Огюст Роден. Картины роден


Огюст Роден: биография и лучшие работы

Его парадоксально целомудренный «Поцелуй» или внушающего восхищение гиганта – «Мыслителя» без труда узнают даже те, кто искусством не интересуется. Ведь это известнейшие работы основоположника скульптуры современности, француза Огюста Родена.

Биография Огюста Родена

Любил лишь рисование

На самом деле у него тройное имя (Франсуа Огюст Рене), но он предпочел, чтобы его называли средним именем. В семье парижанина, муниципального служащего Жана-Батиста и его второй жены Мари росло двое детей: старшая дочка, названная в честь матери, и сын, родившийся 12 ноября 1840-го года. 

Сынишка не очень радовал родителей успехами в школе – ему быстро наскучили уроки, он признавал лишь рисование. Отец косо смотрел на это увлечение сына, но за брата очень просила Мари, и тот смилостивился – разрешил 14-летнему Огюсту выучиться на декоратора. А вот с дальнейшей учебой у будущего скульптора ничего не выходило – он трижды проваливал экзамены в Парижскую школу изящных искусств.

Скульптор Огюст Роден

Вдохновленный Розой

Огюст не отчаивался – он работал над заказами и брал уроки у признанного мастера. Антуан Бари с энтузиазмом занимался с учеником, видя, что юноша очень талантлив. Когда Огюсту не было еще и 22-х лет, он чуть не попрощался с делом всей своей жизни: сестра умерла молодой, и это привело к сильной депрессии. Роден даже хотел уйти в монастырь, но его духовный наставник отговорил парня.

На жизнь он зарабатывал оформительством (на ту пору приходится несколько заказов на декорирование фойе столичных театров), а «для души» занимался ваянием. 

Одной из его моделей стала скромная, но очень симпатичная швея Роза Бере. Они стали жить вместе, и в 1866-м году родился их сынишка, названный в честь отца, но носящий фамилию матери – Огюст Бере. 

Работы тех лет демонстрируют привлекательность спутницы жизни скульптора – это «Девушка в шляпке с цветами», «Вакханка», «Миньон». Они будут вместе до конца дней, хотя мастер и окажется тем еще ловеласом.

Скульптура «Девушка в шляпке с цветами»

Первая неудача

У Родена появилась мастерская, один из своих бюстов он рискнул отправить в Салон – это был «Человек со сломанным носом». Но коллеги решили, что натурщик был слишком безобразен.

После кратковременного пребывания в армии (его уволили из-за близорукости) Огюст отправился в Брюссель, где его ждало много заказов. Это был период сотрудничества с маститым Альбером Каррье-Беллёзом. Роден позволял ему продавать собственные миниатюрные скульптурки, которые Альбер выдавал за свои. Но однажды молодой мастер оставил на статуэтке подпись, и на этом дружба закончилась.

В 36 лет скульптор предпринял путешествие по Италии – он посетил многие древние города, в том числе, Рим и Флоренцию. Огюста интересовало искусство Ренессанса. А благодаря остановке в Реймсе он влюбился в готику – его просто потряс величественный собор, гордость этого города.

Скульптура «Человек со сломанным носом»

Лучшие работы Огюста Родена

Роденовские шедевры

Почти полтора года после возвращения ушло у Родена на создание одного из своих шедевров – «Бронзового века». Когда он принимался ваять, то явно был под впечатлением от работ Микеланджело. Моделью служил не натурщик, а обычный солдат, правда, замечательно сложенный.

Скульптура «Бронзовый век»

А вот с другого простолюдина – крестьянина из Италии – Роден лепил «Шагающего» и «Иоанна Крестителя» (эта работа была отмечена третьей премией на Салоне, проходившем в 1880-м году, а впоследствии ее приобрели французские власти).

Скульптура «Иоанн Креститель»

«Врата ада» задумывались как двери в новый музей (который так и не открыли). Вдохновением мастеру служили произведения Данте и Бодлера и скульптуры Микеланджело. Это было грандиозное сооружение высотой в 7 метров, состоящее из 186-ти композиций. Некоторые из них (например, «Поцелуй») стали самостоятельными произведениями искусства. 

Скульптура «Врата ада»

В «Поцелуе» запечатлены несчастные Франческа да Римини и влюбленный в нее брат мужа Паоло. Они даже не успели согрешить, но муж приревновал супругу и убил обоих. Приглядитесь к скульптуре – возлюбленные даже не прикасаются друг к другу губами.

Скульптура «Поцелуй»

Другой шедевр скульптора, известный всем и каждому, – «Мыслитель». Вначале Роден думал изобразить Данте, но потом ушел к обобщенному образу философа и поэта, чья физическая мощь подчеркивает интеллектуальную.

Скульптура «Мыслитель»

Еще одна прославленная композиция – «Граждане Кале» была муниципальным заказом и воскрешала героическую страницу истории этого города.

Скульптура «Граждане Кале»

Несчастная любовь

В 43 года у Родена вспыхнул бурный роман с юной студенткой Камиллой Клодель. Он не бросил Розу, но 9 лет встречался с Камиллой, почти потерявшей рассудок от любви к мастеру. Она была его ученицей, натурщицей, помощницей. А когда отношения иссякли, Клодель пережила сильный нервный срыв. Она попала в психиатрическую больницу и провела там долгих 30 лет – до самой смерти.

Почти перед собственной кончиной Роден решил узаконить брак с Розой. Это случилось 19 января 1917-го года. Жена не прожила после «свадьбы» и месяца. Самого мэтра погубила пневмония – он угас за пять дней. Его не стало 17 ноября 1917-го. На могиле мастера воздвигли копию «Мыслителя». Он разрешал делать авторизованные копии своих шедевров – благодаря этому «Поцелуй» есть сразу в нескольких музеях – в том числе, в Эрмитаже.

Легендарный скульптор Огюст Роден

fancy-journal.com

Огюст Роден - 90 произведений

Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 года, Париж, — 17 ноября 1917 года, Мёдон) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена - скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец Жан-Батист Роден служил в префектуре. Огюст был вторым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер; первым ребёнком была Мари — на два года его старше.

В школе Роден не проявлял интереса к учёбе, за исключением рисования. В 14 лет Огюст получил от отца, на которого смогла повлиять в этом вопросе 16-летняя Мари, разрешение поступить в École Gratuite de Dessin (также известную как Petite École, Малая школа) — учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран[fr]. Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу.

Начиная с этого периода, Роден много лет перебивался заработками подмастерья, декоратора, скульптора на общественных работах. Он посещал курсы скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1862 году умерла Мари Роден, сестра скульптора. Это глубоко его потрясло, на какое-то время Роден забросил занятия скульптурой. Роден вступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убедил его вернуться к занятиям искусством. Сохранился бюст Эймара, который Роден создал в 1863 году.

Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Работы того периода он выполнял анонимно, большинство из них невозможно идентифицировать, многие не сохранились. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен[fr] в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Брак не был оформлен, поэтому сын получил фамилию матери. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка»; последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде. Роза Бёре оставалась спутницей скульптора на протяжении всей его жизни, хотя Роден был непостоянен, и их отношения переживали разные этапы.

После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую — бывшую конюшню. В 1864 году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена. С 1864 по 1870 год Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая изготовлением декоративной скульптуры. С началом франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре комиссован из-за плохого зрения. Каррье-Беллёз, который переехал в Бельгию и получил крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, предложил Родену работу, и тот тоже переехал в Брюссель.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Огюст Роден Auguste Rodin: новая жизнь старых скульптур или

«Если у вас есть замок»-2

В музее «Царицыно» с 19 сентября по 4 ноября 2012 г. проходила выставка работ великого французского скульптора Огюста Родена (Rodin Franсois-Auguste-Rene, 1840–1917) из собрания Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга.Роден

Прежде чем отправиться на выставку в Хлебный дом, подойдем к скульптурам, отлитым в натуральную величину. Они стоят около входа в Большой дворец и  кажутся небольшими на его фоне. Но это только издали.Роден

(Ниже в подписях указан год создания гипсовой формы самим Роденом и мастерская, в которой делали современную отливку. Вся коллекция, показанная на выставке сделана в 1998 году, в трех литейных домах Франции и США).Слева-направо:Мыслитель. 1903Граждане Кале. 1889Поцелуй. 1888–1889Памятник Бальзаку. 1898Литейный дом Valsuani, Франция

На выставке представлены, в основном, известные произведения Родена. Их изображений много в сети, как и информации о жизни и творчестве скульптора, поэтому подробно на этом материале останавливаться не буду. Несколько фрагментов дам ниже.

Часть памятника «Граждане Кале»Роден

Многие скульптуры, которые мы привыкли воспринимать как самостоятельные произведения, являются частями грандиозной композиции «Врат ада». Так, осматривая массивную фигуру «Мыслителя», вспомним, что она предназначена для восприятия с большого расстояния – ее место на «Вратах ада» достаточно высоко. А здесь мы можем дотронуться до нее рукой! (Вот-вот! Скульптуры на Дворцовой площади, выставленные за несколько дней до открытия выставки, посетителям так понравились, что они начали активно общаться с ними. Пришлось экспонаты огородить решетками. Когда я увидела эти скульптуры в следующий раз, вместо загородок появились деликатные надписи-просьбы об уважительном отношении к произведениям искусства).В экспозиции представлен еще ряд работ из «Врат ада».

На торжественном открытии выставки в атриуме Хлебного дома выступили (слева-направо): Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков (аудиозапись), главный художник музея, работавший над экспозицией, Давид Бернштейн (аудиозапись), у микрофона – заместитель по научной работе Ольга Докучаева, организаторы международного проекта: генеральный директор «Modern art Gallery» Светлана Рисунова, арт-дилер и специалист в области искусства ХХ века Патрик Карпентье (аудиозапись).

Роден

Патрик Карпентье дает интервью телеканалу у скульптуры «Бронзовый век». 1877. Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Анфилада небольших залов Хлебного дома. Здесь расположились 38 скульптур Родена меньшего размера, листы из альбома фирмы Гупиль и другие материалы.Роден

Ценность живописного полотна или мраморной скульптуры – в уникальности.Произведениям скульпторов, работающих в бронзе, «повезло» – их можно тиражировать. Благодаря этому мы можем сегодня увидеть многие произведения Родена на этой выставке, побывавшей в ряде стран. После Петербурга коллекция приехала в Москву.Выставка привлекает внимание большим количеством работ, а также, в связи со своей  необычностью (т. е. не музейностью экспонатов), и попутными интригующими вопросами, порой не художественного свойства.Первая мысль, которая возникла при известии о выставке, – как удалось собрать такую большую коллекцию старого мастера, работы которого находятся в музеях?И другие вопросы, которые почему-то не возникали раньше в музейных залах.Например, что же такое бронзовая отливка?Как ее делали при жизни автора и в наше время?Сколько копий можно отлить по форме, созданной самим автором?Насколько отливка соответствует оригиналу?Что означает термин «всенародное достояние» после окончания срока авторских прав (во Франции, как и у нас – 70 лет). Почему оно, в конце концов, оказывается чьим-то, но не «всенародным»?Может быть, стоит доходы от этого «достояния» пускать на нужды культуры в соответствующей стране?

На некоторые вопросы организаторы отвечают в текстах на выставке:«ОТЛИТЫЕ ИЗ БРОНЗЫ СКУЛЬПТУРЫ О. РОДЕНА И ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОБронзовые статуи занимают особое место в ряду предметов искусства.Несмотря на то, что скульптор ваял их модели из гипса и из воска, бронзовые отливки этих произведений считаются подлинными шедеврами.В отличие от не подлежащей тиражированию живописной картины, они существуют в нескольких экземплярах. Многочисленные экземпляры скульптур отливались при жизни и после смерти Родена.В отношении скульптур, отлитых по гипсовым или восковым оригиналам, французское законодательство не делает различия между прижизненным литьем и бронзовыми скульптурами, отлитыми после смерти мастера.Согласно современному французскому законодательству скульптура из бронзы считается подлинной, если она отливалась по гипсовому или восковому оригиналу, созданному самим скульптором, в рамках тиража, не превышающего 12 экземпляров. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году. Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками...Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это! Одним из условий такого процесса является использование литейного слепка из гипса в точном соответствии с формой, созданной скульптором, чего на практике добиться чрезвычайно трудно. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию...ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯБронза — это сплав металлов: меди (85-90 %), олова (7-12 %), цинка и свинца.Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения. Со временем древние египтяне, греки и римляне научились отливать статуи из бронзы для воздаяния дани богам. Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке.Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла.Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины».…………………….Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз….«ВРАТ АДА» – 7 экз. Все отливались после смерти скульптора….Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год….Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. 4 экземпляра были отлиты при жизни Родена…».

Для качества отливок важна точность воспроизведения авторской модели. Чем меньше оттисков с нее делали, тем сохраннее форма и точнее отливки.В XIX веке технология бронзового литья усовершенствовалась, и работы скульпторов стали тиражировать в большом количестве и разном масштабе. По нормам международного права на современных отливках стоит маркировка, отмечающая количество экземпляров и номер отлива.По завещанию Родена 1916 года все его работы и рукописи переходили государству.При жизни Роден позволял в большом количестве производить копии своих скульптур для продажи. Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия; «Поцелуй» – 319 копий. После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру.

Но вернемся к возвышенному. Хотя в случае с Роденом возвышенное и земное часто идут рядом.Поднимемся на второй этаж Хлебного дома.Нас встречает блестящая (в прямом и переносном смысле) уменьшенная копия «Бронзового века». 1903. Литейный дом Gantz,СШАРоден

и Бюст Родена работы Камиллы Клодель (в виде репродукции).Роден

Показываю скульптуры в хронологическом порядке – по времени создания гипсовой формы. Сначала крупные, затем небольшие работы.

У тех, кто впервые начнет знакомиться с творчеством Родена на этой выставке, может сложиться не совсем верное впечатление о скульпторе. Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе  по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ.А небольшие «Врата ада»? Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Но стоит ли? Ведь по нему совершенно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см.).Врата ада (этюд). 1881. Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Для более полного знакомства с Роденом, придется поискать серьезные источники. Зато экспозиция, думается, даст много для более глубокого изучения творчества мастера при сравнении вариантов скульптур и графических эскизов.

Женщина, сидящая на корточках. 1881. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Роден часто дорабатывал, изменял свои модели. Поэтому вариантов гипсовых форм тоже немало. Например, прямо на выставке мы можем сравнить два «Поцелуя». Первый (уменьшенный) – находится в Хлебном доме. 1882. Литейный дом Airaindor, Франция(сравнивать на экране удобнее фрагменты)Роден

Второй (в натуральную величину) – перед дворцом. 1888–1889.Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Скульптурам здесь явно не хватает жилплощади. И небольшие, и более крупные работы Родена требуют свободы, воздуха. Перегородки в небольших залах – не лучший вариант экспозиции.Размышление (слева). 1900. Литейный дом Valsuani, ФранцияТень (справа). 1886. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Другая извечная проблема – недостаточное освещение. Сделать идеальный свет на выставке, где представлены и скульптура, и графика, видимо, невозможно. Листам из старинного альбома освещение вредно. А свет одиноких желтых фонариков падает, в основном, на затылки и другие выпуклые части скульптур.Ева. 1883. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Увидеть, что скрывается в таинственном сумраке, нам здесь поможет вспышка, которой пришлось злоупотреблять при съемке.А вот зрителям на выставке уже ничто не могло помочь…Роден

Интересно сравнить одно и то же произведение, выполненное в бронзе и мраморе. Ниже показываю вариант из ГМИИ им А. С. Пушкина (в коллекции музея хранится 12 работ Родена).Ева. 1881. Мрамор. Уменьшенное повторение терракотовой скульптуры из музея Родена в Париже. Выполнена в мастерской Родена его учеником Э. А. Бурделем. Вариант отличается от бронзовой модели предназначенной для «Врат ада». Скульптура была приобретена в Париже М. А. Морозовым, старшим братом известного коллекционера.Роден

Похоже, лучшего материала для изображения женского тела, чем белый мрамор не найти!

Менее известные работы:Минотавр. 1885. Литейный дом Gantz,СШАРОден

ФрагментРоден

Воскрешение Адониса. 1889. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Утренний туалет Венеры. 1890. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Роден

ФрагментРоден

В трех работах (плюс голова), посвященных Бальзаку видно, как скульптор шел от реалистического образа к символу, свободному от суетных деталей.Этюд с обнаженной  натуры G. 1893. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Бальзак в монашеской рясе. 1893. Литейный дом Gantz,США(Располневший писатель носил рясу)Роден

ФрагментРоден

Голова Бальзака. 1897. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Памятник Бальзаку.1898. Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Роден

Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил. Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее?Ирида, посланница богов. 1895. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Нижинский. 1912. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Вечная весна. 1898. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

И как раз такой же ракурс оказался у меня из ГМИИ им А. С. Пушкина. Сравним?Вечная весна. 1884. Отливка мастерской БарбедьенаРоден

Тень, торс. 1902. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Дальше малогабаритные скульптуры в витринах, из «Врат ада»:Ирида, пробужденная нимфой. 1885. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Проклятые женщины. 1887–1890. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Творчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. У мраморной Данаиды волосы струились белоснежным водопадом, стекая с чудесного изгиба шеи, а в витрине – малоформатный вариант в бронзе. Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым». Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю.Данаида. 1895. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Старое дерево. 1896. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

На рассматривание 133 листов репродукций офортов Родена из альбома фирмы Гупиль можно потратить целый день! Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски. Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Альбом был издан при жизни автора тиражом в 125 экземпляров.Выбираю для примера два листа:Возвращение с шабаша. Лист № 115.1897Роден

Этюд. Пастораль. Лист № 121. Офорт, соус.Роден

В юности у меня сложился образ сурового, жестокого и могучего человека, упрямо, вопреки всему и всем создающего то поэтичные, то грубовато-мощные скульптуры так, как считал нужным. И он всегда побеждал – если не при жизни, то после смерти. Прекрасный роман о нем Дэвида Вейса «Нагим пришел я…» у нас был переведен еще в 1969 году.Исследователи причисляют Родена к нескольким направлениям искусства одновременно: реализму, романтизму, импрессионизму, символизму. Возможно ли это? А может быть великого художника просто невозможно втиснуть в «направления»? Обычно или он своей самобытностью порождает новое течение, или является уникальным. На то он и «великий».

Роден сегодня в моде? Недавно музей Родена предлагал в ГУМе выставку-продажу скульптур небольшого размера.Если у вас есть замок, вы можете украсить его не только старинными шпалерами, но и бронзовыми шедеврами великого мастера. Так из Петербурга на выставку в Царицыно не доехали четыре произведения – остались жить там.

P. S. Когда я оказалась в Царицыне в третий раз, шел дождь. Граждане Кале казались еще несчастнее. Влюбленные целовались, не замечая крупных капель, которые блестели на их черных телах. На пальцах Паоло местами уже блестела бронза, протертая, видимо, влюбленными парами «на счастье». С бровей Мыслителя стекали капли. Он казался куском скалы, противостоящим стихиям, еще более мощным и даже угрожающим, поскольку уже темнело. Дождевая вода скапливалась у ног Бальзака, но он не замечал ее, мечтательно глядя на Москву...

irinadvorkina.livejournal.com

Несколько слов об Огюсте Родене.

Не так давно я побывала на выставке Родена, которая проходит сейчас в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости. Но, прежде чем начать рассказ о выставке, мне хочется рассказать о самом Родене, путь которого к славе и мировому признанию был очень долог и труден. (Под катом много фотографий с работами Родена разных периодов его творчества)

Огюст Роден. 1893

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года в семье мелкого служащего. Рисовать он начал в 9 лет, а в 14 поступил в "Школу рисования и математики", или как ее еще называли - "Малую школу", позднее переименованую в "Школу декоративных искусств".

Здесь Родену очень повезло, поскольку его учителем был Лекок де Буабодран - один из лучших художественных педагогов XIX века. Под его руководствм молодой Роден учится рисовать по памяти, делает копии работ известных французских художников XVIII века, а так же копии античных скульптур из Лувра. Вдобавок к этому он посещает курсы рисунка с натуры в школе мануфактуры Гобеленов и ходит на курсы литературы и истории в Коллеж де Франс. Он очень много читает. Среди его любимых авторов - Гомер, Данте, Вергилий, Виктор Гюго, Альфред Мюссе.

Что бы материально помогать семье он работает в мастерских различных декораторов, выполняя для них моделировку и гипсовую лепнину.

К 17-ти годам его желание быть скульптором укрепилось окончательно и в 1857 году он сдает вступительные экзамены в Школу изящных искусств ("Большую школу") на отделение скульптуры, но даже с третьей попытки не поступает туда.

Эти неудачи очень сильно огорчают его, но он не перестает заниматься любимым делом. И постоянная погруженность в работу дает свои плоды. В 1860 году в возрасте 20-ти лет Огюст Роден создает свое первое самостоятельное произведение - бюст отца.

Однако, в 1862 году умирает родная сестра Родена, к которой он был очень сильно привязан. Её смерть так сильно потрясла его, что он поступает послушником в монастырь Ордена Святого Причастия. Скорее всего, это был определяющий момент в жизни молодого Родена. Не известно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но настоятель монастыря отец Эймар горячо поддержила Родена в его стремлении стать скульптором в этот тяжелый для него период жизни. Роден создает его скульптурный портрет и покидает стены монастыря в 1864 году.

Он снимает помещение, оборудует там свою собственную студию и начинает работать с новыми силами. И, конечно, не перестает учиться. Прекрасно осознавая, насколько важно для скульптора знание строения человеческого тела, он посещает специальные курсы в Музее естествознания и курсы анатомии в медицинском институте.

В том же 1864 году знакомится с Розой Бере, которая впоследствии стала его моделью, спутницей жизни и, незадолго до ее кончины, женой. Вдохновленный, он делает ее портреты, самые известные из которых "Молодая девушка с цветами в шляпке" (1865) и "Миньон" (1869)

В том же 1864 году он впервые предпринимает попытку участия в Салоне, представив на суд жюри маску "Человека со сломанным носом", но терпит неудачу. Работая над декоративным оформлением Театра Гобеленов, Роден знакомится с очень известным и авторитетным скульптором А.Каррье-Беллёзом, поступает к нему в ассистенты и работает у него в этом качестве с небольшими перерывами вплоть до 1877 года в Париже и Брюсселе, выполняя для него многочисленные декоративные работы.

Работа у Каррье-Беллёза обеспечивает Родену и его семье (у него уже растет сын) более-менее сносное существование, он не бросает собственных творческих поисков и в 1875 году отправляет для участия в Салоне бюст "Человека со сломанным носом". На этот раз работа была принята и это уже само по себе было большим шагом вперед, даже не смотря на то, что ни скульптура, ни ее автор не были отмечены ни жюри Салона, ни критиками.

 "Человек со сломанным носом". 1875

Понастоящему громко имя Родена впервые прозвучало в 1877 году (ему уже 37 лет), когда он предоставил для Салона свою скульптуру "Бронзовый век". Роден работал над ней в течении последних полутора лет, находясь под сильнейшим впечатлением от Микеланджело - великого скульптора эпохи Возрождения, с работами которого он имел возможность детально познакомиться во время своей поездки по Италии.

Бронзовый век. 1876

Вокруг "Бронзового века" разразился настоящий скандал. Скульптура выглядела настолько реалистично, что Родена обвинили в том, что он просто сделал слепок с живого человека.  Однако, ряд известных скульпоров выступили в зищиту Родена и он был оправдан.

Находясь под тягостным впечатлением от поражения Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов, Роден создает две скульптуры на военную тематику. Это "Призыв к оружию" (1877) и "Беллона" (1878). "Призыв к оружию" принимает участие в конкурсе проектов монумента в память об этой войне, но остается никак не отмеченной, несмотря на всю силу и трагизм, переданные скульптором.

"Беллона" - древнеримская богиня войны, выполненная Роденом сначала в терракоте, принимала участие в конкурсе по декоративному искусству, но опять же не привлекла к себе никакого внимания.

В 1880 году Роден представляет  на суд Салона "Проповедующего Иоанна Крестителя" в гипсе и "Бронзовый век" в бронзе. Последний получает-таки положительный отзыв и его покупает государство.

"Проповедующий Иоанн Креститель".

В том же 1880 году Роден получает государственный заказ на выполнение монументальных ворот для проектируемого Музея декоративного искусства в Париже. Так началась его работа над "Вратами ада", которая продолжалась всю его жизнь, но так и не была закончена. Однако, многие известнейшие произведения Родена, создавались им первоначально лишь как фрагменты "Врат ада" и уже потом получили самостоятельную жизнь. (Более подробно об этом - в рассказе о выставке).В жизни Родена начался новый этап. Период с 1880 по 1890 можно назвать расцветом творчества великого скульптора. В это время он создает огромное количество памятников, бюстов, скульптурных портретов и композиций. Все, что накопилось в нем за 40 лет жизни вырвалось наружу.  При этом Родену было не важно, работает ли он по государственному, частному заказу или по велению своего сердца, что тоже бывало не редко, он постоянно ищет новые формы, новые возможности для передачи в скульптуре человеческой сущности, характеров, выражения чувств и эмоций.

Вот еще лишь небольшой ряд работ, созданных Роденом  в этот очень плодотворный для него период.

"Прекрасная Омиер" (1885)

"Последний призыв" 1889 (Другие названия - "Блудный сын", "Молитва")

"Уголино" 1882

"Данаида" 1885

Бюст мадам Викуна 1884

Бюст Каррье-Беллёза. 1882

"Адам и Ева, изгнанные из Рая". 1887

В этом же ряду и "Мыслитель", "Поцелуй", "Вечная весна", "Вечный Идол", но об этих и многих других  произведениях речь пойдет дальше, в рассказе о выставке.

В 1883 году Роден знакомится с Камиллой Клодель, которая впоследствии на протяжении пятнидцати лет будет его ученицей, любовницей, сотрудницей, моделью. В это время он создаст ряд ее скульптурных портретов. Вот два из них

Портрет Камиллы Клодель. 1884

"Мысль" 1886

Однако, его новаторские подходы зачастую не находят понимание даже у тех, с кем он находился в достаточно хороших отношениях.  Например, писателю Виктору Гюго, скульптору Далу и художнику Пюви де Шаванну не понравились их портреты, выполненые Роденом.

Бюст скульптора Далу. 1883

Бюст Виктора Гюго. 1885

Бюст Пюви де Шаванна. 1892

А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути.В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников - "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки.

Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т.е. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора.(И о памятнике гражданам Кале, и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы.)

С другой стороны, у Родена было очень много друзей, искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Помимо упомянутой уже Камиллы Клодель это были - Константин Бранкузи, Эжен Бурдель, Шарль Деспио, Анна Голубкина и другие. Некоторое время у него работал и Аристид Майоль.

Роден становится авторитетом в области скульптуры. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. И тот факт, что на Всемирной выставке 36 скульптур Родена демонстрируются вместе с работами Моне, еще больше повышает престиж скульптора.

В следующее десятилетие 1890-1900 несмотря на все еще активное сопротивление представителей Академической школы, Роден получает официальное признание. Он становится понастоящему известным и востребованным скульптором, получает много заказов.

Вот некоторые работы этого времени...

"Ветер". 1890

"Шторм"

"Угрожающая рука и фигура молящего". 1891

Портрет Анри Рошфора. 1897

"Бодлер". 1898

Еще один бюст Виктора Гюго. 1898

В 1895 году Роден покупает виллу Брийан в предместье Парижа - в Медоне, где он проведет практически всю оставшуюся жизнь.

В издательстве Гупиль в 1897 вышел в свет первый альбом рисунков Родена, в который вошли его иллюстации к "Цветам зла" Бодлера, "Божественной комедии " Данте, его эскизы и зарисовки. В ряде стран Европы проходят его персональные выставки.

В этот период начинают выходить и первые книги о его творчестве, и в очень большом количестве статьи, в том числе и негативного содержания. Особенно яростная полемика развернулась в прессе по поводу роденовского "Бальзака", которому скульптор отдал практически 10 лет своей жизни и которого в 1898 году Общество литераторов отвергло в категорической форме, передав заказ другому скульптору. Он очень тяжело переживал эту историю.

Ну а в 1900 году к Родену приходит международное признание. Во время Всемирной выставки в Париже скульптор представил более 150 своих работ в специально отстроенном для этого павильоне. Экспозиция пользуется громадным успехом, иностранные музеи и частные коллекционеры,  заказывают ему скульптуры. Но вот памятник президенту Аргентины Диего Сармиенто, установленный в Буэнос-Айросе снова вызывает негодование прессы и широкой общественности.

Последние годы жизни Родена проходят в ореоле славы первого скульптора мира и то, что его творчество оказало самое серьезное влияние на европейское искусство конца 19-начала 20 века, признавалось теперь всеми безоговорочно, даже его недругами. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. В 1903 году ему присваивается звание командора Почетного легиона; его избирают президентом Международного общества художников, скульпторов и гравёров; в 1907 году он становится Почетным доктором Оксфордского университета. Об уровне почитания, которым Роден пользуется в Европе, говорят хотя бы те факты, что в 1908 году его дом и мастеркую в Медоне лично посетил король Англии Эдуард VII, а в 1912 году во время визита Родена в Рим, был иллюминирован Капитолий.

В 1903 году Роден знакомится с Рильке, который напишет одно из самых известных у нас произведений о творчестве Родена и который в течении нескольких лет будет его секретарем и биографом.

Из-за подорванного здоровья Роден уже не может работать с крупными проектами. Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует.

Некоторые из работ этого периода: "Поэт и муза" 1905

"Купидон и Психея" 1905

"Ромео и Джульетта" 1905

"Портрет Варвары Елисеевой" 1908

Портрет японской танцовщицы Ханако 1908

"Моцарт" 1910

Бюст Клемансо 1911

В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк. Скульптор располагает в этом здании не только многие из своих произведений, а так же свою богатейшую коллекцию произведений искусства, собранную им за долгие годы. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. С таким предложением ряд общественных и политических деятелей обратились в правительство в том же 1911 году. Однако потребовалось пять лет, что бы это решение было принято окончательно на государственном уровне.  И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. Но до открытия музея Роден не дожил. Он умер 17 ноября 1917 года и был похоронен в Медоне  рядом со своей женой Розой Бере.

Вот вкратце биография Огюста Родена.

Далее последует мой фоторассказ о выставке работ Родена в Петропавловской крепости, который я разделю на четыре части:о скульптурах с выставки в Атриумео памятнике "Граждане Кале"о памятнике Бальзакуо рисунках Родена

P.S. Здесь я постаралась так подобрать иллюстрации, что бы они не повторялись в последующих частях...

nathalie-zh.livejournal.com

Выставка произведений Родена в Петербурге (часть 4). Рисунки Родена

И, наконец, четвертая (заключительная) часть рассказа о выставке произведений Родена в Петербурге, которая посвящена  представленным здесь рисункам Родена из альбома Гупиль, изданного в 1897 году.

То, что Роден рисовал всю свою жизнь - факт достаточно известный.  Перечитав кое-что о Родене, я нашла одно его очень интересное признание, которое записал его друг Поль Гзель в знаменитых "Беседах об искусстве". В главе, посвященной Лувру Роден говорит: "Сколько раз заходил я сюда в былые времена пятнадцатилетним мальчиком. Сначала я страстно хотел быть живописцем. Краска меня притягивала. Я часто бежал в верхний этаж любоваться Тицианами и Рембрандатами. Но увы! У меня не хватало денег на покупку холстов и красок. А для копии с антиков (античной скульптуры - Н.Ж.) достаточно было бумаги и карандашей. По неволе пришлось работать только в нижних залах, и вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое." Вот какие интересные бывают парадоксы. Хватало бы тогда денег для занитий живописью - Роден стал бы художником. Наверное, даже очень хорошим. Но он стал великим скульптором. И тем не менее, его рисунки составляют очень большую часть его творческого наследия. Представленный здесь альбом - хорошее тому подтверждение.

Вот что нам сообщают устроители выставки: Неправильно было бы думать, что рисунки, которые Роден создавал в больших количествах на протяжении всей жизни, были только этюдами для скульптур. Роден страстно любил рисовать и придавал графике не меньшее значение, чем скульптурам. В его мастерских можно найти множество папок с рисунками, с которыми Роден не расставался, а делал с них репродукции для разных выставок при помощи техники фотогравюры, появившейся в 1872 году.

Рисунки Родена, количество которых согласно описи составляет 7746, превосходно дополняют его скульптурные произведения - они являются отражением мысли великого художника.

В 1897 году друг Родена, промышленник и меценат Морис Фенай, поручил издательскому дому "Гупиль" в Бордо выпустить альбом наиболее репрезентативных рисунков Родена. Скульптора увлекла эта идея, и он предоставил издательству более 1500 рисунков, 142 из которых были отобраны и вошли в уникальный в своем роде альбом издательства "Гупиль".

Альбом, изданный тиражем 125 пронумерованных экземпляров, содержит 142 рисунка на 129 листах. Вступление написал Октав Мирбо...

Прошло уже более ста лет после издания альбома. Большинство листов из альбома разошлись по всему свету, пополнив частные коллекции поклонников Родена.

В Музее Родена в Париже находится полная коллекция рисунков, однако они выставляются частями; еще один экземпляр альбома хранится в Музее издательства "Гупиль" в Бордо.

В таком большом количестве рисунки Родена "вживую" я вижу впервые. Для меня это вроде как новое открытие Родена. За это отдельное большое спасибо устроителям выставки. Как впрочем и вообще за всю выставку.

Вот на этой благодарственной ноте я и закончу свой рассказ о выставке произведений Родена, которая проходила в Петербурге в Петропавловской крепости в июне-августе 2012 года.

Предыдущие части:Часть 1. Скульптура, представленная в павильоне "Атриум" Комендантского домаЧасть 2. Памятник "Граждане города Кале"Часть 3. Памятник Бальзаку

nathalie-zh.livejournal.com


Смотрите также