Константин Савицкий: картины, биография. Картины савицкого


Константин Савицкий: картины, биография

Константин Савицкий (1844—1905)

Константин Савицкий

На­род был главным героем про­изведений живописца-реалиста Савицкого. Он создал сильные, за­поминающиеся образы простых людей — крестьян, рабочих, сол­дат. Творчество художника — яр­кая страница в русском демократи­ческом искусстве второй половины XIX века.

 

Савицкий родился в Таганроге в семье врача. Рано проявившиеся способности к рисованию опреде­лили его судьбу — в 1862 году, окончив гимназию, он поступил в Академию художеств в Петер­бурге. Прошел лишь год после знаменитого «бунта тринадцати», в результате которого группа учащихся, возмущенных академи­ческой рутиной, в знак протеста покинула стены Академии и обра­зовала Артель художников, во гла­ве которой встал И. Н. Крамской. С первых лет учения в Академии Савицкий тяготел к группе Крам­ского. Идеи Белинского, Черны­шевского, Добролюбова, зовущие на борьбу за демократическое переустройство общества, пробудили в нем чувство протеста против реакционного академического ис­кусства. Критика действий Акаде­мии, с которой Савицкий неодно­кратно выступал, вызвала реакцию со стороны академических вла­стей — он не был допущен к кон­курсу на Большую золотую медаль. Покинув Академию, молодой ху­дожник стал активным сторонни­ком деятельности Товарищества передвижных выставок, ставивше­го перед собой задачи общественно-эстетического воспитания наро­да и стремившегося к широкой по­пуляризации демократического искусства.

В первом своем значительном про­изведении — картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) —Савицкий заявил о себе как серьезный мастер, которому близки беды и чаяния трудового народа. Сюжет картины основан на собственных впечатлениях ху­дожника, полученных им летом 1873 года, когда он гостил по при­глашению Крамского на станции Козлова-Засека недалеко от Тулы. Картина экспонировалась на III передвижной выставке в

1874 году. Это было одно из пер­вых изображений труда рабочих в русской живописи. Уже в этой картине проявились характерные черты дарования Савицкого — тонкая наблюдательность и спо­собность в точном и подробном рассказе донести до зрителя вол­нующие мысли и чувства. В пере­даче их участвуют и рисунок, и композиция, и колорит. Уже в этой ранней работе Савицкий прекрасно справился со сложной многофигур­ной композицией, подчинив едино­му динамичному ритму множество отдельных фигур персонажей, от­личающихся индивидуальностью. Созданию безрадостного настрое­ния служит и несколько однообраз­ный пейзаж, своей монотонностью противопоставленный энергичным движениям рабочих на переднем плане.

Успех картины и покупка ее П. М. Третьяковым в свою галерею позволили Савицкому осуществить мечту — познакомиться с сокро­вищами мирового искусства. Поездка во Францию и Германию была для него полезной и плодо­творной. Здесь он встретился с пенсионерами Академии И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым, сделал множество рисунков, этюдов и эс­кизов.

Но Франция стала для художника только профессиональной школой. Источником вдохновения была для него жизнь Родины. В 1874 году Савицкий временно поселяется в Дюнабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). В постоянных поездках по краю он изучает жизнь простого народа, делает многочисленные зарисовки. Именно здесь Савицкий написал замечательное полотно «Встреча иконы» (1878), которое было показано на IV передвижной выставке. Это произведение нашло горячих сторонников и почитателей и одновременно вызвало нападки реакционной печати, усмотревшей в нем вызов церкви. Савицкий на­шел точное решение темы в кон­трастном противопоставлении двух полюсов — двух групп персонажей на картине. Откровенной иронией пронизано изображение опухших от пьянства протопопа и дьячка; об­разы белорусских крестьян, вы­шедших встретить икону, согреты авторским сочувствием и сострада­нием. Фигура погруженного в свои мысли крестьянина, стоящего по­среди коленопреклоненных людей, символизирует пробуждающееся сознание народа, зреющий протест против бесправия и унижения. В конце 1870-х годов Савицкий возвратился в Петербург. Наибо­лее значительным его произведе­нием петербургского периода стала большая картина «На войну» (1880—1888), начатая под впечат­лением русско-турецкой войны. Здесь передана сцена проводов новобранцев, их прощание с род­ными. С большим мастерством по­казывает художник своих героев, метко характеризуя сущность обра­зов.

Немногочисленные портреты, ис­полненные Савицким, принадле­жат к типу портретов-картин. В них очевидна задача психологи­ческого исследования, которую ставил перед собой художник. Та­ковы его портреты «С нечистым знается» (1879), «Отец» (1896), «Аннушка» (1880-е годы), «Крюч­ник» (1884).

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. Здесь он создал острую по социальной направленности кар­тину «Спор на меже» (1897). В ней художник показал новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

Большое место в творческом на­следии Савицкого занимают иллю­страции к произведениям Пушкина, Лермонтова, Крылова и других русских писателей. Особенно инте­ресны рисунки к «Ревизору» Гого­ля (тушь, белила, 1901). Последние годы жизни художника были посвящены общественной и педагогической деятельности.

Он принял активное участие в орга­низационной деятельности Москов­ского товарищества художников. Проведенная в Академии худо­жеств реорганизация, включение в состав преподавателей извест­ных художников-передвижников нашли у Савицкого поддержку. В мае 1897 года он принял пред­ложение стать директором Пен­зенского художественного учили­ща, подведомственного Академии. В Пензе Савицкий провел послед­ние годы жизни.

Картины Савицкого

Девочка нищенка. Мечты

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). "Некрасов в живописи".

. Это цитата

Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905). "Некрасов в живописи".

Сын военного врача из Таганрога Константин Аполлонович Савицкий был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II.  Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок.  Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист». 

Охотник 1874 холст, масло   Далее... "></span>

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Встреча иконы (1878)

 Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы...», — писал В. В. Стасов.

 Над картиной «Проводы на войну  » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.

Проводы на войну  (деталь)

Плачущий солдат 

«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).  

  Ремонтные работы на железной дороге.

Инок.

Беглый.

Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде) 

Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Осень в лесу. Досада мужика 1878   Масло, холст  

   В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения. 

Путешественники в Оверни. 

Мечты

На Стрелке.  

 Спор на меже.

Панихида в 9-й день на кладбище  1885 

Дети с курочками 1872 холст, масло 

Из семейного архива.Не сошлись характером.

Отец.

Больная.Этюд

Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В ожидании приговора суда 1895 

На окраине деревни. 1892.  

Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…

Девочка нищенка. 

Дети в избе.

На мельнице.1902

 

Павшая лошадь. ("Кормилица ты наша") 

Больная лошадь.

Поле.

Молодая белоруска (1880). Этюд к картине "Аннушка".  

Крючник  1884

Крестьянка с корзинкой в лесу.

Крестьянин

С нечистым знаемся.

Клеть.

У себя на хуторе.

Зимний лес.

   Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.  

У мирового суда. 

Христова милостыня (Беглые в Сибири)

Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…» 

____________

   

Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский - 1902)  и Ивана Ивановича Шишкина.  

 

К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.

"Пенза. 5 декабря 1897

Дорогой Иван Иванович!

Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике1, обрадовала меня одинаково. Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича2, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой3,  которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление. Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем.

Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу. Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г. Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников.

С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.

Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет. Вчера отписал Валериану Порфирьевичу4, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны.

Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа.

Сердечно твой К.Савицкий.

Жена шлет сердечный поклон."

 «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.  Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

Справедливости ради стоит сказать, что на карандашных набросках и эскизах этой картины, медведей рисовал сам И.И.Шишкин. Вот, например, один из его эскизов: 

 

  Так что К.А.Савицкий изобразил медведей по эскизам И.И.Шишкина.  

Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».Ещё одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору». 

_________________

Портрет жены с сыном Георгием.

Портрет Е.К.Савицкой в детстве.

http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htm 

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&amp;id=4671  

http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main2.htm  

http://artcyclopedia.ru/savickij_konstantin_apollonovich.htm 

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/66109-kto-narisoval-medvedej-na-kartine-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.html

http://agniart.ru/rus/item-22407~Art-prints-on-canvas-or-paper~Savitsky-Konstantin~Sick-Woman-Study-Art-print-on-canvas 

http://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/508240?page=5    

kolybanov.livejournal.com

Картины Михаила Савицкого - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Обычно по воскресеньям я размещаю фотопост с живописью позитивного содержания. Но сегодня день траура, поэтому не до позитива.

Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны.

[Spoiler (click to open)]

***

Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее бога­тая   народная   культура,   радостная   атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало буду­щего художника.

В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в ре­шающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитле­ровцам.

Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном за­воде, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятель­ности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.

Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окон­чил Минское художественное училище, в 1957 — Московский   художественный   институт   имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чре­звычайно близкой народу Белоруссии,—- темой пар­тизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Парти­занская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и  другие  полотна  этого  цикла,   утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят ко­ренные проблемы жизни и смерти, долга и преданно­сти.

Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и кра­соту человека-борца.

Сюжеты картин, основанные на конкретном истори­ческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концен­трационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный ри­сунок — все средства живописи направлены на рас­крытие авторского замысла.

Картины насыщены острыми контрастами — ритми­ческими,   тональными,  пластическими.   Из  них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое  противостояние  света — тьме,   пре­красного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобе­сию, смерти.

Эти метафоричные контрасты способствуют прочте­нию содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое до­стоинство   воспевается   вопреки   его   уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они раз­нятся прежде всего степенью преобладания докумен­тального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Над­смотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присут­ствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факе­лами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обоб­щенное философское звучание, утверждает торже­ство человеческого духа. Поэтому картины не подав­ляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство ду­ховного просветления.

В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. ...11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жиз­ней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакцион­ных, агрессивных движений, расистских преступ­лений в современном мире...

Оттого и в наши дни тревожный гул  «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савиц­кого, остается грозным предостережением челове­честву. В то же время жизнеутверждающий лейтмо­тив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.

Текст приводится по изданию:

«Лiчбы на сэрцы» - авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.

                                                ***

1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.

Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.

2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

3. ПОБЕГ. 1974 г.

В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.

Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям,   чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.

6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.

Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.

В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

8. SOS! 1978 г.

Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

9. УЗНИК 32815. 1976 г.

На фоне  кованых   ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо  выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

10. СВОБОДА. 1987 г.

В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака  и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии "Цифры на сердце". Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.

11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.

Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.

Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.

aloban75.livejournal.com

Картины Михаила Савицкого - история в фотографиях

Обычно по воскресеньям я размещаю фотопост с живописью позитивного содержания. Но сегодня день траура, поэтому не до позитива.

Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны.

[Spoiler (click to open)]

***

Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее бога­тая   народная   культура,   радостная   атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало буду­щего художника.

В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в ре­шающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитле­ровцам.

Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном за­воде, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятель­ности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.

Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окон­чил Минское художественное училище, в 1957 — Московский   художественный   институт   имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чре­звычайно близкой народу Белоруссии,—- темой пар­тизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Парти­занская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и  другие  полотна  этого  цикла,   утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят ко­ренные проблемы жизни и смерти, долга и преданно­сти.

Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и кра­соту человека-борца.

Сюжеты картин, основанные на конкретном истори­ческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концен­трационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный ри­сунок — все средства живописи направлены на рас­крытие авторского замысла.

Картины насыщены острыми контрастами — ритми­ческими,   тональными,  пластическими.   Из  них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое  противостояние  света — тьме,   пре­красного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобе­сию, смерти.

Эти метафоричные контрасты способствуют прочте­нию содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое до­стоинство   воспевается   вопреки   его   уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они раз­нятся прежде всего степенью преобладания докумен­тального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Над­смотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присут­ствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факе­лами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обоб­щенное философское звучание, утверждает торже­ство человеческого духа. Поэтому картины не подав­ляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство ду­ховного просветления.

В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. ...11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жиз­ней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакцион­ных, агрессивных движений, расистских преступ­лений в современном мире...

Оттого и в наши дни тревожный гул  «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савиц­кого, остается грозным предостережением челове­честву. В то же время жизнеутверждающий лейтмо­тив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.

Текст приводится по изданию:

«Лiчбы на сэрцы» - авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.

                                              ***

1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.

Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.

2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

3. ПОБЕГ. 1974 г.

В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, рас¬стрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.

Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям,   чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.

6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.

Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.

В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

8. SOS! 1978 г.

Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

9. УЗНИК 32815. 1976 г.

На фоне  кованых   ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо  выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

10. СВОБОДА. 1987 г.

В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака  и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии "Цифры на сердце". Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.

11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.

Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.

Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.

foto-history.livejournal.com

Ужасы концлагерей на картинах М.А. Савицкого (Минск. Музей ВОВ): aldusku

ТАНЕЦ С ФАКЕЛАМИ (1978)

Танец с факелами (1978)

Огромный зал в Музее истории Великой Отечественной войны (Минск) отдан под размещение постоянной экспозиции — серии картин художника Савицкого Михаила Андреевича (18.02.1922–08.11.2010).

Михаил Андреевич прошел весь ад немецких концлагерей, финальным этапом которого стал Дахау. Именно там узник 32815 был освобожден. Этим мрачным воспоминаниям он посвятил знаменитую серию картин «Цифры на сердце» (1974–1987). В настоящей заметке я после фотографии картины привожу описание, размещенное на выставке. В конце краткая биография художника.

Узник 32815 (1976)

Узник 32815 (1976)

Автопортрет художника — узника Дахау (Подробнее см. ниже биографию)

ПОЮЩИЕ КОММУНИСТЫ

Поющие коммунисты

Эта картина звучит как героическая симфония. Коммунисты остались борцами до последних мгновений своей жизни. Показательный обряд покарания их лютой смертью превратился в демонстрацию ненависти к фашизму, веры в грядущую свободу и торжество справедливости. Разорванное грозовыми разрядами небо словно призвано художником в свидетели трагедии. Его гневный образ предвозвещает праведное возмездие.

ЭТТЕРСБЕРГ — ГОЛГОФА XX ВЕКА (1977)

Эттерсберг — Голгофа XX века (1977)

Изображён бухенвальдский бункер — место одиночных карцеров и пыток. В тупике коридора на решётке подвешен, как бы распят, юноша. Кровавая звезда алеет на его груди. Это мученичество не в библейские времена, а уготованное человечеству в XX веке. Крестообразно простёртая фигура — олицетворение страданий, принесённых фашизмом.

ПОБЕГ (1974)

Побег (1974)

В лагерях смерти люди как могли отстаивали своё исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие - падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на газах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

МАДОННА БИРКЕНАУ (1978)

Мадонна Биркенау (1978)

В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожжённых пророс скромными полевыми цветами.

ОТБОР (1977)

Отбор (1977)

Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов. На полотне фигуры девушек подобны золотым слиткам. Цинично-деловитый облик гитлеровских молодчиков контрастирует с безмерным отчаянием их жертв.

ТАНЕЦ С ФАКЕЛАМИ (1978)

Танец с факелами (1978)

По центру картины, как зловещий символ варварства, вырисовывается чудовищное сооружение из человеческих тел и брёвен. Перед тем как его поджечь, фашистские головорезы «забавляются» пляской с факелами. Таков апогей изощрённой фантазии злобствующих мракобесов... Фигуры палачей художник изображает конвульсивно искривлёнными, подчеркивая их ничтожество и уродство. Но мраморно светятся тела жертв, прекрасны их лица с печатью отрешённого спокойствия. Этим аллегоричным противопоставлением художник утверждает прекрасное вопреки жестокости факта.

«КАНАДА» (1978)

«Канада» (1978)

Стремясь истребить целые нации, эсэсовцы обманным путём заставляли являться предназначенных для уничтожения, имея при себе всё ценное. «Канада» — так называли палачи пункты сбора несметных богатств. После ограбления людей загоняли в газовые камеры. Вереница фигур на втором плане картины — последний путь обречённых. Отвратителен циничный эсэсовский главарь — воплощение скверны, воцарившейся на земле.

НАДСМОТРЩИК (1979)

Надсмотрщик (1979)

Эсэсовцы формировали среди заключённых подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощрённым экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображён типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощённые пленники не могли выполнить непосильный труд.

«ЛЕТНИЙ ТЕАТР» (1975)

«Летний театр» (1975)

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картинке бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсовец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

ПРОКЛЯТЬЕ (1979)

Проклятье (1979)

Изображённая на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключённые «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

ЭТИ ВЫЖИЛИ (1987)

Эти выжили (1987)

Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобождённых узников — мужчин, детей. Образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 60 миллионов жизней, победы добра и света.

ОПОЗНАНИЕ (1987)

Опознание (1987)

Среди изуродованных мёртвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Чёрные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь всё выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слёзы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.

SOS!

Sos!

Изображённая на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

«ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ» (1979)

«Поющие лошади» (1979)

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

Эти выжили

Эти выжили

Выставочный зал

Выставочный зал

Гумилевский Л.Н. (1930–) Портрет М.А. Савицкого. 1983. Бронза

Гумилевский Л.Н. (1930–) Портрет М.А. Савицкого. 1983. Бронза. Национальный художественный музей Беларуси

Смотря на эту скульптуру, я задумываюсь: в данном случае картина (живопись) за плечами — это крылья, позволившие спастись, или это тяжкий крест, заставляющий художника все заново переживать, чтобы донести потомкам весь этот ужас?

Краткая биография. Составил Борис Крепак

Михаил Андреевич Савицкий

(18.02.1922–08.11.2010)

Выдающийся живописец, педагог, общественный деятель. Народный художник СССР, народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии СССР и трижды — Беларуси, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства. Специальной премии Президента Республики Беларусь в области изобразительного искусства, Международной премии имени М.А. Шолохова, академик Российской академии художеств. Национальной академии наук Беларуси, Международной Славянской академии, кавалер орденов Отечественной войны I степени. Трудового Красного Знамени. Ленина. Франциска Скорины и Андрея Первозванного. «Знак Почёта», обладатель многих медалей, грамот и дипломов, почётный гражданин города Минска и — первый среди деятелей национальной культуры — Герой Беларуси.

Малая родина Михаила Савицкого — небольшая деревенька Звенячи. что в Толочинском районе Витебщины. Сплошь яблоневые сады, заливные луга, хлебные и льняные поля. Здесь в большой семье железнодорожника (затем сельского кузнеца) Андрея Петровича и колхозницы Анны Константиновны родился будущий художник. Было ещё три старших брата — Алексей. Иван. Владимир — и младшая сестра Надя.

Летом 1940 года Михаил окончил среднюю школу в Коханово. получив аттестат зрелости с отличными отметками. Он уже тогда мечтал стать художником. Здесь, конечно, сказалось влияние старшего двоюродного брата Валентина Николаевича Савицкого, в будущем известного живописца, который за два года до войны окончил Витебское художественное училище.

12 сентября 1940 года восемнадцатилетний комсомолец Михаил Савицкий был призван в ряды Красной Армии. К тому времени в вооружённых силах Страны Советов уже проходили службу его старшие братья (Алексей и Владимир пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. Иван вернулся инвалидом и умер в 1961 году).

Великая Отечественная война застала его в Махачкале, где формировалась 345-я стрелковая дивизия для десантирования в г. Севастополь. Там в должности заместителя командира 793-го отдельного батальона связи он принял свой первый бой. Последний бой бойцов-десантников произошёл в начале июля 1942 года у каменистого побережья Херсонесского мыса... Прижатые к морю красноармейцы, среди которых был и Михаил, четверо суток, практически без продовольствия и питьевой воды, сдерживали натиск врага, пока не кончились патроны. 4 июля раненый Савицкий оказался в плену. Дальше — ад: симферопольская тюрьма, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, 326-й шталаг, рабочий лагерь военнопленных в Дюссельдорфе, концентрационные лагеря смерти Бухенвальд, Миттельбау-Дора (подразделение Бухенвальда. близ г. Нордхаузен). каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и. наконец, последний круг этого Дантова ада — концлагерь Дахау под Мюнхеном. Освобождение союзными войсками пришло 29 апреля 1945-го. Узника 32815 нашли без сознания, почти бездыханного...

После лечения и соответствующих проверок в специальном фильтрационном лагере при НКВД дослуживал в 6-й гвардейской зенитно-артиллерийской дивизии художником-оформителем. В начале декабря 1946 года — демобилизация, потом учёба в Минском художественном училище и Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Получив «красный» диплом и квалификацию «Художник-живописец». Михаил Андреевич в конце ноября 1957 года возвратился на родину. Здесь, в Минске, начался новый этап в его жизни — творческой и личной.

Для Савицкого очень важно было, чтобы выстраданные им образно-пластические миры нашли путь к сердцу зрителя, заставили его по-настоящему сопереживать. Чтобы написать картину, иногда нужно, по его словам, «сжечь душу». И он, не жалея себя, её сжигал. Особенно тогда, когда работал над циклом больших полотен «Цифры на сердце» (1974–1987). повествующем о том. что автор пережил в гитлеровском плену. «Смертью смерть поправ» — именно так воспринимается этот художественно-исторический «документ» эпохи. В его образно-пластической структуре соединены реальные эпизоды лагерного ада. высокая символика и многозначная аллегория. Шестнадцать полотен этой цельной трагедийной «пьесы» с соответствующими действиями и актами отняли у Савицкого много сил и здоровья. Одновременно работа принесла ему большое внутреннее удовлетворение и чувство исполненного долга перед памятью тех, кто волей злого рока попал в жернова величайших катастроф XX столетия.

Как человек Михаил Андреевич был очень разным — добрым и жёстким, молчаливым и словоохотливым, недовольным и весёлым, но всегда обязательным, всегда в творческой форме. На протяжении всей жизни он постоянно отстаивал свои позиции в вопросах понимания современной действительности и творчества, был цельным мастером. Яростный темперамент, мощная до демонизма хватка, высочайший профессионализм, неистовая преданность делу, удивительная самодостаточность, физическая выносливость...

Михаил Савицкий навсегда вошёл в историю Беларуси как величайший мастер современного искусства, чьё творчество составляет одну из самых ярких страниц национальной культуры.

Смотри также:

Майами Бич. Мемориал «Холокост». На нейтральной полосе цветы необычайной красоты

Музей Великой Отечественной войны. Минск

Минск. Прогулка под облаками

Небо над Минском Здание Национального художественного музея Минска

Время и творчество Льва Бакста. Выставка в Минске (I зал), II зал, III зал и Лев Бакст и Dolce & Gabbana (IV зал)

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

aldusku.livejournal.com


Смотрите также