LJ Magazine. Картины революционные


Выставка «Некто 1917». Судьбы русских художников до и после революции.

Выставка «Некто 1917» в Государственной Третьяковской галерее рассматривает одну из сложнейших проблем культуры - соотношение искусства и реальности. В разных исторических ситуациях эти отношения строились по-разному, но в России революционной эпохи приобрели особый, парадоксальный характер. Что больше удивляет - сдобные купчихи Кустодиева, появившиеся в смутные, голодные времена, или же красноармейцы и Керенский на картинах Репина?

Всего на выставке представлено 147 работ из 34 музеев и частных собраний, в том числе Государственного Русского музея, Центра Помпиду, Тейт Модерн (Лондон), Тель-Авивского музея искусств и Музея Людвига. В экспозицию вошли работы Марка Шагала, Зинаиды Серебряковой, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ольги Розановой, Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Кузьмы Петрова-Водкина и других художников, чей жизненный и творческий путь пересекался с Октябрьской революцией 1917 года.

Старуха-молочница. Борис Григорьев. 1917

Третьяковская галерея выпустила видеоролик к выставке «Некто 1917» со слоганом «Другая реальность 1917». В нем зашифрованы отсылки к ключевым произведениям выставки – к картинам Григорьева, Малевича и Шагала. Идея сюжета принадлежит Асе Вучетич, а режиссером ролика выступил Игорь Исаков.

Новая выставка в Третьяковке действительно получилась совсем не про революцию. В экспозиции нет практически ни одного произведения, которое напрямую было бы связано с событиями 1917 года. Кураторы ставят вопрос о месте искусства в переломную эпоху и предлагают отойти от стереотипов, приблизиться к пониманию важнейшего периода в жизни России.

Как русские художники встретили столь радикальные перемены в жизни страны, своей собственной жизни? Как сложились их судьбы? Что стало с ними - свидетелями эпохи перемен? Проведем небольшой экскурс по картинам художников, которые присутствуют на выставке.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Карточный домик. 1919

Зинаида Серебрякова (1884−1967)

До революции. В 1900х годах Зинаида Серебрякова была уже вполне оформившимся художником со своим стилем; ее семейная жизнь была размерена и успешна. Замуж Серебрякова вышла в 1905 году — за своего троюродного брата, Бориса. У пары родилось четверо детей. Зимой жили в Петербурге, в теплое время — в Нескучном. В светских развлечениях особо не участвовали, интересы Зинаиды вращались вокруг ее детей, горячо любимого мужа и живописи.

Беление холста. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. 1917

Революция. Когда прогремел залп «Авроры», Зинаида, улыбаясь, искренне радовалась за крестьян в имении: «Ну, Никитишна, поздравляю, теперь ты не просто крестьянка, теперь ты гражданка!» Счастье семьи оборвалось вместе с этим залпом: Борис был арестован, имение Серебряковых в Нескучном сожгли. К счастью, свои крестьяне предупредили, поэтому Серебряковы вовремя уехали в Харьков. Выпущенный на свободу Борис умер на руках жены от сыпного тифа, оставив ее в строящейся «стране народной» с четырьмя детьми.

Спящая крестьянка. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. 1917

После революции. В Харькове Зинаида устроилась в археологический институт, делала эскизы археологических находок и изнывала от невозможности что-либо изменить. Ей нужно было кормить детей и мать. В декабре 1920 года семье удается уехать в Петроград: дети идут в школы, сама она может рисовать балерин Мариинского театра, картины Серебряковой участвуют в выставках, ей иногда заказывают портреты. Но жизнь все равно проходит на грани выживания. В надежде улучшить финансовое положение, Серебрякова уезжает в Париж и больше никогда не приедет в СССР. Следуют долгие годы жизни в разлуке с детьми.

Олонецкий дед. Борис Дмитриевич Григорьев.

Борис Григорьев (1886−1939)

До революции. Известность в России пришла к Боису григорьеву после участия в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Эти несколько тысяч рисунков сам Григорьев называл «Intimite» («интимность», франц.).

 

Пара (Жиган и проститутка) Борис Дмитриевич Григорьев 1917Улица блондинок Борис Дмитриевич Григорьев 1917

Революция. В 1917−1918 годах Григорьев создает цикл «Расея», где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника, мыслящего «глубоко и разрушительно» (А. А. Блок). Как писал историк Павел Щеголев, «проклятие прошлого он почувствовал, проклятие войны, голода, грязной отвратительной жизни он почувствовал». Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.

Лики России (из цикла «Visages de Russie»). Борис Дмитриевич Григорьев. 1921

После Революции. Григорьев пытается «втянуться» в новую жизнь: в Петрограде он вступает в Профессиональный союз художников, преподает в Строгановском училище. Однако вскоре решает удалиться от социальных потрясений и тяжестей быта — в 1919 году он уезжает вместе с семьей в Финляндию, переплыв на лодке Финский залив. После Териоки семья едет в Берлин, и больше в Россию Григорьев не возвращается. В эмиграции он много путешествует: Париж, США, Латинская Америка. Он успешен, известен, много выставляется. И тоскует по утраченной родине. «Я болею только русской судьбой, я считаю настоящей только русскую жизнь» - написал художник в 1924 году.

Ворота кладбища. Марк Захарович Шагал. 1917

Марк Шагал (1887−1985)

До революции. После нескольких лет учебы и работы в Париже Шагал добивается больших успехов. Его картины покупают, Шагал часто выставляется. В 1914 году он везет свои работы в Берлин — и публика в восторге. Оттуда едет в Витебск, родной и любимый город, на свадьбу к сестре. Следует новая встреча с возлюбленной Беллой, а 25 июля 1915 года — свадьба. Рождается малышка Ида. Шагал пишет свою Беллу — бесконечная серия любви и нежности в сотнях набросков, рисунков, картин…

Над городом. Марк Захарович Шагал. 1918

Революция. Марка Шагала поначалу вдохновила новая власть. Революция нивелировала многие болезненные до той поры моменты жизненного пути художника; это и отсутствие необходимости считаться с отвергшей его Академией искусств, и возможность забыть о социальной пропасти между дочерью ювелира и сыном приказчика, и национальный вопрос… Захваченный свежими, как тогда казалось, переменами Марк Шагал некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии.

Свадьба. Венчание. Марк Захарович Шагал. 1918

После революции. К первой годовщине Октября Шагалу поручили украсить Витебск. Такого удалого граффити мир еще не видел! Шагал пробует себя на преподавательской стезе - в 1919 году он возглавляет основанную в Витебске Школу искусств. Вскоре Шагал утратил интерес к этому делу, да еще и разругался со своим другом Малевичем… После многочисленных упреков со стороны коллег в приверженности к устаревшим формам Шагал поддается на уговоры Беллы, и они уезжают - вначале в Москву, потом в Берлин; в 1923 году семья обосновалась в Париже. Здесь Шагал вновь счастлив, любим и востребован. В 1934 году Марк Шагал получил французское гражданство. Вся его дальнейшая карьера успешна.

Женщина с собачкой. Павел Варфоломеевич Кузнецов. 1908-1909

Павел Кузнецов (1878−1968)

Революцию Павел Кузнецов встретил уже состоявшимся художником с мировым именем. Перемены в жизни страны Кузнецов встретил с огромным энтузиазмом: принимал участие в оформлении революционных празднеств, работал с журналом «Путь освобождения», вел педагогическую работу, занимался множеством художественно-организационных проблем.

Натюрморт с зеркалом. Павел Варфоломеевич Кузнецов. 1917

В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи. После выставки в Париже, организованной Наркомпросом, он посещает Крым и Кавказ, и каждая поездка приносит новые работы, новые сюжеты - в работах Кузнецова появляются темы труда и спорта.

Мать. Павел Варфоломеевич Кузнецов. 1930

Пребывание в Армении (1930) вызвало к жизни цикл картин, воплотивших, по словам самого живописца, «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ, Кузнецов не мог удовлетворить ортодоксов новой идеологии: его критиковали за «эстетизм» и"формализм". Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения «Четыре искусства» (1924−31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов.

Автопортрет с дочерью. Исаак Израилевич Бродский

Исаак Бродский (1884−1939)

До революции. Будучи художником классической школы, учеником Кириака Костанди и Ильи Репина, Исаак Бродский участвовал в выставках Академии художеств, а также Товарищества южнорусских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. В 1917 году Бродский пишет портрет Александра Керенского, который закончит годом позже, после свержения Временного правительства.

Портрет А.Ф.Керенского. Исаак Израилевич Бродский. 1917

Революция. Бродский активно работает над портретами большевистских лидеров: Ленина, Сталина, Фрунзе, Луначарского. С годами он стал признанным мастером и классиком ленинской темы в советском искусстве.

Исаак Израилевич Бродский. В. И. Ленин на фоне Смольного

После революции. В 1926 году Корней Чуковский, собираясь написать о Репине, навестил Бродского. И вот что записал в своем дневнике: «Ах, как пышно он живёт - и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой - которая и служит ему мастерской - некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин.

Аллея парка. Исаак Израилевич Бродский. 1930

Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых «расстрелов» в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи». С 1932 года Бродский - профессор, а с 1934-го - директор Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

Портрет А. Ф. Керенского. Илья Ефимович Репин. 1918

И еще один портрет Александра Керенского представлен на выставке «Некто 1917» - кисти Ильи Репина. Здесь же - неожиданное полотно «Большевики» (1918). Эту картину редко доставали из запасников в советские времена.

Большевики (Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка). Илья Ефимович Репин. 1918

Илья Репин (1844−1930)

До революции. Илья Репин оставил преподавательскую деятельность в Академии Художеств в 1907 году; он окончательно перебирается в имение своей жены, Натальи Нордман, в Куоккале. Здесь, в «Пенатах», Репина навещают многочисленные друзья, ученики и просто знакомые — Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский. В 1914 году Наталья Норман умерла в швейцарской больнице для бедных, куда уехала, оставив семью и отказавшись от любой помощи со стороны Репина. Пережив утрату, Илья Репин поручил все хозяйственные дела сестре Вере и погрузился в написание мемуаров.

Илья Ефимович Репин. Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900

Революция Репина пугала: были расстреляны его друзья, входившие в состав Временного правительства; сбережения художника в Госбанке вместе с другими частными счетами были национализированы. Имение Репина - «Пенаты» - после русско-финской войны и Тартуского мирного договора оказалось на территории Финляндии.

Не ждали. Илья Ефимович Репин. 1888

После революции опальным Репин все же не стал - более того, был объявлен классиком. Сталин снарядил делегацию для возвращения художника на родину, которую возглавлял Исаак Бродский. Уже пожилой Репин очень тосковал по России, но вернуться не решался. Художник сблизился с финскими коллегами, делал пожертвования на развитие театральной и художественной жизни. До конца своих дней Репин в СССР так и не приехал.

Петр Петрович Кончаловский. Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1938

На выставке «Некто 1917» экспонируются и работы Петра Кончаловского, который даже не обсуждал возможность эмиграции, и в СССР умудрялся оставаться «чистым» живописцем, избежав изображения на картинах экстаза советских рабочих от советской же действительности и обойдя портреты вождей. Защитником мастера выступал сам Луначарский, пояснявший жаждущим пролетарского кумача критикам, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней»…

Константин Алексеевич Коровин. Невидимый град Китеж. 1930

А вот «первый русский импрессионист» Константин Коровин эмигрировал, хотя и пытался найти себе место в революционной России. Его персональная выставка прошла в 1921 году, в 1992-м в Третьяковке был устроен ретроспективный показ, но московскую квартиру мастера «уплотнили», имение в Охотино реквизировали… Все тот же нарком просвещения Анатолий Луначарский настоятельно рекомендовал Коровину уезжать. «Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Там будете счастливы», — так напутствовал он Константина Коровина в 1923 году.

Роберт Рафаилович Фальк. Крымский пейзаж. 1915

Художник же Роберт Фальк отважился вернуться в СССР в 1937 году, после 9 лет плодотворного творчества в Париже. Когда его спрашивали, неужели он не знал, что сейчас творится в России, Фальк отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось не скоро и не при его жизни, хотя судьба даровала мастеру долгий век.

Портрет Максима Горького. Валентина Михайловна Ходасевич. 1918

Здесь рассказ о жизни далеко не всех художников, чьи работы представлены на выставке. И, как ни фокусируй взгляд на общей теме, отдельные судьбы и творчество этих выдающихся личностей складываются в некий фантасмагорический калейдоскоп. Чуть поверни - и общий узор меняется самым причудливым образом.

Артемида и спящий Эндимион. Николай Константинович Калмаков. 1917

Выставка «Некто 1917» в Государственной Третьяковской галерее продлится до 14 января 2018 года.

Источник: artchive.ru

28.gif

lyarder.livejournal.com

Революция 1917 года - история в фотографиях

Демонстрация в Петербурге. Март 1917 год.

Революция 1917 года

Баррикады на Литейном проспекте. Январь 1917 года.

Революция 1917 годаМанифестация инвалидов империалистической войны в Таврическом дворце. Апрель 1917

Революция 1917 годаДемонстрация у Государственной Думы

Революция 1917 годаПохороны жертв революции на Невском

Революция 1917 годаМитинг у Государственной Думы. Март 1917 г

Революция 1917 года

Русская революция 1905 года.

Революция 1917 годаМитинг против царя на Дворцовой площади. Январь 1917 года.

Революция 1917 годаЛенин на митинге в Петрограде 1917 годуРеволюция 1917 годаРеволюция 1917 годаЭсеровская милиция. Июнь 1917 года.

Революция 1917 годаДемонстрация анархистов

Революция 1917 годаБроненосец ПотёмкинРеволюция 1917 годаОчередь за хлебом в МосквеРеволюция 1917 годаЗаседание Временного правительства

Революция 1917 года

Заседание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов в апреле 1917 гРеволюция 1917 года

Первые известия о революции. Воскресенская площадь. Март 1917Революция 1917 годаВыдача представителям воинских частей газеты Известия Петроградского Совета в Таврическом Дворце.Революция 1917 годаМанифестация юнкеров инженерного училища.

Революция 1917 годаПодвоз питания к зданию городской думы, Москва. Февраль 1917

Революция 1917 годаДемонстрация офицеров

Революция 1917 годаДемонстрация в Харькове в 1905 году

Революция 1917 годаЛенин и Сталин

Революция 1917 годаДемонстрация в декабре 1917 года против большевиков

Революция 1917 года

Демонстрация в 1905 году в Одессе.

Революция 1917 годаПатруль задерживает бывших городовых. Июль 1917 годаРеволюция 1917 года

Демонстрация большевиков а Петербурге

Революция 1917 годаМитинг на путиловском заводе

Революция 1917 года

Манифестации в Санкт-Петербурге. 15 февраля 1917 года

Революция 1917 годаСолдатская манифестация в Петербурге

Революция 1917 годаСолдатская демонстрация

Революция 1917 годаСолдаты присоединившиеся к революции. 28 февраля 1917 года

Революция 1917 годаСолдаты на церемонии похорон погибших в годы революции. Марсово поле, Петроград, 23 мартаРеволюция 1917 годаЖенщины на демонстрации в Петрограде. Март 1917 года

Революция 1917 годаПервомайская демонстрация в Петрограде. 1 мая 1917 года.

Революция 1917 годаДемонстрация работников ресторанов и трактиров. Петроград, весной.

Революция 1917 годаСолдаты с фронта

Революция 1917 годаСолдаты на манифестации в Петербурге

Революция 1917 годаПервые дни Октябрьской революцииРеволюция 1917 годаЛ.Д, Троцкий выступает перед солдатами.

Революция 1917 годаЧлены Временного комитета Государственной думы. Сидят (слева направо): Г.Е. Львов, В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, М.В. Родзянко. Стоят: В.В. Шульгин, И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт (комендант Петроградского гарнизона), А.Ф. Керенский, М.А. Караулов.

Революция 1917 годаАнглийские депутаты между революционными солдатами и офицерами

Революция 1917 годаРасстрел временным правительством июньской демонстрации в Петрограде.

Революция 1917 года

foto-history.livejournal.com

Октябрьская Революция в живописи | Красные Советы

К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.

Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.

Принятие решения о вооруженном восстании.

Александр Керенский.

Керенский накануне революции.

Как пройти в Смольный.

Смольный в дни Октября.

Ленин в Смольном.

Великая ночь.

Левый марш.

На Зимний.

Сталин как организатор Октябрьской революции.

Канун Октября.

Перед штурмом.

Аврора.

Залп Авроры.

Залп Авроры. В Зимнем дворце.

Залп Авроры. Смольный.

Последний выход Керенского.

Арест Временного Правительства.

Революция победила.

Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

Да здравствует Октябрьская революция.

Революционный Петроград.

Красногвардейцы Петрограда.

Революционный матрос.

Первый декрет Советской власти.

Ленин и революционные матросы.

Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.

Ленин в редакции Правды.

Мир народам!

Декрет о мире.

Декрет о мире.

Солдат Революции.

Патруль.

Погромы винных магазинов.

На улицах Петрограда.

В штабе обороны Петрограда.

Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.

Яков Свердлов.

Декрет о земле.

Дзержинский.

Мы наш, мы новый мир построим!

С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

red-sovet.su


Смотрите также