План сочинения по картине: основные этапы. Картины план


План сочинения по картине: основные этапы

Изобразительное искусство – одно из древнейших, это источник разнообразных эмоций, обогащающих внутренний мир человека. Оно дарит удивительные переживания, если сделать шаги навстречу художнику, проявить искренний интерес к его произведению.план сочинения по картине Путь навстречу искусству начинается с детства, и важно сделать эти шаги правильно – научиться формулировать свои впечатления. Для этого и предназначены сочинения по картинам известных мастеров. Полнее оценить замысел художника, научиться видеть и общее и детали поможет план сочинения по картине. Существует разумная и отработанная схема.

Автор, название, жанр картины

Личность мастера неизбежно влияет на впечатление от произведения, поэтому после обозначения названия картины следует рассказать о художнике. В мире искусства нет случаев, когда шедевры создавал пустой и никчемный человек, проживший скучную, неинтересную жизнь. Талантливый человек по-особому смотрит и на обыденную жизнь, наполняя и ее особым содержанием. Начав выполнять план сочинения по картине, следует рассказать о личности мастера, этим можно значительно обогатить впечатления от его произведения.сочинение по картине план

Важно обозначить жанр, в котором создано полотно. Портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая (сюжетная) картина – в каждом из них есть свои художественные цели, которые достигаются особыми живописными средствами. Интересно проанализировать, как эти задачи решаются в конкретном случае.

История создания произведения

Нельзя жить, а особенно творить, в вакууме, не испытывая воздействия от окружающего мира. Особенно это касается тонко настроенной художественной натуры, обладатели которой и становятся выдающимися мастерами. Историческая эпоха, во время которой создано произведение, общество, окружающее художника, семейная обстановка или какое-то важное событие в личной жизни неизбежно найдет отражение в творчестве. Внеся отдельный пункт в план сочинения по картине, содержащий подобные факторы, можно по-новому увидеть художественное полотно.как писать сочинения по картинам

Даже в кратком описании творческой биографии любого значительного живописца или скульптора можно обнаружить периоды, когда его волновали особенные идеи, когда он искал новые средства выражения или новые темы для картин. В молодости даже самый гениальный живописец был учеником, а в течение жизни он может испытывать влияние других личностей. В какой период творчества мастера создана данная вещь? Ответ на этот вопрос обязательно следует внести в план сочинения по картине, в раздел, где описывается история создания полотна.

Общее содержание картины

Даже на полотне абстрактного художника, которого не интересует предметный, фигуративный мир, присутствует какое-то изображение. Оно может быть сочетанием геометрических фигур, цветовых пятен или цветовых полей.план написания сочинения по картине

Кто изображен на портрете, что изображено на натюрморте, какое место изобразил художник в пейзаже, что изображено на переднем плане, что является фоном, что главное, что второстепенно – понятно, что, не обозначив этого, нельзя написать достойное сочинение, описание по картине. Даже для «Черного квадрата» Малевича можно найти слова, описывающие изображение, а работы профессиональных искусствоведов об абстракционистах занимают многие страницы и целые тома.

Детали

Известно выражение: бог (или черт) кроется в деталях. К живописи это относится в полной мере. Как писать сочинения по картинам без того, чтобы не уделить внимание отдельным частям полотна, самым мелким деталям изображения? Особенно это относится к классическим живописным произведениям, к картинам старых мастеров.

Были периоды в истории искусства, когда самая небольшая фигурка на большом полотне имела символическое значение, определяющее смысл всей композиции. Картины Иеронима Босха, например, до сих пор содержат загадки, остающиеся тайной для самых умудренных искусствоведов. Предлагается множество вариантов толкований для целой армии фантастических существ, населяющих его картины, но единого мнения так и не существует.

Художественные выразительные средства

Как художнику удается привлечь внимание к своему творению, выразить свои чувства, заставить смотрящего на картину испытать сильные эмоции, иногда и неосознанно? Для этого существует масса инструментов: композиция, рисунок, масштаб изображения, манера нанесения линии или мазка, использование объёма, света и тени. Без обозначения наиболее впечатляющих живописных методов из арсенала мастера невозможно написать качественное сочинение по картине, план его обязательно должен содержать такое перечисление. как составить план сочинения к картине

Для живописного произведения особое внимание нужно уделить использованной в картине цветовой палитре, гамме красок, Мастерство владения цветом – определяющая характеристика для художника, а общий колорит – важнейший критерий оценки конкретной работы.

Как эти средства выражают главную идею картины

Обычно это то главное, что должно содержать сочинение по картине. План подобной работы обязан содержать позицию об основном замысле художника, о причине создания полотна. А то, как художник применяет для выражения своего взгляда на мир художественные средства, и составляет, собственно, суть художественного творчества.

Важно понимать, что картина настоящего мастера – это неразрывное единство главной идеи и средств, с помощью которых она выражается. Например, трудно представить картину, выражающую оптимистический взгляд на жизнь, но выполненную в темных и мрачных тонах, где нет света и воздуха. К поиску гармонии как единства формы и содержания нужно стремиться, составляя план написания сочинения по картине. Одной из главных целей работы должно стать понимание творческого метода художника, с помощью которого он пытается осмыслить этот мир.

Впечатления от картины, создаваемое ей настроение

Настоящее искусство всегда субъективно. Личная позиция, очищенная от постороннего влияния, важна как для художника, так и для зрителя. Не стоит задумываться о том, как писать сочинения по картинам, чтобы их содержание не отличалось от общепринятого. В этом случае теряется смысл искусства - никому не интересен художник, не создающий ничего своего, никому не нужно мнение зрителя, повторяющее чужие мысли. Тем более что абсолютно идентичного взгляда на одну вещь у двух разных людей не может быть даже теоретически - человек слишком сложно устроен для этого.сочинение описание по картине

Слушать чужое мнение, читать исследования искусствоведов, биографии художников следует только для того, чтобы сформировать свое мнение с учетом новых знаний, в том числе чтобы понимать, как составить план сочинения к картине, которое может поразить своей глубиной и оригинальностью, ведь истинное произведение искусства вызывает чувства, настолько сильные, что у мыслящего существа не будет затруднений в их выражении.

fb.ru

план и пример описания :: SYL.ru

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли... Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Поль Гоген "Ареареа" (Озорная шутка), 1892 г.

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию - в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос "А как начать?", то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины - какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения - теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы - тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить "цвета солнечных лучей").
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Клод Моне, "Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее", 1875 г.

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина "На Севере диком".

И.И Шишкин "На севере диком...", 1891 г.

"Произнеся фамилию "Шишкин", русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина "На Севере диком...", написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова "На Севере диком стоит одиноко...", которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию..."

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

www.syl.ru

Как описать картину: план и пример описания

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли... Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Как описать картину: план и пример описания

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию - в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос "А как начать?", то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

Как описать картину: план и пример описания

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины - какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения - теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы - тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить "цвета солнечных лучей").
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Как описать картину: план и пример описания

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина "На Севере диком".

Как описать картину: план и пример описания

"Произнеся фамилию "Шишкин", русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина "На Севере диком...", написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова "На Севере диком стоит одиноко...", которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию..."

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

www.nastroy.net

План картины

Как любое произведение искусства, картина должна иметь целостное содержание. Умение грамотно, гармонично расположить на бумаге или холсте предметы, архитектурные строения, людей называют композицией.

Выбор рамкиФорма и размер рамки, в которую помещена изображенная сцена, имеют огромное значение. Если рамка слишком маленькая, узкая, крупным предметам на картине будет тесно, глаз зрителя будет невольно искать продолжение сцены за пределами картины. Если рамка окажется слишком широкой, взгляд зрителя будет блуждать по пространству картины в поисках детали, за которую можно было бы зацепиться.

Фокальная точка

Фокальная точка - композиция рисункаФокальная точка - композиция рисунка

АБ относится к БВ (8:5) как АВ относится к АБ (13:8)

Представьте себе, что вы вошли в пустую квартиру и начали обставлять мебелью комнату. Имеющиеся у вас кресла вы, скорее всего, поставите так, чтобы они были обращены к телевизору или камину. Телевизор и камин и есть фокальные точки этой комнаты. Однако при расстановке кресел перед ними нужно учесть множество моментов, в том числе и самый главный: под каким утлом к фокальной точке должна располагаться мебель.

Но кресла можно поставить и друг против друга, так сказать, для беседы. В этом случае фокальной точкой становится пустое пространство между креслами.

Итак, фокальной точкой картины называют такую точку, на которую художник в первую очередь стремится обратить внимание зрителя. Как правило, ею становится главный изображенный на полотне предмет или человек — например, лицо на портрете или церковь на сельском пейзаже. В более сложных случаях, когда картина содержит большое количество элементов, художник организует’ композицию таким образом, чтобы взгляд зрителя перемещался от одной фокальной точки к другой. Как и в случае с жилой комнатой, все элементы композиции должны быть правильно расположены в пространстве картины.

Геометрия композицииЕще древнегреческий математик Евклид обнаружил, что последовательность определенных чисел (3, 5, 8, 13, 21 и так далее) образует ряд соотношений, который художники эпохи Возрождения назвали «Золотым сечением». Если длима линии равна сумме двух евклидовых чисел (скажем, 5 + 8 = 13) и разделена на соответствующие отрезки (то есть на 5 и 8), то отношение меньшей части к большей (5:8) будет равно отношению большей части к целому (8:13).

Этот- принцип веками применяли в архитектуре, поскольку пропорции Евклида действительно очень приятны для восприятия глаза. В живописи точку пересечения вертикали и горизонтали «Золотого сечения» часто используют как фокальную точку.

Традиционно любая картина имеет форму прямоугольника (в крайнем случае — квадрата). Вытянутое по горизонтали полотно называют «пейзажным» форматом, а вытянутое по вертикали — «портретным». Разумеется, никто не запрещает писать пейзаж в «портретном» формате и наоборот.

Упражнения составления композиции рисунка

Для того чтобы осознать значение композиции, вам нужно понять, каким образом отдельные элементы композиции соотносятся друг о другом, Попробуйте сделать следующие упражнения.

1.    Возьмите лист белой бумаги и пару листов разноцветной бумаги (например, зеленой и красной). Нарежьте из цветной бумаги прямоугольники разных размеров и попытайтесь разложить их на листе белой бумаги, при желании перекрывая один прямоугольник другим. Попробуйте определить фокальную точку и создать равновесие в расположении прямоугольников. Обратите внимание на то, как от перемещения цветных прямоугольников меняется содержание белого листа, как возникают перегруженные деталями участки, ощущение движения и напряжения между прямоугольниками и т. п. Поэкспериментируйте, добавив прямоугольники других цветов, с черными и серыми прямоугольниками.

2.    Найдите репродукцию хорошо известной вам картины. Положите сверху репродукции кальку и линиями соедините главных персонажей полотна, источник света, тени, основные формы. Посмотрите, как художники выстраивают композицию, направляя глаз зрителя в нужную точку.

3. Возьмите лист белой бумаги размером 8×5 см, вырежьте в середине его прямоугольное отверстие, отступив по 1 см от каждого края. Держите лист на расстоянии вытянутой руки и медленно передвигайтесь с ним по комнате или по саду. С каждым шагом композиция внутри вашей рамки будет меняться.

Чего следует избегать при составлении композиции

Конечно, нет безусловных правил в составлении композиции, однако существуют некоторые истины, проверенные веками, которых желательно придерживаться. К примеру, нельзя делить пространство картины пополам изображенным в центре композиции высоким предметом. Нельзя располагать линию горизонта на одинаковом расстоянии от верхнего и нижнего края картины. Также нельзя располагать одинаковые по размеру предметы но обеим сторонам центральной линии, расставлять одинаковые предметы вдоль горизонта (например, ряд деревьев). Во всех этих случаях композиция будет скучной.

Старайтесь никогда не забывать о существующем и проверенном веками правиле «Золотого сечения».

правило «Золотого сечения» - урок рисованияправило «Золотого сечения»

Художники эпохи Возрождения использовали вертикальные, горизонтальные и диагональные линии, образующие треугольники внутри прямоугольной рамки картины. Этот принцип отчетливо демонстрирует картина «Мадонна с щегленком» работы Рафаэля (1483—1520).

 

narisuem.com


Смотрите также