Пизанелло АнтониоКартины и биография. Картины пизанелло


Пизанелло (Pisanello) - Живописный склад monpansie

На самом деле, сухарные интернетные тексты - это тоскливо, но что делать, если иллюстрации накладываешь на эту рыбу - формат правит тексты. Для иллюстраций это обидно, но с моей стороны условно объяснимо, хотя условность начинает вздрагивать и желать большего - сам материал жаждет большего, чем невкусное перечисление дат. В частности, Пизанелло явно достоин большего, а не среднешкольного занудства. Картины великолепны, великолепны по максимуму, воссозданное пространсто - уникально, люди на полотнах - потусторонние или пришельцы - обидно это просто вписать-впихнуть в проторенессанс и успокоиться. Все будет по-прежнему, но мое вступление как-то искупает вину. - das_gift

Родился Антонио Пизано в Пизе (из-за небольшого роста он получил прозвище «Пизанелло») до 1395 года, вероятно, ближе к 1390 году. Переселился в Верону - здесь он мог ознакомиться с образцами искусства Альтикьеро* и Стефано да Верона, а также с ломбардскими миниатюрами Микелино да Безоццо *и его круга.Около 1415 года Пизанелло, по-видимому, являлся уже известным художником, так как он работает в Венеции над продолжением фрескового цикла в Большом зале палаццо Дукале, начатого Джентиле да Фабриано. Пизанелло изобразил эпизоды из борьбы императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III (не сохранились). Возможно, уже в Венеции у Пизанелло завязались отношения с Джан-Франческо *Гонзага. В 1422 году Пизанелло был в Мантуе, и с этого времени он не порывал до конца дней своих связей с мантуанским двором, чьим любимцем он неизменно оставался.

Примерно в 1426 году Пизанелло попадает в Рим, где помогает Джентиле да Фабриано при выполнении росписи Сан Джованни ин Латерано (сцены из жизни Иоанна Крестителя), которую завершает после его смерти в 1431-14З2 годах (не сохранилась). В дальнейшем Пизанелло переезжал из одного города в другой, участвует в осаде Вероны 1439 года, находясь в свите Джан- Франческо Гонзага и Пиччинино, за что поплатился изгнанием с венецианской территории, которое длилось до 1445 года (Верона принадлежала Венеции). Был при дворе Альфонсо V Арагонского. С конца 30-х годов Пизанелло начал отливать по заказам знати бронзовые портретные медали, открывающие совсем новую главу в его творчестве.

Пизанелло выступает перед нами, в отличие от других художников кватроченто, в трех аспектах — замечательного рисовальщика, одного из самых рафинированных живописцев XV века и неподражаемого медальера. Основой его творческого метода был рисунок (наиболее богатое собрание рисунков Пизанелло хранится в Лувре).

Обезьяны. 1430г. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.

Лошади. 1433-38гг. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.

Повешенные и Два портрета. 1430г. Пизанелло. Британский музей, Лондон. Рисунок.

Три коровы. 1430г. Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок.(серебряный стержень, перо, карандаш)

Голова мужчины. 1440г. Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок. Уголь.

Аист. 1430г Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок.

Из фресок, созданных Пизанелло сохранились лишь две. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия. Вторая — незавершённая роспись так называемого «Зала Пизанелло» (одного из залов Палаццо Капитано в Мантуанском дворцовом корпусе) на тему средневековых легенд о короле Артуре и его рыцарях. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. Самое же значительное произведение художника, созданное в 1420-х годах и дошедшее до нашего времени — живописная часть надгробия Никколо Бренцони в церкви Сан-Фермо Маджоре в Вероне.

Святой Георгий и принцесса. (правая сторона) 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска.

Загадка - найти рисунки сверху во фреске "Сятой Георгий и принцесса" - Отгадка: повешенные и голова мужчины - в группе мужчин на фреске, самый левый. - das_gift

Святой Георгий и принцесса. Деталь. 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска

Святой Георгий и принцесса.(левая сторона). Деталь. 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска

Турнир. 1440г. Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.

Турнир. Деталь. 1440г Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.

Турнир. Деталь. 1440г Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.

Большая часть станковой живописи Пизанелло утрачена. Из ранних его работ только относительно «Мадонны с куропатками*» авторство Пизанелло установлено точно. С «феррарским периодом» творчества художника связаны самые ранние из известных сегодня ренессансные портреты — «Портрет Лионелло д’Эсте» и «Портрет принцессы из дома д’Эсте».

Мадонна с куропатками. Пизанелло.. Музей Кастельвеккьо, Верона.

Портрет Леонелло д'Эсте. 1441г. Пизанелло. Академия Каррара, Бергамо. Темпера по дереву.

Портрет принцессы из дома д'Эсте. 1436-38ггПизанелло. Лувр, Париж. Темпера по дереву.

Одно время считалось, что это парные портреты Лионелло и его жены Маргариты Гонзага, но они не совпадают по размеру и обрезу. Возможно, женщина, на рукаве которой вышита ваза, символ Эсте — Джиневра, так как за отворот её платья заткнута ветка можжевельника (итал. джинепро), родная сестра Лионелло. На примере этого портрета можно увидеть специфические отличия придворного портретного искусства Северной Италии от понимания портрета флорентийцами. Пизанелло пишет принцессу в профиль, с легким поворотом плеч, взяв композицию франко-бургундского круга; но не показывает, в отличие от них, рук и вместо нейтрального фона дает сложный декоративно-пейзажный мотив. Девушка изображена будто в беседке. Профиль и фон образовывают единое декоративное целое, картина напоминает шпалеру. Близкую аналогию к этому портрету можно видеть в образе принцессы из «Святого Георгия и дракона» (1436-38, Санта Анастасия) — светлый профиль передан на фоне плотной зелени, с её рисунком перекликается узор платья и убора. Для этой фрески сохранился набросок женской головы — он натурный, но Пизанелло переработал его в сторону большей идеализации.

К медальерному искусству Пизанелло обратился уже будучи зрелым художником. Первая медаль авторства Пизанелло (изображение Иоанна VIII Палеолога) датируется 1438 годом. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется возросшим в то время интересом к античной культуре. Многие высокопоставленные особы коллекционировали древние медали и геммы.

Медаль императора Иоанна VIII Палеолога. Аверс и реверс. 1438г. Пизанелло. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

Медаль Чечилии Гонзага. Аверс и реверс. 1447г. Пизанелло. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Бронза.

PhotobucketМедаль Чечилии Гонзага. Реверс. 1447г.Пизанелло.Национальная галерея искусств, Вашингтон. Бронза.

PhotobucketДжанфранческо Гонзага. 1439г. Пизанелло. Муниципальный музей, Брешия. Бронза.

Пизанелло, также как и Джентиле, был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни. Он был прекрасным рисовальщиком, и сочетал в своих работах сказочную фантазию и наблюдательность, стилизованную декоративность и натурализм деталей, став последним художником готики и первым Ренессанса. Если в живописи он еще переходный мастер, то в медалях 1440-х годов — уже бесспорный портретист Возрождения.

Несколько великолепных (!!!) работ.

Видение святого Евстахия*. 1440г . Пизанелло.Национальная галерея, Лондон. Темпера по дереву.

Мадонна с младенцем и святыми Георгием и Антонием Отшельником. Середина 1400-х Пизанелло.. Национальная галерея, Лондон.

PhotobucketГерб семьи Пеллегрини. Пизанелло. Церковь Санта Анастасия, Верона. Темпера по дереву.

1.* Альтикьеро да Дзевио (итал. Altichiero da Zevio, Aldighieri da Zevio — Альдигьери да Дзе́вио, ок. 1330, Дзевио, Верона — ок. 1390, Верона) — итальянский художник, крупнейший представитель падуанской художественной культуры второй половины треченто.Вероятно, ещё в Вероне Альтикьеро познакомился с Джотто (около 1316 г. работал при дворе Кангранде), чья живописная манера оказала на Альтикьеро решающее влияние. Основываясь на них, он развил и усовершенствовал формы архитектурного пейзажа во фресковой живописи. Результатом его работы в Падуе стали фрески Базилики святого Антония (1372-1379) и часовни святого Георгия (Ораторий сан Джорджо) (1377-1384) , которая была возведена перед Базиликой святого Антония в 1377 году (фрески, украшающие её посвящены жизни Христа и трёх святых: Георгия, Екатерины и Лючии). Работал обычно совместно с художником Аванцо.Альтикьеро иногда считается родоначальником Веронской школы, основанием для чего считается сохранившаяся в городе фреска его работы в церкви святой Анастасии. Живопись Альтикьеро произвела сильное впечатление на молодого Тициана, который работал в Падуе в 1511 году.Основные произведения — фрески капелл Сан-Феличе и Сан-Джорджо в Падуе.

АльтикьероПоклонение волхвов. 1380-е гг Альтикьеро да Дзевио. Часовня святого Георгия, Падуя. Фреска.

альтикьероПоклонение семейства Кавалли Мадонне. 1370 г. Альтикьеро да Дзевио. Часовня Кавалли, Церковь св. Анастасии, Верона. Фреска.

2. * Стефано да Верона (итал. Stefano da Verona или итал. Stefano da Zevio — Стефано да Дзевио; ок. 1375— 1451) — итальянский художник, работавший в Вероне в конце XIV — начале XV веков.Является представителем позднеготического направления в живописи,

стефано да веронаМадонна среди роз. 1410 г. Стефано да Дзевио. Музей Кастельвеккьо, Верона. Темпера по дереву.

Стефано да ВеронаПоклононение волхвов. 1435г. Стефано да Дзевио. Пинакотека Брера, Милан.

3. * Микелино дa Безоццо (активен между 1388 и 1445), также известен как Микелино де Молинари — итальянский живописец и миниатюрист ломбардской школы, работавший в стиле интернациональной готики.

БезоццоГенеалогичесоке древо Висконти. 1403г. Микелино да Безоццо. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра на пергаменте.

БезоццоПанегирик для Джангалеаццо Висконти. 1403. Микелино да Безоццо. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра на пергаменте.

4. * Гонзага (итал. Gonzaga) — древний итальянский княжеский род. Наследные правители (тираны) Мантуи с 1328 по 1708 год. C 1433 года — маркизы (маркграфы), с 1530 — герцоги.

5. * Никколо Пиччинино (итал. Niccolò Piccinino; 1386(1386), Перуджа — 1444, Милан) — итальянский кондотьер.

6. * Кондотье́ры (от итал. condotta — договор о найме на военную службу) — в Италии XIV—XVI вв. руководители военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев. Каждый отряд группировался вокруг кондотьера, который созывал и распускал отряд по своему усмотрению, заключал договоры (кондотты) на ведение военных операций, получал деньги (soldo — «плата», см. солдат) и расплачивался с наёмниками. Случалось, что кондотьеры захватывали власть в городах, основывая синьории. В рядах кондотьеров было немало авантюристов. Часто кондотьеры после получения платы за свою работу переходили из одного воюющего лагеря в другой и шантажировали своих нанимателей.

7. * Святой Евстахий - римский полководец, умерший в царствование императора Адриана (II в. до н. э.) мученической смертью и причисленный к лику святых. По преданию, принял христианство после того, как на охоте среди рогов преследуемого им оленя ему явился образ распятого Христа.

8. * Куропатка. - в своем положительном значении используется как символ, церкви и истины (Христа). Но обычно служит символом обмана и воровства, а в более общем смысле — символом дьявола: «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем». Иер. 17:11 Св. Иеронимом следующим образом: «Как куропатка откладывает яйца и высиживает птенцов, кои никогда за нею не последуют, так и нечестивый располагает богатством, каковое ему по праву не принадлежит, и которое он принужден оставить, когда наименее того желает». Согласно Екклесиасту, куропатка в клетке представляет собой тщеславного человека, который радуется несчастьям ближних. По словам Св. Амвросия: «Куропатка, от римлян получившая свое имя perdendo, а в просторечии именуемая kore (кричать, вопить), есть Сатана, искушающий толпы своим гласом» (Керл-46).

das-gift.livejournal.com

Пизанелло Антонио Картины биография Pisanello Antonio

Пизанелло Антонио (Pisanello Antonio) (1395-1455) Итальянский живописец, рисовальщик и медальер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, Антонио ди Пуччо ди Черрето (Antonio di Puccio di Cerreto). Антонио Пизанелло родился в 1395 году близ Вероны (по другой версии в Пизе), учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано. Работал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца, а также в Венеции, Мантуе, Риме, Пизе, Ферраре и Неаполе. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V.

Картина «Принцесса Джиневра д'Эсте». Облик изображенной элегантен и отвечает всем требованиям аристократической моды того времени: ее волосы туго стянуты на затылке, открывая высокий лоб, платье искусно украшено. По рисунку на рукаве платья молодая женщина с портрета Пизанелло отождествляется с принцессой из дома правителей Феррары д'Эсте. Тонкая веточка можжевельника, приколотая к плечу, намекает на ее имя, Джиневра. Она представлена в профиль в застылой позе, что выдаст руку мастера, выполнявшего портретные медали. Профильные изображения на медалях Пизанелло очерчены такой же чеканной, чистой линией, как это имеет место в его картине. Детали изображения - цветы и бабочки трактованы с натуралистической точностью, которая характерна для стиля интернациональной готики, чьим крупнейшим представителем в Италии, после Джентиле да Фабриано, был Антонио Пизанелло. Многочисленные зарисовки животных, хотя и сохраняющие печать позднеготической стилизации, свидетельствуют об увлеченности художника живыми впечатлениями натуры и стремлении верно передать их.

Излюбленный художник аристократии, живописец, график и прославленный медальер, Пизанелло писал фрески и картины на религиозные и светские темы, воспевая жизнь уходящего с исторической арены феодального класса, изображая в них надменных феррарских принцесс в модных претенциозных костюмах, выполнял рисунки для тканей, ювелирных изделий, богатых сбруй, ошейников. Из его фресковых работ сохранились две композиции: «Благовещение» (1420-е; Верона, церковь Сан Фермо) и декоративная, насыщенная рыцарской романтикой роспись в церкви Санта Анастазия «Святой Георгий освобождает дочь трапезундского царя» (1430-е). Его картины «Видение святого Евстафия» и «Мадонна со святыми Антонием и Георгием» (Лондон, Национальная галлерея) также отмечены чертами воздействия готического искусства.

В живописных произведениях Пизанелло, сформировавшегося под влиянием мастеров Вероны и ломбардской школы живописи 14-15 веков, готические традиции постепенно вытесняются ренессансными исканиями, поэтической одухотворенностью, красочным декоративизмом (фреска “Святой Георгий и принцесса” в церкви Сант-Анастазия в Вероне, около 1435-1438). Фреска “Святой Георгий и принцесса” является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур.

Антонио Пизанелло являлся одним из основоположников ренессансного портрета в Италии (портрет Джиневры д'Эсте, 1430-е годы, Лувр, Париж). Интересны его женские портреты Раннего Возрождения, в которых в полной мере проявился светский дух искусства. На картине Пизанелло “Портрет принцессы из дома д`Эсте” в тщательно прорисованном элегантном женском профиле художник сумел передать глубокую психологическую характеристику образа. Горделивая осанка и достоинство сочетаются с внешним изяществом и красотой светской дамы.

Готическую условность, лиричность, изысканность рисунка и цвета сочетал с тонким наблюдением человека и природы. С наибольшей яркостью эти тенденции творчества Пизанелло отражены в его рисунках - зарисовках животных и костюмов, штудиях фигур, в том числе обнаженных.

Однако в своих многочисленных рисунках, исполненных пером и серебряным карандашом, иногда подцвеченных акварелью, Пизанелло является ярким представителем раннеренессансного реализма. Обнаруживая живую наблюдательность и знание натуры, он в своих тонких по мастерству набросках животных (многие из которых хранятся в Лувре) — «Мул», «Лань», «Волки» (карандаш), «Заяц», «Утки», «Ягуар» (акварель) предвосхищает рисунки Леонардо да Винчи. Помимо Этого ему принадлежит большое количество эскизов и набросков декоративного характера. Среди них следует выделить исключительный по тонкой светотеневой лепке эскиз мужского лица к невыполненному портрету (Лувр).

Пизанелло был также одним из крупнейших медальеров Возрождения (медали в честь Лионелло д'Эсте, 1444, Чечилии Гонзаго, 1447, Альфонса Арагонского, 1448-1449 и другие). Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми – знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно на аверсе медали Пизанелло помещал профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а на реверсе – сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из славных деяний медальируемого. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности. Антонио Пизанелло умер в Риме в 1455 году.

smallbay.ru

Пизанелло - 21 произведение - WikiArt.org

Анто́нио ди Пу́ччо Пиза́но (итал. Antonio die Puccio Pisano или Анто́нио Пизане́лло итал. Antonio Pisanello; ок. 1392—1395, Пиза — вероятно, 1455, Рим) — один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения и раннего итальянского кватроченто.

Родился в семье суконщика Пуччо ди Джованни да Черетта. После его смерти вдова Изабета с сыном Антонио переехала в свой родной город — Верону. Первым учителем будущего художника стал Стефано да Верона, позднее его наставником и другом стал Джентиле да Фабриано. С да Фабриано Пизанелло в 1409—1415 годах в Венеции работал над украшением Зала Большого совета во Дворце Дожей (оформление зала погибло при пожаре в 1577 году). После внезапной смерти Джентиле (1427) Пизанелло продолжил начатую им роспись базилики Сан Джованни ин Латерано (не сохранилась). В 1420-х годах работал над фресками в замке Висконти в Павии — этот фресковый цикл погиб во время войны с Францией в 1527 году.

В декабре 1439 года принял участие в войне против Венецианской республики: в составе войск Джанфранческо I Гонзага осаждал Верону. Вскоре после освобождения Вероны власти Венеции запретили находиться художнику на её территории, а в 1442 году заочно приговорили к конфискации имущества и лишению языка «за клевету на республику и произнесение порочащих правительство слов». Лишь благодаря высокопоставленным друзьям Пизанелло избежал наказания.

В 1441—1444 годах художник, которому запрещено было жить на венецианских землях, работал при дворе герцога Феррары Лионелло д'Эсте.

В 1448 году Пизанелло был приглашён в Неаполь королём Альфонсо Арагонским.

После 1450 года сведений о Пизанелло нет. Часть биографов считает, что он умер именно в этом году. Большинство же полагает, что Пизанелло умер в 1455 году, опираясь на письмо Карло Медичи (сына Козимо), который писал брату Джованни в октябре этого года:

Произведения Пизанелло можно увидеть в художественных собраниях Бергамо, Лондона, Парижа и Вены.

Судьба Пизанелло-художника при жизни сложилась удачно: он пользовался огромной популярностью, работал почти для всех правителей Италии, его творчеству посвятил поэму Гуарино да Верона. Но в середине XV века вместе с ростом интереса к классике и распространением гуманистических идей мода на позднеготический романтизм Пизанелло прошла.

Из фресок, созданных Пизанелло сохранились лишь две. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия. Вторая — незавершённая роспись так называемого «Зала Пизанелло» (одного из залов Палаццо Капитано в Мантуанском дворцовом корпусе) на тему средневековых легенд о короле Артуре и его рыцарях. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. Самое же значительное произведение художника, созданное в 1420-х годах и дошедшее до нашего времени — живописная часть надгробия Никколо Бренцони в церкви Сан-Фермо Маджоре в Вероне.

Большая часть станковой живописи Пизанелло утрачена. Из ранних его работ только относительно «Мадонны с куропаткой» авторство Пизанелло установлено точно. С «феррарским периодом» творчества художника связаны самые ранние из известных сегодня ренессансные портреты — «Портрет Лионелло д’Эсте» и «Портрет принцессы из дома д’Эсте».

К медальерному искусству Пизанелло обратился уже будучи зрелым художником. Первая медаль авторства Пизанелло (изображение Иоанна VIII Палеолога) датируется 1438 годом. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется возросшим в то время интересом к античной культуре. Многие высокопоставленные особы коллекционировали древние медали и геммы.

Пизанелло, также как и Джентиле, был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни. Он был прекрасным рисовальщиком и сочетал в своих работах сказочную фантазию и наблюдательность, стилизованную декоративность и натурализм деталей, став последним художником готики и первым Ренессанса. Если в живописи он ещё переходный мастер, то в медалях 1440-х годов — уже бесспорный портретист Возрождения. Первые сведения о нём как портретисте относятся к 1415-22 годам, когда он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Дожей в Венеции. Но портреты в этих несохранившихся фресках, скорее всего, не отличались по стилю от тех, что создавал Альтикьеро и его ученики в конце XIV века. Затем Пизанелло работал в Вероне в 1420-х годах («Мадонна с куропаткой», фреска «Благовещение» из Сан-Фермо), и в этих работах видна его тесная связь с поздней готикой Милана (Микелино да Безоццо) и Вероны (Стефано да Верона). Возможно, будучи в Павии и Мантуе в эти годы, он уже выступал как придворный портретист. Он много ездил (возможно, во Флоренцию как помощник Джентиле да Фабриано) и в Рим (где он заканчивал за ним фрески), и это расширило его кругозор. В Риме он познакомился с памятниками античности и увидел портреты Джентиле и Мазолино.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Пизанелло. История живописи. Том 1

Если переправиться к северу от Тосканы, то и здесь в первой половине XV века можно наблюдать сильное брожение. Просыпается художественная жизнь Венеции. В политическом отношении годы эти отмечены значительным усилением аристократии, находящимся в связи с возрастанием богатства отдельных патрицианских родов. В свою очередь, это явление способствует развитию чисто светского искусства. В то же время замечается ослабление влияния востока, который поглощен турецким нашествием. И в зависимости от этого находится все растущее сближение Венеции с западом.

В 1405 году Венеция овладевает Падуей, Виченцой и Вероной, в 1426 году - Брешией, в 1428 году - Бергамо, и с тех пор история искусства этих городов тесно связана с историей их владычицы. Падуя и Верона, несмотря на близость к византийской Венеции, не были сторонницами архаического запаздывания; напротив того, здесь оставили свои произведения все наиболее "передовые" художники: Джотто, Донателло, Аванцо, Альтикиери, Джусто. Вполне понятно поэтому, что оба эти города сделались на целый век как бы питомниками искусства Венеции. Здесь получили свое развитие почти все лучшие художники, которых мы называем венецианцами, хотя большинство из них и не родилось на лагунах. "Венецианская живопись" в таком широком значении начинает играть видную роль и мало-помалу вступает в соперничество с тосканской. Столетие спустя, в середине XVI века, Венеция уже празднует полную победу - ей принадлежит первенство в искусстве Италии.

Источники всего этого поступательного движения, к сожалению, не исследованы или, вернее, не поддаются исследованию. Многое сделано за последнее время усердием Биадего и Лаудадео Тести, и, однако, все главные вопросы остаются в тени. Так, до сих пор, несмотря на все остроумные гипотезы и комбинирование найденных документов, совершенными загадками остаются две центральные фигуры раннего венецианского Ренессанса - Пизанелло и Якопо Беллини.

Относительно Пизанелло мы даже не знаем, какое основание имел он носить прозвище "Пизано" (уроженец Пизы), назывался ли он Витторе или Антонио, когда и где он родился. Прежнюю дату рождения приходится отбросить, но и 1397 год, который предлагает Биадего и который приняли было во всем ученом мире, необходимо, кажется, отодвинуть лет на пять или семь. Между тем, вопрос о годе рождения Пизанелло далеко не праздный. Одни выводы можно сделать, если допустить, что Пизанелло был еще ребенком, когда в Венецию для росписи дворца дожей прибыл умбриец Джентиле да Фабриано, и совершенно другие - если он к этому (1314?) году был уже двадцатилетним молодым человеком или даже зрелым художником. В последнем случае можно было бы даже допустить, что именно Пизанелло оказал влияние на своего явившегося с юга собрата, а констатирование такого воздействия со стороны Пизанелло, в свою очередь, объяснило бы и все то, что сближает Джентиле с искусством севера[277].

Стефано де Дзевио. Мадонна в саду. Музей в Вероне.

Но не обязаны ли и Пизанелло, и Джентиле влиянию третьего художника, веронца Стефано, известного под прозвищем да Дзевио? Последний родился в 1393 году и, следовательно, был старше Пизанелло (если вообще допустить, что Пизанелло родился в 1397 году). Однако и о Дзевио мы имеем лишь самое приблизительное представление. Те картины, которые принадлежат ему с наибольшей достоверностью ("Мадонна в саду", "Поклонение волхвов", "Мадонна" в римской галерее Колонна и, наконец, великолепные ангелы с бандеролями в веронском Сан-Фермо), относятся к тому времени, когда Джентиле уже закончил свои работы в Венеции и уехал во Флоренцию, а Пизанелло (даже если принять 1397 год) было лет тридцать.

Восхитительные картины Стефано стоят, во всяком случае, очень близко к "немецкому" и "французскому" стилю. Его "Мадонна в саду" (Музей в Вероне) - очаровательный вариант темы, вошедшей в моду на севере в конце XIV века, поражающий, однако, своей технической отсталостью. Hortus conclusus Марии представлен в "китайской" перспективе, в виде вертикальной плоскости или плана. При этом замечаются обилие золота и все те приемы в живописи и в композиции, которые свидетельствуют об увлечении мастера северными миниатюрами. "Поклонение волхвов" в Брере, несмотря на тесноту композиции, выдает более внимательное отношение к натуре. Прелестны животные: припадающая к земле борзая, гордо выступающий верблюд, хорошо (и очень близко к Джентиле) нарисованные головы лошадей. Но все это относится к 1435 году, когда Пизанелло успел уже создать многие из своих лучших произведений. Таким образом, да Дзевио можно считать скорее за отстающего подражателя. Не исключена, впрочем, возможность того, что и в свои молодые годы Дзевио писал в таком же роде, с таким же совершенством, и тогда он, следовательно, был на уровне самого передового искусства севера; однако положительных данных для принятия такой гипотезы у нас нет, что же касается техники, то даже прелестная веронская картина противоречит.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Пизанелло. История живописи. Том 1

Если переправиться к северу от Тосканы, то и здесь в первой половине XV века можно наблюдать сильное брожение. Просыпается художественная жизнь Венеции. В политическом отношении годы эти отмечены значительным усилением аристократии, находящимся в связи с возрастанием богатства отдельных патрицианских родов. В свою очередь, это явление способствует развитию чисто светского искусства. В то же время замечается ослабление влияния востока, который поглощен турецким нашествием. И в зависимости от этого находится все растущее сближение Венеции с западом.

В 1405 году Венеция овладевает Падуей, Виченцой и Вероной, в 1426 году - Брешией, в 1428 году - Бергамо, и с тех пор история искусства этих городов тесно связана с историей их владычицы. Падуя и Верона, несмотря на близость к византийской Венеции, не были сторонницами архаического запаздывания; напротив того, здесь оставили свои произведения все наиболее "передовые" художники: Джотто, Донателло, Аванцо, Альтикиери, Джусто. Вполне понятно поэтому, что оба эти города сделались на целый век как бы питомниками искусства Венеции. Здесь получили свое развитие почти все лучшие художники, которых мы называем венецианцами, хотя большинство из них и не родилось на лагунах. "Венецианская живопись" в таком широком значении начинает играть видную роль и мало-помалу вступает в соперничество с тосканской. Столетие спустя, в середине XVI века, Венеция уже празднует полную победу - ей принадлежит первенство в искусстве Италии.

Источники всего этого поступательного движения, к сожалению, не исследованы или, вернее, не поддаются исследованию. Многое сделано за последнее время усердием Биадего и Лаудадео Тести, и, однако, все главные вопросы остаются в тени. Так, до сих пор, несмотря на все остроумные гипотезы и комбинирование найденных документов, совершенными загадками остаются две центральные фигуры раннего венецианского Ренессанса - Пизанелло и Якопо Беллини.

Относительно Пизанелло мы даже не знаем, какое основание имел он носить прозвище "Пизано" (уроженец Пизы), назывался ли он Витторе или Антонио, когда и где он родился. Прежнюю дату рождения приходится отбросить, но и 1397 год, который предлагает Биадего и который приняли было во всем ученом мире, необходимо, кажется, отодвинуть лет на пять или семь. Между тем, вопрос о годе рождения Пизанелло далеко не праздный. Одни выводы можно сделать, если допустить, что Пизанелло был еще ребенком, когда в Венецию для росписи дворца дожей прибыл умбриец Джентиле да Фабриано, и совершенно другие - если он к этому (1314?) году был уже двадцатилетним молодым человеком или даже зрелым художником. В последнем случае можно было бы даже допустить, что именно Пизанелло оказал влияние на своего явившегося с юга собрата, а констатирование такого воздействия со стороны Пизанелло, в свою очередь, объяснило бы и все то, что сближает Джентиле с искусством севера[277].

Стефано де Дзевио. Мадонна в саду. Музей в Вероне.

Но не обязаны ли и Пизанелло, и Джентиле влиянию третьего художника, веронца Стефано, известного под прозвищем да Дзевио? Последний родился в 1393 году и, следовательно, был старше Пизанелло (если вообще допустить, что Пизанелло родился в 1397 году). Однако и о Дзевио мы имеем лишь самое приблизительное представление. Те картины, которые принадлежат ему с наибольшей достоверностью ("Мадонна в саду", "Поклонение волхвов", "Мадонна" в римской галерее Колонна и, наконец, великолепные ангелы с бандеролями в веронском Сан-Фермо), относятся к тому времени, когда Джентиле уже закончил свои работы в Венеции и уехал во Флоренцию, а Пизанелло (даже если принять 1397 год) было лет тридцать.

Восхитительные картины Стефано стоят, во всяком случае, очень близко к "немецкому" и "французскому" стилю. Его "Мадонна в саду" (Музей в Вероне) - очаровательный вариант темы, вошедшей в моду на севере в конце XIV века, поражающий, однако, своей технической отсталостью. Hortus conclusus Марии представлен в "китайской" перспективе, в виде вертикальной плоскости или плана. При этом замечаются обилие золота и все те приемы в живописи и в композиции, которые свидетельствуют об увлечении мастера северными миниатюрами. "Поклонение волхвов" в Брере, несмотря на тесноту композиции, выдает более внимательное отношение к натуре. Прелестны животные: припадающая к земле борзая, гордо выступающий верблюд, хорошо (и очень близко к Джентиле) нарисованные головы лошадей. Но все это относится к 1435 году, когда Пизанелло успел уже создать многие из своих лучших произведений. Таким образом, да Дзевио можно считать скорее за отстающего подражателя. Не исключена, впрочем, возможность того, что и в свои молодые годы Дзевио писал в таком же роде, с таким же совершенством, и тогда он, следовательно, был на уровне самого передового искусства севера; однако положительных данных для принятия такой гипотезы у нас нет, что же касается техники, то даже прелестная веронская картина противоречит.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Мастерство Пизанелло. История живописи. Том 1

Мастерство Пизанелло

Между тем, все в живописи Пизанелло выражает его "обожание природы". Во всей истории не найти ему соперника в изображении животных, даже среди древних ассирийцев или японцев. Правда, и животные Пизанелло всегда какие-то застылые, закоченелые; он не умеет и не любит передавать их движения. Но зато какая острота глаза сказывается в его точном, методичном копировании натуры! Частью эти "копии" сделаны как будто с битой дичи, но частью, несомненно, с живых экземпляров. И вот тут остается просто непостижимым то терпение, та неукоснительная метода, с которой мастер запечатлевает каждый изгиб контура, очаровательную тонкость оленьих ножек, мощь рыцарских коней, нервность борзых, угрюмое рыло кабана, глаза и клювы птиц, наконец, отлив и пушистость меха. Как это далось ему, какими чарами заворожил он своих "натурщиков", чтобы заставить их часами, днями выстаивать в одном положении, покамест его медленная, расчетливая рука не занесет красками или зильберштифтом все, что видел его строгий, изумительно зоркий глаз!

И с таким же вниманием, с каким Пизанелло передает фигуры цапель, зайцев, лошадей, мулов, куропаток, собак всевозможных пород, он копирует и яркие цветы, переливчатые крылья бабочек и, наконец, костюмы и лица персонажей. Все как будто равноценно для Пизанелло; но всего ценнее ему то, насколько близко он повторит на плоскости видимость, причем он остается довольно индифферентным ко взаимному отношению вещей и всякому духовному общению. Искусство Пизанелло в целом, каким оно дошло до нас, вообще бездушно. Но именно эта черта среди всего "одушевленного", пропитанного мистицизмом искусства XV века поражает своей крайней новизной. Не верится, чтобы это был современник Беато Анджелико и Липпи. Не умственная ли ограниченность Пизанелло сказалась в этом рабском копировании натуры? Иное в его картинах кажется действительно глупым. Что говорят друг другу рыцарь Георгий и расфранченная по последней моде, спасенная им царевна? Есть что-то вообще тупое в "истуканах" Пизанелло и хотя бы в его педантично-тщательной передаче всех подробностей одежды. Но как же совместить представление о тупости с архангелом в Сан-Фермо или с серией изумительных медалей мастера, в которых как раз столько вкуса, столько жизни, столько гениального ума?

Не следует ли скорее объяснить недвижность написанных фигур у Пизанелло просто смелостью его шага, чрезмерной новизной и одинокостью его исканий? Живи он на севере, быть может, в соседстве с Эйком, с Роже, с Флемалем его искусство развилось бы полнее, ярче, свободнее. Там все были заинтересованы аналогичными задачами, все искали точной передачи видимости, и в области непосредственного копирования за несколько десятков лет, отделяющих створки Бредерлама от Гентского алтаря, было столько завоевано и настолько прочно усвоено, что даже не очень сильные художники, вроде Кристуса или Даре, могли уже пользоваться общим достоянием. Пизанелло же шагнул слишком в сторону от всей живописи своей страны. Северные влияния в его творчестве очевидны. Когда глядишь на "Святого Евстафия" или на город в фоне "Святого Георгия", невольно напрашиваются воспоминания о миниатюрах "Trus riches heures". Такая близость не может быть простым совпадением, тут видно известное перенимание. И в тоже время чувствуется, что между Пизанелло и всей остальной итальянской художественной жизнью была пропасть. От Дзевио его отделяет не одна степень таланта и не только время (если и допустить, что Пизанелло был моложе Дзевио, что еще не доказано), но и все отношение к искусству, а особенно этот неуступчивый реализм. Слабость же великого мастера в пейзаже объясняется желанием порвать со сказочной, неправдивой прелестью условных схем. Пизанелло манило дать полную и точную картину природы, но на это ему не хватило ни сил, ни времени. Один человек был не в состоянии перевернуть все течение, весь вкус, всю художественную культуру целого народа[280].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Портрет принцессы (картина, Пизанелло, 1435-1440)

 Портрет принцессы (картина, Пизанелло, 1435-1440)

«Портрет принцессы» (фр. Portrait d'une jeune princesse, 1435—1440) — картина кисти итальянского живописца раннего кватроченто Пизанелло. Известна также как «Портрет принцессы из дома Эсте» и приписывается Пизанелло во многом потому, что он находился в Ферраре в то время и создал портрет и памятную медаль изображавшие маркиза Леонелло д'Эсте.

Сюжет

Принцесса изображена в профиль, на фоне бабочек и цветов водосбора.

Считается что это портрет Джиневры д’Эсте, хотя вначале полагали, что на картине запечатлена Маргарита Гонзаго, жена Леонелло д’Эсте. Этот портрет рассматривался как часть композиции, второй половиной которой являлся портрет Леонелло. Противники этой версии утверждают, что обычно картины, изображавшие супружеские пары, имели одинаковые размеры и фон. Помимо этого, цветы на картине не принадлежат к символам Гонзаго, а на ней присутствует лишь ваза — символ д’Эсте.

Джиневра д’Эсте вышла замуж за правителя Римини Сиджизмондо Пандольфо Малатеста и была убита им, когда он узнал о её бесплодности. Наличие на картине цветов водосбора (символ брака, но также символ смерти) привело к гипотезе, что Пизанелло написал портрет Джиневры после ее смерти, в 1440-х гг.

Тщательная прорисовка деталей фона и красочность атмосферы полотна — типичные элементы стиля поздней (интернациональной) готики, выдающимся представителем которого в северной Италии являлся Пизанелло.

Символика

  • бабочка = символ духа.
  • цветы водосбора = символ брака, плодовитости и женской смерти.
  • гвоздики = символ брака, плодовитости.
  • ваза = (на рукаве платья Джиневры) символ дома Эсте, если бы это был свадебный портрет, то на нем были бы изображены символы домов жениха и невесты.
  • ветка можжевельника = (итал. Ginepro) восходит к имени Джиневра (итал. Ginevra) и, поскольку является символом женской смерти, относится к умершей Джиневре

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Портрет принцессы
  • Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)

Смотреть что такое "Портрет принцессы (картина, Пизанелло, 1435-1440)" в других словарях:

  • Портрет принцессы — Пизанелло Портрет принцессы, 1435 1440 Portrait d une jeune princesse Дерево, темпера. 43 × 30 см Лувр, Париж «Портрет принцессы» (фр …   Википедия

  • Пизанелло — Имя при рождении: Антонио ди Пуччо Пизано Дата рождения: ок. 1395 года Место рождения: Пиза Дата смерти: ок. 1455 года …   Википедия

  • Портрет Джиневры д\'Эсте — Пизанелло Портрет принцессы, 1435 1440 Portrait d une jeune princes …   Википедия

  • Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского …   Википедия

  • Портрет Джиневры д'Эсте — Пизанелло Портрет принцессы, 1435 1440 …   Википедия

dic.academic.ru