Суриков Василий Иванович (1848 - 1916). Картины сурикова


Картины Сурикова | andrey-eltsov.ru

На странице представлены картины Сурикова Василия Ивановича! Творчество Сурикова насквозь пропитано историей или как выразился Крамской «духом древности»! Среди картин  самая знаменитая и востребованная «Боярыня Морозова»!

Портрет Сурикова

Автопортрет Сурикова.

Кроме исторической темы художник был и великим портретистом!

Боярская дочь картина

Боярская дочь. Суриков. Скромная дочь!)

 

Боярыня Морозова картина

Боярыня Морозова. Суриков. Первый вариант картины «Боярыня Морозова», написанный в 1881 году. Феодосия Морозова героически выступила против новых порядков в православной вере! Народ скорбит по ней!

Феодосия Морозова

Второй вариант картины «Боярыня Морозова», написанный Суриковым в 1887 году. Художник часто прибегал к этой теме: отдельно голову Морозовой изображал, перст руки и другое.

И на этой картине народ скорбит и молится по Боярыне Морозовой!

Вечер в Петербурге картина

Вечер в Петербурге. Суриков.

Взятие снежного городка картина

Взятие снежного городка. Суриков. Старинная русская народная игра на масленицу! Народ веселится!

Вид на Кремль

Вид на Кремль. Суриков.

Енисей у Красноярска картина

Енисей у Красноярска. Суриков.

Итальянка картина

На фото картина «Итальянка». Суриков был замечательный портретист!

Казак картина

Казак. Суриков. Картины Сурикова часто изображали казаков.

Казаки в лодке картина

На фото картина «Казаки в лодке». Суриков. Казаки народ боевой!

Княгиня Ольга картина

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Суриков.

Древляне убили князя и Ольга потом будет мстить. Картины Сурикова неразрывно связаны с историей и духом древности!

Колизей картина

На фото картина «Колизей». Суриков. Древняя римская архитектура.

Меньшиков в Березове картина

Меньшиков в Березове. Суриков. Грустная картина. Такая бурная молодость была у Меньшикова и такая печальная старость! Обидно! Всех жаль!

Пир Валтасара картина

Пир Валтасара. Суриков. Красочная картина!

Библейская сюжет. У Голландского художника Рембранта есть картина с таким же названием.

Покорение Сибири Ермаком картина

Покорение Сибири Ермаком. Суриков. Картины Сурикова неотделимы от истории!

Портрет Суворова

Портрет Суворова. Суриков. Великий художник изобразил великого полководца!

Разин картина

Разин. Суриков. Степан Тимофеевич Разин — атаман донского казачества, организовал крупнейшее народное восстание!

Сибирячка картина

На фото картина «Сибирячка». Суриков. Умел художник и женскую красоту изобразить.

Старик-огородник

Старик-огородник. Суриков. Смотрит в даль старик. Что он там увидел?)

Степан Разин картина

Степан Разин. Суриков. Отправились донские казаки в боевой поход!

Странник картина

На фото картина «Странник» Сурикова. Грустное и одухотворённое лицо у странника.

Утро стрелецкой казни картина

Утро стрелецкой казни. Суриков. Одна из самых известных картин Сурикова, уступающая разве что картине «Боярыня Морозова». Неудачный бунт стрельцов завершился их казнью на Красной площади.

Переход Суворова через Альпы картина

Переход Суворова через Альпы. Суриков. Не ожидал противник такого необычного маневра Суворова.

Такие вот гениальные картины Сурикова!

Это может Вас заинтересовать :

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

andrey-eltsov.ru

Художник Василий Суриков|Картины

картины художник Василий Суриков - 01

Боярыня Морозова

Критики, современники художника, называли его картины парчовыми коврами. Труд художника в полной мере оценили потомки.

Биография художника Василия Сурикова

 

Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье.

В возрасте восьми лет Василия определили в приходскую школу при Всехсвятской церкви, потом была учеба в уездном училище. Именно в уездном училище Суриков начинает серьезно заниматься живописью 0 его первым учителем стал Николай Васильевич Гребнев.

После окончания училища Василия Сурикова принимают  на работу писцом в губернское управление – после смерти отца художника семья оказалась в тяжелом материальном положении и средств на оплату учебы в гимназии просто не было.

И тут помог случай – Енисейский губернатор П.Н. Замятин увидел рисунки молодого писца и нашел для молодого человека мецената. В роли мецената выступил золотопромышленник П.И. Кузнецов, который и оплатил учебу Сурикова в Академии художеств.

картины художник Василий Суриков - 12

Автопортрет

В декабре 1868 года молодой живописец отправился вместе с купеческим обозом из Красноярска в Петербург. Однако, в Академию Василия не приняли – экзаменаторы не нашли у него явного таланта. Но, Суриков не сдался – пошел учиться в рисовальную школу Общества поощрения художников и уже через полгода сдал экзамены, и стал вольнослушателем, а через год – воспитанником Академии.

В 1875 году успешно заканчивает Академию со званием классного художника первой степени.

Нужно сказать, что Василий не забыл своего благодетеля и мецената – ещё во время обучения в Академии он подарил Кузнецову несколько своих картин.

В 1878 году  Суриков женится на Елизавете Августовне Шаре – это был счастливый брак, в котором у художника родилось две дочери: Ольга и Елена.

Нужно сказать, что при негативном отношении к творчеству художника критиков, ещё при жизни Василий Иванович был признан великим мастером исторического полотна, пейзажа и портрета.  Он всегда очень много работал, хотя был в жизни художника период, когда он полностью отошел от живописи. Это случилось после смерти любимой жены. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Он перестал писать. И невозможно себе представить, чтобы было дальше, если бы не дочери – они его окружили такой любовью и заботой, что сердце его оттаяло. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Потом ещё были работы, которые прославили имя художника.

Критики и академики от живописи очень долго критиковали автора за «скученность композиций», его полотна презрительно именовали «парчовыми коврами». И публика не всегда понимала автора – после написания «Взятия снежного городка» на автора вылили просто море критических замечаний – нет, не то мы ожидали от Сурикова, мы ждали чего-то потрясающего, а он написал что-то несуразное…

Это потом и критики, и публика вдруг поняли, что это не просто сюжет – это гимн русской душе, русскому характеру, удали и веселью.

Умер художник в 1916 году. Его последними словами перед кончиной были слова: «Я исчезаю…». Что хотел сказать великий художник? Может быть, он боялся, что с его смертью будет предано забвенью и его творчество? Очень хорошо, что его страхи оказались напрасными.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию такие знакомые, но такие действительно великие полотна художника.

Картины художника Василия Сурикова

картины художник Василий Суриков - 02

Взятие снежного городка

картины художник Василий Суриков - 03

Утро стрелецкой казни

картины художник Василий Суриков - 04

Покорение Сибири Ермаком

картины художник Василий Суриков - 05

Степан Разин

картины художник Василий Суриков - 06

Посещение царевной женского монастыря

картины художник Василий Суриков - 07

Меншиков в Березове

картины художник Василий Суриков - 08

Княжий суд

картины художник Василий Суриков - 09

Апостол Павел объясняет догматы веры

картины художник Василий Суриков - 13

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге

картины художник Василий Суриков - 10

Переход Суворова через Альпы в 1799 году

картины художник Василий Суриков - 11

Боярышня со скрещенными на груди руками

картины художник Василий Суриков - 14

Девушка с косами. Портрет А. А. Добринской

картины художник Василий Суриков - 15

Боярышня

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

22 Июн 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: век давно минувший, русская живопись 1917     548       Поделитесь записью

svistanet.com

Суриков Василий Иванович (1848 - 1916)

После поездки из-за границы Суриков начал картину "Боярыня Морозова", над которой работал много лет. В процессе написания художник дважды увеличивал размеры полотна, добиваясь впечатления движенияя саней с Морозовой.

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Реформа вызвала возмущение - в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Церковь раскололась. Поборники старой церкви - раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому - тремя перстами - и признавали только "двуеперстный крест". Они не соглашались по чужеземному образцу стричь усы и бороды; считали, что крестный ход должен ходить только "по солонь" - по ходу солнца и т.д. Раскольников стали преследовать. Их предавали анафеме - церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Но твердо стояли на своем - защищали старые обряды, не принимали ничего нового, иноземного, по их понятиям.

Во главе раскола стоял неистовый протопоп Аввакум, фанатик, которого потом сожгли на костре.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Дочь знатного боярина, она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, человека, близкого к царскому двору, и сама была "в чести у царицы". С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Вскоре боярыня тайно приняла монашеский постриг. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней "увещателей". "Како крестишься и како молитву творишь?" - допрашивали ее "увещатели".

А боярыня Федосья Прокопьевна и сестра ее, княгиня Урусова, которую она тоже увлекла за собой, нерушимо стояли на своем. Тогда заковали их в цепи, бросили на простые дровни (сани) и повезли на пытку. Федосья Прокопьевна, когда ее пытали, говорила так:" Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжению огнем в срубе на болоте! Это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала".

Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму - в яму. "...Сидят они в яме, цепями прикованные. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. А возле ямы страж ходит. Вот боярыня и просит его:"Миленький! дай хоть корочку, не мне - сестре, видишь - помирает!" Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:"Не приказано, боярыня-матушка! " Страж-то корку-то бросить боится - царь не велел их кормить. Вот она посмотрела на стража из ямы-то, сама вся белая, а глазищи-то большие, из темноты так страшно блистают, и говорит:"Спасибо тебе, батюшка, что ты веру нашу и терпение укрепляешь..." - так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна.

Боярыня Морозова и ее сестра умерли в Боровской земляной тюрьме от голода. Сила боярыни Морозовой была в том, что она слепо верила в свой путь, в свою правду и бесстрашно принимала муки и гибель за эту веру.

В картине Суриков изобразил провоз боярыни Морозовой по улице города. Толпа запрудила улицу. Народ глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. Конечно, есть здесь и противники Морозовой, ничтожные и низменные в своем злорадстве и мелочном удовлетворении. Это попик в шубе с лисьим воротником, оскаливший редкие зубы в издевательски-ехидном смехе, и стоящий рядом богатый купец, откинувшийся в приступе торжествующего хохота.

В центре композиции сама боярыня Морозова, сидящая в санях. Ее черный силуэт отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двумя перстами - символом веры - высоко парит над головами людей.

Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче.Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник - все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу.

Суриков изобразил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу, яркую одежду людей. Картина похожа на пестрый, многоцветный, радостный ковер народных мастеров. И в эту звучную, радужную игру красок резким противоречием врывается черный цвет в одежде боярыни. Это противоречие подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, привносит ноту глухой тревоги и скорби в это полотно.

Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Иногда персонаж находился случайно. На толкучке нашел юродивого. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Почти все женские типы для своей картины нашел на Преображенском старообрядческом кладбище. Но никак не удавался главный образ - самой боярыни. Все получалось не то, не так. И совершенно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. И получилось именно то, что он хотел.

И снова картина Сурикова произвела фурор в обществе. П.М. Третьяков купил и это полотно Сурикова, и так был этому рад, что решил открыть в своей галерее суриковский зал.

cvetamira.ru


Смотрите также