Тропинин, портрет Пушкина. В. А. Тропинин, портрет Пушкина: описание картины. Картины пушкина


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ПОРТРЕТЫ - Всякая всячина

 

Пушкин. Портреты

Второй день отвечает на вопросы Александр Сергеевич.

А я пока предлагаю полюбоваться на портреты того, кто так добр и щедр к нам, отвечая на бесконечные вопросы о личной жизни, скором замужестве, переезде и беременностях. Где-то в своих покойных мечтах Сан Сергеевич наверняка хочет, чтобы все мы разом в этом году вышли замуж, разродились, переехали и озолотились, я это чувствую!

Ксавье де Местр. "Пушкин - ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

"Пушкин в Царском Селе", картина Ильи Репина, 1911. 

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. 

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. "Прощание Пушкина с морем." ("Прощай, свободная стихия..."). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."

И.К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря" 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.

 

 

 

В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому.

А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу. 

Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г. Ну, мы все знаем, что Пушкин читает.

И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.

 

Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография.

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).

Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу.

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.

 

Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/124139_pushkin-portrety

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com

Портреты Пушкина - Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин

Ксавье де Местр. "Пушкин - ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

А.С. Пушкин

Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов.

А.С. Пушкин

"Пушкин в Царском Селе", картина Ильи Репина, 1911.

А.С. Пушкин

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

А.С. Пушкин

П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.

А.С. Пушкин

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. "Прощание Пушкина с морем." ("Прощай, свободная стихия..."). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."

А.С. Пушкин

И.К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря" 1887г. На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.

А.С. Пушкин

В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому.

А.С. Пушкин

А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.

А.С. Пушкин

И.Е. Репин. "Портрет Пушкина". 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Даже в монографии Грабаря "Репин" о портрете ничего не сказано. Находится в Праге.

А.С. Пушкин

Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г.

А.С. Пушкин

Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина".

А.С. Пушкин

Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

А.С. Пушкин

Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой.

А.С. Пушкин

И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.

А.С. Пушкин

Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография.

А.С. Пушкин

Т. Райт. "Портрет Пушкина". 1837 г. Гравюра на стали. В этом портрете И.Е. Репин подметил: "Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум."

А.С. Пушкин

Гравюра на меди. Это первый портрет, который был опубликован в издании 1822г. "Кавказский пленник" в типографии А.И.Герча.

А.С. Пушкин

И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила.

А.С. Пушкин

В.А. Серов. "Пушкин в парке". Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И.Е.Репин: "Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве - банальность и шаблонность."

А.С. Пушкин

Б.М. Кустодиев. "Портрет А.С. Пушкина". 1915 г. Бумага, итальянский карандаш.

А.С. Пушкин

П.И. Челищев. "Пушкин и граф Д.И. Хвостов". Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

А.С. Пушкин

Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов. 1899 г.

А.С. Пушкин

Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский. 1934г.

А.С. Пушкин

В.И. Шухаев. "Портрет Пушкина". 1960г. Бумага, пастель, сангина. Оригинален замысел графического портрета: на листе бумаги художник плотно рисует сангиной, моделируя лицо и кисти рук поэта, а контуры фигуры лишь намечает одной линией, то - явной, то - сходящей на нет.

А.С. Пушкин

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).

А.С. Пушкин

Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу.

А.С. Пушкин

Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября - начало октября 1829 г.

А.С. Пушкин

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).

А.С. Пушкин

Н.В. Гоголь. "Наброски профиля Пушкина". 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем его модель

pushkinskij-dom.livejournal.com

Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене»: история создания, описание, впечатление

Репин известен на весь мир как талантливейший российский художник. Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене» стала одной из самых знаменитых работ мастера. Списанная с самого поэта, она поражает колоритностью и точностью образа. Картина по праву считается одной из лучших, которые вышли из-под кисти художника.

Об истории появления

История создания картины «Пушкин на лицейском экзамене» удивительна. Несмотря на споры историков, существует очень красивая версия создания данного полотна, которое написано на основе реальных исторических событий и с точностью показывает процесс аттестации учеников лицея в XIX веке. Кроме того, что на картине изображена фигура самого Александра Сергеевича, можно увидеть и фигуру Г. Державина, который так же является значительной личностью для русской классической литературы.

картина репина пушкин на лицейском экзамене

Шел 1815 год, январь. Императорский Лицей, который находился в Царском Селе, планировал проводить экзамены, которые должен был пройти сам Александр Сергеевич Пушкин. Ему на тот момент было всего пятнадцать лет. Поразив всех присутствующих своим талантом, который поэт доказал, рассказав стихотворение «Воспоминания о Царском Селе», экзамен был успешно сдан. Уже после судьи говорили о том, что в стихотворении Александра Сергеевича затронуто все то, что наполняет настоящую русскую душу.

Спустя очень многие годы, лицей праздновал свой юбилей – 100 лет с момента открытия. К этому торжественному событию Репину пришел заказ на написание полотна. Инициаторами заказа выступили члены Лицейского общества. Репин удостоился такой чести потому, что он отличался от других художников своим интересом не только к художественному искусству, но и к литературе.

Несомненный талант Репина

Еще до написания картины «Пушкин на лицейском экзамене», Репин очень любил творчество Александра Сергеевича. Он прочел массу литературы о поэте. Когда заказ был принят, художник с энтузиазмом начал работу над ним. Как вспоминали позднее его друзья и знакомые, он стал настоящим фанатом столь известной и выдающейся личности, как Пушкин. Илья Ефимович прочел всю литературу, которая содержала любой материал из пушкинских воспоминаний о Царском Селе и лицее. Именно это и обусловило такой ажиотаж, который вызвало полотно художника.

воспоминания в царском селе

Описание картины

«Пушкин на лицейском экзамене» представляет собой большое полотно. Краски, которые использовал мастер, яркие и насыщенные. Вся картина Репина «Пушкина на лицейском экзамене» завораживает своей колоритностью. Множество деталей и на первом, и на втором плане заставляют всматриваться в полотно.

впечатление по картине пушкин на лицейском экзамене

Впечатление по картине «Пушкин на лицейском экзамене» у всех, естественно, разное. Однако положительные отзывы сильно перевешивают те, которые несут негативную оценку полотна.

Что же изображено на полотне?

Картина показывает момент экзамена, когда Александр Сергеевич демонстрировал свой талант перед публикой. Огромный зал Лицея, большие мраморные колонны, черно-белые плиты на полу – все это говорит о богатстве и престиже учебного заведения. На стене висит красивейший портрет императора. Весь зал заполнен людьми в дорогих нарядах и костюмах. Сразу видно, насколько сильно люди интересовались личностью и талантом Пушкина.

Кроме того, по одежде гостей, пришедших на выступление Александра Сергеевича, можно увидеть, что эти люди – типичные представители дворянского населения. Пышные платья дам, дорогие костюмы мужчин – все говорит о богатстве.

пушкин на лицейском экзамене история создания картины

В центре зала стоит сам Александр Пушкин в момент представления своего легендарного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Изображен поэт в очень театральной позе – левая нога выдвинута вперед, правая рука вздымается к небу. По выражению, изображенному на лице юноши, можно сказать, насколько эмоционально сам поэт представлял свое творение окружающим.

Слева от поэта изображены дорогие дубовые столы, за которыми восседают экзаменаторы. Среди судей находится так же и личность, которая известна всему миру благодаря своему литературному таланту – Г.Р. Державин. Легендарный поэт настолько удивлен мастерством Пушкина, которому на тот момент было всего пятнадцать лет, что привстал, дабы лучше слышать юное дарование.

Несколько слов о композиции

Говоря о картине Репина «Пушкин на лицейском экзамене», важно сказать, что полотно написано крайне реалистично. Кроме того, оно написано в духе классического стиля. Тем, кто увлекается и разбирается в изобразительном искусстве, сразу ясно, что в картине применен такой прием, как «Золотое сечение». Это видно по тому, как фигура Пушкина изображена в правой части картины. Именно там проходит та самая линия золотого сечения. Кроме того, важно отметить, насколько и левая часть идеально сохраняет свои пропорции. Это можно увидеть, если обратить внимание на расположение Пушкина и Державина и пространство до стены зала. Расстояние от правого края полотна до фигуры Гавриила Романовича разделено на две абсолютно равные части, средняя линия которых проходит сквозь фигуру Александра Сергеевича.

пушкин на лицейском экзамене описание картины

Главным героем композиции, ее центром, является совсем юный поэт. Все свободное пространство лицейского зала принадлежит только ему. Красивейшая, эпичная, запоминающаяся поза Пушкина рассказывает каждому о той гордости, которую чувствует поэт, рассказывая о Царском Селе.

Если говорить о заднем плане, то можно заметить, что ни у одного из присутствующих гостей не видно лица. В глаза бросаются только яркие и богатые одежды, четкие фигуры.

Неоднократные попытки художника

Известен тот факт, что Репину не сразу удалось изобразить Александра Пушкина так, как ему того хотелось. Над полотном он работал несколько лет. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем». Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить абсолютно пустой город.

fb.ru

Тропинин, портрет Пушкина. В. А. Тропинин, портрет Пушкина: описание картины

Всегда интересна судьба любой картины, которая попадается на наши глаза в художественных галереях и музеях. Особое любопытство, несомненно, вызывают портреты. Ведь на них изображены жившие когда-то или живущие ныне люди со своим характером, своей судьбой, дух которых уловил и увековечил на холсте художник. Будь то неизвестный нам человек или знаменитый, всегда любопытно глубже окунуться в судьбу как мастера, создавшего шедевр, так и человека, изображенного на картине.

Сегодня в центр нашего внимания попадет портрет А. С. Пушкина. Тропинин Василий Андреевич стал одним из многих художников, который запечатлел на холсте великого русского поэта. Как складывались судьба и творческий путь художника до этого знакомства? При каких обстоятельствах был написан портрет и где он теперь? Давайте узнаем об этом.

Несколько слов о художнике

Родиной Василия Тропинина, которого справедливо считают одним из самых выдающихся портретистов своего времени в России, является село Карпово Новгородской губернии. Как ни парадоксально, но отцом Тропинина был крепостной крестьянин графа Миниха, и когда его дочь – Наталья Антоновна Миних - стала женой графа Моркова, юный художник был передан в счет приданого новому хозяину.

тропинин портрет пушкина

Когда граф Морков отправил Тропинина в Петербург для изучения кондитерского дела, тот тайно посещал лекции в Академии Художеств. Его прирожденный талант к живописи поспособствовал тому, что Тропинину разрешили быть вольнослушателем Академии. Однако образование он так и не получил и должен быть ехать вместе с барином на Украину.

Постепенно он все больше привлекал внимание общественности своими поистине талантливыми работами. Наконец, в 1823 году он стал свободным, получил звание академика и начал свою жизнь в Москве, недалеко от Большого Каменного моста. Именно там написал Тропинин портрет Пушкина, ставший впоследствии одним из известнейших изображений поэта.

Творческий путь

Ранние произведения Тропинина характеризуются интимностью образов, нежной, но в то же время очень выдержанной красочной гаммой, которую он использовал, рисуя этюды-портреты своих хозяев – семьи Морковых.

В работах периода 1820-1830 гг. можно увидеть скульптурную четкость объемов, энергичную и внимательную характеристику модели, полнозвучие цвета, которые начал использовать Тропинин. Портрет Пушкина, относящийся к этому периоду, как раз сполна демонстрирует все вышеперечисленное.

В картинах 1830-1840-х гг. происходит усиление жанровых черт, усложнение композиции. Тропинин уделяет большое внимание различным деталям, что способствует созданию острохарактерных, типических образов его современников. Работы того времени также характеризуются внешне романтическими тенденциями, в основном не свойственными его творчеству.

Главной целью художника было показать типичность изображаемых им героев, передавая внутреннюю привлекательность и не показывая их явную принадлежность к тому или иному классу. Рисуя конкретных людей, он пытался показать все то, что было типичным для людей этого круга. Такова картина «Кружевница», пронизанная искренностью и теплотой чувств к простому человеку из народа.

художник тропинин картины

Художественно ценны и подготовительные рисунки, над которыми работал в процессе художник Тропинин. Картины его сыграли свою важную роль, развивая русское демократическое искусство XIX века и формируя московские художественные традиции.

История создания портрета

Известно, что сам Пушкин не очень-то любил позировать художникам. Именно по этой причине так мало написанных с натуры изображений поэта. Однако после его возвращения из Михайловской ссылки, по окончании дела декабристов, в 1827 году были написаны два таких портрета, ставшие впоследствии классикой русской живописи и лучшими изображениями Пушкина. Первый написал О. А. Кипренский, а В. А. Тропинин, портрет Пушкина которого признан самым реалистичным изображением, создал второй.

Вопреки распространенной версии, портрет был написан по заказу самого поэта, а не его друга Сергея Александровича Соболевского, который желал перед отъездом получить портрет Пушкина в своем обычном виде, а не при полном параде. Это стало ясно из письма Соболевского, опубликованного в 1952 году, где говорилось, что поэт тайком заказал картину и преподнес ее другу в качестве подарка.

С выбором художника определиться было легко, так как Василий Андреевич в то время уже был известен в качестве отличного портретиста. Однако в процессе работы пришлось отказаться от первоначального замысла, который противоречил привычной, устоявшейся системе, приверженцем которой был Тропинин. Портрет Пушкина в окончательном варианте изображал скорее не интимную непринужденность и естественность позирующего, как того хотел Соболевский, а поэтический беспорядок, с которым в романтическом искусстве так часто ассоциируется вдохновение. Была прекрасно передана глубокая внутренняя значительность и творческая напряженность поэта.

Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф. Фон и одежду объединяет общий золотистый с коричневым цвет, благодаря чему выделяются лицо и отворот рубашки, который является центром композиции. У Тропинина не стояла цель приукрасить внешность Пушкина, но он с успехом воссоздал и запечатлел высокую одухотворенность поэта.

портрет пушкина тропинин описание

Судьба полотна

Интересна и история жизни картины. Соболевский снял уменьшенную копию с портрета у Авдотьи Петровны Елагиной, чтобы возить ее с собой. И хотя выполнена она была профессионально, вся суть портрета была утеряна. Как пишут исследователи, она не передавала ту внутреннюю силу и движение, которые несет оригинал.

Покидая Россию, Соболевский оставил портрет на хранение все той же Авдотье Елагиной. Однако, вернувшись из-за границы пять лет спустя, обнаружил подмену оригинала на низкокачественную копию.

Подлинный портрет появился в середине 50-х годов в одной из меняльных лавок. В 1909 году он попал в собрание Третьяковской галереи, а после революции, в 1937 году, переехал во Всесоюзный, ныне Всероссийский музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Сейчас портрет находится в Мемориальном Музее-квартире Пушкина на набережной реки Мойки, 12, входящем в музейный комплекс.

Критика работы

Современниками единодушно признавалось сходство тропининского портрета с реальным Пушкиным. Но одним из критиков отмечалось, что художник не смог передать в полной мере взгляд поэта. Едва ли это высказывание может быть справедливым, так как напряженный и пристальный взгляд Пушкина с портрета выражает подлинное вдохновение в моменты творческого порыва.

В отличие от работы Кипренского, портрет Тропинина более скромный, но не уступает первому ни в живописной силе, ни в выразительности.

Портрет Тропинина и портрет Кипренского

портрет а с пушкина тропинин

Оба этих портрета были созданы в один год и показывают два разных образа поэта. Портрет Кипренского был написан летом 1827 года по заказу друга Пушкина, А. А. Дельвига. На нем Пушкин вдохновлен, с глубоким, но рассеянным взглядом, глубоко сосредоточен. Пушкин работы Кипренского наполнен торжественностью и значительностью.

Это кардинально отличается от того, что написал Тропинин. Портрет Пушкина его кисти, как мы уже говорили, изображает поэта в образе обычного человека в домашней обстановке и одежде. Этот образ более близкий и теплый для зрителя.

Другие изображения Пушкина

Помимо ставших классикой портретов Тропинина и Кипренского, существуют и другие изображения Пушкина. Самым первым из них стала миниатюра работы неизвестного художника, на которой поэт изображен в возрасте примерно трех лет.

портрет пушкина фото

После этого было написано множество портретов и сделаны копии и списки с классических изображений поэта. Сам Пушкин, хорошо зная черты своего лица, рисовал автопортреты в профиль, первый из которых появился в процессе подготовки к публикации первого сборника стихов.

в а тропинин портрет пушкина

Однако сложно поспорить с тем, что любой портрет Пушкина, фото которого мы видим в Интернете или книгах, может заменить эстетическое наслаждение от созерцания оригинала, выставленного в картинной галерее. Только там можно почувствовать неповторимый колорит и дух, исходящий от полотна, и в полной мере понять замысел художника.

fb.ru

Тропинин В. А. Портрет Пушкина Александра Сергеевича. 1827 г. Описание картины

Василий Андреевич Тропинин

До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных из них является портрет Пушкина, написанный художником Василием Тропининым в 1827 году.

Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина. Наиболее вероятной причиной является личный заказ портрета самим Пушкиным, который хотел таким образом удивить Соболевского, который ее так и не увидел в оригинале, потому как, полотно было заменено подделкой, и лишь через несколько десятков лет подлинник был куплен князем Оболенским у одного мелкого торговца.

Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер. Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником.Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.

Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы. Истинный русский Байрон в халате! Кстати, в начале девятнадцатого столетия халат считался , как бы удобной домашней одеждой, но и своеобразным символом свободолюбия и вольности. Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никой другой он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство. Ведь неслучайно здесь и сравнение с Байроном – взгляды Александра Сергеевича были весьма схожи с направлением мысли этого великого английского поэта.

Несмотря на легкую небрежность в портрете Пушкина, Тропинина трудно упрекнуть в каком либо изъяне, никто не сможет сказать, что его портрет получился простым, безжизненным и интимным, показывающим его прежде всего, как человека, а не Пушкина-поэта. Чего стоит один только его взгляд! Близкие люди поэта утверждали, что именно такое выражение лица было у Александра Сергеевича, когда его посещала муза, и он создавал свои гениальные произведения. Тропинин не стал перенасыщать портрет деталями, в центре полотна находится фигура поэта, и лишь такая небольшая деталь, как рукопись на столе, придает картине небольшой символизм.

Мало кто из современников мог назвать внешность Пушкина красивой или даже просто приятной, и при первом взгляде на портрет действительно внимание привлекает общая неказистость лица поэта, но это ощущение длится лишь секунду. Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

Особое внимание следует уделить не только выражению лица поэта, но и его руке, невольно притягивающей взгляд двумя перстнями, которые были очень дороги поэту. Один из них, подаренный Елизаветой Воронцовой, Александр Сергеевич носил, не снимая, считая его своим источником везения и удачи, а вот о происхождении второго ничего неизвестно.

Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение. Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок.Скорее всего, не случайно, что именно Василий Тропинин смог создать первый одушевленный портрет этого великого поэта. Кто, как не выходец из крепостных крестьян, каковым и являлся художник, настолько тонко мог прочувствовать любовь к свободе и вольности, исходящую от нашего русского Байрона?

В этот Кипренский Портрет Пушкина Александра СергеевичаТропинин портрет Пушкина Александра Сергеевича портрет Василий Тропинин вложил и частичку своей души, наверное, поэтому это полотно стало венцом его творений. Великий художник нашел родственную душу в великом поэте: именно так и можно сказать об этом знаменитом произведении искусства, благодаря которому мы можем воочию увидеть не только лицо, но и душу Александра Сергеевича.

Одним из заметных отзывов о портретах Пушкина является высказывание библиофила А. А. Сидорова. Как мы знаем у художника Кипренского тоже имеется подобное полотно с Пушкиным, который по оценке Сидорова выглядит более строго и по светски, относительно работы Тропинина, поэт отображен по домашнему просто и более раскованно.

Сегодня картина Тропинина А. С. Пушкин находится в Пушкинском музее, ( на Мойке) в Петербурге

www.art-portrets.ru

А. С. Пушкин в портретах

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

 И молвит: то-то был Поэт!

А. С. Пушкин

Отрывок из второй главы  "Евгения Онегина"

   А. С. Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники. Портретная живопись - это искусство действенное, в нем утверждается определенное представление о человеке. Александр Сергеевич в живописи представлен в разных формах и жанрах: это и гравюры, и художественные портреты, и литографии, и ксилографии.

    К Пушкинскому дню России в зале каталогов ЦГБ им. А. С. Пушкина была организована выставка «Пушкин в портретах».

   Выставка состоит из двух разделов «Себя как в зеркале я вижу…» (Прижизненные портреты А. С. Пушкина) и «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» (Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина).

Раздел выставки "Себя как в зеркале я вижу..." (Прижизненные портреты А. С. Пушкина)

   Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» своего лица. Поэтому сделанных с натуры портретов поэта существует немного.

   Сохранившиеся портреты А. С. Пушкина, имеют большую историко-культурную и художественную ценность. Они позволяют судить о его внешнем и внутреннем облике, особенностях его характера и личности, о том каким видели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники и дилетанты, русские и иностранцы.

   На выставке представлена большая и лучшая часть изображений Пушкина - это репродукции интимных, камерных портретов, выполненных в технике миниатюры, рисунки итальянским карандашом, работы И. Е. Вивьена, портреты живописные, кисти В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, станковая литография, исполненная Г. А. Гиппиусом, акварель П. Ф. Соколова и работа маслом И. Л. Линева.

   

   Хрестоматийные портреты Александра Сергеевича принадлежат кисти таких известных художников как Орест Кипренский и Василий Тропинин.
Фрагмент выставки с портретом А. С. Пушкина работы Кипренского

   Наверное, это один из самых известных всем романтических образов поэта. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в стихах этот портрет так: "… Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит..."

В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. 1827

   В 1817 году Пушкин был на вершине своей поэтической славы. Именно в это время появляется прекрасный, ныне хрестоматийный его портрет, созданный выдающимся русским живописцем в Москве. Пушкин сам заказал свой портрет художнику В. А. Тропинину и преподнес его в виде сюрприза своему другу – Сергею Александровичу Соболевскому.

Портреты Пушкина работы Вивьена. Белила, итал. карандаш.1826

   В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Портрет Александр Сергеевич преподнес одному из ближайших друзей – Евгению Баратынскому.

  Наиболее интересные изображения А. С. Пушкина были созданы непрофессиональными художниками И. Л. Линевым и П. И. Челищевым, каждый из которых подметил в облике поэта черты, которые не смогли передать в своих произведениях знаменитые мастера.

И. Л. Линев. А. С. Пушкин. 1836-1837

   Считается, что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Линев увидел не гения, не прославленного властителя дум русского общества, а простого несчастного человека, словно предчувствовавшего трагический свой рок, измученного  злобой завистников, предательством и клеветой.  Известный искусствовед Э. Голлербах говорил об этом портрете «убедительность и правдоподобие портрета несомненны… Всего правдивее, без прикрас и без всякой идеализации передает внешность Пушкина…»

П. И. Челищев. А. С. Пушкин и граф Д. И.Хвостов.1830

   Пушкин изображен быстро и стремительно идущим. Челищев прекрасно изобразил не только его лицо с безусловной похожестью, но и манеру шагать, и прогулочные бекешу, сапоги, цилиндр, трость. Академик И. Э. Грабарь писал о портрете: «видится нечто от той стремительности, изменчивости и неуловимости, которых не передает ни один длительно исполнявшийся портрет поэта».

Раздел выставки "Здравствуй племя младое, незнакомое!..."(Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина)

   В истории русского искусства есть своеобразная, ретроспективная галерея  портретов А. С. Пушкина, созданная после его смерти. Художники на основе изучения жизни, творчества, натурных портретов синтезируют конкретный образ поэта. Каждое новое поколение художников, переосмысливая поэзию Пушкина,  черпают в ней вдохновения для создания своих работ. И у каждого свой Пушкин.

   Творчество Пушкина и личность самого поэта привлекали таких художников, как И. Репин, И. Айвазовский, Н. Ге, К. Брюллов.  В год пятидесятилетия со дня смерти Пушкина появилась картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин у моря». Прекрасные вещи создал В. Серов «Пушкин в парке» и «Пушкин в деревне». Портреты Пушкина писали Б. Кустодиев и К. Сомов, А. Бенуа и В. Фаворский,  М. Добужинский и К. Петров-Водкин.  В советское время  появилась обширная Пушкиниана - в живописи и графике Н. Ульянова. Достигли великолепных успехов А. Тышлер, П. Кончаловский, В. Попков, М. Кузьмин, В. Горяев, Надя Рушева и др.

   

Фрагмент выставки
Самые интересные из них представлены на выставке.

   

Фрагмент выставки
фрагмент выставки. Рисунки Нади Рушевой

   Это и портреты, созданные Надей Рушевой, которая изучала манеру графики Пушкина и отталкивалась от нее в своих графических работах. «Я живу жизнью тех, кого рисую», - писала она и рисовала Пушкина в кругу семьи, перенося нас из мира сегодняшнего в мир прошлого. В ее работах есть легкость, подвижность, точность линий, великолепная композиция, изысканность, свойственная XIX веку. Художница признавалась: «Мне думается, что Пушкин был легкий, веселый такой». Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал о Наде Рушевой: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха».

   

   Рисунки выдающегося русского художника-графика Николая Васильевича Кузьмина, который был блестящим иллюстратором Пушкина. Его первая пушкинская работа – цикл иллюстраций к юбилейному академическому изданию «Евгений Онегина» (1933) был отмечен большой золотой медалью на Всемирной выставке книги в Париже (1937). Пушкинский мир Н. Кузьмина был целой творческой эпохой протяженностью не менее полувека.

   И репродукции картин Айвазовского, который был знаком с Пушкиным. Эти два художника – художник пера и художник кисти встретились на одной из выставок в Петербурге (1836). Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», - вспоминал художник.

И. К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря". 1887
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. "Прощание с морем" ("Прощай, свободная стихия..."). 1887. Холст, масло

   Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку».

 

Фрагмент выставки
Фрагмент выставки
  И, конечно же, на выставке мы не могли не уделить внимание образу А. С. Пушкина, воплощенному в картинах каменского художника Юрия Михайловича Северухина, который работал над пушкинской темой с 1975 года. За это время им создано более двухсот картин, так или иначе связанных с образом великого русского поэта. «Пушкинская» серия выставлялась в Москве, Свердловске, Каменске-Уральском. Некоторые работы находятся в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. Наша библиотека является обладателем серии работ «Мой Пушкин» этого замечательного художника.
Ю. Северухин. Портрет А. С. Пушкина
Ю. Северухин. "Каменный гость". 1982
Ю. Северухин. "Ох, Балда!...". 1980

  Лично мне кажется очень интересным и необычным портрет кисти Юрия Михайловича, на котором изображен голубоглазый А. С. Пушкин.

   

Обложка альбома "Мой Пушкин"

   P.S. К 2010-летию со дня рождения поэта (в 2009 году) отдел литературы по искусству подготовил аннотированный список литературы «Пушкин в портретах», который не только представлен на этой выставке, но и был использован для ее подготовки.

moybibliomir.blogspot.ru


Смотрите также