Марк Шагал: жизнь и творчество художника. Картины шагала


Шагал Марк Захарович Картины биография Chagall Marc

Шагал Портрет

Шагал Марк Захарович (настоящее отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Российской Империи в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года.

Шагал Красная обнаженная Красная обнаженная,1908, частная коллекция Шагал Анюта Анюта (Портрет сестры),1910, частное собрание Шагал Невеста с веером Невеста с веером, 1911,Собрание П.Матисс, Нью-Йорк

Шагал получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М. Зайденберга и школу Е.Н. Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 годах – в Париже. Все творчество художника изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд ("Над городом", 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).

Шагал Моей cуженой Моей cуженой, 1911,Художественный музей Филадельфии Шагал Я и деревня Я и деревня, 1911, Музейсовременного искусства, Нью-Йорк Шагал Поэт Поэт (Половина четвертого), 1911,Художественный музей Филадельфии

Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное собрание, Париж). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью пальцами", 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Шагал Пьющий солдат Пьющий солдат, 1911-1912,Музей Гуггенхайма, Нью Йорк Шагал Адам и Ева Адам и Ева, 1912,Музей искусств, Сент-Луис, США Шагал Продавец скота Продавец скота, 1912,Художественный музей, Базель

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Покинув Москву и выехав из Российской Федерации в 1922 году в Берлин, Шагал в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны.

Шагал Ложка молока Ложка молока, 1912,частное собрание Шагал Скрипач Скрипач, 1912-1913,Городской музей, Амстердам Шагал Еврей за молитвой Еврей за молитвой,1912-1913, частное собрание

Шагал временно покидал Францию во время второй мировой войны (1941–1947 годы он провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Николая Васильевича Гоголя и "Басням" Жоржа де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

Шагал Летящая повозка Летящая повозка, 1913,Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк Шагал Над городом Над городом, 1914–1918,Третьяковская галерея, Москва Шагал День рождения День рождения, 1915,Музей современного искусства, Нью Йорк

По мере достижения пика славы манера художника – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф ("У времени нет берегов", 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над "Библией Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

Шагал Праздник кущей Праздник кущей, 1916, ГалереяРозенгарт, Люцерн, Швейцария Шагал Прогулка Прогулка, 1918, Русскиймузей, Санкт-Петербург Шагал Белла в белом воротнике Белла в белом воротнике,1917, частная коллекция

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 художник посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Марк Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

Шагал Белое распятие Белое распятие, 1938,Художественный институт Чикаго Шагал Три свечи Три свечи, 1938-1944,частная коллекция Шагал Война Война, 1964-1966,Художественный музей, Цюрих

smallbay.ru

Марк Шагал: жизнь и творчество художника

Марк Захарович Шагал (1887-1985) — живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. 

СОДЕРЖАНИЕ

Творчество и биография Марка Шагала

Интересные факты из жизни Шагала

Картины Марка Шагала

Библиография и фильмография художника

 

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

original

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Суббота Ворота еврейского кладбища Я и деревня Автопортрет с семью пальцами

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.

Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШАГАЛА

Открывая утром глаза, я мечтаю увидеть более совершенный мир, в котором правят дружественность и любовь. Одного только этого достаточно, чтоб мой день был прекрасен и достоин бытия

  • Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения,  расположенные в Америке, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
  • В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
  • Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
  • Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
  • Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
  • Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко.

 

Библиография и фильмография художника

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Круглов Владимир, Петрова Евгения. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — С. 168. — ISBN 5-93332-175-3.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artariya.ru, smallbay.ru

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Марк Шагал: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Марк Шагал: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

15 знаменитых картин Марка Шагала

Один из лидеров мирового художественного авангарда XX века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.

Художник прожил довольно насыщенную жизнь, помимо России работая во Франции и США. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, в этом же году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к его 90-летию. Вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы ещё здравствующего автора.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых картин художника, принесших ему мировую славу и признание.

"Я и деревня" (1911) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Посвящение моей невесте (Моей суженой)" (1911) Филадельфия, США, Художественный музей Филадельфии

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Памяти Аполлинера" (1911) Эйндховен, Нидерланды, Стеделийк ван Аббе-музеум

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Голгофа" (1912) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Вид Парижа из окна" (1913) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"День рождения" (1915) Нью-Йорк, Музей современного искусства

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся... Я все еще держала цветы... Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке... Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь... И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, "Горящие огни")".

"Над городом" (1917)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Синий домик" (1917)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Прогулка" (1918) Санкт-Петербург, Русский Музей

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Одиночество" (1933)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Белое распятие" (1938)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи. Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, "Шагал, или Чарующая буря", 1948)".

"Свадебные огни" (1945)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Исход" (1952)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Мосты через Сену" (1954)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Война" (1964 – 1966)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

vm.ru

Марк Шагал

   Марк Шагал (1887 – 1985)

Марк Шагал

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Ю. М. Пэна (1914)

 

    Александр Бенуа о выставке Шагала.

   Ну что же? Должен сознаться — c'est captivant. [Это чарующе (франц.).] Ничего не поделаешь. Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться — и все же это пленит, я бы даже сказал — чарует, если держаться точного смысла этого слова. В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор ему <...>

   Шагал удостоился премии Карнеги. Это уже своего рода мировая consecration. [Признание (франц.).] Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам, имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания. Шагал - настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Он действительно подошел к эпохе, он шевелит в людях такие чувства, которые почему-то тянет испытывать. Можно еще найти в этом искусстве элементы бесовского наваждения или действия сил нечистых, однако об этом говорить не позволяется, а если разрешается, то не иначе как в ироническом тоне, или как о некоей “аллегории”. Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в “украшении” священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. Той же чертовщиной увлекались такие великие мастера живописи, как Босх или старший Брейгель, как Шонгауэр и как Грюневальд, — и со всеми ими у Шагала есть, по крайней мере, то общее, что он всецело подчиняется произволу своей фантазии; что он пишет то, что в голову взбредет; что он вообще во власти чего-то такого, что не поддается какому-либо разумному определению. Однако просто от вздора и шалости и от бредового творчества сумасшедших творения Шагала отличаются именно своими подлинными чарами.

   Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство), и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение; не снобичен ли Шагал; не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение? Такие вопросы могли вполне естественно закрасться в душу, так как репертуар Шагала все такой же ограниченный, и он только и делает, что повторяет одни и те же темы.

   Так и на данной выставке мы снова увидели все тех же летающих бородатых иудеев, возлежащих на диване любовников, белых невест, акробатов, нежных эфебов с букетами, порхающих ангелочков, согбенных жалких скрипачей, и все это вперемежку с какими-то музицирующими козлами, с гигантскими курицами, с телятами и апокалиптическими конями. Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег, или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов, и меняется формат картины. Видно, без иных из этих обязательных деталей художник просто не может обойтись, и они нет-нет да и пролезут в его композицию, которая ему кажется незаконченной, пока именно какой-либо такой козел-скрипач или крылатый вестник не нашли себе места.

   Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться. Но вот эта новая демонстрация “упражнения с ограниченным количеством реквизитов” не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса. В каждой картине, в каждом рисунке Шагала все же имеется своя жизнь, а, следовательно, свой raison d'etre. Каким-то образом все это, даже самое знакомое, трогает; не является и сожаление вроде того, что “вот такой замечательный талант, а так себя разменивает, так себя ограничивает”. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается, и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же.

   Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Самое прельстительное и, безусловно, прельстительное в Шагале, это — краски, и не только их сочетание, но самые колеры, каждый колер, взятый сам по себе. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Нет в них ни стройной мелодичности, ни налаженной гармонии, нет и какой-либо задачи, проведения какой-либо идеи. Все возникает как попало, и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов. Вдохновения — хоть отбавляй, но вдохновение это того порядка, к которому художники, вполне владеющие своим творчеством, относятся несколько свысока. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им? Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы. Но аполлоническое начало начинается лишь с того момента, когда инстинкт уступает место воле, знанию, известной системе идей и, наконец, воздействию целой традиционной культуры.

   Это все и почиталось до начала XX века настоящим искусством; с историей этого искусства знакомят нас музеи, и из-за такого искусства эти музеи приобрели в современной жизни значение бесценных хранилищ, чуть ли не храмов. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Но странное впечатление будут производить в этих же музеях картины Шагала и других художников, рожденные нашей растерянной, не знающей, a quel saint se vouer [Какому святому поклониться (франц.).] эпохой. Выражать свою эпоху они, разумеется, будут и будут даже делать это лучше, нежели всякие картины более разумного и трезвого характера, или же такие картины, которые выдают большую вышколенность. Однако я сомневаюсь, что будущие поколения преисполнятся уважения к нашей эпохе после такого ознакомления с ней, и станут на нас оглядываться так, как мы оглядываемся на разные пройденные фазисы человеческого прошлого — с нежностью, с умилением, а то и завистью. Люди благочестивые среди этих будущих (сколь загадочных!) поколений, вычитывая душу нашего времени из этих типичнейших для него произведений (из живописи Шагала, среди многого другого), скорее почтут за счастье, что подобный кошмар рассеялся, и обратятся к небесам с мольбой, чтобы он не повторялся.

   Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Если она не менее кошмарна, нежели прочие, если она и очень характерна для Шагала, если и в ней доминирует импровизационное начало, то все же она, как мне кажется, серьезнее всего прочего, она, несомненно, выстрадана, и чувствуется, что, создавая ее, художник, вместо того, чтобы прибегать к привычному творческому возбуждению, имеющему общее с кисловато-сладостной дремотой, был чем-то разбужен, не на шутку напуган и возмущен. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. <…> Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Почему именно бледный труп пригвожденного к кресту Христа перерезает в белом сиянии наискось мрак, разлитый по картине?! Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Однако в целом это “видение” поражает и подчиняет внимание. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды? Или перед нами искупительная жертва? Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед? Считали же иные что все беды, обрушившиеся на человечество за долгие века христианской эры, — прямые плоды того учения, которое, проповедуя милость и любовь, на реальном опыте повлекло за собой более жестокие и злобные последствия, нежели все, ему предшествовавшее.

   Как решить задачу, я не знаю. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. В картине “Христос” представлено нечто в высшей степени трагическое и такое, что вполне соответствует мерзости переживаемой эпохи. Это — документ души нашего времени. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос! Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних “соблазнительных потех”, и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений. Шагал — художник подлинный, и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно.

1940 г.

 

Марк Шагал

Автопортрет с кистями

 

Марк Шагал

Девочка на софе. 1907

 

Марк Шагал

Дом в Лиозне. 1908

 

Марк Шагал

Мясник. 1910

 

Марк Шагал

Портрет сестры художника (Анюта). 1910

 

Марк Шагал

Невеста с веером. 1911

 

Марк Шагал

Я и деревня. 1911

 

Марк Шагал

Еврейская свадьба

 

Марк Шагал

Поэт Мазин. 1911 - 1912

 

Марк Шагал

Солдаты. 1912

 

Марк Шагал

Торговец скотом. 1912

 

Марк Шагал

Старый еврей. 1912

 

Марк Шагал

Понюшка табака. 1912

 

Марк Шагал

Солдат пьет. 1911 - 1912

 

Марк Шагал

Еврей за молитвой.1912 - 1913

 

Марк Шагал

Автопортрет с семью пальцами. 1913

 

Марк Шагал

Скрипач. 1912 - 1913

 

Марк Шагал

Парикмахерская.(Дядя Зусман). 1914

 

Марк Шагал

Синие любовники. 1914

 

Марк Шагал

Часы. 1914

 

Марк Шагал

Давид. 1914

 

Марк Шагал

Давид в профиль. 1914

 

Марк Шагал

Еврей в зеленом. 1914

 

Марк Шагал

Продавец газет. 1914

 

Марк Шагал

Лежащая обнаженная. 1914

 

Марк Шагал

На носилках. Раненый солдат. 1914

 

Марк Шагал

Портрет сестры Марьясинки. 1914

 

Марк Шагал

Автопортрет. 1914

 

Марк Шагал

Молящийся еврей. Раввин Витебска. 1914

 

Марк Шагал

Зеленые любовники. 1915

 

Марк Шагал

Красный еврей. 1915

 

Марк Шагал

Солдаты с хлебом. 1915

 

Марк Шагал

День рождения. 1915

 

Марк Шагал

Окно в деревне. 1915

 

Марк Шагал

Война. 1915

 

Марк Шагал

Любовники в розовом. 1916

 

Марк Шагал

Клубника. Белла и Ида за столом. 1916

 

Марк Шагал

Белла с белым воротничком. 1917

 

Марк Шагал

Серые любовники. 1917

 

Марк Шагал

Художник на луне. 1917

 

Марк Шагал

Окно в сад.

 

Марк Шагал

Интерьер с цветами. 1918

 

Марк Шагал

Над городом. 1918

 

Марк Шагал

Автопортрет с музой. Сон. 1918

 

Марк Шагал

Прогулка. 1918

 

Марк Шагал

Свадьба. 1918

 

Марк Шагал

Вечный жид. 1925

 

Марк Шагал

Три акробата. 1926

 

Марк Шагал

Лев состарился. 1927

 

Марк Шагал

Петух. 1929

 

Марк Шагал

Женщина и розы. 1929

 

Марк Шагал

Аврам плачет о Саре. 1931

 

Марк Шагал

Иосиф, пастух. 1931

 

Марк Шагал

Моисей распространяет смерть меж египтянами. 1931

 

Марк Шагал

Ной получает повеление построить ковчег. 1931

 

Марк Шагал

Ной выпускает голубя в окно ковчега. 1931

 

Марк Шагал

Одиночество. 1933

 

Марк Шагал

Белое распятие. 1938

 

Марк Шагал

Весна. 1938

 

Марк Шагал

Сон в летнюю ночь. 1939

 

Марк Шагал

Ночью. 1943

 

Марк Шагал

Слушая петуха. 1944

 

Марк Шагал

Дом с зеленым глазом. 1944

 

Марк Шагал

Корова с зонтиком. 1946

 

Марк Шагал

 

Букет и летящие любовники. 

 

Марк Шагал

Синий скрипач. 1947

 

Марк Шагал

Любовники у моста. 1948

 

Марк Шагал

Древо жизни .1948

 

Марк Шагал

Ночь. 1953

 

Марк Шагал

Портрет Вавы

 

Марк Шагал

Автопортрет с палитрой. 1955

 

Марк Шагал

Скотный двор. 1962

 

Марк Шагал

Вирсавия. 1962 - 1963

 

Марк Шагал

Любовники в небе Ниццы. 1964

 

Марк Шагал

Лунария. 1967

 

Марк Шагал

Цирк с желтым клоуном. 1967

 

Марк Шагал

Гладиолусы. 1967

 

Марк Шагал

Волшебная флейта. 1967

 

Марк Шагал

Накрытый стол с видом на Сен-Поль де Ванс. 1968

 

Марк Шагал

Цирк в деревне. 1969

 

Марк Шагал

Перед картиной. 1968 - 1971

 

Марк Шагал

Цветной клоун. 1974

 

Марк Шагал

Новобрачные на фоне Парижа. 1980

 

Марк Шагал

Воспоминания художника. 1981

 

Марк Шагал

Букет цветов. 1982

 

art.mirtesen.ru


Смотрите также