Мастерская художника. Картины поздеева


Сайт музея художника Андрея Поздеева

«Бывают такие счастливые художники, для которых все их творчество - это радость видения жизни и восторг перед нею, перед ее щедростью».  Тойво Ряннель об Андрее Поздееве.

В музее Доброго человека хранится копия Книги отзывов с  персональной выставки Андрея Поздеева, прошедшей в Красноярске в 1964 году.

Время Хрущевской оттепели и, одновременно, бурного строительства промышленного Красноярска. В город приехало много молодежи, требовались учителя, врачи, рабочие. Художественная жизнь Красноярска бурлит. Интересно перечитать отзывы посетителей того времени, спустя почти 50 лет... Судя по ним, выставка получилась шумной, вызвала много споров, радости, восхищения, негодования и критики. Порой, читая эмоциональные записи посетителей, невозможно сдержать улыбку, сколько людей - столько мнений… Отзывы - это не просто впечатления об увиденном, но и отражение самих красноярцев и гостей города в 60-е годы прошлого века. Предлагаем вашему вниманию отрывки из Книги отзывов 1964-65гг. Орфография и пунктуация, по возможности, сохранена.

Отрывки из «Книги отзывов» персональной выставки Андрея Поздеева.Красноярск 1964-65гг.

Приветствуем самостоятельного подлинно  самобытного художника, художника без страха и упрека. Ни в чем не упрекнешь Андрея Поздеева: ни в погоне за модой, ни  в эклектике, ни  в лености, ни в отсутствии темперамента, ни в  сутяжничестве ни в карьеризме, ни в отсутствии связи с жизнью, ни в чем… Когда снова и снова просматриваешь его творчество, когда вспоминаешь его другие вещи не показанные на выставке по независящим от автора причинам (зональная выставка в Новосибирске) становиться жаль тех, которые подражают манере А.Поздеева.  Примером подражания здесь должно быть само отношение к творчеству, к жизни, как к источнику творчества, к товарищам по ремеслу. Нужно ли художника с определившимся видением,  художника мастера картины-этюда тянуть к каким-то весьма туманным  не живым  «завершенным»  и законченным «произведениям»? Спорно все это.. Хочется пожелать художнику здоровья здоровья и еще раз здоровья! А новые вещи, новые выставки, новые живописные откровения, новые успехи  будут!(Подпись: Художник Е. Кобытев (!))

*** 

Дорогой г. Поздеев!После вашей выставки хочеться петь и радоваться за то, что есть такие художникиС глубоким уважением( Подпись: Попов Евгений) 

 

Город Красноярск

г.ПоздеевуРаботаете вы смело, краски ваши сочны, звучат. Но все таки кое-где нужно быть умеренным, ибо ваша техника или подчерк работы граничит с небрежностью. Ваши полотна держат зрителей на расстоянии, а хотелось бы рассмотреть и поближе. Желаю успеха.Подпись: Лобанов  30/ХI-64г.

*** Поздеев! Благодарю за праздник!!Андрей! Поздравляю от души! От всего сердца, радуюсь, горжусь твоим успехом - а это уж точно!Подпись: Твой Марк Живило.  художник  30/ХI-64г.

***

В восторге! Наблюдал за лицами зрителей, как они реагируют - здорово. С чем и поздравляю. Жаль, конечно, что все картины выставлены в одном зале - можно объестся, захмелеть. Надо выставлять небольшими порциями, рядом с другими авторами – это усилит.Подпись: писатель Зябров  30/ХI-64г.

 ***2/XII-1964    С удовольствием дети рассматривали этюды. Сюжет многих картин детям был понятен, рассматривали с интересом. Единственное, сожалели дети, что нет в творчестве художника еще и темы о детях. Надо отметить, что Раиса Андреевна, проводившая беседу, подала материал – рассказ в доступной форме.Подпись: Учащиеся школы № 29 3 А и 3 д классы Учит Н.С. Филипова В.Г.Чащина. Родитеди И.И. Верхуша, Балахнина 

 ***Выставка мне не понравилась. Удивляюсь! По- моему то, что висит на стенах-просто мазня.Без подписи. 6 XII-64.  Запись перечеркнута словом БОЛВАН!  Приписано внизу - Тогда надо было честно подписать свою фамилию, что бы кое-кто мог с вами поспорить

***Эта выставка веселая и праздничная. На ней много детей, она необычна и неакадемична. Это хорошо. На ней можно шуметь, спорить восхищаться и ругать. Это чудесно. Это победа художника!Подпись: Студентка Н. и Н.

 *** 

Ваши картины чудесны!Чем больше смотришь на них, тем больше хочется смотреть и смотреть на них! Так чудесно и прекрасно! Хочется пожелать Вам больших успехов в Вашем творчестве!Оставайтесь всегда   таким, самим собой!Подпись Посетители.

*** 

Выставка нормальная. Но хочется желать лучшего. Есть хорошее есть не очень. Побольше труда и души в картинах. Тогда они будут более яркие и живые.Подпись 9.12.64   рабочие 3-да 522

***После просмотра картин настроение весьма неудовлетворительное. Наряду с элементами нового, хочется отметить большую небрежность художника, отступление от славных традиций  Советского изобразительного искусства...Всякое искусство должно изображать правду, должно быть реальным (мысль не нова) только тогда она будет понятно, полюбиться зрителю...надо изображать человека во всей его красе, человека-творца новой жизни. Все его славные дела (только реально!) И не целыми галереями, а поменьше.Подпись Студент. Ф. 9.12.164 (запись перечеркнута словами:  Бред и Галиматья)

*** ПодсолнухиЭта выставка нам гостями Красноярска показалась добрым домом.Спасибо Вам, Андрей, за характер и смелость за подсолнухи и арбузы, за все то, чем вы богаты и чем щедро делитесь с людьми. Искренне желаем Вам успеха в пути.Подпись:  бригада сотрудников и авторов издательства «Молодая гвардия» Лариса Васильевна Митушкина 10.12.64

*** 

А.Поздеев, у тебя многое впереди.Только не повторяйся.Твой городской пейзаж – лучший в Союзе, не зазнайся, а работай. Гордись если тебя «упрекнут в импрессионизме»,ты чистейший мастерБез подписи. 11.12.64

 ***А. Поздеев. Хотелось бы в малом видеть большое. А у вас наоборотПодпись: Муж художницыВнизу  кем-то приписано- Незавидная должность. А что ты еще умеешь?

 ***Наконец!!!!!!  Мы отделались от созерцания рабочего с лопаткой или свинарки с поросятами, отождествляющих собой так называемый Гимн труду. Поздеев показывает свое отношение к окружающему и заставляет чувствовать зрителя. А это и есть искусство. Приятно, что мы опять возвращаемся к нему и в живописи.Подпись: Аспирант Крепких

 ***

Дорогой Андрей Геннадиевич! Приехав посмотреть вашу творческую выставку, я очень остался доволен. Я рад за вас. Как это здорово!   В 1965 г. Я буду поступать в ваше художественное училище. Я так же сейчас готовлюсь к экзамену.  Я хочу после этого написать вам стихотворение:Будь беспокойным-не считай отрадойБлагополучия собственного райТвори!-Работай!-Ошибайся!-Падай!-И снова все сначала начинайНе так легко, не так все простоНо пусть в тебе живет огонь живойГлубокого, живого – неудовольствия собойДо самой крышки гробовойМой адрес пр.Комсосмольский /36/  Марищев

*** Он научился писать воздух и видеть цвет  это большое достижение, но главное не в этом, а в сюжете, чтобы тема поднятая им, художником должно волновала советского зрителя.Дорофеев . Ачинск

*** 

Шли в галерею посмотреть пейзажи Ряннеля. Но здесь увидели только Поздеева. Ряннель- это художник. Поздеев скорее маляр, хотя некоторые его вещи выглядят как картины.13.12.64Подписано кем-то- Каждому своё.***Мысль в человеке.Художник будит ее. Разбудить дурака никому еще не удавалось. Да это никому и не нужно.Не трогай дураков, Андрей. Ты пишешь верно. И твое неистовство на полотнах, краски - чудо. Они раскроют все. За ними – великая любовь и сила!Будь здоров. Юрий 27.12.1964

 ***

 

Андрей Геннадьевич!Был и еще приду. Учусь. Дышите так же и дальше.

****Андрей ГеннадьевичК сожалению посмотрев всю вашу мазню невольно ассоциируешь слово художник от корня худо. Я целиком присоединяюсь к Толстому, давшему критерии художественной ценности произведения:1.       Тематическая значимость сюжета для человеческого общества.2.       Красоты форм (техника живописи)3.       Искренность автора, судьбы героя или образаТеплый день, 1960-е гг.Картина «Теплый день». Влажный осенний воздух чист, пыли нет, краски спокойны и контрастный сливковый цвет скорой помощи лишь подчеркивает спокойствие настроения (больному нуждающемуся в помощи незамедлительна будет оказана помощь деловыми знающими людьми) Относительно техники живописи? За краски платите вы сами или Союз художников?С приветом Братья Лисковы.Подписано неизвестным – Штукатуры видно, о профессиии нетрудно догадаться...

 *** Молодец Андрюша, так держать. Не обращай внимание на циников и хамов.Ст. худ. Уч.

*** В работах Поздеева поражает необычная красочность, чистота и, прежде всего, огромная взволнованность. Желаю, чтобы и дальше художник работал именно так не обращая внимание на некоторых доморощенных критиков которым в искусстве нужна, прежде всего, аргументация и проработка каждой мелочи.

Кузьмин. Г.Челябинск  8.01.65

*** Молодец Поздеев, я в твоих картинах вновь вижу жизнь ибо она показана со всеми ее естественностями. Действительно когда любишь жизнь то и радостно на нее смотреть с твоих картин.  Ведь картины рассказывают о нашем любимом городе Красноярске. Желаю еще больше успехов в дальнейшем.Подпись 9. 01.65. Тимошенко.    Вся запись перечеркана следующим автором отзыва:

***страница книги отзывовТов. ПоздеевПредыдущая надпись  вам льстит, которая мной зачеркнута. Я не хочу перед вами подхалимничать, как они и скажу прямо. У подсолнуха, даже с его пасынками, не бывает 15ти головок, прошу учесть! Некоторые ваши картины ничего, но еще вам нужно поработать. Особенно хороши березовые рощи. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, но прошу! Меньше ложити краски, будьте ближе к действительности, не гонитесь за славой ибо вам до нее далеко.

Подпись И. Рождественский.

 ***Андрюха, да ты поэт!Подпись Левашов

***Андрей Геннадевич, стемительней неситесь на своих парусах  в поисках самого себя. И не делайте остановки в кабаках с «пьяными женщинами»Щербаков худ.

***Дорогой Поздеев, ваша выставка – это симфония цвета. Так приподнято, сочно видеть мир – уже праздник!

***Приехал из Абакана специально на выставку Поздеева. Раньше писал сам, немало видел творчества живописцев. И в морозный январский день, проехав от аэропорта до галереи в такси с замороженными окнами давно не видев родного города. Я УВИДЕЛ ЕГО В ЭТИХ ЧЕТЫРЕХ КОМНАТАХ. И ласковый, бурный летом, спокойный и величественный зимой. Но  всегда современный город - глянул на меня  с этюдов Поздеева. Не знаю, нужно ли писать идейные полотна - шедевры, но уже то, что автор с большим мастерством с колоссальным чувством говорит о красоте, это уже здорово.По моему не в нарочитом стремлении к идейности рождаются шедевры а  в естественном движении человека делать то что дорого его современнику. Поздеев делает это.  Шедевр определит эпоха!

М. Питерский 10.01.65

*** Дорогой А.Г!

В ваш адрес так много сказано, Много глупых реплик и мне хочется еще раз сказать, все что я сегодня увидела в этом зале – замечательно. Высказать свою мысль дело каждого, но что бы нести чепуху, нужно быть или пьяным или совсем человеком не любящим искусство. В основном то не только к картинам пишут реплики, не только к вам. Даже по залу по человечески пройти не могут. И если бы разрешили - чтобы наделали эти варвары.Спасибо. Валентина Искакова. Пряд.цех II-е шелк.

*** 

Волнуюсь! Это первый признак настоящего. Поражает какая то первозданность восприятия, детское (по-хорошему) Есть картины – просто откровение…Спасибо вам. Желаю Быть!

Актриса Михайлова тетр им.Лен.Комс.

 

 

mus-pozdeyev.ru

Сайт музея художника Андрея Поздеева

Фонды школьного  музея А.Г Поздеева составляют основную базу нашего музея и придают ему собственный облик.Самые ценные экспонаты  для нас - это работы Андрея Поздеева: живопись, рисунки, наброски художника. Особенно мы гордимся работами Андрея Поздеева, подаренными музею друзьями художника.Часть работ находятся в музее на временном хранении (поэтому экспозиции часто меняются),Другая часть - это незаконченные картины, оставшиеся после художника и подаренные музею вдовой Поздеевой В.М.Некоторые картины разрезаны самим художником на куски (он часто жестоко уничтожал свои работы и не всегда плохие)Теперь они восстановлены  с помощью художников, друзей Андрея Генадиевича.Даже промежуточные незавершенные или изрезанные холсты, представляют большой интерес для юных исследователей творчества мастера. Это своеобразная «кухня художника», помогающая лучше понять его творческие поиски, огромный труд в решении замысла картины. Чем отличаются  просто старые вещи от музейных экспонатов?Кроме картин в состав основного фонда  музея входят более 1000 единиц хранения. Это личные вещи художника, материалы для живописи, афиши выставок, фотографии,У каждого предмета – своя история. Очень важно не только собирать и хранить материалы, связанные с жизнью и творчеством А.Г. Поздеева, но и изучать их, составлять научное описание, без которого невозможна работа искусствоведов и экскурсоводов. Наши архивариусы начали работу, рассчитанную не на один год – создание электронной картотеки музея. Это требует серьезной, скрупулезной работы по описанию предмета, составления легенды каждого из них. Кроме того, архивариусам приходиться заниматься и поисково-исследовательской деятельностью по воссозданию истории каждой вещи.Без научного описания, предметы нашего музейного фонда могут превратиться в обыкновенные старые вещи, не имеющие научной ценности, поскольку может оказаться забытой их история.

         

        

 Портрет Е.Попова

Немного о предметном фонде музея (пример-отрывок из электронной картотеки). Составитель Чернобылова Екатерина.

Автор, мастер, школа: Юрий Злотя

Наименование: гипсовый бюст А. Г. ПоздееваГод исполнения: предположительно 1999-2000 год.Материал, техника: гипсРазмер, вес: высота 55, ширина 29 см.Клейма производства: отсутствуетВремя, место и способ поступления: дарственная от автора 3 мая 2001 года.Сохранность: полнаяЛегенда: 27 сентября 2000 года в Красноярске открылся памятник Андрею Поздееву, автором которого является  московский скульптор Юрий Злотя. На следующий день он побывал в музее  А. Г. Поздеева школы № 69, где рассказал о своей работе над образом художника. В мае 2001 г., когда Юрий Злотя вновь посетил Красноярск, он подарил  школьному  музею гипсовый  бюст А.Г.Поздеева. Этот бюст является одним из вариантов работы Юрия Злоти над образом художника.

Наименование: весы медицинские

 Год исполнения: 60-ые годы

Материал, техника: металл, пластмассаРазмер, вес: ширина 5,5 см., длина 8 см.Клейма производства: отсутствуетВремя, место и способ поступления: 25 июня  2000 годСохранность:  полнаяЛегенда: А. Г. Поздеев очень тщательно относился к грунтовке холстов. Его грунт был очень сложным, состоял из большого количества компонентов. Благодаря особому грунту  работы мастера не «жухнут», не темнеют и остаются яркими много лет. Составные части грунта Поздеев тщательно взвешивал на медицинских весах. В комплект с весами входила эта шкатулка с гирьками.

                                                              ВВЕРХ>                 НА ГЛАВНУЮ>

mus-pozdeyev.ru

Сайт музея художника Андрея Поздеева

Гуманистическая тема в творчестве А. Г. Поздеева. Голик Наталья. //Первые Поздеевские Чтения. Юношеская секция. - 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Наталья Голик"О человеческих страстях" - так сам А. Г. Поздеев назвал один из циклов своих работ. Эта тема мало освещена исследователями и заслуживает гораздо большего внимания, чем ей уделено. В музее А. Г. Поздеева школы № 69 хранится подлинный набросок художни­ка к одной из картин этого цикла, картине "Охота на птиц". При изучении истории создания картины мы столкнулись с разным восприятием и трактовкой смысла изображенного на картине.

Люди, близко знавшие художника, по-разному определяют как историю создания картины, так и ее сюжет. Задачей настоящей работы является проследить творческий путь художника и выяс­нить настоящую историю создания этого цикла. В процессе иссле­дования была изучена биография художника, предвоенное детство и военная юность, поскольку пережитое именно в эти годы стало главной темой этого цикла.

В первой части работы рассматривается богатая событиями биография художника и его картины, посвященные антивоенной теме ("Война", "Реквием", "Невесты"). Большое внимание уделяется второй части работы, где рассматривается история создания картины "Охота на птиц". Источниками исследования стали статьи о А.Г. Поздееве Г.Кушнеровской, Э. Русакова и других, а также вос­поминания, записанные нами со слов вдовы художника В.М, Поздеевой, его друзей А.Г. Грицай, В. Крейнделя, В.Г. Ваганова и видео интервью самого художника, сделанные в 1993 -1994 годах.

СУДЬБА ХУДОЖНИКА В СУДЬБЕ СТРАНЫ

Родился Андрей Геннадьевич Поздеев 27 сентября 1926 года в селе Нижний Ингаш Красноярского края в семье почтового работ­ника Поздеева Геннадия Даниловича и его жены Евдокии Иванов­ны. В семье уже было двое детей: сын Николай и дочь Антонина, после Андрея, через год, родилась младшая дочь Зинаида. Андрей гордился своей принадлежностью к исконному сибирскому роду, говорил: "Я - енисейский мещанин. В роду-кузнецы, столяры-краснодеревщики". Мать была родом с Ангары. Семья постоянно переезжала из-за работы отца. Жили преимуще­ственно в поселках по Енисею. Там, в одном из поселков, он начал учиться в школе.

Жизнь Андрея Поздеева, как и жизнь многих людей поколения 20-30 годов, не была легкой. В детстве беспризорничал, убегал из дома, с четвертого класса путешествовал на товарняках, попадал в милицейские облавы. "В пятом классе батюшка обнаружил, что я весь татуирован, - вспоминает А.Г. Поздеев, - давай сечь меня. Решил он, что надо кончать с этим бродягой, пристроить его куда-то на учебу. 5,6,7,8 класс. Потом повез я рисунки в Омское художе­ственное училище, но тут война началась, и учеба моя закончи­лась". (2)

На фронт ушел отец и старшая сестра. Андрей начал работать на комбайновом заводе в Красноярске, жил на квартире у старушки в Николаевке, спал на нарах, ходил в тряпье. Проработав три меся­ца, Андрей заболел. Время было тяжелое, голодное, работа изну­ряющая. Все рабочие (в том числе и подростки) считались мобили­зованными. Не было выходных, опоздавшие или не выходившие на работу карались по жестоким законам военного времени. Заболев, Андрей вспомнил свой старый опыт беглеца из дома, сел на пер­вый попавшийся товарняк и уехал до Боготола, а затем пешком в Тюхтет. Ночью добрался домой, а наутро за ним уже пришел участ­ковый милиционер. За побег с завода получил шесть месяцев тюрьмы по сталинскому указу. В тюрьме для малолетних преступ­ников использовались педагогические идеи Макаренко. Андрей там оказался полезным, так как человеком был рисующим: оформлял красный уголок, рисовал стенгазеты. Когда кончился срок, всех мальчишек отправили в ремесленное училище на станции Енисей. "Нас, большую группу, привезли в город, в ФЗО учиться, - вспоми­нал Андрей Геннадьевич, - а жрать нечего, голодные целый день, ну старшие и начали ходить взламывать ларьки ночами на старом базаре. А мне тоже охота - прошусь с ними. Взяли однажды. А я самый маленький в группе и слабосильный. "На шухере будешь стоять", - говорят. Я и стоял. Страшно, - но стоял честно, и мне мой пай отдали>. А на вопрос "что воровали-то?" Андрей отвечал: "А

что можно было украсть в сорок первом? Конфеты - липкие подушечки и махорку. Но больше меня почему-то не брали, а так хотелось! Воровская романтика у нас была в большом почете... Потом всех моих подельников поймали, посадили. Все уркаганами стали как только я с ними не оказался? Судьба хранила..."(3)

Воспитанием таких ребят тогда занималось ведомство КГЕ директора училища Андрей Геннадьевич вспоминает вовсе с  теплотой: "Славный был дядька: молодой, красивый, с кудрявыми черными волосами. Он-то и добывал мне краски, даже на барахолке покупал".

"Тогда и начал я писать свои первые картины маслом, рисовал  морской,  воздушный,  артиллерийский бой",(4) - вспоминает Поздеев.

К 18-ти годам Андрей повзрослел, в 1943 году пошел добровольцем на войну. Был отправлен на Дальний Восток, участвовал в военных действиях, был связистом, проволочником в артиллерии. Награжден медалью "За победу над Японией". После войны служил на  Курильских островах. На острове Кунашир заболел туберкулезом. Лечился в госпитале на Сахалине, оттуда был комиссован, врачи сказали: "Поезжай помирать домой".(5) Поехал в Тулу, где  в ту пору временно, по договору, проживал отец с семьей. Поздеев приехал туда совершенно больным (распадалось легкое). Но всего за зиму вылечился: чистый воздух, рыбий жир, собачье и медвежье сало исцелили его лучше любых лекарств. Вскоре приехал в Минусинск, вел кружок рисования во дворце пионеров, работал худе ком в Мартьяновском музее.

В Минусинске и Абакане начало его творческой жизни. Он пишет портреты, этюды. В 1948 году первое участие в выставке художников-минусинцев. Первый каталог.

Мечтал учиться живописи. В 1948, 1951, 1953 годах поступал художественные училища Свердловска и Ленинграда. Каждый раз был принят, но каждый раз возвращался из-за обострения туберкулеза.

В 1950 году переехал в город Красноярск. Поступил учить рисовальную школу, студию А.П. Лекаренко, которую окончил в 1951.

В  1956 закончил школу рабочей молодежи,  где встретил будущую жену Крючкову В.М., которая преподавала ему русский язык и литературу. Осенью 1956 года А.Г. Поздеев был принят в  кандидаты Союза Художников РСФСР. Однако билет члена Союза Художников получил только в 1961 году.

Пока художник шел в общем русле официального искусстве картины экспонировались на всесоюзных выставках. В 1957 выставка произведений молодых художников к шестому Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, 1958 год Всесоюзная художественная выставка "40 лет ВЛКСМ", город Москва.

Но, как только стал определяться собственный стиль всесоюзные выставки оказались для него недоступны. Однако акварель Поздеева принимали участие в выставках на Кубе (1971 год), (1971 год), в Мексике (1972) и в МНР (1974)..

Крупные персональные выставки за пределами края прошли в ЦДХ г. Москве (1997 год), в Русском Музее в Санкт-Петербурге, в редак­ции журнала "Наше Наследие" (1999 год), в ГТГ (1999 год), в Мос­ковском Музее Советского Искусства (2001 год), в 1992, 1993, 1999, 2001 годах вышли альбомы художника, сняты фильмы, организова­ны передачи по Центральному Телевидению. В 1998 году А. Г. Поздеев награжден дипломом и серебряной медалью Российской Академией Художеств. Это единственное официальное признание творчества Андрея Поздеева при жизни художника.

12 июля 1998 года А.Г. Поздеева не стало, в 1999 году в Краснояр­ске поставлен памятник (скульптор Ю.Злотя). Ежегодно ко дню рождения художника в городском выставочном зале проводятся выставки (1999, 2000, 2001).

В марте 2002 года в городе Зеленогорске прошли первые Поздеевские чтения, организованные Зеленогорской художественной галереей.

СЛЕД ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА

Если события своего беспризорного детства Андрей вспоминал с улыбкой, то о войне говорил совершенно иначе. С горечью расска­зывал о том, как война проявляет в людях самые низменные каче­ства, когда люди не жалеют ни себя, ни других. С облегчением говорил, что лично не убил ни одного человека, но войну видел в страшных снах. Многие годы после войны просыпался с криком. Кошмары прекратились поздно, только когда он написал свою "Войну".

"Черный квадрат холста замкнут в ярко-желтую раму, в черном мраке хаос смерти, мелькание белых, черных ликов, прострелен­ных рук, безжизненных масок. Кто убийца? Кто жертва?"(6)

На картине "Война" люди, их тела - все перемешалось в один огромный, клубок. В этом нет ничего героического и красивого. Это свалка человеческих жизней, загубленных напрасно. Это только грязь, боль и слезы.

Такое понимание войны было близко другому знаменитому красно-ярцу - писателю Виктору Астафьеву, судьба которого очень схожа с судьбой А. Поздеева: он так же часто убегал из дома, учился в том же ФЗО, но самым главным является то, что они оба прошли тяже­лые и суровые испытания войны, в последствии каждый передал в своем творчестве свой страх и ужас от пережитого.

Война для Поздеева - не гром победы, не геройские подвиги, а тяжелые испытания человеческого духа. .(7)

Такое кровавое событие, как война, не может отпустить человека, не наложив на него определенный отпечаток, ведь пережитое именно в эти годы стало одной из главных тем в творчестве А. Поздеева. Художник пишет картину "Цветы и люди". Этот холст очень схож с картиной "Война" по своему колориту и невероятному ощущению, которое испытываешь, находясь рядом с ней. На этой картине изображены безликие палачи в белых балахонах. Они рушат белые, невинные стебли грубыми, острыми топорами с четкостью механизма. И летят отрубленные человеческие головы, как гибнут беззащитные цветы. Этой картиной художник показыва­ет, что люди относятся друг к другу так же, как и ко всему живому на земле. Подло, жестоко и безжалостно.

В картине "Реквием" (1968-1972): огромное звездное небо  его могло бы хватить на всех. Но людям почему-то мало земли, мало неба. Они безжалостно уничтожают друг друга, и кровавые войны никогда не кончаются на земле. Три обнаженные мужские фигуры со связанными руками стоят на коленях перед собственной моги­лой. Кто и какой "великой" идеей объяснит необходимость их гибели? Здесь каждый из трех мужчин выражает именно свое восприятие предстоящей смерти. Первый мужественно и с гордо поднятой головой воспринимает свою смерть как должное. Второй же не может смириться с бесполезной жестокостью людей, и в нем живет какая-то вера и надежда на спасение, он смотрит на падаю­щую звезду, обращаясь с просьбой к небу, веря, что вернется домой и встретится с родными и близкими. Третий совсем отчаял­ся, и ему уже стало все равно погибнет он или выживет (хотя эти фигуры совершенно разные, позировал художнику для создания этой картины только один человек - К. Маликов).

Почти одновременно художник работает над картиной "Невесты" (1967-1972). Вытянутый темно-серый холст. Потухшие окна безжиз­ненного города, на фоне которых только три одиноких окна осве­щают это забытое богом место светом веры и надежды на скорое возвращение своих любимых домой. Три одинокие фигуры обна­женных женщин, скорчившихся от страха и боли. Это невесты войны, не дождавшиеся своих женихов, которые стали вдовами раньше, чем стали женами. В глазах этих женщин можно просле­дить те же душевные переживания, какие испытывают их женихи перед смертью (так по-другому называется картина "Реквием").

Мысли художника о войне, воплощенные в его живописи, становят­ся нашими. Мы начинаем понимать его чувства, любить его любо­вью, грустить его грустью, ненавидеть его ненавистью. Сам же художник говорил о войне так: "Я ужасно не люблю любую войну, под каким бы она лозунгом не проходила. Это массовое громадное уничтожение друг друга. Это такое исчадье ада - это не нужно людям совсем".(8)

О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЯХ

В конце 70-х начале 80-х годов А.Г. Поздеев работал над серией холстов. В нашем школьном музее хранится карандашный набро­сок к этой серии картин. Поэтому нас очень интересовало все, что связано с этой темой. В фильме Сергея Зайцева "Под знаком Поздеева" Александр Каневский, театральный режиссер, препода­ватель Гнесенского училища, в 79-85 годах - главный режиссер Красноярского ТЮЗа, вспоминая эту работу, говорит: "Там была битая птица, ружье в руках человека стреляло по птице, птица была домашняя, вот это красное с белым перемешалось, это было

настолько про жизнь в конце 70-х годов в нашей стране. На первый взгляд, кажется странным, что таким наивным путем художник решает свои проблемы, а с другой стороны это было совершенно понятно, что уровень боли таков, что только наивным путем это можно решить". (9)

Таким образом, Александр Каневский считает, что эта картина носит определенный политический характер - стрельба по своим (не зря Красноярск был местом политических ссылок). Мы решили подробнее исследовать этот вопрос и выяснить, как А. Г. Поздеев вышел на эту тему. Что являлось причиной создания этой серии?

В архиве школьного музея хранится запись интервью Валентины Михайловны (жены художника), где она подробно рассказывает о том, как к Андрею Геннадьевичу приехали знакомые с севера и рассказали о весенней охоте на птиц. Птицы, сидящие на гнездах, оказывались легкой добычей жестоких охотников, опьяненные кровью, они не могли остановиться, стреляя в упор. Этот рассказ настолько потряс художника, что весь ужас этих событий воплотил­ся в серии картин.

На одной из них изображены четыре красные фигуры с огромными ружьями, черные дула которых в упор извергают огонь в беззащит­ную окровавленную птицу. Весь холст как раскрытая рана.

Люди забыли о том, что они дети природы. Они олицетворяют тупую бессмысленную жестокость. Эта бессмысленная жестокость сталкивается с великим инстинктом природы. Птицы под угрозой смерти не улетают, а умирают, закрывая собой еще не вылупив­шихся птенцов. Кто же здесь настоящие дети природы? Ведь уничтожая природу, человек губит свою душу. И об этом предупре­ждает нас художник.

В поисках более точных подробностей мы расспрашивали друзей художника о работе А.Г. Поздеева над этой серией. Мы выяснили, что разные люди пытались позировать ему с ружьем в руках. Среди них были Виктор Черепнин, Виталий Крейндель, но люди они добрые, порядочные, и ружье в их руках выглядело неубедительно для художника. Лучше всего для этой роли подошел художник Евгений Бяков и артист Красноярского ТЮЗа В. Колпаков, так как хорошо умел перевоплощаться. По свидетельству Э.И. Русакова, первые холсты этой серии были реалистичны, лица людей имели портретное сходство, постепенно холсты становились все более обобщенными, образными и более выразительными, приобретали знаковость. Лица превращались в маски, человек сливался с ору­жием, как одно целое. Если сравнить подлинник с карандашным наброском к нему, хранящимся в нашем музее, то можно увидеть значительное различие. Это небольшой квадратный лист бумаги размером 40x40 см, на котором фигуры людей несколько отлича­ются от окончательного варианта, они изображены в виде раздув­шихся шаров с ружьями в руках. Вся композиция напоминает другой холст - "Чиновники", где изображены самодовольные хозяе­ва жизни, которым разрешено все.

Так в чем же смысл картины "Охота на птиц"? Прав ли Каневский, увидевший политический смысл этой картины? А может быть прав Э.И. Русаков, говоря о том, что "картина имеет свою судьбу и уже не зависит от своего творца, и каждый зритель может увидеть в ней свое". Но все же реальные факты создания картины говорят о том, что художник в этот момент не был ни политиком, ни диссидентом, а был просто потрясен человеческой жестокостью и боролся с ней всеми средствами, которые были ему доступны – средствами живописи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманистическая тема в творчестве Поздеева появляется в резуль­тате глубоко личных переживаний художника, связанных с нелегким детством и войной. Пережитые в юности потрясения не отпускали его всю жизнь. Такое кровавое событие как война непременно накладывает определенный отпечаток на душу человека, и пережи­тое Поздеевым именно в эти годы стало одной из главных тем его творчества. Протест против человеческой жестокости нашел во­площение в цикле "О человеческих страстях". В нем он выражал свое отношение к бессмысленному массовому уничтожению друг друга. Возвращаясь в прошлое, заново переживая трагические события своей юности, художник искал такие средства выражения, которые помогли бы ему подняться над обыденностью, повседнев­ностью.

Реалистические на первых этапах работы, холсты становились все  более обобщенными,  лаконичными, приобретая острую выразительность. Личный опыт одного человека вырастал до философского размышления о смысле человеческой жизни, о ценностях, которые существуют вне времени и пространства.

Целью настоящей работы является обобщение собранных фактов биографии и творческих исканий художника, которые в будущем могут пригодиться историкам искусства и искусствоведам для более глубокого анализа произведений А.Г. Поздеева.

 ПРИМЕЧАНИЕ

1. Поздеева В.М. Биография А.Г. Поздеева (из архива школьного музея).

2. Студия "Лад", 1993 г., интервью с А.Г. Поздеевым.

3. Астраханцев А., "Солнечный художник", "Городские новости", 31.12.1999.

4. Студия "Лад", 1993, интервью с А.Г. Поздеевым.

5. Русаков Э., "Солнечный художник", "Красноярский рабочий", 28.06.1997, стр.8.

6. Кушнеровская Г. "Душа в пространствах света", "Завтра", мар 1996, #10.

7. Курбатов В., "Цвет смысла и смысл цвета", "Енисей", 1986, #

8. Студия "Лад",1993, интервью с А.Г. Поздеевым.

9. Каневский А., фильм С. Зайцева "Под знаком Поздеева", 1999

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамов А. Нас ждут художественные открытия. Российская газета. 9.12.1993.

Александрова Т.А. Всюду дух ночевал. Красноярский рабочий. 27.05.1994.

Ануфриенко В. Каждая слезинка дорога. Красноярский рабочий, 30.11.1996

Астраханцев А. Щедрая душа. Красноярский рабочий. 29.10.1975. Астраханцев А. Солнечный художник. Городские новости. 31.12.1999.

Баранов М. Статья о А. Поздееве в каталоге 1968 г. Красноярск. 1968. С.6.

Буровский А. Под знаком Поздеева. Честь и Родина. 11.07.2000.

Вадимова С. В традициях русского авангарда. Двадцать четыре. 17.09.1993.

Васильева-Шляпнина  Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г. Красноярск, 1978. С. 6.

Джамали Е. Букеты и время. Красноярский комсомолец. 15.10.1981.

Джамали Е. Что в тебе есть. Красноярский комсомолец. 23.10.1986.

Евграфов В. Его картины несут доброту. Вечерний Красно-ярск.14.07.1998.

Егорова Е. Мир красок Андрея Поздеева. Президент-11. 14.12.1993. Егорова Е. Правда вымыслов Андрея Поздеева. Спасение. 12. 1-993.

Ефимовский А. Путь к образам Андрея Поздеева. Альбом . Москва. 1992. С. 144.

Жуковский В. Отзовется музыкой в сердцах. Красноярский рабочий. 5.11.1986.

Жуковский В. Чаша. Альбом. Москва, 1992. С. 144.

Кантор А. Огненные символы Андрея Поздеева. Художник. 1993 с.5.

Кантор А. Под знаком Веры, Надежды, Любви. Московский худож­ник. 3.12.1993.

Кантор А. Удивительный Художник. Альбом. Москва, 1992. С. 144.

Кульчицкая В. Человек с цветами в руках. Красноярский рабочий. 11.12. 1996.

Курбатов В. Цвет смысла и смысл цвета. Енисей. 1986 – с.4. Кушнеровская Г., Изотова М., Лазарев М. Особая оптика Андрея Поздеева. Ж. . 10.06.2000.

Лазарев М. Звездные часы творчества. Альбом. Книга 1. Живопись. Москва, 1999. С. 150.

Лисовский Н. Когда поют краски. Красноярский рабочий. 22.10.1964.

Литовченко Е. Загадочный мир Андрея Поздеева. Вечерняя Москва. 1.12.1993.

Львова В. Теперь пускай копируют его. Комсомольская правда. 25.11.1993.

Маликов К. Щедрость таланта. Енисей. ! 964 - #4. Майстренко В. В гостях у Авроры Даниловны. Сегодняшняя газета. 2.03.2000.

Попов Е. Дух дышит, где хочет. Общая газета. 03.1996 - #19. Попов Е. Предтеча. Столица. 1993 - #52. Рожин А. Авангард духа. Российская газета. 1.12.1993. Русаков Э. Дар. Красноярский рабочий . 11.1995. Русаков Э. Самородок. Вечерний Красноярск. 1996. Русаков Э. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамов А. Нас ждут художественные открытия. Российская газета. 9.12.1993.

Александрова Т.А. Всюду дух ночевал. Красноярский рабочий. 27.05.1994.

Ануфриенко В. Каждая слезинка дорога. Красноярский рабочий, 30.11.1996

Астраханцев А. Щедрая душа. Красноярский рабочий. 29.10.1975. Астраханцев А. Солнечный художник. Городские новости. 31.12.1999.

Баранов М. Статья о А. Поздееве в каталоге 1968 г. Красноярск. 1968. С.6.

Буровский А. Под знаком Поздеева. Честь и Родина. 11.07.2000. Вадимова С. В традициях русского авангарда. Двадцать четыре. 17.09.1993.

Васильева-Шляп и на Г. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г. Красноярск, 1978. С. 6.

Джамали Е. Букеты и время. Красноярский комсомолец. 15.10.1981. Джамали Е. Что в тебе есть. Красноярский комсомолец. 23.10.1986. Евграфов В. Его картины несут доброту. Вечерний Красноярск.14.07.1998.

Егорова Е. Мир красок Андрея Поздеева. Президент-11. 14.12.1993. Егорова Е. Правда вымыслов Андрея Поздеева. Спасение. 12. 1-993.

Ефимовский А. Путь к образам Андрея Поздеева. Альбом . Москва. 1992. С. 144.

Жуковский В. Отзовется музыкой в сердцах. Красноярский рабочий. 5.11.1986.

Жуковский В. Чаша. Альбом . Москва, 1992. С. 144. Кантор А. Огненные символы Андрея Поздеева. Художник. 1993.

Кантор А. Под знаком Веры, Надежды, Любви. Московский худож­ник. 3.12.1993.

Кантор А. Удивительный Художник. Альбом . Москва, 1992. С. 144. Кульчицкая В. Человеке цветами в руках. Красноярский рабочий. 11.12. 1996.

Курбатов В. Цвет смысла и смысл цвета. Енисей. 1986 – с.4. Кушнеровская Г., Изотова М., Лазарев М. Особая оптика Андрея Поздеева. Ж. . 10.06.2000.

Лазарев М. Звездные часы творчества. Альбом . Книга 1. Живопись. Москва, 1999. С. 150.

Лисовский Н. Когда поют краски. Красноярский рабочий. 22.10.1964. Литовченко Е. Загадочный мир Андрея Поздеева. Вечерняя Москва. 1.12.1993.

Львова В. Теперь пускай копируют его. Комсомольская правда. 25.11.1993.

Маликов К. Щедрость таланта. Енисей. 1964 – с.4. Майстренко В. В гостях у Авроры Даниловны. Сегодняшняя газета. 2.03.2000.

Попов Е. Дух дышит, где хочет. Общая газета. 03.1996 – с.19. Попов Е. Предтеча. Столица. 1993 - 52. Рожин А. Авангард духа. Российская газета. 1.12.1993. Русаков Э. Дар. Красноярский рабочий . 11.1995. Русаков Э. Самородок. Вечерний Красноярск. 1996. Русаков Э. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г. Ряннель Т. Дыхание нового. Художник. 1963. Сангаджиева Н. Мир спасут любовь и доброта. Красноярский рабочий. 28.02. 1998.

Семенюта И. Век Андрея Поздеева. Красноярский рабочий. 12.11,2000.

Серебренников В. Художник Андрей Поздеев. Каталог А. Поздеева. Красноярск, 1974. С. 20.

Соловьева В. Тайна сибирского анахорета. Взгляд. 30.01.1997. Соловей П. В прекрасном и яростном мире. Труд. 11.1996.

Толстой А. Знаки препинания. Альбом "Мир Андрея Поздеева", Книга 2. Графика. Акварель. Москва, 2001. С. 126.

 Фомина Г. Взгляд пристальный и добрый. Красноярский комсомо­лец. 16.09.1978.

Яхин 3. Живопись - это костер. Красноярский комсомолец. 12.01.1961.

mus-pozdeyev.ru

Сайт музея художника Андрея Поздеева

Таким мы хотели видеть музей в 2000г.Одна из экспозиций музея названа «Мастерской художника». При создании  проекта интерьера, был выполнен эскиз цветной аппликацией на планшете. Он раскрывает наш основной замысел – показать место работы художника.    Чтобы отделить основную площадь музея  от экспозиции «Мастерская художника» в школьном классе смастерили две  симметрично расположенные декоративные полуарки,таким образом,  отгородив часть помещения. Эти полуарочные решетки по замыслу имели две функции.Первая - придать  «храмовость» мастерской. Мы знаем, как трепетно художник относился к своей мастерской, какие философские, библейские, картины в ней  создавались.Вторая роль арок - нести информацию в фотографиях, помещенных в переплетах как в рамах.Музей 2007 г.На выставках мы видим законченные произведения, в раме или под стеклом. А что этому предшествует? Где, как, чем работает художник? Мы показываем, реконструируем, как бы часть мастерской при помощи главных деталей: в центре оригинальный стул с высокой спинкой (копия подлинного). На нем художнику позировали модели. На этом стуле он любил работать, прислоняя холст к спинке.И конечно - копия знаменитой палитры-лавки.  Работая над большими холстами, Андрей Поздеев размешивал краски на такой деревянной лавке. После работы, художник собирал остатки краски мастихином и протирал ее лаком. За много лет  поверхность казалась, словно инкрустирована драгоценными камнями.  Мы постарались показать, в каком порядке художник располагал краски на палитре. В центре мольберт с холстом. Мольберт интересное сооружение со своими деталями и секретами.  Все это могут увидеть наши посетители. Круглый стол с букетом в огромной «макитре» - так называл художник вазу под цветы. Стол с букетом отражается в большом зеркале, художник любил писать цветы на  фоне зеркала, чтобы их казалось еще больше. С этой макитрой связано много рассказов. В огромную вазу не поставить три цветка, да и художник любил большие букеты.  Любимыми цветами Поздеева были розы. «Роза по гороскопу мой цветок» – говорил он. В своей вечной фуфайке, в рыжей потертой шапке, как только появлялись деньги, он шел на центральный рынок, там спрашивал у торговцев: «Сколько стоят розы?»  Видя бедно одетого человека, южные торговцы отмахивались от него: «Проходи отец, дорого». А потом, когда он заказывал сто штук, они с восторгом несли их сами в его мастерскую. В углу стеллаж из досок для холстов, тут же полочки и столик с различными вещами: клееварка, медицинские весы для взвешивания компонентов грунта, специальные щипцы для натяжки холста, резцы, ножи, молоточки, мастихины, рулетка.  Конечно, книги по философии, фотографии и прочие подлинные вещи, у каждой есть своя интересная история, которую могут узнать  посетители. Вся мебель, стеллажи, зеркала - это реконструкция. С разрешения Валентины Михайловны мы тщательно  измерили лавку, стул, стеллажи и сделали точные копии. Круглый стол, ученик нашей школа Карташов Андрей, нашел на даче своей бабушки. Он оказался точно такой, как в мастерской Поздеева и семья Карташовых подарила его школьному музею. Остальные  вещи, которые посетители видят в экспозиции – подлинные, принадлежавшие когда-то художнику. А главные наши сокровища это, конечно,  картины Андрея Поздеева.Во многом нам удалось воссоздать атмосферу мастерской. Это подтверждают наши постоянные гости – родные и друзья художника.

Букет рябины в макитре                

       

       

          

                                                 ВВЕРХ>    ВСЕ ЭКСПОЗИЦИИ>     НА ГЛАВНУЮ>

mus-pozdeyev.ru

862. Новый фильм об А.Г. Поздееве

Если будет возможность, посмотрите фильм Элины Астраханцевой «Когда грунтуют холсты». Это фильм об Андрее Поздееве.Неделю назад я была на премьере. Фильм получился атмосферный: архивные кинокадры Красноярска, работающий художник, природа Столбов, прекрасная музыка соединились очень удачно. Хорош голос, читающий текст (все думала, кто это? оказалось – Александр Иванович Астраханцев). Хороши искусствоведческие комментарии – и коротко, и понятно. Очень понравилась операторская работа, – красотень получилась неописуемая. Вслед за полотнами Поздеева - в фильме замечательно чередовались картины, а за ними – то место, где они писались.

Когда вдруг пошли финальные титры, подумала: «Как?! Уже?!» Мне тоже не хватило «заключительного аккорда» в конце, - так говорили зрители во время обсуждения. А может, автор так и задумывала?

"Старый Красноярск"

"Здесь живешь ты"

Картины отсюда. А у нас в библиотеке есть немало книг об А.Г. Поздееве и его альбомов.

К 85.14 П47            Андрей Поздеев : Жизнь человека : живопись / [авт. статьи Е. Ю. Худоногова]. - Красноярск : Платина, 2004. - [20] с. : цв. ил. - 1000 экз.Имеются экземпляры в отделах:   КХ Инв.Б-068846  ОЛИ Инв.Б-068847

К 85.15Г78            Графика Андрея Поздеева : акварели, рисунки, гравюры 60-80-х годов XX века : альбом / авт. текста Н. Козырева. - Красноярск : Платина, 2005. - 77, [2] с. - 2000 экз. - ISBN 598624011-1.Имеются экземпляры в отделах:  ОРК Инв.0543821  ОЛИ Инв.0543822

К 85.14К17            Калтат Андрея Поздеева : [живопись Андрея Поздеева 60-80-х годов XX века : альбом / авт. текста Н. Козырева]. - Красноярск : Платина, 2006. - 85, [2] с. : цв. ил. - 1000 экз. - ISBN 598624011-1.Имеются экземпляры в отделах:   ОРК Инв.0555988  КХ Инв.0559639  ОЛИ Инв.0559640

К 85.14П47 Поздеев, А. Г. Живопись : 100 картин художника А. Г. Поздеева. - Москва : Галерея "Сити", 1992. - 143, [1] с.Имеются экземпляры в отделах:   КХ Инв.Б-044196  КХ Инв.Б-079385  ОРК ОЛИ

К 85.14П47Поздеев, А. Г. Андрей Поздеев. Печатная графика : линогравюры, офорты сухая игла, монотипии : каталог / [авт.-сост. В. А. Гурьянова]. - Красноярск : [Ситалл], 2009. - 57 с. : ил., цв. ил. ; 22х23 см. - ISBN 5-98708-010-X.Имеются экземпляры в отделах:   ОРК Инв.0593651  ОЛИ Инв.0593652

К 85.14П47Поздеев, А. Г. Пространство и время А. Поздеева : Живопись. Графика / А. Поздеев. - М. : Внешторгиздат, 1993. - 40 с. Имеются экземпляры в отделах:  ОРК Инв.Б-052945

К 85.14П47Поздеев, А. Г. Живопись. Графика : Из коллекции Сергея Образцова / А. Поздеев. - Красноярск : Сиенит-КрАЗ, 1997. - 54 с. Имеются экземпляры в отделах:   КХ Инв.Б-055667  КХ Инв.Б-055668  ОРК Инв.Б-052944

К 85.14М63Мир Андрея Поздеева : [Альбом] / авт.-сост. альбома Н.Г. Ткаченко. - М. : СканРус, 1999 – 2001.Кн. 1 : Живопись. – 151 с. : ил. - ISBN 5-93221-002-8.Имеются экземпляры в отделах:   КХ Инв.Б-058343  ОЛИ Инв.Б-058344

Кн. 2 : Графика. Акварель. - 127 с. : ил. - ISBN 5-93221-013-3.Имеются экземпляры в отделах:   КХ Инв.Б-063267  КХ Инв.Б-063268  КХ Инв.Б-063269  ОЛИ

К 85.14П47            Андрей Поздеев. 1926-1998 : [альбом]. - Красноярск : Платина, 1999. - 99 с.Имеются экземпляры в отделах:  ОРК Инв.Б-056541

К 85.14П47            Андрей Поздеев - портретист : Портретное творчество художника / авт.-сост. Г.Л. Васильева-Шляпина. - Красноярск : Сиенит-КрАЗ, 2003. - 46, [2] с.Имеются экземпляры в отделах:   КХ Инв.Б-067078  КХ Инв.Б-067079 ОРК  ОЛИ

kraevushka.livejournal.com

Сайт музея художника Андрея Поздеева

Фрагмент картины Тайная вечеряХудожников во все времена  привлекали библейские  сюжеты,  они и сегодня продолжают обращаться к «вечной истории». Одни - передают  ее смысл в соответствии с  религиозными традициями, другие - пропускают  древний сюжет сквозь собственный, личный опыт. Для них  библейский сюжет – это познание, прежде всего, самого себя, поиск ответа на волнующие вопросы. Например,  известный   сюжет  «Тайной вечери» – воспринимается уже  как  проблема современного общества,  как предупреждение человечеству, как драму неизбежного предательства и  жертвенной любви.   По воспоминаниям близких, обращение Андрея Поздеева к этой теме было не случайным, и это не было данью моде, а естественное стремление художника ответить на вечные вопросы - о смысле жизни, о душе, о предназначении человека на земле.

Из серии Жизнь человека 

Гости школьного музея, кто хоть раз видел работы Андрея Поздеева   из серии «Жизнь человека», «Чаша» говорят о необыкновенной   энергетике больших и ясных  холстов, написанных художником  в конце жизни.Судя по отзывам в прессе, интернете, многие замечали  что от   картин идет  только добрая, спокойная, всегда отдающая, а не забирающая энергия, никогда зритель не уходил с выставки уставшим или с  тяжелым настроением. Эффект живого  движения геометрических фигур и символов на полотнах - также говорит об удивительном открытии художника, точно найденной и переданной им гармонии символов – через живопись.

Подведение итогов конкурса Краски земли в залах Ротонды Андрея Поздеева     Подведение итогов конкурса Краски земли в залах Ротонды Андрея Поздеева

Отзыв с одной из выставок А.Поздеева, проходившей в Иркутске:"В наш рационалистический век особую ценность приобретают художники, чьё творчество построено на живом импульсе и богатом воображении. Фотография, кино, телевидение достигли великолепных результатов в воспроизведении жизни в прямом изображении и в поэтической интерпретации, но ни одно техническое достижение не сможет заменить живопись. Смотреть на картины Поздеева можно бесконечно, в какой-то момент даже хочется подойти и прикоснуться.  Талантливый художник, интересные картины, и, что удивительно, разнообразные, что нечасто бывает у одного автора". (Андрей Кругов, криэйтор, г.Иркутск).ЧашаЛюбопытно, что «Чаша», показанная на выставке в Москве, особенно поразила воображение известного писателя и политика А.Проханова. Опыт переживания и душевного очищение своего героя, стоящего  перед картиной,  он не раз  повторял в романах, в том числе, в сюжете  фантастического противостояния  добра  злу.  Cам Андрей Поздеев, мечтал превратить картины евангельского цикла в серию фресок для часовни. Он считал, что у каждого человека есть своё единственное слово для молитвы. И, как художник, он  высказался  на  языке, который был ему ближе всего. И кажется, цикл его работ  не похож  ни на одно художественное изображение библейских сюжетов в отечественном искусстве 2й половины 20 века.Ротонда Андрея ПоздееваВ 2006 году  в Культурно-историческом центре Красноярска, на верхнем уровне музейного комплекса был создан проект художественно-пространственного решения для экспозиции картин Библейской серии. В так называемой «Ротонде», музей в музее, были размещены восемь больших полотен А. Поздеева, которые ранее выставлялись только в Третьяковской галерее. По замыслу организаторов проекта, картины этого художника наиболее ярко представляющего современную  традицию в нашем городе, должны были стать своеобразной творческой площадкой. Так оно и было до недавнего времени. К сожалению, сегодня  библейский цикл  Андрея Геннадьевича можно увидеть только на фото и на виртуальном туре на сайте Культурно-исторического центра Красноярска - Зал Андрея Поздеева.

    

"Ротонда" была достопримечательность города Красноярска, интересный и современный проект - создание необыкновенной часовни –  где  каждый посетитель мог отдохнуть душой, возле холстов, в которых  отражалась  жизнеутверждающая, чистая, мудрая и  созидающая энергетика, вдохновляющая зрителя думать, чувствовать, жить. 

  

В 2006 году на открытии экспозиции Эдуард Русаков еще полон надежды:

«Трудно переоценить значение этого события. Наконец-то в Красноярске появилось место, где каждый желающий в любое время может насладиться живописью уникального художника. Жаль, конечно, что пока в постоянной экспозиции представлено только восемь работ... Многие из выступавших в этот вечер говорили о том, что, конечно же, городу нужен музей Поздеева. Помнится, именно об этом шла речь ещё в 1998 году, сразу после смерти Андрея Геннадьевича - и вроде бы все тогда соглашались, и художники, и чиновники. Но спустя какое-то время стали вдруг говорить, что, мол, нужен не музей Поздеева, а музей и м е н и Поздеева (улавливаете разницу?), где могли бы разместиться и произведения других художников. А потом заговорили уже о создании музея современного сибирского искусства, и про музей Поздеева, казалось, совсем забыли... Слава богу - идея эта жива, и хочется верить, что недалёк день полного её воплощения.

А ядром будущего музея станут, конечно же, картины библейского цикла.

mus-pozdeyev.ru

Сайт музея художника Андрея Поздеева

Цветы Андрея Поздеева. Ветошкина Татьяна, школа 69, г.Красноярск. //Первые Поздеевские Чтения. Юношеская секция. - 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Татьяна ВетошкинаЦветы А. Поздеева - это тема, получившая наибольшее освещение в печати и статьях искусствоведов. Ни один искусствовед или журналист, пишущий о Поздееве, не обошел эту тему стороной. Я изучила всю прессу о художнике, начиная с 1963 года: статьи в различных газетах, журналах "Енисей", "Наше Наследие". О цветах Поздеева писали и знаменитые искусствоведы, и красноярские писатели - друзья художника -А. Астраханцев, Э. Русаков, которые приоткрыли нам занавесы некоторых профессиональных тайн мастера. И все же мне кажется, что эта тема раскрыта не до конца. Меня давно интересовали такие слова: "Через цветы я могу видеть другие сюжеты и несюжетные выходы...Цветы дают мне пищу для души...". Можно ли этот творческий процесс наглядно проследить в работах мастера?

В настоящей работе сделана попытка разобраться в этом вопросе, проследить, как определенные образы выводят Поздеева на другие сюжеты и не сюжетные выходы, что является основополагающим фактором в развитии не только духовного, но и творческого мира художника. Моя попытка рассмотреть творческий процесс сделана на основе подлинных картин, хранящихся в школьном музее, мною используются воспоминания вдовы и друзей художника, видеозапи­си, интервью Андрея Геннадьевича, записанные при его жизни, а также работы В.И. Жуковского - профессора красноярского госу­дарственного университета, близкого друга Поздеева.

ЦВЕТЫ Я ВСЕГДА ПИСАЛ И ЛЮБЛЮ ИХ - ЭТО ТЕМА НА ВСЮ ЖИЗНЬ

О цветах А. Г Поздеев говорил так: «Цветы я всегда писал и люблю их. Это великолепное существо - цветы. Это живое существо, невероятно разное. Красота, прелесть, нежность. Я не могу от этого отказаться. А через цветы я могу видеть другие сюжеты и несюжет­ные выходы. Эго все страшно интересно, и это дает мне пищу для души. Энергию я от них получаю. Предположим, я устал и у меня не совсем ладно на душе. Я купил букет цветов, попытался что-то напачкать на холсте. Они мне радостны, они мне дали радость. Это же прекрасно!»

 На протяжении всей жизни излюбленной темой А. Г. Поздеева были цветы. Он писал их и вначале своего творческого пути, и на его закате, переживая и радуясь вместе с ними. Цветы для Поздеева, как и человек, были «созданием этого громадного мироздания. У них есть свой язык, свои какие-то ароматы удиви­тельные, своя красота, своё лицо». Он, «как тоже биологическое существо, как цветы», пытался «что-то передать от них, показать какие это живые существа». Но, к сожалению, получалось это не всегда, да и просто не могло получаться, ведь большую часть своей жизни художник испытывал материальные трудности. Но зато как он удивлял, как поражал своих друзей и знакомых, тратя по­следние деньги на огромные, роскошные букеты цветов! Цветов для Поздеева никогда не бывало много. Даже, когда вся мастерская была просто усеяна ими, трепетная душа художника жаждала все больше и больше, и, чтобы достичь желаемого, Поздеев ставил цветы перед зеркалом, создавая эффект огромного их количества. Ещё при жизни художника среди его друзей постоянно ходили юморные рассказы о том, как он покупал цветы на центральном рынке. А дело было в том, что, любимой одеждой Андрея были потертая годами фуфайка и старая рыжая шапка, в которых, при­цениваясь к таким дорогим цветам, как розы, Андрей не внушал никакого доверия продавцам с юга в своей платежеспособно­сти. На вопрос «сколько стоит?», они отвечали: «Проходи, отец, проходи». А затем, удивленные его заказом на 50-70 роз, счастли­вые продавцы помогали нести цветы вплоть до самой мастерской. Впоследствии, увидев появление Андрея на рынке, продавцы просто не давали ему покоя, наперебой зазывая к своим столам.

Но иногда цветы, продаваемые уличными торговцами, не устраи­вали Поздеева. Ему нужны были цветы на длинных ножках с мно­жеством (в частности гладиолусы) зелени, которых найти было практически невозможно. Зная об этом, друзья художника всегда старались принести ему именно такие цветы. Так, например, рос­кошные георгины добывал для него Виктор Степанович Коледаев, а семья Вагановых сама выращивала гладиолусы. Но красноярский писатель А. Астраханцев не выращивал цветов, и лишь из одной любви к художнику и к искусству вообще решился на воровство. А дело было в середине августа. Александр знал, что недалеко от города находится цветочная плантация "Треста зеленого хозяйст­ва", в которой знал все лазейки и потайные тропки (плантация ограждалась трехметровым забором и охранялась). Под вечер он взял дома ножницы и небольшой чемодан и пошел "на дело". Сразу после захода солнца, в густых сумерках, он был уже на месте: Прокрался к грядам с астрами и, ползая на коленях среди высоких цветочных кустов, стал, не теряя  времени, срезать цветы и скла­дывать их в чемодан, внимательно поглядывая вокруг. И, уже почти наполнив чемодан, он увидел, что совсем недалеко от него нахо­дятся две фигуры. Александр бросил ножницы и с чемоданом в руках рванул что есть мочи мимо всяких троп. Немного покружив, он вышел к автобусной остановки, дождался автобуса и поехал в мастерскую к Андрею. В мастерской, разложив цветы, оказалось, что их около сотни. Андрей был чрезвычайно рад и благодарен своему другу, но, как выяснилось позже, даже этих цветов не хва­тило художнику, чтобы начать написать. Он смущенно говорил, что ему не хватило белых и желтых цветов, и на следующий день, заняв денег, пришлось идти и докупать необходимое. (2) "Образы цветов - это автопортреты души художника А. Поздеева. Вновь и вновь сияющая цветами земля была его святыней, символом непобедимой жизни. У слабого, тонкого стебля с белоснежным венчиком на лугу таежного покоса он мог учиться простому мужест­ву жить и делать свое дело, несмотря ни на что". (3) Цветы всегда были желанны и дома, и в мастерской Поздеева. Они были повсюду...

СОКРОВИЩА НАШЕГО МУЗЕЯ

В нашем музее хранятся подлинные работы художника. Некоторыеиз них незаконченные, однако, они представляют интерес при изучении творческого процесса. На этих работах можно проследить "кухню" художника, как рождался и воплощался его замысел. На законченных работах увидеть эти скрытые творческие процессы намного сложнее.

Жарки. Это картина вытянутой прямоугольной формы, размером 96*63 см. В нижней части стоит старый потертый стол, создающий впечатление древности, старины, а в верхней части большая хрустальная ваза с только что сорванными огненными жарками, которые своей "молодостью" освежают, оживляют давно обжитое место. Они, горящие, как огонь среди темной ночи, вносят в темную комнату радостное весеннее настроение, надежду на обновление. Каллы (100*120). А. Поздеев работал очень много и неистово, а холсты, казавшиеся ему неудачными, он резал на части и сжигая. В нашем школьном музее храниться несколько незаконченных хол­стов А. Г., которые интересны с точки зрения "кухни" мастера. Они показывают, как художник начинал работать над своими картинами, они могут подсказать первоначальный, художественный замысел. Одна из самых любимых наших картин - каллы. Поздеев считал, что "в каллах есть аристократизм, какой-то внешний холодок, но в то же время это нежнейшие и страшно музыкальные создания". Эти цветы казались ему похожими на музыкальный инструмент, на орган. А так как люди, создавая орган, попытались максимально приблизить его к небу, то и художник написал цветы на небесно-голубом фоне. Белая ваза и сами цветы напоминали нам легкие облака, парящие в небе, а оттенки желтого и зеленого цветов создают ощущение солнечного летнего дня.

Астры. Это небольшой холст, размером 105*100 см., на котором роскошный букет астр, раскиданный по всему полю, стоит В боль­шой плетеной корзине.

Мальвы.,В нашем музее имеется ещё один подлинник, посвящен­ный цветам. Это картина "Мальвы". Это небольшой холст, разме­ром 138*81 см. Картина написана невзрачными красками. На оран­жевом фоне, который производит впечатление затаённой грусти, красуются яркие, малиновые, еще не раскрывшиеся бутоны маль­вы, окруженные тусклой зеленью листвы. Цветы стоят в старинной коричневой вазе, которая ещё более увеличивает эффект таинст­венной и необъяснимой печали.

ЧЕРЕЗ ЦВЕТЫ Я МОГУ ВИДЕТЬ ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ И НЕСЮЖЕТНЫЕ ВЫХОДЫ

В нашем школьном музее хранится работа А. Поздеева, которая нигде не выставлялась и не печаталась. Это небольшой холст размером 72*47 см., белые цветы, написанные обобщенно, лако­нично, старые почерневшие стебли, серединки цветов, когда-то жёлтые, стали сосем коричневыми, как морщины лиц апостолов, а лепестки, как седые головы прошедших свой жизненный круг стар­цев. Художник заключает цветы в зеленый круг, зеленый цвет-цвет жизни, и синий цвет - цвет небесный рвется вверх, поднимая их над этим кругом жизни. Эта картина создает вокруг себя торжественную тишину, и нам всегда казалось, что здесь изображено нечто боль­шее, чем просто белые цветы. Здесь художник прикоснулся к какому-то таинству, возможно, к таинству жизни и смерти. К такому пониманию картины мы пришли не сразу. Изучая творчество А.Г. Поздеева, мы нашли две работы, которые очень сильно напомнили нам белые цветы, но вовсе не по признаку внешнего сходства, а по тому чувству, которое возникает рядом с этими работами. Картины "Старцы", "Храм" и "Белые цветы", кажется, находятся на одной энергетической волне. В картине "Старцы" на небесно-голубом фоне холста парит силуэт православного храма. Форма храма древняя, самая распространенная на заре русской православной

цивилизации. Внутри храма - апостолы-старцы, соединенные в едином движении, склонили свои головы к маленькой мерцающей точке, которую они бережно держат в руках. Но что это? Может быть, это зерно жизни или это чья-то трепетная душа? А сами старцы, кто они? Столпы церкви, на которых держится православ­ный мир, или сама святая троица?.. Купол храма очень близко подходит к верхнему краю холста (возможно, с точки зрения пра­вил, композиции слишком близко), но этот прием позволяет худож­нику получить необыкновенный эффект - эффект движения, когда весь этот прозрачный храм плавно скользит, поднимаясь вверх. В работе "Храм" художник еще больше отходит от сюжетности, внешнего сходства, мелких деталей. Здесь все та же древняя форма православного храма, где плоскость стены расчленена пилястрами (лопатками), на которые опираются арки (закомары), несущие своды. Но это уже знак, символ, формула. Купол храма олицетворяет небесный свод, который парит высоко в небе, явля­ясь окном во вселенную. А, может быть, это след человеческой молитвы? Внизу темный знак - символ земной греховности, а дорога к свету и торжество духа лежит через храм - духовный образ мира. Мы знаем, что А.Г. хорошо знал библию, увлекался религи­озной философией. В нашем: школьном музее хранятся книги Е. Блаватской, А. Меня, которые раньше принадлежали художнику, книги В.И. Жуковского - красноярского философа, друга А.Г., по­этому можно с уверенностью сказать, что язык символов и знаков был хорошо знаком художнику и ничего случайного в его работах нет. Я считаю, что эти три работы едины в своем содержании, цвете и форме. Во всех работах Поздеев использует три цвета -белый, синий и зеленый, которые несут определенную эмоцио­нальную нагрузку. Так же он использует одни и те же геометриче­ские символы: Круг - выражает единство (идею) бесконечности, законченности, высшего совершенства. Квадрат - абсолютное равенство, единообразие, порядок, прямота, истина, справедли­вость, мудрость. Крест - универсальный символ единства жизни и смерти, символизирует жизнь, бессмертие, дух и материю в их единстве. (5) Исходя из этого, можно сделать вывод, что во всех этих работах Поздеев "ищет образ справедливого и мудрого мира, который доступен каждому, в ком дух побеждает материю и кто устремляется к богу и к вечности, обретая новую жизнь". (6) Глядя на картины А.Г. Поздеева, некоторые зрители считают их слишком простыми и даже примитивными. Но зачастую это не зависит от самого мастера, а происходит лишь от незнания языка знаков и символов, которые существуют в религиозной философии. Цель моей работы - показать, какой сложной и значительной может оказаться картина, которая на первый взгляд неподготовленном} зрителю кажется слишком простой.

ПОСЛЕДНИЙ БУКЕТ

Последние работы давались Андрею Геннадьевичу крайне тяжело сказывалось его заболевание. Силы все оставляли и оставляли его. Он слабел прямо на глазах. Но, не смотря на свое состояние, Поздеев продолжал заниматься любимым делом. Весной 1995 год; в мастерской Поздеева стоял холст почти 2*2 м с хороводом летящих фигур, но художник все никак не мог "утрясти прорисовать по композиции" верхний левый угол. Для этого нужно было карабкаться на лестницу, а в его-то состоянии... Как-то, жалуясь Владимир; Ваганову, Поздеев сказал: "Стою перед зеркалом, хочу работать, кистью шевельну - все, напрочь обессиливаю". В таком состоянии художник и создавал свои последние работы. Но самой последней был букет сирени, историю которого, закончившуюся печальным финалом, поведал нам Владимир Гаврилович Ваганов, хорошо знающий художника. Он пришел к Поздееву 7 июня, на троицу, и рассказал ему о том, что на даче сирень зацвела, на что Андрей обстоятельно попросил: "Поезжай. Привози. Выбирай покрупнее ветки, чтобы не совсем распущенные были и чтобы с теневой стороны куста, а то на солнце сирень выгорает". Не медля, Влади­мир поехал на дачу и наломал сирени так, как просил Андрей. В автобусе бабушка спросила ветку, ехала в церковь, я, говорит, его освящу. "Вот хорошо-то как, - воодушевился Андрей, - напишу сирень". Он соединил ее с букетом, купленным Валентиной Михай­ловной по его просьбе утром, и стал писать. Поздеев писал свою последнюю работу воодушевлено, не отрываясь ни на минуту. На темном фоне кроваво-красные грозди и опадающий лепесток, как капелька крови.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на словах А.Г. Поздеева, в настоящей работе было проведено исследование его картин, хранящихся в школьном музее, мастерской и других собраниях. Была сделана попытка проследить его творческие замыслы, в которых один сюжет дает решение другому так, как цветы вдохновляют художника на другие сюжеты и даже несюжетные выходы. И в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ничего случайного в творчестве Поздеева нет. Форма, цвет, линия - все имеет свою смысловую нагрузку и подчиняется главной идее произведения. Одной из главных задач моей работы - показать какими сложными и значительными могут оказаться полотна, которые на первый взгляд не подготовленному зрителю кажутся слишком простыми.

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамов А. Нас ждут художественные открытия. Российская газета.

9.12.1993.

Александрова Т.А. Всюду дух ночевал. Красноярский рабочий.

27.05.1994.

Ануфриенко В. Каждая слезинка дорога. Красноярский рабочий.

30.11.1996

Астраханцев А. Щедрая душа. Красноярский рабочий. 29.10.1975.

Астраханцев А. Солнечный художник. Городские новости.

31.12.1999.

Баранов М. Статья о А. Поздееве в каталоге 1968 г. Красноярск.

1968. С.б.

Буровский А. Под знаком Поздеева. Честь и Родина. 11.07.2000.

Вадимова С. В традициях русского авангарда. Двадцать четыре.

17.09.1993.

Васильева-Шляпина Г. Статья о А. Поздееве в каталоге 1978 г.

Красноярск, 1978. С. 6.

Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Москва, 1979. С. 416.

Джамали К. Букеты и время. Красноярский'комсомолец. 15.10.1981.

Джамали Е. Что в тебе есть. Красноярский комсомолец. 23.10.1986.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Поздеев А.Г. Видео интервью. Галерея СИТИ. 1994 г.

2) Астраханцев А. Солнечный художник. Городские новости. 31.12.1999.

3) Кушнеровская Г. Душа в пространствах света. Завтра. 03.1996,

4) Поздеев А.Г. Видео интервью. Галерея СИТИ. 1994 г.

5) Топоров В.Н. Геометрические символы. Квадрат. Крест. Круг.// Мифы народов мира: в 2 т. М.; 1982; Т. 1, С. 272-273; 630-631. 6} Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Зримая сущность. Св., раль-ский университет, 1991 г.

7) Ваганов В.Г. Воспоминания из архива музея.

8) Там же.

mus-pozdeyev.ru


Смотрите также