Направление романтизм. Картины романтизм


Направление романтизм — Галерея "Изящное искусство"

Направление романтизм

Направление романтизм сформировалось в конце 18 века и продолжало существовать до середины 19 в. Оно стало развиваться на основе направления сентиментализм, родиной которого является Германия. Романтизм активно существовал в Америке, России и европейских странах: Испании, Германии, Франции. Самыми первыми представителями этого стиля в живописи были К. Лоррен и Эль Греко, которые всячески пытались его развить, но господствующий в то время неоклассицизм не давал такой возможности. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу.

В произведениях живописи того времени отображен некий идеал, наделенный героизмом и романтизмом. Толчком к появлению этого идеала послужила французская революция, которая была реакцией на академическое искусство, отличающееся сдержанностью. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. После войн, которые вел Наполеон, лидеры европейских стран поняли, что надежды народов на свободу и равенство не сбылись. Но, за это время появились новые идеи во всех областях жизни, которые прочно засели в головах людей.

В живописи неоклассицизма главной идеей было уважение к человеческой личности. И она все больше развивалась и пускала корни. Художники рисовали эмоциональные картины, личность показывалась в чувственных образах. Уже в начале 19 века черты романтизма стали проглядывать в работах художников разных стилей. Основными целями направления романтизм можно считать:

  •  приближение людей к природе;
  • показ лучших качеств человека;
  • доказательство того, что человечество наделено добротой;
  • добиться для всех справедливости.

Как любые другие стили живописи, направление романтизм имело ряд своих особенностей. Наиболее характерные из них:

1. Прошлое считалось идеальным, главной линией творчества стала выступать тема мифологии. Она заняла ведущие позиции в работах художников 19 века.

2. Происходил отказ от основных правил прошлого и от рационализма.

3. В картинах направления романтизм было видно лирическое восприятие жизни.

4. В это время зародился интерес к этническим темам.

В отличие от неоклассической сдержанности и пропаганды универсальных ценностей, художники романтизма выражали эмоциональную реакцию на все происходящее в личной жизни человека и в окружающем мире.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

galleryfineart.wordpress.com

Романтизм в живописи

Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты).

В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком. Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи.

Расцвет портретного жанра был связан с интересом романтиков к яркой человеческой индивидуальности, красоте и богат­ству ее духовного мира. Жизнь человеческого духа преобладает в романтическом портрете над интересом к физической красоте, к чувственной пластике образа.

В романтическом портрете (Делакруа, Жерико, Рунге, Гойя) всегда выявляется неповторимость каждого человека, передается динамика, напряжённое биение внутренней жизни, мятежная страстность.

Интересует романтиков и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страда­ющая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»).

Пейзаж мыслится романтиками как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, постоянной изменчивости. Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев. Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).

Свойственная романтизму поэтизации ночи – странного, ирреального мира, живущего по своим законам – привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.

Одной из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм, стала Германия.

Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество Каспара Давида Фридриха (1774–1840). В его художественном наследии преобладают пейзажи с изображением горных вершин, леса, моря, морского побережья, а также руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Крест в горах», «Собор», «Аббатство среди дубовых деревьев»). В них обычно присутствует ощущение неизменной грусти от сознания трагической затерянности человека в мире.

Художник любил те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход луны («Двое, созерцающие луну», «Монастырское кладбище», «Пейзаж с радугой», «Восход луны над морем», «Меловые скалы на острове Рюген», «На паруснике», «Гавань ночью»).

Постоянные персонажи его произведений – одинокие мечтатели, погруженные в созерцание природы. Глядя в необъятные дали и бесконечные выси, они приобщаются к вечным тайнам мироздания, уносятся в прекрасный мир мечты. Этот чудесный мир Фридрих передаёт с помощью волшебно сияющего света – лучезарного солнечного или таинственного лунного.

Творчество Фридриха вызывало восхищение современников, в том числе И. В. Гёте и В. А. Жуковского, благодаря которому многие его картины были приобретены Россией.

Живописец, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777–1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился; «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».

Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве связано с творческой деятельностью художников назарейской школы1 (Ф. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.

Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединённую жизнь в кельях заброшенного монастыря, они возвели своё служение искусству в разряд духовного служения.

«Назарейцы» тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрождённой техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно.

В 1820–30-х годах члены братства разъехались по Германии, получив ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам. Лучшие традиции «назарейцев» еще долго сохранялись в исторической живописи. Их идейно-нравственные искания оказали воздействие на английских прерафаэлитов, а также на творчестве таких мастеров, как Швинд и Шпицвег.

Мориц Швинд (1804–1871), австриец по происхождению, работал в Мюнхене. В станковых произведениях изображает в основном облик и быт старинных немецких провинциальных городов с их жителями. Это сделано с большой поэзией и лиризмом, с любовью к своим героям.

Карл Шпицвег (1808–1885) – мюнхенский живописец, график, блестящий рисовальщик, карикатурист, также не без сентиментальности, но с большим юмором повествует о городском быте («Бедный поэт», «Утренний кофе»).

Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии, известного под названием «бидермейер». Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи.

Французская романтическая школа

Наиболее последовательная школа романтизма в живописи сложилась во Франции. Она возникла как оппозиция классицизму, переродившемуся в холодный, рассудочный академизм, и выдвинула таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие.

Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности». Воплощая их, они реформировали живописно-выразительные средства:

  1. динамизировали композицию, лишая ее величавого спокойствия и наполняя бурным движением;
  2. использовали яркие, насыщенные краски, резкие контрасты света и тени3.

Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем Теодора Жерико (1791–1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира. Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности. Так, например, картины «Офицер конных стрелков, идущий в атаку» и «Раненный кирасир» отразили романтику наполеоновской эпохи.

Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Жерико создал гигантское полотно 7×5 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Эта картина стала символом современной Жерико Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду, и отчаяние.

Тему своей последней большой картины – «Скачки в Эпсоме» – художник нашел в Англии. Здесь изображены летящие как птицы кони (любимый образ Жерико, который еще подростком стал прекрасным наездником). Впечатление стремительности усиливается определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон – широко.

После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг Эжен Делакруа (1798–1863). Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках – интереснейшие документы эпохи. Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на В. Ван Гога.

Первая картина Делакруа, которая принесла ему известность, – «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»), написанная на сюжет «Божественной комедии». Она поразила современников страстной патетикой, мощью сумрачного колорита.

Вершиной же творчества художника стала «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»). Достоверность реального факта (картина создавалась в самый разгар июльской революции 1830 года во Франции) сливается здесь воедино с романтической мечтой о свободе и символичностью образов. Прекрасная молодая женщина становится символом революционной Франции.

Откликом на современные события была и более ранняя картина «Резня на Хиосе», посвященная борьбе греческого народа с турецким владычеством5.

Посетив Марокко, Делакруа открыл для себя экзотический мир Арабского Востока, которому посвятил множество картин и зарисовок. В «Алжирских женщинах» перед европейским зрителем впервые предстал мир мусульманского гарема.

Художник создал также серию портретов представителей творческой интеллигенции, многие из которых были его друзьями (портреты Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза и др.)

В поздний период творчества Делакруа тяготел к исторической тематике, работал как монументалист (росписи в Палате депутатов, Сенате), и как график (иллюстрации к произведениям Шекспира, Гете, Байрона).

 

Имена английских живописцев эпохи романтизма – Р. Бенингтона, Дж. Констебла, У. Тер­нера – связаны с жанром пейзажа. В этой области они, поистине, открыли новую страницу: родная природа нашла в их творчестве такое широкое и любовное отражение, какого тогда не знала ни одна другая страна.

Джон Констебл (1776–1837) одним из первых в истории европейского пейзажа стал писать этюды полностью с натуры, обратившись к непосредственному наблюдению природы. Его картины просты по мотивам: деревни, фермы, церкви, полоска реки или морского пляжа: «Телега для сена», Детхемская долина», «Собор Солсбери из сада епископа». Произведения Констебла послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции.

Уильям Тёрнер (1775–1851) – художник–маринист6. Его привлекало бурное море, ливни, грозы, наводнения, смерчи: «Последний рейс корабля «Отважный», «Гроза над Пьяцеттой». Смелые колористические искания, редкие световые эффекты порой превращают его картины в сияющие фантасмагорические зрелища: «Пожар Лондонского парламента», «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье»7.

Тёрнеру принадлежит первое в живописи изображение бегущего по рельсам паровоза – символа индустриализации. В картине «Дождь, пар и скорость» паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости.

Уникальное исследование световых и цветовых эффектов, предпринятое Тёрнером, во многом предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов.

В 1848 году в Англии возникло братство прерафаэлитов (от лат. prae – «перед» и Рафаэль), объединившее художников, не приемлющих современное им общество и искусство академической школы. Свой идеал они видели в искусстве Средних веков и Раннего Возрождения (отсюда и название). Главные участники братства – Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти. В своих ранних работах эти художники использовали вместо подписей аббревиатуру РВ8.

С романтиками прерафаэлитов роднила любовь к старине. Они обращались к библейским сюжетам («Светоч мира» и «Неверный пастух» У. Х. Ханта; «Детство Марии» и «Благовещение» Д. Г. Россетти), сюжетам из истории Средневековья и пьес У. Шекспира («Офелия» Миллеса).

Для того чтобы писать человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину, прерафаэлиты увеличили размеры полотен, пейзажные зарисовки делали с натуры. Персонажи их картин имели прототипы среди реальных людей. Так, например, Д. Г. Россетти почти во всех произведениях изображал свою возлюбленную Элизабет Сиддал, продолжая, подобно средневековому рыцарю, хранить верность любимой и после её безвременной смерти («Синее шёлковое платье», 1866).

Идеологом прерафаэлитов был Джон Рёскин (1819–1900) – английский писатель, художественный критик и теоретик искусства, автор знаменитой серии книг «Современные художники».

Творчество прерафаэлитов ощутимо повлияло на многих художников и стало предвестием символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд) и изобразительном искусстве (О. Бёрдсли, Г. Моро и др.).

musike.ru

романтизм | Великие художники

Featured Image

Портрет Дианы Стюарт, леди Милнер

10.05.2018

Томас Лоуренс «Портрет Дианы Стюарт, леди Милнер», 1815-1820 Музей истории искусств, Вена Романтизм

Featured Image

Шабаш ведьм

30.04.2018

Франсиско де Гойя «Шабаш ведьм», 1798 Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид Романтизм Это одна из шести картин, созданных по заказу герцога Осуна для украшения его имения. В центре полотна – мистический и пугающий образ дьявола в виде огромного козла в окружении женщин с уродливыми лицами. Ведьмы угодливо предлагают в жертву дьяволу двух младенцев.Возможно, таким метафоричным образом… Подробнее »

Featured Image

Полет ведьм

28.04.2018

Франсиско де Гойя «Полет ведьм», 1797 Музей Прадо, Мадрид Романтизм «Я не боюсь ни ведьм, ни чертей, ни привидений, ни злых духов и прочих домовых — ни одной твари, кроме человека». Ф.Гойя

Featured Image

Деревенские дети (собиратели хвороста)

27.04.2018

Томас Гейнсборо «Деревенские дети (собиратели хвороста)», 1787 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Романтизм

Featured Image

Натюрморт с васильками

02.04.2018

Гавриил Павлович Кондратенко «Натюрморт с васильками», 1900-е Частная коллекция Романтизм, натюрморт В обычной глиняной посуде Небесное мы видим чудо — Здесь с ярко-синими крылами Уселись бабочки пред нами, Так плотно стебли облепили… Постой, да то не васильки ли?! Привет от солнечного лета — Простая вазочка с букетом. Но столько в нем тепла таится, Что сразу… Подробнее »

Featured Image

Путешествие жизни

22.03.2018

Томас Коул «Путешествие жизни», 1842 Национальная галерея искусств, Вашингтон Романтизм Серия картин «Путешествие жизни» представляет собой четыре этапа человеческой жизни: детства, юности, зрелости и старости. На картинах изображен путешественник, который плывет в лодке по реке через американскую пустыню середины XIX века. В каждой картине путешественник едет на лодке по Реке Жизни в сопровождении ангела-хранителя …. Подробнее »

Featured Image

Две девушки, разбирающие цветы

20.03.2018

Алексей Алексеевич Харламов «Две девушки, разбирающие цветы», 1890-е Частная коллекция Романтизм

Featured Image

Смерть Инессы де Кастро

16.03.2018

Карл Брюллов «Смерть Инессы де Кастро», 1834 Государственная Третьяковская галерея, Москва Романтизм Инесса де Кастро — дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода. Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался. Советники короля… Подробнее »

Featured Image

Этапы жизни

12.03.2018

Каспар Давид Фридрих «Этапы жизни», 1835 Музей изобразительных искусств, Лейпциг Романтизм «Этапы жизни» — аллегорическая картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, написанная в 1835 году. Картина была завершена за пять лет до смерти автора и, как и многие другие картины Каспара Давида Фридриха, представляет собой размышления художника на тему смерти и быстротечности жизни. На картине… Подробнее »

Featured Image

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

15.02.2018

Константин Егорович Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869 Русский Музей, Санкт-Петербург Романтизм В одной из лучших картин раннего периода Маковский создал подлинную галерею колоритных типов представителей городских сословий. За это произведение художник был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой… Подробнее »

greatartists.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 8. РОМАНТИЗМ.

«Я слышу зов, неслышный вам,Гласящий: - В путь иди! -Я вижу перст, невидный вам,Горящий впереди.»Уильям Блейк.Ко второй половине XVIII века в европейском и американском искусстве направления в живописи начали рождаться почти одновременно, «накладываться» одно на другое или даже последовательно сменять друг друга даже и в творчестве одного и того же художника. Почти одновременно с неоклассицизмом начал зарождаться новый стиль, вбирающий в себя не только некоторые элементы прошлого, но и существовавшие на тот момент новые тенденции в искусстве, отразившие разочарование в итогах французской революции, в идеологии Просвещения. Один стиль не приходит на смену другому, а они сосуществуют почти одновременно, отражая настроения в обществе. Так в конце века во времена революционной ломки старого миропорядка, усталости от классических канонов, во времена стремления к свободе и обновлению, интереса к внутренней духовной жизни человека рождается новый стиль – в европейском искусстве - РОМАНТИЗМ

Поэтому иногда причисление художника к определенному стилю вызывает трудности. Так произошло, например, с художником Альма-Тадема, о котором мы говорили в конце нашего предыдущего разговора, как о представителе неоклассицизма, он прошел путь от академизма до авангардизма, сегодня упомяну о нем как о романтике, а закончил он свою художественную деятельность чуть ли не символистом.

Романтизм тяготел не просто к свободе, а к безграничной свободе, к совершенству, к гражданской и личной независимости, к изображению сильных характеров, бурных страстей, тайных движений души, пренебрежительно относясь к реальному миру – ведь «гений не подчиняется правилам, а творит их» (И. Кант). «Романтический» портрет становится остро реалистичным или даже скрыто критическим, часто страстно эмоциональным, иногда мечтательно потусторонним или даже устрашающе зловещим. Он не просто передает сходство с изображаемым человеком, не льстит ему, не приукрашивает, а пытается отобразить всю гамму чувств и настроений, иногда даже преувеличивая или обостряя их. Одним из основоположников романтизма был немецкий живописец, график и теоретик искусства Рунге Филипп Отто (1777-1810), родившийся в многодетной небогатой семье и обучавшийся при финансовой поддержке брата в Дрездене.

В 1803 году молодой Рунге познакомился с Гете, их объединял, несмотря на разницу в возрасте, интерес к натурфилософским и естественнонаучным поискам, мистические мотивы в творчестве, идея о слиянии художника-творца с мирозданием и интерес к проблемам цветоделения, о котором у Рунге вышел 1810 году большой трактат. В его портретах сочетается внимание к натуре и эмоциональность, скрывающаяся под внешне спокойной созерцательностью.

В 1804 году он женился, вскоре у него родилась дочь, затем сын, но жизнь его была недолгой, он умер от туберкулёза в возрасте 33 лет, не успев воплотить в жизнь многие свои замыслы.Примерно в это же время в Англии жил и творил поэт, художник и гравер Уильям Блейк (1757-1827),

находившийся некоторое время под влиянием идеалов Французской и Американской революций, позже разочаровавшийся в них, почти не признанный при жизни, но ставший знаковой фигурой в истории романтического искусства. Честно говоря, его творчество не очень подходит к нашей теме, так как он почти не писал портреты, мне удалось найти только рисунки, но его роль в становлении романтического направления в искусстве так велика, что мы не можем обойти его молчанием. Родившийся в многодетной семье лавочника, он получил начальное образование от матери, она же «заразила» его любовью к литературе и искусству эпохи Возрождения. Заметив его художественные способности, родители отдали его в 10 лет в художественную школу, где он получил профессию гравера, что ему очень помогло в будущем зарабатывать на иллюстрировании книг.

Блейк писал стихи и прозу, дополняя их многочисленными иллюстрациями, объединяя в одном произведении философию, литературу и живопись, внося во все это религиозные и мистические мотивы. Это давало ему возможность выразить свой взгляд на жизнь, духовность, на свои пророческие идеи, открыть людям «очи, обращенные внутрь». Писатель 19 века Уильям Россетти назвал его человеком, «не предвосхищенным предшественниками, не классифицированным современниками, не замененным известными или предполагаемыми преемниками».

О творчестве Блейка позже будет много споров, про его произведения будут говорить, что они подсказаны дьяволом, а сам он говорил: «Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле». Он умер в полном забвении и нищете, и был похоронен, как и Моцарт, в общей бедняцкой могиле и место его захоронения неизвестно.Одним из самых знаменитых, самых мною любимых представителей романтизма (Книгу Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» я впервые прочитала еще в юности) был и остается Франсиско Гойя (1746-1828).

Тайна его гениальности не давала покоя многим: одни считали, что его талант выходил за рамки возможного и потому помог ему достичь невиданных высот. Другие полагали, что тяжелая болезнь и психическое расстройство дали ему возможность сотворить шедевры, третьи уверяли, что любовь великой женщины, герцогини Альбы, сделала и его великим. Были даже и те, кто настаивал на вмешательстве дьявола в его творчество.Не буду излагать тут его биографию, она довольно известна, скажу только о двух важных моментах. Первый – встреча с двадцатилетней герцогиней Альбой, бывшей к тому времени уже 7 лет замужем и покорившей множество мужских сердец

(На этой картине она указывает пальцем на надпись у ее ног - «Только Гойя».) Их страстный и бурный роман длился 7 лет, ловелас и необузданный повеса, Гойя забыл на это время о других женщинах, и все эти годы одна из самых красивых (но не самых добродетельных женщин) была его музой. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».

Даже когда она бросила его ради нового любовника, Гойя продолжал писать ее портреты, но уже изображая ее гулящей женщиной или даже ведьмой (например, в «Капричос»). После ее смерти (или самоубийства, доподлинно неизвестно, но она не раз говорила, что хочет умереть молодой) Гойя в течение 10 лет не мог успокоиться.И второй момент его биографии – тяжелая болезнь, происхождение которой так до сих пор и не выяснено – то ли это было последствием сифилиса, то ли шизофрении, но у него был временный паралич и потеря слуха, которая осталась навсегда и повлияла на изменение не только его характера, но и на его творчество, особенно зримо проявляющееся в его графике, беспощадно жестокой, иногда устрашающей и приводящей в ужас.

Роль Гойи в развитии искусства невозможно переоценить, после него осталось огромное количество жанровых картин, также посвященных темам революции и войны, великолепные портреты и графика. Его творчество оказало решающее влияние на все европейское искусство и на многих художников от Жерико и Делакруа (о которых мы еще тут будем говорить) и до современных. Имя другого художника, представителя английского романтизма, родившегося в Швейцарии, Иоганна Генриха Фюссли (1741-1825) не так уж хорошо известно широкой публике, хотя в свое время он был достаточно популярен.

Родившись в семье художника-портретиста, маленький Генрих Фюссли (можно встретить написание его фамилии и как Фюсли, Фузели, Фюзели) уже в 10 лет интересовался искусством и неплохо рисовал. Но родители готовили его к карьере священника, он закончил теологический факультет в Цюрихе, а в 21 год, побывав недолго в Германии и Париже, уезжает в Лондон, зарабатывая на жизнь переводами. Знакомство с Джошуа Рейнольдсом, увидевшим его рисунки и посоветовавшим ему заняться живописью, переворачивает жизнь молодого Фюссли, он уезжает на 9 лет в Италию, изучает там античное искусство и обучается рисунку и живописи на творчестве великих художников прошлого.

Вернувшись в Англию уже вполне сложившимся художником, он быстро получает признание, через 8 лет становится уже членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 - ее фактическим директором. Самая знаменитая работа Фюссли – «Ночной кошмар», серия из четырех картин, изображающих инкуба (демона, совращающего женщину ночью во время сна). Сюжет навеян английским фольклором, рассказами о привидениях и мотивами шекспировской фантастики. Недаром одна из этих картин висела в кабинете Фрейда, а все творчество художника пронизывает «фрейдистское» начало, интерес к пограничным состояниям, многие его работы носят явно выраженный эротический характер, похожи на кошмарные сны, на бред сумасшедшего.

Один из его друзей, Томас Коутс, сказал о нем: «Его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах». К концу жизни он был достаточно богат, известен в художественной среде и физически здоров, скоропостижно скончался в возрасте 84 лет и был похоронен в крипте собора Святого Павла в Лондоне.Один из наиболее известных художников немецкого романтизма, наряду с упоминавшимся выше Рунге, был Каспар Давид Фридрих (1774-1840),

мастер меланхолического пейзажа, для которого природа была источником глубоких религиозных переживаний и имела в его живописи символическое значение. Но он был также и мастером портрета, выполненного в технике рисунка, хотя сам он не хотел быть портретистом и не очень высоко себя оценивал в этом жанре. Поэтому большинство его портретов изображают его самого, членов его семьи и друзей. В 1835 году у него случился тяжелый инсульт, после которого его парализовало, он долго восстанавливался, а вернувшись к работе, вынужден был отказаться от масляных красок и полностью перейти на сепию.

Он перестал быть востребованным, умер в нищете, а его искусство было надолго забыто, и только в эпоху сюрреализма оно вновь привлекло к себе внимание и заинтересовало специалистов и публику.Особенно ярко проявились черты романтизма во французской живописи, этому способствовали и бурные революционные события, и история наполеоновских войн со взлетом патриотизма в сердцах французов, и собственно история и характер французского искусства и самих французов.Одним из наиболее известных представителей этого направления был Жан Луи АндреТеодор Жерико(1791-1824), проживший короткую но яркую жизнь.

Он родился в Руане в семье крупного и богатого торговца табаком и нормандской аристократки, рано начал рисовать, а закончив Императорский лицей учился живописи сначала у Верне, а затем у Герена, проводя много времени в музеях, копируя картины известных мастеров и своих учителей. Вскоре он переходит к самостоятельной работе, пишет большое количество этюдов, изучая тела людей и лошадей, что поможет ему в будущем создавать свои картины, полные движения и напряженного драматического настроения.

В портрете художника интересовало отражение человеческих эмоций в экстремальных состояниях (Помните, как ярко это проявилось в его знаменитой картине «Плот медузы»?), для этого он изучал также лица психически больных, написав целую серию их портретов.

К сожалению, Жерико, прожив довольно яркую и насыщенную событиями жизнь, получив прижизненную известность, написав большое количество картин, портретов и этюдов, умер в возрасте 33 лет в результате болезней, вызванных неоднократными падениями с лошади. Тяжелее всех переживал смерть Жерико его друг и единомышленник, ставший впоследствии одним из главных представителей французского романтизма, живописец и график Эжен Делакруа ((1798–1863).

Он родился в пригороде Парижа в семье политического деятеля Шарля Делакруа, но по слухам его отцом мог быть министр иностранных дел Талейран или даже сам Наполеон. Он был дерзким и непослушным ребенком и много проказничал вместе со своим другом детства Александром Дюма. Но во время обучения в лицее неожиданно проявились его способности к литературе и живописи. Оказавшись в 17 лет круглым сиротой, он поступил в Школу изящных искусств, где преподавал Герен и где он подружился с Жерико, оказавшим на него большое влияние.

Самой важной школой для него было посещение Лувра и изучение творчества Рубенса, Веронезе, Тициана и старых мастеров, а в литературе - знакомство с произведениями Шекспира и Байрона. Первое настоящее признание принесла ему «Свобода на баррикадах», а после посещения Марокко и серии картин, портретов и зарисовок

положение в мире искусства упрочилось, и он стал получать заказы на росписи сначала в Бурбонском дворце, затем Люксембургском, в Лувре и церкви Сен-Сюльпис. В 1855 году Делакруа наградили орденом Почетного легиона.

В том же году была организована его персональная выставка в рамках Всемирной парижской выставки. Творчество Делакруа можно в какой-то степени назвать предтечей импрессионизма благодаря живописной фактуре его работ, свободной динамичной композиции и экспрессивному рисунку. Еще 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая в конце концов почти через 30 лет свела его в могилу, он похоронен на кладбище Пер-Лашез.Очень необычной и интересной показалась история жизни и творчества немецкого художника Петера фон Корнелиуса (1783-1867).

Искусствовед Р.Мутер охарактеризовал его роль в немецком искусстве периода романтизма так: "Как живописец Корнелиус имел пагубное влияние на судьбу немецкого искусства, но как человек он отличается гордой, благородной душой". Жрец искусства, его священнослужитель — такую роль выбрал себе Корнелиус, утверждая, что идеальное, духовное должно в живописи преобладать над материальным.

Он был членом «Союза св.Луки», адепты которого жили религиозной коммуной в кельях заброшенного монастыря, посвятив себя «служению искусству во имя совершенствования нравственного чувства и возвышения духа». Творчество Корнелиуса и его товарищей, подтверждало точку зрения Гете, считавшего, что их стремление к соединению религиозности и искусства "не может создать вкуса" и достойной по качеству живописи.

Циклы фресок Корнелиуса в Мюнхене окончательно подтвердили, что умозрительный замысел, довлеющий над исполнением, не может породить высокого искусства, что только тщательный и четкий рисунок, но пренебрежение к колориту, преувеличенная героизация образа, доходящая до комичности, не могут задеть зрителя «за живое», приводят к расхождению слова и дела и не оставляют потомкам шедевров.Полной противоположностью «сумрачному германскому гению» был итальянский художник, фактический основоположник итальянского романтизма Франческо Хайес (1791 – 1882),

известный не только своими историческими картинами и аллегориями, но и прекрасными портретами. Многие известные люди в Италии считали за честь быть запечатленными кистью художника.Дядя, в семье которого он воспитывался, заметил его способности к живописи и отдал в ученики к реставратору картин. Уже в 18 лет юный Франческо выиграл конкурс Венецианской академии и получил возможность в течение года учиться в Риме, где продолжил свое образование самостоятельно, работая в музеях, делая зарисовки на улицах, особенно обращая внимание на фигуры и лица людей.

Большую часть жизни Хайес провел в Милане, где преподавал живопись в Академии Брера, став в 1860 году её директором. Известность ему принесли не только картины на исторические и мифологические темы (например, «Купание Вирсавии»,), или написанные по мотивам литературных произведений (знаменитый «Поцелуй»), но и многочисленные портреты.

Интересный факт его биографии – он часто не подписывал свои работы и не датировал их, что представляло собой сложность в последующем изучении его творчества. Прожив долгую жизнь, оставив потомкам большое количество произведений, Хайес скончался в возрасте 91 года в Милане, где и похоронен на Монументальном кладбище.Закончим наш краткий обзор романтизма как направления в мировой живописи разговором о великом французском художнике, считающемся завершителем эпохи романтизма и основателем реализма во французской живописи – Густаве Курбе (1819 -1877).

Он родился на юге Франции в семье богатого владельца виноградников, обучался в семинарии, но так неподобающе вел себя, что, говорят, ни один священник не решался отпускать ему грехи, Отец хотел, чтобы сын стал юристом, он поступил в Колледж в Безансоне, одновременно посещая художественную Академию. Пообещав отцу продолжить юридическое образование Гюстав отправился в Париж, днями пропадает в Лувре, восхищенный искусством «малых голландцев» и Веласкеса, он заимствует у них позже темные тона своих картин.

Вместо юриспруденции Курбе начинает работать в мастерских Суисса, где не преподавали специальных знаний, а основное обучение сводилось к изображению обнаженной натуры и портретной живописи. Был он в это время большим повесой, каждая натурщица оставалась у него после позирования,

он был красив, темпераментен и талантлив, часто у персонажей его картин можно было разглядеть черты его собственного лица. Если в молодые годы он тяготел к романтизму, его интересовали, как и многих романтиков, пограничные состояния души,

то позже он начал тяготеть к реализму, в конце концов став главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны. Дошло до того, что он перестал выставляться, возмущенный «засильем», как он считал, академизма в искусстве Франции. Продолжение разговора о Курбе, как о ведущем представителе французского реализма, будет в следующей части. Заканчивая разговор о романтизме, хочется еще раз подчеркнуть его значение для мировой живописи, определяемое тем, что он обыденной жизни противопоставлял сильные страсти, жизнь человеческого духа, тайные движения души, иногда ее «ночную сторону, бессознательное, интуитивное, провозглашал «внутреннюю бесконечность индивидуализированной личности». Его историческая судьба была сложной, неоднозначной, но так или иначе, теми или иными романтическими тенденциями было отмечено творчество многих художников барбизонской школы, некоторых импрессионистов и даже постимпрессионистов, а элементы мистики и фантастики отразились в творчестве символистов. Но об этом мы поговорим в следующих частях темы. Как всегда, желающие могут посмотреть музыкальный видеоклип по теме, продолжительность – 10 минут, в нем 102 репродукции.

Ссылки: 1. https://www.wikiart.org/ru/artists-by-art-movement/romantizm.2. http://www.art-drawing.ru/destinations-and-styles/1870-romanticism3. http://smallbay.ru/romantic.html4. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m06hsk?categoryId=art-movement5. http://allpainters.ru/

art-links.livejournal.com


Смотрите также