Дж. Поллок - художник, основоположник абстрактного экспрессионизма. Картины поллока


10 малоизвестных фактов о самой странной картине Джексона Поллока «Номер 5, 1948»

Джексон Поллок - один из самых ярких представителей абстрактного экспрессионизма.

Джексон Поллок - один из самых ярких представителей абстрактного экспрессионизма.

Джексон Поллок является ярким американским представителем абстрактного экспрессионизма. Необычность этой картины заключается в том, что Поллок нарисовал странным образом: он разлил яркую краску по куску фибролита, который разложил на полу. При всем этом, работа считается одной их дорогих во всем мире.

1. "Номер 5, 1948" - ключевая работа в стиле абстрактного экспрессионизма

Номер 5, 1948. Картина Джексона Поллока.

Номер 5, 1948. Картина Джексона Поллока.

После Второй мировой войны ряд художников из Нью-Йорка, таких как Поллок, Ньюман, Барнетт и Виллем де Кунинг, начали писать картины в стиле, который в 1946 году искусствовед Роберт Коутс назвал "абстрактным экспрессионизмом". Благодаря этому течению Нью-Йорк стал центром мира искусства. Картина Поллока "Номер 5, 1948" является одним из самых известных примеров жанра.

2. Поллок использовал уникальный метод нанесения брызг краски на картину

Jack the Dripper.

Jack the Dripper.

Вместо того, чтобы работать с мольбертом, Поллок размещал полотно на земле и ходил вокруг него, разбрызгивая краску с кистей и шприцев. Поллок начал экспериментировать с подобным методом еще за год до написания "Номер 5, 1948", но его стиль вскоре стал столь уникальным, что Поллоку дали прозвище "Джек Разбрызгиватель" (Jack the Dripper). В 1947 году он дал интервью, в котором заявил: "Для меня писать картины на полу более непринужденно. Я лучше чувствую так картину и могу работать с ней с любой стороны".

3. "Номер 5, 1948" — родоначальник "живописи действия"

Живопись действия.

Живопись действия.

Техника разбрызгивания краски, при которой вместо нанесения традиционными способами (посредством кисти) краска наливается и разбрызгивается, получила свое название в 1952 году. Американский искусствовед Гарольд Розенберг назвал ее "живописью действия" (Action Painting).

4. Поллок не делал эскизов перед написанием картины

Муза мастера.

Муза мастера.

Работы Поллока были революционными по многим причинам. На протяжении веков художники делали эскизы или наброски перед созданием своих масштабных картин. Поллок же вместо этого полагался исключительно на эмоции и интуицию. Он разбрызгивал краску только "по велению своей музы".

5. При создании "Номера 5, 1948" Поллок использовал специальные краски

Эксперименты с синтетическими красками.

Эксперименты с синтетическими красками.

Важным элементом техники разбрызгивания была краска с достаточной вязкостью, которая бы не размазывалась при нанесении ее столь необычным способом. Именно по этой причине, традиционные масляные краски и акварели не подходили для создания картин. В итоге, Поллок начал экспериментировать с синтетическими красками.

6. Какое-то время "Номер 5, 1948" была самой дорогой картиной в мире

 Волчица. Картина Джексона Поллока.

Волчица. Картина Джексона Поллока.

18 июня 2006 года картина Густава Климта "Портрет Адели Блох-Бауэр I" была продана за $ 135 млн, что сделало ее самой дорогой картиной в мире. Менее чем через пять месяцев "Номер 5, 1948" была продана с аукциона за $ 140 млн. В 2011 году титул самой дорогой картины перешел к полотну Поля Сезанна "Игроки в карты", которая была продана за $ 250 млн.

7. Это довольно большая картина

Мастер за работой.

Мастер за работой.

Размеры полотна 243,8 × 121,9 см. The Guardian отметил, что квадратный метр картины стоит более $ 47 млн.

8. "Номер 5, 1948", возможно, была продана для приобретения Los Angeles Times

Желтые острова. Картина Джексона Поллока.

Желтые острова. Картина Джексона Поллока.

Издание New York Times сообщило, что магнат Дэвид Геффен выставил на продажу "Номер 5, 1948", наряду с картинами Джаспера Джонса и Виллема де Кунинга, чтобы приобрести на вырученные деньги издание Los Angeles Times. С продажи этих трех картин Геффен выручил $ 283,5 млн. LA Times магнату так и не удалось купить, несмотря на то, что он предлагал $ 2 млрд.

9. "Номер 5, 1948" — не единственная дорогая картина Поллока

Синие столбы. Картина Джексона Поллока.

Синие столбы. Картина Джексона Поллока.

В 1973 году картина Поллока "Синие столбы" была продана за $ 2 млн. Хотя, по сравнению со стоимостью "Номер 5, 1948", на то время это была самая высокая цена, заплаченная за современную американскую живопись. К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег. Он погиб 11 августа 1956 года в автокатастрофе.

10. Картины Поллока - рекордсмены на аукицонах

Большая часть общественности до сих пор недоумевает.

Большая часть общественности до сих пор недоумевает.

В то время как искусствоведы и коллекционеры выкладывают миллионы за картины Поллока на аукционах, большая часть общественности до сих пор недоумевает, почему абстрактные картины, созданные методом разбрызгивания краски, стоят таких денег. 

http://www.kulturologia.ru/blogs/050216/28322/?print=1

art.mirtesen.ru

Дж. Поллок - художник, основоположник абстрактного экспрессионизма

В августе 1949 года крупнейший американский журнал «Лайф» задавал на своих страницах вопрос: "Кто такой Поллок?"поллок художник Художник, ставший лидером современного американского абстрактного искусства? Шарлатан, чьи полотна рождены разумом, деформированным алкоголизмом? Удачный финансовый проект – плод заговора группы арт-критиков? Тон статьи был попеременно то насмешливым, то уважительным. Кажется, что однозначных ответов не существует и сегодня.

Джексон Поллок. Биография

Весь его недолгий жизненный путь кажется художественным перфомансом, одной из главных тем которого является воплощение американской мечты. Родившийся в многодетной нищей семье, Поллок занял место на Олимпе культурной жизни. Джексон Поллок появился на свет 28 января 1912 года в штате Вайоминг. Он пытался поступить на военную службу, но был изгнан за драку. На военных курсах он пристрастился к алкоголю, несмотря на действие «сухого закона».

Эта зависимость сопровождала художника всю жизнь, влияя на повороты судьбы. В 1928 году он начал посещать занятия в Высшей школе прикладных искусств в Аризоне, но вскоре был отчислен оттуда из-за проблем с дисциплиной. Поступив на учёбу к Томасу Бентону, он становится приверженцем авангардной живописи, попадая под влияние Диего Риверы и Хосе Ороско. После знакомства с работами Пикассо Поллок определяет главным направлением своего творчества символический абстракционизм.

Сикейрос и Юнг

На семинарах, которые вел мексиканский художник Альфаро Сикейрос, он впервые пробует различные способы нанесения краски: разбрызгивание и распыление. Впоследствии именно такая техника ляжет в основу капельного метода, с помощью которого Поллок, художник, отрицавший фигуративность, создаст самые знаменитые свои полотна. поллок картины

Алкоголизм к началу 40-х годов превратился для Поллока в болезнь, требовавшую обращения к психологам. Он попал в клинику к Джозефу Хендерсону, который был сторонником учения Юнга, основанного на влиянии подсознания на поступки человека. Эти идеи оказали заметное влияние на Поллока - большинство его картин рождались на стыке продуманных и бессознательных действий.

Две женщины

Знакомство с миллионершей Пегги Гугенхейм, ставшей почитательницей его таланта и первой покупательницей его творений, стало толчком для возникновения известности, которой вскоре достиг Поллок. Художник стал считаться одним из основоположников нового течения - абстрактного экспрессионизма.

Курс лечения дал временное уменьшение тяги к спиртному, и в личной жизни Поллока произошли благотворные изменения. В 1944 году он женится на Ли Краснер, верной подруге и единомышленнице, которая попыталась создать приемлемые условия для творчества.

Льющая техника

Дриппинг (англ. drip – капать, лить по капле) – так критики стали называть технику, которую применял Поллок. Картины представляли собой большие древесноволокнистые листы, постеленные на пол. Художник наносил на них краску нужного цвета в виде капель и брызг, не прикасаясь к поверхности кистями или мастихином. Иногда он применял для создания нужной текстуры песок или битое стекло. джексон поллок

Процесс создания композиций напоминал тем, кто мог его наблюдать, магический танец. Некоторые критики находили в нем сходство с ритуалами индейцев, подчеркивая истинно американский характер живописи. Вспоминают, что, работая, художник постоянно слушал джаз. Импровизационный характер этой музыки отчетливо виден в его композициях.

Принцип работы художника представлялся сочетанием двух аспектов: управляемого - намеренного выбора направления движения, и бесконтрольного – формы и объёма капель. Джексон настаивал на существовании общего замысла и понятия конечного результата, отрицая рождающий живопись хаос. Здесь важны названия, под которыми выставлял свои картины Поллок. Художник часто присваивал им порядковый номер или обозначал датой, когда они были закончены. Но встречались и несущие четкую идею названия: «Белый свет», «Галактика», «Осенний ритм», «Лиловый туман».

Признание и смерть

Полотна Поллока стали появляться на самых престижных выставках, приобретаться авторитетными музеями современного искусства, становились объектами серьезного исследования специалистов. Но пристрастие к алкоголю продолжало разрушительное действие. Его семейная жизнь разрушилась, в творчестве стали более отчетливы мрачные мотивы.

11 августа 1956 года автомобиль, за рулем которого был Поллок в состоянии сильного опьянения, врезался в дерево. Была это трагическая случайность или обдуманный шаг, не удалось выяснить, хотя одна из двух спутниц художника осталась жива.

После Поллока

В 2006 году самым дорогим в мире живописным произведением, проданном на открытом аукционе, стало панно «№5, 1948». Автором его был Поллок. Картины, за которыми охотятся музеи современного искусства и частные коллекционеры – не единственное наследство художника. Его имя стало культовым и до сих пор вызывает ожесточенные споры. Для одних он – символ свободы творчества, для других – шарлатан и дилетант, олицетворение духовного кризиса современной цивилизации.джексон поллок биография

Значимость такого явления, как абстрактный экспрессионизм, лидером которого считается Поллок, будет обсуждаться каждым новым поколением критиков и зрителей, но место его в истории искусства неоспоримо.

fb.ru

История любви и жизни художника Джексона Поллока...

Сегодня посмотрела интереснейший  фильм о любви и жизни художника Джексона Поллока, который произвел на меня неоднозначное впечатление.С одной стороны - талантливый художник абстрактного экспрессионизма, с другой стороны  пьющий и ведущий разгульный образ жизни человек, уничтожающий  сам себя. Возможно кто-то знает о его работах и в каком стиле он писал, а кто-то нет. Каким он был, как жил  и  творил свои картины  об этом пост.

Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Превратив холст в зеркало подсознания, Поллок сумел создать шедевры, не имеющие аналогов в мировой живописи.

Рой Поллок был простым трудягой с американского За­пада без всяких претензий, но его жена Стелла, начитав­шись женских журналов, мечтала о более красивой жизни, её всё время виделись званые ужины, брендовая одежда, прогулки на яхте, богемные разговоры, стильные украшения… Но Поллоки не могли себе это позволить. В этой семье и родился Джексон Поллок в 1912 году, в Коуди, штат Вайоминг, а вскоре семейство переехало в Феникс, столицу Аризоны. Рой вкалывал на своей ферме в одиночку, без помощни­ков, которым ему нечем было платить, но, когда наступили совсем трудные времена, ферму продали с аукциона. Пол­локи перебрались в Калифорнию, там их преследовали нескончаемые неудачи, и в конце концов в 1921 году Рой ушел из семьи. Джексон Поллок кое-как учился в школе, где его интересовал только один предмет — рисование, отчасти потому, что старший брат Чарльз вздумал стать художни­ком и с этой целью отправился в Нью-Йорк. Когда Джек­сонна Поллока за неуспеваемость исключили из школы. Чарльз по­звал брата к себе, на Восточное побережье. Поллок поступил в Студенческую лигу искусств, но кро­ме трудностей с рисованием, прогрессу в учебе мешало частое потребление алкоголя.Несмотря на сухой закон, Нью-Йорк предлагал бесчисленные возможности надрать­ся в стельку, и Поллок не упустил ни одной. В пьяном виде он был плохим парнем, затевал драки с совершенно не­знакомыми людьми, выбегал на проезжую часть, пугая во­дителей. Джексон Поллок нередко приставал к незнакомым женщинам, а однажды порубил топором картины Чарльза. Как-то он пропал на четыре дня и обнаружился в больнице Бельвю. Родные пристроили Поллока в частную психиатрическую клинику, где его согласились лечить бесплатно. Как гово­рят, признать наличие проблемы — первый шаг к ее ре­шению. Однако Поллок отказался признать — и так и не признал до конца, — что он алкоголик. Протрезвев, он заявил персоналу, что полностью вылечился и отправился дальше гулять.В ранних работах Поллока видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим.

В течение 1930-х годов он широко путешествует по США, однако, в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке.В 1943 году его работу «Волчица» покупает Музей современного искусства, а также появляются первые публикации о нём.

Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией, что обусловливает его интерес к теории Карла Густава Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938—1944 годов.

В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

"...Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю.

Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь...."

Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины.

Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.

Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм. Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена.

Комментарий Намута:

"...Влажный забрызганный холст застилал весь пол. . . . Стояла полная тишина. . . . Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. . . . Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все...."

Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.

К середине 1950-х годов он почти бросил писать; вскоре разрушилась и его семейная жизнь. Узнав о романе мужа с молодой натурщицей, Поллока покинула Ли Краснер. После 1951 года работы Поллока стали темнее по цвету, часто даже черными, а также вновь возникли фигуративные элементы.

В 1956 году Поллок и Краснер развелись, он впал в депрессию и 11 августа 1956 года погиб в автокатастрофе, будучи за рулем в нетрезвом состоянии. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила. После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.О Джексоне Поллоке снято несколько документальных фильмов: «Джексон Поллок» (1987), «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1999), «Who the *$&% Is Jackson Pollock?» (2006) и художественный фильм «Поллок», где его сыграл Эд Харрис.

Джексон Поллок - одна из наиболее влиятельных фигур абстрактного экспрессионизма. Его картина «Номер 5, 1948», проданная в 2006 году на аукционе  «Сотбис» за 140 млн долларов, на сегодняшний день является самым дорогим произведением искусства. Купленное полотно стало самой дорогой картиной в мире. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.

Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Гарольд Розенберг говорил о трансформации живописи в экзистенциальную драму, то, что появляется на холсте — это не изображение, а случай. Важным событием было решение рисовать для того, чтобы «просто рисовать». Телодвижения Поллока вокруг холста — это телодвижения освобождения от ценностей: политических, эстетических, моральных.

Клемент Гринберг провозгласил абстрактный экспрессионизм и, в частности Поллока, кратким изложением эстетических ценностей. Таким образом, работы Поллока представлялись лучшей живописью этого времени, кульминацией художественной традиции, возвращающейся в работах кубистов и Сезанна к Моне, в которых живопись становилась чище и более концентрированной.

melena1001.livejournal.com

джексон поллок, джексон поллок картины, художник джексон поллок

«Никакого хаоса, чёрт побери!» — воскликнул Джексон Поллок, прочитав негативный отзыв молодого итальянского критика о своих работах. Он отрицал любую случайность в своей живописи, а уникальная техника разбрызгивания была для него идеальным средством достижения цели. Это был даже своеобразный ритуал, мистическое действо для Поллока, ведь недаром в его творчестве видны отголоски аутентичной живописи индейцев навахо с её первобытным началом. Во время работы над полотном для Поллока главным был контроль над процессом работы, над распределением этих, кажущихся сумбурными, цветных пятен, абсолютная связь с картиной.

Джексон Поллок

Началось всё для Поллока в 18 лет, когда в 1939 году он с братом поступил на обучение к Томасу Бентону, одному из наиболее выдающихся представителей американского риджионализма. В этот ранний период Джексон был увлечён работами Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, однако позже углубился в символизм. Но жизнь складывалась для него не так просто, ведь в 1940 году умер его отец и всё его дальнейшее существование протекало в беспросветной бедности и голоде, кроме того, начались проблемы с алкоголем, а с ними и многочисленные неприятности. Он даже несколько раз оказывался в тюрьме. И когда Поллок попал на лечение к психоаналитику Джозефу Хендерсону, представителю школы Юнга, он не на шутку увлёкся теорией бессознательного. И именно с этого момента начались его эксперименты в живописи, которые позже принесли ему просто невероятный успех.

volchitsa

stenograficheskaya-figura

Но немаловажным фактором в его пути к славе сыграло знакомство с Пегги Гугенхайм, знаменитой коллекционеркой, миллионершей и основательницей Музея Соломона Гуггенхайма. Именно благодаря ей в галерее была выставлена его картина «Стенографическая фигура», позже организована персональная выставка работ Поллока, а работа «Волчица» приобретена для коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Это уже и был успех. Но Поллок пошёл дальше.

Новая техника живописи начала зарождаться во время работы художника  над фреской, заказанной Пегги Гуггенхайм для своего дома. Многие месяцы Поллок пребывал в депрессии, просто глядя на огромный холст размером 6 на 2, 7 метра, лежащий на полу, и не зная, как ему справиться с таким серьёзным заказом, ведь раньше он подобным не занимался. Но когда у него случился проблеск вдохновения, работа была завершена буквально за сутки и получила более чем положительные отзывы. Тогда Поллок и стал создавать исключительно монументальные работы. Возможно, именно это и стало толчком к изобретению принципиально новой техники рисования, которая окончательно сложилась в 1947 году.

Джексон Поллок

Джексон Поллок

Джексон Поллок

Джексон Поллок

Тогда он с женой Ли Краснер приобрёл фермерский домик в Спрингсе, что в Ист-Хэмптоне, а мастерскую устроил в старом сарае рядом с домом. Начиная работать, он расстилал огромные полотна на полу и начинал разбрызгивать краску над холстами, даже не прикасаясь к ним кистью. В процессе создания полотна Поллок полагался исключительно на собственные эмоции и интуицию. Позднее из-за этого арт-критики прозвали Поллока «Джеком Разбрызгивателем», хотя сам художник чаще употреблял термин «льющаяся техника». Интересно, что для этой техники Поллок не использовал акварелей и масляных красок, так как они расплывались по холсту. Потому художник перешёл к использованию синтетических красок. Он был противником мольбертной живописи и предпочитал работать передвигаясь вокруг картины, как бы даже находясь внутри неё, становясь её частью. Само же искусство в момент работы становилось безумным симбиозом управляемых движений его тела и неконтролируемо капающей на холст краски. Возможно, именно поэтому известный американский искусствовед Гарольд Розенберг в 1952 году охарактеризовал авторскую технику Поллока как «живопись действия». По его мнению, все движения на холсте были направлены на освобождение от политических, эстетических и моральных ценностей.

Джексон Поллок

Таким образом, Джексон Поллок стал одним из лидеров течения абстрактного экспрессионизма, яркими представителями которого были также Марк Ротко и Виллем де Кунинг. Но самое знаменитое и дорогое полотно было создано Поллоком в 1948 году, название которого было очень минималистичным – «Номер 5». В 2006 эта картина была продана на аукционе за 140 млн. долларов, став на тот момент самой дорогой в мире. В 1949 году он уже выставлялся в галерее Бетти Парсонс, а журнал Life опубликовал интервью с ним, восхваляя его и называя чуть ли не величайшим художником Америки. После этого Поллок стал действительно знаменит и некоторые его работы продавались за вполне приличные деньги. Но под давлением популярности художник стал снова пить и при этом имел очень тяжёлый характер. Так, он всё глубже погружался в депрессию, а тона его работ после 1951 года становились всё более мрачными. Между тем, Поллока бросила и жена Ли Краснер, которая больше не могла выносить его измен. Всё это и привело к смерти художника 11 августа 1956 года в результате автокатастрофы, когда он вёл автомобиль в нетрезвом состоянии возвращаясь с вечеринки.

Джексон Поллок

Джексон Поллок

Несмотря на плохие привычки и тёмные стороны, Поллок всё же смог создать уникальное по своей простоте и глубине искусство, которое стало символом освобождения от формальности в живописи и воплощением бессознательного естества человека.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии

styleinsider.com.ua

Современное Искусство :: Джексон Поллок

Крупнейший американский художник-авангардист, основатель абстрактного экспрессионизма.

 

Детство и юность

Джексон родился в Вайоминге, в многодетной семье шотландско-ирландского происхождения; мальчик был младшим из пяти сыновей. В детстве с ребёнком случилось несчастье: его друг случайно отрезал ему кончик указательного пальца правой руки во время игры на лесопилке.

В 1927 году Джексон поступил на Службу подготовки офицеров резерва (Reserve Officers' Training Corps). В этом же году, несмотря на юный возраст, он всерьёз пристрастился к спиртному. Осенью будучи в подпитии он ударил одного из студентов во время строевой подготовки и был за это отчислен. Стоит отметить, что это был период «Сухого закона», однако подросток не упускал ни одной возможности раздобыть нелегальную выпивку.

Начиная с 1928 года Поллок стал посещать Высшую школу прикладных искусств в Аризоне. Один из учителей, Джон Швамковски, познакомил ученика с абстракционизмом и посвятил в основы теософии. Джексон увлёкся трудами Джидду Кришнамурти и Рудольфа Штайнера. Однако в связи с дисциплинарными нарушениями Поллок был выдворен и из Высшей школы.

В 1930-м году по достижении восемнадцатилетия художник отправился в Нью-Йорк вместе с братом Чарльзом. Вместе они поступили на учёбу к Томасу Бентону, ведущему представителю американского мурализма и риджионализма в живописи. В этот период работы Поллока обнаруживают значительное влияние Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско. Однако после изучения сюрреализма и работ Пикассо, его творчество приобретает символическую направленность.

Год спустя отец Поллока умер, и это означало для художника беспросветную бедность. В свободное от учёбы время ему приходилось трудиться разнорабочим и иногда подворовывать еду, он неоднократно попадал в передряги. Всё это происходило на фоне Великой депрессии. В его письмах брату можно найти такие строчки: «Меня не раз били. Дважды я угодил в тюрьму, где, конечно, голодал днями. Но зато какой огромный опыт!»

Становление художника

В 1935 году в США началась реализация программы поддержки художников. Несмотря на неоконченное образование, пол неё попал и Поллок. Он получил стипендию 100 долларов в месяц, взамен он обязан был предоставлять государству по одной картине раз в два месяца.

Материальная поддержка позволила Поллоку записаться на семинары, организованные мексиканским художником-монументалистом, коммунистом и политэмигрантом Дэвидом Альфаро Сикейросом. Студент стал посещать его Лабораторию современных живописных техник Laboratory of Modern Techniques in Art. Именно там он стал экспериментировать с нетрадиционными материалами, писать автомобильной краской и эмалью, использовать баллончики. Благодаря Сикейросу он впервые попробовал разбрызгивать краски по холсту и освоил аэрограф. Однако из-за вовлечённости в политические процессы – Сикейрос поручал ученикам рисовать транспаранты для коммунистических демонстраций – у Поллока начались серьёзные неприятности. Ему урезали стипендию, и пришлось давать подписку, что он не состоит ни в одной левой организации.

В 1939 году, окончательно превратившись в алкоголика, Поллок попал на лечение к психоаналитику юнгианского толка Джозефу Хендерсону. По его настоянию художник в течение полутора лет выплёскивал свои страхи и переживания на бумагу, за этот период накопилось три альбома рисунков. Врач использовал их для демонстрации работы бессознательного. Идеи Юнга произвели на художника неизгладимое впечатление и в дальнейшем он нашёл им применение в своём творчестве.

В 1941 году Поллок вошёл в круг художников, увлекающихся сюрреализмом и автоматическим письмом – бессознательным способом получения изображения в результате монотонно повторяющегося действия. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, художницей Ленор «Ли» Краснер. Сюрреализм и психоанализ всегда были тесно связаны друг с другом, и, увлечённый юнгианец, Поллок с головой окунулся в эксперименты. Он также завязал дружбу с выходцем из России, куратором Джоном Грэхэмом. Тот открыл для Поллока искусство Брака, Матисса, Модильяни, Пикассо. Последний произвёл колоссальное впечатление на Поллока и в особенности «Герника».

В 1943 году состоялось знаменательное событие, открывшее художнику дорогу в мир: он приобрёл влиятельнейшую покровительницу в лице коллекционерки и миллионерши Пегги Гугенхейм, основательницы Музея Соломона Гуггенхейма. Она продемонстрировала работу Поллока «Стенографическая фигура» широкой публике, а затем помогла организовать первую персональную выставку. О подающем надежды живописце начали говорить СМИ, самые строгие критики встретили его с воодушевлением, в том числе – сам Пит Мондриан, назвавший «Фигура» самой интересной из увиденных им картин. Кроме того, одну из ранних работ Поллока – «Волчица» – приобрёл Музей современного искусства (МоМА).

Чуть позже Пегги заказала Поллоку огромную фреску для своего дома размерами 6 на 2,7 метра. По совету Марселя Дюшана художник решил писать не на стене, но на холсте, чтобы работа была транспортабельной. Он никогда ранее не выполнял таких масштабных проектов и прокрастинировал в течении многих месяцев, в отчаянии созерцая пустой холст. Поллок вновь впал в депрессию, однако, когда его, наконец, посетило вдохновение, он управился с работой в течение суток. После успеха «Фрески» он стал писать исключительно монументальные полотна, гигантомания стала его отличительной чертой. Никто из европейских авангардистов никогда не создавал картин таких размеров.

 

Абстрактный экспрессионизм

В 1944 году Поллок женился на художнице-единомышленнице Ли Краснер и обосновался с супругой в городке под названием Спрингс, что в Ист Хэмптоне. Пара приобрела скромный двухэтажный фермерский дом с сараем, который художник преобразовал в мастерскую.

В 1947-м Пегги Гугенхейм решила уехать в Европу и направила Поллока к Бетти Парсонс, художнице, коллекционерке и арт-дилеру, известной своей любовью к новейшим авангардным веяниям.

В том же году после долгих исканий Поллок создаёт принципиально новую технику живописи, заключающуюся в кажущеся-хаотичном разбрызгивании красок. Он расстилал гигантские холсты прямо на полу и капал на них красками, не прикасаясь кистью к поверхности. Позднее арт-критики стали называть его метод попросту дриппингом («разбрызгиванием»), но художник употреблял собственное наименование – «льющая техника». В СМИ Поллока стали называть Джеком Разбрызгивателями (Jack the Dripper – игра слов и аллюзия на Джека Потрошителя (Jack the Ripper)).

По признанию Поллока, работа непосредственно на полу позволяла ему в прямом смысле этого слова окунаться в творчество: «На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё». Он никогда не работал с мольбертами и подрамниками, редко прибегал к кистям – их ему очень скоро заменили палочки, шпатели, совки и просто льющаяся из банки краска. Он также использовал посторонние материалы – битое стекло и песок.

Несомненно, ему было известно о песчаной живописи Навахо. Коренные американцы сохранили ритуальный обычай, заключающийся в создании своеобразных картин из песка. Примеры таких картин экспонировались в Музее Современного Искусства ещё в 1940 году. Клемент Гринберг, подметивший родство работ навахо и Поллока, назвал последнего «очень американским» художником.

Принцип работы Поллока заключался в сочетании управляемого (движений его тела, выбираемого направления) и неуправляемого (свободно капающей краски). Многие критики, журналисты и искусствоведы полагали, что в его работе присутствует элемент случайности, те, кому довелось наблюдать за процессом работы, сравнивали его с шаманизмом, неким ритуальным действом. Но Поллок упорно отрицал подобные интерпретации. «Никакого хаоса, чёрт побери!» – возмутился он однажды после прочтения негативного отзыва молодого итальянского критика; это ругательство вошло в анналы истории и было процитировано в сотнях монографий и статей. В его картинах каждый жест выверен и продуман: «Техника – это средство достижения определенной цели. Когда я пишу, у меня есть ясная общая идея того, что я хочу сделать. Я контролирую распределение цветных пятен, здесь нет случайности…».

Начинающий фотограф Ханс Намут, ставший свидетелем создания одного из значительных полотен, так описывал этот загадочный процесс: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина. (…) Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все.»

Порвав со станковой живописью и разработав свою неповторимую манеру письма, Поллок возглавил течение под названием абстрактный экспрессионизм. Впервые этот термин был применён Альфредом Барром по отношению к Кандинскому ещё в 1936 году. В американском искусствоведении понятие закрепил Роберт Коэтс в выставочном каталоге 1946 года.

Метод Поллока коренился в так называемой «живописи действия» (action painting), появившейся благодаря немецкому иммигранту Гансу Хофману в 1945 году, художнику и преподавателю, у которого училась Ли Краснер. В американском искусствоведении этот термин ввёл в обращение в 1952 году искусствовед Гарольд Розенберг – он приписывал возникновение action painting Поллоку как человеку, превратившему этот живописный метод в революционное авангардистское течение. «Поворотный момент наступил тогда, когда было решено рисовать ради того, чтобы рисовать, – писал Розенберг в ARTnews, – движение на холсте было жестом освобождения от ценностей – политических, эстетических, моральных». (The big moment came when it was decided to paint 'just to paint.' The gesture on the canvas was a gesture of liberation from value—political, aesthetic, moral).

Успех

Первая персональная выставка в Галерее Бетти Парсонс принесла художнику большой финансовый успех и стала настоящей сенсацией. Журнал Life (выпуск от 8 августа 1949 года) окрестил Поллока выдающимся американским художником своего поколения и величайшим со времён Миро. Статья, посвящённая художнику, занимала целых четыре страницы. Благодаря этой публикации он в буквальном смысле проснулся знаменитым, однако слава привела к появлению целой армии завистников. Некоторые из вчерашних друзей отвернулись от Джексона и стали соперниками.

Заработав репутацию настоящей звезды от авангардизма, Поллок оказался в самом эпицентре художественной жизни и возглавил новое течение, получившее название абстрактный экспрессионизм. Этот жанр вырос из зародившегося в 1940-е абстрактного сюрреализма с его принципом автоматического письма, хотя сам термин впервые возник ещё в 1919 году в немецкой арт-критике. Предтечей этого направления можно считать раннего Кандинского, орфистов, отчасти дадаистов. Суть его весьма точно сформулировал куратор Карл «Чарли» Рурберг: «освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь – освобождение свободно струящегося цвета от доктринёрских законов формы». Художник встал в один ряд с такими выдающимися представителями данного направления, как Виллем де Кунинг, Барнетт Ньюмен и Марк Ротко.

Поллоку как нельзя лучше удалось выразить эстетические принципы абстрактного экспрессионизма, благодаря ему дриппинг стал стилистическим каноном жанра. Кроме того, он сумел переосмыслить художественное наследие Старого Света и преодолеть изолированность и провинциальность американской арт-сцены. «Я не понимаю, почему проблемы современной живописи не могут быть решены здесь так же, как где бы то ни было» – говорил художник.

Однако критики не были единодушны в своей оценке работ Поллока и разделились на два непримиримых лагеря: одни считали его гением, другие – дилетантом и выскочкой. Так, Олдос Хаксли сравнил его «Собор» с обоями, профессор Грин из Йельского университета заявил, что работы художника могли бы стать неплохим дизайном для галстуков, а некий журналист охарактеризовал увиденное так: «это похоже на вычесанный колтун».

Ясно было одно: художник стал живым воплощением американской мечты, человеком, родившемся в нищей многодетной семье разнорабочего, пробившимся на культурный Олимп. До Поллока своего собственного авангардного искусства у США попросту не было. О нём писали журналы «Глаз тигра» («The tiger’s eye»), «Иконография» («Iconography»), «Новая иконография» («The new iconography»), «Возможности» («Possibilities»), «Искусство и архитектура» («Arts & Architecture»), «Новости искусства» («Art news»). Немаловажно и то, что уже к концу сороковых годов Поллока стали всерьёз изучать искусствоведы. Заметки о нём стали появляться в академической периодике, его работы и методы стали объектом исследований.

Хотя Бетти Парсонс обеспечила Поллоку интернациональное признание, она не смогла выгодно продать ни одной его работы. Поэтому в начале 1950-х художник прекратил сотрудничество с ней и обратился к Сиднею Дженису, богатейшему коллекционеру и владельцу собственной галереи, располагавшейся в том же здании на 57-й улице и на том же этаже, что и галерея Парсонс. Дженис выставлял как американских, так и европейских авангардистов – Клее, Миро, Боннар. Ему удалось на время наладить финансовое положение Поллока – одну из его картин он продал за 8000 долларов, что по тем временам – изрядная сумма.

После Поллока. Влияние на мировую культуру

В 1950 году Поллок создал серию из шести работ, среди которых – знаменитые «Галактика», «Белый свет», «Лиловый туман» и «Осенний ритм», ставшую самой узнаваемой и дорогостоящей. В том же году его картины выставлялись в рамках двадцать пятой биеннале в Венеции. Однако даже в периоды подъёма депрессия и тяга к алкоголю не оставляли художника. "Поллок был очень тяжелым человеком, – писала Пегги Гуггенхейм в своих мемуарах. – Он пил слишком много и в это время становился очень неприятным человеком, можно сказать, дьяволом. Когда я жаловалась на это Ли Краснер, она мне отвечала, что у него есть также и ангельские стороны, и это было правдой. Он походил на животное, попавшее в ловушку. Ему не стоило никогда покидать Вайоминг, где он родился".

Болезни отразились и на творчестве: после 1951 года цветовая палитра Поллока претерпела серьёзные изменения: краски стали мрачнее, темнее. В этот период появляются «Глубина» и «Синие столбы».

В 1955 году Поллок совершенно забрасывает живопись из-за алкоголизма. По удивительному совпадению в этом же году Сидней Дженис организует ретроспективную выставку «15 лет Джексона Поллока». Художник меж тем заводит роман с юной натурщицей Рут Клигма. Годом спустя от него уходит Ли Краснер.

11 августа 1956 года Поллок погиб в автокатастрофе по причине нетрезвого вождения. Ему было всего 44 года. Вместе с ним разбилась одна из его пассажирок, другая – серьёзно пострадала. Художник, живший «на грани» и ставший американской звездой, умер как и положено звезде.

Практически сразу после трагедии государство начало спекулировать его искусством. США решили использовать абстрактный экспрессионизм в качестве идеологического оружия, воплощения американских ценностей. В то же самое время Клемент Гринберг, человек, являвшийся наиболее последовательным пропагандистом творчества Поллока, называл его «проклятым сталинистом от начала и до конца». Издатель «Art News», Томас Хесс говорил, что для правых Поллок был вырожденцем, а для крайне левых – символом «буржуазного разложения».

Два года спустя крупнейший куратор Аллен Кэпроу опубликовал в том же самом «Art News» исследование под заголовком «Наследие Джексона Поллока», в котором убедительно обосновал влияние художника на формирование поп-арта. Это эссе стало подлинным манифестом нового поколения художников, и заканчивалось оно поистине пророческими словами «такой – и это совершенно ясно – будет алхимия шестидесятых годов».

В 1959 году одна из работ Поллока – «Собор» – попала на Американскую Национальную Выставку в СССР. Одной-единственной картины хватило для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на советских нонконформистов. Немногим позже Юлий Злотников и художники его круга стали применять похожую живописную технику и добиваться аналогичных результатов, за что получили в прессе звание «советских абстрактных экспрессионистов». Речь, впрочем, не идёт о прямом подражании, скорее – о коллективном оммаже.

В 60-е годы фигура Поллока стала культовой. Его «живопись действия» оказала огромное влияние на расцветший в этот период акционизм; такие феномены, как хеппенинг или перфоманс, были бы невозможны без открытия дриппинга, без установления связи между движением, телом и живописью. «Живопись действия» Поллока стала предтечей перфоманса, поскольку уже сама по своей сути являлась им, а полученный результат – готовая картина – его документацией. Его методы были также переосмыслены легендарной японской художественной группой «Гутаи» и частично применялись в искусстве энвайронмента. Наконец, очевидна прямая связь дриппинга и граффити.

В 1973 году его поздняя работа «Выгляди как обезьяна» (1953) была продана за два миллиона долларов – колоссальные деньги по тем временам. С тех пор цены на его работы – в особенности дриппинг-периода – неуклонно росли.

В XXI веке Джексон Поллок стал одним из самых дорогостоящих художников всех времён и народов. В 2006 году картина «Номер 5» 1946 года была продана на аукционе Сотбис за 140 миллионов долларов, что сделала её самой дорогой в истории.

sovremennoe-iskusstvo.ru

Художник Джексон Поллок - Художественная галерея

Миры фентези [91]

Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.

Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]

Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.

Мистические явления [277]

Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.

Нелепые факты [280]

Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности

Мрачная готика [31]

Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.

История Франции [79]

Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.

Города Франции [126]

Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.

Дворцы и замки Франции [84]

История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.

Короли и императоры Франции [64]

История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.

Легенды Франции [70]

Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.

Музеи Франции [19]

Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.

Храмы и соборы Франции [66]

Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.

История Великобритании [83]

Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.

Исторические личности Великобритании [64]

Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.

Достопримечательности Великобритании [80]

Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.

Легенды и мифы Великобритании [104]

Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.

Мифы и легенды народов мира [56]

Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.

История и культура Японии [123]

История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.

Галерея фоторабот [391]

Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.

Художественная галерея [689]

Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов

Красивое оформление для сайтов и блогов [215]

Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.

Курсовые работы и не только они... [30]

Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.

Праздники,которые мы празднуем [51]

Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.

Самое удивительное в искусстве [10]

Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.

Мистика [12]

Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.

Фанфики по квестам [9]

Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.

Юмор [10]

Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики

Проза [17]

Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.

Фентези [17]

Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.

Миры кота Баяна [23]

Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.

vision7.ru

Картины Джексона Поллока. Искусство и антиквариат. Добавил Vasiliy Popyk — VilingStore.net

Картины Джексона Поллока фото

"Накапанные" картины

В 1947 году Джексон Поллок изобрел принципиально новый способ рисовать – «льющаяся живопись ». Одна из его «накапанных» картин, № 5, сейчас – самая дорогая картина в мире.

Картины Джексона Поллока

Невиданная техника

То, как творил Джексон Поллок – нечто совершенно невиданное. Он никогда не натягивал полотна на холст, по его собственному признанию, стремился избавиться от обычных инструментов художника. Картина располагалась прямо на стене, но еще чаще – на полу. Над ней сначала расхаживал с банкой красок, потом приплясывал в неком почти трансе художник. Он лил, брызгал, бросал на полотно краску. Иногда – смешанную с песком, с другим материалом. Художник при таком подходе становится частью живописи, говорит Поллок. Абстрактная путаница линий и клякс несет на себе следы вдохновения мастера, выглядит осмысленной и символичной. Поллок отрицал случайное в живописи, чего сразу не скажешь, глядя на его картины. Но – каждое движение мастера было глубоко продумано, он принимал в расчет и впитываемость краски холстом, и силу гравитации. Поллок добивался именно того изображения, которое было ему нужно, не касаясь полотна кистью. Такое искусство стали называть «живописью действия».

Картины Джексона Поллока

«Джек-разбрызгиватель»

А самого Поллока из-за необузданной манеры кружить над картиной в Америке прозвали «Джек-разбрызгиватель». По-английски, Jack, the Dripper, это всего одной буквой отличается от известного «Джек-Потрошитель», Jack, the Ripper. Но картины Поллака – настоящая гордость Америки.

И особенно №5, продажа которой стала сенсацией. Эту картину Поллок нарисовал в 1948 году на листе фибролита размером 1,5х2,5 м. Возможность создавать такие большие картины – несомненное преимущество ухода от мольберта.

Картина сначала была собственностью Сэмюэла Ньюхауса, затем демонстрировалась в Музее современного искусства Нью-Йорка. Потом снова стала экспонатом частной коллекции, на этот раз Дэвида Геффена, известного аудио- и кинопродюсера, участвовавшего в создании кинокомпании DreamWorks. Геффен и продал ее мексиканскому коллекционеру шедевров живописи за рекордную сумму – $140 млн. Так № 5 обошла по стоимости и «Женщину III» Виллема де Кунинга, и «Портрет Аделе Блох-Бауэр I» Густава Климта, до недавнего времени самые дорогие картины.

vilingstore.net


Смотрите также