Презентация - Искусство Символизма. Картины символизма


Европейские символисты в Милане - Наводы

Новость из мира искусства

В бывшем Королевском дворце Милана проходит уникальная выставка, посвященная символизму. В 24 залах Palazzo Reale представлены около 100 живописных работ, а также графика и скульптура под общим названием "Символизм: искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Первой мировой войны". Экспонаты прибыли из разных музеев и частных коллекций Европы, в первую очередь итальянских - венецианского Ca' Pesaro, флорентийской галереи Uffizi, римского музея современного искусства. Причем шедевры итальянского символизма выставлены вместе с работами ключевых представителей течения из других стран. В залах звучат "Стихи зла" Бодлера и музыка настроения.Многие из этих произведений были когда-то показаны на Венецианской биеннале. В итальянское искусство символизм пришёл именно через Венецию, куда в те годы приезжали такие великие представители этого течения, как Франц фон Штук, Фердинанд Ходлер и Густав Климт.Многие работы перекликаются с картинами русских символистов, например Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Их полотна также планируется показать в текущем году итальянским любителям искусства.Символизмом принято называть одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России, а также в Италии и других странах. Сам термин "символизм" впервые был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте, опубликованном 18 сентября 1886 года, согласно которому "символизм полагает выражение недостижимых, иногда мистических, идей, образов вечности и красоты целью и содержанием своего творчества".

Бельгийский художник Фернан Кнопф - главный представитель бельгийского символизма. В своих живописных работах Кнопф отражал мистические фантазии. На картинах Кнопфа часто встречаются женские образы в виде сфинксов и химер, например в картине  "Искусство, или нежность сфинкса".

Фернан Кнопфф. Искусство, или нежность сфинкса, 1896. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Итальянский художник Джулио Аристид Сарторио (1860-1932) - представитель академизма и символизма, был сторонником академической манеры с её аллегорическими образами и реалистичным стилем. С годами он выработал виртуозную манеру наложения красок на массы человеческих тел в различных позах, охваченных и погнутых сверхъестественной стихией.

Джулио Аристид Сарторио. Сирена (Зелёная бездна), 1893. Галерея современного искусства, Турин

Фрагмент

Джорджо Кинерк (1869-1948) - итальянский художник и скульптор.

Джорджо Кинерк. Весна жизни, 1902

Макс Клингер (1857-1920) - немецкий художник, график и скульптор, представитель символизма. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.

Макс Клингер. Тритон и нереида (Сирена), 1895. Палаццо Питти, Флоренция

Чешский художник Франтишек Купка (1871-1957) бо́льшую часть жизни прожил во Франции. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.

Франтишек Купка. Волна, 1902

Арнольд Бёклин (1827-1901) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. "Остров мёртвых" - наиболее известная картина Бёклина . Всего Бёклин создал пять вариантов данной картины в период с 1880 по 1886 год.

Арнольд Бёклин. Остров мёртвых,1883. Старая национальная галерея, Берлин

Джованни Сегантини (1858-1899) - итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма. В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, угадываются тенденции югендштиля. На гранитной плите над могилой художника высечено: «Искусство и любовь побеждают время».

Джованни Сегантини. Любовь - источник жизни, 1896. Галерея современного искусства, Милан

Итальянский художник и дизайнер Витторио Цеккин (1878-1947) создавал изделия из стекла и керамики, занимался дизайном мебели. Искусствоведы пишут, что Цеккин был явно под влиянием знаменитого представителя Сецессиона - австрийца Климта. Картина "Принцесса в саду" входит в серию трёх картин по мотивам сказок "Тысяча и одна ночь". Она стала самой известной работой художника. Панели были расположены на участке площадью около тридцати метров в длину и украшали узкий зал ресторана отеля.

Витторио Цеккин. Принцессы в саду, 1914. Галерея современного искусства, Венеция

Фердинанд Ходлер (1853-1918) - швейцарский художник, один из крупнейших представителей модерна. Ходлер разработал стиль, который назвал "параллелизм", характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, “День”), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии, пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции.

Фердинанд Ходлер. Избранный, 1903. Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген

Фердинанд Ходлер. Ночь, 1890. Художественный музей, Берн

Галилео Кини (1873-1956 ) - художнико, график, архитектор, дизайнер, керамист, один из основателей стиля модерн в Италии. С 1911-1914 он украшал Тронный зал короля Сиама в Бангкоке. Его успех подтвердился, когда ему предложили работу по живописи панелей Центрального зала XI Венецианской биеннале. Именно с этого момента Кини стали считать "официальным художником" из Венеции.

Галилео Кини. Весна классическая (Весна, что постоянно обновляется), 1914. Академия художеств, Монтекатини Терме

Художник Пюви де Шаванн (1824-1898) был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был С.П. Дягилев, что сказалось и на развитии художественной группы "Мир искусства". В 1897 году В. Э. Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье.Пюви де Шаванн лучшей своей работой считал полотно "Девушки у моря", представляющее собой живописную аллегория гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт сцене ощущение монументальной росписи.

Пюви де Шаванн. Девушки у моря,1879

Джеймс Энсор (1860-1949) - бельгийский художник, график и живописец. Художник испытал влияние импрессионизма. В 1883 году он отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берёт начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы созданы между 1885 и 1891 годами. Оказал влияние на становление экспрессионизма; Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства.

Джеймс Энсор. Скелеты греются, 1889

Один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков немецкий живописец и скульптор Франц фон Штук (1863-1928) увлекался новыми художественными техниками и жанрами. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина. Вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 году Мюнхенский сецессион.

Франц фон Штук. Люцифер, 1890. Национальная галерея, София

Франц фон Штук.Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1913. Старая национальная галерея, Берлин

Жан Дельвиль (1867-1953) - бельгийский художник-символист, писатель, оккультист и теософ. Он стал первым человеком, нарушившим обет неразглашения и решившим открыто проповедовать «тайное знание» посвящённых. Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи.

Жан Дельвиль. Смерть Орфея "Голова Орфея, плывущая по воде", 1893. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

Выставка “Il Simbolismo. Dalla Belle Époque alla Grande Guerra” продлится в миланском Palazzo Reale до 5 Июня 2016 года.

galik-123.livejournal.com

живопись художников - символические картины

Символизм – жанр в живописи, насыщенный необыкновенной загадочностью, с целью акцентирования внимания к творениям искусства. Сам стиль символизм в картинах художников в качестве полноценного художественного направления был создан, вероятно, на основе того, что в период жестокой инквизиции нельзя было передавать все откровенно, и не приветствовалось откровенное обсуждение разных тем, как в области живописи, так и в поэтических, артистических и художественных кругах. Живописцы само выражались в форме оригинальных посылов, понятных только осведомленным людям. Информация с полотен могла быть понята только избранными. А название «символизм», в качестве полноценного направления в искусстве было подарено миру в 1886 году усилиями французского стихотворца Жана Мореасу.

символизм

Символические образы в живописи 19-20 века призывают зрителей задуматься, прочувствовать, подключить подсознательное восприятие и интуицию для лучшего понимания (или непринятия) замысла художника. Самый яркий образец символизма – это иконопись, ведь изображения на иконах невероятно самобытны. Символизму присущи и свои «правила чтения»: имеют место объемные эмблематические каталоги, предназначенные для лучшего понимания изображенного. Однако, как в литературных трудах есть позиция, что «является отправной точкой для мыслей», таким же образом можно попрекнуть и «символическую» справочную литературу с правилами для расшифровки изображенного. Зачем же отталкиваться от чужих толкований? Все понимают символические картины по-разному, в зависимости от своего личного восприятия, уровня духовного воспитания и образованности. Язык всех жанров искусства, в том числе русский, является универсальным, каждый человек, оценивающий картины живописцев-символистов, может увидеть в ней нечто своё, а может ничего и не заметить. Неподдельный интерес к полотнам в России в жанре символизма, а также их довольно высокая цена зависят от принадлежности к немногочисленному кругу знающих секрет. Картина символ притягивает и особо ценится. Расшифровать символы на картинах является очень интересным делом. Не озираясь на привычную, уже сложившуюся оценку, попытаемся самостоятельно прочитать послание автора, спрятанное и переданное с помощью языка символов. В качестве примера можно рассмотреть творение современной художницы родом из Мексики Леоноры Каррингтон (годы жизни 1917-2011). Она была в числе немногочисленных женщин-художниц, освоивших символизм в живописи, в котором преимущественно творили художники-мужчины. Огромный интерес для изучения представляет картина, написанная в 1936-1939 годах под названием: “The Inn of the Dawn Horse” (Постоялый двор лошади Утренняя Заря). Данное полотно является автопортретом самой художницы Леоноры Каррингтон. Это была дебютная и главная ее картина, выполненная в жанре символизма.

The Inn of the Dawn Horse

Итак, на полотне изображена девушка. Она находится в пустом помещении, безучастно сидит на стуле, который декорирован в типично викторианской манере. При более детальном анализе видно, что этот стул необычен, его ножки и подлокотники имеют форму рук и ног человека. В этот период в Англии на престоле восседала королева Виктория, которая поддерживала строгие моральные принципы – сама она отдала себя служению своей стране и семье, чего всегда требовала от своих подданных. Одежда у девушки  мужская, предназначенная для верховой езды. В таком виде героиню картины можно принять за мужчину. На ней надеты белоснежные брюки, что символизирует чистоту и невинность. Её волосы хаотично растрепаны, её поза выказывает некую бездеятельность, а глаза выражают безрассудность. Свою правую руку она протягивает для воображаемого поцелуя. На фоне стены можно видеть детскую лошадку-качалку огромного размера, символизирующую мечты и чаяния ребенка, а так же девичью самоуверенность. В помещении около самой девушки расположена полосатая агрессивная гиена, которая отображает её подлинную, не сложившуюся сторону жизни. Это животное изображено в неприглядном, потрепанном виде с безумием в глазах, чем то похожих на глаза самой девушки. На фоне пессимистичного настроя и чувства безнадёжности, которые так присущи большинству творцов-символистов, подбадривает изображение белоснежной кобылицы, парящей за окнами помещения. Глядя на нее представляется, что где-то там, вдалеке, в перспективе все легко и безоблачно, исполняются желания, достигается чувство блаженства, женщина обретает долгожданную свободу и независимость. Нужно только ей решиться быть счастливой! Но тут у зрителя закрадывается тень сомнения и рушит правильность толкования, когда он замечает, что на брюхе у гиены расположены три небольшие шарики. Может быть, они выступают тут намеком на триединство с религиозным подтекстом? Жители Древней Греции полагали, что гиены способны менять свою половую принадлежность. Поэтому живот и ноги этого животного олицетворяют нечто неосознанное. Можно предположить, что три шарика обозначают троих мужчин, которых полюбила девушка. Эти мужчины, вероятно, оказывали ей знаки внимания, а она предпочла беречь свою невинность, и вот что за этим последовало – она лишилась душевного равновесия. Тут становится очевидно, что категоричное целомудрие для женщины идет в разрез с законами природы и разрушает их. Сюжет картины как бы взывает: полюбуйся, во что ты превратила свое существование! – и благодаря демонстрации такого примера, побуждает девушек и женщин-зрительниц к действию: «Будь инициативной! Бери все в свои руки!»

Работы в данном жанре, в том числе модульные картины, вы сможете купить в нашей онлайн галерее живописи. Цены вас приятно порадуют, а количество представленных картин не оставят равнодушным ценителей искусства. 

artistsarea.com

Презентация «Символизм в живописи»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: Искусство символизма (живопись)

Слайд 2

Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ.СИМВОЛИЗМ – это художественное направление рубежа XIX-XX вв., охватывающее такие сферы искусства, как: живопись, литература, музыка и т.д. Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира.«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире». Философ Н.А.Бердяев Офелия. Огюст Эрнест

Слайд 3

Общее у символизма и романтизма: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далёкого прош-лого (в первую очередь Античности и Средневековья). стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф сомнения в духовных ценностях. Сострадание. Уильям Блейк

Слайд 4

Художественные принципы символизма Расшифровывать скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное», Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.Жан Мореас Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма».

Слайд 5

Различие между аллегорией и символом АЛЛЕГОРИЯ СИМВОЛ Явление Идея Понятие Образ Примером аллегорий являются басни Эзопа и Крылова. Герои и образы служат выражением понятий, добра и зла, ума и глупостиЭзопИллюстрация к басне «Петух и драгоценности».И.А.КрыловИллюстрация к басне «Волк и Ягненок»

Слайд 6

Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, истинный смысл.Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине... В.Я.Брюсов

Слайд 7

Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства. Особенности символизма рубежа XIX-XX веков: Впервые были теоретически обоснованы его характерные черты; Дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства.ТеатрСимволизмЛитератураЖивописьМузыка

Слайд 8

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) — ярчайший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Эпоха узнавала себя в его произве-дениях, он сам был «нашей эпохой» К.С.Петров-ВодкинВрубель был художником, который попытался за реальной действитель-ностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи. Он выразил своё кредо в словах: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту». Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.

Слайд 9

Мифологические, сказочные и былинные персонажи М.А.ВрубеляЦаревна-Лебедь. 1900г.Муза. 1896г.Пан. 1899г.Шестикрылый серафим. 1905г.

Слайд 10

Пророк. 1898г.Богатырь. 1898г.Микула Селянинович. 1896г.Снегурочка.1890г.Царевна Волхова. 1898г.«Живописная манера Врубеля... позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и предметы волшебной дымкой, придающей каждому изображению преображающие его свойства... Он был великим мастером видеть в простом и однозначном бесконечно сложное и бесконечно многообразное тайное содержание» (A.M.Кантор).

Слайд 11

Демон сидящий. 1890г.«Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло-задум-чивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протяги-ваются ветви, гнущиеся под цветами». М.А.Врубель

Слайд 12

Летящий Демон. 1899г. Демон поверженный. 1902г.

Слайд 13

Тема природы в творчестве М.А.Врубеля Напутствуя молодых художников, он говорил: «Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда».Сирень. 1900г.К ночи. 1900г.

Слайд 14

Портретное творчество М.А.Врубеля «...Портрет тоже можно написать не в реальном, а в фантастическом плане, всегда начинай с какого-нибудь куска, который напишешь вполне реально. В портрете это может быть перстень на пальце, окурок, пуговица, какая-нибудь малозаметная деталь, но она должна быть сделана во всех мелочах, строго с натуры. Это как камертон для хорошего пения — без такого куска вся твоя фантазия будет пресная и задуманная вещь — совсем не фантастическая». М.А.ВрубельПортрет С.И.Мамонтова. 1887г.Автопортрет.1905г.

Слайд 15

П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912г. П.Уткин. Ночь. Ветер. 1904г.Объединение художников "Голубая роза"Состав объединения : П. Кузнецов, П. Уткин, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Крымов, А. Арапов, А. Фонвизин, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактов, В. Дриттенпрейс, И. Кнабе, скульпторы А. Матвеев и П. Бромирский. В.Милиоти. Девушка в паркеА.Матвеев. Сидящий мальчик. 1909г.«Голубая роза» – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте

Слайд 16

В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии.Автопортрет. 1904-1905гг.

Слайд 17

Шедевры художественного наследия В.Э.Борисова-Мусатова «Водоем», «Призраки», «Изумрудное ожерелье».Водоем. 1902г.

Слайд 18

Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений. Художник прибегает к эффекту «входа» в картину и «выхода» из нее.

Слайд 19

Призраки.1903г.Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию. В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека

Слайд 20

Осенняя песня. 1905г.Этюд. Венки васильков. 1905г.Реквием. 1905г.

Слайд 21

Большое влияние живописная система Борисова-Мусатова оказала на будущих авангардистов.Н.С.Гончарова. Косари. 1911г. М.Ларионов. Девушка у парикмахера. 1920г.В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г.

Слайд 22

Летящий Демон. Демон поверженный. Демон сидящий. Можно ли утверждать, что художник запечатлел Демона таким, каким увидел его Лермонтов?

lusana.ru

Русский символизм в живописи

23.03.2015

Символизм считается одним из самых ярких направлений в европейском искусстве 19 века, которое изменило не только само искусство, но и отношение к нему. Охарактеризовать этот стиль несколькими словами проблематично. Именно в России символизм стал масштабным, значимым и оригинальным явлением. Конечно, русский символизм прежде всего связывают с литературой, с такими именами как С. Соловьев, Ф. Достоевский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Д. Мережковский. Но и в живописи отечественных мастеров символизм не прошел незамеченным.

Русский живописный символизм достаточно неоднозначен и противоречив, можно даже сказать, что он противоречит своему литературному предшественнику. Художники-символисты предпочитали отображать чистую духовность («Пустырник», «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова), а не духовные искания, заменяли пафосный настрой гротеском и иронией («Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала). Одним из первых символизм в живописи стал использовать Михаил Врубель. В его работах ощущается противоречие между фантазией художника и реальным миром. Картины Врубеля переносят нас в седую древность, эпоху были и легенд, которую мы воспринимаем что-то сказочное фантазийное. Каноничный пример русского символизма в живописи картина «Жемчуг» («Жемчужина»). В маленькой жемчужине отражается или заключена бесконечная вселенная, может быть это и есть наш мир? Другая, не менее известная и характерная его работа «Демон сидящий». Благодаря оригинальным композиционным решениям, взгляд сидящего демона притягивает и гипнотизирует, поселяя в душе чувство страха и внутренний дискомфорт. Но, несмотря на это, взгляд снова и снова возвращается к персонажу.

Дальнейшее развитие символизма в отечественной живописи связано с творческим объединением «Голубая роза». Наиболее яркий представителей этой группы – Виктор Борисов-Мусатов. Он начинал как импрессионист, но постепенно пришел к своему оригинальному стилю картин-панно, которые наполнены образностью. Его знаменитая работа «Гобелен» на первый взгляд кажется обыденной и привлекает простотой сюжета. Но две беседующие женщины скрывают нечто большее. Зритель ощущает особую напряженность композиции, словно картина полна таинственных знаков высшего бытия или чего-то неизведанного. В начале 1910-х годов художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства». События 1917 года были словно предсказаны символистами, а потом передавался и переосмыслялся в живописи. В дальнейшем эти приемы стали инструментом выражения для живописи новой эры, например картины «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К.  Юона, а потом и вовсе уступили место соцреализму.

8-poster.ru

Направления и стили в искусстве — Символизм

Просмотров: 41290

Символизм, направление в европейской культуре

Символизм (франц. symbolisme, от греч. sэmbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.В целом символизм был весьма неоднородным и противоречивым явлением. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, он являлся скорее "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. В 1860-80-х гг. некоторые черты символизма (желание уйти от гнетущей повседневности в постижение вневременных идеалов бытия, вернуться к искренности, "чистоте" искусства прошлого и воссоздать эти качества в настоящем) в разной мере присущи позднеромантическому движению прерафаэлитов в Великобритании, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастеров неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации искусства минувших эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, средневековым легендам. И в идеализации прошлого, и в толковании основных "символических" мотивов (прежде всего самых общих, таких, как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и т. п.), состоявшем, как правило, в подмене символа претенциозной, хотя часто и невнятной аллегорией, символизм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. оставался в полной зависимости от литературы, причём не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX в. - классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приёмов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощрённой фантазией - то манерно-утончённой, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающе достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то интригующе неопределённой и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии).В конце 1880-х гг. во Франции П. Гоген и группа его последователей (так называемая понт-авенская школа: Э. Бернар, Л. Анкетен и др.), призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизились с символизму. Основываясь на живописной системе так называемого синтетизма, обобщая и упрощая формы и линии, ритмически располагая крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, они пытались воплотить искомые символы в самом характере пластические формы.В 1890-е гг. и во Франции (группа "Наби" во главе с П. Серюзье и М. Дени), и в других странах символизм обрёл достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, а зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "неизменную" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утончённой эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии).Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно- фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX - начала XX вв. придавали символическим образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии).Многообразие существовавших внутри символизма идейных и социально-культурных тенденций, приводившее к быстрому распаду его группировок и поляризации идеологической ориентации, особенно наглядно проявилось в русской культуре. Сочетавший общие для символизма установки с собственно культурными традициями, глубоко озабоченный судьбами своей нации и национальной культуры, русский символизм в сфере литературы являл пример самого резкого размежевания своих приверженцев - от адептов религиозного мистицизма (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус) и "жрецов чистого искусства" (К. Д. Бальмонт) до поэтов, чётко осознавших реальности общества и истории (В. Я. Брюсов, А. А. Блок). Сложным, вплоть до глубоких идейных расхождений, было взаимодействие литературы русского символизма и изобразительного искусства, отмеченного его чертами. Напряжённости духовных исканий, свойственной в целом литературе русского символизма, противоположны общая духовная тональность живописи В. Э. Борисова-Мусатова и творчество большинства мастеров "Мира искусства" с его мечтательно-ироничной или чуть гротескной эстетической интерпретацией прошлого. Ещё дальше от устремлений поэтов-символистов отстоял связанный с ними организационно, (через журнал "Золотое руно") смутно-мистический символизм группировки "Голубая роза". Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное, мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски. В живописи К. С. Петрова-Водкина в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся исторический перелом а судьбе страны. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры (произведения Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона и др.).

Лит.: Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, (перевод с английского, т. 1, Л.-М., 1962]; Д. В. Сарабьянов, К вопросу о символизме в русской живописи конца XIX - начала XX в., "Вестник Московского университета, серия 8, 1982, Й 3; Christoffel U., Malerei und Poesie. Die symbolistische Kunst des 19.Jahrtiunderts, W., [1948]; Hofstдtter Н. Н., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Kцln, 1965; его же, Idealismus und Symbolismus, [W.-Mьnch., 1972]; Le symbolisme en Europe, P., 1976; Cassou J., Encyclopйdie du symbolisme..., P., 1979.

Родительская категория: История | Культура Категория: Направления | Стили

www.art-drawing.ru

Символизм в живописи русских художников

Искусство и развлечения 4 июня 2013

Символизм в России существенно отличается от данного направления в искусстве других стран Европы. Возникший в конце девятнадцатого века, русский символизм имеет свои характерные особенности, которые делают его узнаваемым и уникальным. Его зарождение связывают с деятельностью известных публицистов и поэтов - З. Гиппиус, Д. Мережковского, В. Брюсова. Символизм в их творчестве в первую очередь религиозно-мистический, христианский. Иными словами, постижение символа является актом богопознания. Яркими представителями этого направления можно считать С.М. Соловьева и Ф.М. Достоевского.

символизм в живописи

В основном литературный символизм представляет собой единство идеи, общую направленность и смысл. Символизм в живописи противоречив и неоднозначен, и в некотором роде вступает в идеологический конфликт с литературной основой. Ответом на духоввные искания писателей служит чистое отображение духовности ("Видение отроку Варфоломею", "Пустынник", "Труды преподобного Сергия" М. Нестерова), на чрезмерно пафосный настрой - ирония и гротеск ("Весна" М. Шагала, "Купание красного коня" Петрова-Водкина и так далее).

русский символизм

Символизм в живописи первым стал использовать М. Врубель. Яркая, напряженная, можно сказать, мозаичная живопись этого великого мастера эпична, монументальна. В ней чвствуется противоречие между реальным окружающим миром и фантазией автора. Его работы погружают нас в эпоху героев былин, седую древность, которая предстает перед нами как нечто сказочное и фантазийное.

 художники символисты

Яркий пример того, как показывается символизм в живописи, - известная работа Врубеля "Жемчуг". Бесконечная вселенная, мерцающая таинтвенно и сказочно перламутровыми тонами, отражается в крошечном жемчуге. Или другая, не менее известная, "Демон сидящий". Благодаря композиционным приемам, взгляд изображенного на картине персонажа гипнотизирует и завораживает, навевая чувство страха и внутреннего дискомфорта. Но, несмотря на столь смешанные чувства, от него невозможно отвести взгляд.

Дальнейшее развитие символизм в живописи получил благодаря творчеству объединения художников под названием "Голубая роза". Самым ярким представителем этой группы был В. Э. Борисов-Мусатов. Период творчества этого художника совпадает с рубежом столетий, что отразилось на его манере письма. Начиная от импрессионистических этюдов, он постепенно пришел к новому стилю картин-панно, органично передающих образность, которой наполнен символизм в живописи. Знаменитая работа "Гобелен" кажется на первый взгляд обыденной и не привлекает простотой сюжета. Однако в той манере, в которой изображены две беседующие женщины, скрыта неизмеримая глубина. Зрителю передается особая напряженность композиции. Возникает ощущение, что "Гобелен" скрывает таинственные знаки высшего бытия и чего-то неизведанного.

Со временем художники-символисты объединяются вокруг журнала "Мир искусства". Переломный момент в истории государства как бы предсказывался в самом духе символизма, а позже передавался и осмыслялся в живописи художников. В постреволюционное время приемы этого стиля служили инструментом выражения новой эры: "Новая планета" К. Ф. Юон, "Большевик" Б. М. Кустодиева и т.д.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?Искусство и развлечения Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?

Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и ска...

Портрет Крылова в творчестве русских художников. Портрет И. Крылова работы К. БрюлловаИскусство и развлечения Портрет Крылова в творчестве русских художников. Портрет И. Крылова работы К. Брюллова

Иван Андреевич Крылов – великий баснописец, который всегда актуален. Появляются новые присказки, словечки, цитаты. Они побудут немного на слуху и исчезают, а ворона с сыром, особенно после того как стала пластил...

Какие художники писали исторические картины? Исторические и бытовые картины в творчестве русских художников XIX векаИскусство и развлечения Какие художники писали исторические картины? Исторические и бытовые картины в творчестве русских художников XIX века

Исторические картины, написанные по реальным сюжетам, всегда были интересны российским и советских художникам разного уровня. Это наследие сравнимо с летописями всех времен. Реалистичные, дополненные некоторой долей в...

Классицизм в живописи. Российские художники этой эпохи Искусство и развлечения Классицизм в живописи. Российские художники этой эпохи

Художественный стиль в искусстве Европы 17 – 19 вв., важнейшей чертой которого было глубокое обращение к античному искусству как к идеалу, эталону, - классицизм. В живописи, как и в скульптуре, архитектуре и дру...

Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художникаИскусство и развлечения Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художника

Среди самых выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX и XX веков заслуженно упоминается имя Михаила Васильевича Нестерова. Картины этого живописца и графика на заре творческой деятельности ценили передвижники и ...

Футуризм в живописи - это... Футуризм в живописи 20 века: представители. Футуризм в русской живописиИскусство и развлечения Футуризм в живописи - это... Футуризм в живописи 20 века: представители. Футуризм в русской живописи

Наверняка каждому из нас приходилось слышать такое понятие, как «футуризм». Сразу возникает некий абстрактный образ чего‒то фантастического, нового, иррационального. Чтобы не строить догадки, давайте перей...

Чувства человека в произведениях живописи великих художниковИскусство и развлечения Чувства человека в произведениях живописи великих художников

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живопис...

О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»Искусство и развлечения О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Русские художники-пейзажисты всегда отличались особым трепетным отношением к родной природе. Их картины полны нежного любования, тонкого психологизма, умения передать сущность национального колорита. Достойным примеро...

Самая большая в мире коллекция отечественной живописи - Русский музей (картины)Новости и общество Самая большая в мире коллекция отечественной живописи - Русский музей (картины)

Изначально Русский музей, картины которого представляют собой самую большую в мире коллекцию отечественной живописи, задумывался как собрание произведений исключительно российских мастеров.

Силен — это воспитатель и спутник Диониса. Роль Силена в живописи и скульптуреДуховное развитие Силен — это воспитатель и спутник Диониса. Роль Силена в живописи и скульптуре

Греческая мифология многогранна и интересна. Углубляясь в страницы преданий и легенд, можно найти немало интересного. Читая о высоком Олимпе, могуществе богов, о прекрасных храмах, возведённых в их честь, а также бога...

monateka.com

Презентация «Искусство Символизма»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

искусство символизма

Слайд 2

Официальная дата рождения символизма1886 г. французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма»

Слайд 3

Символ – от греч. «знак». Попытка постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею». Основные черты: Обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья). Идея двойственности мира (символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир). Обладая особым внутренним зрением, художник должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное».

Слайд 4

Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями. Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений. Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно. Искусство по природе символично. Символизм содержится и «растворен» в любой эпохе и в любом виде искусства, каждое художественное произведение условно, символично отражает общую картину мира. Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого».

Слайд 5

«Серебряный век» или духовно-культурный ренессанс в русской культуре: Примерно от начала 90 гг. XIX в. До 1917 г. С. К. Маковский (основатель и редактор журнала «Аполлон») одним из первых ввел в обиход это определение. В художественной культуре России на рубеже 19-20 в. было и «серебряное отражение» предыдущих золотых времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал. Н. А. Бердяев (философ этой эпохи): «… Велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, - борьба во имя свободы творчества и во имя духа…. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма».

Слайд 6

«Серебряный век» - это подлинный расцвет творческого духа и один из ярких периодов раскрепощения художественного гения российской культуры.СИМВОЛИЗМ – одно из самых ярких явлений художественной культуры «серебряного века» В России символизм обрел глубоко духовный, религиозно-философский смысл, отраженный в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.В литературе: У каждого поэта-символиста был свой идеал красоты, свои излюбленные темы. Но это личное, порой даже интимное, часто оказывалось созвучным эпохе, так как затрагивало жгучие проблемы современности, что будоражили мысли и чувства российской интеллигенции.

Слайд 7

В поэзии символизма звучали прямые пророчества о неизбежной гибели России, «конце культуры», «крае истории». А. А. Блок писал: Ведь никто не встретит старость – Смерть летит из уст в уста… Высоко пылает ярость, Даль кровавая пуста… Нередко пророческие слова о смерти сочетаются с почти мистическим оптимизмом: вселенская катастрофа неизбежна, но она принесет желанное духовное очищение, освобождение. Многие говорили о музыкальной сущности мироздания. Под «музыкой» понималось не столько искусство звуков, сколько его скрытые проявления – музыка природы, космических сфер, человеческого духа. Так родилась «музыка стиха».

Слайд 8

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт (1867-1942) Род деятельности: поэт-символист, переводчик, эссеист. Направление: символизм. Жанр: элегия, баллада. Он легко находил и культивировал приемы, интонационно-родственные музыке- аллитерацию, ассонансы, ритмические повторы. Роль ритмики у Бальмонта была порой абсолютной, подчинявшей все прочие элементы стихосложения. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор.

Слайд 9

Дми́трий Серге́евич Мережко́вский 1866-1941 Род деятельности: прозаик, поэт, драматург, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель Направление: символизм, модернизм. Жанр: историко-философский роман. Одни из первых в русской культуре дал теоретическое обоснование символизма. Произведения: «Христос и антихрист», «Воскресшие Боги», трилогия «Павел I», «Александр I», «14декабря». Посвятил свою жизнь поискам религиозного смысла Бытия, описал вечную борьбу Христа и антихриста. Идеалы Христианства и понятие Царства Небесного для Мережковского, в отличие от многих его современников, не были пустым звуком.

Слайд 10

Влади́мир Серге́евич Соловьёв 1853-1900 Сыграл огромную роль в становлении религиозно-философской поэзии «серебряного века». Во взглядах Соловьёва сплелись религиозное чувство и светский злой скептицизм. Многое считали его прототипом образа Ивана Карамазова. Реальная жизнь виделась Соловьёву как рабство в томительном ожидании смерти. Спасение человечества он видел в Софии – Премудрости Божией, явившейся русскому народу в виде откровений. Философ создал учение о соборности и любви как высшем проявлении человека, его преображении.Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

Слайд 11

Вячесла́в Ива́нович Ива́нов 1866 – 1949 русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, идеолог дионисийства. Яркий представитель «Серебряного века». Будущее России связывал с рождением новой всенародной религиозной культуры, выросшей на основе традиций соборности. Поэт мечтал о художнике – маге, который сотворит сценарий «всенародного действа» или мистерию. Мистерия, если удастся ее воплотить, поможет человечеству обрести духовную свободу и счастье.Разверзнет Ночь горящий Макрокосм, - И явственны небес иерархии. Чу, Дух поёт, и хоровод стихии Ведут, сплетясь змеями звездных косм.

Слайд 12

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)Андрей Белый (настоящее имя Бори́с Никола́евич Буга́ев) (1880-1934)Александр Александрович Блок (1880-1934)Без этих поэтов символизм не получил бы такого широкого резонанса в российском обществе и не оказал бы столь мощного воздействия на другие виды искусств. Поэтический символизм стал, по сути, программной основой развития новой художественной образности, окрыляя и вдохновляя на творческие поиски многих одаренных русских мастеров – музыкантов, живописцев, драматургов.

Слайд 13

Михаил Александрович Врубель (1865-1910) Один из основоположников символистской живописи. Работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Стиль художника: В колорите преобладают краски холодной части спектра. Дробление поверхности на острые грани, приближение изображения к кристаллическому. Свет на полотнах необычен: он отражается от каждой линии картины, идя от самой середины. Отблески света достигают крайних границ полотна.

Слайд 14

В 1884 г. в Киеве Врубель реставрировал древние фрески в Кирилловской церкви (150 фрагментов) и написал 4 иконы. «Богоматерь с младенцем» Икона написана в традициях мастеров итальянского Возрождения. Женственно-нежный и, одновременно, печальный образ Божьей Матери, которая предчувствовала трагическую судьбу сына, изображен на золотом фоне. Богородица смотрит грустным и пророчащим взглядом.

Слайд 15

Богоматерь с младенцем (фрагмент)По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя — Э. Л. Прахову. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.

Слайд 16

Ангел с кадилом и свечой. Эскиз фрески Владимирского собора, 1887 год. К сожалению, остались в эскизах иконописные шедевры мастера, предназначенные для Владимирского собора.

Слайд 17

«Надгробный плач», эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель, 1887.

Слайд 18

Девочка на фоне персидского ковра, 1886 год. Холст, Масло. 104 × 68 см Киевский музей русского искусства. На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями. К нашему времени краски картины заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины.портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович

Слайд 19

Демон сидящий. 1890, Государственная Третьяковская галерея. Для Врубеля Демон – «дух страдающий, но не злобный» (по М. Ю. Лермонтову).

Слайд 20

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Характерно, что окружающие его цветы — это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака. Характерно, что несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет.

Слайд 21

Демон летящий. 1899, Государственный Русский музейДемон поверженный. 1902, Государственная Третьяковская галерея

Слайд 22

«Пан», 1899 год (ГТГ) 124 × 106 см Относится к «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи». Пан изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. В правой руке он держит свой неизменный атрибут — флейту Пана.

Слайд 23

«Царевна-Лебедь». 1900 (ГТГ) На картине нет динамики, все застыло в покое. Героиня напряжена и чрезвычайно красива, но одновременно исполнена земной тоски и человеческих страданий. Она будто хочет что-то сказать, но обернувшись в последний раз бежит от всего в свой мир. Легкие серо-розовые тона картины тают

Слайд 24

БогатырьВолхова

Слайд 25

«К НОЧИ» 1900

Слайд 26

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904, Государственный Русский музей

Слайд 27

Виктор Эльпифорович Борисов-Мусатов (1870-1905 гг.) русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд» Жанр: бытовой жанр, пейзаж, портрет. Влияние: французский импрессионизм. Манера живописи: Приглушенная красочная гамма, близкая пастели. Принципы пленэрного письма художник сочетал с декоративностью, приближающей его работы к панно.Ностальгия по прошлому выражается в желании увести зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых аллеей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов.

Слайд 28

Автопортрет с сестрой, 1898, ГРМ (Санкт-Петербург)

Слайд 29

«Весна», 1898—1901 71 × 98 см ГРМ, Санкт- Петербург.Ключевой особенностью этой картины является полное отсутствие повествовательности. На картине изображена девушка, прогуливающаяся по саду. Художник сумел тонко передать состояние весны с цветущими деревьями и «пушистыми» одуванчиками, выразив через состояние природы настроение. Картина также отличается и своей декоративностью. Художник наносит краску небольшими мазками, меняя их направление

Слайд 30

Слайд 31

Водоём, 1902 г. 177 × 216 см

Слайд 32

Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке — в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине.

Слайд 33

Картина поразила новизной красок и поэтичностью. Большое внимание уделено природе: спокойной и безмятежной. В воде отражаются небо и деревья, и, по сути, весь пейзаж, представленный на картине, находится именно в отражении в водоёме. Фигуры двух девушек сдвинуты к правому краю. В них нет той безмятежности, которую художник отобразил в природе. В самом же сюжете нет повествовательности — нет никакого конкретного действия.На картине очевидны пейзажные признаки. Но по мере постижения смысла этого необычного произведения начинаешь понимать, что мир полотна, по сути «антипейзажен», а его образы нарочито отгорожены от реальности, от жизни, словно пребывают вне времени и пространства. Изображение исполнено таинственной символики.

Слайд 34

Призраки, 1903 год, ГТГ, Москва. 117 × 144,5 см

Слайд 35

Картина «Призраки» была написана после того, как он посетил Зубриловку в 1902 году. На картине изображён пейзаж с южным фасадом зубриловской усадьбы. По своему настроению картина во многом схожа с другими работами этого времени («Водоём»), но при этом картина намного меланхоличнее. Картина «Призраки» пропитана прощальным настроением, художник как будто смотрит на мир из-за полупрозрачной пелены. Асимметричное размещение фигур, а также их силуэты создаёт спонтанность их движения.

lusana.ru