Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника. Картины рублева


Андрей Рублев: иконы и росписи

В России и за ее границами хорошо знают это имя - Андрей Рублёв. Иконы и фрески, созданные мастером около шести веков назад, являются настоящей жемчужиной русского искусства и волнуют эстетические чувства людей до сих пор.андрей рублев иконы

Первые сведения

Где и когда родился Андрей Рублев - неизвестно. Существуют предположения, что это произошло приблизительно в 1360-70 годах, в Московском княжестве, либо в Великом Новгороде. Сведения о том, когда мастер начал писать лики Святых, содержатся в средневековых исторических документах. Из «Троицкой летописи», найденной в Москве, известно, что, будучи чернецом (монахом), Рублев расписывал вместе Феофаном Греком и Прохором Городецким домовую церковь князя Владимира Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.

Иконостас Владимирского собора

Несколькими годами позже, согласной той же «Троицкой летописи», в соавторстве с известным иконописцем Даниилом Черным восстанавливал Владимирский Успенский кафедральный собор после нашествия монголо-татар именно Андрей Рублев. Иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками, дожили до наших дней. Правда, в пышную эпоху Екатерины Второй ветхий иконостас оказался не соответствующим текущей моде, и его перенесли из собора в село Васильевское (теперь – Ивановской области). В 20 веке эти иконы реставрировали, часть из них вошла в собрание Государственного Русского музея в Петербурге, другую часть поместили в Государственную Третьяковскую галерею в Москве.создание иконы троица андреем рублевым

Деисус

Центральную часть Владимирского иконостаса, который составляют иконы, написанные Андреем Рублевым, занимает Деисус («моление» в переводе с греческого). Главная его идея – Божий суд, который в православной среде именуют Страшным. Точнее – это идея о горячем заступничестве святых перед Христом за весь род человеческий. Изображение проникнуто высоким духом любви и милосердия, благородства и нравственной красоты. В центре на престоле – Иисус с открытым Евангелием в руках. Фигура вписана в алый ромб, этот цвет символизирует царственность и одновременно жертвенность. Ромб помещен в зелено-голубой овал, олицетворяющий объединение человеческого с Божественным. Эта композиция находится в красном квадрате, каждый угол которого напоминает о четырех Евангелистах – Матфее, Марке, Луке и об Иоанне. Мягкие оттенки здесь гармонично сочетаются со стройной четкостью линий.

Особенности в изображении ликов Святых

Что же нового внес в образ Спасителя Андрей Рублев? Иконы с изображением Господа существовали в византийской культуре, однако удивительное сочетание величавой торжественности с необыкновенной кротостью и нежностью делает творения мастера непревзойденными и уникальными. В образе Рублевского Христа явственно просматриваются представления русских людей о справедливости. Пылкой надежды на суд - справедливый и правый - полны лики святых, молящихся перед Иисусом. Облик Богородицы исполнен мольбы и печали, а в образе Предтечи читается неизъяснимая скорбь за весь заблудший человеческий род. Самозабвенно молятся Спасителю апостолы Иоанн Златоуст и Григорий Великий, Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. В качестве поклоняющихся ангелов здесь изображены архангелы Гавриил и Михаил, их образы полны небесной торжественной красоты, говорящей о восхитительном мире небес.икона святая троица андрея рублева

«Спас» Андрея Рублева

Среди иконографических изображений мастера существует несколько шедевров, о которых говорят, что это икона «Спас».

Андрея Рублева занимал образ Иисуса Христа, и действительно рукой великого живописца созданы такие произведения, как «Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный», «Спас Златые власы», «Спас в силах». Подчеркивая необыкновенную душевную мягкость Господа, Рублев угадал главную составляющую русского национального идеала. Неслучайна колористическая гамма, сияющая нежным теплым светом. Это шло вразрез с византийской традицией, в которой лик Спасителя писали контрастными штрихами, противопоставляя зеленый и коричневый цвета фона сильно высветленным линиям черт лица.иконы написанные андреем рублевым

Если сравнить лик Христа, созданный византийским мастером Феофаном Греком, который был, по некоторым свидетельствам, учителем Рублева, с образами, написанными учеником, мы разглядим явную разницу в манере. Рублев кладет краски плавно, предпочитая контрасту мягкие переходы света в тень. Нижние слои краски прозрачно просвечивают сквозь верхние, словно изнутри иконы струится тихий радостный свет. Вот почему его иконографию с уверенностью можно назвать светоносной.икона спас андрея рублева

«Троица»

Или как ее величают, икона «Святая Троица» Андрея Рублева – это одно из величайших творений русского Возрождения. В основе его – известнейший библейский сюжет о том, как праведника Авраама посетил Триединый Бог в облике трех ангелов.

Создание иконы «Троица» Андреем Рублевым восходит к истории росписи Троицкого собора. Она была помещена справа от Царских врат в нижнем, как и полагалось, ряду иконостаса.

Тайна «Святой Троицы»

Композиция иконы построена так, что фигуры ангелов образуют символический круг – знак вечности. Они восседают вокруг стола с чашей, в которой лежит голова жертвенного тельца – символа искупления. Центральный и левый ангелы благословляют чашу.

Позади ангелов мы видим дом Авраама, дуб, под которым он принимал своих Гостей, и пик горы Мориа, на которую взошел Авраам, чтобы принести в жертву сына Исаака. Там позже, во времена Соломона, был поставлен первый храм.

Традиционно считается, что фигура среднего ангела изображает Иисуса Христа, его правая рука со сложенными перстами символизирует безусловную покорность воле Отца. Ангел слева – это фигура Отца, благословляющего чашу, которую предстоит испить Сыну во искупление грехов всего человечества. Правый ангел изображает Святого Духа, осеняющего согласие Отца и Сына и утешающего Того, Кто в скором времени принесет себя в жертву. Так увидел Святую Троицу Андрей Рублев. Иконы его вообще всегда полны высокого символистического звучания, но в этой оно особенно проникновенно.

иконы андрея рублева фото

Есть, однако, исследователи, которые по-иному толкуют композиционное распределение ликов Святой Троицы. Они говорят о том, что посредине восседает Бог Отец, за спиной которого изображено Древо Жизни – символ источника и завершения. Об этом дереве мы читаем на первых страницах Библии (оно растет в Эдемском саду) и на последних ее страницах, когда видим его в Новом Иерусалиме. Левый Ангел расположился на фоне строения, которое может обозначать Домостроительство Христа – Его Вселенскую церковь. Правого Ангелы мы видим на фоне горы: именно на горе Святой Дух сошел на апостолов после Вознесения Христа.

Особую роль играет в пространстве иконы цвет. В нем сияет благородное золото, переливаются нежная охра, зелень, лазурно-голубой и мягко-розовый оттенки. Скользящие цветовые переходы гармонируют с плавными наклонами головы, движениями рук спокойно сидящих Ангелов. В ликах трех ипостасей Божества таится неземная печаль и одновременно – покой.

В заключение

Таинственны и многозначны иконы Андрея Рублева. Фото, на которых есть изображения Божества, дарят нам непостижимое чувство уверенности в том, что смысл Вселенной и каждой человеческой жизни – в любящих и надежных руках.

fb.ru

Андрей Рублев: картины мастера

Любая национальная культура старается воплотить в себе желания и идеалы народа своей страны; ярким представителем стремлений и мечтаний русского народа, выражающим истинную красоту души, был иконописец Андрей Рублев, картины которого стали ознаменованием эпохи возрождения человеческой веры, нравственных сил и способности самоотречения во имя высоких идеалов.

Работы Рублева - идеал для подражания

Андрей Рублев, картины которого известны во всем мире, жил в 15-м столетии, был иконописцем, учеником Феофана Грека, преподобным.искусство андрея рублева Сначала он был послушником у преподобного Николая Радонежского, а затем иноком в Спасо-Андрониковском монастыре, где и скончался. Участвовал в росписи нескольких храмов и монастырей.

Искусство Андрея Рублева возведено в ранг наивысшего уровня мастерства, как русского, так и мирового. Фрески и иконы во Владимире, в соборе Успения, воплотившие возвышенное понимание красоты духовной – самые крупные работы мастера кисти, глубокое воздействие творчества которого испытали на себе великие мастера древнерусской живописи. Иконопись Андрея Рублева стала идеальным образцом для подражания.

Данными качествами обладают такие иконы Андрея Рублева, как «Архангел Михаил», «Спас», «Апостол Павел», размашистая манера письма и лаконичные контуры которых схожи с приемами монументальной живописи.

Икона "Троица"

Самое лучшее и достоверное из произведений - знаменитая картина Андрея Рублева «Троица». Созданная в эпоху татарских грабежей и междоусобных раздоров, она стала символом человеческих мечтаний о совершенном мире, в котором будут царить любовь, дружба и согласие. Традиционный библейский сюжет - явление трех ангелов Аврааму и Саре - автор наполнил глубоким философским и поэтическим содержанием, захватывающим современного зрителя тонкой поэзией, одухотворенностью образов и благородством чувств. Лаконичная композиция сосредоточивает внимание на фигурах прекрасных и стройных ангелов, словно погруженных в свой внутренний мир. В их нежных ликах присутствует тихая печаль, внутренняя решимость, сердечная мягкость.

В центре композиции помещена чаша, символизирующая жертвенную смерть, а ее очертания повторены в абрисах боковых ангелов. Центральный ангел, занявший место жертвы, символизирует Христа и выделен явственно полярными пятнами голубого и темно-вишневого цвета.картина андрея рублева троица

Ангелы, босые ступни которых не касаются земли, словно парят в воздухе; они объединены в треугольник, который вписан в символ вечности – восьмигранник; и все это заключено в круг, придающий композиции торжественность и уравновешенность. Произведение полностью пронизано круговыми ритмами, завладевающими всеми контурными линиями, гармоничность которых производит почти музыкальное впечатление.

Три ангела, радостные в своей грусти… Для Андрея Рублева троичность была не только законом геометрии построения Вселенной, но и идеальным выражением любви, открытой и охватившей все мироздание. Тончайшие посохи посланников Божиих являют символы странничества, словно напоминая человеку о временности его существования на земле и о том, что унести с собой кроме своей души в мир иной он ничего не сможет. Идея самопожертвования как высочайшего духовного состояния, творящего гармоничное созвучие мира и жизни, пронизывает икону, легкую для взгляда и завораживающую.

Чистые, словно светящиеся краски композиции (серебристо-зеленые, голубые, розовые, золотисто-желтые, вишневые) вызывают светлые эмоции и душевный подъем своим надмирным сиянием; в них будто бы звучат голоса природы, на лоне которой жил и работал художник Андрей Рублев.

Картины библейских сюжетов

Картины мастера вызывают неподдельный интерес сегодняшнего поколения; из фресок художника в Успенском соборе наиболее весомой является композиция «Страшный суд», привычно устрашающая сцена которой превращена в светлый праздник ликования Божьей справедливости. В этой работе Андрей Рублев передал последние моменты жизни людей на земле. Картина пронизана мудрым спокойствием и состоянием лицезрения конечной истины жизненного пути. Здесь не присутствует ощущение ужаса перед страшной карой, а торжественно пребывает идея всепрощения и светлое настроение.андрей рублев картины

Ценное наследие современности

Иконы Андрея Рублева, такие как «Рождество Христово», «Преображение», «Благовещение», «Сретение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря» отличаются слаженностью и мягкостью настроения. Евангельские сцены обладают особенной одухотворенностью, человеческим теплом и интимностью чувств. Колорит картин пропитан утонченной красотой и большой эмоциональностью: воздушные нежные цвета пейзажа служат легким сопровождением к более сочным и разнообразным тонам одежд.иконы андрея рублева

Заключение

Андрей Рублев, картины которого представлены во многих храмах и монастырях и являются величайшей ценностью русского народа, причислен к лику святых в 1988 году Русской православной церковью. Память его почитается 4 июля.

fb.ru

Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника

Андрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Содержание

Биография Андрея Рублёва

Творчество Рублёва

Интересные факты из жизни художника

Картины Андрея Рублёва

Библиография

Биография Андрея Рублёва

Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.

Самой выдающейся работой Рублёва считается икона «Живоначальная Троица», изображающая трех ангелов и чащу в центре. Среди других знаменитых работ Рублёва – «Апостол Павел», «Спас из Звенигородского чина», фреска «Страшный суд» в Успенском соборе.

Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.

Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Ангел-символ евангелиста Матфея Ангел-символ евангелиста Матфея Апостол Павел Апостол Павел Евангелист Матфей Евангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Благовещение

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Библиография

  • Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.
  • Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. М., 1975.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. М.: Искусство, 1966. — 312 с.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983, 1994, 1996 — ISBN 5-210-01342-1, 2000 — ISBN 5-210-01330-8.
  • Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. Л.: Издательство АН СССР, 1962. — 172 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mycelebrities.ru, all-biography.ru, ru.wikipedia.org, to-name.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андрей Рублёв: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника

4.9 (98.8%) 350 голос(ов)

allpainters.ru

Иконы преподобного Андрея Рублева (фото)

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

Троица

Троица

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент

Царские врата

Царские врата

Царские врата, фрагмент

Царские врата, фрагмент

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Спас в силах

Спас в силах

Апостол Павел.

Апостол Павел

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Преображение Господне

Преображение Господне

Крещение Господне

Крещение Господне

Апостол Павел

Апостол Павел

Владимирская Богородица

Владимирская Богородица

Читайте также:

 Два Андрея

 “Страшный Суд” Андрея Рублева: призыв к Встрече

 Троица Андрея Рублева – 4 дня в храме

www.pravmir.ru

Андрей Рублёв – биография и картины художника в жанре Византийское Искусство – Art Challenge

Сведений о жизни Андрея Рублёва сохранилось очень мало.

Известно, что в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и иконописцем Прохором с Городца он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле и создавал для него иконостас. Семь сохранившихся икон Рублёва отличаются от работ старых мастеров нежным сочетанием цветов и редкой гармоничностью композиции.

В 1408 г. Рублёв вместе с Даниилом Чёрным трудился над росписью Успенского собора во Владимире. С дошедших до нас фрагментов сцены Страшного суда вместо традиционных византийских ликов смотрят русские лица. День Страшного суда представлен как момент единения, согласия людей, воодушевляемых любовью, а не как возмездие за грехи. На иконах огромного Успенского иконостаса мягкость и душевность сочетаются с ясностью внутреннего мира Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов и отцов Церкви.

До нас дошли лишь три иконы из рублёвского иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Одна из них — «Спас» — знаменует собой появление нового русского канона облика Христа Спасителя, в котором мудрость и доброта вытеснили византийскую суровость.

Самую известную свою икону — «Троицу» — Рублёв создал в память Сергия Радонежского для церкви, построенной на месте погребения святого в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Сергий особенно почитал Троицу, желая, чтобы «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». Андрей воплотил эту идею в несравненном образе, излучающем светлую мудрость, нежность и душевную чистоту.

В 1425—1427 гг. Рублёв и Чёрный работали над росписью и иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е гг. XV в.).

Иконописец умер в Москве в Андрониковом монастыре. Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного. Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва как святого.

Сведений о жизни Андрея Рублёва сохранилось очень мало.

Известно, что в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и иконописцем Прохором с Городца он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле и создавал для него иконостас. Семь сохранившихся икон Рублёва отличаются от работ старых мастеров нежным сочетанием цветов и редкой гармоничностью композиции.

В 1408 г. Рублёв вместе с Даниилом Чёрным трудился над росписью Успенского собора во Владимире. С дошедших до нас фрагментов сцены Страшного суда вместо традиционных византийских ликов смотрят русские лица. День Страшного суда представлен как момент единения, согласия людей, воодушевляемых любовью, а не как возмездие за грехи. На иконах огромного Успенского иконостаса мягкость и душевность сочетаются с ясностью внутреннего мира Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов и отцов Церкви.

До нас дошли лишь три иконы из рублёвского иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Одна из них — «Спас» — знаменует собой появление нового русского канона облика Христа Спасителя, в котором мудрость и доброта вытеснили византийскую суровость.

Самую известную свою икону — «Троицу» — Рублёв создал в память Сергия Радонежского для церкви, построенной на месте погребения святого в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Сергий особенно почитал Троицу, желая, чтобы «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». Андрей воплотил эту идею в несравненном образе, излучающем светлую мудрость, нежность и душевную чистоту.

В 1425—1427 гг. Рублёв и Чёрный работали над росписью и иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е гг. XV в.).

Иконописец умер в Москве в Андрониковом монастыре. Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного. Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва как святого.

Сохранить

artchallenge.ru

Иконописец Андрей Рублев: биография, творчество

Русское искусство хранит в себе немало великих произведений, написанных мастерами кисти. Все это в полной мере можно отнести к личности русского иконописца, имя которого всем известно.

Много прекрасных произведений создал Андрей Рублев, биография его - яркое тому подтверждение.

Основные сведения о жизни: детство и годы возмужания

О жизни русского иконописца, причисленного уже в наше время к лику святых, сегодня известно очень немногое.

Его рождение обычно связывают с 1360 или, в некоторых источниках, 1370 годами.

Также не совсем понятно, кем были его родители. Возможно, они происходили из знатного сословия, а, возможно, были простыми земледельцами. Существует версия, что отец русского художника происходил из ремесленного сословия. Такой вывод делают по его фамилии, ведь рубель – это один из столярных инструментов. Хотя здесь возможны и иные версии.

Скорее всего, Андрей – это монашеское имя иконописца. Имя, данное ему при рождении, затерялось в веках.

Упоминания об этом монахе с чудесным Божьим даром относятся к 1405 и 1408 годам. Связаны они с росписями соборов, которые были отражены в летописных сводах.

андрей рублев биография

Историческое время жизни А. Рублева

Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.

А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.

Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.

На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.

В этот же период жил великий русский святой Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.

И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.

музей андрея рублева

Монах Андрей в Сергеевой Лавре

Уже через несколько столетий, когда имя Рублева вошло в русские книги, в них рассказывалось о том, что Андрей учился мастерству иконописца с ранней юности под руководством опытных художников из Троицко-Сергиевого монастыря. Было это при ученике преподобного Сергия Никоне, также прозванном Радонежским.

Во многом на развитие юноши оказал влияние монашеский и человеческий подвиг первого игумена этого монастыря. Безусловно, пример Сергия вдохновил юного Андрея на создание высоких и одухотворенных образов.

Иконы Рублева и, в первую очередь, его знаменитая «Троица», так и остались храниться в лавре, где их спустя сотни лет открыли искусствоведы, пораженные мастерством древнего художника.

творчество андрея рублева

Андроников монастырь

Далее путь жизни привел монаха Андрея в Андроников монастырь, основанный также учеником преподобного Сергия по имени Андроник. Талантливого живописца почитали знатные люди того времени. Так, известно, что один из сыновей Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил Андрея Рублева для росписи дворцовых покоев в самом Кремле.

Творчество Андрея Рублева стало постепенно привлекать и внимание современников. В летописи 1405 года говорится о том, что именно этот монах был привлечен к росписи Благовещенского собора в Москве вместе со знаменитым художником того времени Феофаном, прозванным Греком, и старцем Прохором. Однако росписи эти до сегодняшнего дня не сохранились в связи с грандиозной перестройкой этого собора.

Иконы из Благовещенского собора

Сам Благовещенский собор не сохранился, однако каким-то чудом до нашего времени дошли иконописные лики из этого храма. Всего это семь икон, которые приписывают кисти художника.

Иконы Рублева - это «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Сретение», Воскрешение Лазаря» и «Преображение».

Эти иконы, часть которых и сегодня хранится в музеях страны, таких как знаменитая Третьяковская галерея, поражают зрителей не только удачной композицией и особой как бы воздушностью изображенных на них образов, но и особым выражением, которое прописано на ликах. Это необыкновенная духовная чистота и глубокая вера.

Прекрасно подобранная палитра цветов только усиливает это ощущение.

иконы рублева

Успенский собор в городе Владимире

Еще одной вехой творческой биографии Рублева, зафиксированной в скрупулезных летописных источниках, стала работа вместе с другими живописцами того времени над росписями Успенского Владимирского собора. Было это приблизительно в 1408 году.

Кроме росписи стен, мастера создали несколько иконописных ликов, часть из которых сегодня находится в музеях. Наследие русской живописи древней Руси хранит не только музей Андрея Рублева, но и Третьяковская галерея.

Именно в это время, по суждению искусствоведов, была написана знаменитая икона мастера под названием «Владимирская Богоматерь».

Вероятнее всего, в этом соборе монах Андрей работал уже вместе с учениками. Сегодня все желающие могут увидеть здесь часть его фресок, которые удивляют своей выразительностью и особой просветленной одухотворенностью.

Церковь Святой Троицы

Известно, что где-то в 20-х гг. 15 века монахи Даниил Черный и Андрей Рублев (годы эти приблизительные) трудились над росписями храма Святой Троицы, который был построен над местом погребения преподобного игумена Сергия.

Храм был заложен каменный (он сохранился до сих пор). Однако фрески этого собора не сохранились до наших дней, зато и сегодня можно увидеть настоящие иконы Рублева, созданные для этой церкви. Это «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и «Крещение». По манере письма и способам изображения фигур эти иконы очень близки к стилю знаменитой «Троицы». Музей Андрея Рублева хранит эти бесценные сокровища.

андрей рублев кратко

Судя по летописным источникам, товарищ Андрея Рублева - монах Даниил, прозванный Черным, скончался именно в Троицкой Лавре. Здесь он и был погребен. Отец Андрей же отправился в Андроников монастырь, чтобы создать там свои последние работы.

Последние работы иконописца

По мнению ученых, последней работой мастера стала роспись церкви Спаса, которую он закончил приблизительно в 1428 году.

Долгую творческую жизнь прожил Андрей Рублев, биография художника повествует нам и о дне, часе и месте его смерти.

Скончался знаменитый русский иконописец в январе 1430 года (скорее всего, 29 января). Погребен он был в Москве, в Андрониковом монастыре (к слову сказать, именно благодаря тому, что отец Андрей Рублев нашел здесь свое последнее пристанище, этот древний монастырь не был уничтожен в советские годы).

В 1989 году, спустя сотни лет, отец Андрей был причислен русской церковью к лику святых.

иконописец андрей рублев

Творчество Андрея Рублева: знаменитые находки в Звенигороде

Имя русского художника Древней Руси так бы и осталось преданным забвению, если бы не удивительная находка, которую сделал Игорь Грабарь. Он случайно, в тихом подмосковном городке Звенигороде, около старинного храма обнаружил удивительные иконы, которые, как оказалось впоследствии, принадлежали кисти Андрея Рублева. Причем лежала эта находка в обыкновенном сарае!

Иконы назвали «Звенигородским чином», и только спустя время стало известно, что автором их был Андрей Рублев. Кратко рассмотрим все эти работы.

Самой известной из них является икона под названием «Спас», сохранившаяся лишь частично. Но глаза Христа, обращенные к смотрящим на него людям, поражают зрителей. Можно с уверенностью сказать, что с иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишенного греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.

андрей рублев годы

Все проходящие мимо этой иконы (а хранится она в Третьяковской галерее) не могут не остановить на ней своего взгляда. Там же, в Третьяковке, хранится и подлинник «Троицы». Судьба этой иконы очень интересна.

Много божественного смысла вложил в свое творение Андрей Рублев. Биография художника не может раскрыть нам секрета того, как простой русский монах смог подняться на такую высоту духовного постижения Божьего мира. Возможно, прав был Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».

Долгие века эта икона висела в тяжелом и громоздком окладе, закрытая от всех этими драгоценностями, и только в начале прошлого века искусствоведы смогли открыть ее, очистить от наслоений многих веков и понять, что это истинный шедевр.

fb.ru

Андрей Рублев - Биография художника, известные произведения, выставки

Вся жизнь Андрея Рублева — это несколько упоминаний в летописях, меньше десятка достоверно принадлежащих его авторству икон и фресок и сотни искусствоведческих версий, исторических легенд и научных гипотез разной степени правдоподобия и аргументированности. Можно было бы даже усомниться, существовал ли Андрей Рублев вообще или это собирательный поэтический образ святого художника, написавшего все самое непостижимое в древнерусском искусстве XV века. Как ни трудно пробираться к настоящему человеку Андрею Рублеву через каноничные жизнеописания его современников, через слои многовековых поновлений его икон, через пепел погоревших монастырей и храмов, он все-таки был уникальным художником, для своего времени и вот уже шесть веков после.

Древнерусский иконописец не подписывал своих работ, не стремился к бессмертию через славу. Не интересовали его и поиски собственного стиля. Взгляд мог быть только один — как можно ближе к истине. Отсюда сложности с авторством и практически бесполезные попытки распознать, что в Успенском соборе Владимира писал сам Рублев, а что — его друг Даниил Черный, где сам Рублев, а где так называемая «рублевская школа», члены артели. Художника Андрея Рублева открыла миру безбожная советская власть, сразу после революции, а до того в монастырях и храмах написанные им иконы традиционно подкрашивали и покрывали олифой, а каждый второй купец был уверен, что у него дома в красном углу есть хоть одна икона гениального древнерусского иконописца. И даже причислили к лику преподобных святых Рублева только во времена Перестройки — в 1988 году.

Святой Андрей Рублев

Андрей Рублев — канонизированный русский художник. К его жизни не подступишься со стандартным биографическим алгоритмом: родители, учителя, признание, путешествия, друзья-враги, слабости и победы. Благочестие, образованность, смирение, художественный гений и ежедневный духовный подвиг — так правильней. Но даже те скудные записи, которые сохранились в летописях и житиях святых, дорисовывают каноничный образ Рублева одной важной живой чертой: он был невероятно светел и радостен.

В XIV веке фамилий на Руси почти не носили, только князья да бояре, а крестьяне дождутся такой привилегии только через 5 столетий, после отмены крепостного права. И сохранившаяся в истории фамилия Рублева открывает сразу несколько не прописанных летописями тайн. Первая: художник происходил из образованной, а возможно, и высокопоставленной семьи. Вторая: для монаха сохранившаяся во всех письменных упоминаниях фамилия — свидетельство его особого признания и почитания как мастера. Фамилии вместе с мирским именем терялись даже у святых отцов и старцев, часто менялись на прозвища с привязкой к месту подвижничества, а Рублеву современники фамилию сохранили.

Версия о Троице-Сергиевой лавре как месте пострига и первых лет послушания Андрея, очень поэтична и ложится в картину его духовной жизни идеальным паззлом. Если все так и было, Рублев мог застать живым самого Сергия Радонежского, собирателя Русской земли, проповедника единства, одного из главных вдохновителей и созидателей русской культуры. Но даже если свой монашеский путь художник начинал не здесь, он дышал этим воздухом, новым, дающим надежду на справедливость и всепобеждающую любовь.

Рублеву должно было быть около 20 лет, когда впервые объединенные силы русских княжеств выступили против татар и одержали победу. Его юную веру в человека и веру в единство растили и питали те люди, которые сражались рядом с Дмитрием Донским против татар, и их дети, которые гордились отцами. Это было время первого духовного подъема на Руси: языческие традиции только теперь отходят в прошлое, открывается больше сотни монастырей в одном Московском княжестве, обычное дело для русича — знание греческого языка и путешествия в Царьград, появляются русские писатели-профессионалы, русские художники, которые перестают быть безликими, имена которых запоминают.

А одной из особенностей, «характерных для эпохи интенсивного роста значения человеческой личности, была дружба, впервые особо отмечаемая книжностью» (Д. Лихачев). «Сопостник», друг, сотворец, возможный учитель и самый близкий человек для Рублева — художник Даниил Черный. Они всю жизнь будут вместе писать и рядом жить, вместе распишут стены Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря. А в дни больших праздников, когда нельзя работать, после праздничной церковной службы в Успенском соборе Кремля будут вдвоем усаживаться на высокие деревянные лавки и часы напролет рассматривать древнюю живопись византийцев на стенах храмов.

Теперь Москва совсем близко, потому что Андрей Рублев — инок Андроникова монастыря. Скорее всего, он перебрался поближе к Москве как к одному из набирающих мощь художественных центров. Здесь устраивает публичные живописания знаменитый Феофан Грек, здесь работают другие превосходные мастера-византийцы, возводятся и расписываются новые храмы, здесь князь, который выбирает лучших мастеров. И в росписи Благовещенского собора Кремля вместе с Феофаном Греком в 1405 году участвует уже Андрей Рублев.

Но в Троице-Сергиев монастырь художник еще вернется, прославленным мастером, чтобы «во славу Сергия» расписать белокаменный Троицкий собор, отстроенный на месте выжженного татарами старого деревянного храма. Именно здесь, для нового иконостаса, Рублев напишет непостижимую «Троицу».

Он умер в глубокой старости в Андрониковом монастыре и был похоронен у стен старой колокольни. Андрей умер раньше друга и, по легенде, перед смертью Даниила явился к нему, призывая в «вечное блаженство». Образ Рублева был светел и радостен.

Художник Андрей Рублев

Еще лет сто после смерти Рублева считали непреложным авторитетом, на Стоглавом соборе его фамилия единственная прозвучит в наставлении всем живописцам: «Писати иконописцам иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы». Место захоронения Рублева чтили и помнили до конца XVII века, а потом оно затерялось. Светские люди XVIII и XIX веков важности и близости художника уже почти не чувствовали. До тех самых пор, пока не настало время больших потрясений.

Комиссия по раскрытию и сохранению древнерусской живописи, созданная в 1918 году, была затеей изначально богохульной. Из иконостасов древних монастырей и храмов вынимали иконы, отправляли в Реставрационные мастерские, где с них снимались поздние слои краски и открывались самые древние, ценные для искусствознания подлинники. Иконостасы зияли дырами, иконы принадлежали государству, а монастыри становились музеями. Но странная штука, по прошествии сотни лет это святотатство уже видится самым мудрым и чудесным из возможных тогда решений: в мясорубке тотального уничтожения и разорения религиозных святынь Комиссии удалось сохранить самые ценные художественные памятники — с одной стороны, а с другой — открытые ею иконы стали чуть ли не единственным, запредельно мощным, проводником к церкви и к вере для советских людей.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru


Смотрите также