Легендарному Шемякину – 75: топ самых известных работ скульптора. Картины шемякина


Михаил Шемякин картины произведения биография художника импрессиониста

Открыть доступ

М.Ф. ШЕМЯКИН

(1875 – 1944)

«Огненный художник и истинный темперамент» — так охарактеризовал Михаила Фёдоровича Шемякин И.Е. Репин.

М.Ф.  Шемякин – один из немногих русских художников обратившийся к импрессионизму и всей душой воспринявший его систему. Продолжая следовать его основным направлениям, Шемякин много экспериментировал, внося новые грани в развитие пластических идей, развивал и приумножал достигнутое.

Мастер портрета, он искренне любил человека, выявляя в своих моделях только прекрасное. Искусство Михаила Шемякина в целом приподнятое, неомраченное. Он – художник с чистым и светлым взглядом на мир, живописец жизнеутверждающего начала.

Известный педагог, он передавал новым поколениям художников не только профессиональное мастерство, но и свою открытость миру как основу человеческого мироощущения.

Михаил Фёдорович Шемякин родился 21 октября (2 ноября) 1875 года в Москве. Из купеческой семьи, состоял в родстве с Е.С. Сорокиным и В.Э. Борисовым-Мусатовым.

В 1890-1899 и 1903-1905 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Е.С. Сорокина, С.А. Коровина, И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова, Л.О. Пастернака, А.Е. Архипова, К.А. Савицкого, в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина.

В 1899-1901 учился в Школе А. Ашбе в Мюнхене. Член Товарищества Передвижных Художественных Выставок (с 1908). Преподавал в собственной студии в Москве (1913) и в Школе-студии живописи и рисунка С.Ю. Жуковского (1914-1915).

В 1920 Михаил Шемякин участвовал в организации Рабфака искусств в Москве, преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1917-1929), с 1924 – в МПИ и МГХИ.

 

1. Шемякин Михаил "Автопортрет" 1905 Холст, масло 65,4х52 Частное собрание 1. Шемякин Михаил «Автопортрет» 1905 Холст, масло 65,4х52 Частное собрание 2. Шемякин Михаил "Женщина в черной косынке" 1896 Холст, масло 75х64 Тульский музей изобразительного искусства 2. Шемякин Михаил «Женщина в черной косынке» 1896 Холст, масло 75х64 Тульский музей изобразительного искусства 3. Шемякин Михаил "Зимний пейзаж" 1896 Картон, масло 93,5х69,5 Частное собрание 3. Шемякин Михаил «Зимний пейзаж» 1896 Картон, масло 93,5х69,5 Частное собрание 4. Шемякин Михаил "Этюд к портрету жены художника" 1905 Холст, масло 76х76 Собственность семьи художника 4. Шемякин Михаил «Этюд к портрету жены художника» 1905 Холст, масло 76х76 Собственность семьи художника 5. Шемякин Михаил "Мать и дитя" 1905 Холст, масло 97х80 Государственная Третьяковская галерея 5. Шемякин Михаил «Мать и дитя» 1905 Холст, масло 97х80 Государственная Третьяковская галерея 6. Шемякин Михаил "Мать и дитя на солнце" 1907 Холст, масло 95х79 Государственный Русский музей 6. Шемякин Михаил «Мать и дитя на солнце» 1907 Холст, масло 95х79 Государственный Русский музей 7. Шемякин Михаил "Мать и дитя. Этюд" 1906 Холст, масло 90х70 Частное собрание 7. Шемякин Михаил «Мать и дитя. Этюд» 1906 Холст, масло 90х70 Частное собрание 8. Шемякин Михаил "Московский извозчик" 1910 Холст, масло 191х162 Тульский музей изобразительного искусства 8. Шемякин Михаил «Московский извозчик» 1910 Холст, масло 191х162 Тульский музей изобразительного искусства 9. Шемякин Михаил "В сумерках у лампы" 1906 Холст, масло 98х76 Собственность семьи художника 9. Шемякин Михаил «В сумерках у лампы» 1906 Холст, масло 98х76 Собственность семьи художника 10. Шемякин Михаил "Портрет женщины в розовом" 1907 Холст, масло 165х100 Собственность семьи художника 10. Шемякин Михаил «Портрет женщины в розовом» 1907 Холст, масло 165х100 Собственность семьи художника 11. Шемякин Михаил "На солнце" 1908 Холст, масло 110х78 Частное собрание 11. Шемякин Михаил «На солнце» 1908 Холст, масло 110х78 Частное собрание 12. Шемякин Михаил "Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой" 1908 Холст, масло 157х89,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 12. Шемякин Михаил «Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой» 1908 Холст, масло 157х89,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 13. Шемякин Михаил "Женский портрет" Около 1910 Холст, масло 101,7х79,7 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 13. Шемякин Михаил «Женский портрет» Около 1910 Холст, масло 101,7х79,7 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 14. Шемякин Михаил "Портрет жены и сына за столом" Около 1910 Холст, масло 52,5х43,2 Частное собрание 14. Шемякин Михаил «Портрет жены и сына за столом» Около 1910 Холст, масло 52,5х43,2 Частное собрание 15. Шемякин Михаил "Девочка в матроске (Сонечка)" 1910 Холст, масло 88х70 Частное собрание 15. Шемякин Михаил «Девочка в матроске (Сонечка)» 1910 Холст, масло 88х70 Частное собрание 16. Шемякин Михаил "Церковь" 1910 Картон, масло 101,5х70,5 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар 16. Шемякин Михаил «Церковь» 1910 Картон, масло 101,5х70,5 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар 17. Шемякин Михаил "Цветущие гиацинты" 1910 Холст, масло 90х70 Тульский музей изобразительного искусства 17. Шемякин Михаил «Цветущие гиацинты» 1910 Холст, масло 90х70 Тульский музей изобразительного искусства 18. Шемякин Михаил "Трио. Эскиз" 1911 Холст, масло 64х46 Собственность семьи художника 18. Шемякин Михаил «Трио. Эскиз» 1911 Холст, масло 64х46 Собственность семьи художника 19. Шемякин Михаил "Девушка с цветами (Дочь лесника)" 1911 Холст, масло 91х72 Собственность семьи художника 19. Шемякин Михаил «Девушка с цветами (Дочь лесника)» 1911 Холст, масло 91х72 Собственность семьи художника 20. Шемякин Михаил "Портрет госпожи Н. (Рахманова)" 1911 Картон, темпера 96,5х64 Частное собрание 20. Шемякин Михаил «Портрет госпожи Н. (Рахманова)» 1911 Картон, темпера 96,5х64 Частное собрание 21. Шемякин Михаил "Портрет Дукмасовой" 1914 Холст, масло 152,8х102,5 Тюменский музей изобразительных искусств 21. Шемякин Михаил «Портрет Дукмасовой» 1914 Холст, масло 152,8х102,5 Тюменский музей изобразительных искусств 22. Шемякин Михаил "Гиацинты у ёлки" 1916 Холст, масло 177х102 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 22. Шемякин Михаил «Гиацинты у ёлки» 1916 Холст, масло 177х102 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 23. Шемякин Михаил "Чешский скрипач Ф. Ондржичек. Этюд" 1910 Холст, масло 63х45 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 23. Шемякин Михаил «Чешский скрипач Ф. Ондржичек. Этюд» 1910 Холст, масло 63х45 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 24. Шемякин Михаил "Виолончелистка А.С. Любошиц. Этюд" 1907 Холст, масло 62х48 Государственный Русский музей 24. Шемякин Михаил «Виолончелистка А.С. Любошиц. Этюд» 1907 Холст, масло 62х48 Государственный Русский музей 25. Шемякин Михаил "Трио Чайковского (И.В. Гржимали, А.А. Брандуков, А.Н. Корещенко)" 1916 Холст, масло 170х200 Дом-музей П.И. Чайковского, Клин 25. Шемякин Михаил «Трио Чайковского (И.В. Гржимали, А.А. Брандуков, А.Н. Корещенко)» 1916 Холст, масло 170х200 Дом-музей П.И. Чайковского, Клин 26. Шемякин Михаил "Чешский квартет" 1912 Холст, масло 52х65 Дом-музей П.И. Чайковского, Клин 26. Шемякин Михаил «Чешский квартет» 1912 Холст, масло 52х65 Дом-музей П.И. Чайковского, Клин 27. Шемякин Михаил "Портрет Феди в кресле" Около 1919 Холст, масло 131х93 Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого 27. Шемякин Михаил «Портрет Феди в кресле» Около 1919 Холст, масло 131х93 Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого 28. Шемякин Михаил "Две женщины (В огороде)" 1920-е Картон, масло 71х89 Частное собрание 28. Шемякин Михаил «Две женщины (В огороде)» 1920-е Картон, масло 71х89 Частное собрание 29. Шемякин Михаил "Косец" 1928 Холст, масло 180х71 Тюменский музей изобразительных искусств 29. Шемякин Михаил «Косец» 1928 Холст, масло 180х71 Тюменский музей изобразительных искусств 30. Шемякин Михаил "Девушка в розовом платье" 1929 Холст, масло 90,5х60 Частное собрание 30. Шемякин Михаил «Девушка в розовом платье» 1929 Холст, масло 90,5х60 Частное собрание 31. Шемякин Михаил "Швея. Портрет М.Ф. Шемякиной" 1930 Холст, масло 140х103 Частное собрание 31. Шемякин Михаил «Швея. Портрет М.Ф. Шемякиной» 1930 Холст, масло 140х103 Частное собрание 32. Шемякин Михаил "Скрипач М.Г. Эрденко. Этюд к портрету" 1935 Холст, масло 94х71 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 32. Шемякин Михаил «Скрипач М.Г. Эрденко. Этюд к портрету» 1935 Холст, масло 94х71 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 33. Шемякин Михаил "Композитор М.М. Ипполитов-Иванов (Второй вариант)" 1934 Холст, масло 90х72 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 33. Шемякин Михаил «Композитор М.М. Ипполитов-Иванов (Второй вариант)» 1934 Холст, масло 90х72 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 34. Шемякин Михаил "Пионерка" 1934 Холст, масло 90х80 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 34. Шемякин Михаил «Пионерка» 1934 Холст, масло 90х80 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 35. Шемякин Михаил "Девочка в красном платье. Тамочка" 1936 Картон, масло 100х81,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 35. Шемякин Михаил «Девочка в красном платье. Тамочка» 1936 Картон, масло 100х81,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 36. Шемякин Михаил "Катя (Е.И. Блаженова)" 1935 Холст, масло 53,5х37,5 Частное собрание 36. Шемякин Михаил «Катя (Е.И. Блаженова)» 1935 Холст, масло 53,5х37,5 Частное собрание 37. Шемякин Михаил "Портрет Кати" 1936 Холст, масло 41,7х33,1 Частное собрание 37. Шемякин Михаил «Портрет Кати» 1936 Холст, масло 41,7х33,1 Частное собрание 38. Шемякин Михаил "Катя в зеленом платье" 1937 Холст, масло 57,8х39,6 Частное собрание 38. Шемякин Михаил «Катя в зеленом платье» 1937 Холст, масло 57,8х39,6 Частное собрание 39. Шемякин Михаил "Пионерки на отдыхе" 1939 Холст, масло 189х95,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 39. Шемякин Михаил «Пионерки на отдыхе» 1939 Холст, масло 189х95,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 40. Шемякин Михаил "Портрет Моновар Ашрафи" 1943 Картон, масло 83,8х90 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 40. Шемякин Михаил «Портрет Моновар Ашрафи» 1943 Картон, масло 83,8х90 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 41. Шемякин Михаил "Портрет композитора Д.Д. Шостаковича" 1943 Холст, масло 95х66 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 41. Шемякин Михаил «Портрет композитора Д.Д. Шостаковича» 1943 Холст, масло 95х66 Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки 42. Шемякин Михаил "Балкон. Ташкентская весна" 1943 Холст, масло 48х33 Собственность семьи художника 42. Шемякин Михаил «Балкон. Ташкентская весна» 1943 Холст, масло 48х33 Собственность семьи художника

 

cultobzor.ru

Михаил Шемякин – 75: самые известные работы

4 мая отмечает юбилей Михаил Шемякин. Другу Владимира Высоцкого, знаменитому художнику и скульптору исполнилось 75 лет.

Всем не угодишь

– Зачастую художник опережает свою эпоху. Яркий пример этому – Ван Гог. Из тысячи гениальных работ при жизни была продана лишь одна. Разумеется, и я зачастую сталкиваюсь с непониманием и неприятием моих поисков в искусстве. Это меня не удивляет и не огорчает. Быть понятным всем – значит быть никем.

Профессия художника, как и любая из профессий, должна обеспечивать художнику существование. Когда же творчество не приносит денег, их приходится зарабатывать иными путями. Я работал годами чернорабочим, днем греб снег, ночью писал картины. Сегодня, чтобы выжить, содержать дом, оплачивать учебу моих студентов и аспирантов в Академии имени Штиглица, я занимаюсь фарфоровыми изделиями, оформляю балеты, пишу пьесы для театра.

Фото: предоставлено Фондом Михаила Шемякина

Художник должен постоянно развиваться, не стоять на месте.

Много лет я фотографирую на улицах Парижа то, что называют мусором: причудливые лужи, облупившуюся штукатурку, паутину в заброшенных домах, трещины в асфальте, облетевшие листья… Затем я распечатываю эти фотографии на офортной бумаге и легко прорисовываю пастелью причудившиеся мне образы.

Воспитывать вкус

Сегодня популярно так называемое актуальное искусство, которое зачастую не требует профессионализма, понятий о гармонии цвета, композиции. Можно взять грязный носок, обмотать им башмак, залить сверху чернилами, и если большая и модная галерея решит сделать из вас восходящую звезду, то через пару лет ваше «произведение» будет продано на аукционе «Сотбис» за пару миллионов долларов.

Сегодня рождаются новые виды искусства: видеоарт, инсталляция, перформанс, стрит-арт. Неподготовленный человек во всем этом путается. Чтобы многое понять и научиться отличать хорошее от плохого, надо заниматься самообразованием.

Все зависит от воспитания, общей культуры. В каждом ребенке заложено чувство гармонии, эстетики. И если бы мы правильно воспитывали вкус детей, они бы с юных лет понимали искусство. Недавно я прочел статью под названием «Эстетический вызов Японии». В обычной школе японский ученики четвертого класса различают легчайшие, тончайшие оттенки 240 цветов! И с первого класса дети изучают народные диалекты, чтобы не утратить богатство своего языка.

А мы еще удивляемся, что мы зачастую уродливо одеваемся, покупаем безвкусные игрушки из пластика. Приглядимся к народным игрушкам, сарафаны, кокошники – любо-дорого, недаром они выставлены сегодня в музеях. Высочайший вкус был у русского народа. А сегодня мы плывем в слащавой безвкусице.

Выставки Мастера проходят по всей России

Фото: Челябинский музей изобразительных искусств

Абстракция вокруг нас

Нужно учиться понимать искусство. В том числе абстрактное. Это один из сложнейших видов искусства, требует чутья, знания композиции, цвета.

Любой человек любит абстрактную живопись и, возможно, даже не подозревает об этом. Многие едут на природу наслаждаться цветом, а на самом деле – абстрактной картиной: пятно желтое, красное, оливковое. Человек живет в мире цветовых пятен.

Меня иногда спрашивают: «А что такое абстрактная скульптура, что она означает?» Отвечаю: «Но вы тоже любите абстрактную скульптуру. Все очень просто. Бываете на пляже?» – «Да». – «Собираете камни, которые вам понравились?» – «У меня коллекция камней, интересная форма такая...» – «Так вот, вы держите миниатюрную абстрактную скульптуру. Вы же не все камни берете мешками, вы смотрите: вот эта форма на вас действует».

Скульпторы, которые занимаются абстрактным искусством, пытаются этот камень сделать большим, чтобы он действовал на ваше сознание, чтобы вы любовались этим просто как чистой формой.

Что сказал художник

Как понять, что хотел сказать художник своей работой? Я не люблю разговоров о месседже. Иногда никакой мысли и нету, но зато вы можете придумать что-то свое.

У людей есть любопытство, желание разгадать непонятное. Поэтому популярны инсталляции. Старый башмак, разрезанная книга, облитая как будто кровью. И зритель начинает размышлять. У каждого своя фантазия, которую пробуждает искусство.

Коллекционеры тоже разные. Одни знают и любят искусство. Другие следуют моде, это открывает им двери в закрытые «высоколобые» сообщества. Олигархи хотят быть модными, казаться умными и современными.

Сегодня серьезному художнику жить и творить очень сложно. И не важно, хорошо ли рисуешь, владеешь ли колоритом – больших галерейщиков это не интересует. Им надо продать то, что пользуется спросом.

Фото: архив Wday

Самый дорогой поросенок

Америка диктует

К сожалению, отношение к сегодняшнему российскому искусству на Западе довольно пренебрежительное.

На престижных аукционах «Сотбис» и «Кристис» картины современных русских художников встретишь не часто, и по сравнению с ценами на современных западных художников довольно скромные цены. Китайские художники сегодня стоят десятки миллионов долларов. Поскольку китайское правительство решило и сумело раскрутить «своих».

В России нужно, чтобы правительство заинтересовалось этой проблемой. Должна быть специальная программа, как в Америке, например. Несколько лет назад я подарил Владимиру Путину книгу «Холодная культурная война», о том, как американцы продвигали свое изобразительное искусство на международный рынок. Правительство вкладывало колоссальные деньги в, как говорят сегодня, раскрутку своих художников и скульпторов, и чтобы создать имидж американца как суперинтеллектуала. Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн стали первыми американскими художниками – поп-артистами. Весь мир знает, кто такой Энди Уорхол, на нем делаются миллиарды.

И сегодня Америка диктует, что хорошо и что плохо в искусстве. Я же твердо верю в колоссальный потенциал русских художников и убежден, что прорыв в искусство будущего состоится в России.

Самые знаменитые работы Шемякина

Меня иногда спрашивают: как можно купить за 5 миллионов долларов разрезанную пополам свинью в формалине? Одна половина – 5 миллионов, и вторая столько же, обе 10 миллионов – самый дорогой поросенок в мире.

Неужели люди такие глупые, чтобы тратить на это деньги? Нет, они не глупые. Во-первых, нужно же заработать эти десять миллионов, это только в России можно наворовать. Во-вторых, те, кто покупает этого несчастного разрезанного поросенка, прекрасно знают, что через два года или через пять лет на аукционе он будет продан уже за 25 миллионов.

Ни один банк не дает такие проценты, как перепродажа предметов искусства. Поэтому сегодня не «коллекционируют», а «инвестируют».

Спаситель мира и еще 9 самых дорогих картин на свете

Какие картины ни в коем случае нельзя вешать в доме

www.wday.ru

Биография - Центр Михаила Шемякина

Shemyakin-gl

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. Он рос в оккупированной Восточной Германии, а вернувшись в Россию в 1956 году, поступил в художественную школу при Институте живописи им. И.Е. Репина Ленинградской Академии художеств. Был исключен из школы за несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал разнорабочим. Подвергался принудительному психиатрическому лечению, что в те годы было обычным делом для борьбы с диссидентами. В течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1967 году Шемякин основал группу художников «Санкт-Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым он создает теорию Метафизического синтетизма, посвященную поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства всех эпох и народов.

В 1971 году власти выдворяют Шемякина из СССР. Он живет в Париже, а в 1981 году переезжает в Нью-Йорк. Уже в Париже он начинает устраивать выставки и публиковать работы своих коллег – российских художников и писателей-нонконформистов. Начатые в 1960-е годы исследования искусства выросли в коллекцию миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям. Эта работа принесла художнику пять почетных докторских степеней и послужила основой для создания его Института философии и психологии искусства. В 2000 году им учрежден «Воображаемый музей» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по темам исследований. В 2002-2003 годах Шемякин снимается в серии телепередач для российского канала «Культура».

В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию – с первой, с момента высылки, выставки его работ. Впоследствии он продолжает выставляться в России. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Шемякинская Сибела – Богиня плодородия – стоит в нью-йоркском районе Сохо. Вариант памятника Петру Великому демонстрируется в Нормандии. В 1998 году в Венеции в ознаменование двухсотлетия со дня смерти Джакомо Казановы установлен шемякинский монумент Казанове. «Диалог между Платоном и Сократом» – мемориал профессора Харольда Юкера – установлен в университете Хофстра в Хемпстеде, Нью-Йорк. В 2001 году в Лондоне открыт его монумент, посвященный трехсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве – скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». В 2003 году открываются его памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце в Стрельне.

Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. В 1990-е годы вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции. В 2001 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга Шемякин ставит свою версию балета Чайковского «Щелкунчик». В 2005-м году ставит новый балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех» — со своим либретто и оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски. В 2007 Михаил Шемякин организует «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра. Открылась выставка «Михаил Шемякин: 40 лет спустя. Театр и Метафизика» в Новосибирском государственном художественном музее.

В 2008 году состоялось открытие памятника Владимиру Высоцкому в Самаре. Выставки «Театр и Метафизика» показывается во Владикавказе (Северная Осетия), в Ханты-Мансийске и в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко. В этом же году художник организует представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже.

В 2009 году Михаил Шемякин награжден Президентом РФ Д.А. Медведевым Орденом за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей c Россией. Тогда же открылись выставки: «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик» в редакции журнала «Звезда» в Санкт-Петербурге и «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки» во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина «Мойка, 12». Начиная с 2009 года дважды в год Михаил Шемякин организует в своем Фонде в Петербурге выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ”.

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создает новую версию балета Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе (Литва), открывает монумент «Жертвам террора» во Владикавказе (Северная Осетия) и выставку «Фарфоровый театр Михаила Шемякина» в рамках года Франции в России в Париже.

В 2011 году были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, «Михаил Шемякин: эскизы к балетам» в Тель-Авиве (Израиль), «10 лет Щелкунчику» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Начиная с 2011 года ежегодно представляет выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” в Северо-Кавказском филиале музея искусств народов Востока. В этом же году выходит книга «Две судьбы», написанная Михаилом Шемякиным и посвященная его дружбе с Владимиром Высоцким.

В 2012 году Михаил Шемякин – Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», проходящего в Москве на Красной площади. Были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в Строгановском дворце ГРМ в Санкт-Петербурге; «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен» в Государственном музее Востока в Москве.

В 2013 году открылись выставки в Санкт-Петербурге: «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце ГРМ и «Михаил Шемякин. Мир, скрытый в каплях воды» в музейном комплексе «Вселенная Воды».

В 2014 году состоялось открытие памятников: «Человек-часы» в Щелково, Московская область и «Жертвам забытой войны, изменившей ход истории» в городе Гусеве. В этом же году Михаил Шемякин принимает курс живописи в Воронежской государственной Академии искусств.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических изысканий.

Работы Шемякина украшают постоянные экспозиции многих музеев в США, России, Франции, Польше и стран СНГ.

Биография в датах и фактах.

Основные даты в биографии и творчестве Михаила Шемякина (1943г. – по наст.вр.)

1943 год:

Родился в Москве. Отец — военный, мать — актриса.

1945-1956 годы:

• Отец, военный офицер, служит комендантом различных городов Германии и СССР. Семья часто переезжает из города в город, следуя за отцом.

1956 год:

• Шемякины возвращаются в Россию. Михаил поступает в Среднюю художественную школу при Академии художеств в Ленинграде.

1964 год:

• Женится на Ребекке Модлиной. Рождается дочь Доротея.

1971 год:

• Присуждается медаль в Венеции за иллюстрации к книге «Классическая испанская эпиграмма». Изгнан из СССР. Уезжает в Париж.

1975 год:

• Присуждается премия Нишидо.

1976 год:

• Организует выставку советского нонконформистского искусства «Современная русская живопись». Пале де Конгре, Париж. Выпускает пластинку цыганского певца Алеши Дмитриевича.

1977 год:

• Издает альманах послесталинского нонконформистского искусства и литературы «Аполлон-77».

1978 год:

• Выпускает пластинку «Владимир Поляков. Цыганские и русские песни».

1981 год:

• Переезжает из Парижа в Нью-Йорк.

1984 год:

• Присуждается почетная докторская степень Университета в Сан-Франциско. Становится членом Нью-Йоркской Академии наук.

1986 год:

• Выход в свет двухтомной монографии «Михаил Шемякин» в издательстве «Мозаик-Пресс».

• Иллюстрирует и издает сборник стихов Михаила Юппа «Пространство».

1987 год:

• Присуждается почетная докторская степень Европейской Академии искусств, Франция.

1988 год:

• Выпускает набор из семи пластинок Владимира Высоцкого в записях Михаила Шемякина. Иллюстрирует и издает (совместно с издательством «Руссика») четырехтомник «Владимир Высоцкий. Стихи и песни».

• Издает книгу стихов Михаила Юппа «Зов». Переезжает из Нью-Йорка в Клаверак, штат Нью-Йорк.

1989 год:

• Приезжает на открытие своей ретроспективной выставки в Москве (впервые после изгнания из СССР). Иллюстрирует и издает цикл стихов Дмитрия Бобышева «Звери святого Антония». Издает первый номер журнала «Искусство России и Запада».

• Присуждается почетная докторская степень колледжа Сидар-Крест, Аллентаун, Пенсильвания.

• Ведет мастер-класс «Аналитический метод Павла Филонова» в Музее Ашмолиан, Оксфорд.

1990 год:

• Премьера документального фильма «Михаил Шемякин: исповедь художника».

1991 год:

• Открытие памятника Петру Первому в Петропавловской крепости, Ленинград. Открытие памятника Петру Первому в Шато де Васкей, Нормандия.

• Поездка в Пакистан и Афганистан на переговоры об освобождении русских военнопленных.

1993 год:

• Указом Президента Ельцина присуждается Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

1994 год:

• Награждается орденом Рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции.

• Ведет мастер-класс «Метафизическая голова. Метаморфозы и деформации» в университете Сан-Франциско.

• Публикация книги «Метафизическая голова. Метаморфозы и деформации», Нью-Йорк.

1995 год:

• Установка памятника «Жертвам политических репрессий», Санкт-Петербург.

• Установка памятника «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург.

1996 год:

• Получает почетные докторские степени в Российском государственном Гуманитарном университете и универ­ситете Кабардино-Балкарской республики.

• Мастер-класс «Метафизическая голова. Деформация и метаморфоза» в университете Юты, Солт-Лэйк-Сити, штат Юта. Мастер-класс в РГГУ.

1997 год:

• Выходит документальный фильм режиссера А. Загданского «Сферы» по исследованиям М. Шемякина.

• Установка памятника киноактеру Савелию Крамарову, Сан-Франциско.

1998 год:

• Открытие памятника Джакомо Казанове на площади Св. Марка в год двухсотлетия со дня его смерти, Венеция.

• Оформляет сцену на площади Св. Марка на период Карнавала.

• Организует «Метафизическое шествие» вместе с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским на площади Святого Марка на венецианском карнавале.

• С Анваром Либабовым и Онофрио Колуччи организует процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга» во время карнавала в Венеции.

• Публикация книги В. Рецептера «Возвращение пушкинской “Русалки”» с иллюстрациями М. Шемякина.

• Присуждается золотая медаль Российской императорской Академии художеств «Достойному».

• Мастер-класс «Метафизические головы и бюсты», Франклин и Маршал Колледж, Ланкастер, Пенсильвания.

1999 год:

• Установка скульптурной композиции «Диалог между Платоном и Сократом» (памятник профессору Г. Юкеру), Университет «Хофстра», Хемпстед, Нью-Йорк.

• Установка памятника на могиле Михаила Маневича, Санкт-Петербург.

2000 год:

• Закладка вместе с принцем Майклом Кентским памятника Петру Первому, Лондон.

• Организует выставки «Шар в искусстве». Музей воображения. Хадсон, США.

2001 год:

• Премьера балета «Щелкунчик» (либретто, постановка, декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова) в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

• Публикация книги «Создание нового “Щелкунчика”», Нью-Йорк. Открытие памятника «Дети — жертвы пороков взрослых», Москва.

• Открытие памятника Петру Первому, Лондон.

• М. Шемякин за работу над балетом «Щелкунчик» получает приз «Золотой софит».

• Присужден приз «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга.

• Европейская премьера «Щелкунчика» в Баден-Бадене.

2002 год:

• М. Шемякин за работу над балетом «Щелкунчик» получает приз «Золотая маска» за лучшую работу художника в музыкальном театре.

• Присужден приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в Мариинском театре.

• На канале «Культура» показаны шесть фильмов из серии «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

2003 год:

• Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» (либретто Михаила Шемякина по мотивам сказки Гофмана, музыка Сергея Слонимского, хореография Кирилла Симонова, постановка, декорации и костюмы Михаила Шемякина) в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

• Установка памятника «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне под Санкт-Петербургом.

• Установка надгробного памятника Анатолию Собчаку, первому мэру Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург.

• Организует выставки «Жнец. Образ смерти в искусстве» и «Рука в искусстве» в Музее воображения, Хадсон, Нью-Йорк.

• Создан и показан второй цикл из семи программ для канала «Культура» (Россия) в серии «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

• Американская премьера «Щелкунчика», Кеннеди-центр, Вашингтон.

2004 год:

• Женитьба на Саре де Кэй.

2005 год:

• Премьера двухактного балета на музыку С. Слонимского «Волшебный орех» (либретто, сценография, костюмы М. Шемякина, хореография Д. Пандурски) в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

• Публикация альбома «Волшебный орех» (эскизы костюмов и декораций к спектаклю), издательство «Скира», Милан.

2006 год:

• Премьера трех одноактных балетов: «Метафизика» (на музыку С. Прокофьева), «Кроткая» (на музыку С. Рахманинова), «Весна священная» (на музыку И. Стравинского) (декорации и костюмы М. Шемякина, хореография Д. Пандурски) в Государственном театре оперы и балета в Софии и в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

• Премьера мультипликационного фильма «Гофманиана», Дом кино, Санкт-Петербург.

2007 год:

• Организует «Посольство Петра Великого» на пл. Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, Венеция (Италия).

• В рамках Славянского базара выставка Михаила Шемякина (30 графических работ из серий «Чрево Парижа», «Люди птицы»,«Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого»), Витебск (Беларусь).

• Выставка «Шар в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в рамках Первого фестиваля современного искусства, Ханты-Мансийск.

• «Михаил Шемякин: 40 лет спустя. Театр и Метафизика» в Новосибирском государственном художественном музее, Новосибирск.

2008 год:

• Организует представление «Посольство Петра Великого в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра.

• Открытие памятника Владимиру Высоцкому, Самара.

• Выставка «Михаил Шемякин: Театр и Метафизика», Владикавказ (Северная Осетия).

• Выставка «Параллельные миры Михаила Шемякина», Ханты-Мансийский государственный музей природы и человека, Ханты-Мансийск.

• Выставка «Метаморфозы Михаила Шемякина» в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, посвященная 100-летию со дня рождения отца художника, Краснодар.

• Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен»» в Национальном музее, Нальчик (Кабардино-Балкария).

• Выставка «Михаил Шемякин: Метаморфозы», Краснодар.

2009 год:

• Награжден Президентом РФ Д.А. Медведевым Орденом за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей c Россией.

• Выставка «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик» в редакции журнала «Звезда», Санкт-Петербург.

• Выставка «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки» во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина «Мойка, 12», Санкт-Петербург.

• Выставка «Квадрат в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Шар искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

2010 год:

• Премьера новой версии балета Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета, с хореографом Кириллом Симоновым, Вильнюс (Литва).

• Открытие монумента «Жертвам террора», Владикавказ (Северная Осетия)

• Выставка «Образ смерти в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Крик в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» в рамках Фестиваля японской культуры «Сад удовольствий» в павильоне Роз ГМЗ «Павловск», Санкт-Петербург.

• Выставка «Фарфоровый театр Михаила Шемякина» в рамках года Франции в России, Париж.

• Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен», Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств, Краснодар.

• Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» Северо-Кавказский филиал ГМИ народов Востока, Майкоп.

• Коллективная выставка «Возращение легенды. Императорский фарфор» в ГМИИ им. Пушкина, Москва.

• Коллективная выставка «Искусство куклы (Куклы Гофманиады)» в ЦВЗ «Манеж», Москва.

2011 год:

• Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», Москва.

• Выставка «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

• Выставка «Михаил Шемякин: эскизы к балетам», Тель-Авив (Израиль).

• Выставка «Михаил Шемякин: Щелкунчик» в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

• Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» в Сочинском художественном музее, Сочи.

• Выставка «Монстры. Мифологические персонажи» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» «Рука в искусстве» Фонд художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Крик в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Северо-Кавказском филиале Музея искусств народов Востока, Майкоп.

• Выставка «Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2012 год:

• Выходит книга «Две судьбы». Автор Михаил Шемякин. Издательство «Вита Нова».

• Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», Москва.

• Выставка «Башмак в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Стул в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Монстры. Мифологические персонажи» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Северо-Кавказском филиале Музея искусств народов Востока, Майкоп.

• Выставка «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в Строгановском дворце ГРМ, Санкт-Петербург.

• Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен» в Государственном музее Востока, Москва.

• Выставка «Михаил Шемякин: Сказки Гофмана» в Международном Центре МГУ им. М.В.Ломоносова, Женева.

• Выставка «Михаил Шемякин. Эскизы к балету «Щелкунчик»» (в рамках фестиваля «Кубань театральная») в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, Краснодар.

• Выставка работ Михаила Шемякина в РОСНАНО, Москва.

2013 год:

• Выставка «Михаил Шемякин. Владимир Высоцкий. Две судьбы» в Государственном Сочинском Художественном музее в рамках IV Зимнего Фестиваля Искусств Юрия Башмета, Сочи.

• Выставка «Дети в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Смазанный образ в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка «Рука в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина  «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Северо-Кавказском филиале Музея искусств народов Востока, Майкоп.

• Выставка «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце ГРМ, Санкт-Петербург

• Выставка работ Михаила Шемякина и членов его семьи — первой жены художника Ребекки Модлен-Шемякиной и их дочери Доротеи в рамках Россотрудничества, Лондон.

• Выставка «Михаил Шемякин. Мир, скрытый в каплях воды» в музейном комплексе «Вселенная Воды», Санкт-Петербург.

• Коллективная выставка «Ленинградская коллекция» в особняке Румянцева, Санкт-Петербург.

2014 год:

• Выставка «Разрез в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

• Выставка скульптуры и графики Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного в Иркутском областном краеведческом музее, Иркутск.

• Выставка «Трансформация с Пикассо» в LAZAREV-GALLERY, Санкт-Петербург.

 

 

 

 

mihfond.ru

Михаил Шемякин (I) - Царская прогулка

На берегу Финского залива прогуливаются Петр I со своей Екатериной I в сопровождении карлика и двух борзых. Образ Екатерины был создан на основе ее портретов и некоторых старинных гравюр, сделанных при жизни императрицы. "Царская прогулка" открыта в дни празднования 300-летия Петербурга 28 мая 2003 г. Михаил Шемякин говорит, что это первое скульптурное изображение императрицы.

Они остановились на гранитном пьедестале с бронзовой балюстрадой, а рядом с ними две борзых и карлик. Слева от карлика - кресельный трон, по бокам лестницы, ведущей к верхней платформе подиума, два орудия в миниатюре. По бокам подиума шесть масок. Фигуры около 2,5 метров в высоту, выполнены стилизованно и несколько графически – что присуще творчеству Шемякина. Выплавка работы проводились в Соединенных Штатах арт-американской фирмой Tallix литейном (Beacon, Нью-Йорк).

Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Отец - Михаил Петрович Шемякин - родился в 1908 году во Владикавказе. Его отец рано погиб и у него фамилия отчима - Шемякин, который был офицером Белой гвардии.

Приёмный отец пропал на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых.

Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов. Мать - Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.

Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. "Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате — мама с сестрой, в другой — я. 38 человек в квартире!", - вспоминал он.

Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина. В 1967 году основал группу художников «Петербург».

Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году.

"Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно — в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов", - рассказывал художник.

По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.

Материалы по теме

Полностью биографию Шемякина можно прочитать здесь

tanjand.livejournal.com

Иллюстрации - Центр Михаила Шемякина

Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого

Сорок две иллюстрации к произведениям Володи Высоцкого — это единый цикл, начатый мною в середине 1980-х годов (тогда были сделаны первые восемь рисунков) и завершённый в 2004-2011 годах. Число сорок два выбрано неслучайно — ровно столько лет прожил Володя.

Иногда мне кажется, что лучшими моими комментариями к произведениям Высоцкого могут быть мои иллюстрации — они рождались как продолжение нашего с Володей диалога. Но и рисунки требуют отдельных пояснений, поскольку многие песни рождались в результате долгих бесед, в которых Володя высказывал своё отношение к тому или иному событию, а некоторые рисунки сделаны к песням, которые описывают события, свидетелями которых были только мы с Володей или  только один из нас.

Михаил Шемякин.

Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя

В 1960-е годы Шемякин изучал проблему демонизированных форм в мире, создаваемом его собственным воображением, избегая тем, навеянных современным бытом. В то же время он равно далёк от псевдоромантической традиции. У Гоголя он учился экспериментально исследовать границы между духовным и земным миром, с научной точностью определяя законы, по которым происходит превращение добра во зло и зла в добро в мире искусства. Однако сам Гоголь не избежал соблазна механической проекции этических ценностей в эстетическое измерение, что привело его к глубокому экзистенциональному кризису и постепенному отказу от художественной деятельности.

Писатель всей своей жизнью дал трагический урок, показывающий бесплодность и даже губительность попыток христианизировать искусство на традиционных путях аскетического морализма. Шемякину удалось миновать опасность одностороннего морализирования в искусстве. Разделяя с Гоголем пристальное внимание к формам зла в мире, он фиксирует их число эстетически, не подгоняя их под те или иные системы этических ценностей.Зло выявляется не столько сюжетно, сколько через ритм красок и линий, не нуждающихся в этикетках. Художник выступает в качестве духовного исследователя и экспериментатора, который наблюдает феномены, ставит опыты, но не хочет навязывать свои представления о конечных результатах. Он стремится увидеть скрытую мысль (идею) образа (как внешнего, природного, так и внутренне — имагинативного). Многое может явить себя, пользуясь выражением Гоголя, как «ужасная действительность» только потому, что она осталась «не озарённой светом какой-то непостижимой, скрытой во всём мысли». Будучи настоящим мистиком, Гоголь учил, что подлинная реальность, в том числе и эстетическая, возникает только в акте творческого познания, сравнимого с освещением предмета солнечным светом: даже «простая, низкая природа является у художника в каком-то свету». Такое произведение ведёт к благостным эстетическим переживаниям, и «после того спокойнее и ровнее всё течёт и движется вокруг тебя». И та же самая тема (образ) у другого художника, пассивно и рассудочно подходящего к творчеству, «кажется низкой, грязною…нет в ней чего-то озаряющего».В «Петербургских повестях» и в иллюстрациях к ним Шемякина подобное мнимое пространство — проекция опустошенной души.

В. Иванов

Иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского

В своих иллюстрациях к «Преступлению и наказанию» Шемякин зарисовывает проекции архетипа в трёхмерной действительности, но очищенной от второстепенных деталей и доведённой  до уровня знаково — символических форм. Такая герменевтическая установка логически приводит к театрализованной интерпретации романа, освобождая его от тесной связанности с историческим контекстом. Устранён и натуралистический подход к изображению героев «Преступления и наказания». В отличие от большинства иллюстраторов романа, в той или иной степени мысливших в категориях реалистической эстетики, Шемякин трактует лица Раскольникова и Свидригайлова как маски. Сам Достоевский подчёркивал призрачную странность облика Свидригайлова, а в романе «Бесы» прямо указывал, что лицо Ставрогина «напоминает маску».

Шемякин, следуя петербургскому мифологу, возрождает античное понимание маски, модифицируя его. Она является для него средством преодоления натуралистического психологизма. Благодаря маскам в трагедии легче воспринять магическое присутствие духовных существ (богов и демонов), стоящих за сценическим действием. Художник отказывается от распространённого подхода к Достоевскому как психологу и видит в нём мастера, изображавшего проекции духовных архетипов в петербургской жизни. Иллюстрации могут рассматриваться как эквивалент театрального действа, и нужно попытаться уловить его смысл, ту идею, которая сообщает рисункам род внутренней и стилистической целостности.

Зрителю предоставляется известная степень свободы в определении порядка графических сцен-листов. В первом томе монографического альбома Michail Chemiakin они расположены произвольно: вне связи с развитием сюжета в самом романе, что давало созерцателю возможность самому выстроить зрительный ряд. Такой же свободный подход характерен для размещения иллюстраций в альбоме «Шемякин&Петербург». В нём совершенно иная расстановка акцентов. В первом варианте выделен образ Свидригайлова, во втором — Сонечки Мармеладовой. тогда как Свидригайловская тема представлена только двумя эскизами. В то же время следует попытаться найти определённую композиционную структуру, лежащую в основе всей серии рисунков.

В. Иванов

Иллюстрации к книги «Испанская классическая эпиграмма»

Эти иллюстрации  в своей графической оснастке несут дух русского лубка, они полны юмора, гротеска. Художник с серьёзной подготовкой изучал не только тексты эпиграмм, но и костюмы, быт, вживался в дух эпохи и старался, чтобы иллюстрации не казались просто графическим дополнением к книге, а были органично вплетены в литературную ткань, отражали её смысл и остроту.

А. М. Петряков.

 

mihfond.ru


Смотрите также