Царская Россия в фотографиях. (42 фото). Картины правителей


как на самом деле выглядели Иван Грозный, Пётр Великий и Павел

Главное, что известно о внешности Петра Алексеевича, - это его исполинский рост. Установлено, что в высоту последний царь всея Руси имел 2 метра и 3 сантиметра. При этом он не был крупным. Пётр носил 39-й размер обуви и 48-й размер одежды!

Вот как его описывал в 1717 году знаменитый французский мемуарист Сен-Симон: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Иначе императора представлял себе художник Валентин Серов, долго изучавший портреты Петра и мемуары его современников. Мастер портрета писал о правителе: «Обидно, что его, этого, в котором не было ни на йоту слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище, с беспрестанно дёргающейся головой... Страшный человек». Есть версия, что дёргающееся лицо – это следствие пережитого в детстве стресса от стрелецкого бунта.

Считается также, что первый российский император не был особо прихотлив в одежде и уходе за собой. Заграничные гости нередко писали о том, что бывали удивлены грязными ногтями правителя или его виднеющимися из-под парика отросшими волосами.

www.kp.ru

Серов и царские портреты

Да, портреты кисти Валентина Серова — это не только девочки с персиками и без. Не только купцы, ученые и красавицы княгини. На открытой сейчас в Третьяковской галерее на Крымском валу выставке представлена и целая серия «царских» портретов.

Началось все-таки не с прямого царского заказа. А с заказа в 1892 году харьковского дворянства на написание картины «Император Александр III с семьей» — в память о спасении царской семьи после крушения поезда на станции Борки, что как раз недалеко от Харькова. Серову в этот момент 27 лет — из чего следует: в этом возрасте он уже успел приобрести имя.

Картины этой на выставке нет. Не потому, что ее не дали для экспонирования, а потому, что ее больше не существует. Портрет находился до 1941 года в Харьковском художественном музее и погиб во время войны. (Попытки найти хоть какое-то его воспроизведение успехом не увенчались.). Но некоторые подготовительные работы сейчас в Третьяковке присутствуют.

Можно только представить, насколько Серову было некомфортно работать. Известно, что над своими портретными полотнами он обычно трудился подолгу, требуя от моделей многочисленных сеансов. Не тут-то было: над образом царя работать пришлось вообще по фотографии, а посмотреть на него вживе лишь однажды.

Однако представление о том, что могли видеть современники, получить все-таки можно. Царский портрет из картины был повторен художником по просьбе великого князя Сергея Александровича, брата царя и московского генерал-губернатора.

До гибели самого Сергея Александровича портрет находился в его кабинете, впоследствии — у Николая II в Царском селе (что запечатлено на фотографиях его кабинета). Соответственно, сейчас в фондах этого музея.

Выставка дала зато возможность соединиться эскизным портретам царских детей. Точнее, трем из них. Эскизы уже писались с натуры, но тоже слишком быстро для Серова — всего за три сеанса.

Ксения, старшая дочь (ныне портрет — в Псковском музее-заповеднике). Здесь ей 17 лет. Ксения выйдет замуж за своего двоюродного дядю (но при этом почти ровесника — он был лишь на девять лет старше и с детства дружил с братом Ксении, будущим Николаем II), великого князя Александра Михайловича. В революцию они уцелеют и окажутся в эмиграции. Большинство ныне живущих Романовых — потомки Ксении и Александра.

Михаил, четвертый сын Александра III. Здесь ему 14. В 1918 году будет расстрелян пермской ЧК. Ну, и по мнению одних — он и был последним российским императором из династии Романовых («от Михаила до Михаила»), другие это решительно оспаривают. Портрет же — в Русском музее в Петербурге.

Ольга, младшая дочь императора. Здесь ей 11 лет. Как и у старшей сестры, ей предстоит после революции долгая жизнь в эмиграции. Портрет — в Русском музее.

Успех у группового портрета был большой. К Серову обращаются другие члены императорской фамилии, пожелавшие иметь портреты его работы. Мне среди них очень нравится портрет великого князя Павла Александровича — с конем и в форме лейб-гвардии Конного полка (чтоб не запутаться: Павел — это сын Александра II, но в силу разветвленности династии примерный ровесник своих племянников). Портрет — в Третьяковке.

Павел Александрович будет в 1919 году расстрелян в Петропавловской крепости вместе с еще рядом представителей семьи Романовых… в ответ на убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург в Германии.

Та же судьба постигла еще одного героя серовского портрета — великого князя Георгия Михайловича (как и Павел, он приходился внуком Николаю I, но по линии другого сына). Нумизмат, автор нескольких научных трудов, он много лет был управляющим Русского музея в Санкт-Петербурге, передал музею в дар свою коллекцию монет. По иронии судьбы расстрелян в Петропавловке близ Монетного двора.

К образу Александра III Серову, впрочем, придется еще не раз вернуться. Вот «Портрет императора Александра III с рапортом в руке», написанный по заказу 12-го гренадерского Астраханского полка. Ныне в Русском музее.

И здесь тоже очень хороши лошадки, пусть и на заднем плане.

А неизменную скрупулезность работы художника показывает и вот этот небольшой этюд: ордена для императорского мундира.

Еще любопытней портрет Александра в парадном мундире датской королевской лейб-гвардии (после женитьбы на датчанке Дагмар указом короля Кристиана IX Александр получил звание ее почетного полковника и всегда носил эту форму во время своих визитов в Данию). На нем также датские награды: орден Слона и орден Данеброг. Картина эта и сейчас находится в Офицерском фонде Королевской лейб-гвардии в Копенгагене и была предоставлена им на нынешнюю московскую выставку.

Император изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании. Готовясь к написанию картины, Серов посетил Данию. Ему даже позировал в соответствующем мундире некий сержант лейб-гвардии (этюд хранится в ГИМе).

Получил Серов заказ — в числе других живописцев — и на оформление альбома, посвященного коронованию Николая II. Натурные зарисовки были сделаны художником во время торжеств. Однако и здесь он продолжал тщательно исследовать даже фон событий. Вот его эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» (в ГТГ).

А вот этюд — внутренний вид того же собора (ныне в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске)

Не раз писал Серов и Николая II. Иногда также в парадном виде, как в форме Королевского шотландского драгунского гвардейского полка (в дар этому полку портрет и предназначался). Сейчас находится в музее полка в Эдинбурге. Получить портрет на московскую выставку не удалось, но он воспроизведен в каталоге.

А вот совсем не парадный так называемый «Портрет Николая II в тужурке» (повседневная форма лейб-гвардии Преображенского полка, которую Николай в обычное время и носил) был предназначен в подарок императрице и находился в ее кабинете. В 1917 году был уничтожен ворвавшимися в Зимний дворец солдатами (его просто изорвали штыками).

Что же в таком случае мы видим на выставке? Видим вполне настоящее авторское повторение. Зачем Серов его написал? Не исключено, что и сам был доволен своей работой, но при этом понимал, что «одолжить» его у императрицы для демонстрации на какой-нибудь выставке вряд ли станет возможным.

Завершился этот «роман с Романовыми» конфликтом с императрицей Александрой Федоровной. По свидетельствам мемуаристов, при написании очередного портрета Николая та попросила художника что-то переделать. Серов вежливо протянул императрице палитру и кисть: «Может быть, вы сами исправите, Ваше императорское величество?».

Так оно было или не так, но во дворце он больше не работал.

diletant.media

Портреты русских императоров в картинах известных художников XVI-XX веков

по датепо ценепо высотепо длине

все произведенияв наличиипроизведения со скидкой

Портрет царя Михаила Фёдоровича. Иоганн Ведекинд

холст / масло / 204x108см

Портрет царя Михаила Феодоровича Романова. Неизвестный художник Портрет Алексея Михайловича Романова XVIII-XIXв

дерево / масло

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник Портрет Фёдора Алексеевича XIXв Неизвестный художник

холст / масло

Петр I. Годфрид Кнеллер

холст / масло

Петр I. Неизвестный художник

холст / масло

Портрет Петра I. Август Толяндер

холст / масло

Петр Великий. Поль Деларош

холст / масло

Петр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Жан-Марк Натье

холст / масло / 142x112см

Петр I. В. Крюков

холст / масло

Петр I. Б. Кофф

холст / масло

Портрет Петра I. Алексей Антропов

холст / масло

Портрет Екатерины I. Карел де Мур

холст / масло

Екатерина I. Жан Марк Натье

холст / масло / 142.5x110см

Пётр II Алексеевич. Неизвестный художник

холст / масло / 83.5x71см

Портреты русских императоров

В этой галерее представлены портреты русских монархов, выполненные известными художниками прошлого. Мы можем написать для вас копию любого портрета русского императора маслом на холсте в любом размере. Копия портрета маслом пишется 3-4 недели, стоимость зависит от формата и сложности работы.

Скидки и акции Подарочные карты

www.art-spb.ru

Правители России в хронологическом порядке от Рюрика до Путина

Год правления Правители Годы жизни
РУСЬ НОВГОРОДСКАЯ
862-879 Рюрик (Варяжский) ?-879
879-912 Олег «Вещий» ?-912
КИЕВСКАЯ РУСЬ РЮРИКОВИЧИ
912-945 Игорь Рюрикович ?-945
945-966 Ольга «Святая» ?-969
966-972 Святослав Игоревич 942-972
972-980 Ярополк I Святославич 961-980
980-1015 Владимир Святославич «Святой» 960-1015
УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВОЙ ПЕРИОД
1015-1019 Святополк I Владимирович «Окаянный» 980-1019
1019-1054 Ярослав I Владимирович «Мудрый» 978-1054
1054-1068 Изяслав I Ярославич 1024-1078
1068-1069 Всеслав Брячиславич ?-1101
1069-1073 Изяслав I Ярославич 1024-1078
1073-1076 Святослав Ярославич 1027-1076
1076-1078 Изяслав I Ярославич 1024-1078
1078-1093 Всеволод I Ярославич 1030-1093
1093-1113 Святополк II Ишглаиич 1050-1113
1113-1125 Владимир Всеволодович «Мономах» 1053-1125
1125-1132 Мстислав Владимирович «Великий» 1076-1132
1132-1139 Ярополк II Владимирович 1082-1139
1139-1146 Всеволод II Ольгович ?-1146
1146-1146 Игорь Ольгович ?-1147
1146-1149 Изяслав II Мстиславич 1097-1154
1149-1151 Юрий I Владимирович «Долгорукий» 1090-1157
1151-1154 Изяслав II Мстиславич 1097-1154
1154-1155 Ростислав Мстиславич ?-1167
1155-1157 Юрий I Владимирович «Долгорукий» 1090-1157
1157-1159> Изяслав III Давидович ?-1162
1159-1167 Ростислав Мстиславич ?-1167
1167-1169 Мстислав Ишславич ?-1170
РУСЬ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ
1169-1174 Андрей Юрьевич «Боголюбский» 1111-1174
1174-1175 Михаил Юрьевич ?-1176
1175-1175 Ярополк III Ростисланич ?-1181
1175-1176 Михаил Юрьевич ?-1176
1176-1212 Всеволод III Юрьевич 1154-1212
1212-1218 Константин Всеволодович «Добрый» 1186-1218
1218-1238 Юрий II Всеволодович 1188-1238
ПЕРИОД УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВОЙ + ТАТАРСКОГО ИГА
1238-1246 Ярослав II Всеволодович 1191-1246
1246-1247 Святослав Всеволодович ?-1252>
1247-1248 Михаил Ярославич «Храбрый» ?-1248
1249-1252 Андрей Ярославич 1221-1264
1252-1263 Александр Ярослапич «Невский» 1220-1263
1263-1272 Ярослав III Ярославич 1230-1272
1272-1276 Василий Ярославич 1241-1276
1276-1283 Дмитрий Александрович 1250-1294
1283-1284 Андрей Александрович ?-1304
1284-1293 Дмитрий Александрович 1250-1294
1293-1304 Андрей Александрович ?-1304
1304-1317 Михаил Ярославич «Святой» 1271-1318
1317-1322 Юрий III Данилович 1281-1325
1322-1326 Дмитрий Михайлович «Грозные очи» 1299-1326
1326-1327 Александр Михайлович 1301-1339
НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЯ РУСИ МОСКОВСКОЙ
1328-1340 Иоанн I Данилович «Калита» 1304-1340
1340-1353 Семен Иоаннович «Гордый» 1316-1353
1353-1359 Иоанн II Иоаннович «Красный» 1326-1359
1359-1368 Алексей Федорович Бяконт 1293-1378
1368-1389 Дмитрий Иоаннович «Донской» 1350-1389
1389-1425 Василий I Дмитриевич 1371-1425
1425-1432 Софья Витовтовна 1371-1453
1432-1446 Василий II Васильевич 1415-1462
1446-1447 Дмитрий Юрьевич «Шемяка» 1420-1453
1447-1462 Василий II Васильевич «Темный» 1415-1462
НАЧАЛО САМОДЕРЖАВИЯ
1462-1505 Иоанн III Васильевич 1440-1505
КОНЕЦ ТАТАРСКОГО ИГА
1505-1533 Василий III Иоаннович 1479-1533
КОНЕЦ УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ
1533-1538 Елена Васильевна Глинская ?-1538
1538-1548 Бояре Шуйские, Вельские
САМОДЕРЖАВИЕ
1548-1574 Иоанн IV Васильевич «Грозный» 1530-1584
1574-1576 Семен Бекбулатович ?-1616
1576-1584 Иоанн IV Васильевич «Грозный» 1530-1584
1584-1587 Федор Иоаннович «Блаженный» 1557-1598
СМУТНОЕ ВРЕМЯ 1598-1613 гг.
1587-1605 Годунов Борис Федорович 1551-1605
1605-1605 Годунов Федор Борисович 1589-1605
1605-1606 Лжедмитрий I (Отрепьев Григорий) ?-1606
1606-1610 Шуйский Василий Иоаннович 1552-1612
1610-1610 «Семибоярщина»
1610-1612 Владислав IV Сигизмундович Ваза 1595-1648
САМОДЕРЖАВИЕ ДОМ РОМАНОВЫХ
1613-1645 Михаил Федорович «Кроткий» 1596-1645
1645-1676 Алексей Михайлович 1629-1676
1676-1682 Федор Алексеевич 1661-1682
1682-1689 Софья Алексеевна 1657-1704
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1689-1725 Петр I Алексеевич «Великий» 1672-1725
1725-1727 Екатерина I Алексеевна СКАВРОНСКАЯ 1684-1727
1727-1730 Петр II Алексеевич 1715-1730
1730-1740 Анна Ивановна, племянница Петра I 1693-1740
1740-1741 Иван VI Антонович, правнук Петра I 1740-1764
1741-1761 Елизавета Петровна 1709-1761
1761-1762 Петр III Федорович, внук Петра Великого. 1728-1762
1762-1796 Екатерина II Алексеевна «Великая» 1729-1796
1796-1801 Павел Петрович 1754-1801
1801-1825 Александр I Павлович «Благословенный» 1777-1825
1825-1825 Константин Павлович 1779-1831
1825-1855 Николай I Павлович 1796-1855
1855-1881 Александр II Николаевич 1818-1881
1881-1894 Александр III Александрович 1845-1894
1894-1917 Николай II Александрович 1868-1918
АНТИ-РОМАНОВЫ
1917-1917 ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич 1861-1925
1917-1917 КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович 1881-1970
СТОЛИЦА С 1918 ГОДА — ГОРОД МОСКВА
1917-1922 Владимир Ильич Ульянов «Ленин» 1870-1924
ПЕРВЫЕ ИЛИ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СЕКРЕТАРИ ЦК КП
1922-1953 Иосиф Виссарионович Джугашвили «Сталин» 1879-1953
1953-1964 Никита Сергеевич Хрущев 1894-1971
1964-1982 Леонид Ильич Брежнев 1906-1982
1982-1984 Юрий Владимирович Андропов 1914-1984
1984-1985 Константин Устинович Черненко 1911-1985
С 1990 ГОДА ПРЕЗИДЕНТЫ СССР ИЛИ РОССИИ
1985-1991 Михаил Сергеевич Горбачев 1931-
1990-1999 Борис Николаевич Ельцин (до 08/12/1991 — президент России в составе СССР) 1931-2007
2000-2008 Владимир Владимирович Путин 1952-
2008-2012 Дмитрий Анатольевич Медведев 1965-
2012-??? Владимир Владимирович Путин 1952-

korki.lol

Портреты русских цариц и царевен: shakko_kitsune

Первые светские портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. Рассказываю о том, как изображали обитательниц кремлевских теремов в допетровскую эпоху и как отличить их фальшивые изображения от настоящих.

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами.

Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея (№1). В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты, демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье — будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Так изображали женщин в Кремле отечественные мастера, но работали над портретами и иностранные живописцы. Их произведения более реалистичны, только вот великие художники до Руси не доезжали и среди этих полотен нет шедевров. Один из таких иностранцев, имя которого не сохранилось в истории, тоже написал портрет царской невесты Марфы — овальную картину из Русского музея (№2). На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку.

Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Поэтому в портрете из Гатчинского дворца (№3), созданном неизвестным автором уже в XVIII веке, с трудом угадывается исходный образец: краски на нем ярче, а сама Марфа красивее.

ЦАРСКИЕ ВДОВЫ

После смерти мужа Марфа Апраксина прожила еще 33 года как набожная вдова, не изменив своему образу жизни даже после того, как Петр I приказал ей переехать в новую столицу. На портрете, написанном в поздний период (№1), она предстает уже совсем иной: строгая немолодая женщина в мрачной одежде. Это не единственный сохранившийся портрет царской вдовы: на другом изображена вторая жена царя Алексея Михайловича — Наталья Нарышкина.

Она одета чуть наряднее, но тоже очень сдержанно (№2). Эта картина известна в десятке копий — портрет матери Петра Великого пользовался популярностью. Однако из архивных документов известно, какая из этих картин — оригинал (№3). Редкий случай — сохранилось даже имя живописца. Это был мастер Оружейной палаты Михаил Чоглоков, написавший портрет «во успении» в 1694 году, в течение девяти дней после смерти царицы. (Светский жанр портретов «во успении», которые предназначались для родственников и помещались в жилых покоях, возник в России в самом конце XVII века, до этого парсуны в основном предназначались для надгробного иконостаса в церкви).

ЦАРСКИЕ СЕСТРЫ

Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. На самом торжественном портрете (№1) — царевна Софья Алексеевна, правительница-регент государства. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Царевна написана в короне, со скипетром и державой, притом что помазана на царство она не была. Такая сложная композиция, нетипичная для русского искусства XVII века, проникла к нам из Европы: искусствоведы предполагают, что портрет Софьи написан на основе гравюры (№2) Леонтия Тарасевича, учившегося искусствам в Аугсбурге. Об этой работе ученым известно из судебного дела пособника царевны Федора Шакловитого — заказ образа Софьи со всеми регалиями ставился ему в вину, а все оттиски этой гравюры по указу Петра I разыскивались и уничтожались.

Неизвестно, писали ли портреты Софьи во время ее заключения в монастыре, но другая царевна в аналогичной ситуации для портрета позировала. В 1698 году по приказу Петра I единоутробная сестра Софьи царевна Марфа Алексеевна была пострижена в монахини за сочувствие и помощь свергнутой правительнице. Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. Долгие годы там же хранилось ее изображение — сначала в монастыре, а потом в музее, но в 1986 году картину украли. Литография (№3), сделанная с портрета царевны Марфы в XIX веке, свидетельствует о том, что арестантку-монашку писали примерно так же, как царскую вдову, — в скромном головном уборе, без каких-либо атрибутов роскоши.

ВЫМЫШЛЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ

Однако царевна Софья предстает на полотнах и совсем иной — юной прекрасной девушкой (№1). Это другой тип портретов — вымышленные: с реальностью они не имеют ничего общего. Дело в том, что подобные изображения Софьи — как и образы ее матери Марии Милославской (первой жены Алексея Михайловича, №2), а также бабушки Евдокии Стрешневой (жены Михаила Федоровича, №3) — создавались отнюдь не при жизни моделей.

Это ретроспективные портреты — выдумка живописцев XVIII– XIX веков.

Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков, и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля. Узнать подобные вымышленные портреты легко: женщины на них наряжены в горностаевые мантии, которые появились в России как знак монаршего достоинства только после Петра, вместе с другими европейскими регалиями. Кроме того, у них массивные головные уборы, которых нет больше ни на каких других женских изображениях Романовых.

ИЗ ЦАРИЦЫ — В МОНАХИНИ

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника (№1) попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря. В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее (№2). На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной. Эта картина была написана в период царствования ее внука Петра II, когда ее освободили из-под надзора и доставили в столицу, доживать в роскоши. Одежда на ней не монашеская, однако темная и скромная.

Этот портрет был оригиналом, скопировав который изобразил Лопухину и неизвестный провинциальный примитивист — да так, что ее не узнать (№3). На этой парсуне царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом.

ЖЕНЩИНЫ НОВОГО ВЕКА

shakko-kitsune.livejournal.com

Картины про свадьбы российских императоров: shakko_kitsune

Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше -- у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории -- давайте оценим детали.

Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.

От первой его свадьбы (в бытность царем) с Евдокией Лопухиной свадебных цветных фоточек не осталось, что было связано с отсталостью светской живописи того времени. Есть только вот такая штука на память -- рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной. Новобрачные изображены стоящими на земле. (Подробно здесь, в тексте про Петра в "русской одежде")

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры.И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике.

Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.Рекомендую смотреть при увеличении -- тогда видно много деталей, например, что дамы все с модными высокими прическами-фонтанжами.Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья).

Фрагмент гравюры«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф.М. Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П. Гагарин.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.

Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример.

Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ

Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.

Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ

В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.Зато!Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны)

Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным

Неизв. худ. Ок. 1758

Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали (фото мое).

Ой, извините, есть еще такая картинка по теме -- школа гравёров оставалась крепкой.

Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ

А это на родине невесты был праздник.

Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.

Это -- собственноручный мой коллаж из анонима и Рокотова.

Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять.

Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ

‎В полнощи светлый юг сияет,Течет живее в сердце кровь,И осень, как весна, вливаетНаталье с Павлом в грудь любовь.‎(Державин)

Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.

Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г.Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую.И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод -- переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.

Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей

Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.

Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.

В копилку ссылок: онлайн журнал бракосочетания Александра I.

Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.

А тут памятная медаль на бракосочетание великой княжны Анны Павловны с наследным принцем Оранским Виллемом

Как в 1817 году женился великий князь Николай Павлович, на тот момент отнюдь не наследник, тоже -- пробел. (По картинкам пробел; в документах, разумеется, свидетельств по всем свадьбам сохранилось намного больше). Любителям истории интересная ссылка: Акт бракосочетания великого князя Константина с графиней Грудзинской (подлинник).

Александр II и Мария Александровна

Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали  цесаревича Александра (II) в 1840  и Марию Александровну -- не понимаю.

Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.

Раз все такое черно-белое и бедное пока, берем венчания великих князей и княжон, на безрыбье.Ну и тоже интересно.

Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской. 1857.Журнальная (?) иллюстрация. Кажется, это самое раннее изображение непосредственно церемонии, которое мне удалось найти.

Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих иллюстрациях, происходит в дворцовой церкви Зимнего дворца.

Александр III и ДагмарОни женились еще при жизни отца-императора.

Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.

Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ

В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания.

Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович – герцог Лейхтенбергский.

Фрагменты

В центральной части листа Александр II и императрица Мария Александровна.

Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены Синода, хор певчих-мальчиков. В честь невесты и ее датских родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой (отличительный знак датской формы).

 А вот другая картинка, попроще, из "История царствования императора Александра II в картинах".

Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.

Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой невесты.

Самые скучные в моей подборки чб рисунки -- это на самом деле cover-story 19 века.

«Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299). Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной. Царский кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К. БрожаОни же, на неск. минут пораньше.

Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали цветное.

Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874.С английским принцем было сначала православное венчание.Потом англиканское

Картина того же автора маслом про них же.

Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы Елизаветы Маврикиевны. 1884.

Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в 1889 в Петергофе.Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно.

Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году

Вот это кстати написал Афанасий Фет:

"На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны"

Не воспевай, не славословьВеликокняжеской порфиры, —Поведай первую любовьИ возвести струнами лиры:

Кто сердце девы молодойВпервые трепетать заставил?Не ты ли, витязь удалой,Красавец, царский конник, Павел? (и далее)

Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

деталь

К.О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж(подготовительный к созданию журнальной иллюстрации)

Никки и Аликс

Они женились, когда Николай уже стал императором.

Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны».  1894. ГРМ

Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.

Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭСлева направо - король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.

Фрагмент

Кстати, напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает нам фильм "Матильда", венчание Николая на царство и венчание его с невестой происходило не одновременно (и без обмороков). Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.

В британской королевской коллекции есть повторение картины Туксена (потому что Виктория -- бабушка невесты). Рядом  открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для комплекта).

А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке...

А потом все кончилось.

shakko-kitsune.livejournal.com

Царская Россия в фотографиях.

Предлагаю вам окунуться в быт царской России конца девятнадцатого начала двадцатого века.Эти фотографии были сделаны Максимом Дмитриевым,фотографом XIX-XX века, который,в свое время,объездил все города вдоль Волги-реки, и запечатлел на фотокамеру уникальные моменты жизни людей того времени.

Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Извозчик, начало XX века Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия Царская Россия в фотографиях. история, ретро, россия

fishki.net