Эгон Шиле: жизнь и творчество художника. Картины шиле


Художник Эгон Шиле: картины, биография

Эгон Шиле – выдающийся художник и лучший мастер австрийского модерна. К сожалению, у нас в стране он малоизвестен. И вообще, австрийское искусство долгое время оставалось в тени для россиян. В начале 20 века все обращали внимание лишь на Париж, а что происходило в Вене, Копенгагене или Берлине – никого не интересовало. Климт стал первым австрийским живописцем, известным в России. Эгона считали его преемником, но ранняя смерть помешала Шиле достичь высот своего кумира. Тем не менее, он оставил очень яркий след в искусстве начала 20 века.

Детство

Отец Эгона – Адольф, работал на железной дороге и нёс ответственность за станцию Тулли. Именно там появился на свет будущий художник в 1890 году. Школ поблизости не было, поэтому Эгон Шиле был отослан в Кремс. В 1904 году из-за ухудшения здоровья отца вся семья переехала в Вену. Болезнь Адольфа прогрессировала, и через год он скончался.

эгон шиле

Отношения с родителями

До конца своих дней художник Эгон Шиле чувствовал на себе влияние отца. В 1913 году он писал своему сводному брату: «Вряд ли кто-то вспоминает моего благородного папу с такой же печалью, как я. Никто не понимает, зачем я хожу по местам, где он был при жизни и где я могу ощутить боль. Как раз поэтому в моей живописи так много скорби. Она продолжает во мне жить!»

Эгон невзлюбил свою маму, так как считал, что она слишком мало носила траур по отцу: «Моя мама – странная женщина… Она меня не понимает и совсем не любит. Если бы любила и понимала, то могла бы хоть чем-то пожертвовать ради этого».

Юность

Во время своей запоздалой юности Эгон испытывал сильные чувства к Герте – своей младшей сестре. Конечно, здесь не обошлось без кровосмешения. Когда девочке исполнилось двенадцать, а ему шестнадцать, они уехали на поезде в Триест, где провели несколько ночей в двухместном номере отеля. В другой раз опекуну мальчика пришлось даже сломать дверь комнаты, чтобы узнать, чем его дети там занимаются.

художник эгон шиле

Встреча с Климтом

В 1906 году Эгон Шиле, биография которого известна всем любителям живописи, поступил в школу изобразительного искусства. Там он быстро перешёл в разряд проблемных учеников и был переведён в другую академию искусств. На тот момент будущему художнику исполнилось 16 лет. Спустя год он разыскал своего кумира Климта и показал ему несколько собственных рисунков. «Как вы считаете, у меня есть талант?» - спросил юноша. «Да, даже чересчур много» - ответил Климт, любивший поощрять молодых художников. Он помог Эгону, покупая его рисунки (или обменивая на собственные) и рекомендуя Шиле своим патронам. Также Климт устроил юношу в цех ремёсел, для которого Эгон выполнил несколько проектов (женская обувь, мужская одежда, рисунки для открыток). В 1908 году Шиле организовал свою первую выставку.

Организация студии

После трёх лет учёбы юноша ушёл из академии и организовал собственную студию. В то время главной тематикой его картин стали дети, переживающие период полового созревания. Особенно Эгон Шиле любил рисовать девочек. Современник художника вспоминал: "Его студия была ими наводнена. Девочки укрывались там от полиции или плохих родителей, ночевали, просто слонялись без дела, мылись, расчёсывали волосы, чинили обувь и одежду… В общем, они были как животные в клетке, которая их устраивала". Эгон, уже ставший превосходным художником, очень часто их рисовал. Причём большинство работ было эротического содержания. В то время в Вене находилось огромное количество коллекционеров и распространителей порнографии, которые с радостью скупали рисунки Шиле. Это существенно увеличило доход художника.

эгон шиле картины

Автопортреты

Помимо юных девочек, Эгон Шиле был увлечён своим телом и делал много автопортретов. Он впечатлял не только себя, но и окружающих. Один из его покровителей и защитников – Артур Роесслер, описывал Эгона так: «Даже в окружении известных персон с экстремальными пристрастиями его необычные взгляды сильно выделялись… Он имел податливое, тонкое, высокое тело с длинными руками и узкими плечами. Пальцы тоже были длинными и бросались в глаза на фоне костистых рук. Лицо было безбородо, загорело и окружалось непослушными, тёмными, длинными волосами. На широком, угловатом лбу Эгона виднелись горизонтальные линии. Специфические особенности лица Шиле становились заметными при серьёзном или грустном выражении, которое было вызвано внутренней болью, заставляющей художника плакать изнутри. А его взгляд, в сочетании с лаконичным разговорным стилем (вставлял в речь афоризмы), производил впечатление внутреннего благородства. Это было очень убедительно, потому что Эгон вёл себя естественно и не притворялся кем-то другим»

эгон шиле биография

Фальшивая бедность и мания преследования

В этот период своей жизни Шиле старался производить впечатление крайней бедности. Но его утверждениям о собственной нищете противоречат не только личные фотографии, но и рассказы современников. Никто не видел художника, ходящего в тряпках или обедающего в общественной столовой.

С 1910 года Эгон Шиле, картины которого постоянно росли в цене, стал страдать от мании преследования. В одном из писем он упоминал: «Как здесь отвратительно! Все мне завидуют и сговариваются против меня. А некогда хвалившие меня коллеги смотрят злорадными взглядами»

Уолли Невзил

В 1911 году Эгон встретил бывшую любовницу и натурщицу Климта – семнадцатилетнюю Уолли Невзил. Она осталась у него жить и стала его лучшей моделью. Венская обстановка наскучила паре, и они решили переехать в небольшой городок Крумау (там у Шиле были семейные связи). Но через некоторое время Эгону и Уолли пришлось сменить обстановку из-за неодобрения местных жителей. Следующим пристанищем пары стал город Нойленгбах, находящийся в тридцати минутах езды от Вены. Студия художника вновь стала прибежищем для неблагополучных детей.

эгон шиле фото

Арест

Эгон Шиле, автопортрет которого стоит сейчас больше миллиона долларов, продолжал вести тот же образ жизни, что и в Вене. У окружающих это вызывало лишь враждебность, и в 1912 году он был арестован. Полицией было изъято больше сотни рисунков, которые признали порнографическими, и Эгону предъявили обвинение в совращении, а также в похищении детей. На суде эти обвинения отклонили, но Шиле признали виновным в показе эротических картинок детям. Поскольку художник находился в заключении уже 21 день, его приговорили всего к трём дням. Также судья решил прилюдно сжечь один из рисунков Шиле. Эгон был рад так легко отделаться. Когда он сидел в тюрьме, то написал несколько своих автопортретов, подписанных жалостливыми фразами: «посадить художника – преступление», «я чувствую не вину, а лишь очищение». Недоброжелатели считали, что этот случай как-то повлияет на Шиле и заставит изменить образ жизни. На самом деле заключение в тюрьме никак не отразилось ни на его характере, ни на его карьере.

Выставки в Кёльне и Вене

В конце 1912 года Эгона пригласили на выставку в Кёльне. Там он познакомился с Хансом Гольцем – дилером, активно продававшим картины австрийских художников. Их отношения представляли собой постоянную борьбу за цены. Эгон требовал за свои работы всё большие и большие гонорары. В 1913 году художник написал матери хвастливое письмо: «Во мне были объединены все красивые и благородные качества. Я стану неким плодом, оставившим после себя вечную жизнь даже после её распада. Как же вы должны радоваться, что родили именно меня». Мания преследования, эксгибиционизм и самовлюблённость Шиле были отражены в эмблеме, нарисованной им для своей индивидуальной выставки в Вене (галерея Арно). Там он изобразил себя в образе святого Себастьяна.

эгон шиле автопортрет

Поворотный год

1915 год стал для Эгона поворотным. Он встретил двух девочек, живших напротив его студии. Адель и Эдит были дочерьми слесаря, владевшего мастерской. Шиле сильно привязался к ним обеим, но в итоге решил остановиться на Эдит. Прежняя модель художника – Уолли Невзил, была равнодушно уволена. Последняя встреча Эгона и Уолли произошла в местном кафе Айхбергер, где пара ежедневно играла в бильярд до этого дня. Шиле вручил Невзил письмо с предложением. Суть его была в следующем: несмотря на то, что они с Уолли больше не вместе, Эгон хочет каждый год уезжать с ней на всё лето в отпуск без Эдит. Невзил естественно отказалась. Позже она стала медсестрой в Красном Кресте и умерла в военной больнице от скарлатины перед Рождеством 1917 года. Эгон и Эдит поженились в июне 1915 года. Семейство девушки было категорически против. Мать же художника к тому времени уже умерла.

Призыв в армию

Через несколько дней после свадьбы, Эгон Шиле, фото которого прилагается к статье, был призван в армию. Войну он пережил достаточно легко. Сначала Эгон служил в отделении, транспортирующем российских военнопленных, а потом стал клерком в одном из тюремных лагерей. В январе 1917 года его перебросили в Вену для службы на складе, снабжавшем табаком, спиртными напитками и продовольствием Австрийскую армию. В стране, где цены на продукты постоянно росли, это считалось привилегированным местом.

австрийский художник

Последние годы

Армейская служба никак не сказалась на популярности Шиле. Все знали, что он ведущий австрийский художник молодого поколения. В связи с этим, руководство попросило его принять участие в Стокгольмской выставке для улучшения образа страны в Скандинавских государствах. А в 1918 году Эгон стал главным участником на выставке Сецессиона, где представил свой проект – эмблему в стиле Тайной вечери со своим портретом вместо Иисуса Христа. Даже в условиях войны этот показ стал настоящим триумфом, и Шиле получил много заказов на портреты. Причём цены на его рисунки постоянно росли. Это позволило переехать супругам в новый дом-студию. Но насладиться семейным счастьем они не успели. В октябре 1918 года беременная Эдит заболела гриппом и спустя 10 дней умерла. Эгона опустошила эта потеря, и он тоже слёг с этой болезнью. Шиле скончался спустя три дня после смерти супруги.

fb.ru

Шиле, Эгон. Все картины художника

Эгон Шиле

Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.

Детство

Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе. Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов. Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.

В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг. Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался. Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.

Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать. После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу. Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.

Обучение и начало творчества

Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно. Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением. Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.

В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств. Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом. В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.

С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.

Экспрессионизм, любовь, смерть

Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики. Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда. Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.

Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь. При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года. Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства. Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.

Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе. Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других. “Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.

Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить. Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога. И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.

В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.

Виктория Бондарчук

gallerix.ru

Эгон Шиле, картины с названиями и описанием и биография художника

Эгон Шиле (нем. Egon Schiele; 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский художник-экспрессионист, самый любимый и талантливый ученик Густава Климта.

Особенности творчества художника Эгона Шиле: эротичные, откровенные рисунки и картины Шиле трудно назвать чувственными и томными. Ломаные линии рук и ног, лица-маски, иссушенные обнаженные тела — это разговор скорее о страдании и зыбкости жизни, нежели о любви и чувственности. Даже в пейзажах Шиле на пустынных, безлюдных улицах и полях — одиночество и звенящая тишина.

Известные картины Эгона Шиле: «Любовники», «Семья», «Дома с пестрым бельем», «Молодая мать», «Портрет Валли», «Автопортрет с цветами-фонариками» и другие автопортреты Эгона Шиле.

Если бы Эгон Шиле стал посещать психотерапевта, его история болезни могла бы быть в несколько раз толще истории жизни и увесистей его уголовного дела. Знаменитый «венский порнограф» не успел стать мудрым и разумным, он не получил от жизни достаточно времени, чтобы вскрыть глубины зрелых тем и образов, отболев скандальной сексуальностью, взяться основательно за пейзажи и другие «взрослые» жанры. Шиле прожил всего 28 лет и рисовал по-настоящему всего 10 лет, но стал одной из самых ярких и смелых фигур искусства ХХ века. Несмотря на все диагнозы, которые художнику мог бы поставить его соотечественник Зигмунд Фрейд.

Брокер Поль Гоген, например, в 28 лет впервые посылает свой вполне академический пейзаж на парижский Салон, а до обретения собственного стиля ему еще жить и работать лет 10. А несостоявшийся арт-дилер и пастор Винсент Ван Гог в 28 лет только пойдет учиться в Королевскую академию изящных искусств, которую вскоре бросит.

Слишком мало радостей

А Эгону Шиле еще в детстве стало понятно, что он художник. Единственной его натурщицей, пленэром и вдохновением была тогда железная дорога с ее семафорами, сложными механическими узлами, дымом и мощью. Эгон и две его сестры родились и выросли в маленьком австрийском городке Тульн, где их отец был начальником крупной железнодорожной станции. Город был настолько маленьким, что здесь не было даже школы, и остается настолько маленьким даже сейчас, что главные его достопримечательности — это упоминание в «Песне о Нибелунгах» и почетное звание родины австрийского художника Эгона Шиле.

Кроме рисунка юного Эгона Шиле мало что интересовало: он ни с кем не дружил, к наукам и урокам не проявлял никакого интереса и во всех учебных заведениях сразу же получал негласное звание «трудного» ученика, а его родители — ворох гневных записок от учителей. Экзамены в лицее он без сожалений заваливал, оставался на второй год и с непробиваемым безразличием ко всему остальному продолжал заниматься только одним делом — рисовать. Он очень любил отца, а на мать обижался всю жизнь за то, что она мало носила по отцу траур и совсем неправильно любила его, Эгона. Сумасшествие отца вследствие заражения сифилисом не ослабило любви к нему со стороны сына, а только сделало эту любовь навязчивой и болезненной. Уже будучи взрослым и успешным, он продолжал возвращаться в те места, которые были дороги отцу, ездил по его дорогам и не находил нигде успокоения.

Слишком много таланта

Художественный дар Эгона Шиле был настолько явным, что внушал даже некоторый ужас. В Академии изобразительного искусства он стал самым юным студентом — Шиле было всего 16, когда профессор Грипенкерль принял его в свой класс (тот же профессор годом позже не примет в Академию 18-летнего Адольфа Гитлера). Когда юный художник уже после нескольких лет обучения притащил в дрожащих руках свои рисунки Густаву Климту, мэтр сказал только одно: «В них есть талант. Даже слишком много».

Талант был для Шиле главным нравственным ориентиром и оправданием. Биографы утверждают, что он вылетел из Академии из-за своих попыток познать моделей как можно ближе, максимально близко. «Только так я могу их по-настоящему почувствовать», — объяснял Эгон своему учителю многочисленные личные связи. Во избежание скандала от юного гения решено было избавиться, его отчислили после трех лет обучения.

Оставшись без денег опекуна, без заказов цеха ремесел Сецессиона, Шиле, не задумываясь, использует свой редкий дар для создания откровенных картинок — довольно прибыльного и востребованного тогда дела. Скоро художник может уже снять квартиру со студией и работать над картинами для первой крупной выставки, организованной Климтом в 1909 году в Венской галерее. Вызывающе талантливый 19-летний «порнограф» попадает в завидную компанию: рядом с его картинами находятся работы самого Климта, Винсента Ван Гога и Эдвард Мунка. К началу Первой мировой войны Шиле становится знаменитым, он ежегодно участвует в выставках: «Синего всадника», кельнского «Сондербунда», Венского и Международного сецессиона. После смерти Климта в 1918 году Шиле становится главным художником Австрии, мечтает о собственной школе живописи и новом объединении художников.

Слишком близкие женщины

Эгон Шиле был невысоким, хрупким, нервным мужчиной-мальчиком с большой болью в глазах. Он любил фотографироваться и подходил к этому очень серьезно — выставлял руки и продумывал позы. Но обвинения в самолюбовании и эксгибиционизме, которыми норовят сейчас награждать его в каждой второй биографической статье, разбиваются о десятки сложных автопортретов. Шиле на них испытывает себя, а не любуется собой. Он здесь мученик, урод, поэт, отшельник, муж, любовник, но никогда не красавчик.

При этой склонности к самоедству и самоанализу в его студии и в его постели побывали столько женщин, что их никто не утруждается даже считать. Друзья-художники рассказывали, что в его доме всегда жили девочки-подростки, которые скрывались там от побоев родителей, отсыпались, купались, чинили одежду, а заодно позировали для очередной картины. Но были две женщины, которые стали для художника особенными: Валери Нойзель, модель и первая любовь Шиле, и Эдит Хармс, жена и последняя любовь Шиле.

Валери было 17 лет, когда она стала бывшей моделью Климта и любимой моделью Шиле. Она несколько лет будет позировать Эгону в разноцветных чулках, скитаться за ним по маленьким городкам в поисках уединения. Но в маленьких городах их любви не принимали, подглядывали в окна и сетовали на безнравственность. В одном из таких городков Шиле арестовали за совращение малолетней и хранение непристойных рисунков, торжественно сожгли одну из картин, вместо запланированных 20 лет тюрьмы продержали 3 дня и отпустили.

Когда в жизни Шиле появилась дочь владельца слесарной мастерской Эдит Хармс, он не нашел ничего лучше, как вручить Валери прощальное письмо и предложить ежегодные летние путешествия с развлечениями вдвоем. Валери не нашла ничего лучше, чем уйти работать медсестрой Красного креста и умереть там через несколько лет.

Почти вся история семейной жизни Эдит и Эгона — это история его пребывания на войне. Шиле призвали через 4 дня после свадьбы, а вернули юной жене за несколько месяцев до смерти. Эдит умерла беременной от страшной эпидемии испанского гриппа, которая поразила всю Европу. Эгон пережил ее на 3 дня.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Эгон Шиле, певец эротики. - Все интересное в искусстве и не только.

0_8f622_bc2a712e_XXXL

Эгон Шиле (Egon Schiele, (1890-1918))—австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.Эгон Шиле—австрийский художник, один из лучших мастеров европейского модерна. Учился в Венской Академии изящных искусств с 1906-го по 1909-й год, где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме. Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913-м году, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю своим комплексам и сомнениям. Художественная карьера художника была короткой, но плодотворной и многие работы носили откровенно сексуальный характер, что послужило причиной тюремного заключения за “создание аморальных рисунков”. Благодаря своему нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя формально никогда не принадлежал к этому движению. Эгон Шиле умер в возрасте двадцати восьми лет от гриппа, в момент, когда его творчество получило признание.

Эгон-Шиле--20-fe[1]

5bfacf0f45

6acd94968e

7f039b69b6

73a8c74d45

144d625c3b

175b44f143

477e45441c

699px-Egon_Schiele_032

948c1a6718

07976bc1c0

21027abdaa19

21326d702f

44002c58c8

1600120a3ce6

2836075507

a335e0fdeb

b58cd040fb

e17da5707b2f

recliening-female-nude

shile01

shile08

the-scornful-woman-1910

wally-with-a-red-blouse

ZHurnal-Prosto_E-gon-SHile-28

ZHurnal-Prosto_E-gon-SHile-85

1a3e4ad1a3

6a3d58dec2

6e816c4e43

7bf6024dc3

9acc828e03

12aa6ed74c

46cef6ba10

63aff4cdda

68d96f2a45

71aa921813

24176c9bdc

79018f2915

3825771965

a960dc8137

b81e532c14

c3d581ae8e

c50c513090

c764a8cb68

c6572dd65e

e31e1674a3

e0665da0da

ff98518e83

ZHurnal-Prosto_E-gon-SHile-96

smallbay.ru/schiele.html

tanjand.livejournal.com

Мой путь пролегает над бездной. 18+: uchitelj

Выставка в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 2

Часть 1: Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+

Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. 1911. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Selbstporträt mit Pfauenweste / Self-Portrait with Peacock Waistcoat. 1911 © Sammlung Ernst Ploil

«В основном я сейчас наблюдаю за физическим движением воды, цветов, деревьев, гор. Глядя на них, я отмечаю их сходство с человеческим телом, подверженным тем же порывам удовольствия и тем же страданиям». [Эгон Шиле, 25 августа 1913 г., письмо]

Эта идея просматривается во многих его портретах и автопортретах, на которых человеческое тело выглядит похожим на растение - только изображенное не элегантными синусоидами в духе ар нуво, а нервными, дрожащими линиями, зигзагообразными контурами. Как правило, в работах Шиле не было фона – он сосредотачивался исключительно на линиях человеческого тела. Истощенные тела персонажей в произведениях Эгона Шиле демонстрируют радикальную эстетику безобразного, сохраняющую актуальность по сей день. Она противоречит идеалу красоты, принятому Сецессионом в окружении Густава Климта. Юный Шиле снимает противоположность между красотой и безобразием, между нормой и патологией.

«В отличие от прочих экспрессионистов, [Шиле] не ограничивался только лицами своих моделей. Как и у Кокошки, на его портретах руки часто говорят о психологическом состоянии героя больше, чем лицо. Все тело, все члены Шиле превращал в выразительные средства». [Искусствовед Дитмар Элгер]

Все иллюстрации: работы, которые показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017. С 10.10.2017 по 14.01.2018 выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) пройдет в Москве в Пушкинском музее.

Эгон Шиле (1890-1918)

как он представлен в книге Эдварда Люси-Смита /Edward Lucie-Smith Lives of the Great 20th Century Artists (1985, 1999), которая на русском языке, кажется (?), не издана.

« Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение.

2.1913. Автопортрет / 1913. Egon Schiele (Tulln 1890 - 1918 Wien). Selbstbildnis in oranger Jacke / Self-portrait in orange cloak. © Albertina, Wien

Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890. Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет. Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца. В 1913 он писал сводному брату:

3.1914. Anton Josef Trcka. Egon Schiele. Albertina, Vienna / Anton Josef Trcka (Österreich, Wien 1893 - 1940 Wien). Egon Schiele. 1914. Fotografie. Bromöldruck auf Untersatzkarton. Fotopapier: 19,5 x 16,4 cm. Karton: 27 x 21,5 cm. Passepartoutausschnitt: 40 x 30 cm. Rahmenaußenmaß: 42,6 x 32,6 x 3,7 cm. Foto: © Albertina, Wien. Source

“Я не знаю, есть ли кто – либо еще вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю кто еще в состоянии понять зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль... Я верю в бессмертие всех созданий… почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне.”

4.1918. Шиле. Мать художника. Альбертина. [См. фрагмент]. Foto: © Albertina, Wien

Он невзлюбил свою мать поскольку считал, что она не носила достаточного траура по отцу: “Моя мать очень странная женщина…. Она совершенно не понимает меня и не сильно любит меня также. Если бы она любила меня или понимала, то она была бы готова хоть чем-то пожертвовать ради этого.”

5.1910. Egon Schiele Self Portrait With Down-Pulled Lower Lid. Chalk, brush, watercolours, bodycolours, on brown packing paper. © Albertina, Vienna. Sourceзаменить - 800

В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе. [Есть версия, что «инцест» был лишь плодом болезненного воображения отца – Адольфа Шиле - прим. Gorbutovich]

6.1910. Эгон Шиле. Художник Макс Оппенгеймер. Черный мел, тушь и акварель на коричневой оберточной бумаге / 1910. Egon Schiele. Der Maler Max Oppenheimer / The painter Max Oppenheimer. © Albertina, Wien. На московской выставке – будет

В 1906 Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств. Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет.

7.1910. Egon Schiele (1890-1918). Schiele With a Nude Model Standing in Front of a Mirror. Pencil on packing paper. © Albertina, Vienna. Google Art Project. via

В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант?” “Да” – ответил Климт. “Даже слишком много!”

8.1910. Egon Schiele. Weiße Chrysantheme. Bleistift, Aquarell, Deckweiß auf braunem Packpapier. 29,5 x 26 cm. Inventarnummer 31245. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам.

9.1910. Egon Schiele. Roter Fingerhut. Aquarell, schwarze Kreide, Weißhöhung auf Packpapier. 44,9 x 29,7 cm. Inventory number DL528. Albertina Sammlungen Online

Он также представил Шиле в цех ремесел, связанных с Сецессионом. Шиле делал случайные работы для них с 1908 года: он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток. В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.

10.1910. Egon Schiele. Nude Girl with Folded Arms. Black chalk and watercolor, Albertina. Текст. Photo by Tatiana Gorbutovich. По клику: изображение Google Art

В 1909 он оставил Академию, после завершения третьего года обучения. Он нашел квартиру и организовал там студию.

11.1910. Egon Schiele. Weiblicher Rückenakt. Schwarze Kreide, Aquarell, Deckweiß auf braunem Packpapier. 44,7 x 31,5 cm. Inventarnummer 27944r. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки.

12.1910. Egon Schiele. Sitzender Mädchenakt. Schwarze Kreide, Aquarell, Deckweiß auf braunem Packpapier, 44,9 x 29,8 cm. Inventarnummer 32602. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

Как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, современник Шиле – студия Шиле была наводнена ими: “Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”

13.1910. Обнаженная / 1910. Egon Schiele. Weiblicher Akt. Bleistift, Schwarze Kreide, Pinsel, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß, auf braunem Packpapier. 44 x 30,5 cm. Inventarnummer 30996r. Foto: © Albertina, Wien. Source

Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические.

Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время.

14.1911. Egon Schiele. Selbstbildnis als Halbakt in schwarzer Jacke. Bleistift, Aquarell mit proteinhaltigen Bindemitteln auf Strathmore Japanpapier. 47,9 x 32,1 cm. Inventarnummer 31159. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.

15.1914. Trcka, Anton Josef. Schiele, Egon (1890 - 1918). Österreichische Nationalbibliothek. Source

Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом: “Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились... Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри.... Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”

16.1912. Автопортрет. Литография. Альбертина. Photo by Tatiana Gorbutovich

В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями.

17.1911. Egon Schiele. Selbstbildnis im weißen Gewand. Bleistift, Aquarell, Deckweiß, auf Packpapier. 48,2 x 31,9 cm. Inventarnummer 39930. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования – например, он написал в письме от 1910: “Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”

18.1911. Egon Schiele. Zwei kauernde Mädchen / Two Little Girls. © Albertina, Wien

В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца. Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей.

19.1911. Egon Schiele. Mädchen im ockergelben Kleid. Bleistift, schwarze Kreide, Aquarell auf Japanpapier, grundiert. 48,2 x 32 cm. Inventory number 30541. Albertina. Foto: © Albertina, Wien. Source

Они тогда переехали в такой же маленький город Нойленгбах /Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом.

20.1912. Egon Schiele. Halbwüchsiges Bauernmädchen. Half-grown peasant girl. © Albertina Wien

Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.

21.20 апреля 1912. "Я чувствую себя не наказанным, но очищенным!" / 20. April 1912. Egon Schiele. "Nicht gestraft, sondern gereinigt fühl ich mich!". Bleistift, Aquarell auf Japanpapier, grundiert. 48 x 31,5 cm. Inventarnummer 31025. Sammlungen Online Albertina. Albertina. Photo by Tatiana Gorbutovich

Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция обнаружила больше сотни рисунков, в которых усмотрели порнографию.

22.21 апреля 1912. Два моих носовых платка / 21. April 1912. Egon Schiele. Zwei meiner Taschentücher. Bleistift, Aquarell, auf Japanpapier, grundiert. 48 x 31,5 cm. Inventarnummer 31029. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

Шиле был заключен в тюрьму по обвинению в совращении несовершеннолетней.

23.22 апреля 1912. "Искусство не может быть современным; Искусство вечно" / 22. April 1912. Egon Schiele. "Kunst kann nicht modern sein; Kunst ist urewig". Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 31,8 x 48,2 cm. Inventarnummer 31031. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Было принято во внимание, что двадцать один день он уже провел в заключении. И Шиле был приговорен к заключению только на три дня.

24.24 апреля 1912. "Заключенный!" / 24. April 1912. Egon Schiele. "Gefangener!" /"Prisoner!". Bleistift, Aquarell auf Japanpapier, grundiert / Pencil and watercolor. 48,2 x 31,7 cm. Inventarnummer 31161. Sammlungen Online. Albertina. Photo

Судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, художник же был очень рад столь легко отделаться.

25.25 апреля 1912. "Я рад претерпеть ради искусства и моих любимых" (как удачнее перевести?) / 25. April 1912. Egon Schiele. "Ich werde für die Kunst und meine Geliebten gerne ausharren" / I Will Gladly Endure for Art and My Loved Ones / "I Shall Happily Persist For Art and My Lovers”. Bleistift, Pinsel, Aquarell auf Japanpapier, grundiert / Brush, watercolor, pencil, on prepared Japan paper. 47,9 x 31,9 cm. Inventarnummer 31027. Sammlungen Online. Albertina, Vienna. Source. Original (2709 x 4033). Изображение из каталога музея

В то время, как он был в тюрьме, Шиле нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами: “Я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “Ограничить художника – преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.” Нойленгбахское дело в не имело никакого эффекта на его карьеру, и, очевидно, не отразилось на его характере.

26.1914. Egon Schiele. Lying Female Nude With Legs Spread Apart. Pencil, brush, bodycolours, on Japan paper. © Albertina, Vienna. Source

В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.

27.1914. Seated Woman with Dressed Pushed Up. Albertina. Этикетка. Текст про рисунок. Photo by Tatiana Gorbutovich

Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913: “Все красивые и благородные качества были объединены во мне ..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.” Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.

28.1915. Egon Schiele. Two Women Embracing. Pencil, watercolour and gouache on paper. 485 x 327 mm. Museum of Fine Arts, Budapest. Google Art, via. Original (4209 x 6159)

Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель были дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.

Последняя встреча Шиле и Уолли произошла в их местном кафе Eichberger, где они играли в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором предложил, чтобы, несмотря на то что они больше не вместе, они бы вместе брали отпуск каждое лето – без Эдит.

29.1917. Egon Schiele. Auf Bauch liegender weiblicher Akt / Nude on her stomach. Gouache and black chalk on paper. 29.8 × 46.1 cm. © Albertina, Vienna. Source

Неудивительно, что Уолли отказалась. Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.

В июне 1915 Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства. Мать Шиле к тому времени уже умерла.

30.1917. Эдит Шиле, жена / 1917. Egon Schiele. Edith Schiele. Black chalk and gouache. Текст. Albertina. Photo by Tatiana Gorbutovich

Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для российских офицеров в нижней Австрии. Наконец, в январе 1917, он был переброшен непосредственно в Вену, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” – склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.

31.1917. Egon Schiele. Bildnis der Schwägerin des Künstlers Adele Harms in gestreiftem Kleid / Portrait of the Artist’s Sister-in-Law, Adele Harms. © Albertina, Wien. Source // Есть на Google Art: гугл-репродукция (3049 x 4613)

Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме и Копенгагене, намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных скандинавских странах.

32.1917. Egon Schiele. Seated Woman with Legs Drawn Up (Adele Herms). Drawing. The National Gallery in Prague. Google Art, via. Original (2381 x 3646). На этикетке на выставке не написано, что это Адель

В 1918 Шиле был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф.

33.1918. Egon Schiele. Maria Steiner. Black chalk. Albertina. Photo by Tatiana Gorbutovich

Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки.

19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, свирепствовавшим тогда в Европе.

34.1912. Egon Schiele. Junges Bäumchen mit Stütze. Bleistift, Deckfarben auf Japanpapier. 48 x 32 cm. Inventarnummer 27942. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

28 октября она умерла. Шиле, который, кажется, никогда не написал Эдит настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо ее матери, сообщая, что вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей.

Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября 1918, тремя днями после своей жены. »

Текст приводится по: Edward Lucie-Smith, “Lives of the Great 20th-Century Artists” // «Эгон Шиле - на заре порнографии». (с) Перевод с английского Менингитмэн по книге Edward Lucie-Smith, “Lives of the Great 20th-Century Artists”, Thames & Hudson; 2nd edition (September 1, 1999). Перевод опубликован 02.08.2007 на сайте Russianaustria.com. Перевод мной немного отредактирован.

Изображения в записи: работы с выставки Эгона Шиле в музее Альбертина, Вена, 22 февраля - 18 июня 2017 года.

Источники, кроме обозначенного перевода главы из книги:Анонс выставки // ГМИИ им. А.С. ПушкинаНорберт Вольф. Экспрессионизм. / Expressionismus. Norbert Wolf. Перевод с английского И.Д. Голыбиной. – TASCHEN/Арт-Родник, 2006. Стр. 88-89.

Дополнительные материалы:Мнение психиатра: статья Эгон Шиле. С.Ю. Федулаев, врач-психиатрЭгон Шиле // сайт Словарь терминов изобразительного искусства с иллюстрациями

«Мой путь пролегает над бездной» – надпись Шиле-заключенного на одном из двух тюремных рисунков Шиле, которые будут на выставке «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)», которая откроется в ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 и продлится до 14 января 2018. На выставке будет показано около 100 листов из собрания Альбертины. Кроме произведений Шилле и Климта на выставке будут представлены работы австрийского графика Альфреда Кубина.

Начало: Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+, 2017-10-02Продолжение, видимо, будет.

uchitelj.livejournal.com

Эгон Шиле

egon_shile

Э.Шиле. Автопортрет. 1914 г.

Эгон Шиле умер в двадцать восемь лет. Но смерть присутствовала в его картинах уже тогда, когда он только нащупывал собственный стиль, постепенно отходя от гламурно-мифических фигур своего кумира и наставника Густава Климта.

Густав Климт дал никому неизвестному семнадцатилетнему Эгону Шиле путевку в мир большого искусства и именно ему пророчили место на освободившемся престоле первого художника Австрии после смерти Климта.

Смерть стала для Эгона сильнейшим потрясением в момент, когда умер его отец. Подростку исполнилось всего четырнадцать. Художник болезненно воспринял эту смерть еще и потому, что с отцом у него всегда была очень близкая связь, чего  не случилось с матерью.

«Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».

В семье художника были очень сложные отношения между супругами, что отразилось в конечном итоге на характере единственного сына, сделавшие его неуправляемым, своенравным с маниями величия и преследования.  Мать, отдав сына после смерти мужа  на воспитание своему брату, тихо  ушла из жизни подростка, забыв и мужа, и сына, чего Эгон Шиле никогда не мог ей простить.

Отношение к матери стало темой одной из знаковых картин художника «Умирающая мать». Она была написана в 1910 году, когда мать была очень жива. На картине – портрет  бледной, костлявой женщины, чье лицо больше похоже на маску смерти. Мать находится на заднем плане, оттесняемая ярким, как рубин, пятном ее ребенка в центре холста.

Но ребенок с живым розово-красным лицом помещен в  черный кокон смерти, а маска его матери и ее костлявые руки напоминают хватку смерти. Двойная черная спираль - вокруг матери и ребенка – усиливает трагичность картины и говорит о присутствии смерти уже в самом зародыше жизни. Эта картина - ключ к пониманию творчества Эгона Шиле.

egon_shile1

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г.

Смерть, как и вообще все умирающее и безобразное, по мысли художника, играет роль  усилителя жизни и красоты. Они обостряют жизнь, как обостряет ее все находящееся на краю гибели: в этот момент красота становится особенно яркой, а человек начинает ценить каждый проживаемый им день.

Эгон Шиле создает  красоту уродливого в живописи так же, как  в конце XIX века в поэзии создавал красоту умирающего, стареющего и разлагающегося тела Шарль Бодлер. Соседство рождения и умирания, жизни и смерти Эгон Шиле особенно остро почувствовал в гинекологической клинике, где ему разрешили рисовать беременных женщин.

Именно в этом месте появление новой жизни, как плода любви, и умирание старой как нигде близки. Здесь ощущаешь, что человек  рождается в смерть, что теперь она будет сопровождать его всю жизнь, и особенно остро - в моменты интимной близости.

egon_shile3

Э.Шиле. Беременная женщина и смерть. 1911 г.

Темы любви, жизни и смерти проходят сквозной линией через творчество художника, даже если на картинах не мужчина и женщина, а деревья, дома и пейзажи. Нервная, экспрессивная манера, ломаная линия рисунка  делают художника ярким представителем австрийского модерна и экспрессионизма, олицетворяющего новое искусство начала XX века.

Экспрессивное воплощение Эгоном Шиле темы жизни-смерти очень сильно повлияло на многих художников, в частности, на Эдварда Мунка, создавшего серию картин с символичным названием «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Почти все лица на картинах Эгона Шиле выглядят как посмертные маски трупов, похожие на лицо смерти из картины «Смерть и девушка», а обнаженные женщины в картинах позднего периода - на безжизненные мертвые куклы.

egon_shile4

Э.Шиле. Смерть и девушка. 1915 г.

Однако тема, ставшая  ключевой в творчестве Эгона Шиле,  оформилась не сразу. Поначалу чувственные, эротичные и демонические образы покровителя художника  - Густава Климта - захватили Эгона Шиле  и превратились в навязчивую идею, но это длилось недолго.

Уже к двадцати годам, с 1910 года, работы Эгона Шиле приобретают самостоятельность и оригинальность, где главными отличительными особенностями становятся линия и контур, а фирменным знаком – сексуальность и эротика как олицетворение жизни-смерти.

Изменение стиля художника случилось внезапно, как моментальный прорыв, тем более удивляющий, что его академическая учеба была недолгой и проходила в  кругу консервативных наставников, которых раздражало стремление строптивого студента рисовать по-своему.

Но, несмотря на неудовольствие преподавателей, раннее знакомство с Густавом Климтом, восхищение метра показанными ему Эгоном собственных рисунков и картин,  дали возможность Шиле участвовать в выставках уже  с восемнадцати лет.

egon_shile5

Э.Шиле. Автопортрет с гримасой, 1910 г.

Через десять лет карьера и слава  молодого Шиле достигла пика, обеспечив  его финансами, заказами, возможностью развиваться, иметь дом, семью, хорошую мастерскую и блестящие перспективы.

Но  через несколько месяцев после триумфа, накануне дня всех святых, тридцать первого октября 1918 года, художник скончался от смертоносного гриппа, унесшего тогда двадцать миллионов жизней.

Раннее взросление Эгона Шиле как художника позволяет многим сравнивать его с гениальным Артюром Рембо.

Оба гения числились по разряду  Enfant terrible, оба начали свой творческий путь очень рано, возникнув сразу и словно из ничего: один в семнадцать – уже сложившийся поэт, второй – оригинальный художник.

Оба - бунтари, чье поведение выходит за рамки устоявшихся приличий и норм буржуазного общества, возмущавшее своей аморальностью.

Эгон Шиле шокировал публику обнаженными фигурами несовершеннолетних девочек и своими вызывающими автопортретами, по числу которых он превзошел даже Рембрандта, считающегося лидером по их числу.

Автопортретов у Эгона Шиле  очень много, они разные – двойные, тройные, обнаженные и обычные, часто не похожие на автора. Поклонник Зигмунда Фрейда и знаток фрейдистской теории художник находится по отношению к себе и своему телу как психоаналитик, взирающий на себя как врач.

Потом этот подход будет развивать Люсьен Фрейд, тоже смотрящий на себя и свои модели как ученый-исследователь или врач - на пациентов. Отстраненность взгляда художника на модели делает автопортреты Шиле отчужденными от него самого, отражая скорее человеческую сущность вообще, а не тело конкретного человека с конкретным именем.

egon_shile6

Э.Шиле. Автопортрет. Обнаженный, 1910 г.

Поведение художника и тщательность, с какой он изображал тело во всех тонкостях его сексуальности, в глазах обывателя были недопустимыми и переступающими грань дозволенного. В связи с этим художник вынужден был сначала переселиться в другой город, а через год и вовсе поплатиться почти месячным заключением в тюрьму по  обвинению в изнасиловании несовершеннолетней и порнографии.

Правда, в суде изнасилование не было доказано, но найденные при обыске в его квартире коробки с неприличными рисунками и картинами, дали основание осудить его за распространение порнографии среди несовершеннолетних, а несколько его картин и эскизов были публично сожжены.

Автопортрет для Эгона Шиле, был однако, только средством, с помощью которого он проникал в подсознание человека, где всегда находил одно и то же: обнаженное, скрюченное, осеннее дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья.

egon_shile8

Э.Шиле. Осеннее солнце и деревья. 1912 г.

Ххудожник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядя так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому честнее.

Осенние деревья у художника – те же автопортреты, как «автопортретно» все его творчество. У  дерева  изломанные ветки  снаружи, у человека - внутри; голые ветви на фоне неба и камней выглядят видимыми трещинами, в человеке - его сокровенная суть предстает в виде изломов рук, ног, обрубленных конечностей и гримас, действующих на зрителя неожиданно эмоционально и болезненно.

Любимыми цветами художника были цвета осени, времени увядания и смерти. Черный, темно-коричневый, коричневый, темно красный, вишневый, желтый, наиболее точно передают и усиливают главную мысль  и настроение художника.

egon_shile10

Э.Шиле. Женщина в черных чулках. 1913 г.

Так же яростно и экспрессивно с внутренним проникновением в суть Эгон Шиле изображает женское тело, особенно выделяя в нем женские гениталии, шокирующие даже привыкшего ко многому современника начала века XXI.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Эгон Шиле: жизнь и творчество художника

Эгон Шиле (12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.

Содержание

Биография Эгона Шиле

Творчество Шиле

Интересные факты из жизни художника

Картины Эгона Шиле

Библиография

Биография Эгона Шиле

Мать Эгона Шиле — чешка родом из южной Богемии, г. Чешский Крумлов. Отец — венец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905, юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека.

В 1906 он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешел в Академию изобразительного искусства. С 1907 нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта.

В 1908 состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбург под Веной, где Шиле раньше учился в школе.

В 1909 Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где рядом с ним, кроме работ самого Климта, висели полотна Ван Гога, Эдварда Мунка и др.

В 1911 подругой и моделью Шиле стала одна из моделей и возлюбленных Климта, Валери Нойзель. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чешский Крумлов, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 Шиле был арестован по обвинению в соблазнении несовершеннолетней. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению.

В 1912—1916 Шиле широко и успешно выставляется — его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже.

В 1917 он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 Шиле выдвинулся на роль крупнейшего художника Австрии.

Через три дня после смерти беременной жены Эдит он умер от эпидемии испанки, унесшей жизни десятков миллионов людей в Европе.

Творчество Шиле

Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи.

Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям.

Landscape in Lower Austria Standing Woman in Red Female Nude

Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению.

Эгон Шиле — уникальный художник. Ему удалось создать уникальную для эпохи «модерн» эстетику (хотя, некоторые работы напоминают Климта). Творчество Шиле замешано на насилии, чувстве фрустрации. Эмоции плещут через край. Под унылым фронтоном повседневной жизни художник обнаруживает мир острых углов и острых тем.

В качестве женщин-моделей Шиле использовал в основном проституток.

Шиле умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание.

Интересные факты из жизни художника

С детства Шиле тянуло рисовать. Бывало, возьмет бумагу, карандаш, и ну рисовать.

В подростковом возрасте был пойман за изображением своей младшей сестры. Закрылся с сестренкой в комнате, заставил её раздеться и начал рисовать.

Мать (отец как раз в том году умер) отдала сына в Венскую школу искусств и ремесел. Затем Эгон перешел в Венскую Академию изящных искусств.

В 1909 году Шиле ушел из Академии с третьего курса, нашел квартиру и студию и стал заниматься самостоятельно. У него обострился интерес к совсем юным девушкам, которые часто становились его моделями.

Альбер Парис фон Гютерсло, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал, что его студия, была наводнена такими девицами: «Они спали, укрывались от избиений, причиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что они живут по своему усмотрению».

Однажды его рисунки попались на глаза одному состоятельному человеку. Человек решил, что рисунки Шиле – бизнес. Он начал скупать его рисунки и поставлять их коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество. Часть денег от реализации рисунков, разумеется, доставалась автору – Шиле. Но самому Эгону было не важно от кого деньги, возможно он об этом вообще не задумывался.

С этого времени Шиле стал очарован не только девочками-подростками, но и самим собой. «Да, да, меня оценили», — так и крутилось в его голове, — «Да, да, мои работы оценили, я нужен людям», — говорил он знакомым. В этот период Шиле один за другим создает собственные портреты. Автопортреты. Для истории. «Человек, которого оценили».

В письмах своей матери Шиле писал о себе: «Все красивые и благородные качества объединены во мне … Я плод, который оставит вечную жизнь…».

Студия Шиле росла. Девочки-подростки из неблагополучных семей Вены знали, что найдут тут приют, сбежав от родителей. А Шиле знал, что рисунки с обнаженными девочками принесут лишний доход. Вот студия и росла.

Reclining Semi Nude with Red Hat

Соседи, конечно, в конце концов обратили внимание на странного художника. И заявили в полицию. Мол, в квартире скопище молодых несовершеннолетних девиц, ходят все голые или полуголые, иногда в таком виде появляются на балконе.

Шиле успел переехать сначала в Прагу, а затем в городок Нойленгбах. Но и там продолжил свою работу, снова организовав «студию юных натурщиц».

В апреле 1912 года Шиле был арестован. Полиция изъяла более ста его рисунков, которые посчитала порнографическими. Шиле был заключен в тюрьму по подозрению в совращении несовершеннолетней девушки, своей натурщицы. Следствие это не доказало, но художник был признан виновным в демонстрации порнографических рисунков в месте доступном для детей. Он был приговорен к 21 дню тюрьмы.

Находясь в заключении, он сделал несколько автопортретов, сопровождаемых подписями полными жалости к себе: «Я не чувствую себя наказанным, скорее очищенным», «Ограничить художника – это преступление». Шиле делал очень «морализаторские» и «жалостливые» подписи к своим автопортретам: «Я пытаюсь разобраться в себе, но меня осуждают».

Отбыв короткое (21 день) тюремное заключение, Эгон Шиле женился. Избранницу звали Эдит. Вскоре выяснилось, что Эдит беременна. Ждали рождения ребенка. Эгон начинает рисовать обнаженную беременную жену. На картинах появляется и еще не рожденный ребенок. Но жена умирает…

Сегодня в наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков.

Библиография

  • Comini A. Egon Schiele’s portraits. Berkeley: University of California Press, 1974.
  • Sabarsky S. Egon Schiele. New York: Rizzoli, 1985
  • Nebehay C.M. Egon Schiele sketchbooks. New York: Rizzoli, 1989
  • Kallir J. Egon Schiele, the complete works. New York: H.N. Abrams, 1990
  • Werkner P. Egon Schiele: art, sexuality, and Viennese modernism. Palo Alto: Society for the Promotion of Science and Scholarship, 1994.
  • Leopold R. Egon Schiele: landscapes. Munich; New York: Prestel, 2004
  • Kuhl I. Egon Schiele. München: Prestel, 2006
  • Die Tafelrunde: Egon Schiele und sein Kreis/ Tobias G. Natter, Thomas Trummer (Hrsg). Köln: DuMont, 2006
  • Иван Чечот. Эгон Шиле. Заметки в кабинете

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: diletant.ru, ru.wikipedia.org, smallbay.ru,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эгон Шиле: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эгон Шиле: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также