Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалах. Картины сангиной


Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалах

Если художник стремится передать характер формы или просто делает зарисовку, то для этого ему понадобится уголь, сангина, сепия и соус. Данные материалы прекрасно подходят для изображения крупных предметов, когда нет необходимости прорисовывать каждую деталь. Рисовать ими намного проще и быстрее, чем карандашом.

Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалахУголь знаком человечеству с давних времен. Данный материал позволяет художнику раскрепоститься, наслаждаясь каждой линией или пятном. Все художники любили делать наброски будущих картин углем. После этого они продолжали свою работу уже красками. При этом нанесенный углем контур они просто стряхивали. Уголь для рисования бывает двух видов: древесный и прессованный. Первый вид легко можно приготовить в домашних условиях. Рисунки древесным углом получаются бархатистые, а оттенки получаются прозрачными. Однако сейчас нет необходимости в самостоятельном приготовлении угля. Намного проще найти готовый материал в художественном магазине.Если же говорить о прессованном угле, то его цвет более насыщенный и жирный. Делают такой материал химическим путем, используя угольный порошок. Связующим элементом в данном случае является клей растительного происхождения.

Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалахЧто касается Сангины, то знакомство художников с этим материалом состоялось в эпоху Возрождения. Работать сангиной любили многие художники, имена которых в наше время гремят по всему миру. Сангина представляет собой рыженький мелок, в основе которого лежит глина, окись железа и связующее вещество. Данный материал отличается тем, что не выгорает на солнце. Поэтому картины, нарисованные сангиной, долго не теряют своей красоты. А еще сангина не осыпается при нанесении на бумагу. Сам же рисунок получается бархатным. Цветовая гамма колеблется от оранжевой до красной, от самых светлых тонов до темных.

Сепия очень похожа на сангину, но имеет более насыщенный коричневый цвет. А еще сепию можно разбавить водой. В наше время данный материал продается в виде акварели, чернил, карандашей и брусочков. Рисовать сепией можно с помощью кисти или пером.

Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалахСоус является изобретением русских художников. Он отличается особой мягкостью. Соус очень похож на обычный карандаш с толстым стержнем или просто на кусочек пластилина. Изготавливают соус из смеси мела, сажи, окиси железа, клея и каолина. Данный материал не получил широкое распространение среди мировых художников, так как им невозможно прорисовать четкие линии. Его чаще применяют для растушевки. При этом палитра соуса состоит из десяти цветов, которые художник получает, смешивая черный и коричневый цвета с белилами. Соус можно разводить водой. В этом случае им можно рисовать с помощью кистей.

liveposts.ru

Графические материалы. Сангина. - ИЗО

Художественные материалы: Учитель ИЗО МБОУ Верхне-Талызинская СШ Маслова Н.В.

Художественные материалы:

Учитель ИЗО

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

Маслова Н.В.

Сангина  (по-французски sanguine, от латинского sanguis — кровь) Мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон. Сангина может иметь множество оттенков — от красно-оранжевого до красно-коричневого с фиолетовым. Она напоминает  пастель коричневого тона. Сангина даёт мягкую красочную линию. Техника рисунка с помощью сангины отличается живописностью, разнообразным по толщине и плотности штрихом.

Сангина  (по-французски sanguine, от латинского sanguis — кровь)

Мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон.

Сангина может иметь множество оттенков — от красно-оранжевого до красно-коричневого с фиолетовым. Она напоминает  пастель коричневого тона. Сангина даёт мягкую красочную линию.

Техника рисунка с помощью сангины отличается живописностью, разнообразным по толщине и плотности штрихом.

С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела. Выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха. Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв. Мужской портрет сангина Рисунок , САНГИНА.

С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела. Выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно.

Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха.

Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв.

Мужской портрет сангина

Рисунок , САНГИНА.

Известна сангина  еще с античных времен, но широкое распространение техника рисунка и сами работы, выполненные сангиной, получили в эпоху Возрождения. Именно тогда художники разработали и стали использовать в работах технику «трех карандашей». На тонированную бумагу рисунок наносился сангиной (или другим мягким материалом – сепией, углем), а затем нужные участки высветлялись белым мелом. Эта техника очень популярна и сегодня, считается что самые удачные работы сангиной выполнены именно по тонированной бумаге в сочетании с углем или белым мелом. Сангина очень хороша и при технике «гризайль», когда работа выполняется в различных оттенках одного и того же цвета. Туринский автопортрет Леонардо да Винчи Примерное время создания: 1514 — 1516 гг.  Красная сангина (мел). Выставлена в Национальной Галерее в Турине, Италия.

Известна сангина  еще с античных времен, но широкое распространение техника рисунка и сами работы, выполненные сангиной, получили в эпоху Возрождения. Именно тогда художники разработали и стали использовать в работах технику «трех карандашей». На тонированную бумагу рисунок наносился сангиной (или другим мягким материалом – сепией, углем), а затем нужные участки высветлялись белым мелом. Эта техника очень популярна и сегодня, считается что самые удачные работы сангиной выполнены именно по тонированной бумаге в сочетании с углем или белым мелом. Сангина очень хороша и при технике «гризайль», когда работа выполняется в различных оттенках одного и того же цвета.

Туринский автопортрет Леонардо да Винчи

Примерное время создания:

1514 — 1516 гг. 

Красная сангина (мел).

Выставлена в Национальной Галерее в Турине, Италия.

В Европе употреблялась натуральная сангина минерального   происхождения ( «красный мел» ). В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов. Современная сангина — искусственная. Она изготавливается из каолина и оксида железа с добавлением небольшого количества клеящих веществ и при производстве ей придется удобная форма в виде небольших мелков с гранями или без. 

В Европе употреблялась натуральная сангина минерального  

происхождения ( «красный мел» ).

В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов.

Современная сангина — искусственная.

Она изготавливается из каолина и оксида железа с добавлением небольшого количества клеящих веществ и при производстве ей придется удобная форма в виде небольших мелков с гранями или без. 

Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII вв. в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс,  А.Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден). Питер-Пауль Рубенс Антуан Ватто - французский живописец (1577—1640).  (1684 – 1721) .  «Портрет сына Рубенса - Альберта».  Государственный Эрмитаж. Сидящая молодая женщина (1718)

Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII вв. в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс,  А.Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден).

Питер-Пауль Рубенс

Антуан Ватто - французский живописец

(1577—1640). 

(1684 – 1721)

.  «Портрет сына Рубенса - Альберта». 

Государственный Эрмитаж.

Сидящая молодая женщина (1718)

Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX в. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами. Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева. Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять. Сангиной работали многие выдающиеся мастера живописи.   Среди русских художников  это Карл Брюллов, Валентин Серов и многие другие.

Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX в. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами.

Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева.

Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять.

Сангиной работали многие выдающиеся мастера живописи.  

Среди русских художников  это Карл Брюллов, Валентин Серов и многие другие.

Некоторые считают, что для красоты рисунка просто необходима цветность – желтый, красный, синий, зеленый… Но многие знаменитые картины были написаны только одним цветом. Рисунок получался четким и лаконичным, давал воображению домыслить картину и полностью насладиться чистым искусством. Нарисовать такие чудесные вещи можно с помощью сангины. Этот материал практически схож с углем. Самое основное её отличие - это устойчивость на шероховатой бумаге, картоне и холсте. Цвет сангины имеет красно-коричневые тона, за счет чего каждый рисунок будет красочный и теплый.

Некоторые считают, что для красоты рисунка просто необходима цветность – желтый, красный, синий, зеленый… Но многие знаменитые картины были написаны только одним цветом. Рисунок получался четким и лаконичным, давал воображению домыслить картину и полностью насладиться чистым искусством.

Нарисовать такие чудесные вещи можно с помощью сангины.

Этот материал практически схож с углем. Самое основное её отличие - это устойчивость на шероховатой бумаге, картоне и холсте. Цвет сангины имеет красно-коричневые тона, за счет чего каждый рисунок будет красочный и теплый.

Женский портрет графика, сангина На протяжении многих столетий сангина была излюбленным средством изображения для многих художников. Лишь к 19 столетию эта любовь пошла на убыль. Но, и сейчас для своих рисунков многие художники используют именно ее сангину.

Женский портрет графика, сангина

На протяжении многих столетий сангина была излюбленным средством изображения для многих художников.

Лишь к 19 столетию эта любовь пошла на убыль. Но, и сейчас для своих рисунков многие художники используют именно ее сангину.

РАБОТА САНГИНОЙ Рисовать можно краем и плоскостью. В зависимости от способа результатом будет либо тонкая линия, либо широкая, часто неоднородная полоса. Рисунки могут быть поданы в технике штриховки, тушевки-растирки или композитной, включающей все эти приемы Композитная техника Тушевка-растирка Штриховка Будучи материалом, менее официальным, чем простой карандаш, сангина не так требовательна к пропорциональному построению и тяготеет к большей живописности в рисунке.

РАБОТА САНГИНОЙ

Рисовать можно краем и плоскостью. В зависимости от способа результатом будет либо тонкая линия, либо широкая, часто неоднородная полоса.

Рисунки могут быть поданы в технике штриховки, тушевки-растирки или композитной, включающей все эти приемы

Композитная техника

Тушевка-растирка

Штриховка

Будучи материалом, менее официальным, чем простой карандаш, сангина не так требовательна к пропорциональному построению и тяготеет к большей живописности в рисунке.

Для рисунка сангиной  используется шероховатая бумага, холст или картон. Техника рисования – это сочетание широких мазков, пятен разной интенсивности и растушевки с тонкими линиями. Грани у сангины разной толщины и это позволяет не меняя инструмента проводить различные линии, особенно это удобно когда нужно сделать быстрый набросок с натуры. Пейзажные рисунки наиболее удачно получаются в серовато-коричневых тонах. Для добавления контраста в некоторых случаях сангину комбинируют с углем – такое сочетание теплых и холодных оттенков придает особую красоту рисункам.

Для рисунка сангиной  используется шероховатая бумага, холст или картон. Техника рисования – это сочетание широких мазков, пятен разной интенсивности и растушевки с тонкими линиями. Грани у сангины разной толщины и это позволяет не меняя инструмента проводить различные линии, особенно это удобно когда нужно сделать быстрый набросок с натуры.

Пейзажные рисунки наиболее удачно получаются в серовато-коричневых тонах. Для добавления контраста в некоторых случаях сангину комбинируют с углем – такое сочетание теплых и холодных оттенков придает особую красоту рисункам.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki http://otvetin.ru/iskusstvo/13585-chto-takoe-sangina.html http://podolsk-artc.ru/catalog/11-sangina_sepiya.htm https://www.google.ru/search?q =сангина http://mochalova.ru/meth_artterapia/ten2.htm http://slvm.ru/sangina.htm http://www.kakprosto.ru/kak-74094-kak-risovat-sanginoy

Источники:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki
  • http://otvetin.ru/iskusstvo/13585-chto-takoe-sangina.html
  • http://podolsk-artc.ru/catalog/11-sangina_sepiya.htm
  • https://www.google.ru/search?q =сангина
  • http://mochalova.ru/meth_artterapia/ten2.htm
  • http://slvm.ru/sangina.htm
  • http://www.kakprosto.ru/kak-74094-kak-risovat-sanginoy
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

multiurok.ru

яркие картины Иосифа Сангина придают радости

На протяжении всей жизни российский художник Иосиф Сангин придерживается слов великого философа Сенеки: "Век живи - век учись". Именно это помогало мастеру не останавливаться на достигнутом и добиваться своей цели. Удивительно, но Иосифу действительно удалось научиться всему и поработать в разных сферах. Он уверен, что нужно пробовать все. Менять технику, стили и способы рисования. Изучать мастеров, копировать все, что нравится, это поможет освоить технику и почерк. Развивать наблюдательность и мироощущение, работать над своим эстетическим развитием. Самое интересное из жизни художника читайте в интервью.

- Расскажите о себе, начиная с детства и до сегодня.- Как обычно, как у многих. Садик, школа, институт, служба в армии и далее по жизни. В том числе, конечно, первые чувства и первые поцелуи в старших классах школы, которые и подтолкнули к творчеству. Это первые стихи, о любви и не только, первые авторские песни, первые рисунки. Надо было научиться играть на некоторых музыкальных инструментах, чтобы петь свои песни-серенады. И конечно, учиться на «отлично», чтоб соответствовать статусу лидера. Участие на различных музыкальных фестивалях и выставках детского и юношеского творчества. В общем, на сегодня пройдя определенный путь, я имею профессиональные квалификации и опыт работы: художника, музыканта и режиссера. Сфера деятельности: театры, кино, телевидение, эстрада, полиграфия и книжное издательство, преподавательская деятельность, реклама, журналистика и.т.д.  Одной профессии для самореализации было мало.

- Что вы любили рисовать в детстве?- Школьные стенгазеты, открытки, плакаты. Любил делать иллюстрации к произведениям классиков литературы, которых изучали.- Какой технике отдаете предпочтение?- Масляной живописи. Хотя очень нравится и все другое. Использую и цифровую живопись, как новое направление в искусстве.

- Кроме картин Вы рисуете на тканях, делаете обложки и разные красивые вещи с личным принтом. Что надоумило Вас?- Последнее время только пишу картины, иногда делаю принты своих работ на заказ. Обложки, иллюстрации, буклеты, оформление пластинок, упаковок и разные красивые вещи делал в 80-90-е годы, когда заказывали и был больше спрос. Сегодня многое заменил компьютер.

- Планируете или, возможно, имеете собственную галерею (магазин)?- Сейчас имею в интернете магазин, на «Ярмарке мастеров». Салон-галерея художника joseph.livemaster.ru . Прошу заглянуть туда. Буду рад вашему визиту и отзывам. Можно посмотреть мою страничку iossangin в инстаграм.- Как с вдохновением? Является творчество отпечатком ваших эмоций?- Да, все зависит от настроения и состояния души. Чаще вдохновение со мной. Хороший день, хорошая музыка, хорошая книга, приятная встреча или беседа. Все это вдохновляет.- Скажите, чьё мнение о Вашем творчестве для Вас важно?- Мне очень приятно ваше внимание к моему творчеству, интерес вашей редакции, за что спасибо. Важно мнение любого человека, кому интересно и нравится моё творчество, оно вдохновляет. К мнению тех, кому не нравятся мои работы я не прислушиваюсь. Поверьте, говорю как профессионал. Ни один певец, музыкант, артист, писатель и художник не принимают негативных или критических отзывов. Иначе, не пройти и треть пути.

- Расскажите немного о своих творческих планах. Интересно знать, чем живет художник.- Простите, о планах я не говорю. Ибо привык предлагать потребителю конечный продукт. Теперь я знаю некоторые правила капиталистических рыночных отношений. А, чем живу? Своим творчеством. С верой и надеждой на дальнейшее процветание нашей Великой страны. С любовью к близким....

- Искусство - основное занятие или же больше как хобби?- Я сорок лет служу искусству. И как уже говорил, во многих сферах искусства. Для меня это и хобби, и профессия, и мировоззрение. Я не люблю себя в искусстве, я обожаю искусство в себе. Это моё все. Философ сказал: "Человек познает себя в общении с людьми". Я же познаю жизнь в общении с искусством.- Ваше творчество находит почитателей за рубежом?- Да, судя по письмам и отзывам, по заказам картин. У частных лиц, также в некоторых нынешних и советских учреждениях есть мои станковые и монументальные работы. Даже несколько скульптурных. В России, Германии, США, Испании, Израиле, Казахстане, Таджикистане, Украине. Не скрою, хочется больше почитателей.

- Где вы получали художественное образование?- В начале, в художественном училище. Дальше жизнь и опыт.- Кто-то из современных художников вам близок?- Да, их немало. Не хочу называть фамилий. Лишь скажу, что мне во всем нравится самобытность. Ни академичность, ни принадлежность к каким-либо школам, а созданное и развитое свое. Свое видение, свой почерк, свой язык.- Любите путешествовать? Влияют ли они на ваши работы?- Люблю, но мало путешествую. Очень много путешествовал в молодости. Несмотря, как считают многие, на многогранность своей личности я однолюб. Люблю свой дом, свою страну, свою семью...Мир познаю посредством книг, интернета, ТВ. Скорее, виртуальный путешественник.

- Что для вас более ценно — конечный результат или сам процесс? И почему?- Процесс ценен тем, что ты создаешь, творишь. Ты в поиске и в муках творчества. Результат - осознанием и видением того, что ты создал на пустом месте. Не было ничего, а теперь вот оно…Каждый раз, глядя на законченную работу, я прохожу мысленно заново путь создания картины. Тяжело расставаться с ней, но со временем приходит покупатель и становится владельцем.- Какие инструменты и материалы Вы используете в работе? - Самые обычные. Холст на картоне или подрамнике. Краски, кисти, мастихин. Иногда акварель, пастель масляная или сухая. Акрилом работаю, если просят на заказ. Мольберт и этюдник. Все материалы и инструменты должны быть профессиональные и хорошего качества. Помните, красота спасет мир! Миссия художника создавать эту красоту. Объективная реальность отображенная в слове(литература), звуке(музыка), форме(архитектура и скульптура) и красках(живопись) и есть ИСКУССТВО во всех проявлениях.

Спасибо, Йосиф, за то, что поделились с нами своими секретами успеха и открыли реальный мир художников. С нетерпением ждем Ваших новых работ, которые будут вдохновлять молодые таланты на свершение в искусстве.

Смотрите также

russiaartnews.com

Творческая студия Ирины Коновой - izostudiya.ru

Наверное, у каждого свои страхи и прячутся они по разным местам. Страх чувствуют все, это нормально. Ненормально быть абсолютно бесстрашным - это может плохо закончится, ведь наше умение боятся – это эффективный механизм самозащиты.

Иногда страхи прячутся глубоко внутри нас. Мы не видим и не чувствуем их присутствия. Но это не значит, что их совсем нет! Однажды, когда ты останешься совсем один, они вырвутся на свободу. Ты увидишь, услышишь и даже прикоснешься к ним, но убежать... убежать не сможешь! - Сначала придется посмотреть им в глаза! Научиться это делать с помощью рисования проще всего.

Я подумала, что очень важно задать подобную тему, как обычный урок и заставить невольно задуматься и понять, где же они обитают, наши страхи или даже пошутить по этому поводу.

В этой рубрике я не ставила задачу рисовать просто страхи, которые есть у каждого нормального человека. Это я уже показывала в других рубриках («чувства и эмоции» есть слово «страх», в разделе «Я и Моя семья» есть тема «чего я боюсь»). Мне показалось интересным здесь порассуждать о том, где и в каких местах притаились страхи. Кому и как это видится или кажется.

Результаты превзошли все мои ожидания. Мало того, что рисунки показали, как это все интересно. Оказалось, что все рисунки очень откровенны, порой забавны. Мы с удовольствием рассказывали друг другу в процессе рисования разные случаи из жизни. Я поняла очень многое о своих воспитанниках. Возможно, и родителям эти рисунки расскажут о чем-то важном.... Думаю, что и вам эти рисунки "подкинут" вдохновения для рисования....

"Страхи живут в тёмных переулках."

Кроповинская Аня, 11 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в аду"

Новоспасский Тимофей, 8 лет2015-2016 учебный год

"Страх живёт у фонаря"

Сидоренко Егор, 7 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут на 2-ом этаже на даче"

Ружина Алиса, 8 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в Космосе"

Графова Настя, 8 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут на кладбище"

Можар Алина, 9 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в голове"

Зонтова Даша, 8 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в тёмных углах."

Бланк Аня, 9 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в пещере"

Сударикова Мирослава, 10 лет2015-2016 учебный год

"Срахи живут в старых развалинах"

Смирнова Катя, 8 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в пещерах"

Козлова Надя, 8 лет2015-2016 учебный год

"Страхи живут в подвале"

Зотова Катя, 8 лет2015-2016 учебный год

"Все страхи в моей комнате"

Высочкина Маша, 14 лет2014-2015 учебный год

"Страхи живут ночью в комнате"

Самойленко Таня, 16 лет2014-2015 учебный год

"Срахи живут в школе"

Архипов Рома, 12 лет2014-2015 учебный год

"Страхи в таинственных дверях"

Орлова Маша, 11 лет2014-2015 учебный год

"Страхи живут на кладбище"

Новикова Юля, 9 лет2014-2015 учебный год

"Страхи живут в подвале"

Сагынлар Ирэна, 8 лет2014-2015 учебный год

"Страхи живут в темноте"

Орехова Настя, 8 лет2014-2015 учебный год

"Страхи живут по ночам в старых замках"

Дёшина Маша, 7 лет2014-2015 учебный год

www.izostudiya.ru

Сангина | aquarells.ru

Сангина (или так называемый «красный мел») получила свое название от латинского слова «sanguis», что означает «кровь».

Сангина в специальном ящичке.

 

Это не удивительно, ведь цвет этих прессованных мелков варьируется от светлого или кроваво-красного до коричневого, иногда даже с фиолетовым оттенком. Основой сангины служит белая глина (каолин), а цвет ей придает оксид железа. Сангина отлично подходит для изображения человеческого тела, с ее помощью художник может передать все оттенки и нюансы тонов кожи человека. Поэтому портреты, выполненные в этой технике, выглядят очень естественно.

А.Е. Яковлев «Портрет Владимира Башкирова» 1934 г. Бумага, сангина.

 

Плотность и толщина штриха регулируется художником во время работы с помощью смачивания сангины. Если что-то художнику не понравилось, он может удалить неудачные штрихи. Растирая сангину кусочком ваты по бумаге, можно получить полупрозрачные или прозрачные тонированные слои. Сангина прекрасно подходит для выполнения работ в технике «гризайль», так называется монохромная (выполненная различными оттенками одного цвета) живопись.

Леонардо да Винчи «Анатомический рисунок сангиной» 1504 г.

 

Сангина начала использоваться для рисования в конце XV века. Рафаэль, Леонардо да Винчи пользовались сангиной натуральной, изготовлявшейся из минералов.

Леонардо да Винчи «Автопортрет». После 1512 г. Бумага, сангина.

 

Рафаэль САнти «Штудия для виллы Фарнезино «Обучение Александра и Роксаны»» 1510 г.

 

В настоящее время сангина искусственная. В XVII-XVIII веках сангина широко применялась для изображения портретов и рисунков с натуры.

Рисунок сангиной в сочетании с белым мелом. XVIII в.

 

В начале ХХ века художники вновь проявили большой интерес к этому материалу. Тогда широкое распространение получил тип портрета, на котором тщательно прорисовывались лицо и руки модели, а остальное только намечалось отдельными штрихами. Среди художников, охотно и часто применявших сангину в своем творчестве, следует отметить В.И. Шухаева, М.В. Добужинского, К.А. Сомова, А.Е. Яковлева.

А.Е. Яковлев «Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне» 1916 г. Сангина.

 

Часто сангина используется в сочетании с итальянским карандашом или углем.

Питер Пауль Рубенс «Портрет сына Балтазара Жербье». Ок. 1629-30 гг. Черный мел, сангина, подсветка белым, местами тушь.

 

Некоторым недостатком сангины является то, что рисунки, выполненные ею, требуют осторожного с ними обращения, ведь мелок может осыпаться с бумаги. Именно поэтому такие работы должны выставляться только под стеклом.

Похожее

aquarells.ru