Валентин Серов (художник): биография и картины (фото). Картины серова


Серов, Валентин Александрович. картины Валентина Серова. Все картины художника

Начальное художественное образование Валентин Серов получил под руководством И. Е. Репина. Он учился у него так, как когда-то учились художники Возрождения, работая рядом с мастером — часто над одной моделью. И. Е. Репин передал юному ученику свое жизнелюбие и страсть к живописи, и они упали на благодатную почву. Потом в жизни Валентина Серова была Академия художеств с чистяковской системой преподавания, сочетавшей лучшие традиции академической школы и новое, реалистическое восприятие и изображение натуры. А завершилось все знакомством с классическим искусством в европейских музеях, которые В. Серов посещал еще ребенком, живя с матерью в Париже и Мюнхене. В 1885—1887 годы он осматривал их уже взрослым человеком, профессионально понимающим живопись. Восхищенный и очарованный Венецией, Валентин Серов все же писал в одном из писем невесте: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Таким «отрадным» произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является «Портрет B. C. Мамонтовой». Молодой художник написал его летом 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии. Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь веселой и привольной жизнью. Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных. Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Он шел — и вдруг надолго останавливался при виде солнечного луча, упавшего на цветок, при виде тени, опустившейся на траву из облака. Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттенки у лежащих рядом теней... Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: «Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж». Но взрослым было некогда позировать. Мальчики Мамонтовы тоже выросли, стали молодыми людьми — непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь... Не раз попадалась на глаза В. Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в веселого, самостоятельного человечка, очаровательного своей юной свежестью. Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и В. Серов не раз заговаривал о ее портрете. Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть еще пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая... И В. Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость.. Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь! » А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: «Ты же замучишь меня... Скучно сидеть, лето...» Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения. Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописного произведения. Портрет В. Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название «Девочка с персиками». Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете. «Все помнят, — пишет искусствовед В. Смирнова-Ракитина, — угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева...» Портрет Верочки Мамонтовой чарует зрителя своей необыкновенной жизненностью и идеальностью художественного образа. Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и воздуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной. Покрякивал и Константин Коровин, до глубины души пронзило его красочное мастерство Валентина Серова. Все в этой картине естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна с другой, а все вместе они создают цельное произведение. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись — все в этом произведении казалось новым. Недаром для наиболее проницательных критиков стало ясно, что в лице 22-летнего художника русская живопись приобрела мастера европейского масштаба. В этой небольшой по размерам картине, сохранившей всю прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения. Каждая деталь в «Девочке с персиками» на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене — фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна. Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! Как во всех этих, будто бы «случайностях», сквозит неповторимая радость жизни! С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки. А белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки вдруг оказываются совершенно различными, и также по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы и розоватые рельефы кофточки. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день. Да и в самой комнате кажется все так и хочет нарушить тишину и успокоенность. «Побежал» в глубину стол, увлекая за собой взгляд зрителя. Льются звонкие лучи солнца, принося с собой аромат сада, открыта дверь в соседнее помещение... Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях — чистых, ясных и юных. Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическими нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них — в их семье и в их доме. Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

gallerix.ru

Лучшие картины Серова В. А. (Шедевры)

Валентин Серов за свою творческую деятельность успел написать нескольких сотен различных картин, заслужив статус лучшего портретиста своего времени. Спустя 150 лет со дня рождения великого мастера популярность его произведений не только не упала, но и значительно приумножилась.

Это подтверждает тот факт, что на выставке в 2016 году, посвященной работам Валентина Александровича, посетители выломали дверь, создав невероятную давку на входе, а в 2014 году на престижнейшем лондонском аукционе один из портретов художника был продан за сумму почти в 15 миллионов долларов.

Лучшие картины Серова

«Девочка с персиками». На портрете изображена Веруша, одиннадцатилетняя дочь состоятельного промышленника и мецената Мамонтова. Картина была написана в 1887 году, когда самому Серову было двадцать два года.

«Девушка, освещенная солнцем». На нем изображена двоюродная сестра Марии Симонович, которая успела выслать полотно из Франции незадолго до своей смерти из Парижа в Третьяковскую галерею, где оно находится и по сей день.

Портрет, на котором изображен Иван Абрамович Морозов. Выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане.

«Похищение Европы». На создание данного шедевра Серова подтолкнуло предпринятое накануне путешествие на остров Крит, где он в сопровождении своих друзей близко познакомился с древнегреческой культурой и ее неповторимой мифологией.

Портрет Николая II, который Серов писал преимущественно по фотографиям. На сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам царь высоко оценил таланты Валентина Серова, оказав материальную помощь семье художника после его внезапной смерти.

Портрет, на котором изображена Мария Акимова. На сегодняшний день полотно находится в Национальной галерее Армении.

Портрет Шаляпина, который был написан в 1905 году при помощи угля. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых, и частенько захаживал к ним в гости.

Другие работы, которые также считаются знаменательными в творчестве Серова
  • Портрет, на котором изображен художник Константин Коровин.
  • Портрет Исаака Ильича Левитана.
  • Картина коронации Императора Николая II.
  • Портрет Иды Львовны Рубинштейн.
  • Портрет, на котором изображен четырехлетний сын мецената и магната Мика Морозов.
  • Картина, которая называется «Дети» (на ней изображены юные Юрий и Александр Серовы, сыновья Валентина Александровича).
  • Полотно под названием «Петр I», написанное художником в 1907 году.
  • Портрет княгини Орловой.
  • Портрет Ильи Репина.
  • «Баба с лошадью».
  • Картина «Солдатушки», написанная Серовым на основании трагических исторических событий, известных как «Кровавое воскресенье».
  • «Стог сена».
  • Картина, на которой изображено окончание Куликовской битвы.
  • «Открытое окно».
  • Серия работ, написанных художником во время пребывания в Домотканово («Октябрь», «Заросший пруд» и другие). В картине «Заросший пруд» Валентин Александрович показывает свои выдающиеся способности живописца, создав глубокое произведение, на котором природа описывается в первозданном виде с минимумом лишних эффектов.
  • Портрет, на котором изображен великий князь Павел Александрович.
  • Портрет Елены Рерих, написанный в 1909 году.

Своеобразной визитной карточкой автора является написанный им автопортрет, раскрывающий особенности характера и поведения Валентина Александровича перед искушенным зрителем. Работы Серова оказали огромное влияние как на его современников, так и на развитие русской и мировой культуры.

valentin-serov.ru

Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)

Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью.серов художник

В воздухе, пропитанном искусством

Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве, интересные научные и культурные диспуты. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Возможно, из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир.

Рождение мастерства

На пятом году жизни мальчик вместе с родителями впервые выехал за границу. Это была поездка в Швейцарию, где Александр Николаевич встречался с великим немецким композитором и теоретиком искусства Рихардом Вагнером. Возможно, впечатления тех дней по-своему вытачивали своеобразный и самобытный дар, которым будет обладать Серов-художник.

Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Это случилось в 1871 году. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. Ее организовали разночинцы. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Однако через год коммуна перестала существовать, и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.серов художник биография

Гениальные покровители

Кто-то из знакомых посоветовал Валентине Семеновне отвезти сына к Илье Репину, который в 1874 году работал над картиной «Садко» и жил в Париже на Монмартре. Прославленный живописец охотно взялся за обучение подающего надежды художника.

В 1875 году Серовы возвратились на родину. Лето, которое мать с сыном провели в усадьбе Саввы Мамонтова, Абрамцево, было удивительным и плодотворным. Здесь начала складываться неповторимая манера, в которой писал художник Серов картины в разных жанрах и технике.

Первое признание

Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Но весной он заболел, и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов, и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов. Художник, биография которого полна встреч и общения с великими предшественниками, очень быстро развивался как мастер станковой живописи.художник серов картины

Когда семья в 1878 году перебралась в Москву, там уже жил и трудился вернувшийся из-за границы Репин. Занятия возобновились. Мальчик уезжал к Репиным на выходные, в субботу мастер давал ученику уроки рисунка, а в воскресенье учил его живописи.

В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера.

Юный студент

Репин готовил талантливого ученика к поступлению в Академию художеств. Серов был слишком молод, но Илья Ефимович написал убедительное письмо конференц-секретарю Академии, и его подопечный был зачислен туда вольнослушателем. Его теперешний учитель Павел Чистяков требовал от юного студента настоящего подвига, и тот самозабвенно трудился, не жалея времени и сил.

Летом 1884 года Серов вновь посетил подмосковное Абрамцево. Здесь в это время над панно для Исторического музея работал Виктор Васнецов. Тем летом молодой художник Валентин Серов создал один из замечательных лиричных портретов, он написал Людмилу Мамонтову, племянницу знаменитого мецената.

Самостоятельное плавание

В 1885 году Серов с матерью опять посещают Мюнхен, после этого юноша побывал в Голландии. Вернувшись в Петербург, Валентин после недолгих колебаний оставил Академию художеств. В этом году он написал картину «Волы» и портрет своей невесты Ольги Трубниковой.

серов художник краткая биография [

1886 год отмечен в творчестве художника Абрамцевскими мотивами. Серов создал пейзажи «Осень», «Зима в Абрамцеве», «Пруд», вновь написал портрет своей возлюбленной у окна.

1887 год прославил Серова. Он нарисовал знаменитую «Девочку с персиками» (портрет юной Веры Саввишны Мамонтовой). Картина радует непосредственностью и свежестью красок, необычайно оптимистичным настроением. Другую известную работу под названием «Девушка, освещенная солнцем» (портрет двоюродной сестры - Марии Симонович) написал годом позже Серов.творчество серова

Художник, биография которого складывалась под воздействием крепкой дружбы с Владимиром Дервизом, приобретшим имение в живописном местечке Домотканово, не мог не изобразить этот уголок природы на холсте. Картина «Осень. Домотканово» - это особый взгляд на русскую осень, задумчивую и загадочную. Замечательный пейзаж «Заросший пруд», созданный в этом же году, исполнен редкого любования.

Так приходит слава

Зимой 1888 года Серов женился и уехал с супругой во Францию. Следующую зиму молодые провели в Москве. Известному уже художнику согласилась позировать итальянская знаменитость - оперный певец Анджело Мазини. В начале 1890-х годов Серов пишет еще ряд искуснейших портретов, среди которых портреты учителя Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Лескова.художник валентин александрович серов

Общественная и профессиональная деятельность

1894 год – время путешествия Серова по северу России вместе с другим его талантливым современником – Константином Коровиным. Художники привозят много свежих и интересных зарисовок и этюдов. В этом году Валентин Александрович становится членом Товарищества передвижников. С 1897 года художник давал уроки мастерства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпестовав таких знаменитостей, как Кузьма Петров-Водкин, Николай Сапунов, Константин Юон, Мартирос Сарьян.

Со второй половины 1890-х годов творчество Серова отмечено превосходными жанровыми работами «Баба в телеге», «Серый день», «Из окна усадьбы», «Встреча», «Баба с лошадью». В 1899 году художник создал знаменитую картину «Дети», на которой запечатлел своих сыновей - Сашу и Юру.художник валентин серов

Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина, инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».

Мировое признание русского гения

В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Художник, краткая биография которого изложена в нашей статье, был полон больших замыслов и великих начинаний, когда внезапная смерть от сердечной болезни оборвала его жизнь. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений.

fb.ru

картины, биография художника, фото работ

Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865 Санкт-Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва) — выдающийся русский живописец, признанный мастер психологического портрета, ученик Ильи Репина.

Особенности творчества художника Серова: картинам Валентина Александровича свойственна «солнечная» палитра и светлая интонация — художник искал в живописи возможность передать все то, что называл «отрадным». Его портреты отличаются глубоким проникновением во внутренний мир героя и творческой честностью — добиваясь удивительного сходства, Серов умел подчеркнуть характерные черты, порой не самые лестные для модели. Поздние работы художника характеризуют его как универсального артиста, не ограниченного стереотипами какой-либо школы или направления.

Известные картины Валентина Серова: «Девочка с персиками», «Летом», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет Иды Рубинштейн», «Похищение Европы».

Глядя на светлые, брызжущие солнцем и жизнелюбием картины Валентина Серова, непросто поверить в то, что рисовал их персонаж замкнутый, немногословный, в целом, довольно мрачный. Федор Шаляпин, ставший впоследствии близким другом Серова, признавался, что первое время попросту боялся этого невысокого, крепко сбитого человека с пронизывающим взглядом и вечной папиросой в уголке рта. Сделавшись популярным портретистом, Серов пользовался огромным спросом. Позировать ему было не только данью моде, но и возможностью пощекотать нервы: все знали, что серовская кисть может быть по-настоящему безжалостной. Серов умел заглянуть своему герою в душу, вытащить на холст самую суть, взглядом, жестом, осанкой передать сокровенные и, порой, нелицеприятные черты. Скидок он не делал ни олигархам, ни светским прелестницам, ни членам царской семьи.

Один из его учеников — Николай Ульянов — писал: «Внешне суровый, замкнутый в себе, Серов не сразу обнаруживал свою внутреннюю сущность — чистосердечие и почти детскую прямоту. До конца жизни он был одержим своей правдой, остро чувствовал ее и хранил со страстью фанатика».

Мамина школа

Отец Серова — Александр Николаевич — был известным композитором и музыкальным критиком. Мать — Валентина Семеновна — тоже играла на фортепианах. Кроме того, Валентина Семеновна была барышней с идеями. Знатный российский музыковед Владимир Одоевский писал в своем дневнике: «Серов женился на девушке-музыкантше — стипендиатке Музыкального Общества, которая знает все Баховы фуги наизусть… необходимо охранить это гениальное существо от нигилистского болота, в которое она готова попасть». Опасения Одоевского не были напрасными: возле Валентины Семеновны перманентно терлась «неблагонадежная» молодежь, кого-нибудь из ее окружения то и дело арестовывали. Илья Репин, часто бывавший в доме Серовых, вспоминал, как однажды попытался уступить хозяйке место (все стулья в комнате были заняты многочисленными гостями), но та лишь поджала губы и молча удалилась. Не подозревая о том, Репин оскорбил Валентину Семеновну, посягнув на самое святое — гендерное равноправие.

Валентин Серов рос в чрезвычайно артистической среде. Во времена безденежья (а они случались, несмотря на профессиональный успех) его отец одалживался у Достоевского. На домашних представлениях (в которых маленький Валентин изображал ангела) присутствовали Тургенев и Алексей Толстой. Будучи с родителями в Швейцарии, он, четырехлетний, катался верхом на ньюфаундленде Рихарда Вагнера. Калейдоскоп лиц, пейзажей, интерьеров, синкопированный европейский галоп, артиллерийские залпы шампанского, хмельные бубенцы, замки, сцены, овации, предрассветные споры об искусстве и вновь перестук колес — это было детство, полное ярких впечатлений. И это было совершенно несчастное детство: Валентину отчаянно не хватало общения со сверстниками.

После смерти отца (Александр Серов скоропостижно скончался от сердечного приступа) шестилетний Валентин был определен в трудовую коммуну в Смоленской губернии. Валентина Семеновна отбыла в Мюнхен, чтобы продолжить там свое музыкальное образование, сын был бы ей там обузой. Он воссоединился с матерью уже через год: коммуна благополучно испустила дух, и мальчика привезли в Мюнхен. Впрочем, это мало что изменило. Мать была постоянно занята служением искусству и борьбой за права женщин — Валентин был предоставлен сам себе. Не лучше было и когда Валентина Семеновна, наконец, обращала внимание на сына — воспитательницей она была требовательной, деспотичной, а иногда и жестокой.

После переезда в Париж в жизни юноши появилась отдушина — уроки рисования, которые он брал у старого друга семьи — Ильи Репина.

По-настоящему счастлив он бывал, когда гостил с матерью в Абрамцево — на даче Саввы Мамонтова. Река, лодки, лошади, сверстники — здесь, пусть и недолго, у него было что-то, напоминавшее нормальное детство. Жена Мамонтова — Елизавета Григорьевна — тоже музицировала. Еще ребенком Серов подметил разницу между громокипящим исполнением матери и вкрадчивой манерой Мамонтовой. Это различие проявлялось не только на домашних концертах, и вскоре Серов начал испытывать к мягкой и мудрой Елизавете Григорьевне сыновние чувства. До конца своих дней он любил Мамонтовых и чувствовал себя у них в кругу семьи.

Что касается Саввы Мамонтова, дружба с Валентиной Серовой обошлась ему недешево. В 1899 году она уговорила Мамонтова поставить ее оперу «Илья Муромец». Многие, включая исполнителя заглавной роли — Федора Шаляпина — предостерегали Мамонтова, считая произведение откровенно слабым. Но тот не сумел отказать жене заслуженного композитора и матери гениального живописца. Представление было освистано московской публикой — таких провалов частная опера Мамонтова не знала.

Так или иначе Валентина Семеновна Серова добилась немалых успехов на ниве феминизма — вошла в историю как первая русская женщина-композитор.

Как мать она не преуспела.

Тяжело и медленно

Успех пришел к Валентину Серову не сразу. Наблюдая, как ловко — парой-тройкой экономных штрихов — поправляет его детские эскизы Репин, он сомневался, действительно ли у него есть талант к рисованию. Позднее, когда Серов учился в Академии художеств и в студии Павла Чистякова, эти сомнения только усилились. Особенно комплексовал Серов, глядя на другого студента Чистякова — Михаила Врубеля.

Расправившись с натурщицей за один сеанс, Врубель милостиво отпускал ее, и Серову приходилось просить девушку, чтобы она дополнительно позировала специально для него. Врубель за 15 минут набрасывал эскиз, над которым Серов бился неделями. Талант Врубеля был ярок и очевиден — судя по всему, он с ним родился. Серову же ремесло давалось тяжким трудом.

Уже добившись определенного признания, художник Валентин Серов какое-то время пребывал в тени своего отца — в рецензиях за его фамилией обычно следовало уточнение в скобках «сын известного композитора». Серов писал картины медленно — эта его особенность была известна многим. Некоторых потенциальных клиентов отпугивала перспектива позировать десятки сеансов, а работы по фотографиям Серов не признавал. Все это не способствовало укреплению его материального положения — особенно болезненное звучание денежные вопросы приобрели, когда художник обзавелся семьей (у Серова и его жены Ольги было шестеро детей).

Ситуация осложнялась тем, что Серов не умел торговаться, ненавидел брать в долг, словом, был, по определению Репина, совершенно «не оборотист». Однажды художник попросил у Павла Третьякова задаток за картину и тот, проявив тень неудовольствия, вышел за деньгами. Смущенный Серов не дождался Третьякова — сбежал от смущения, а после страшно переживал, что обидел своим требованием хорошего и щедрого человека. В другой раз — чтобы не прослыть скрягой — он взял с несметно богатой семьи Юсуповых цену меньшую, чем обычно просил у средней руки купцов (о чем потом, конечно, жалел).

Даже в пору расцвета и славы, когда картины художника Валентина Серова считались признаком роскоши, их автор зачастую нуждался. В его творческой биографии не было «джек-пота», стремительного прорыва, утра, которым он проснулся бы знаменитым. Он шел к своему успеху шаг за шагом.

Не рожа ли?

Однажды (он в те годы учился в школе) Валентин Серов сделал удивительное открытие. Оказывается, если нарисовать толстяка еще более толстым, сходство только усилится. Метод этот открывал блестящие перспективы. Юный художник выискивал в однокашниках и менторах характерные черты и утрировал их до предела. Носатым пририсовывал гигантские «флюгеры». Бровастых снабжал густыми раскидистыми кустами. Красивых девочек изображал с ангельскими крылышками за плечами. И неизменно срывал аплодисменты — узнавание было стопроцентным. Он показал свои рисунки Репину, и тот прочитал своему ему лекцию о жанре шаржа и карикатуры. Репин объяснил мальчику, что здесь требуются деликатность и такт — шарж должен быть таким, чтобы «жертва» смеялась вместе с художником. Серов внял предостережениям учителя. Особенно после того, как один из его школьных преподавателей опознал себя в одной из карикатур (и не рассмеялся). Впрочем, он использовал этот опыт позднее.

Своим успехом в качестве портретиста Серов в немалой степени был обязан тому школьному прозрению. Он, как никто другой, умел подметить в модели характерную черту (разумеется, уже не столь очевидную, как слишком большой нос) и перенести на нее эмоциональный акцент. Зачастую это давало неожиданный (для заказчика) эффект: Серов не умел льстить. Купца он мог изобразить с бумажником наперевес (или с характерным жестом), светскую даму увековечить с приглуповатой улыбкой и пустым взглядом, юного наследника прославленной фамилии — воплотить на холсте с присущими наследнику самовлюбленностью и заносчивостью.

Куда более тонкие нюансы появлялись в его портретах, когда Серов испытывал к модели симпатию. Разворотом плеч, наклоном головы, точно пойманным жестом, угаданной по глазам эмоцией Валентин Серов мог передать на картине все — от душевного смятения до готовности свернуть горы. Это было уже не безупречное владение ремеслом и даже не искусство — подлинная магия.

Не считаясь с известными рисками, клиенты расталкивали друг друга локтями — очереди на Серова были задолго до небезызвестной выставки в Третьяковке.

Не последнюю роль во всеобщем ажиотаже сыграли заказы, поступавшие ему от Николая II. Дело окончилось размолвкой с императорской семьей. Государыня Александра Федоровна пыталась давать Серову советы, и тот предложил ей окончить портрет за него. Работу он так и не завершил, что лишь подняло в цене его акции — каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.

Некоторых Серов хотел написать сам, другим был обязан, третьих не хотел обидеть отказом. Плюс родственники, друзья, коллеги (и у всех у них, представьте, были дети). Учитывая, как медленно работал над своими картинами художник Валентин Александрович Серов, можно вообразить какой лавине работы ему постоянно приходилось противостоять.

Разумеется, чтобы свести концы с концами, Серов постоянно был вынужден писать заказные портреты — множество заказных портретов. Разумеется, это изрядно его тяготило. Когда кто-нибудь из друзей упоминал о возможности получить заказ, Серов то ли с опаской, то ли с надеждой спрашивал: «Не рожа ли?».

Великий молчальник

По мере того как росла его слава, Серов все больше вовлекался в общественную жизнь. После долгих уговоров он согласился руководить натурной мастерской Московского училища живописи. Принимал активное участие в выставочной деятельности — сначала с передвижниками, потом — с оппозиционным журналом «Мир искусства». Помогал Савве Мамонтову и Сергею Дягилеву с оформлением опер и балетов. Занимался делами Третьяковской галереи.

Все это давалось Серову нелегко — человек не самого легкого нрава, он трудно сходился с людьми. Завоевать его расположение было отнюдь не просто. Друзей — не поклонников, единомышленников или добрых знакомых, а именно друзей — у Серова было не много. Кроме Мамонтовых и Репина, он был особенно близок с Константином Коровиным (имея в виду неразлучность этих двоих, Мамонтов называл их «Серовин»). Серов честно пытался дружить с Врубелем — по крайней мере, до тех пор, пока тот сохранял признаки вменяемости. Испытывал большую и всепрощающую симпатию к Сергею Дягилеву. Высоко ценил Шаляпина — не только, как артиста, но и как друга.

Время от времени у Серова случались размолвки даже с самыми близкими. К примеру, после того, как Серов показал Репину портрет Иды Рубинштейн, в их отношениях наметилось временное охлаждение. Репин скептически относился к поздним «модернистским» картинам Валентина Серова, а тот весьма болезненно реагировал на критику.

Впрочем, даже среди самых близких Валентин Серов имел репутацию «великого молчальника», его — сдержанного и немногословного — было трудно вывести из себя.

Исключением были события, заставлявшие конфликтовать извечную серовскую сдержанность с его обостренным чувством правды и справедливости. Так в 1905-м, став свидетелем расстрела мирной демонстрации, он вышел из состава Академии художеств, поскольку винил в случившемся президента Академии — великого князя Владимира Александровича. В такие моменты великий молчальник Серов молчать не мог.

В погоне за солнцем

В самом начале творческого пути, путешествуя по Италии, 22-летний Серов писал своей будущей жене Ольге Трубниковой: «Легко им (итальянским живописцам — ред.) жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нашем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное!».

Это несколько наивное стремление в полной мере воплотилось на таких известных картинах художника Серова, как «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Летом» — «отрадное» давалось ему в творчестве. В жизни Валентин Серов искал его с той же неутолимой жаждой. И не находил.

Будучи знаменитостью с мировым именем, признанным мастером, пользующимся непререкаемым авторитетом у коллег и человеком, окруженным любовью друзей и родных, он зачастую чувствовал себя несчастным. И не мог объяснить причин хандры — ни себе, ни другим.

Почти через 20 лет после первой поездки, Серов возвращался в Венецию, в надежде вернуть то беззаботное и солнечное ощущение «отрадного». Супруга художника удивлялась метаморфозам, которые происходили с ним в заграничных поездках: во Франции или Италии Валентин Александрович заметно оживал, но, едва вернувшись домой, мрачнел на глазах.

После тяжелой болезни, которую художник перенес в 1903 году, к его обычной «пасмурности» прибавилась ипохондрия. Серов сделался суеверен. Как-то в окно его московской квартиры залетел попугай. Птица, к которой Валентин Александрович сильно привязался, вскоре умерла, и он видел в этом дурной знак.

Серов постоянно расспрашивал мать о том, как умер отец — его беспокоило сердце, и он подозревал, что недуг — наследственный. Однажды, после репетиции в театре, одна из актрис предложила подвезти Серова, и тот, называя адрес, пошутил: «Только не спутайте. Ваганьковский переулок, а не Ваганьковское кладбище».

Валентин Серов умер в ноябре 1911 года, ему было 46 лет. В посмертной речи, которую произнес его старый соратник по «Миру искусства» Дмитрий Философов, говорилось: «Мы потеряли не только замечательного художника, но и громадную моральную силу. С его смертью художественная семья может распасться. Нет больше связующего звена, живого морального авторитета, перед которым одинаково преклонялись бы и старые, и молодые».

Автор: Андрей ЗимоглядовСмотрите также: тест на знание творчества Валентина Серова

artchive.ru

Серов Валентин Александрович Картины биография Serov Valentin Aleksandrovich

Серов Автопортрет

Серов Валентин Александрович (Serov Valentin Aleksandrovich), русский живописец. Родился 7 января 1865 года в Петербурге. Учился в юности у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств в 1880-1885 годах у П. П. Чистякова. Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.

Девочка с персиками Девочка с персиками. ПортретВеры Мамонтовой, 1887, ГТГ Заброшенный пруд Заброшенный пруд. Домотканово,1888, Третьяковская галерея Терраса в Введенском Терраса в Введенском, 1880-е,Музей русского искусства, Ереван

Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.

Октябрь Октябрь. Домотканово,1895, ГТГ Мария Львова Мария Львова (урожденнаяСимонович), 1895, музей Орсэ Великий князь Павел Александрович Великий князь Павел АлександровичРоманов, 1897, ГТГ

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской галерее).

Деревня Деревня, 1898,Третьяковская галерея Боткина Софья Михайловна Боткина Софья Михайловна,1899, Русский музей Дети Дети (Саша и Юра Серовы),1899, Русский музей

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Петр II и цесаревна Елизавета Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ Николай II Николай II, 1900,Третьяковская галерея Мика Морозов Мика Морозов, 1901,Третьяковская галерея

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича Романова, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба портрета в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея). В 1890-х - начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская галерея; "Баба в телеге", 1899, Русский музей).

Княгиня Юсупова Княгиня Юсупова Зинаида Николаевна, 1900-1902, Русский музей Купание коня Купание коня, 1905,Русский музей Модель Модель, 1905,Третьяковская галерея

В поздний период (начало 1900-х годов) Серов связан с "Миром искусства". На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности.

В середине 1900-х годов Серов создает несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 - оба в Третьяковской галерее). В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русском музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придает им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр I", темпера, 1907, Третьяковская галерея).

Гиршман Генриетта Гиршман Генриетта Леопольдовна,1907, Третьяковская галерея Петр I Петр I, 1907,Третьяковская галерея Анна Павлова Анна Павлова. Балет Сильфида,1909, Русский музей

В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов дает собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики Серова: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Скончался Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года в Москве.

Ида Рубинштейн Ида Рубинштейн,1910, Русский музей Похищение Европы Похищение Европы,1910, Третьяковская галерея Княгиня Орлова Княгиня Орлова Ольга Константиновна, 1911, Русский музей

smallbay.ru

Серов Валентин Александрович (художник)

Валентин Александрович СеровВалентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов прожил не слишком долгую жизнь, за которую, однако, он успел создать не одну сотню картин и портретов. Многие из них являются признанными шедеврами и даже эталонами в своих жанрах, а сам художник заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи. Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками, именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет).

Гений Серова был признан далеко не всеми критиками и художниками, обвинявшими его в не профессионализме и других оплошностях, однако на сегодняшний день творчество мастера оценено очень высоко.

В 2014 году на знаменитом лондонском аукционе портрет Серова, на котором изображена Мария Цетлин, ушел с молотка почти за 10 миллионов английских фунтов.

Жизнь знаменитого художника

Валентин Александрович родился 19 января 1865 году в семье известного петербургского композитора и по совместительству музыкального критика и его ученицы, Марии Бергман. Он с самого раннего детства был окружен различными представителями творческой среды и богемы. Несмотря на это, мальчик зачастую был предоставлен сам себе, что отразилось во всей его дальнейшей изобразительной деятельности.

Портрет И. Репина. 1892 г.

Оставшись без отца в весьма юном возрасте, Валентин вынужден был переезжать с места на место, успев пожить в Мюнхене, Париже, Киеве, Москве.

Валентин был отдан в ученики знаменитому мастеру изобразительного искусства, Илье Репину, который смог разглядеть в мальчике огромные способности и таланты, что и было поворотным моментом в жизни юного Серова.

Быстро овладев азами художественной науки, он уже некоторое время спустя стал не только копировать труды гениального Репина, но и создавать свои работы, обладающие собственным стилем и неповторимым обаянием.

В 1880 году Валентин решил отправиться в путешествие по Украине, Крыму и Кавказу, где его сопровождали друзья и приятели.

Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900. Холст, масло. 160 х 107

В 1890 году он заслужил определенный почет и уважение многочисленной публики, а от заказов на написание портрета от известных людей своего времени не было отбоя. В этом же году он стал преподавать изобразительное искусство, а еще несколько лет спустя Серов удостоился чести писать портрет Императора Александра III в сопровождении семьи.

На протяжении 1900 года художник создал ряд ставших в дальнейшем знаменитых работ, среди которых портрет царя Николая II, его дяди и других персон, приближенных к императорскому двору. В этом же году мастер оставил членство в Товариществе передвижных выставок, в котором он на протяжении нескольких лет занимался активной организаторской и пропагандистской деятельностью.

В 1903 году Серова выбрали на руководящий пост объединения под названием «Мир искусства», однако мастер предпочел от него любезно отказаться. В этом же году он серьезно заболел, однако благодаря вмешательству врачей и вовремя проведенной операции, его проблемы с перитонитом были на некоторое время решены, и художник «вернулся обратно в строй».

Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1902 г.

Вплоть до 1911 года Валентин Александрович трудился буквально не покладая рук, и за этот период он успел создать внушительное количество шедевров и знаменательных работ. Его полотна выставлялись на самых престижных выставках, а слава опережала художника, поэтому за возможность быть изображенными именно Серовым многие состоятельные люди готовы были отдать серьезные деньги.

В этот период мастер нарисовал такие известные полотна, как «Портрет Иды Львовны Рубинштейн», «Похищение Европы», портрет Грузенбергов, Олсуфьевы и другие.

Скончался он внезапно 22 ноября 1911 года по дороге на очередной портретный сеанс. Останки великого деятеля были перезахоронены и покоятся на Новодевичьем кладбище.

Влияние Валентина Серова

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона впоследствии княза Юсупова»1903 г.

Несмотря на тот факт, что художник являлся лучшим портретистом всей эпохи, многие откровенно побаивались заказывать картину у мастера. И дело здесь было вовсе не в сумме гонорара, а в том, что Серов имел потрясающую способность увидеть те черты характера, которые некоторые старательно пытались скрыть, незримо отобразив их в концепции всей работы. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). На данной картине помимо самого Юсупова изображен был и его мопс по прозвищу Клоун, которого сам мастер считал лучшей моделью на этом холсте.

И действительно, профессиональное чутье не обмануло великого художника, ведь в скором времени Феликс получил скандальную известность в качестве убийцы Григория Распутина и гомосексуалиста, который завел роман с агентом британской разведки.

Портреты Императора Николая II

Хотя сам Александр Валентинович отличался независимым характером и не любил лести ради карьеры, у него получилось стать придворным живописцем. В этом статусе художник находился порядка десяти лет, однако он так и не был допущен на торжественную коронацию последнего российского Императора Николая II. Портрет так и остался незаконченным, поскольку сановники не восприняли слишком «приземленное» и лишенное пафоса отображение царя, а сам художник принял решение отказаться от этой работы.

Если изначально перу мастера был присущ определенный реализм, которым отличались полотна модных на тот момент передвижников, то спустя некоторое время он начал стремительно удаляться от данного стиля, предпочитая ему античную архаику и другие тенденции, почерпнутые мастером во время его путешествий в Грецию и в частности на остров Крит, где его посетила идея создания монументального полотна, известного как «Похищение Европы».

Валентин Серов и значение его творчества для наших современников

Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь

В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами. Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами. Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.

На сегодняшний день работы Серова находятся в музеях, галереях и частных коллекциях.

valentin-serov.ru

Валентин Серов

Художник Валентин СеровВалентин Александрович Серов – прославленный русский живописец и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Но его талант распространился далеко за рамки портретной живописи, оставив в наследие лучшие образцы пейзажной, анималистической, исторической и мифологической живописи, книжной иллюстрации. Валентин Александрович первым утвердил графический портрет в качестве самостоятельного произведения искусства, оказал огромное влияние на всю последующую русскую школу живописи, воспитал немало талантливых художников, среди которых были К. С. Петров-Водкин, Н. П. Крымов, И.И. Машков и др.

Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора, известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными. Творческая атмосфера, царящая в доме, знакомство с видными деятелями искусства того времени располагало к раннему проявлению художественного таланта мальчика. В 1872 году, после смерти Александра Николаевича, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, а еще через год, намереваясь развить художественный дар Валентина, они отправляются в Париж. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И.Е. Репиным, который стал его главным учителем в жизни, обучившим основам мастерства, технике живописи и оказавшим огромное влияние на становление будущего живописца.

С Ильей Ефимовичем занятия не прекратились и после возвращения Серова в Россию в 1875 году, вместе они много путешествовали, писали картины, работали над этюдами. В этот период появляются первые графические портреты Валентина Александровича (портреты Саввы Мамонтова, Ильи Репина, Марии Симонович).

С осени 1880 года он начал посещать занятия, а через 2 года был зачислен студентом петербургской Академии Художеств, где учился у еще одного талантливого художника и педагога П.П. Чистякова, который был известен своим строгим и взыскательным нравом. Именно от него Серов перенял кропотливую и вдумчивую манеру изображения.

В 1885 году оставляет Академию, ощутив в себе достаточно сил самостоятельно продолжить свой творческий путь. Всю последующую жизнь он находился в поисках новых способов и форм изображения, не останавливаясь на одном удачно найденном варианте исполнения, как это характерно для многих художников. При всем разнообразии техники написания, стиль Серова невозможно перепутать ни с какой другой манерой исполнения. Он стал бесспорным новатором и подлинным творцом европейской живописи того времени.

Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. С этого времени в истории русской живописи начался новый этап, позволяющий увидеть реальность через новые формы восприятия гения Серова.

Творчество Валентина Серова является разнообразным по содержанию. Он любил писать портреты знаменитых людей своего времени, своих знакомых и близких друзей – Левитана, Феликса Юсупова, Николая Романова, Римского-Корсакова, Лескова, Коровина и многих других. Активно вел художник и общественную жизнь, с 1894 участвовал в движении художников-передвижников, а с 1897 года стал обучать будущих художников в Московском училище живописи.

Умер художник внезапно, на пике творческой активности, в 1911 году во время приступа стенокардии, оставив после себя более ста бесценных живописных картин и огромное число графических работ. Его полотна представлены в лучших музеях мира, а художественное наследие оказало заметное влияние на развитие искусства XX века.

 

КАТЕГОРИЯ: BestFotoPoster.ru → РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН  → Валентин Серов

bestfotoposter.ru


Смотрите также