Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картины. Картины рембрандта


Краткая биография Рембрандта и его творчество. Самые известные произведения Рембрандта

Краткая биография Рембрандта и его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский живописец, офортист и рисовальщик. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Рембрандт - это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.

Художественное наследие Рембрандта

произведения рембрандт

Исключительно многообразно художественное наследие, которое он оставил нам. Рембрандт рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Он создавал картины на мифологические, библейские, исторические темы, а также другие произведения. Рембрандт является непревзойденным мастером офорта и рисунка.

Жизнь в Лейдене

Жизнь Рембрандта в 1620 году отмечена непродолжительным обучением в Лейденском университете. Затем он решил полностью посвятить свою жизнь искусству. С этой целью он обучался сначала в Лейдене у Я. ван Сваненбюрха (примерно в 1620-23 годах), а затем в Амстердаме у П. Ластмана (в 1623 году). В период с 1625 по 1631 год художник работал в Лейдене. Здесь создавал свои первые произведения Рембрандт.

Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. В качестве примера можно привести работу "Принесение во храм", созданную около 1628-29 годах. В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он изучал мимику лица.

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

биография художника рембрандта жизнеописание

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Портреты 1630 годов

Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.

Характеристика некоторых портретов 1630 годов

харменс ван рейн рембрандт произведения

Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.

краткая биография рембрандта и его творчество

В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров – работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и "Улыбающуюся Саскию", написанную в 1633 году.

рембрандт ван рейн жизнь и творчество художника

Знаменитая картина "Веселое общество", или "Автопортрет с Саскией" (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Рембрандт ван Рейн. Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных – "Жертвоприношение Авраама". Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, - это "Похищение Ганимеда" (1635 год).

"Даная"

В монументальной композиции под названием "Даная" в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Художник выполнил эту работу с реалистической непосредственностью, очень смелой для того времени. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.

Другие работы

Также в 1630 годы Рембрандт много времени посвящал работе в технике гравюры и офорта. Можно отметить такие его произведения, как "Странствующая пара" и "Продавец крысиного яда". Художник также создавал карандашные рисунки, обобщенные по манере и весьма смелые.

Творчество Рембрандта 1640 годов

Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, историческая картина. Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.

После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить "Святое семейство" 1645 года, а также картину "Давид и Ионафан" (1642 год).

Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу – эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта "Христос, исцеляющий больных", а также "Лист в сто гульденов", созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года "Три дерева", полный световой и воздушной динамики.

1650 годы в творчестве Рембрандта

Это время было отмечено тяжкими жизненными испытаниями, выпавшими на долю художника. Именно 1650 годами начинается период его творческой зрелости. Рембрандт начинает все чаще обращаться к портрету. Он изображает самых близких ему людей. Среди этих работ стоит отметить многочисленные портреты Хендрикье Стоффельс, второй супруги художника. Также весьма примечателен созданный в 1654 году "Портрет старухи". В 1657 году художник написал еще одну свою известную работу – "Сын Титус за чтением".

Изображения простых людей и стариков

жизнь и творчество рембрандта

Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 – "Портрет старика в красном" (на фото выше). Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они как будто выхвачены из темноты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками.

Сложное материальное положение

В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, в результате чего все его имущество ушло с молотка. Рембрандт был вынужден перебраться в еврейский квартал города Амстердама. Здесь он провел остаток своей жизни в крайне стесненных условиях.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году; а также "Давид и Урия", или "Падение Амана" (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием "Заговор Юлия Цивилиса", известная также как "Заговор батавов", была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

"Возвращение блудного сына"

рембрандт гарменс ван рейн жизнь и творчество

В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына". Она датируется 1668-69 годами. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.

Смерть Рембрандта, значение его творчества

Знаменитый голландский живописец, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это заметно не только по творчеству его учеников, из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Произведение "Болото", автор которого – Якоб ван Рейсдал, - вероятно, одна из таких работ. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Эта картина несет в себе символический смысл.

В дальнейшем оказал сильное воздействие и на развитие реалистического искусства в целом великий Рембрандт. Картины и биография его и по сей день интересуют множество людей. Это говорит о том, что его творчество действительно весьма ценно. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было представлено в этой статье, до сих пор вдохновляют художников.

fb.ru

Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картины

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn) родился в Нидерландах, в Лейдене, 15 июля 1606 года. В 14 лет его приняли в латинскую школу, но учеба особого интереса не вызвала. Вскоре Рембрандт начал брать уроки рисования у местного мастера, а позже его обучал Питер Ластман в Амстердаме.

После обучения художник вернулся в Лейден, где вместе с другом открыл собственную мастерскую и стал набирать учеников. Позже он переехал в Амстердам и женился на Саскии ван Эйленбюрх, чьи родственные связи способствовали популярности художника и росту гонораров за множество написанных на заказ портретов и художественных произведений.

Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныАвтопортрет Рембрандта в берете с поднятым воротником (1659 г)

Как и многие великие художники, Рембрандт не был счастлив в семейной жизни. Трое из четырех детей этой пары умерли в младенчестве. Год спустя после рождения их единственного выжившего сына, в возрасте до 30 лет, умерла и Саския.

Позже экономка Хендрикье Стоффелс часто позировала для портретов Рембрандта. Хотя он был известным художником, в 1656 году пришлось объявить о банкротстве и распродать имущество. В этот сложный период мастер произвел свои наилучшие произведения.

Чему могут научиться фотографы в картинах Рембрандта:

• Характерные черты света дают представление о гармоничном соотношении между количеством, направлением и интенсивностью освещения.• Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Фотограф может применить это к фотографии.• Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.• Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения.• Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене.• Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа.• Интенсивность драматического соотношения между светом и тенью несет понимание значительности состава картины.• Изучение полотен и гравюр Рембрандта это прямой путь к совершенству, оно дает понимание аспектов искусства.

Больше информации о Рембрандте ван Рейне на сайте и в Википедии.

Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картины  Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картиныРембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картины

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Что скрывают в себе картины Рембрандта ван Рейна?

Гениальный художник, мастер светотени и главный представитель Золотого века голландской живописи — это Рембрандт Харменс ван Рейн. Это тот, кто в своих картинах передал, до того неведомые изобразительному искусству все человеческие эмоции и чувства. Все его работы являются бесценными шедеврами, окутанные многими загадками, тайнами и домыслами.

В День рождения Рембрандта ван Рейна, Lifeguide, собрал невероятные факты о его самых известных картинах.

 

Портрет Якоба де Гейна III (1632 г.)

Rembrandt_Harmensz_van_Rijn_-_Jacob_III_de_GheynЭта картина занесена в Книгу Рекордов Гиннесса, как наиболее часто похищаемое полотно в мире. Ее воровали и находили 4 раза, за что она получила прозвище «Рембрандт на вынос».

 

Даная (1636 -1647 гг.)

Rembrandt_Harmensz_danayaВ 1985 году душевнобольной посетитель Эрмитажа облил серной кислотой и порезал это полотно. Наиболее сильно пострадали самые важные части полотна, прежде всего фигура Данаи. После 20 летней реставрации, ее снова вывесили в галерее, но уже под толстым слоем стекла.

Рентгенограмма показала, что вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

 

Ночной дозор (1642 г.)

Rembrandt_Harmensz The_NightwatchНастоящее название этой картины «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». А название «Ночной Дозор» картина получила значительно позже, из-за того, что когда ее нашли, фон полотна был черного цвета. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что картина покрыта копотью, а оригинальный фон должен быть светлый. Поэтому, более логичным названием для картины был бы «Дневной дозор».

В центре картины, также, изображена девочка. Насчет ее персонажа ходит много загадок, но многие считают, что лицо девочки сильно схоже с женой Рембрандта — Саскией.

 

Возвращение блудного сына (1666-1679 гг.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тематику. В ней описывается финал христианской притчи, когда сын вернулся домой (отрывок из притчи: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим«). Существует мнение, что два  персонажа в правом углу картины — это те же отец и сын, только в другое время: до того как блудный сын ушел из дома.

Существует еще одно полотно на эту же тему «Блудный сын в таверне», которое показывает сына, прогуливающего наследство отца.

 

 

Урок анатомии доктора Тульпа (1632 г.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_tulpНа картине изображен доктор Николас Тульп, который показывает анатомию руки человека своим ученикам. На заднем плане можно увидеть человека с листком бумаги, где изображены имена всех людей на картине, хотя изначально там был набросок мускулов руки. Также первоначально на картине присутствовало всего 6 человек, еще двоих художник дорисовал позже.

 

Художник в мастерской (1628 г.)

Rembrandt_Harmensz_v masterskoiНа картине изображена мастерская художника, которая, по мнению экспертов, соответствовала мастерской Рембранта. А художник на картине — это его ученик Геррит Доу.

 

Синдики (1662 г.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_sindikiЭтот групповой портрет выполнен по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков.  Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. На картине есть малозаметный символ: на стене висит картина с изображением маяка, роль которого в гильдии играют синдики.

 

Аристотель с бюстом Гомера (1653 г.)

Rembrandt_Harmensz_aristotel z bustom

Эта картина была написана для итальянского мецената Антонио Руфоо, который заплатил за нее немалую сумму (в 8 раз больше, чем цена средней картины).

На Аристотеле можно заметить медальон, по мнению экспертов на нем изображен Александр Македонский. Бюст, изображенный на картине, принадлежал, по всей видимости, самому художнику.

 

Еврейская невеста (1665 г.)

Rembrandt_Harmensz_van_Rijn_nevestaЭта картина — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта. Название картине дал коллекционер Ван дер Ноор лишь в 1825 году. Он ошибочно полагал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Настоящее название картины так и неизвестно, но предполагается, что это «Исаак и Ревекка», так как в 1662 году Рембрандт написал картину с похожей композицией.

Рентгенограмма картины показывает, что первоначально на картине были изображены дополнительные детали, в частности, в руке девушки была корзинка с цветами.

 

Заговор Юлия Цивилиса (1661 г)

Rembrandt_Harmensz_zagovorЭто самое большое полотно Рембрандта — изначальная его ширина и длина была более 5 метров. В настоящее время от неё сохранился только центральный фрагмент (196 на 309 см).

 

Флора (1634 г.)

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_floraНа картине, по мнению экспертов, изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт».

 

Отречение Петра (1660 г.)

The denial of Saint Peter *oil on canvas *154 × 169 cm *signed: Rembrandt 1660На картине изображён момент отречения апостола Петра, один из эпизодов Страстей Христовых. На переднем плане Рембрандт изобразил служанку с солдатами и отрекающегося Петра, а на заднем плане в правом верхнем углу — Христа со связанными сзади руками, который может лишь наблюдать предательство перед тем, как его уведут.

 

Христос во время шторма на море Галилейском (1633 г.)

Rembrandt_Harmensz-Hristos-vo-vremya-shtorma-na-galileyskom-moreЭтот единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

На картине изображены 14 человек: Христос и двенадцать апостолов, кто четырнадцатый не известно. Есть много версий кто это может быть, и одна из них что это сам Рембрандт.

 

Google+

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

by Elenka · 15/07/2014

www.lifeguide.com.ua

5 самых известных картин Рембрандта

Будущий реформатор изобразительного искусства родился в семье зажиточного мельника в Лейдене. Мальчик с раннего детства проявлял интерес к живописи, поэтому в 13 лет его отдали в ученики к лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Позже Рембрандт обучался у амстердамского живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах.

Уже в 1627 году Рембрандту удалось вместе с другом Яном Ливенсом открыть собственную мастерскую - молодой живописец, которому едва минуло 20 лет, сам стал набирать учеников.

Уже в ранних работах Рембрандта отчетливо виден начинающий оформляться особый живописный стиль - художник стремится выписать своих персонажей максимально эмоционально, драматичностью наполнен буквально каждый сантиметр полотна. В самом начале пути будущий непревзойденный мастер работы со светотенью осознал силу этого приема для передачи эмоций.

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где был встречен крайне восторженно, знатоки искусства сравнивали живописную манеру молодого художника с творениями самого Рубенса - кстати, на многое из эстетики этого художника Рембрандт с удовольствием ориентировался.

Период работы в голландской столице стал знаковым для жанра портрета в творчестве Рембрандта - именно здесь мастер пишет множество этюдов женских и мужских голов, тщательным образом прорабатывая каждую деталь, постигая все тонкости мимики человеческого лица. Художник пишет богатых горожан - слава о нем распространяется быстро и становится залогом коммерческого успеха - а также много работает над автопортретами.

Судьба Рембрандта - как личная, так и творческая - сложилась непросто. Рано обласканный славой и успехом, талантливый живописец так же в одночасье лишился богатых клиентов, не сумевших осознать революционную смелость его работ. По-настоящему наследие Рембрандта сумели оценить только два столетия спустя - в XIX веке художники-реалисты вдохновлялись именно полотнами этого мастера, одного из ярчайших представителей золотого века голландской живописи.

00:30 15 июля 2013

Автор видео: Nova Shkola

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира.

1. "Даная" (1633-1647 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Полотно, хранящееся в петербургском Эрмитаже, едва не было безвозвратно утрачено в 1985 году из-за вандала, облившего его серной кислотой, а затем изрезавшего холст ножом.

Картина, на которой изображена обнаженная девушка, лежащая на кровати в лучах неземного света, писалась Рембрандтом для своего дома - сюжетом был выбран известный древнегреческий миф о красавице Данае, будущей матери победителя Медузы Персея, и Зевсе-Громовержце. Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены - и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому - крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.

После нападения на картину в 1985 году ее реставрировали целых 12 лет. Утрата живописи составила 27%, над восстановлением шедевра Рембрандта трудились лучшие мастера - однако гарантий успеха не было никаких. К счастью, полотно все же удалось спасти, сейчас картина надежно защищена бронированным стеклом.

2. "Ночной дозор", (1642 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя. Правильное название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". "Ночным дозором" она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы - и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается совершенно другой оригинальный колорит - об этом красноречиво говорят тени - действие на полотне происходит около 2 часов дня.

Работа была заказана Рембрандту Стрелковым обществом — отрядом гражданского ополчения Нидерландов. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества - Рембрандта просили написать  стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. От художника ждали традиционного парадного портрета - все действующие лица в ряд - однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. Смелая композиция, где каждая фигура максимально динамична, понимания у заказчика не нашла - недовольство вызвало то, что кто-то из изображенных был виден хорошо, а кто-то оказался на заднем плане. "Ночной дозор" в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта - именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась.

Кстати, судьба этого полотна не менее трагична, чем у "Данаи". Начать хотя бы с того, что в XVIII веке его совершенно варварски обрезали, чтобы уместить в новый зал Стрелкового общества. Так с картины пропали мушкетеры Якоб Дирксен де Рой и Ян Брюгман. К счастью, сохранилась копия оригинального полотна. "Ночной дозор" трижды переживал нападение вандалов: первый раз был вырезан большой кусок холста, второй раз картину 10 раз ударили ножом, а в третий раз облили серной кислотой.

Сейчас полотно хранится в Рейксмюзеуме - Национальном музее Амстердама. Смотреть на эту картину можно много часов - настолько детально на огромном холсте прописаны все персонажи, как "заказные" (собственно, мушкетеры - их 18), так и добавленные Рембрандтом по своему усмотрению (16 фигур, самая загадочная - маленькая девочка в месте "золотого сечения" картины)

3. "Блудный сын в таверне" (1635 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Этот автопортрет художника с любимой женой Саскией на коленях хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене (она же Дрезденская галерея). Не вызывает сомнений, что художник писал эту картину, будучи абсолютно счастлив. Именно в этот период жизни Рембрандт много и плодотворно работал, был популярен, получал высокие гонорары за свои работы, среди его заказчиков были знаменитые и состоятельные люди. Сюжет из Евангелия от Луки мастер переработал в духе времени - блудный сын облачен в камзол и широкополую шляпу с пером, блудница на его коленях также одета по тогдашней моде. Кстати, это единственная картина-автопортрет художника вместе с женой - еще одно изображение себя и Саскии в одном живописном пространстве Рембрандт выполнил в технике гравюры в 1638 году. Несмотря на общий веселый тон картины, автор не забыл напомнить о том, что за все в этой жизни рано или поздно придется платить - об этом красноречиво говорит грифельная доска на заднем плане, где очень скоро кутиле выставят счет. Мог ли Рембрандт догадываться, насколько крупной будет его собственная расплата за талант?

4. "Возвращение блудного сына" (1666-1669 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь - при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Как и в случае с девочкой из "Ночного дозора", в "Возвращении блудного сына" есть персонажи, окутанные тайной. Их четверо - кто-то условно называет их "братьями и сестрами" главного героя. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына - хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов - в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя - автопортреты, как известно, нередки в его картинах.

5. "Саския в образе Флоры" (1634 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Большинство женских образов на полотнах Рембрандта периода 1934-1942 годов написаны с любимой жены художника Саскии ван Эйленбюрх. В образе античной богини весны Флоры мастер изображал Саскию трижды - рассматриваемый нами портрет был создан в год их свадьбы - невооруженным глазом видно, что Рембрандт боготворил жену, любовался ею и вложил в живописное творение всю свою нежность.

Саскии на момент замужества было 22 года, в 17 лет она осталась круглой сиротой. С будущим супругом ее свел случай - она приехала в Амстердам в гости к кузине, жене проповедника Иоганна Корнелиса Сильвиуса, который был знаком с Рембрандтом. Свадьба состоялась 10 июня 1634 года. В 1942 году - всего через год после рождения долгожданного сына Титуса - Саскии не стало.

Флора-Саския - воплощение юности, свежести и целомудренности, в ее облике столько очаровательной застенчивости и девичьей свежести. Рембрандт умело сочетал в этой картине пастораль и исторический портрет. К слову, из трех Флор, написанных с жены (две другие картины созданы в 1935 и 1941 годах) первая больше всего отсылает к античности, два других портрета намекают на миф только едва заметными деталями. "Саския в образе Флоры" хранится в Эрмитаже.

vm.ru

Персоны и личности (интересное о известных): Самые известные картины Рембрандта

Похищение Европы. Год создания 1632.

Похищение Ганимеда. Год создания 1635

Пир Валтасара. Год создания 1635.

Жертвоприношение Авраама. Год создания 1635

Христос перед Пилатом. Год создания 1636

Ослепление Самсона. Год создания 1638

Погребение Христа. Год создания 1639

Ночной дозор. Год создания 1642 

Хендрикье Стоффельс в образе Флоры. Год создания 1654

Хендрикье, входящая в реку. Год создания 1654

Хендрикье Стоффельс у окна. Год создания  1655

Христос, исцеляющий больных. Год создания 1643- 1649

Три креста. Год создания 1653

Зимний пейзаж. Год создания 1646

Мельница. Год создания 1641

Три дерева. Год создания 1643

Святое семейство. Год создания 1645

Святое Семейство с занавесом. Год создания 1646

Святое семейство Отдыхом на пути в Египет. Год создания 1647

Моисей, разбивающий скрижали Завета. Год создания 1659

Отречение святого Петра. Год создания 1660

Матфей и ангел. Год создания 1661

Аристотель, созерцающий бюст Гомера. Год создания  1653

Синдики. Год создания  1662

 

Рембрандтовские старики.

Старик в красном.

 

Старик в шляпе.

Печальный старик

Портрет старика.

Портрет старика.

Старик в военной одежде.

Старик с бородой.

Старушка с книгой (и мастерская)

Артаксеркс, Аман и Эсфирь. Год создания 1660

 

Возвращение блудного сына. Год создания 1666-1669.

 

personaknown.blogspot.ru

Рембрандт Ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn)|Картины

картины Рембрандт Ван Рейн – 01

Картины великого мастера можно увидеть в крупнейших музеях мира. Можно сказать, что сегодня это один из самых известных художников мира, имя которого знают даже те, кто никогда не видел его полотен.

 

При жизни он изведал и популярность, и великую любовь, и страшную трагедию. Такую страшную, что можно сказать: «Он искупил все свои возможные грехи при жизни».

Рембрандт Ван Рейн родился в 1606 году, в городе Лейден (Голландия), в семье простого пекаря. Желание рисовать (тогда ещё рисовать) появилось у будущего мастера в раннем детстве. В юношеском возрасте Рембрандт поселяется в Амстердаме и берет уроки у известного живописца Ластмана. Нужно сказать, что обучение было недолгим – в возрасте 19 лет молодой художник вернулся в родной город.

Заказов ещё нет, и Рембрандт пишет портреты родственников и знакомых, много времени уделяет автопортретам.

Однажды гильдия хирургов заказывает молодому художнику картину. Зачем гильдии хирургов понадобилось художественное полотно – я не знаю. Но, достоверно известно, что в результате этого заказа появилась картина «Урок анатомии». Полотно было выставлено для всеобщего обозрения и Рембрандт, в одночасье, становится популярным – его буквально засыпали заказами.

Растет его популярность и, что естественно, благосостояние – появляется шикарный дом, художник начинает коллекционировать антиквариат и полотна старых мастеров. И очень скоро Рембрандт Ван Рейн женится на девушке из очень состоятельного семейства по имени Саския. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства»? Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах… А это ложь! Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Именно в этот период счастливой семейной жизни появились самые знаменитые полотна – популярность художника росла и казалось, что счастью не будет конца.

Восемь лет счастливого брака…

А потом от туберкулеза умирает любимая жена. В это время Рембрандт пишет «Ночной дозор» и в память о Саскии он помещает её образ на полотно. Разразился грандиозный скандал – заказчик был недоволен тем, что на картине появились «посторонние» лица. Специалисты и в настоящее время спорят о причинах недовольства заказчиков, и последующего охлаждения публики к творчеству великого голландца. Но, факт остается фактом.

Заказов становится всё меньше, художник вынужден продать свой дом, с молотка уходит всё его имущество. Но Рембрандт Ван Рейн не может не творить – он пишет простых людей, его картины наполняются иным философским смыслом.  Именно в этот период появляются такие работы, как: «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением», «Возвращение блудного сына»  и другие.

В его личной жизни появилась ещё одна женщина, на которой он не был женат и которую он похоронил, потом была совсем юная муза, которую Рембрандт, увы, тоже пережил. Можно сказать, что смерть поселилась в доме… Последние годы жизни были совсем не простыми и безрадостными. После смерти любимого сына, в 1669 году, не стало и художника.

Сегодня трудно даже представить, какими были картины великого Рембрандта – прошли сотни лет: копоть, температура, очень часто совсем не бережное обращение сделали своё дело. Мы можем только догадываться, как они, эти великие полотна,  выглядели в момент своего рождения. Но и сегодня миллионы поклонников приходят в музеи для того, чтобы полюбоваться великими творениями художника.

По понятным причинам я не могу рассказать о всех картинах художника. Только о самых известных.

Картины Rembrandt Harmenszoon van Rijn  (Рембрандта Ван Рейна)

 

Даная

картины Рембрандт Ван Рейн – Даная

Картина датируется 1636 – 1647 годами, в настоящее время находится в коллекции Эрмитажа.

Даная написана Рембрандтом по мотивам одного из мифов Древней Греции о матери Персея – Данае.

Случилось так, что царь города Аргоса узнал о страшном пророчестве – у его дочери Данаи родится сын, который убьет своего деда. Царь заключил свою дочь в подземелье и приставил к ней служанку и запретил посторонним даже приближаться к дверям темницы. Но Зевс превратился в золотой дождь и проник в узилище. Через девять месяцев Даная родила Персея.

Еврейская невеста

 

картины Рембрандт Ван Рейн – Еврейская невеста

Еврейская невеста – это одно из самых загадочных полотен. Оно написано художником в последние годы жизни и название (которое мы сегодня знаем) дал этому полотну не автор, а коллекционер из Амстердама по имени  Ван дер Ноор, который полагал, что на картине изображен отец, который дарит дочери-еврейке ожерелье на свадьбу.

Можно предположить, что Рембрандт писал эту картину на заказ. Одежда персонажей очень похожа на библейскую, потому были сами разные варианты. Наиболее интересным и убедительным можно назвать «Исаак и Ревекка». Дело в том, что известен рисунок художника с очень похожей композицией и соответствующим названием. Вполне может быть, что это эскиз будущей картины.

Исследования картины показали, что изначально на картине были изображены детали, которые впоследствии были просто закрашены. Так, например, в руках девушки была корзина с цветами.

Ночной дозор

картины Рембрандт Ван Рейн – Ночной дозор

Именно под таким названием это полотно стало всемирно известным. А изначально картина называлась «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Дата написания – 1642 год.

Рембрандт написал картину по заказу Стрелкового общества – воины решили украсить новые казармы ротными портретами и Рембрандту достался заказ на групповой портрет одной из шести рот.

И это полотно стало причиной грандиозного скандала. Про одну причину я рассказывал выше. Но, была и ещё одна – рота была написана в движении, что было просто невероятным новшеством. Заказчики рассчитывали на статичную парадную композицию, а получили — капитан дает команду и рота приходит в движение, барабанщик бьет в барабан, знамя развивается, собака лает, испуганный мальчик убегает. А ещё персонажи, которые в роте не служили…

Заказчики картину забрали, обрезали её самым безжалостным образом и повесили в обеденном зале. Затем картина путешествовала по залам и была обнаружена в конце девятнадцатого века. Поскольку на темном фоне шагали бравые солдаты, то неизвестному полотну дали название «Ночной дозор».

В 1947 году полотно реставрировали и тут выяснилось, что дозор скорее дневной, чем ночной – после того, как с полотна сняли слой копоти — ночь превратилась в день, а по теням определили и время – 14:00 пополудни. Не более.

Возвращение блудного сына

картины Рембрандт Ван Рейн – Возвращение блудного сына

Картина написана в последние годы жизни художника. В настоящее время полотно можно увидеть в Эрмитаже.

На картине Рембрандта мы видим финальную сцену притчи о блудном сыне.

«и когда он был ещё далеко, увидел его отец и сжалился: и, побежав, пал ему на шею и целовал его»,

а сын  старший (праведный), который оставался с отцом, осердился и не захотел  подойти.

Блудный сын в таверне

картины Рембрандт Ван Рейн – Блудный сын в таверне

На картине изображен сам Рембрандт и его супруга Саския.

Полотно написано в самый счастливый период жизни художника – у него есть любимая жена, он богат и популярен.

По существующей версии на картине были и другие персонажи, но впоследствии художник «избавился» от всех посторонних и полотно превратилось в портрет счастливой семьи.

Сюжет картины соответствует рассказу из Евангелия от Луки

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю страну и там расточил имение своё, живя распутно

На картине мы видим Рембрандта в роли распутного блудного сына – при шпаге, в шляпе с пером, поднимающего хрустальный бокал с вином. А на коленях у него сидит блудница – любимая жена Саския. На столе символ тщеславия – блюдо с павлином.

А на стене грифельная доска, как символ того, что счет уже выставлен и по нему придется платить.

Ещё картины Рембрандта Ван Рейна

 

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 07

Диана c Актеоном и Каллисто

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 08

Ослепление Самсона

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 17

Похищение Европы

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 18

Синдики

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 19

Горный пейзаж с грозой

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 20

Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 21

Артемизия

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 22

Старик с бородой

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 23

Юнона

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 09

Вирсавия в купальне

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 10

Неверие святого Фомы

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 11

Девушка в окне

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 12

Христос в шторм на Галилейском море

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 13

Девушка купающаяся в реке (Хендрикье Стоффельс)

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 14

Похищение Ганимеда

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 15

Девушка в кровати (Сара в ожидании Товии)

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 16

Жертвоприношение Исаака

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 24

Сусанна и старцы

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 25

Портрет Саскии в образе Флоры

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 26

Портрет старого еврея

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 27

Аллегория музыки

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 28

Портрет старика в красном

картины Рембрандт Ван Рейн картины - 29

Портрет Хендрикье Стоффельс

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

29 мая 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: век давно минувший, жанровая живопись     553       Поделитесь записью

svistanet.com

Рембрандт - картины, рисунки и гравюры (всего 775)

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях — «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода — «Товит и Анна», «Валаам и ослица» — отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера — немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта — «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ — «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org


Смотрите также