свобода Фото со стоков и изображения. Картины свобода


свобода Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#21065012 - Free Happy Woman Enjoying Nature Beauty Girl Outdoor

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#32267204 - Free Happy Woman Enjoying Nature. Beauty Girl Outdoor

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#53084166 - freedom concept

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47116097 - Happy beautiful free woman running on the beach at sunset jumping..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51356326 - Beautiful mixed race woman expressing freedom outdoors with her..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#52410586 - Man in meadow green meadow. Conceptual scene.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42241933 - Metallic wire mesh transform into flying birds over the sky

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51473915 - cheering woman hiker open arms at mountain peak

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51356003 - Beautiful mixed race woman expressing freedom on a summer evening..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51254233 - breathing outside - zen middle aged yoga woman opening up her..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#65036599 - Woman hands hold the rusty sharp bare wire with hope longing..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#28760883 - Silhouette of Man Raising His Hands or Open arms when sun rising..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#53069796 - businessman boss of the company relaxing and looking at the window

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#60006772 - Freedom of life, free bird and woman enjoying nature on sunset..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42034577 - Free Happy Woman Enjoying Nature and Freedom. Beauty Girl Outdoor.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#52039512 - Young Woman Beach Relaxation Freedom Solitude Concept

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55651555 - Success freedom smartwatch woman from behind at sunset. Winning..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#22244316 - Concept of success of a freedom businessman

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55633272 - Young Woman standing alone outdoor with wild forest mountains..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Анализ картины Эжен Делакруа "Свобода на баррикадах" — реферат

                 Челябинская Государственная Академия

                                 Культуры и Искусств.

 

 

 

Семестровая контрольная работа по художественной картине

       ЭЖЕН ДЕЛАКРУА  «СВОБОДА НА БАРРИКАДАХ».

 

 

 

 

       Выполнила студентка  второго курса группы 204 тв

                              Русанова Ирина Игоревна

       Проверила преподаватель  по ИЗО Гиндина О.В.

 

                                     

 

 

 

                                       Челябинск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1-Введение. Описание историко-культурного контекста эпохи.

2- Биография автора.

3- Видовая, жанровая принадлежность, сюжет, формальная языковая характеристика(композиция, материал, техника, мазки, колорит), творческий замысел картины.

4- Картина «Свобода на  баррикадах).

5- Анализ с современным  контекстом( обоснование актуальности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ИСКУССТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ  В СЕРЕДТНЕ XIX ВЕКА.

Романтизм сменяет эпоху  Просвещения  и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода и фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax.

Развитие романтизма в  живописи протекало в острой полемике с приверженца классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико

Историческими вехами, определяющими  развитие западноевропейского искусства  середины XIX столетия, были европейские революции 1848-1849 гг. и Парижская коммуна 1871 г. В наиболее крупных капиталистических странах происходит бурный рост рабочего движения.  Возникает научная идеология революционного пролетариата, создателями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.  Подъем активности пролетариата вызывает бешеную ненависть буржуазии, объединяющей вокруг себя все силы реакции.

С революциями 1830 и 1848-1849 гг. связаны  наивысшие достижения искусства, основаны направлениями которого в  этот период были революционный романтизм  и демократический реализм. Самыми яркими представителями  революционного романтизма в искусстве середины  XIX в. Были французский живописец Делакруа и французский скульптор Рюд.

 

 

 

 

 

 

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте»[2] (1822), выставленная им в Салоне.

Творчество Эжена Делакруа  может быть разделено на два периода.  В первый-художник был близок к действительности, во второй-постепенно отходит от нее, ограничиваясь сюжетами, подчерпнутыми из литературы, истории, мифологии. Наиболее значительные картины:

«Резня на Хиосе» ( 1823-1824, Лувр, Париж) и «Свобода на баррикадах» ( 1830,Лувр,Париж)

 

                 

 

                  Картина «Свобода на баррикадах».

Революционно-романтическое  полотно «Свобода на баррикадах»  связано с июльской революцией 1830 г. В Париже.  Художник конкретизирует место действия-справа вырисовывается остров Сите и башни собора  Парижской Богоматери. Вполне конкретны и образы людей, социальную принадлежность которых можно определить  и по характеру лиц, и по костюмам. Зритель видит восставших рабочих, студентов, парижских мальчишек и интеллигента.

Образ последнего - автопортрет  Делакруа. Введение его в композицию  лишний раз говорит о том, что  художник чувствует себя участником происходящего. Рядом с восставшим шагает через баррикаду женщина.  Она обнажена до пояса: на ее голове фригийский колпак, в одной руке ружье, в другой знамя.  Это аллегория  Свободы, ведущей  за собой народ  ( отсюда второе название картины-Свобода, ведущая народ). В нарастающем  из глубины  движения , ритме поднятых вверх рук , ружей, сабель, в клубах порохового дыма, в мажорно звучащих аккордах красно-бело-синего  знамени –самом ярком пятне картины-ощущается стремительная поступь революции.

Картина была выставлена в  Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.Однако затем на протяжении почти двадцати пяти лет из-за революционного характера сюжета произведение Делакруа не выставлялось.

 В настоящее время находится  в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Жанр:

Композиция картины очень  динамична.  Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». В самом деле, художник придал своей героине и величавую осанку «Венеры Милосской», и те черты, которыми наделил Свободу поэт Огюст Барбье, певец революции 1830 г.: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнём в глазах, быстрая, с широким шагом». Свобода поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа: мастеровые, военные, буржуа, взрослые, дети.

 

                                        

                                         События:

 

Постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало "выглядеть мелким" и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые  в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая  настоящее величие, которое он никогда  в ней не видел и которое  искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота. В эти дни был свергнут король Карл X - последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь. Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

 

 

Р. Эсколье, биограф художника, писал: "В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев... Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д'Арколя". Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д'Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д'Арколь". Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали. Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.Художнику уже становится мало фигуры одного только д'Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

При работе над картиной в мировоззрении  Делакруа столкнулись два противоположных  начала - вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно  укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности. Недоверие к тому, что жизнь  может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто  живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины. Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы  и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие  в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду  Мане: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - это бог") в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна  жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы - силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все  величие его картины не может  заслонить того впечатления, которое  вначале оказывается лишь еле  заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных  стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне  колебание Делакруа между искренним  желанием показать действительность (какой  он ее видел) и непроизвольным стремлением  поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи  забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной  и исключительной, как это может  показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи  по существу и по своей роли тоже аллегоричны. В их лице Делакруа как  бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или  художник) с ружьем - представители  вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные  образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов. И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается  уже в них, в фигуре Свободы  достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая  парижанка. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает  пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка - маленький  гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет  Гаврошем.

Картиной "Свобода на баррикадах" заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину  и приложил много усилий, чтобы  она попала в Лувр. Однако после  захвата власти "буржуазной монархией" экспозиция этого полотна была запрещена. Только в 1848 году Делакруа смог еще  один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после  поражения революции она надолго  попала в запасник. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно  привыкли видеть в этой картине "Марсельезу французской живописи".

Картина изображена на холсте. Нарисована она была маслом.

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ КАРТИНЫ  ПО СОПОСТАВЛЕНИЮ  СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И АКТУАЛЬНОСТИ.

Собственное восприятие картины.

На данный момент я считаю , что картина Делакруа « Свобода на баррикадах» очень актуальна в наше время.

Тема революции и свободы  до сих пор будоражит не только великие умы, но и народ.   Сейчас свобода человечества находится  под руководством власти. Людей ограничивают во всем, человечеством движут деньги, а во главе стоит буржуазия.

Сейчас очень много  художников, поэтов, авторов, которые  в своих картинах, стихах отображают состояние страны. По мнению многих - все движется к революции.  В  странах западной Европы уже отмечены попытки революционного восстания  против власти. 

В 21 веке у человечества больше возможности выходить на митинги, пикеты, манифесты, рисовать и создавать  тексты( но есть исключения, если текст отнесут к экстремизму), в которых они смело показывают свои позиции и взгляды.

С недавнего времени тема свободы и революции в России тоже стала наиболее актуальна, чем  была раньше. Все это связано с  последними событиями со стороны  оппозиции ( движения «Левый фронт», «Солидарность», партия Навальнова и Бориса Немцова)

Все чаще и чаще мы слышим лозунги, призывающие дать свободу  и сделать переворот в стране. У современным поэтов  четко это выражено в стихах. Пример –Алексей Никонов. Его революционный бунт и своя позиция по отношению ко всей ситуации в стране отображается не только в стихах, но и в его песнях.

 

Я тоже считаю то, что нашей  стране нужен революционный переворот. Нельзя отбирать у человечества свободу, заковывать их в кандалы и заставлять работать на систему. У человека есть право выбора, свобода слова, но и это пытаются отобрать. И нет границ-младенец ты, ребенок или взрослый человек.  Поэтому мне очень близки картины Делакруа как и он сам.

 

Ссылки, по которым была написана контрольная работа.

yaneuch.ru

Свобода в искусстве. Экстенсивный и интенсивный этапы современного искусства.

Привет всем!

Продолжаю писать живописные женские портреты.  Яркая цветовая абстракция не до конца постижимым для меня образом накладывается на красоту женских лиц , создавая их выразительность и  чувства.  Это продолжает волновать меня с той же силой. Портреты большие и порой, забываясь в работе, я чувствую себя словно древний человек  перед  божеством. Удивительно, но я творю это божество! А может оно творит меня?  Законченные портреты существуют отдельно, они смотрят или на меня или немного в сторону, они слегка кокетничают, чувствуют, любят, мечтают, и я не понимаю какое я имею отношение к этой их жизни?

Но когда я не работаю, эти мысли меня не занимают, я уже мечтаю о новой картине, и иногда думаю совсем о другом....

                                           * * *Воистину дети – это зрелые личности. Они свободны в своём творческом проявлении.  

Ребёнок растёт, социум давит на ребёнка, заставляя его подстраиваться под него. Человек взрослеет, его личность мучается, деформируясь. Даже если арбуз выращивать в кубическом стакане, то и арбуз вырастет в виде куба. Кстати, так уже делают в Японии, и взвешивать не надо все арбузы весят и стоят одинаково! Считаю это насилием над природой арбуза! Мне круглые больше нравятся! Свободу арбузам!

Ну а если уже почти серьёзно, то напрашивается простая истина: арбуз выросший кубом, шаром уже стать не может! А человек?                           

Художник  стремиться вновь к изначальной внутренней свободе.  

Ведь только свобода даёт возможность таинственным образом опереться на будущее и продолжить полёт в настоящем.

"Заглянуть в будущее" х.м. 100х100

Достичь свободы можно двумя способами: либо «забить» на всё и всех, либо принять всё и всех. Оба способа эффективны. Но свобода, достигнутая первым способом относительна и спорна, достигнутая вторым способом – абсолютна.  Первый способ для слабых, хотя его проявления внешне выглядит сильными. Второй - для сильных.                               Когда в мировом искусстве стала так цениться свобода выражения?

Не так давно, в ХХ веке. До этого свобода расценивалась как отсутствие уровня культуры, безобразие, сумасшествие, то есть всегда со знаком минус.

Почему в ХХ веке свобода выражения стала почти синонимом таланта?

Всё дело в том, что искусство в определённый момент своего развития, а точнее ко второй половине ХIХ века «почувствовало» себя самодостаточным, кстати, впервые за всю свою многовековую историю. До этого искусство было всегда зависимо от своих религиозных или светских заказчиков, и совсем не тяготилось этой зависимостью. В те времена художник, образно выражаясь, всегда говорил со зрителем на одном языке. А ситуация, когда художник создал что-то непонятное и, приняв гордую позу, сказал, что он так видит, была совершенно нереальна.

После того как искусство почувствовало себя самодостаточным, оно естественно очень скоро вступило в фазу поиска новых форм выражения, в экстенсивный этап своего развития. Потому что как раз в это время происходит слом общественного сознания – наступает Эпоха Модернизма.

 

После того как модернизм вошёл в свои права и «освоился» в умах и душах людей, эффектные плоды в искусстве стал приносить первый способ – революционный: «забить» на всё и на всех и творить как угодно, только не так как было принято до этого. Общественные настроения были идентичными, и такой путь снискал уважение, и даже стал академически-научным. Несмотря на простоту этого метода, он породил и много интересного – огромное количество талантов проявило себя в это время.  

Авангард как паровоз набирал скорость. Правда в отличие от паровоза в его топку кидался не уголь, а идеология; одни «измы» в искусстве сменялись другими,  и свобода выражения за несколько бурных десятилетий дошла до своего естественного предела.

Этим пределом стала полнейшая свобода не только от классических приёмов и форм выражения, но и от морали, нравственных устоев, от человечности, от зачастую невидимой, но очень важной божественной составляющей в искусстве. И беспредельность, стала пределом развития такого искусства, которое постоянно было нацелено на появление новых форм.                                                                   Беспредельность стала пределом.

В принципе новые формы можно искать и сегодня, удивлять и радовать зрителя использованием совершенно неожиданных материалов, технологий. Но, по сути, принципиально нового в искусстве придумать уже невозможно (это совсем не означает, что искусство навсегда остановилось в своём развитии). Двадцатый век снял все формальные и моральные ограничения для искусства, а это означало, что предметом и объектом искусства уже могло быть всё что угодно, вплоть до экскрементов и трупов. Некоторые в пылу завоеваний не заметили, как в искусстве убили самое главное - его душу. Но многие это сделали сознательно.

Апофеозом такого искусства и одновременно его предсмертными судорогами  стало желание художников, прежде всего, шокировать и  оскорбить добрые чувства зрителя.

Свобода выражения в своей абсолютности умерла, а вместе с ней умер и экстенсивный этап развития искусства.

Это свершилось. Процесс, что происходит сейчас, объясняется инерцией человеческого мышления и восприятия. Страсти почти улеглись, всё устоялось, стало привычным, раскалённая лава остыла и, затвердев, превратилась в почву.  

Но ещё недавно умирание было медленным и мучительным, растянувшимся на долгие десятилетия. Это был серьёзный провал – кризис мирового искусства и культуры в целом, основанный и на новом кризисе общественного сознания. Энергия модернизма, основанная на уверенности в том, что человек сможет преобразовать и общество и себя самого, основанная на том, что жизнь и будущее цивилизации в руках у человека, иссякла. Мудрая сдержанность, игра, насмешка, самоирония, отсутствие видимых целей, часто скрытое уныние, отсюда приравнивание высокого к низкому, жизни к смерти, потеря интереса к человеку и человечности постепенно сменили настроения людей творческих и думающих. Частично человечество отчаянно боролось за торжество великих идей преобразования, периодически вновь пытаясь наивно поверить и в них и в их полезность, но всё было тщетно. Не удивительно, ведь эти «великие» идеи были далеко в стороне от божественной истины существования человека.

Глобальный кризис культуры хоть и был провозглашён, но не был понят современниками. Наверно, поэтому прижился  ничего, по сути, не означающий термин - Постмодернизм.

Эпоха Постмодернизма была временем необходимым для того, чтобы осознать, а вернее прочувствовать (потому что осознание ещё впереди) эти процессы и повернуть сначала голову, а потом и оглобли  в обратном направлении.

Итак, наступает новый – интенсивный этап развития современного искусства.

По сути искусство входит в свою  взрослую и полноценную фазу, игра в бирюльки уже позади.

Инерция длительного экстенсивного развития ввела в заблуждение  и критиков и искусствоведов и культурологов. Отсюда их растерянность в конце ХХ и начале ХХI века и полнейшее непонимание  того, что ждёт искусство в ближайшем будущем.

Привыкнув, что художник может либо пережёвывать давно переваренное, либо открывать новые формы для своего самовыражения, они ещё пытаются прогнозировать будущее искусства как искусства связанного с новыми технологиями. И невдомёк им, что искусство переживает самое значительное изменение с исторически обозреваемых времён. 

Когда-то, в Эпоху Возрождения, искусство освободилось от давления церкви, сдерживающей его развитие. И в центр мироздания, вытеснив Бога, Ренессанс поставил Человека в ипостаси Совершенства. Этот рассвет культуры исторически перебросил мостик в  Эпоху Просвещения. Человек укреплялся в мысли о собственном величии и великих возможностях разума. Дальше – больше. ХХ век - время уже зарвавшегося человека. И неминуемый кризис! Искусство конца ХХ века выбросило за борт не только Бога, но и человека и всё человеческое!

Мы сделали виток спирали. И на новом витке в искусство возвращается Человек и Человеческое, а в Человека возвращается Бог.

Конечно, это надо понимать не буквально. Внутри привычных пластических форм заключена скрытая новизна – это таинственная субстанция, обладающая,  словно ядерная энергия, колоссальным запасом сил.                                                    

В искусство возвращается сакральное.  

"Королева ночи" х.м                                  В настоящем искусстве всегда присутствовало сакральное.

Что же изменяется? Можно сказать, что почти во все времена сакральное хоть и было, наряду с красотой, самым интригующим моментом в искусстве, но было как бы побочным эффектом творчества.

  • ·       Люди часто приписывали художнику стремление нарочно придавать своему творению некие таинственные свойства. Другими словами происходила сакрализация произведений искусства.  Как, например, в случае «Джоконды» Леонардо да Винчи. Думаю, что само по себе всё таинственное в этом портрете является следствием перфекционизма Леонардо. Вспомним, что эпоха Возрождения ставила Человека в смысловой центр Вселенной. Человек рассматривался и отображался как совершенство. Красота и совершенные пропорции были объектом поклонения художников Возрождения. Вспомним  общеизвестного «Витрувианского человека» Леонардо, где изображены идеальные пропорции мужского тела. Думаю, что таинственность Моны Лизы связана с долгой и тщательной проработкой портрета, глубоким размышлением над работой, и стремлением художника к совершенству изображения. Эманации художника неравнодушного и к самой госпоже Лизе и впоследствии ещё более к её живописному изображению, уже как к главному итогу всей жизни художника, сгустились в портрете. В результате этого в изображении как бы слилось воедино и женское и мужское начало. Зритель видит и обворожительную Лизу, и живую проницательность Леонардо, Леонардо, любующегося своим гением. Согласно мифам андрогин первый человек, впоследствии разделённый на два пола, и его совершенства так недостаёт мужчинам и женщинам отдельно. Разделённые в вечности пытаются восстановить свой андрогинический образ через сексуальное влечение к утерянной противоположности. Созерцая портрет, зритель как бы обретает утерянное навечно.
  • ·       Ещё одним ярким доказательством сакрализации произведений искусства служит роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», да и многие другие произведения мировой литературы на подобную тему.
  • ·       Внимательный зритель всегда хотел видеть в произведениях искусства необъяснимое и таинственное. Человечество не утратило этого качества и сейчас. Я, и как художник и как сторонний наблюдатель, постоянно сталкиваюсь с подобными проявлениями людей. Люди умеют домысливать и вкладывать в картину или совсем не то, что «закладывал» художник, либо гораздо более того. Художники всегда воспринимались иначе, чем обычные люди. К таланту и его творениям относились с должным пиететом. Творцам часто предписывалось и предписывается особое существование, личные ценности, мышление, поведение. Как я уже писал ранее, не нарочно, но совершенно естественно, исходя из самой природы человека, создаётся миф. Сакральность это то, что желает видеть человек в произведении искусства. Это ли ни есть самое лучшее доказательство того, что искусство должно развиваться в этом направлении.
  • ·       Кстати, в эпоху Постмодернизма искусство пережило десакрализацию. И в этом «заслуга» актуальщиков. На что рассчитывали апологеты contemporary art! При всём их старании, может ли быть неподдельный интерес к тому, что лишено основного привлекательного свойства?

"Грёзы" х.м. 100х100

Из века в век каноны красоты менялись весьма медленно. Человек за свою жизнь мог и не заметить этого изменения. Так же и в искусстве понятие о красоте в одну отдельно взятую эпоху были устойчивыми.

В современном мире, говоря о красоте в искусстве, то есть о том, что вызывает эстетическое наслаждение от созерцания, приходиться говорить о пороге эстетической восприимчивости зрителя. Когда изображение не вызывает отторжения и помогает прочувствовать определённый гармонический строй и меседж произведения.

После того как в ХХ веке формы красоты в мировом искусстве менялись как узоры в калейдоскопе, красота в искусстве  для большинства является относительным и спорным понятием. Искусство в своём бурном развитии намного опередило естественный процесс освоения новых форм красоты для всего остального человечества.

Благодаря художникам модернистам мы поняли, что теоретически в природе человеческого восприятия есть бесконечное число форм красоты, их хватит на всех, и не в красоте одной дело. Понятие о красоте не должны разделять ни её творцов, ни зрителей.                                                  

Что есть сакральный посыл художника?

Этот вопрос я задаю сам себе, дерзко пытаясь содрать повязку времени с глаз, чтобы заглянуть в будущее мирового искусства. И чем же по большому счёту будут отличаться работы гениальных предшественников, в работах которых был сакральный посыл, от работ художников будущего?

"Мечта" х.м.120х100

Ничто новое не возникает на пустом месте - это закон развития. Предтечей  импрессионизма, например,  считаются и художники Древней Греции и Рима, и мастера Возрождения, и голландцы Халс и Вермеер, не говоря уже об англичанах Тернере, Констебле и французских барбизонцах. Но импрессионистами никто из них не был. Импрессионизм это уже, по сравнению к любым предшественникам, качественно другой подход к цвету в живописи и другая философия.

Я недаром привёл в пример Импрессионистов, - они стояли в самом начале экстенсивного этапа развития искусства. А сейчас мы говорим о начале нового интенсивного этапа.

Импрессионисты, цитирую Википедию, «стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости». Неправда ли для первопроходцев, которыми они были, задача конгениальная!

 Что же будут стремиться отразить художники нового 

  Думаю, настал черёд внутреннего мира человека.

Внутренний мир Человека, если он не отрекается от Бога, безграничен, его красота бесспорна.

Кто знает, может быть, нас ждёт новый импрессионизм,  импрессионизм внутреннего мира Человека?

"Надежда" х.м. 120х70

fleminski.livejournal.com