скандинавский Набор Векторов и Иллюстраций. Картины скандинавские


СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. НОРВЕГИЯ.: picturehistory

В конце 19 века новые веяния европейского искусства проникают и в Норвегию, особенное влияние оказывают на норвежских художников-реалистов работы французских импрессионистов. Если раньше главной кузницей норвежских художников была Германия, Дюссельдорф и Мюнхен, а романтизм и реализм – основными направлениями в их творчестве, то в 80-х годах им на смену приходит Париж. А позже в 90-х годах сам Клод Моне проводит несколько месяцев в Норвегии, и очарованный ее суровой и величественной красотой создает около 30 своих северных эскизов.

Среди норвежских живописцев начинается увлечение пленэром, игрой света и тени, краски становятся ярче, теплее, все меньше становится социально окрашенных сюжетов. Одним из первых представителей реализма, почувствовавших новые веяния, был

Кристиан Крог (13 августа 1852 — 16 октября 1925), художник и писатель, получивший, как и отец, юридическое образование, он одновременно учился и в Королевской школе рисунка, затем обучался живописи в Германии. В 1879 году он приехал в Данию, где познакомился с художниками «Скагенской группы» (мы говорили о ней в первой части статьи о датском импрессионизме), а еще через два года переехал во Францию, познакомился с Эдуардом Мане, оказавшим на него большое влияние.

После возвращения в Осло Крог начал преподавать в Академии искусств и ремесел, Эдвард Мунк, самый, наверное, известный норвежский художник, был его учеником. В 1888 году он женился на молодой художнице Оде Ларссон, у них родилась дочь, которую назвали Нана, Крогу - писателю были близки Золя и Мопассан.

В 90-х годах Крог преподавал в Париже, а затем был директором Художественной академии в Осло и ее профессором. Хотя Кристиана Крога считают представителем реалистического направления, он, однако, в своем творчестве 80-90-х годов 19 века проявлял себя и в импрессионистическом качестве, а позже даже и в экспрессионистском.

Современником и единомышленником Крога был художник, той же реалистической норвежской школы Эрик Теодор Вереншёлль (11 февраля 1855— 23 ноября 1938), родившийся в семье военного - коменданта городской крепости.Начинал свое обучение живописи сначала в родном городе Конгсвингере, затем в Осло, а продолжил, как и многие художники того времени, в Мюнхене.

Затем он едет на два года в Париж и "заражается" там натурализмом и пленэрной живописью импрессионистов. Вернувшись на родину, Вереншелль увлекается жанровыми сюжетами, пробует себя в графике, много работает над иллюстрациями сказок и саг.

Вереншелль, как и Крог, вносит свою лепту в развитие и обогащение норвежской живописи - легкость, воздух и свет в ее несколько тяжеловесный и мрачноватый реализм, но и его мы еще не можем относить к импрессионистам, хотя в творчестве Вереншелля уже явно проявляются импрессионистические черты.Еще ближе подошел к импрессионизму Ялмар Эйлиф Эммануэл Петерссен ( 4 сентября 1852— 29 декабря 1928), из бухгалтерской семьи, уже в 14 лет начал обучаться в Королевском колледже, а затем в Школе живописи в Экерсберге.

Затем учеба в Королеваской Академии в Дании, за ней - в Академии художеств в Мюнхене, путешествует по Европе, особенно много времени проводит в Италии, а в Дании знакомится с художниками "Скагенской группы". Его привлекает портретная живопись,

но для нас особенно интересны его пейзажи , особенно виды фарерского острова Сандё, где он проводил много времени. Как раз в этих работах хорошо проявляются импрессионистические тенденции его творчества, и даже влияние уже

постимпрессионистов.

Работа над этой темой подарила мне возможность познакомиться со многими норвежскими художниками того времени, и одним из тех, кто произвел на меня впечатление большое своими пейзажами, был Йорген Соренсен (16 мая 1861 – 1 сентября 1894).

Он родился в семье торговца, а в возрасте 7 лет из-за травмы стал инвалидом, с 12 лет начал заниматься изучением живописи и создавать собственные произведения, во многом под впечатлением творчества Кристиана Крога. В 1881 году Йорген познакомился и близко сошелся с Эдвардом Мунком, в 1884 побывал в Париже,

на него оказало огромное влияние творчество импрессионистов, а позже и Фрица Таулова. Соренсен прожил короткую жизнь, но успел оставить свой яркий след в истории норвежской живописи.

Вот мы и подошли, наконец, вплотную к теме норвежского импрессионизма, самым значительным представителем которого, по мнению многих ценителей искусства, является Фриц Таулов (20 октября 1847— 5 ноября 1906). Родившись в семье далекой от искусства, его отец был аптекарем, юный Фриц проявлял способности к рисованию, и поступил Академию художеств в Копенгагене, а затем учился в Карлсруэ у известного норвежского художника-реалиста Ханса Гуде.

В 1875 году Таулов уезжает в Париж и проводит там 5 лет, попав под сильное влияние набирающего в ту пору силу импрессионизма. Кроме того он часто бывает в Дании и дружит с художниками «Скагенской группы», близко знакомится с Микаэлем Анкером.

В 1880 году Таулов возвращается в Норвегию, становится главным вдохновителем и организатором ежегодной «Осенней выставки» современного искусства в тогдашней Христиании, нынешнем Осло. Сам он всегда работал на пленэре, любил городские пейзажи, игру текущей речной воды, размеренную жизнь небольших городков.

В 1892 году Фриц Таулов переехал во Францию. В Париж. Он увлечен пейзажной живописью, все меньше уделяет внимания реалистическому воспроизведению деталей, а все больше стремится передать впечатление от неброской красоты городских и сельских видов, находя в них радость и тихое удовлетворение, особенное внимание уделяя изображению снега и зимней природы.

Фриц Таулов – один из немногих норвежских художников, получивших международную известность и финансовое благополучие еще при жизни, его работы можно увидеть не только в Норвегии, но и в разных музеях мира.

Еще один норвежский художник, причисляемый к импрессионистам, Хенрик Луис Лунд (8 сентября 1879— 23 декабря 1935) родился в Бергене, в семье военного и пианистки. Он был чрезвычайно одаренным ребенком, и уже в 20 лет у него состоялась первая персональная выставка, а в 1901 году он участвует в "Осенней выставке", созданной при активном участии Фрица Таулова и проходящей ежегодно в Осло.

В 1904 - 1909 годах молодой художник живет в Копенгагене, получает там государственную стипендию и едет в Париж, где изучает современные тенденции во французском искусстве, подпадая под влияние не только импрессионистов, но уже и постимпрессионистов. Это очень хорошо видно в сравнении двух портретов. Написанный в спокойной коричневато-серой гамме портрет Кнута Гамсуна

и яркий, "постимпрессионистский", написанный уже в 20-е годы портрет трех известных людей Норвегии, среди которых и Кнут Гамсун.

Лунд много путешествует по Европе, дважды побывал в Америке, создал множество портретов известных людей того времени, например, Рузвельта, Муссолини, Герберта Уэльса. В последние годы он полностью перешел к постимпрессионистической манере.Большой вклад в развитие норвежской живописи внес еще один художник, как и многие его товарищи по искусству, желавший внести свежую струю в "норвежский стиль", Торвальд Эриксен (18 июля 1868 -23 декабря 1939).Начав изучать право, юный Торвальд мечтал о карьере музыканта,

но прервав учебу, поступил в Школу живописи, а переехав в Копенгаген, стал учеником Цартмана (помните главного учителя почти всех начинающих импрессионистов Дании?). Во время своей учебы в Италии и Париже он увлекается творчеством французских художников, в основном пишет спокойные, насыщенные светом и воздухом пейзажи.

Он все больше подпадает под влияние постимпрессионизма, работ Сезанна и Матисса, краски становятся темнее, контуры резче, но как и прежде от его картин веет покоем и умиротворением.

Торвальд Эриксен сумел соединить принципы импрессионизма и даже постимпрессионизма с традициями норвежского реализма в пейзажной живописи. Он стал своеобразным связующим звеном между ним и теми тенденциями, которые четко проявились после 1910 года под влиянием Матисса и символизма.Ярким представителем этого направления в норвежской живописи, начинавшим свою карьеру как импрессионист, считается Харальд Оскар Сольберг (29 сентября 1869 — 19 июня 1935).

Еще в раннем детстве у Харальда проявился художественный талант, он стал художником-декоратором, а затем поступил в Королевскую школу искусств, самостоятельно занимался и брал уроки у Вереншелля и Петерсена. Как и многие, побывал в Копенгагене, где учился некоторое время в школе Цартмана.

После первых успешных выставок Сольберг сумел получить стипендию для продолжения образования, он едет в Париж, затем в Германию, перенимая некоторые французские постимпрессионистические и немецкие неоромантические тенденции.

Его картины иногда напоминают японские гравюры своей тщательностью в выписывании деталей и отображении света. Славу принесли ему пейзажи Рёруса и особенно Рондана в северной Норвегии. Зимний пейзаж в горах Рондана он писал много лет на протяжении свой жизни, постоянно улучшая и изменяя его.

Странно и печально закончилась его жизнь - он умер в полной безвестности в Осло в возрасте 65 лет.

Еще один норвежский художник, испытавший на себе сильнейшее влияние французского импрессионизма, но особенно постимпрессионизма Анри Матисса, а позднее экспрессионизма Эдварда Мунка, считавший себя неоимпрессионистом, Людвиг Карстен (8 мая 1876 - 19 октября 1926) родился в богатой семье строителя и уже в 13 лет начал брать уроки рисования. После окончания средней школы он много путешествовал по Европе,

жил в Мадриде и Париже, где вел богемную жинь, был очень вспыльчив и даже был исключен там на время из группы норвежских художников за постоянные пьянки и драки. Его творчество тоже получало неоднозначную критику, он не придерживался определенного направления, часто интерпретировал картины великих мастеров -Риберы, Рембрандта, Ван Гога , Матисса.

В 1905 году он посетил Мунка и однажды, пропьянствовав с ним всю ночь, наутро поссорился и подрался (у Мунка даже есть гравюра на эту тему). В 1913 году Людвиг женился и немного остепенился, жил с семьей в Копенгагене, а затем купил дом в Скагене, где в основном рисовал большие пейзажи и жанровые сцены.

Многие искусствоведы, отдавая должное перечисленным мною художникам, выделяют, тем не менее, одного из нео-романтиков, показавшим себя на первых этапах своего творчества прекрасным пейзажистом в импрессионистическом стиле, и считают его одним из великих норвежских художников. Этот художник - Николай Аструп (30 августа 1880— 21 января 1928), родился в семье священника, окончил классическую гимназию, после нее был домашним учителем для своих многочисленных братьев и сестер.

У него не было никакого специального образования, но была большая тяга к рисованию, он поступает в Христиании (Осло) в художественную школу и берет частные уроки. После окончания школы, получив стипендию, он смог поездить по Европе, а приехав в Париж, начать учиться в Художественной академии у Кристиана Крога.

Вернувшись в Норвегию, он писал пейзажи и готовился к выставке, которая прошла успешно в 1905 году и получила хорошие отзывы. Вскоре он женился, и у него один за другим родились 8 детей. У него были еще две большие выставки, очень доброжелательно встреченные публикой и критикой, он много путешествует, даже побывал с семьей в Алжире, проехав Германию, Италию и остановившись на некоторое время на обратном пути в Париже.

Долгие годы Аструп страдал от астмы и рано умер, в 47 лет, от воспаления легких. Считается, что его стиль настолько своеобразен, что не находит аналогов в норвежском искусстве и трудно поддается классификации. У него были два проходящие через многие картины мотива -

"оживающие" деревья (что отсылает нас к символизму) и более близкий к нашей теме сюжет праздника с горящим костром вдалеке и сидящим на переднем плане спиной к нам человеком, чаще - ребенком.

Очевидно, этот сюжет был навеян какими-то давними детскими воспоминаниями.Закончить свой небольшой обзор я хотела бы двумя работами Эдварда Мунка (12 декабря 1863— 23 января 1944),

которые написаны на одну тему и считаются выполненными в импрессионистическом стиле. К ним требуется небольшое предисловие. Когда Эдварду было 5 лет умерла от туберкулеза его мать, а спустя девять лет от той же болезни скончалась его старшая сестра Лаура, которой было всего 15 лет.

Очевидно, что эти две смерти произвели на мальчика такое сильное и тяжелое впечатление, что этот сюжет еще часто повторялся в его творчестве уже во взрослом возрасте. Возможно, что пережитое им в детские годы горе повлияло в какой-то мере на формирование его характера и мрачного мироощущения.

Правда, вторая картина, написанная через 3 года после первой, выдержана уже в более светлых оптимистичных тонах. Но хотя он позже и говорил: «Я буду изображать живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят», - Мунк еще много раз использовал в своем творчестве мотив "комнаты умирающего", а "Больная девочка" была им написана в шести вариантах.Хочу только упомянуть об еще одном теперь уже русском художнике, Константине Коровине, который, как и Моне, побывав в Норвегии, был покорен величием и красотой ее природы и оставил нам несколько эскизов, вот один из них.

.

Итак, я постаралась вкратце рассказать о тех норвежских художниках, которые в определенные периоды своего творчества писали в импрессионистическом стиле, наиболее известным из них является Фриц Таулов, его считают родоначальником импрессионизма в Норвегии. Желающие могут посмотреть слайдшоу с музыкальным сопровождение (Эдвард Григ) по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=75T1-7V9NxM, или в отдельном посте следующей публикации.Ссылки: 1. https://nkl.snl.no/2.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st022.shtml3.http://scandistyle.ru/norvezhskaya-zhivopis-nachala-xx-veka/4.http://www.norge.ru/budur_malekunst/5.https://litlife.club/br/?b=204606&p=1106.http://gallerix.ru/read/

picturehistory.livejournal.com

Скандинавские иллюстрации - Art-Dot

Первый художник, о котором бы хотелось поговорить это Kjell Einar Midthun. Норвежский иллюстратор Кьелл Эйнар Мидхью родился 26 июля 1954. http://www.ornamentum.biz/ Его иллюстрации можно найти в различных книгах, сказках, рассказах. Также в 2011 году вышел календарь с его рисунками норвежских гномов и новогодние открытки. Художник рисует мифических и сказочных существ Норвегии (в частности троллей)

0d484d057b98t 4b684f3f2e1et 9a46bfd9b1aet 3988d8c6b529t 942314fc406at 67280327_Finland_85 67288534_Midthun09 c1ae539f0528t f17183717fb9t f80828561f4bt Midthun01

Следующий художник Rolf Lidberg из Швеции. Иллюстратор  известен своими добрыми иллюстрациями к сказкам о троллях. Говорят, художник был очень похож на своего главного героя рисунков, горбат, с большой бородой, но очень жизнерадостный, добрый и озорной — вот и называли его иллюстрации автопортретными.

0_7fbb4_46c1f67f_XL 1e204675f9684bbc638f5d65319_prev 1fd12e93736c558f8fd4d098a88_prev 1kHb3Fhbvtw 8bb983b7439702be67ceb38da14_prev 8c6041d34637dd4d8f71706d615_prev 876ecc7b04c3c2f99c850f6e6ab_prev d6b6f44e12d4fa1965fc888d621_prev d5326502194d475e2541a2e9874_prev qAcBa-z-4hA

Вообще Скандинавия славится своей мифологией, своими особыми героями. Считается, что тролль был придумал (или жил ?;) в Скандинавских странах)

Harald Wiberg — еще один шведский художник. Родился в 1908 году в большой и любящей семье железнодорожных рабочих. У него было семь братьев и сестёр. Сколько он себя помнил – всегда рисовал животных. И уже в школе понял, что не хочет заниматься больше ничем. Даже работая на заводе он умудрялся в рабочее время рисовать.Искусство настолько захватило его, что бросив всё, он уехал учиться в школу искусств в Стокгольме.

В 1966 году 59-летний Харальд женился на Кристине, которой только исполнилось 20 лет. «Но разница в возрасте не была проблемой для нас. Мы весело проводили время вместе. Харальд был шутник с очень тонким чувством юмора» вспоминает Кристина.

Они построили свой дом в Gladhammar, недалеко от Västervik. «В истинном месте проживания эльфов и томтте», как говорил Харольд. Дом окружал густой лес Смоланда с лосями и оленями с одной стороны, и равнина с редкими деревьями с другой.

Иллюстратор создал рисунки для Астрид Лингрен, которые узнаваемы до сих пор.

8dUTYaYdPj8 8Od8Os_5ia4 8OgCwOkbFXo  AoB3qmKaH5o cLV4NvhwmY4 eXNqv6Kx0wc NSI-nW--8bA OtZNlkq9F3E PMgSg7azoe8 S01i2Ukf9WE

 

Смотрите также:

art-dot.ru

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ШВЕЦИЯ. - vanatik05 (Nataly)

Для Швеции, как и для двух других скандинавских стран, Дании и Норвегии, бурные события в культурной и социальной жизни Европы конца 19 века проходили не так драматично. В них реалистические направления в искусстве хорошо сочетались с национальными фольклорными традициями, новые течения проникали с запозданием и в более мягком варианте. Так, только в самом конце 19 века в Швеции появляются первые признаки импрессионизма в живописи, а постимпрессионизм, появившийся тут в начале 20 века, быстро перерождается в экспрессионизм, но уже в начале 30 годов ведущим направлением становится абстракционизм. Довольно трудно оказалось определить направленность того или иного шведского художника в искусстве, так как часто они меняли свои стили в течение жизни, да и в большинстве работ об этом периоде развития искусства в Швеции не выделяется, как правило, импрессионизм в качестве ведущего направления и о нем вообще не так уж много доступного материала.

Но попробую, все-таки, дать краткий обзор творчества тех художников, которых можно считать импрессионистами, пусть и не на протяжении всей их творческой жизни. Начнем с Альф Валландере (11 октября 1862 - 29 сентября 1914 ), который родился в семье отца - архитектора, дяди - художника и деда - декоратора.

Закончив Королевскую Академию, он пять лет прожил в Париже, ездил по Франции, начинал свою творческую карьеру как художник с уклоном в символизм, но увлекся керамикой, добившись в этом искусстве большого успеха и известности.

Очень интересен как художник, собиратель произведений искусства и меценат, член королевской семьи, сын шведского короля Оскара II. Принц Евгений Шведский (1 августа 1865 - 17 августа 1947).

Сначала он изучал живопись в Швеции, потом в Париже, а вернувшись домой, полностью посвятил себя пейзажной живописи в стиле импрессионизма, в основном рисуя пейзажи в разных местах любимой Швеции.

В 1905 году принц построил на острове Юргорден в Стокгольме виллу, которая служила ему домом и в которой он организовал большую художественную галерею, завещанную им Швеции.

Мы были там в этом году летом, там собрана большая коллекция шведской живописи и скульптуры, в том числе там хранятся и 3000 работ самого принца.

В 1945 году в день восьмидесятилетняя принца была учреждена Медаль его имени за "высокие достижения в искусстве".Наиболее интересным для нашей темы из шведских художников, на мой взгляд, является Кнут Аксель Линдман (20 декабря 1848 - 22 сентября 1930). Он родился в Упсала в семье казначея, сначала учился в Стокгольме, а затем в течение 5 лет жил во Франции. Там он заинтересовался пленэрной живописью, провел лето 1876 года в Барбизоне, где создал много пейзажных работ и принял участие в 1878 году во Всемирной выставке в Париже.

Он путешествует по югу Франции, изучает работы французских мастеров в Париже, пишет пейзажи Нормандии., где краски на его полотнах становятся более спокойными и начинают преобладать серые тона.

Линдман возвращается в Стокгольм, где открывает свою студию в доме жены и продолжает писать пейзажи теперь уже на родине, в более спокойном "нордическом" стиле.

Но интерес к другим странам и видам зовет его в путешествия, он был в Дании, в Италии, пожил на Капри, путешествовал по Северной Африке, побывал в Тунисе и Египте.

У некоторых художников того времени можно видеть сочетание импрессионистических тенденций с ориентацией на изображение чисто шведских пейзажей и тем. Одним из таких художников былСтен Густав Анкаркрона (11 мая 1869 - 17 сентября 1933), родившийся в семье владельца мельницы. Закончив гимназию, Густав поехал учиться живописи в Берлин, затем много путешествовал по родной стане, побывал в Норвегии, Италии и Франции.

Одной из его любимых тем были лошади на фоне шведского пейзажа в неярких пастельных тонах, он вообще любил изображать животных.

В начале 1900-х годов Анкаркрона увлекается архаичной фольклорной культурой крестьянской общины, его страшит угроза индустриализации и влияние современной культуры на жизнь шведской провинции. Он организует группу художников и любителей искусства для сбора произведений ремесленного промысла, переезжает в Тальберг и строит там ферму Холен для совместного проживания общины художников.

Анкаркрона занимается там не только живописью, но и строит приход, организует Ассоциацию художников, участвует в общественной жизни.

Еще одним художником, который пытался отразить жизнь и традиции простых людей Швеции на фоне спокойных северных пейзажей в импрессионистическом стиле, был Карл Вильгельмсон (12 ноября 1866 - 24 сентября 1928).

Уже в 14 лет он начал обучаться живописи в Гетеборге, потом семь лет продолжал знакомиться с лучшими произведениями искусства в Испании, Германии и Париже, увлекался также и литографией. А в 1897 году стал директором школы художеств при Музее Гетеборга, а позже - директором школы живописи в Стокгольме.

Дом, построенный им в Fiskebäckskil, служивший жильем и студией, и сегодня раз в неделю в течение лета открыт его наследниками для свободного посещения.

Несколько улиц в разных городах и паром названы его именем. Халльстрём,Эрик (Корнелиус Ефрем) (22 ноября 1893 - 17 июня 1746) родился в семье литографа, его отец решивший стать пейзажистом после учебы в Германии, вдруг ушел в религию, отгородился от мира и очень строго воспитывал своих детей. Его сын Ефрем тоже проявил себя талантливым художником в "наивном" искусстве, но не подписывал свои картины до 25 лет, стесняясь своего религиозного имени, пока не взял имя обожаемой им матери Эрики.

Он прошел путь от наивного искусства отца, через импрессионизм и постимпрессионизм к экспрессионистскому натурализму и даже кубизму. Но нам в нашей теме интересны его пейзажи, воспевающие северную природу или городские окраины, выполненные с элементами импрессионизма

и многочисленные натюрморты с изображением цветов.

Среди шведских художников было много пейзажистов в прошлом, в стране богатая школа пейзажной живописи разных стилей, особенно реалистического. Но один из художников-пейзажистов 20 века представляет для нас особый интерес. Это импрессионистХуго Оверстрём (13 ноября 1900 - 28 октября 1972). Он родился в небольшом городке близ Гетеборга, семья его жены Бриты была известна своими художниками и стеклодувами.

После учебы в Академии художеств молодой Хуго поехал для продолжения образования в Америку, а вернувшись в Гетеборг, открыл магазин, где продавал свои картины, пользовавшиеся спросом, декорировал мебель, занимался дизайном.

Через несколько лет он продал свой успешный бизнес, так как хотел полностью сосредоточиться на живописи. Он любил бывать на архипелаге островов Бохуслэнд,

где его привлекали отражения в воде, мокрый мох, зеленые скалы, типичные скандинавские рыбацкие деревни.

Еще одним увлечением были цветочные натюрморты, которые, кстати, очень хорошо раскупались для украшения интерьеров.

Можно сказать, что Оверстрём был непревзойденным мастером в сложном искусстве изображения водной поверхности с ее бликами и разнообразных цветов, глядя на которые кажется, что даже ощущаешь их запахи.Несколько следующих художников не были импрессионистами в полном понимании значения этого определения, но о них стоит упомянуть тут, так как импрессионисты и особенно постимпрессионисты оказали на них в определенные моменты их творческой жизни сильное влияние, и оно «просвечивает» иногда в их работах. Одним из таких художников былТорстен Палм(1885-1934), получивший художественное образование в Школе живописи в Калеб, а затем в Академии художеств.

В одной статье я нашла, что его относят к группе "интимных реалистов» («интимизм» - http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=24), «интимисты» использовали палитру сложных цветовых оттенков, в которых преобладали теплые хроматичные тона». Большую роль в их картинах играл свет, который придавал картине нужное настроение. Эти художники-колористы не принимали экспрессионизм и черпали вдохновение в старой шведской пейзажной живописи, французском импрессионизме, но особенно в работах Сезанна.

Как и многие его современники, он тоже увлекался цветочными натюрмортами.

Самыми большими авторитетами для Торстена Пальма были Писсарро, Сислей и Сезанн, его даже называли "шведским Сислеем". К этому же направлению примыкал и Виктор Акселсон (1883 – 1954), который после окончания технического училища увлекся живописью и поступил сначала в художественную школу, потом закончил Академию художеств и продолжил свое образование, как и многие художники того времени, в Париже.

Акселсон любил приглушенную холодноватую цветовую гамму, он был одним из первых «интимистов», в его французских пейзажах прослеживается влияние его кумира – Поля Сезанна, а от видов Стокгольма веет спокойствием и прохладой.

Хочу упомянуть одного шведского художника, считающегося эпохальной фигурой в шведской живописи, перешедшего границы даже и постимпрессионизма, и вызывающего до сих пор споры в искусствоведческой среде. ЭтоКарл Килберг (1878-1952). Он учился на факультете архитектуры в Берлинском университете, а затем был учеником Карла Вильгельмсона (я говорила о нем выше) в Художественной школе в Гетеборге.

Он очень поздно, около 50 лет получил признание, много работал над книжными иллюстрациями, особенно часто иллюстрировал произведения шведского фольклора и книги современных шведских писателей.

Упомяну еще двух художников, в творчестве которых можно увидеть некоторые отголоски импрессионизма. Уго Зухр (1895 – 1971) был пейзажистом классического направления, но с сильным влиянием французской живописи. Он рисовал простые безмятежные пейзажи сначала в приглушенных тонах, а потом стал использовать более яркие теплые тона.

В 1940 году Зухр был избран в Академию художеств, и был профессором живописи в королевском колледже искусств.И последний, о ком стоит сказать - художник, проживший короткую и бурную жизнь,Иван Иварсон (20 июля 1900 - 26 июня 1939). Во время своей учебы во Франции и Италии Иван был вдохновлен творчеством Пьера Боннара, а позже Карла Килберга.

Его можно назвать «наивным экспрессионистом», но для него очень важен был свет, и особенно цвет в его пейзажах. Он говорил: «"Я хотел бы уметь передавать цвет!"

Он участвовал во многих выставках, но никогда при жизни не получал широкого признания, страдал депрессией и алкоголизмом, иногда даже отдавал свои работы в обмен на алкоголь. Последние годы своей жизни Иварсон провел во Франции. Сегодня он считается одним из лучших колористов Швеции. Безусловно, в этом кратком обзоре невозможно подробно поговорить обо всех известных художниках Швеции, придерживавшихся в той или иной степени импрессионистического направления, но их, в отличие от Франции, Италии или Испании, было и не так уж много. Импрессионизм в трех этих странах был, конечно, другим – нежно-ярким, солнечным, оптимистичным, от картин веяло радостью жизни и любви. Скандинавский импрессионизм более сдержанный, более «прохладный», меньше света и солнца, краски более сдержанные, от него веет покоем и задумчивостью. Так мне кажется. Как всегда, в следующем посте вы можете посмотреть видеоролик о шведском импрессионизме в сопровождении этнической фольклорной музыки. https://www.youtube.com/watch?v=km2a1ifyiw8

Ссылки: 1. https://litlife.club/br/?b=204606&p=1132. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st023.shtml3. http://www.newpaintart.ru/4. http://www.askart.com/5. https://www.bukowskis.com/en6. https://www.artsignaturedictionary.com/7.https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Media_contributed_by_Nationalmuseum_Stockholm:_2016-10

vanatik05.livejournal.com

Мистический мир скандинавских сказок в иллюстрациях Александра Янссона

Александр Янссон (Alexander Jansson) - независимый художник-иллюстратор, родом из старинного шведского города Упсала. После окончания школы искусств Александр переехал в Гетеборг, где открыл собственную дизайн-студию под названием «Спящий дом». Помимо иллюстрирования, художник специализируется на дизайне персонажей, концепт-арте и графическом дизайне. Сказочные картины автора притягивают своей мистичностью и окутывают легкой дымкой волшебства, посмотрите и вы сами в этом убедитесь!

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

 

сказки, иллюстраци, мистика, скандинавия,Александр Янссон, Alexander Jansson

4tololo.ru

Скандинавские мотивы - История искусств

Шведский художник Анхельм Шультцберг (ANSHELM SCHULTZBERG 1862-1945). Работа называется "Угольные баржи около Смоляного острова в Стокгольме" (Kolpramar vid Beckholmen – Stockholm). Размеры оригинала 73 x 100 cм. Датировано 1924 годом:

Под катом еще картины Анхельма Шультцберга"Дорога, идущая из поля" (Vagen genom akrarna). Размеры оригинала 21 x 35 cм. Датировано 1884 годом:

"Летний пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями" (Sommarlandskap med blommande frukttrad). Размеры оригинала 51 x 38,5 cм. Без даты:

"Весенний пейзаж" (Varlandskap). Размеры оригинала 61 x 99 cм. Датировано 18 марта 1927 год:

Но вообще-то Шультцберг «зимне-снежный» художник. Это королевский дворец, построенный по проекту Тессина. Официально работа называется "Северная протока в один из зимних стокгольмских дней" (Norrström en vinterdag – Stockholm). Размеры оригинала 54 x 73 cм. Датировано 1926 годом:

"Зимний день около Грангэрде – Даларна" (Vinterdag vid Grangärde – Dalarna, Грангэрде–Даларна - район северо-западнее Стокгольма). Размеры оригинала 47,5 x 67 cм. Датировано 1887 годом:

«Зимний день около Грангэрде – Даларна» (Vinterdag vid Grangärde – Dalarna). Размеры оригинала 100 x 74 cм.

«Солнечный зимний день – мотив из Книвадалена, Даларна» (Solig vinterdag - motiv från Knivadalen, Dalarna). Размеры оригинала 60 x 80 cм. Датировано 1939 годом:

«Мотив, навеянный дорогой из города Филипштадта к горам Бергслаг» (Motiv från Filipstads Bergslag). Размеры оригинала 54 x 73 cм.

"Веселая снежная дорога, проходящая мимо усадьбы Андерссона в Лакстяэрн и Филипстад" (Snöplogväg förbi Anderssons gård - Laxstjärn, Filipstad). Размеры оригинала 60 x 80 cм. Датировано 1940 годом:

«Румянец заката солнца на норландской усадьбе и окружающей среде» (Aftonrodnad över norrländsk gårdsmiljö). Размеры оригинала 87,5 x 110,5 cм. Датировано 1914 годом:

«Декабрьский вечер в Браттфорсхеден – провинция Вэрмланд» (Decemberafton i kolskogen - motiv från Brattforsheden, Värmland). Размеры оригинала 60x80 cм. Датировано 1939 годом:

«Вид через Рэмен-озеро в Вэрмланде» (Utsikt över Rämensjön i Värmland). Размеры оригинала 73 x 100 cм.

«Лесной пейзаж в зимнем облачении» (Skogslandskap i vinterskrud). Размеры оригинала 85 x 100 cм. Датировано 1929 годом:

Последняя картина, увы, подпорчена, но решил и ее оставить для общего ознакомления.

history-of-art.livejournal.com

скандинавский Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Hand drawn cactus plants in black, white, taupe and pastel pink. Scandinavian style illustration, modern and elegant home decor. Иллюстрация #50941942 - Hand drawn cactus plants in black, white, taupe and pastel pink...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Scandinavian folk ornament Seamless #30862628 - Scandinavian folk ornament Seamless

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Winter, Christmas red seamless pixelated pattern with deer with trees #30180894 - Winter, Christmas red seamless pixelated pattern with deer with..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Seamless scandinavian style simple illustration christmas tree theme background #50757475 - Seamless scandinavian style simple illustration christmas tree..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vikings and Scandinavian items the food weapons flat icon set Иллюстрация #41456881 - Vikings and Scandinavian items the food weapons flat icon set

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric Scandinavian style pattern with mountains, trees and triangles. vector illustration Иллюстрация #67720030 - Abstract geometric Scandinavian style pattern with mountains,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric seamless repeat pattern in black, cream, pastel pink and blue. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. #50941668 - Abstract geometric seamless repeat pattern in black, cream, pastel..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Christmas jumper or sweater seamless pattern with beer, reindeer and trees Иллюстрация #60062248 - Christmas jumper or sweater seamless pattern with beer, reindeer..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish, Scandinavian folklore elves, nordic traditional christmas motive, Tomte with lanternisolated on white background Иллюстрация #63535805 - Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Modern interior of living room with white sofa, vibrant cushions and two vases 3d rendering

#65426993 - Modern interior of living room with white sofa, vibrant cushions..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cute and modern St. Valentines Day greeting card template. Hand drawn cactus plants and speech bubble, dots texture background, black, white, taupe and pastel pink color palette. Иллюстрация #50941666 - Cute and modern St. Valentines Day greeting card template. Hand..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Inscription Merry Christmas, with gnome used as letter I, isolated on white background, Tomte is traditional scandinavian symbol of Christmas, vector illustration #63535763 - Inscription Merry Christmas, with gnome used as letter I, isolated..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Christmas Sweater Design. Seamless Pattern #33609563 - Christmas Sweater Design. Seamless Pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish, Scandinavian folklore elves, nordic christmas motive, isolated on white background, vector illustration Иллюстрация #63536541 - Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Celtic trinity knot, Helm of Awe, aegishjalmur, tattoo. Scandinavian symbols of Vikings, travelers, mascot. Celtic tattoo boho style, t-shirt design Иллюстрация #68759622 - Celtic trinity knot, Helm of Awe, aegishjalmur, tattoo. Scandinavian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Yellow bird silhouette in scandinavian style. Design element #30831660 - Yellow bird silhouette in scandinavian style. Design element

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Swedish Dala, Dalecarlian horse with winter, Nordic pattern #33821853 - Swedish Dala, Dalecarlian horse with winter, Nordic pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Merry Christmas and Happy New Year! Set of winter holiday backgrounds. Collection of seamless patterns with red and white colors. Vector illustration. #49542224 - Merry Christmas and Happy New Year! Set of winter holiday backgrounds...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Fair Isle Style Seamless Knitted Pattern. Christmas Background with a Place for Text #46504208 - Fair Isle Style Seamless Knitted Pattern. Christmas Background..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract vector color map of Norway and Sweden country #3462329 - Abstract vector color map of Norway and Sweden country

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Scandinavian Nordic seamless Christmas pattern Иллюстрация #43234073 - Scandinavian Nordic seamless Christmas pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Orlog, the viking simbol of fate and runes #2356267 - Orlog, the viking simbol of fate and runes

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish, Scandinavian folklore elves, nordic christmas motive, Tomte standing in front of brown wooden wall in snow, with decorated heart and tree, vector illustration #63536534 - Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric composition in gray, cream and pastel pink. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. #50941681 - Abstract geometric composition in gray, cream and pastel pink...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vikings Ships Drakkars in Nordic Sea. Wooden Warships of Scandinavian Ancient Warriors.

#47852110 - Vikings Ships Drakkars in Nordic Sea. Wooden Warships of Scandinavian..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

christmas winter pattern print set for jersey or t-shirt. Pixel deers and christmas trees Иллюстрация #48117886 - christmas winter pattern print set for jersey or t-shirt. Pixel..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Swedish folk art Dala or Daleclarian horse seamless pattern in black #30681965 - Swedish folk art Dala or Daleclarian horse seamless pattern in..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Norwegian folk art Bunad black pattern - Rosemaling style embroidery Иллюстрация #31492600 - Norwegian folk art Bunad black pattern - Rosemaling style embroidery

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Christmas Sweater Design. Seamless Pattern #33951445 - Christmas Sweater Design. Seamless Pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ugly Christmas jumper or sweater with reindeer and snowflakes red and green pattern Иллюстрация #61619239 - Ugly Christmas jumper or sweater with reindeer and snowflakes..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Swedish Dala or Daleclarian horse seamless folk art pattern #39568825 - Swedish Dala or Daleclarian horse seamless folk art pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric composition in black, white and pastel pink. Hand drawn vintage texture, dots pattern and geometric elements. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. #55003079 - Abstract geometric composition in black, white and pastel pink...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector Illustration of Ugly sweater seamless Pattern for Design, Website, Background, Banner. Merry christmas Knitted Retro cloth with Snowflake Element Template #49450924 - Vector Illustration of Ugly sweater seamless Pattern for Design,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Viking warrior sport logo. Colored isolated on white background #43543963 - Viking warrior sport logo. Colored isolated on white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Hand drawn christmas tree. Set of sketched illustrations of firs. Black ink and brush sketches of spruce for cards and package design. Vector elements #64347767 - Hand drawn christmas tree. Set of sketched illustrations of firs...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Winter, Christmas seamless pixelated blue pattern with hearts #30742659 - Winter, Christmas seamless pixelated blue pattern with hearts

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Winter, Christmas red and green seamless pixelated pattern with deer #30495011 - Winter, Christmas red and green seamless pixelated pattern with..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric composition in black, white, gold and mint. Hand drawn vintage texture, lines, dots pattern and geometric elements. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. #50941725 - Abstract geometric composition in black, white, gold and mint...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric composition in black, white, gold and pastel pink. Hand drawn dots pattern and geometric elements. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. Иллюстрация #50941943 - Abstract geometric composition in black, white, gold and pastel..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Swedish Dala, Dalecarlian horse with winter, Nordic pattern #33288938 - Swedish Dala, Dalecarlian horse with winter, Nordic pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Dark blue winter pixel background with hearts and snowflakes #33089889 - Dark blue winter pixel background with hearts and snowflakes

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Merry Christmas and Happy New Year! Colorful seamless backgrounds with holiday symbols and patterns: tree ball, reindeer, holly, candy cane, argyle, polka dot and norwegian selbu rose. #48430281 - Merry Christmas and Happy New Year! Colorful seamless backgrounds..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric seamless repeat pattern in black, cream, pastel pink and orange. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. Иллюстрация #55003104 - Abstract geometric seamless repeat pattern in black, cream, pastel..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Light red green gold love christmas greeting card with feathers wreath and heart #49531402 - Light red green gold love christmas greeting card with feathers..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Glitter scandinavian abstract pineapple ornament. Vector white gold seamless pattern collection. Modern shimmer details stylish texture. #55364169 - Glitter scandinavian abstract pineapple ornament. Vector white..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Seamless pattern. Figure cities in vintage style. Doodle design for cloth, paper, cards, greetings, scrapbook. Blue color. #35034086 - Seamless pattern. Figure cities in vintage style. Doodle design..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cute countryside card with houses and trees. Grunge drawn banner #42911278 - Cute countryside card with houses and trees. Grunge drawn banner

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Christmas, winter knitted pattern with penguins - Scandinavian sweater style #30565832 - Christmas, winter knitted pattern with penguins - Scandinavian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cute print with bird in the forest. Vintage vector illustration in scandinavian style. #55883204 - Cute print with bird in the forest. Vintage vector illustration..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Winter pixel background with deer and snowflakes #33089887 - Winter pixel background with deer and snowflakes

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector illustration Scandinavian or Russian flat style knitted pattern with deers (elks, mooses) and Christmas Tree #47627527 - Vector illustration Scandinavian or Russian flat style knitted..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Merry Christmas and Happy New Year! Set of red and white seamless backgrounds for winter or holiday design. Warm textile patterns Иллюстрация #48430629 - Merry Christmas and Happy New Year! Set of red and white seamless..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Set of monochrome viking elements isolated on white background #43537427 - Set of monochrome viking elements isolated on white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Christmas motive in scandinavian style, red and white decorations in shape of hearts and tree in front of white wooden wall, vector illustration #63535817 - Christmas motive in scandinavian style, red and white decorations..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Simple scandinavian pattern. Vector illustration with cute circles. Иллюстрация #45688880 - Simple scandinavian pattern. Vector illustration with cute circles.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Seamless pattern with white bird on a branch in a Scandinavian style. Vintage abstract background for textiles, scrapbook, printing, greeting cards, invitations #35034057 - Seamless pattern with white bird on a branch in a Scandinavian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Hand drawn cactus isolated on white background Иллюстрация #45721072 - Hand drawn cactus isolated on white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Green & White interior scandinavian

#65175358 - Green & White interior scandinavian

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cute Hello Summer Poster with Trandy Summer Elements. Summer Typographic. Scandinavian Style. Vector. Flamingo, pinapple. Dont Worry, Be Happy. Dream Иллюстрация #62145016 - Cute Hello Summer Poster with Trandy Summer Elements. Summer..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish, Scandinavian folklore elves, nordic christmas motive, Tomte standing in front of blue wooden wall in snow, with decorative garland created from white and red small hearts, vector illustr Иллюстрация #63536110 - Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Scandinavian Christmas Red and White Decoration. Vector Dala Horse. #48559179 - Scandinavian Christmas Red and White Decoration. Vector Dala..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Scandinavian Nordic Christmas seamless cross stitch pattern #43271762 - Scandinavian Nordic Christmas seamless cross stitch pattern

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Long boat drakkar pencil drawing Иллюстрация #30016971 - Long boat drakkar pencil drawing

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

dancing dragons in the ring. stencil. vector illustration Иллюстрация #41715455 - dancing dragons in the ring. stencil. vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Fantasy graphic pattern in scandinavian style. Abstract background with stylized flowers Иллюстрация #62980753 - Fantasy graphic pattern in scandinavian style. Abstract background..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Hedgehog stylized line fun seamless pattern for kids and babies. Cute animal fabric design for textile linen and apparel in scandinavian simple style. #56732121 - Hedgehog stylized line fun seamless pattern for kids and babies...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ornamental heron birds with curved tails and wings decorated by traditional celtic knot patterns, for tattoo or medieval embellishment design Иллюстрация #43735287 - Ornamental heron birds with curved tails and wings decorated..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Modern interior of living room with brown wooden cabinet and armchair panorama 3d rendering Фото со стока

#68692697 - Modern interior of living room with brown wooden cabinet and..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Scandinavian nordic seamless pattern with gingerbread man #43233877 - Scandinavian nordic seamless pattern with gingerbread man

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Christmas Knitted Seamless Pattern with Snowflakes #46950553 - Christmas Knitted Seamless Pattern with Snowflakes

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Abstract geometric composition in black, white, gold and mint. Hand drawn vintage texture, lines, dots pattern and geometric elements. Modern and stylish abstract design poster, cover, card design. #51858290 - Abstract geometric composition in black, white, gold and mint...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Reindeer, deer jumping, Christmas icons set Иллюстрация #44078688 - Reindeer, deer jumping, Christmas icons set

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ugly sweater Merry Christmas and Happy New Year greeting card template. Vector illustration Handmade knitted background pattern with scandinavian ornaments. White, red, green colors. Flat style Иллюстрация #87567759 - Ugly sweater Merry Christmas and Happy New Year greeting card..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Seamless pattern with polar bears silhouette and Constellations . Perfect for fabric,textile.Vector background Иллюстрация #79014920 - Seamless pattern with polar bears silhouette and Constellations..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Viking helmet, crossed viking axes and in a wreath of Scandinavian pattern and Norse runes, vector illustration Иллюстрация #78816749 - Viking helmet, crossed viking axes and in a wreath of Scandinavian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Seamless nature pattern with deers. Forest background. Vector texture Иллюстрация #62980878 - Seamless nature pattern with deers. Forest background. Vector..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

tribal vector seamless background, watercolor pattern with christmas tree Иллюстрация #42280029 - tribal vector seamless background, watercolor pattern with christmas..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

vector illustration of a seamless red and white knitted background #45327087 - vector illustration of a seamless red and white knitted background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Merry Christmas and Happy New Year! Set of seamless backgrounds with winter holidays symbols: reindeer, christmas tree, christmas ball, snowflakes and suitable abstract patterns. Vector collection. #47831896 - Merry Christmas and Happy New Year! Set of seamless backgrounds..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Swedish folk art Dala or Daleclarian horse seamless pattern on black Иллюстрация #42633124 - Swedish folk art Dala or Daleclarian horse seamless pattern on..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Interior of living room with white armchair, wooden floor, black wall paneling 3d rendering

#65048248 - Interior of living room with white armchair, wooden floor, black..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Succulents and cactus vector handpainted set

#43537962 - Succulents and cactus vector handpainted set

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Seamless pattern in modern Scandinavian style. Vector background of north nature. #47186827 - Seamless pattern in modern Scandinavian style. Vector background..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Retro set of Christmas and New Year seamless patterns with deers. Red, green and white winter scrapbook design backgrounds. All patterns are included in swatch menu. #45784694 - Retro set of Christmas and New Year seamless patterns with deers...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Hand drawn vector abstract unusual summer time decoration collage seamless pattern with watermelon,aztec and tropical palm leaves motif isolated. #84955647 - Hand drawn vector abstract unusual summer time decoration collage..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Gnome Tomte standing in winter landscape, Nisser in Norway and Denmark, Tomtar in Sweden or Tonttu in Finnish, Scandinavian folklore elves, christmas motive, vector illustration #68963551 - Gnome Tomte standing in winter landscape, Nisser in Norway and..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

blue viking Icon button symbol concept high quality on the gray background #60263914 - blue viking Icon button symbol concept high quality on the gray..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vegvisir, the Magic Navigation Compass of ancient Icelandic Vikings with scandinavian runes, isolated on white, vector illustration #67828640 - Vegvisir, the Magic Navigation Compass of ancient Icelandic Vikings..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Scandinavian design. The nasal figure of the Viking ship Drakkar in the form of a dragon, and the Scandinavian twisted pattern, isolated on white, vector illustration #81962571 - Scandinavian design. The nasal figure of the Viking ship Drakkar..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Viking helmet, crossed viking axes and in a wreath of Scandinavian pattern and viking shield, vector illustration #77612340 - Viking helmet, crossed viking axes and in a wreath of Scandinavian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cute seamless pattern with fairy unicorns. Childish texture for fabric, textile. Scandinavian style. Vector Illustration Иллюстрация #87952723 - Cute seamless pattern with fairy unicorns. Childish texture for..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Set of floral business cards. Ornate floral design in modern style with decorative floral elements. Complied with the standard sizes. #60000901 - Set of floral business cards. Ornate floral design in modern..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Viking design. Scandinavian pattern and circle of Norse runes and wolves of Odin - Geri and Freki, vector illustration Иллюстрация #78816747 - Viking design. Scandinavian pattern and circle of Norse runes..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Viking helmet, crossed viking sword and in a wreath of Scandinavian pattern and viking shield, vector illustration

#81216496 - Viking helmet, crossed viking sword and in a wreath of Scandinavian..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Yggdrasil. Scandinavian design. The tree Yggdrasil in Nordic pattern, vector illustration #78816732 - Yggdrasil. Scandinavian design. The tree Yggdrasil in Nordic..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Card of New Year 2018 with knitted texture. Christmas jumper fragment with 2018 New Year. Best vector illustration for new years day, christmas, winter holiday, new years eve, knitting, silvester, etc #84628082 - Card of New Year 2018 with knitted texture. Christmas jumper..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Colorful Houses For Sale Rent. Real Estate Concept. #65658298 - Colorful Houses For Sale Rent. Real Estate Concept.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Viking vintage poster with face of Scandinavian Viking and his reg beard illustration Иллюстрация #65705861 - Viking vintage poster with face of Scandinavian Viking and his..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Yggdrasil. Scandinavian design. The tree Yggdrasil in Nordic pattern, vector illustration #78816721 - Yggdrasil. Scandinavian design. The tree Yggdrasil in Nordic..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ancient Scandinavian ornament, shield viking and Scandinavian runes, isolated on black. Иллюстрация #78781496 - Ancient Scandinavian ornament, shield viking and Scandinavian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Скандинавский стиль в иллюстрации - Статьи

Прежде чем углубиться в представления скандинавских иллюстраторов – сегодняшних дней и минувших лет, выходящих из разных школ и утверждающих вариативные тенденции, работающих самостоятельно или под эгидой агентств – верно, пожалуй, будет отпустить небольшую георгафическую ремарку, поясняющую все упомянутые ниже страны. 

Традиционно под Скандинавией понимают следующий союз: Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. Тем не менее, уместным кажется присоединение к последующему рассказу и соседствующей Финляндии – официально не входящей в скандинавский состав, но логически дополняющей этот нордический квартет. Первая тому причина - очевидная щедрость маленькой Суоми на художественные таланты, которые грешно обходить стороной; вторая – непреложное влияние и культурная схожесть между финнами и всеми странами-соседями, расположенными к северу от них.

Безусловно, говоря об иллюстрации в каждой отдельно взятой северной стране, вполне можно выделить отличительные локальные черты, будь то современный шведский тренд на феминистскую тематику или характерный финский наивный минимализм, доведенный чуть ли не до абсурда. Однако не смотря на специфику каждой конкретной нации и ее уникальные представления о визуальной красоте, кажется, что северный художественный альянс всегда был и будет держаться характерным особняком, то и дело представляющим нового автора, чьи работы вне зависимости от их контекста пахнут хвойным лесом, крепко заваренным кофе и становятся идеальным оформлением песен Sigur Rós.  

Прослеживая становление северной художественной школы и выделение из нее самостоятельного жанра иллюстрации, начать можно с имени Carl’а Olof’а Larsson’а (1853-1919), который по праву считается ключевым шведским художником прошлого, оказавшим непреложное влияние на многочисленных последователей, находящихся в самых разных нордических уголках. 

Carl Larsson - Blomsterfönstret 1894

Заслуги Ларссон, в первую очередь, относят к формированию узнаваемого ‘шведского стиля', который впоследствии будет считываться не только с артефактов живописи, но и с негласных канонов скандинавского дизайна, оформления интерьеров и даже с банального шведского каталога IKEA. 

Carl Larsson-Lathörnet

Ларссон, 'художник благополучного мира', всегда рисовавший с натуры его идиллистической семьи и типичного миловидного шведского жилища, ныне представляет, по сути, зачинателя моды на утопические и добросердные изображения, которые сегодня так легко и умело тиражируются по всей Швеции, пропогандирующей комфортную, функциональную жизнь в загородном домике оттенка falu rödfärg. 

Carl Larsson

И хотя имя Ларссона скорее упоминается не в перечне иллюстраторов, но истых живописцев, его художественный авторитет и обаяние являются настолько очевидными в контексте всей последующей визуальной культуры севера, что обойти их стороной было бы неверно.

С конца XIX века скандинавская иллюстрация оформляется в самодостаточный жанр благодаря ее тесному переплетению с литературной средой – а именно с оформлением популярных исландских саг, шведских, датских и норвежских сказаний о троллях, финских сочинений Захариуса Топелиуса. Таким образом, большинство известных и до сих пор лелеемых нордических иллюстраторов минувших столетий традиционно прославлялись за счет работ, украшавших книжные издания и преимущественно ориентированные на самых юных читателей.

В «золотой век иллюстрации», пришедшийся уже на начало XX века, большой изветности достиг датский художник Kay Nielsen (1886-1957), чуткий знаток детского сердца и таинства изображения волшебных персонажей, в свое время даже удостоившийся сотрудничества с легендарным Disney. Лучший оформитель сказок Андерсена наравне разве что с Эдмундом Дюлаком, Ниельсен умел изобразить ночь в том оттенке синего, который максимально соответсвует реальному полуночному небу за окном, нарисовать дерево созвучно шуму взаправдашней листвы и одеть волшебную красавицу в юбочку из сотни слоев.

Kay Nielsen

Kay Nielsen

Подобным образом в сфере детской литературной печати стал также широко известен и поныне воспеваемый шведами John Bauer (1882—1918), в течение нескольких лет работавший над ежегодным рождественским альманахом Bland tomtar och troll (швед. «Среди эльфов и троллей»), который покупался не столько ради прочтения свежесочиненных сказок, сколько ради зачарованного изучения таинственных, скурпулезных иллюстраций Бауэра. 

John Bauer Elk Cotton

Шведы искренне считают, что именно данному художнику удалось запечатлеть тех самых скандинавских троллей в истинном обличии и передать чувство темного, глубокого леса, в который Бауэр смело отправлялся с пленочной фотокамерой и блокнотом для скетчей наперевес. 

John Bauer

В результате основными его сюжетами становилась вся прелесть таинственной чащи: от моховых кочек до светловолосой принцессы Тувстарр, мерцающей волшебным огоньком на краю болотца.

Иллюстратор John Bauer

У финно-шведской писательницы Туве Янссон (известной в первую очередь благодаря созданию образа муми-тролля – как книжного, так и визуального) в автобиографической повести «Дочь скульптора» встречается замечательная цитата о том, что после печальной смерти художника, утонувшего при путешествии на пароме, никто из известной ей артистической среды не отважился и не умел передать на холсте северный лес так же чутко: «В правильно нарисованном лесу все примерно одного и того же цвета — мох, стволы деревьев и ветки елей, все — какое-то мягкое и серьёзное, а иногда в лесной чаще мелькает что-то серое и бурое, и зеленое, но зелени очень мало. Если хочешь, сажаешь, например, в лес принцессу. Она всегда в белом и очень маленькая, и у неё длинные золотистые волосы. Её лучше поместить в самом сердце лесной чащи или в золотом сечении. Когда Йон Бауэр умер, принцессы стали современными и любого цвета, какого только захочешь. Они стали просто обыкновенными, пышно разодетыми девочками…»

John Bauer

В Норвегии подобную известность получил художник-иллюстратор Theodor Kittelsen (1857-1914), также работавший с мифологическими сюжетами и оформлением народных сказок Норвегии. К слову, совмещал он свою деятельность с не менее романтизированной должностью смотрителя маяка. Однако само царство леса у Киттельсена отходит на второй план и зачастую служит разве что красивым фоном, в то время как тролли, водяные и всевозможная нежить становятся заглавными персонажами его иллюстраций. И если у Бауэра они при всей своей дикости выглядят вполне добродушно или даже оставляют место для улыбки зрителя, тролли Киттельсена всегда сплошь угрюмы, устрашающи, мрачны и созвучны ледяному мраку.

Theodor Kittelsen

Theodor Kittelsen

Вообще взаимоотношения северян с коротким световым днем, затянувшимися сумерками и пронизывающими ветрами безусловно оказывали и впредь будут влиять на содержание, цвета и даже технику местных художников. Постепенно отходя от традиций классической, довольно консервативной иллюстрации начала прошлого века и влияния тихой Ларссоновской идиллии, скандинавы начинают рисовать «грязнее», ироничнее и смелее, при всем том придерживаясь стандартов незамысловатого, легкосчитываемого изображения.

Сильное влияние на переход к северной, привычной ныне форме функционального минимализма также оказал бум в сфере дизайна, охвативший Скандинавию в середине прошлого века, когда промышленные художники-дизайнеры, работающие с простыми формами, стали востребованы не только в создании удобных упаковок молока, но и в той же иллюстрации детских сказок. Одним из ярких и, к сожалению, едва известных в России художников подобного толка стал шведский дизайнер Olle Eksell (1918-2007), автор тиражированного логотипа Ögon Cacao (бренд какао - прим. ред.), созданного в рамках конкурса для компании Mazetti в 1956 году.

Логотип

Нужно заметить, что на филигранное оформление упаковок, создание комичных афиш, броских и вместе с тем непринужденных иллюстраций Улле сильное влияние оказала учеба в Америке, где в пору его юности формировался наиболее передовой подход к дизайну, повсеместно воспеваемый на первых порах скандинавами. Вернувшийся впоследствие на родину, Улле дорастет до индивидуального признания, публикации череды крайне толковых книг о дизайне, звания профессора, а также крайне приятной коллаборации наследия Экселля с IKEA, выпустившей в прошлом году серию с его иллюстрациями и принтами.

Olle Eksell

Olle Eksell

Другой шведский мэтр иллюстрации, графики, коллажа и скульптуры – Jockum Nordström – пожалуй, лучший пример того, каким независимым, самоцельным и уважаемым сделался процесс создания иллюстрации на севере к сегодняшнему дню. Начавший свой творческий путь с работы в центральной шведской газете Dagens Nyheter в конце 90-х, к данному моменту Йокум удостоился череды персональных выставок, иллюстрирования книжек собственного сочинения и поголовного восхищения студентами передового стокгольмского Konstfak’а, откуда художник выпустился в 1988. В целом его влияние на современную местную иллюстрацию неоспоримо, так что не стоит удивляться повсеместному шведскому тренду на непринужденность, доходящую до наивных каракулей и «нордстёмскую» фривольную технику, копируемую там и тут.

Jockum Nordström

Jockum Nordström

Jockum Nordström

Jockum Nordström

С финской стороны такому подходу вторит творчество 29-летнего художника-иллюстратора и блоггера Jaakko Pallasvuo, также работающего в разных техниках, объединенных его самобытностью, хаотичностью, веселостью и вместе с тем типичной финской меланхолией, веющей от всего того, что он создает. Несмотря на то, что сегодняшний Йаакко всерьез  увлекся видео и музыкальными экспериментами, очевидно, что его ранние фрагментированные коллажи, уютная беспорядочная графика и скромные, наивные иллюстрации составили ту самую базу нынешнего финского арт-фонда, который широко востребован не столько в маленькой стране сауны и Санты, сколько за ее пределами.

Jaakko Pallasvuo

Jaakko Pallasvuo

Jaakko Pallasvuo

Для несколько инакового примера, демонстрирующего северный талант более доступного и коммерческого толка, уместно будет упомянуть имя крайне любимой инфантильной аудиторией норвежской художницы Esra Røise, работающей в сфере фешн иллюстрации и успевшей отметиться сотрудничеством с такими изданиями, как Vogue, GQ и Vice.  Прославленная tumblr-поколением и глянцем Эсра - это всегда реалистичные изображения, выполненные в узнаваемой стилистике, вдохновленные поп-культурой и индустрией моды.

Esra Røise

Esra Røise

Esra Røise

С исландской стороны - чья иллюстрация, пожалуй, как раз-таки минимально тиражирована, но тем более интересна в своей беззвестности – следует выделить народного героя Erró (Guðmundur Guðmundsson), большую часть сюрреалистических и калейдоскопичных работ которого можно воочию лицереть в постоянной экспозиции Музея Искусства Listasafn Reykjavíkur. Примечательно, что провокационные сюжеты, взрывные краски и герои комиксов, составляющие суть работ Erró, и на первый взгляд едва резонирующие с тишайшей, забеленной снегом Исландией, на деле идеально вписываются в Рейкьявик с его разноцветными домиками, пестро разодетыми горожанами и стенами повсеместно украшенными граффити. До сих пор не ясно, кто первым задал подобный радужный тренд в исландской столице, но факт остается фактом, и чуднЫе работы Erró тут крайне любят.

Erró (Guðmundur Guðmundsson)

Erró (Guðmundur Guðmundsson)

Erró (Guðmundur Guðmundsson)

Вдогонку к перечню отдельных, самостоятельно работающих авторов интересно отметить скандинавскую традицию формирования иллюстраторских сообществ или агенств, в которых несколько художников, объединенных схожими идеями, но демонстрирующих разные стили, формируют команду, берущуюся за самые вариативные задачи, поступающие извне. Одним из любимых подобных агенств является финское NAPA, начало которому было положено прекрасной Jenni Rope еще в 1997 году и благодаря чему в последующее время стали известны такие мастера своего дела, как Ilja Karsikas, Kati Rapia, Hanna Konola и прочие.

NAPA - Kati Rapia, Festivity IV

NAPA - Hanna Konola

NAPA - Hanna Konola

NAPA - Kati Rapia

Какой бы сложно-смешанной и взаимовлияемой ни была современная мировая арт-сцена, большинство скандинавских иллюстраторов действительно и непреложно формирует самобытную, узнаваемую группу. Ее тенденции и техники в свою очередь изначально обусловлены географией, климатом и менталитетом земель, в которых культивируется профессия иллюстратора как такового и осуществляется поддержка визуальных искусств на национальном уровне. При всем том популярное и поверхностное восприятие скандинавов как сплошь минималистов и визуальных скромников довольно ошибочно (чего стоит один упомянутый Erró или, скажем, крайне востребованные в сфере детской иллюстрации сестры Adbåge), равно как и мысль, будто за просточковой на первый взгляд картинкой нет череды продуманных решений и профессионализма. Как говорил в защиту своего дела Улле Экселль, всё это 'bloody serious business’.

Автор статьи: Лиза Лелькова maitomjolk.foliodrop.com 

www.pinkbus.ru


Смотрите также