Советская живопись - история современного искусства. Картины ссср


Советские художники|Картины советских художников

советские художники - 01

Кузьма Петров-Водкин. «Петроградская мадонна»

Советские художники и картины советских художников – это огромная тема. И это, на день сегодняшний, огромное белое пятно. Кого из советских художников и какие картины советской эпохи вы знаете? А вопрос-то совсем не праздный.

Примерно месяц назад я собрался сделать тематическую подборку из картин советских художников… Что-то нашёл в интернете, что-то было в моих закромах. Но, качество репродукций просто ужасное. И много работ без указания автора и названия картины. А интернет этих картинок не знает.

Проблема в том, что во времена СССР работы художников в огромном количестве публиковались в цветных журналах. Да вот только качество печати того периода не позволяет эти работы «оцифровать» — получается расплывчатое цветное пятно, которое нельзя назвать картиной.

А потом случилась Перестройка и всё советское, в том числе и живопись, стало «кровавым» и «сталинским». Интерес к советскому периоду в живописи сошёл на нет. Даже музеи начали убирать картины советского периода в запасники, чтобы не раздражать публику.

Вот так и получилось, что на день сегодняшний огромное количество советских художников – это забытые имена. А картины художников советской эпохи – это огромная редкость.

Осталось два-три десятка имён. А ведь были тысячи (без всякого преувеличения) художников, были национальные школы советской живописи, были великолепные, например, художники-иллюстраторы.

Вот я и решил попытаться вспомнить имена, посмотреть на работы советских художников взглядом сегодняшним. И мне нужна ВАША ПОМОЩЬ! Что знаете и/или помните Вы? Имена и фамилии, картины. Особенно если Вы знаете, где можно добыть репродукции картин советских художников приличного качества – я и все посетители сайта, которым интересна эта тема интересна, будем вам благодарны.

Давайте совместными усилиями соберём галерею советских художников! Мне кажется, что это будет очень интересно. И познавательно. Поскольку советская живопись – это не только портреты вождей. Это, в первую очередь, талант художника! А картины, как и рукописи, не должны «гореть».

 

Картины советских художников

 

советские художники - 02

Митрофан Греков. «Тачанка»

советские художники - 03

Татьяна Яблонская. «Утро»

советские художники - 04

Александр Дейнека. «Раздолье»

советские художники - 05

Исаак Бродский. «В.И. Ленин в Смольном в 1917 году»

советские художники - 06

Юрий Пименов. «Новая Москва»

советские художники - 07

Аркадий Пластов. «Сенокос»

советские художники - 08

Георгий Нисский. «Зелёная дорога»

советские художники - 09

Константин Титов. «Гость»

советские художники - 10

Евгений Гаврилкевич. «Белые ночи в Карелии»

советские художники - 11

Виталий Тюленев. «Голубой мир»

советские художники - 12

Сергей Присекин. «Военные пожарные»

советские художники - 13

Сергей Луппов. «Майя Плисецкая в Дон Кихоте. Танец Китри»

советские художники - 14

Владимир Копаев. «Импровизированный концерт»

советские художники - 15

Нина Костина (Поташова). «В заводской столовой»

советские художники - 16

Виктор Зарецкий. «Тёща»

советские художники - 17

Пётр Столяренко. «Без названия»

советские художники - 18

Александр Герасимов. «Вести с целины»

советские художники - 19

Иван Тихий. «Приём в пионеры»

советские художники - 20

Николай Баскаков. «Бабушка с внуками»

 

РЕКОМЕНДУЮ:

23 Июн 2017      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, соцреализм     68       Поделитесь записью

svistanet.com

20 ироничных картин о жизни в СССР от художницы из Донецка

Совершенно очаровательные, пронизанные тонкой иронией и ностальгией картины Анжелы Джерих погружают зрителей в мир воспоминаний художницы о жизни в СССР. Немного наивные, но чрезвычайно насыщенные и жизненные работы Анжелы стали популярными далеко за пределами родины.

Ля минор.

Один билет на колесо обозрения.

Картины Анжелы Джерих.

Чистое искусство.

Только ТЫ.

Часто реакция зрителей, которые еще застали жизнь в СССР, при виде картин Анжелы Джерих, это моментальное узнавание образов. «И у нас в пионерлагере были такие статуи!», «У нас тоже была картина Шишкина!», «Я тоже помню такие значки в автобусах!» Именно такой легкой узнаваемостью каждой детали и общих сюжетов, а также легкоузнаваемым стилем и обуславливается популярность этих картин.

Штирлиц нашего двора.

Клин клином.

Между прошлым и будущим.

Cорок первый.

Буревестник.

Анжела Джерих родилась и выросла в Донецке, однако полноценно заниматься творчеством начала уже в Москве, куда она переехала в возрасте 27 лет. Сейчас художнице 50, она продолжает активно рисовать, а ее работы можно увидеть в различных коллекциях ценителей искусства России, Украины, Японии, США, а также стран Европы.

Попутчики.

Сгущёнка.

Пивопирожкирыбасемечки.

Для тебя!

«Почему я рисую времена Советского Союза? Чтобы мысленно вернуться в детство! – говорит Анжела Джерих. – Я не рисую СССР, не прославляю его и не рыдаю, как многие могут подумать, я – вспоминаю. И чем, например, продавцы с пирожками и ведрами яблок у поездов отличаются от теперешних? А в картинах представлены разные периоды: от 50-х годов до сегодняшних дней.» Картины-воспоминания Анжелы оказались довольно универсальными и потому находят отклик у довольно большой аудитории.

Призрак оперы.

Женя любит Женю.

Снежная королевна.

Анжелика и король.

 

Не забудь поделиться статьей:

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

pics.ru

Советская живопись - история советского искусства

Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к.XIX- н.XX вв. вылились в Октябрьскую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.  

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева - “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Советская живопись Картина Большевик. Кустодиев. 1920

Большевик. Кустодиев. 1920

Советская живопись, картина К.Ф. Юона. Новая планета. 1921

К.Ф. Юон. Новая планета. 1921

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом – “аналитическим реализмом ” - являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

Советская живопись картина П.Н. Филонова Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

Советская живопись картина 1918 год в Петрограде (или Петроградская мадонна). К.С. Петров-Водкин. 1920 ГТГ

1918 год в Петрограде (или Петроградская мадонна). К.С. Петров-Водкин. 1920 ГТГ

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Советская живопись Картина Закат. А.А. Рылов. 1917

Закат. А.А. Рылов. 1917

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности. По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору. Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

 

Время художественных объединений

1920-е годы – время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства – это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции  (1922 - АХРР, 1928 –АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом "героического реализма" художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека - детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов - мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно "Ленин в Смольном", в котором И.И. Бродский в  наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.

Ленин в Смольном. И.И. Бродский. 1930

Ленин в Смольном. И.И. Бродский. 1930

В картине "Заседание членской ячейки" Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.

Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции "Трубачи Первой конной армии".

Романтический реализм Картина Трубачи Первой конной армии. М. Греков. 1934

Трубачи Первой конной армии. М. Греков. 1934

Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский.  В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского - "Делегатка", "Председательница", в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром. Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева - "Транспорт налаживается".

Искусство соцреализма Картина Б.Н. Яковлева Транспорт налаживается. 1923

Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923

В этом жанре изображается обновляющаяся страна,  нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания. Общество художников станковистов (1925) - следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах "Остовцев" часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда", Ю.П. Пименова "Футбол" и др.

Соцреализм в советской живописи картина Оборона Петрограда. А. Дейнека. 1928

Оборона Петрограда. А. Дейнека. 1928

За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения - "Четыре искусства" - избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода - "Смерть комиссара", которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.

Романтический реализм Живопись Смерть комиссара. К. Петров-Водкин. 1928

Смерть комиссара. К. Петров-Водкин. 1928

Из состава "Четырёх искусств" выделяется и П.В. Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку. Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами "Бубнового вольта" - приверженцами футуризма - что сильно сказалось на их творчестве. Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.

 

Расцвет соцреализма, романтический реализм в советской живописи

Постановлением "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника - основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры. Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины "На старом уральском заводе".

Живопись соцреализма Б.П. Иогансен. На старом уральском заводе. 1937

Б.П. Иогансен. На старом уральском заводе. 1937

А.А. Дейнека не остаётся в стороне от "официальной" линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина "Будущие лётчики" хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.

Будущие лётчики. А. Дейнека. 1938

Будущие лётчики. А. Дейнека. 1938

Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.

Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта. Интенсивному развитию  подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого - творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.

Живопись соцреализма Портрет скульптора И.Д. Шадра. М.В. Нестеров. 1934

Портрет скульптора И.Д. Шадра. М.В. Нестеров. 1934

П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.  

Художник на войне

С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества.  Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.

Советская живопись Портрет академика И.А. Орбели. М.С. Сарьян. 1943

Портрет академика И.А. Орбели. М.С. Сарьян. 1943

С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода.

Советская живопись Картина Фашист пролетел. А.А. Пластов. 1942

Фашист пролетел. А.А. Пластов. 1942

Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени. Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.

Советское искусство Картина Мать партизана. С.В. Герасимов. 1943

Мать партизана. С.В. Герасимов. 1943

Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.

 

Тема войны в живописи 

В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: "Письмо с фронта" А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;

Советская живопись соцреализма Картина Письмо с фронта. А.И. Лактионов. 1947

Письмо с фронта. А.И. Лактионов. 1947

композиция "Отдых после боя", в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;

Живопись соцреализма Картина Отдых после боя. Ю.М. Непринцев. 1951

Отдых после боя. Ю.М. Непринцев. 1951

работа А.А. Мыльникова "На мирных полях", радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;

Советская картина На мирных полях. А.А. Мыльников. 1953

На мирных полях. А.А. Мыльников. 1953 

самобытный пейзажный образ  Г.Г. Нисского - "Над снегами" и др.

Советская картина Г.Г. Нисский. Над снегами. 1964

Г.Г. Нисский. Над снегами. 1964

 

Суровый стиль на смену соцреализму

Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового "сурового стиля", задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. "Суровый стиль" был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития "сурового стиля" стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути "сурового стиля" можно увидеть в картине "Геологи" П.Ф. Никонова, "Полярники" А.А. и П.А. Смолиных, "Шинели отца" В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.

Суровый стиль в советской живописи Картина Геологи. П.Ф. Никонов. 1962

Геологи. П.Ф. Никонов. 1962

Суровый стиль в советской живописи картина Полярники. Братья Смолины. 1961

Полярники. Братья Смолины. 1961

 

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"),

Советская живопись символизма картина Пугачёв. Т.Г. Назаренко.1980

Пугачёв. Т.Г. Назаренко.1980

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Советская живопись символизма, Картина Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

 

Постсоветское искусство

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.  

 

Наши мастер-классы по истории искусства

Наша Галерея современного искусства не только предлагает большой выбор советского искусства, и постсоветской живописи, но и проводит регулярные лекции и мастер-классы по истории современного искусства.

Вы можете записаться на мастер класс, оставить пожелания по мастер классу, на который Вы бы хотели попасть, заполнив предложенную ниже форму. Мы обязательно прочитаем для Вас интересную лекцию на выбранную Вами тему.

Ждем Вас в нашем ЛЕКТОРИУМЕ!

Посмотреть расписание лекций и мастер-классов>>>>

www.artimex.ru

Советские художники * описания картин

Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее. Описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки →

А. Дейнека, "Оборона Петрограда"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать? Описание картины Новая Москва Юрия Пименова →

Zemanta Related Posts Thumbnail

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно? Описание картины Первый снег Аркадия Пластова →

А. Пластов, "Первый снег"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный. Описание картины Голубая весна Василия Бакшеева →

В. Бакшеев, Голубая весна

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Описание картины Утро Татьяны Яблонской →

Утро, Т. Яблонская

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям. Описание картины Мороз и солнце Виктора Цыплакова →

Цыплаков - Мороз и солнце

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Вот необычная золотая осень — странная композиция, нарочитый сюжет, деревенская жизнь как она есть — люди ходят, разговаривают, перевозят что-то на телегах… Непонятно, праздник это али будень. Исаак Бродский, Золотая осень — интересная картина. Описание картины Золотая осень Исаака Бродского →

Золотая осень, И. Бродский

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Весьма современно выглядящее полотно придворного портретиста изображает зиму — не буран, не мороз, но пасмурную, влажную, сырую и тоскливую русскую зиму. Бродский, одна из картин с названием «Зима». Описание картины Зима Исаака Бродского →

Зима, И. Бродский

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Потрясающая по количеству планов показанных эмоций и недовысказанных намеков картина Федора Решетникова, изображающая академически неуспевающего школьника, вернувшегося из учебного заведения с очередным неудом. Описание картины Опять двойка Федора Решетникова →

Опять двойка, Ф. Решетников

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

1001kartina.su

Картины, запрещённые в СССР. - Максим Мирович

Сегодня расскажу вам про картины, на которых довольно реалистично была написана жизнь в СССР, но которые в том самом СССР были запрещены к показу, а за само написание таких картин могли посадить в тюрьму. Отчего так происходило? Своей официальной "идеологией в искусстве" советская власть объявила "социалистический реализм" — картины, фильмы, спектакли и книги должны были показывать "настоящую жизнь простых советских людей", однако на деле такие произведения искусства показывали лишь лакированную изнанку, но не реальную действительность.

Правда про то, как на самом деле выглядела жизнь в СССР местами проскакивала то в книгах Венедикта Ерофеева, то в запрещённых к публикации фото, а то вот в таких картинах, подборку которых я сегодня вам покажу. Эти картины были нарисованы Василием Колотевым — замечательным советским художником 1970-80-х годов, на них изображен тот самый "социалистический реализм", только вот в СССР его картины были запрещены.

Итак, в сегодняшнем посте — подборка картин о жизни в СССР. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)

Для начала немного расскажу о художнике. Василий Иванович Колотев родился в 1953 году в селе Второе Никольское в Воронежской области, и с детства начал заниматься живописью. Сперва Василий посещал художественную студию, а в 1969 году поступил в художественное училище. После службы в армии Василий переезжает в Москву, где селится в небольшой комнате в коммуналке в районе Арбата.

Маленькая комнатка на Арбате и становится основной творческой студией художника Колотева — там он пишет картины в абстрактном стиле, а также копирует полотна голландских художников, оттачивая мастерство. Примерно тогда же рождается и собственный стиль живописи Василия — зарисовки на тему советского быта. Где-то рядом существовали бравурные соцреалистические полотна со счастливыми и могучими советскими гражданами, а герои картин Колотева жили своей тихой и неприметной жизнью обывателей коммуналок и завсегдатаев подворотен.

Разумеется, в СССР картины Колотева были запрещены, такой "настоящий соцреализм" не был нужен властям — в советские годы Колотев не провёл ни одной выставки, а также был вынужден работать слесарем-ремонтником и художником оформителем на ткацкой фабрике — чтобы не числиться "тунеядцем". Свою первую официальную выставку Василий смог организовать только в 1992 году — и практически все картины с неё тут же разлетелись по галереям Парижа, Нью Йорка и Берлина.

Сейчас Василий продолжает плодотворно работать в разных стилях, а ещё у него есть свой сайт, на котором можно посмотреть его работы.

А теперь давайте посмотрим на картины Василия, которые были написаны в период СССР и посвящены бытовой советской жизни.

01. "И корабль плывёт. Пивная". Эту картину можете показать всем, кто рассказывает о том, какое в СССР было вкусное пиво и какие замечательные были пивные — на картине Василия отлично передана атмосфера этих "замечательных пивных" — антисанитария, грязь, закуска в виде вонючей кильки из банки. На картинке, кстати, пивная достаточно "зажиточная" — со стеклянными пивными бокалами; в некоторых пивных пиво отпускали только в поллитровые банки.

02. "0,5 не принимают". Картина, посвященная пунктам приёма стеклотары. Сам пункт находится, судя по всему, в каком-то полузаброшенном дореволюционном доме, а ещё впечатляет конструкция для переноски пустых бутылок (из мешка и плетеной корзины), которую соорудила женщина на переднем плане.

03. "Воскресение". Картина, изображающая какой-то закрытй забором двор, в котором мужики потягивают пиво в выходной день. Кстати, свою картину Василий подписал не "Воскресенье", а "Воскресение", так что может быть тут имеется в виду не день недели, а скажем "воскресение после тяжелой попойки посредством опохмела пивом".

04. "Бульварная сцена". Тут изображены дядьки, которые пьют горькую прямо где-то на заснеженном бульваре. На заднем плане можно увидеть дворничиху (кстати, советский феминитив), убирающую снег.

05. "Бульварная сцена-2", здесь обыгран тот же сюжет, но главные герои представлены со спины, плюс в центре картины можно увидеть ещё какую-то советскую скульптурную композицию. Также в отличие от предыдущей картины, герои этого полотна одеты в ватники.

06. "Арест пропагандиста. Медвытрезвитель". На этой картине Василий достаточно правдоподобно изображает жизнь советского вытрезвителя. Пленного алкоголика уже раздели и готовят, судя по всему, к ночевке в общей камере.

07. Картина под названием "Алё", изображающая быт советской коммунальной квартиры. Тётка с замотанной головой вышла из кухни в коридор поговорить по общему квартирному телефону — в коммунальных квартирах такие телефоны оставались до самого начала девяностых годов.

08. "Девятый вал". Одна из самых известных и наиболее страшных картин Колотева. На столе спит муж-пропойца в синих советских трениках, а жена с грудным ребенком на руках и вторым ребенком на полу сидит с видом совершеннейшего отчаяния и отрешенности.

09. "Домино". Во времена СССР мужики часто часами просиживали во дворе, играя в домино, карты и другие бессмысленные игры. Часто таким образом коротали время всякие грузчики и подсобные рабочие, зарплата в СССР начислялась по принципу "солдат спит — служба идёт".

10. "Красный день календаря". Ещё одна знаменитая картина Василия, изображающая нализавшийся до положения риз пролетариат, как следует отметивший день 7 ноября.

11. "Крести-козыри". Игра в карты каких-то грузчиков и продавщиц на заднем дворе магазина. На мусорном баке кривыми буквами выведено "ЖЭК".

12. "Листья тополя падают с ясеня". Картина изображает, судя по всему, какую-то дворовую посиделку, о которых так часто сейчас любят вспоминать поклонники СССР.

13. Полотно под названием "Мастер своего дела-1". Изображает уличного точильщика ножей, топоров и ножниц, что ходили по дворам примерно до начала 1970-х годов. Действовало точило от ножного педального привода, который создавал крутящий момент на вал колеса-точила.

14. А вот "Мастер своего дела-2", тут показана работа уличного мастера обуви. Ну как, уже хочется в такой СССР?

15. "Московский дворик". По этой картине можно оценить состояние советской городской инфраструктуры.

16. "На лестничной клетке". Картина изображает классическое трио "соображателей на троих", обосновавшихся в подъезде между этажами.

17. Замечательная картина, названная "Овощи-фрукты" — по названию вывески магазина на заднем плане, при этом сам магазин является только фоном, на котором разворачивается действо — женщины выстроились в очередь на уличное взвешивание, сами напоминая при этом гигантские овощи-фрукты.

18. "Очередь". Полотно изображает гигантскую очередь к продуктовым прилавкам, при этом в прилавках-холодильниках можно увидеть крайне скудный ассортимент. В центре композиции — советские рычажные весы, которые нередко становились предметом махинаций и спекуляций недобросовестных продавщиц.

19. "Предприниматель". На картине показан уличный торговец обувью.

20. "Разделка по отрубам". Показана советская торговля мясом.

21. Несколько бытовых сцен из жизни коммунальных квартир. Картина "Плывёт, плывёт кораблик", изображающая ванную комнату в коммунальной квартире.

22. "Тема II". Изображен туалет в коммуналке.

23. "Утро соседа".

23. "Птичий рынок".

Ну, как вам картины, что скажете?

В СССР всё так и было или художник где-то приврал?

Напишите в комментариях, интересно.

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку ВконтактеПодписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________

Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про запрещенные в СССР картины, нажав на кнопочку ниже:

maxim-nm.livejournal.com

Очередь за колбасой (мрачные картины СССР): kartam47

Некоторые художники бывшего СССР в своем творчестве, как наверное многим кажется, пытались отразить жизнь в "эпоху развитого социализма" без прикрас. Намеренно рисуя действительность несколько однобоко, самыми мрачными красками. Изображая самые неприглядные картины жизни в Стране Советов.

Именно вот такие картины советского прошлого собраны и представлены вашему вниманию. Не ради очернения социалистического прошлого, скорее так просто, посмотреть, вспомнить, криво улыбнуться и наверное забыть те негативные случаи из совдеповской жизни которые впрочем и не стоит вспоминать.

XeCltNp1.inettools.net.resize.image.jpg

На картине Очередь (1985) живущий в Москве художник Василий Колотев зафиксировал характерное явление советской жизни — очередь за редкими товарами. Помните наверное что такое очередь? Очередь повсюду, вся страна стояла в очередях, в очередях знакомились, влюблялись и даже рожали и иногда умирали.

4c3dd2031959564cf3ae7c76ac67967c.jpg

Нонконформист Василий Колотев рисовал окружающую его действительность без прикрас, как, например, на картине 1983 года "На лестничной клетке"

53fb40288f0fb3a9821a66e2208ffd63.jpg

Красный день календаря (1985) Василия Колотева изображает пьяных советских граждан, отмечающих Первомайский день солидарности))) (майские праздники)

EmDmFtP3.inettools.net.resize.image.jpg

В работе Девятый вал (1979) Колотев использует образ бушующего моря, традиционно символизирующий непреодолимую силу, для иронии над советскими обывателями. ИРония несколько горьковата, но так задумал художник. Кстати многие эти картины напоминают работы популярного художника Вани Ложкина.

8Okg67Dn.inettools.net.resize.image.jpeg

Мрачная реальность городской жизни запечатлена на картине Час пик (1986) Василия Колотева

7cdaa9d00698f5d0f0f8a71473982051.jpg

Такими видел выходные советских граждан художник Василий Колотеев. Ну это скорее не выходной день. Обычный будний. После работы в шалмане . Выходной день

130775248_460562_original.jpg

Герман Метелев. "Рабочее утро". 1968-69 гг.

Первый известный мне случай использования ватника как признака "ватника". Картина уральского художника Германа Метелева: утро, на переднем плане - животного вида персонаж в ватнике идет на работу в компании своих товарищей.

130775249_704334_original.jpg

Василий Колотев. "Сцена на бульваре-2". 1989 г.

Советский художник-нонконформист Василий Колотев. Жил в Москве в 1970-80х гг. и рисовал, что видел.

1416053075_4.jpg

Василий Колотев. "Раделка по отрубам". 1985 г.

Очередь за мясом. Пролетарий в ватнике на переднем плане. Исчезновение очередей за мясом в России после 1991 г. - величайшая геополитическая катастрофа 20 века.

72709b00a5.jpg

Василий Колотев. "В магазине самообслуживания". 1990 г. Пока одни ватники в очереди за мясом, у других - любовь.

3.png

Гелий Коржев. "Лишенная родительских прав".2006 г.

Утро, водка, ватник и килька на закуску. А ведь когда-то автор был мэтром советского соцреализма, между прочим.

CkqLM78WYAEGweV.jpg

Гелий Коржев. "Встань,Иван!". 1997 г.

Сенсационные картины о жизни в России. Русская сермяжная живопись. В России есть гениальный художник – Василий Шульженко, который в точности и деталях изображает настоящую Россию, которая есть на самом деле в повседневном восприятии. Какая жестокая социальная ирония! И какие узнаваемые типажи.

kdi4YYUI.inettools.net.resize.image.jpg

" И корабль плывет . Пивная" Василий Колотеев 1979 год.

iaXpcuZL.inettools.net.resize.image.jpg

Василий Колотеев " Листья тополя падают с ясеня" 1979 год.

828aceea6a51bb0d7d06ee21c7ebf280.jpg

"Бульварная сцена" 1984 год. Андроповка по 40-70. Ну за все хорошее. В те времена слово ВОДКА расшировывалось как " Вот она доброта коммуниста Андропова."

5702358728.jpg

"Утро соседки " ВАсилий Колотеев 1984 год. Грязь, нищета, какая тут духовность. Хотя черт его знает. Может вот эта коммуналка и была олицетворением Андроповского СССР .

335faa18c1.jpg

Вот такое искусство и художники как мне кажется несколько с перегибами показывающими ушедшую эпоху. Для многих из нас это осталось самыми светлыми воспоминаниями, наверное по причине молодости оставшейся в Советском союзе. Да и память человеческая устроена таким образом, что плохие моменты забываются быстрее чем позитив. Может и поэтому многие, в том числе и я с душевной теплотой вспомигаем те давно ушедшие годы.

kartam47.livejournal.com


Смотрите также