Родина (картина Дубовского). Картины родина


Родина (картина Дубовского) — Википедия

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[21][23][24].

Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством , в 1973 году — , а в 1988 и 2012 годах — [1].

Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 . «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.
  •  Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / . — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / . — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

ru.wikiyy.com

Описание картины Аполлинария Васнецова «Родина» Картины художников

Описание картины Аполлинария Васнецова «Родина»

На первый взгляд, может показаться, что Васнецов изобразил совершенно непримечательную картину природы. Но именно эта картина стала серьезной заявкой на изображение образа всей родины в целом, мы видим обычный пейзаж русской деревни. Но он настолько правдив и искренен, что зритель понимает, что перед ним простирается вся Россия.

Природа родины становится настоящей героиней. Она, словно живое существо. Полотно становится невероятно реалистичным. Оно актуально не только для времен Васнецова, но и для наших дней.

Перед нами абсолютно обычная картина, которая абсолютно ничем особым не привлекает. Тянутся холмы, которые заросли редкими кустами. Их освещают скупые лучи солнца, стремящиеся несмело пробиться сквозь плывущие по бескрайнему небу облака. Полотно дополнено бедными домами крестьян с характерными соломенными крышами.

Зритель видит одинокий колодец, небольшую сельскую церковь. Все совершенно тихо, невидно ни души. Царит полное безмолвие, которое впечатляет своей широтой.

Изображение обыденно. Но в этой картине можно почувствовать, как художник любуется этой природой. Многострадальная Россия очень проста. Но именно в этом и скрыта ее гордость и мощь. Мы ощущаем, как дышит земля, и невольно приобщаемся к этому величию родины.

Впечатляет гамма картины в серо-зеленых тонах. Она необходима для того, чтобы максимально усилить ощущение однообразия. Очень часто изображенная равнина создавала ощущение плоскости. Васнецов стремится этого избежать. Используя для этого совершенно простые приемы. Именно поэтому он высвечивает план в самом центре картины.

Между холмами скользит робкий луч солнца. Однообразие скучных красок вдруг чудесным образом вспыхивает и существенно обогащается. Пейзаж обретает истинную глубину и становится действительно объемным.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 22:14:00

opisanie-kartin.iusite.ru

Родина (картина Дубовского) Вики

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История[ | код]

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[21][23][24].

Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «по» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством , в 1973 году — , а в 1988 и 2012 годах — [1].

Описание[ | код]

Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Отзывы[ | код]

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 . «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.

Литература[ | код]

  •  Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / . — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / . — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Какие художники создали картины о людях и природе нашей Родины?Где находятся эти картины?Когда они создавались?

Красота души России

   Велика наша Родина. Объединила она на своих просторах и широкие, обдуваемые всеми ветрами степи, и могучую сибирскую тайгу с высоченными вековыми кедрами и соснами, и бескрайнюю ослепительно белую тундру, где на много километров не встретишь ничего живого. Есть в России и величественные горы Урала и Кавказа, со всех сторон омыта она тёплыми и студёными морями и океанами. А хранит всю эту красоту самое голубое и чистое небо.

   Так-же и люди здесь живут самые разные. Южный горячий нрав кабардинцев и дагестанцев перетекает в суровый выносливый характер волжан и сибиряков, и летит дальше на Север, к мудрому молчаливому спокойствию ханты и манси.

   Всё это даёт широкий простор развития творческой мысли, и рождает русская земля великих литераторов, великих композиторов, великих художников.

Родина на великих полотнах

   XVII - XVIII века явились периодом рассвета русской культуры. Появились грамотные талантливые люди, многие из которых стали классиками, признанными во всём мире. Холсты таких выдающихся художников, как:

  • Алексей Саврасов,
  • Илья Репин,
  • Виктор Васнецов,
  • Иван Айвазовский,
  • Валентин Серов,
  • Борис Кустодиев,
  • Николай Рерих,

приобрели в наши дни значения шедевров мирового изобразительного искусства. Наряду с морскими пейзажами Айвазовского ("Девятый вал", "Вход в Севастопольскую бухту") и видами деревенского уклада ("Грачи прилетели", "Зимний пейзаж"), русскими художниками представлены исторические зарисовки: "Масленичное гуляние" Кустодиева, "Портрет Николая II" Серова, и знакомые каждому с детства персонажи русских былин и сказок: знаменитые "Три богатыря" или "Иван Царевич на сером волке" в исполнении Виктора Васнецова.

Музеи изобразительного искусства

   В настоящее время картины наших великих художников собраны в музеях. Увидеть их можно в Эрмитаже и Русском музее, Третьяковской галерее и музее имени Пушкина. К сожалению холст и краски не вечны и требуют специального ухода и содержания. Специалисты знают, как отреставрировать картину, как поддержать комфортный для полотен климат, как их при необходимости транспортировать. Но часть предметов искусства осела в частных коллекциях, что не гарантирует бережного хранения.  

vashurok.ru

Родина (картина Дубовского) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

История

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

А. М. Васнецов. Родина (холст, масло, 49 × 73 см, 1886, ГТГ)

Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах[2][3][17]. Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — «Н. Дубовской 1905»; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[1]. Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900)[18][19]. Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см)[20]. Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова[21], написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см, 967)[22]. Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см, Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея[21][23][24].

Н. Н. Дубовской. Родина (холст, масло, 162 × 143 см, 1892, Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск)

Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном[8].

Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1][18], открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву, где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества[4]. Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно Фаине Мальцевой, «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине»[18].

Н. Н. Дубовской. Земля (холст, масло, 104 × 143 см, 1894, частная коллекция)

Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6], куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи»[19]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9]. По словам искусствоведа Владислава Зименко, картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира»[2].

В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля[1][25]. Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ[25], среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см, 1903, Жр-200)[26]. Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину, а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву, который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки[25].

Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника[1][27]. Полотно неоднократно реставрировалось: в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством , в 1973 году — , а в 1988 и 2012 годах — [1].

Описание

Н. Н. Дубовской. Перед грозой (холст, масло, 63 × 88 см, 1903—1904, НТМИИ)

Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой[28]. На ней изображён широкий простор полей[18]. Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли[19].

На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг, за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту. Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины»[18].

Отзывы

Художник Илья Репин, находившийся в Риме во время Всемирной художественной выставки 1911 года[en], на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»[7][29][9]. В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть[8].

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд»[2].

Искусствовед Тамара Юрова писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника[30], поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений[31].

Искусствовед Фаина Мальцева называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов[18], начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника[32]. Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями»[18]. По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении[32] художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей[33][18].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 140.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. М. Зименко, 1949.
  3. ↑ 1 2 Т. В. Юрова, 1963, с. 9.
  4. ↑ 1 2 Ф. С. Рогинская, 1989, с. 420.
  5. ↑ 1 2 Музейный гид ООМИИ, 2014, с. 19.
  6. ↑ 1 2 Л. Давтян, 2015.
  7. ↑ 1 2 3 И. Е. Репин, 1952, с. 203.
  8. ↑ 1 2 3 4 Я. Д. Минченков, 1965.
  9. ↑ 1 2 3 А. А. Прохоров, 1967, с. 16.
  10. ↑ 1 2 А. М. Муратов. Дубовской Николай Никанорович (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Проверено 15 августа 2017.
  11. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—11.
  12. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 4.
  13. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 19.
  14. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  15. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 238, № 522.
  16. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 237.
  17. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 136.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 54.
  19. ↑ 1 2 3 Т. В. Юрова, 1963, с. 10.
  20. ↑ Дубовской Николай Никанорович. «Родина». Из коллекции Фонда поколений (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Проверено 17 августа 2017.
  21. ↑ 1 2 . «Это лучший пейзаж всей выставки…» (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Проверено 24 августа 2017.
  22. ↑ Каталог ГТГ, т. 5, 2005, с. 78, № 219.
  23. ↑ Дубовской (Дубовский) Николай Никанорович. Перед грозой. Эскиз к картине «Родина» (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Проверено 15 августа 2017.
  24. ↑ Перед грозой, 1903—1904 — Дубовской Николай Никанорович (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 24 августа 2017.
  25. ↑ 1 2 3 И. В. Спирина, 2001, с. 19—21.
  26. ↑ Каталог ООМИИ, 2012, с. 76, № 139.
  27. ↑ Выставка Дубовского, 1938.
  28. ↑ А. А. Прохоров, 1967, с. 14.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 198.
  30. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 9—10.
  31. ↑ Т. В. Юрова, 1963, с. 11.
  32. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  33. ↑ Ф. С. Мальцева, 1959, с. 197.

Литература

  •  Век ожидания Николая Дубовского // Иные берега. — 2015. — № 1 (37).
  • Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М.: Искусство, 1959. — 438 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 368 с.
  • Николай Никанорович Дубовской. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М.: Искусство, 1952. — 408 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Фёдор Васильевич Мелёхин — основатель художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея в Омске. — Омск: издательство ОмГПУ, 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Николай Дубовской. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
  • Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л.: Государственный Русский музей, 1938. — 43 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск. Музейный гид / . — М.: Благотворительный фонд В. Потанина, 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6.
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Русская живопись XVIII — начала XX века / . — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля, 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3.

Ссылки

www.gpedia.com

Родина (картина Дубовского) Википедия

«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( Жр-199). Размер — 165 × 275 см[1].

Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах[2][3], а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины[1]. Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[1], открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву[4]. Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей[5]. В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на Всемирной художественной выставке[en] в Риме[1][6]. Художник Илья Репин, находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки[7][8][9].

Картину «Родина», так же как и более раннее полотно «На Волге» (1892, ГТГ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского[10]. Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю»[2]. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений[11].

Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей[2][12]. Большую известность получило полотно Дубовского «Притихло», представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге[13][14][15]. В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом[10][2][16].

ruwikiorg.ru


Смотрите также