстрациями и будущей ленинградской блокады, и репрессий, кончившихся лишь со смертью Сталина.

Происхождение дало ему защиту от нападок теоретиков соцреализма, но слишком большая свобода в выборе тем и в способе их выражения неизбежно привели бы его к открытым идеологическим конфликтам с системой. Неслучайно сразу после смерти мастера творчество Петрова-Водкина старательно замалчивалось. Это было очень непросто делать – слишком велик масштаб дарования, которое ценилось во всем художественном мире.

В 1939 году художник погиб от туберкулеза. Но пока есть люди, способные оценить величие таланта и высказывать благодарность ему за новые эмоции и мысли, его путь будет продолжаться.

fb.ru

Русская Советская живопись: Петров-Водкин (124 работы): falyosa

Оригинал взят у aloban75 в Русская Советская живопись: Петров-Водкин (124 работы)Изображение картин русского и советского живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878 - 1939 гг.)

Мать. 1915 г.

Купание красного коня. 1912 г.

Девушки на Волге. 1915 г.

1918 год в Петрограде. 1920 г.

1919 год. Тревога. 1934 г.

А.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е.

Автопортрет. 1912 г.

Далее я не стал возле каждой картины указывать  название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу.

falyosa.livejournal.com

Русская Советская живопись: Петров-Водкин (124 работы)

Изображение картин русского и советского живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878 - 1939 гг.)

Мать. 1915 г.

Купание красного коня. 1912 г.

Девушки на Волге. 1915 г.

1918 год в Петрограде. 1920 г.

1919 год. Тревога. 1934 г.

А.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е.

Автопортрет. 1912 г.

Далее я не стал возле каждой картины указывать  название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу.

aloban75.livejournal.com


Смотрите также