Музей Родена в Париже. Картины родена


Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена

Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIX века - при помощи сильной пластической моделировки и драматической игры света мастер придавал скульптурной форме подвижность и одухотворенность, тем самым демонстрируя связь между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Почти каждую свою скульптуру Роден рассматривал не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями - любовью, болью, отчаянием... Убедительного отображения этих состояний скульптор добивался не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам. С середины 1880-х годов характерной чертой его творчества стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: "выплывавшие" из мраморных глыб фигуры словно олицетворяли собой метафизический процесс рождения формы из аморфной материи.

Долгое время Роден считался противоречивой и даже скандальной фигурой, новаторское мастерство которого шокировало консервативную публику. Оглушительный успех к нему пришёл лишь в конце жизни, когда он был признан величайшим мастером со времён Микеланджело.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых произведений одного из создателей современной скульптуры.

"Мужчина со сломанным носом" (1874-1875)

Натурщиком для этой работы выступил разнорабочий по имени Биби, черты лица которого скульптор находил очень живописными и хотел изобразить его, не искажая и не приукрашивая действительности. В одну из холодных ночей затылок бюста промерз и отвалился - так "Мужчина со сломанным носом" превратился в "Маску человека со сломанным носом". Скульптор решил использовать случайную составляющую и несмотря ни на что выставить работу, однако салон дважды отверг её. Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. "Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками", - говорил он.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Бронзовый век" (1877)

Впервые Роден выставил гипсовую скульптуру под названием "Побеждённый" с копьём в руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат. На следующий год он изменил смысл работы таким образом, чтобы салонная публика увидела в ней не страдание человека, а его пробуждение. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название - "Бронзовый век". Мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он сделал слепок с тела натурщика, но вскоре, поддержанный многими деятелями искусства, он был оправдан. В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Иоанн Креститель" (1878)

В этой работе Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги героя твёрдо стояли на земле и вес был чётко распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: "Шагающий" (эскиз без головы, 1877) и "Иоанн Креститель" (1878). Фигура натурщика, итальянского крестьянина, вызывала у мастера самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, однако он решил отказаться от каких-либо религиозных аллюзий, сделав упор на уверенной позе героя и его внутренней собранности. В 1880 году Роден выставил "Иоанна Крестителя" в Салоне и получил за него третью премию.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Призыв к оружию" (1879)

В 1879 году, участвуя в конкурсе на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден представил динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу "Призыв к оружию". Отвергнутая жюри, она была уже после смерти автора отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Ева" (1881)

Хрупкая и беззащитная фигура Евы изначально предназначалась для ансамбля "Врата Ада" - вместе с фигурой Адама она должна была фланкировать двери врат. Родену удалось с поразительным мастерством предать стыдливое смятение и отчаяние, охватившее вкусивший запретный плод героиню.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Данаида" (1885)

Прекрасное тело Данаиды вырастает из камня, как цветок из плодородной почвы Эллады. Скульптурное изображение одной из 50 дочерей царя Даная Роден посвятил своей возлюбленной - скульптору Камилле Клодель.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Мысль" (1886)

Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Примерно через год она начала работать в его мастерской и стала для него источником вдохновения, моделью, ученицей и любовницей. "Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так описал её великий художник. Роден был немолод, женат, у него были возлюбленные, но это юное существо впервые по-настоящему пробудило в нём мужчину, что не могло не сказаться на творчестве мастера, ставшем ещё более чувственным.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Поцелуй" (1886)

Вот что писал об этой скульптуре Райнер Мария Рильке: "Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом".

Изначально обнимающаяся пара была частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота "Врата Ада", и носила название "Франческа да Римини", в честь знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила "Божественная комедия" Данте. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. В 1887 году критики переименовали скульптуру. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия "Поцелуя" высотой 74 сантиметра была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, где её сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению. "Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден", - писал о произведении Эмиль Антуан Бурдель.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Мыслитель" (1888)

По первоначальному замыслу скульптура называлась "Поэт" и была частью композиции "Врат ада" - со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело, Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. "Он думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног", - говорил автор о своей работе.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Граждане Кале" (1884-1888)

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города Юсташ де Сен-Пьер, его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них.

Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции - и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену, работавшему над ним на протяжении четырёх лет. Впервые композиция была представлена публике в 1889 году и встречена почти всеобщим восхищением.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Вечный идол" (1889)

Ещё одна чувственная скульптурная композиция, навеянная отношениями с Камиллой Клодель. Роден отдал своей возлюбленной часть работы - в результате получилось их по-настоящему общее произведение, однако настроение у него безрадостное. Мужчина стоит перед девушкой на коленях, не решаясь посмотреть в её глаза. Ещё мгновение назад она обнимала его, но уже отводит руки и полный скорби взгляд. Их глаза закрыты - они не видят будущего...

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Памятник Оноре де Бальзаку" (1893-1897)

Памятник, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий Бальзак был выставлен в Салоне в 1898 году и вызвал очередной скандал. Роден выступил в свою защиту в прессе: "Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина должна умереть — последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь..."

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Вечная весна" (1900)

Скульптурная группа была исполнена Роденом на сюжет из пятой книги поэмы Овидия "Фасты". Она почти точно иллюстрирует фрагмент поэмы, в котором юная и прекрасная нимфа Хлорида, ставшая впоследствии богиней цветов Флорой рассказывает о том, как ее похитил бог западного ветра Зефир.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Рука Бога" (1898-1902)

Над небольшой скульптурой, изображающей "Руку Бога", ваяющую из земли и глины Адама и Еву, мастер работал четыре года. Одно из самых философских его творений ныне представлено в Музее Родена - расположено оно рядом с зеркалом, чтобы посетители смогли рассмотреть миг творения во всех деталях.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Врата ада" (1880-1917)

Над этой монументальной работой, основанной на сюжетах из "Божественной комедии", библейских легендах, античных мифах и поэзии Бодлера, Роден трудился до конца жизни, но окончить её так и не успел - "Врата" были отлиты в бронзе лишь через восемь лет после смерти автора.

"Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и в муке, в безумии и в страхе, в утрате и в обретении. Тут было непомерное желание, жажда, столь жгучая, что вся влага мира одной каплей высыхала в ней, тут не было обмана, не было предательства, а жесты, которыми берут и отдаются, - тут они были истинными и великими. Тут были пороки и богохульства, проклятие и блаженство, и вдруг выяснилось, как беден мир, скрывавший все это, хоронивший все это, делавший вид, будто этого нет. Это было. Рядом со всей историей человечества шла другая история, эта история, не знавшая облачений, условностей, различий и сословий, - одна сплошная борьба. И она тоже по-своему развивалась. Из инстинкта она превратилась в желание, из похоти, влекущей самца к самке, она стала влечением человека к человеку. И такой является она в творении Родена. Все еще длится вечная битва полов, но женщина - больше не животное, подавленное или покорное. Она страстная и возбужденная под стать мужчине, и они сопрягаются словно бы для того, чтобы обоим найти свою душу. [...] Тут вихри хотения и затишья ожидания; тут мечты, становящиеся деяниями, и деяния, переходящие в мечты. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние - имя ему сила. Все это заключено в творении Родена", - писал о произведении Райнер Мария Рильке.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

vm.ru

Музей Родена- крупнейшее собрание работ французского скульптора Огюста Родена

музей родена

Музей Родена в Париже

Невозможно себе представить посещение Парижа без изучения музеев. Лувр, Орсэ, отель Бирон — обязательные пункты экскурсионной программы. В последнем в начале 20-го века жил и творил знаменитый скульптор Огюст Роден, а теперь здесь находится музей великого мастера. Постоянно сюда стремятся туристы, желающие увидеть своими глазами полные эмоций и движения, практически живые бронзовые и мраморные изваяния.

Немного истории

Особняк не всегда был домом для людей искусства. Заказал его возведение в 1730 году Авраам Перанк де Морас, бывший мастером по изготовлению париков. Под руководством архитектора Жана Оберона здание было построено в популярном тогда стиле рококо, а вокруг разбили огромный сад, не без основания ставший гордостью хозяина.

После смерти де Мораса красотой небольшого дворца наслаждались герцогиня Мен, дочери короля Людовика XIV, маршал Луи Антуан де Гонто-Бирон, в честь которого впоследствии и был назван особняк. Полководец внес некоторые изменения в устройство парка: значительно его расширил, приказал создать небольшой пруд и обустроить английский сад. Вслед за маршалом пришла целая череда сменявших друг друга владельцев. Тут размещались Папская миссия, русское посольство (в начале позапрошлого столетия), женский монастырь

Время и революция оставили следы на облике усадьбы: здание требовало реконструкции, а сад — ухода. Это стало причиной появления плана сноса и застраивания участка другими сооружениями. К счастью, проект не был утвержден, и с 1905 года французское правительство, в руки которого перешел отель Бирон, стало сдавать его в аренду. Предложением властей воспользовались многочисленные деятели искусства, и с той поры дух творчества не покидал стены особняка. Здесь можно было встретить Анри Матисса, Жана Кокто, Айседору Дункан, Клару Вестхоф, а также Райнер Мария Рильке, немецкого поэта, служившего несколько ранее секретарем Родена и открывшего для него поместье.

огюст роден

Великий французский скульптор Огюст Роден

Скульптор в 1908 году снял первый этаж, а через три года и весь особняк целиком.

Тем временем вновь зазвучало мнение о необходимости сноса и перепродажи строения. Однако Роден не собирался мириться с таким положением дел и выдвинул встречное предложение: он хотел подарить свои работы Франции, а взамен просил разрешения прожить здесь остаток дней и организовать музей. В то время творчество мастера оценивалось неоднозначно: были и почитатели таланта, и его непримиримые критики, но после тщательного обдумывания в 1916 году правительство приняло решение пойти навстречу Родену. Скульптор прожил в особняке до своей смерти в 1917 году и, к сожалению, не увидел открытия музея, которое состоялось спустя два года.

Музей Родена сегодня

удивительный музей родена

Музей Родена — музей, который сможет удивить  каждого

Ежегодно особняк посещает более 700 тысяч туристов. На территории комплекса посетителям представлено свыше трех сотен скульптурных работ самого Родена, расположенных в 16 комнатах и в парке, а также собранные им коллекции живописи и образчиков искусства времен Античности. Отдельное помещение занимают творения возлюбленной мастера Камиллы Клодель. В залах можно познакомиться и с непривычным Роденом, выступающим в роли фотографа и живописца. Но обо всем по порядку!

Под открытым небом

музей родена

Приглашаем начать знакомство с музеем Родена

Знакомство с музеем начинается с покупки билетов в стеклянном павильоне на улице Варрен, где и расположен особняк. Можно осмотреть все поместье или только сад. Второй вариант дешевле. Рассчитывать, однако, нужно не только финансовые средства, но и запас физических и эмоциональных сил, ведь на изучение парка уйдет не один час (он занимает 3 гектара!), а произведения мастера часто транслируют наряду с любовью и страстью отчаяние и глубокую грусть.

сад музея родена

Великолепный сад музея Родена

Сад и сам по себе великолепен. Благоухающие розовые кусты, ухоженные лужайки, деревья с геометрически правильной кроной соседствуют с бессмертными работами скульптора. Гуляя по парку, можно встретить сделанные Роденом копии с древнегреческих статуй и некоторые экземпляры его коллекции древностей. Здесь же размещены самые знаменитые его работы:

— «Мыслитель»;

мыслитель родена

«Мыслитель» — одна из известнейших скульптур Огюста Родена

— «Уголино»;

уголино родена

Этот шедевр создан по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери

— «Граждане Кале»;

граждане кале

Граждане Кале — скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.

— «Врата ада»;

врата ада роден

«Врата ада»- один из сюжетов «Божественной комедии» Д.Алигьери, воплощенный в бронзе

— памятник Оноре де Бальзаку.

памятник оноре де бальзаку

Памятник великому Оноре де Бальзаку

Каждая работа заражает определенным настроением. Даже не зная истории осады Кале и героизма его граждан, трудно не понять смирения, гнева, внутренней боли приговоренных к смерти. Противопоставление динамики и статики в памятнике показывает зрителям амбивалентность эмоций: одновременно агрессивное отвержение и терпеливое принятие.

Рядом с «Мыслителем» предусмотрительно расположены лавочки для всех, кто захочет не просто отдохнуть, но и присоединиться к думам философа. Интересно, что скульптура изначально создавалась как портрет Данте, автора «Божественной комедии», ставшей источником вдохновения для «Врат ада». Роден предполагал изобразить его созерцающим воплощение своих слов в бронзе, но в итоге мастер создал обобщенный образ творца, занятого тяжкими мыслями.

Эта скульптура, как и «Мимолетная любовь» и «Поцелуй», в уменьшенном виде включены во «Врата ада». Для того чтобы полностью рассмотреть произведение, понадобится немалое время, поскольку оно изобилует деталями и отсылает к темам человеческих страстей и пороков. Оно по праву считается лучшим творением Родена.

мимолетная любовь

О.Роден «Мимолетная любовь»

Парк усадьбы иллюстрирует собой высказывание скульптора о том, что главные источники вдохновения художника — это Античность и природа. Солнечные лучи, падающие на статуи под разным углом в зависимости от погодных условий, каждый раз высвечивают слегка иные детали и штрихи, помогая зрителю переосмыслить бронзовые творения. Тщательно проработанные тела, своим атлетическим сложением вызывающие в памяти образы Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, будто движутся в игре света, проникающего сквозь листву.

парк усадьбы родена

Парк музея Родена

Роден выставлял в своем саду и каменные изделия, но их не щадили ветер и влага. В 1995 году была построена Мраморная галерея, где разместили начавшие трескаться и покрываться мхом статуи.

Полную картину игры бликов и теней невозможно составить, не побывав на вечерней экскурсии. Ее проводят каждую среду в 20.45. Сад наполняется таинственной ночной жизнью, на смену дневному светилу приходят прожектора и фонари, а скульптуры под ними неуловимо меняются.

Не стоит проходить и мимо экспонатов в часовне, возведенной одной из религиозных организаций, размещавшихся здесь. Тут демонстрируются собранные Роденом предметы времен Древних Греции и Рима, проводятся выставки современного искусства.

Сокровищница

Вдоволь нагулявшись в парке, посетители с предвкушением заходят в здание музея. Экспозиция первого этажа по большей части представлена работами Родена в сопровождении зарисовок и скульптурных набросков их деталей.

поцелуй родена

Знаменитый «Поцелуй» Родена

Здесь гостей ждет встреча с «Поцелуем», воплощающим столь желанное для многих сердец сочетание любви духовной и плотской. При взгляде на скульптуру трудно поверить, что она высечена из мрамора — так тонко прописаны все детали.

В соседних комнатах расположены:

— «Ева», исключенная из «Врат ада» и ставшая самостоятельным произведением;

ева родена

«Ева» — одна из наиболее значительных работ Родена, с которой он начал свое восхождение к известности

— «Человек со сломанным носом»;

человек со сломанным носом родена

«Человек со сломанным носом» — первая значительная работа Родена. Моделью выступил обычный рабочий.

— «Шагающий»;

шагающий родена

Прототипом создания данной скульптуры послужил крестьянин, который однажды позировал Родену

— «Бронзовый век» и многие другие.

бронзовый век

Бронзовый век» О.Родена

Работы Камиллы Клодель, помощницы и любовницы мастера, размещены также на первом этаже в отдельной комнате. Страсть и эмоциональность ее скульптур ничуть не меньше, чем у учителя.

камилла клодель

Камилла Клодель — «муза» и спутница Родена

Тут находятся в том числе «Волна», «Вальс», бюсты ее брата Поля Клоделя и самого Родена. Будучи ученицей, Камилла не только позировала, но и помогала создавать отдельные детали. Причем исследователи расходятся во мнении, каков ее вклад в отдельные работы. Камилле приписывают то мелкие фрагменты, то целые фигуры. Несомненно лишь то, что она была источником вдохновения Родена много лет.

волна клодель

«Волна» Камиллы Клодель

чувственный вальс камиллы клодель

Камилла Клодель «Вальс»

Второй этаж — место, где размещены менее масштабные шедевры: бюсты, статуэтки. Торсы, руки, фигуры будто вырастают из мрамора, кажутся живыми и потому не оставляют равнодушными даже самого далекого от искусства туриста.

второй этаж музея родена

На втором этаже музея расположены различные бюсты, статуи, фотографии и живопись

Здесь же находятся фотографии и живопись, которыми Роден увлекся уже в зрелом возрасте. Знаменитые картины из коллекции мастера: «Папаша Танги» Винсента Ван Гога, «Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне — доступны для посетителей в залах этого этажа, как и другие полотна и гравюры, собранные мастером.

папаша танги

Знаменитая картина «Папаша Танги» Винсента Ван Гога представлена в экспозиции на втором этаже музея Родена

пейзаж клода моне

«Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне

Обращает на себя внимание и работа «Рука Бога», представляющая собой слепок с руки Родена, сделанная одним из ассистентов незадолго до его смерти.

рука бога огюста родена

Шедевр О.Родена «Рука Бога»

Часы работы и правила посещения

Добраться до музея без труда можно на метро (станция Varenne). Открыта усадьба со вторника по воскресение с 10.00 до 17.45, понедельник — выходной. До достижения 18 лет посетить музей можно бесплатно, для остальных осмотр сада будет стоить 1€, сада и особняка — 6€. Существует возможность приобрести абонемент на посещение парка — 6€ за месяц.

Для удобства сотрудники предлагают воспользоваться аудиогидом, а чтобы прогулка по парку не стала слишком утомительной, посетить местное кафе и ресторанчик с аппетитным меню.

В музейном комплексе есть и зал документального кино, и сувенирная лавка, и библиотека, но главное здесь все же — бессмертные творения Родена, вдохновляющие, заставляющие задуматься, незабываемые. Впрочем, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

, чтобы всегда быть в курсе событий.

www.mafrance.ru

Выставка произведений Родена в Петербурге. (часть 1)

Я очень люблю творчество Родена. Поэтому в один из дней я поехала в Питер на выставку его работ, которая проходит сейчас в Петропавловской крепости. В павильоне "Атриум" Комендантского дома выставлены порядка тридцати скульптур, очень много рисунков Родена из альбома  издательства Гупиль, а так же два знаменитых роденовских памятника - "Бальзак" и "Граждане Кале".

Как я уже говорила в предыдущей записи о Родене, работа над "Вратами ада" стала для скульптора делом всей жизни и так получилось, что многие его произведения, изначально делались именно для "Врат" и лишь потом, по разным причинам получали самостоятельную жизнь. Так что, представленные на выставке скульптуры можно условно разделить на две части - те, которые "вышли" из "Врат ада" и те, которые не имеют к ним никакого отношения. Начну я с первых, так как среди них самые известные произведения великого скульптора.

Настоящий размер "Врат ада" - 635 х 400 х 85 см. Естественно, что ввиду их громоздкости, они не могут участвовать в передвижных выставках, но  здесь было вывешено фотопанно "Врат" так сказать "в полный рост", так что все желающие могли рассмотреть их в подробностях. Правда, я это панно почему-то не сфотографировала. Поэтому тут я опубликую фотографию "Врат ада", сделанную в музее Родена в Париже, что бы было легче представить о чем пойдет речь.

Помимо фотопанно на выставке так же представлен один из трех макетов "Врат ада", сделанных в свое время Роденом, где в общих чертах намечена конфигурация этих монументальных дверей.

Ну а теперь о скульптуре.

"Мыслитель". Безо всякого преувеличения можно сказать, что это самое известное произведение Родена. Но прежде чем стать таковым, он был задуман Роденом как элемент "Врат ада".

Из сопроводительной таблички мы узнаем, что прежде чем стать одной из знаменитейших скульптур 19 века, "Мыслитель" был элементом "Врат ада", помещенным в центр тимпана. В 1882 году Роден решает сделать из него отдельную скульптуру. Впервые представленная в уменьшенных размерах (37 см) в Копенгагине, в 1888 году под названием "Поэт", она осталась совершенно не замеченной. В 1890 году скульптуру впервые отлили в бронзе. Тогда же она получает название "Поэт-мыслитель".   

Добавлю, что в 1904 году эта скульптура была представлена публике в резко увеличенном размере, который состаил 2 м. Вот тут на "Мыслителя" обратили внимание и, как неоднократно уже бывало с другими произведениями Родена, вокруг этой работы разгорелись жаркие споры. В результате в 1906 году "Мыслитель" был установлен перед Пантеоном в Париже, а в 1923 перенесен в парк отеля Бирон, где уже работал музей Родена.

"Тень". В "Божественной комедии" Данте падшие души - Тени - толпятся у Врат ада. Роден сделал несколько этюдов теней и в итоге берет скульптуру Адама, над которой работал с 1879 года, делает три одинаковых фигуры и ставит их над "Вратами", с высоты которых они смотрят на зрителя. В качестве отдельных экземпляров Тени будут впервые представлены в 1889 году.

В музее Родена в Париже группа "Три тени" установлена на земле и их можно очень хорошо рассмотреть. Надо сказать, что на меня они произвели довольно тягостное впечатление. Неприкаянность - это слово, пожалуй, подходит им больше всего.

"Тень. Торс". Без рук, ног и головы Тень смотрится очень мощно.

"Ева". Устроители выставки сообщают нам довольно интересную информацию о создании этой скульптуры: Перед началом создания "Врат ада" Роден работает над двумя скульптурами - Адама и Евы. Натурщицей для статуи Евы выступает молодая итальянка с полными, гибкими формами, которую Роден назвал пантерой. Скульптор несколько раз замечает, что ее формы как будто увеличиваются, и решает изменить объем работы, и тогда девушка признается ему, что беременна. Какое удивительное совпадение: Ева, сознавая свой грех, закрывает голову руками, ее живот увеличен из-за беременности. Так гением скульптора была увековечена в бронзе мать всего человечества.

"Размышления". Эта скульптура - увеличенный вариант фигуры падшей души с "Врат ада": там она предстает женщиной, которая наклонилась и закрывает лицо согнутой рукой. В 1887-88 годах скульптура была переделана. В 1894 году лишившись рук и части ног она стала фрагментом памятника Виктору Гюго.

"Поцелуй" - одно из самых известных произведений Родена. Эта скульптурная группа, созданная в 1880-1882 годах, изначально была помещена в правый нижний угол "Врат ада", а в 1886 году стала отдельной скульптурой. Считается, что эта пара олицетворяет собой "прОклятых любовников" - Паоло и Франческу - героев пятой песни "Божественной комедии" Данте. Из сопроводительного текста можно узнать, что во втором круге Ада Данте и Вергилий встречают живших в XIII веке Франческу и Паоло. Франческа, выданная замуж за властителя Римини, полюбила его младшего брата Паоло, который ответил ей взаимностью. Влюбленные друг в друга до беспамятства, они были застигнуты мужем Франчески во время их первого поцелуя. Разъяренный муж убивает обоих кинжалом. Данте пишет об этом: Любовь привела нас к совместной смерти.

Очень печальная история. Однако, кто бы что не говорил, но когда я смотрю на эту пару, у меня всегда создается впечатление, что здесь женщина целует мужчину, а он позволяет себя целовать. В ней страстный порыв чувствуется, а он какой-то вялый. Его выдает левая рука. Я, конечно, не собираюсь спорить с устроителями выставки и искусствоведами, но мне почему-то кажется, что здесь совсем другая история...

В смысле взаимности чувств, мне намного больше нравится "Вечная весна", которая тоже сначала предназначалась для "Врат ада", но в итоге туда не попала, поскольку Роден счел этот чувственный и очень даже счастливый сюжет слишком неподходящим для мрачных "Врат ада".

"Вечный идол" - еще одна скульптура Родена на тему отношений мужчины и женщины. Эти две фигуры представлены отдельно друг от друга на правой створке "Врат ада". В 1890 году Роден решает их объединить.

Правда, не могу не заметить, что в мраморе и "Поцелуй", и "Вечная весна", и "Вечный идол" смотрятся гораздо лучше, чем в бронзе.

"Туалет Венеры и Андромеды". Роден обожал соединять два или несколько разных сюжетов и делать из них композиции. Здесь он соединил фигуру, созданную в 1884 году для "Врат ада" (на них она в верхнем левом углу) - "Туалет Венеры" и "Андромеду", которая была создана в 1887. Андромеда - в переводе с греческого "управляющая мужчинами" - мать Геркулеса. После смерти Андромеды Афина дает ей место среди звезд. Вот такие интересные сведения можно почерпнуть из сопровождающего композицию текста.

"ПрОклятые женщины". Устроители выставки сообщают нам, что "эта скульптура, полная эротизма, сделана из двух фигур "Врат ада", получивших название "Обнаженная на коленях, наклонившаяся вперед". Впервые представлена в 1885 году. Название позаимствовано из "Цветов зла" Шарля Бодлера."

"Ирис, будящий нимфу". Еще одна композиция, созданная Роденом их двух фигур "Врат ада".

"Женщина, сидящая на корточках". Эта фигура присутствует на "Вратах ада", причем повторена два раза: на правом пилястре рядом с Падающим человеком и справа от Мыслителя. От этой скульптуры, натурщицей для которой была любимая модель Родена Адель Абруццези, исходит ощущение первобытной чувственности. Современники Родена назовут ее "Лягушкой" или "Земноводной".

"Данаида". Первоначально предназначавшаяся для "Врат ада", в итоге туда не попала. В основе сюжета этой скульптуры лежит один из древнереческих мифов о дочерях царя Даная, которые убили своих мужей в первую брачную ночь. В наказание за это они должны были все время наполнять бочку, у которой не было дна. Собственно, это и есть адъ. Есть от чего впасть в отчаяние.

Опять же добавлю, что в мраморе эта скульптура смотрится гораздо выразительнее.

"Минотавр" - это еще один сюжет из греческой мифологии. Эта скульптурная группа, взятая из "Врат ада", сначала называлась "Нимфа и Фавн" или "Сатир и Нимфа". "Минотавром" она была впервые названа в 1899 году. Роден, зачитывавшийся Овидием, черпает вдохновение в мифологии. Пасифая - жена царя Миноса - влюблена в быка, которого послал Посейдон. От их союза рождается наполовину человек, наполовину бык - Минотавр. Минос в бешенстве приказывает заточить его в лабаринт в центре Крита, построенный специально Дедалом, что бы он не сбежал и что бы никто не узнал, где он спрятан. В конце концов Минотавра убивает Тесей, на помощь которому пришла Ариадна.

Пожалуй, с эпизодами "Врат ада", представленными на выставке, мы разобрались. Теперь переходим к другим работам, которые создавались Роденом изначально как самостоятельные произведения.

"Бронзовый век".Роден создавал эту скульптуру в 1875-1876 гг., находясь в Брюсселе, где он работал в то время у Каррьер-Беллёза. Натурщиком для скульптуры стал молодой бельгийский солдат Огюст Фейт. Статуя была сначала была выставлена в 1877 году в Брюссельском кружке художников и потом уже в Парижском Салоне, где из-за нее разгорелся большой скандал. Тогда Родена обвинили в том, что он представил на суд жюри муляж, т.е. простой слепок с натурщика. Но после вмешательства ряда известных скульпторов, обвинения с Родена были сняты.

"Американский атлет". Во время своего приезда в Париж в 1901 году, американский гимнаст из Пенсильвании Сэмюэль Стоктон Уайт III (1876-1952) предложил Родену попозировать ему. Плененный анатомией спортсмена Роден соглашается и Уайт несколько раз позирует ему.

"Левая рука Пьера де Виссана" ("Граждане Кале")

За долгие годы работы Роден сделал огромное количество слепков рук и ног. Некоторые из них предназначались для конкретных вещей, некоторые становились самостоятельными произведениями.

"Правая рука Пьера де Виссана"

"Согнутая рука"

"Согнутая правая рука"

Уменьшенный вариант статуи Пьера де Виссана - одна из скульптур "Граждан Кале". Этот этюд датируется 1906 годом.

"Нежинский". В 1912 году в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева прошла премьера балета "Послеполуденный отдых фавна", хореографом и главным исполнителем в котором выступил Вацлав Нежинский. Он отказался от классической хореографии, построив танец на резких и угловатых движениях. Для того времени балет оказался слишком новаторским и вызвал настоящий скандал среди парижской публики. Но Роден поддержал Нежинского и выступил в защиту его таланта, а так же сделал несколько этюдов Нежинского в роли Фавна.

Роден вообще всегда проявлял интерес к танцу, о чем говорит большое количество сделанных им этюдов танцевальных движений.

"Смерть Адониса". Поскольку эту скульптуру я видела впервые, то просто перепишу то, что рассказывает о ней сопроводительная табличка: Эта скульптура, полная сладострастия вдохновлена мифологией. Роден изображает Адониса, которого будят Венера и Персефона. Богиня любви Афродита и Персефона - богиня ада, обе влюблены в Адониса, молодого красавца-сироту. Молодого человека убивает дикий вепрь, посланный ревнивым Богом. Оплакивая Адониса, Афродита требует от Персефоны вернуть ему жизнь, на что богиня ада охотно соглашается.

"Старое дерево". Опять мифология и опять впервые вижу это произведение. Эта работа была впервые представлена в 1896 году. Она представляет фавна как "животное и дерево одновременно - мохнатое, потрескавшееся, ветвистое, с листьями, с ловкими ногами в несоразмерных башмаках". Вдохновившись языческой мифологией, Роден создал произведение, которое снискало большой успех в кругах символистов.

"Ирида, посланница богов". Созданная в 1894 году, эта скульптура была впервые представлена публике только в 1897-м в качестве элемента памятника Виктору Гюго (его второго проекта). Первоначальное название - "Этюд женщины с раздвинутыми ногами" было заменено на другое - "Ирида, посланница богов".

От себя добавлю, что даже по нынешним временам, как мне кажется, это достаточно смелое и откровенное произведение.

Вот на этой жизнеутверждающей ноте я и закончу первую часть рассказа о выставке произведений Родена.Продолжение следует...

nathalie-zh.livejournal.com


Смотрите также