Образы Бога и Дьявола в живописи ХХ-ХХI века (стр. 1 из 10). Картины сатана


комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

thehumon: Начиталась некоторых текстов в стиле "Героем-то был дьявол", и тоже захотелось попробовать.

Если помните, в моих прошлых работах Бог и ангелы обычно хорошие, так что это не заявление насчет моих взглядов. Просто охота было попробовать чего-то другого. 

Нашла несколько старых рисунков дьявола, и они тут. Изначально планировалась работа побольше, но я была уставшая. 

прим. пер.:

Жена Лота (наверное. По-моему, в библии много кого обращали камнем 19:26)

Наложница левита (19:25)

Походу Авраам и Сарра (20:14)

thehumon: Читая истории, что "дьявол на самом деле герой, а не злодей", я наткнулась на инфу о двух главных сатанистских группах: Церковь Сатаны и Сатанинский Храм (Дом Сатаны). 

Никто из них на самом деле не верит в Сатану (и Бога тоже), но они используют его образ как символ неповиновения.

Церковь Сатаны исповедует идеи типа "Делайте, что хотите, правил не существует, просто ведите себя по-людски, а не по-скотски", а Сатанинский Храм скорее про "Старайтесь делать мир лучше, уважайте свободы других, давайте отпор угнетателям". И оба культа очень уважают науку. 

Сатанинскую Библию написала как раз Церковь Сатаны, они также проводят заведенные ритуалы, черные мессы, - как символический жест. А Сатанинский Храм "ритуалы" устраивает скорее по фану, например, у них есть розовая месса, где геи целуются над надгробиями известных гомофобов. Сатанинский Храм в основном занят борьбой за право женщин на аборты, за пресечение физического наказания детей, за право ЛГБТК за брак и за право вероисповедания. 

Однако, особо культурными их не назовешь, потому что одним из пунктов их убеждений является свобода говорить все, что вздумается, даже если это глубоко оскорбительные вещи, - пока не причиняешь никому вред. Так что можно заявлять, что у женщин не должно быть вообще никаких прав, но если попробуешь воплотить свои слова в действие, тебе придется плохо. 

И если вы вдруг задумывались, куда подевались все готы, - они в сатанинских группах. 

ДОПОЛНЕНИЕ:

Честно говоря, сатанинских и люцеферианских культов/религий просто пруд пруди, и еще есть те, которые сатанинские, но такими называться не хотят, и т.д. и т.п.

Хотя многие сатанинские культы утверждают, что являются атеистическими группами, только Сатанинский Храм действительно не верит ни в какую магию. Они называют себя религией для тех, кто не верит ни во что сверхъестественное, но имеет право на те же преимущества, что и верующие. 

Храм Сета не любят, когда их называют сатанинским течением, но они - ответвление Церкви Сатаны, используют перевернутую пентаграмму в своей символике и поклоняются Сету, которого считают древней версией Сатаны. 

Орден Девяти Углов - самый таинственный из всех сатанинских групп, они не распространяются о своей деятельности, а их основателем возможно является нео-нацист (хотя он отрицает, что основал движение). Орден частично произошел из верований Общества Туле. Они единственные, кто за человеческие жертвоприношения. Ходит слух, что ради возможности законно убивать людей, члены ордена идут на армейскую службу или становятся полицейскими. 

Штаб Церкви Нео-Люцифера находится в Дании, и когда я зашла на фейсбук их основателя, я заметила, что у нас очень много общих друзей. Вот те и на, оказывается, я очень близка с сатанистами. 

прим. пер.Аэндорская волшебница

Братство Сатурна

joyreactor.cc

Образы Бога и Дьявола в живописи ХХ-ХХI века

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии и религиоведения

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы Бога и Дьявола в живописи 20-21 века

Выполнила: студентка III курса

Гуманитарного факультета отделения

«Религиоведения»

Ладвинская Анастасия Александровна

Архангельск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Изображение Бога

1.1 Каноническое изображение Бога

1.2 Марк Шагал

1.3 Макс Эрнст

1.4 Лючио Фонтана

1.5 Сальвадор Дали

1.6 Ренато Гуттузо

Глава II. Изображение Дьявола

2.1 Происхождение Сатаны

2.2 Иконография Дьявола

2.3 Паул Клее

2.4 Борис Валеджо

2.5 Михаил Шемякин

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Религиозное изобразительное искусство, в том числе и христианская живопись, конечно же, не исчерпывалось иконописью. На протяжении многих веков Библия служила источником сюжетов для всех жанров изобразительного искусства. Великие европейские мастера часто обращались к Евангелию и находили в нем темы и сюжеты, имеющие непреходящий общественный смысл.

Данная работа имеет практическую значимость и актуальность для студентов отделений религиоведения и культурологи, так как затрагивает и религиоведческие, и культурологические аспекты исследования. Особенно необходимо отметить роль в учебном процессе для студентов религиоведов, так как в рамках этой специальности не рассматриваются такие важные аспекты культурной жизни, как современная живопись.

Проблема изучения данной темы состоит в недостаточном объеме критических статей и в малой освещенности ее в отечественной литературе. Выбранная тема имеет перспективы для дальнейшего исследования; так как данная работа является курсовой и ее объем ограничен, уместно было бы дальнейшее изучение этой области, что позволит сделать более точные выводы.

Объектом исследования выступают произведения художников на религиозную тематику 20-21 веков.

Предметом исследования являются образы Бога и Дьявола в современной живописи.

Цель курсовой работы исследовать эволюцию образов Бога и Дьявола.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1) Изучить изображения Бога и Дьявола в произведениях художников 20-21 веков.

2) Рассмотреть каноническое изображение Бога и Дьявола.

3) Обозначить наиболее характерные образы Бога и Дьявола для живописи 20-21 веков.

4) Установить общие и отличительные черты канонических изображений Бога и Дьявола с изображениями обозначенных персонажей в 20-21 веках.

В данной работе использовались сравнительный, искусствоведческий, а также метод анализа литературы.

При написании данной работы были использованы альбомы по искусству, а также критические статьи на творчество приведенных ниже художников. В своем докладе «Европа, культура, христианство» Николай Ковальский рассматривает взаимодействие между культурой и верой, церковью и миром, для него лишь католицизм выглядит стройной и упорядоченной системой, а, следовательно, только он и может сделать для культуры что-то полезное, может помочь разрешить некоторые проблемы.

В статье «Христианство и культура» Н. Лобковиц говорит о том, что христианство оказало огромное влияние на формирование нашей культуры, но сегодня это влияние почти исчезло. Христианство, по мнению автора, составляет основу всего нашего культурного наследия, но в нынешнем культурном развитии оно уже не играет существенной роли.

В книге «Живопись и кино» даны аннотации фильмов о художниках, о том, когда художники сами становились кинорежиссерами. Например, так говорится о фильме «Саура, Антонио» 1930г. «Впервые придя в музей Прадо в 12 лет, Саура запомнит только 2 картины «Собаку» Гойи, раздавленную мировым роком, и большое «Распятие» Веласкеса, где тело Христа выступает из ночной темноты. Он начинает писать картины как самоучка. С 1956 года Саура пишет свои первые «распятия» под влиянием Веласкеса, не религиозные образы, но размышления об одиночестве в мире, полном опасностей». В целом в данной книге тема религии в искусстве мало освещена.

В написании данной работы использовались альбомы по искусству, например издания по современной живописи, такие как: «Кубизм», «Европейская живопись 12 – 20 веков», «Западное искусство 20 века», «Символисты и декаденты», «Шедевры искусства 20 века» и другие. Также были изучены альбомы о творчестве таких живописцев, как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Паул Клее, Гоген, Марк Шагал, Брак и других.

Из общетеоретической литературы были использованы учебные пособия по культурологии и религиоведению, а также литературные источники, которые показывают взаимосвязь религии и искусства.

Исследуя данную тему необходимо просматривать альбомы, и вместе с тем используя общетеоретические материалы по искусствоведению, религиоведению и культурологии, сопоставляя иллюстрации с критическим материалом по данной теме.

В основном альбомы художников представлены зарубежными авторами, тогда как общетеоретические материалы распространены и в отечественной литературе.

Изучение взаимоотношений между религией и искусством в современной культуре представляет особый интерес. Согласно известным исследованиям П. Сорокина, к середине ХХ в. в Европе лишь 4% произведений изобразительного искусства были посвящены собственно религиозным темам, а 96% - светским (для сравнения: в XII-XIII вв. доля религиозных картин и скульптур составила 97% при 3% светских произведений).

В современной библиографии существует множество отдельных публикаций по живописи и много литературы по религиоведению, но совсем немного источников, которые бы синтезировали эти важные стороны общественной жизни.

Многих европейских мастеров привлекал сюжет "Тайной вечери" - последней трапезы Христа с учениками. Достаточно вспомнить итальянских художников Возрождения Леонардо да Винчи, Я. Тинторетто, их предшественников и современников, русского живописца Н.Н. Ге, сюрреалиста XX века С. Дали, обращавшихся к этой теме. В каждом их произведении выразилась и конкретная эпоха, и морально-этические представления современников, и темперамент художника.

Одним из ярчайших представителей итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи. Мастера этого времени нередко трактовали сюжеты из Евангелия как жанровые, реальные сцены из жизни. Средневековый аскетизм сменился почти языческим интересом к реальному миру и человеку, менялся и язык изобразительного искусства. Тайная вечеря - фреска в трапезной монастыря Санта- Мария делла Греция близ Милана - является одной из самых прославленных работ великого живописца. Все произведение построено на тончайшем расчете: фигура Христа - логический центр повествования - занимает в композиции главное место. Мастер поместил Христа на фоне окна, отделив его, таким образом, от апостолов. Апостолы изображены в тот момент, когда Христос произносит слова о том, что один из них предаст его. Леонардо впервые истолковал известную библейскую тему как общечеловеческую, актуальную во все времена - разоблачение предательства. Художник изображает просто обставленную комнату, здесь собрались на последнюю трапезу Христос и его ученики. В полумраке комнаты отчетливо видны сам Христос, Иоанн, Петр, Иуда. Иуда противопоставлен всем. Черное дело измены воплощает его темная фигура, освещенная со спины. Свет же объединяет группу единомышленников.

Иную стилистику, иной смысл мы видим в картине "Тайная вечеря", написанной известнейшим испанским художником - сюрреалистом XX века Сальвадором Дали (1904-1989). К картинам на религиозные сюжеты С. Дали обратился после 1950 года, когда предложил всем художникам, объединится на "единственно общей платформе - мифологии католицизма", после чего получил ряд заказов на картины от папской курии, признавшей сюрреализм.

На картине С. Дали Христос и его ученики помещены в некий прозрачный многогранник с бронзовыми гранями, придающий картине строгость и простоту. Произведения буквально завораживает своим необыкновенным сиянием и магнетизмом иллюзорной реальности. Мы замечаем юношу, сквозь тело которого можно разглядеть абсолютно реальные лодку и далекие скалы. Юноша Христос за столом прекрасен. Все реально и в то же время невозможно в этом мистическом действе, которое осуществляется будто бы в каком-то надмирном пространстве.

Позднее Христос изображается в самых различных образах, самыми различными художниками.

ГЛАВА I. ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГА

1.1 Каноническое изображение Бога

Образы Богов в развитых религиозно-мифологических системах очень сложны по структуре и по составу вплетенных в них элементов, но многие из них глубоко уходят корнями в первобытность. В мифологии народов, не достигших стадии зарождения классового общества, преобладает вера в духов, демонов и прочее, отсутствуют четкие представления о Боге, но существуют отдельные элементы будущего образа Бога. Один из наиболее древних истоков представлений о божестве - это мифологический образ культурного героя. В монотеистических религиях вера в единого Бога стала главным религиозным догматом.При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, монотеизм выступает в компромиссной форме: единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог – отец, Бог-сын и Бог-дух святой ("святая троица"), поэтому рассматривая образ Бога, мы включаем в это понятие, прежде всего, Иисуса Христа, а с ним и Бога-Духа и Бога-Отца. Икоона Святой Троицы — визуальное выражение догмата о Св. Троице. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1,18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет «гостеприимства Авраама» — явления ему трех ангелов. Три ангела символизируют собой ипостасиБога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

mirznanii.com

“Христос и Антихрист”, или Как отличить добро от зла — о картине И. Глазунова кандидат богословия

В 1999 г. из-под кисти русского художника Ильи Глазунова (родился в 1930 г.) вышла картина, на которой изображены лики Христа и Антихриста. Изображение на полотне символизирует добро и зло. О этом для PravLife — священник Андрей Ухтомский, кандидат богословия, преподаватель КДАиС.

И.Глазунов "Христос и Антихрист"

Два лика имеют небольшое отличие в выражении лица

Лик Христа — прямой, открытый и спокойный; лицо дьявола — напряженное и несколько озлобленное, его борода заостренная. Над ликом Спасителя изображен круглый нимб с вписанным в него крестом. Нимб, изображающийся над ликами Иисуса Христа, Богоматери и святых (в византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу), символизирует святость, отрешенность от внешнего мира.

Над изображением дьявола виден ореол, подобие нимба, прикрытого нимбом Христа. В отличии от нимба Христа, в котором изображен Крест, изображение над дьяволом — перевернутая звезда, символ дьявола, на который более явно указывают расположенные в вершинах звезды три шестерки. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13, 18).

Символизм картины — в изображении художником добра и зла в современном ракурсе

Сегодня человек едва различает добро и зло, и только мелкие детали показывают разницу, кроме того, производность, вторичность зла. Добро же имеет ту автономию в самом себе, которое не имеет зло, да и не может иметь. Зло — противление добру, от которого оно черпает свои силы и «творчество». Не создав ничего нового, а только дав иное направление добру, зло разрушает человека, создавая высшие ценности из всех благих побуждений человека.

Вспомним пословицу «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Эта пословица восходит к выражению английского богослова XVII в. Джорджу Герберту «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Выражение означает, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел. Потому, что «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7, 18–21).

За тысячелетия зло убедило человека в своей правоте

«Будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5) — искушает сатана Еву. История показывает, что за тысячелетия человек не усовершенствовался в различении добра и зла, о чем символически свидетельствует картина Ильи Глазунова. Глядя на нее, мы замечаем, что надо приложить усилие, чтобы найти различия. Картина — символ нашей эпохи, в которой утеряно понятие греха, добра и зла. Посмотрев на холст, задумаемся над этими словами.

pravlife.org