Живопись современной темперой. Картины темперой


Живопись современной темперой

Живопись чистой темперой

Современная темпера не требует особых правил и приемов в живописи, а потому предоставляет живописцу полную свободу в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно сред­невековой темпере, но также допустимо и жирное пастозное письмо и притом в такой мере, которая совершенно неприемлема в масляной живописи. Здесь не существует никакой обязатель­ной системы в порядке нанесения слоев красок, как то имеет место в масляной живописи. Правда, практика работы темперой установила и здесь известные приемы живописи, но они служат лишь для облегчения труда и более легкого достижения искомых результатов; прочность живописи от них совершенно не зависит.

Приемы живописи новой темперой разнообразны.

Если хотят выдержать живопись в светлой гамме и, кроме того, использовать прозрачность красок, то ведут работу на бе­лом грунте, на котором, установив рисунок, начинают писать жидкими и водянистыми красками, делая подмалевок во всех частях картины, и только после этого переходят постепенно к пастозным краскам. Пастозно начатая живопись и притом в слишком темных тонах затрудняет впоследствии переход в светлый тон.

Иногда делают подмалевок в серых тонах и добиваются над­лежащего тона с помощью лессировок, которые могут иметь здесь широкое применение, хотя они здесь ложатся не так тон­ко, как в масляной живописи.

Моделировка форм в этой технике представляет, разумеется, большее затруднение, нежели в масляной живописи, но при из­вестной практике и навыке она удается вполне, так что не застав­ляет прибегать к штриховке. Если же пользоваться штриховкой форм, то это еще больше облегчает дело.

Темпера, как сказано выше, не требует для своей прочности особых правил и приемов в живописи, но, будучи самостоятель­ным видом живописной техники, располагающим своеобразным материалом, она требует, конечно, своеобразного подхода к себе для лучшего выявления своей силы, красоты и других особенно­стей. Вот почему матовую темперу, не предназначенную для покрытия лаком, следует выполнять таким образом, чтобы, по воз­можности, использовать светлую гамму красок, значительно свет­лее той, которая обыкновенно фигурирует в масляной живописи, так как темные краски матовой темперы, не будучи прозрачны­ми, лишены красоты, между тем как гамма светлых тонов очень красива. В матовой темпере следует избегать также нанесения однообразных слоев корпусных красок, а пользоваться в этом отношении разнообразием, сопоставляя то корпусно, то жидко нанесенные краски, через которые просвечивает нижележащий грунт, придающий своеобразную прелесть живописи темперой.

Изображая тело, лучше всего поступать таким образом: по тщательном выполнении рисунка на белом грунте формы тела моделируют или чистым ультрамарином, или черной, или зеле­ной не слишком яркой краской, пользуясь темперой как аква­релью, т. е. избегая примеси в них белил и нанося чистые белила только в бликах. Подготовленное таким образом тело лессирует­ся затем прозрачным тельным тоном, после чего уже приступа­ют собственно к живописи. Такой прием изображения тела (а также и других предметов) особенно продуктивен в декора­тивной живописи.

Так как главная трудность живописи темперой заключается в быстром высыхании красок, которые после этого становятся неподвижными, то облегчения живописи можно достичь в том случае, если высыхание их будет замедлено или, еще лучше, вовсе приостановлено на время работы.

На этом основании можно предложить следующий прием живописи, который неоднократно имел применение на практике.

Плотный холст, лишенный всякого грунта и проклейки, по выполнении и закреплении на нем рисунка обильно смачивается водой и оставляется на некоторое время провянуть. После этого приступают к живописи, которую ведут по сырому холсту, под­держивая все время влажность с обратной его стороны. Описан­ным способом можно в один прием раскрыть всю небольшую плоскость картины и установить прочно формы, так как краски темперы в этом случае не будут уступать в подвижности масля­ным краскам. Живопись, выполненная этим приемом, нисколько не уступает по тонкости переходов из тона в тон масляной жи­вописи.

Ввиду того, что краски темперы изменяются в известной степени при высыхании, особенно в темных тонах, приступая к продолжению начатой работы, омачивают водой все написан­ное, что облегчает попадание в начатый тон и задерживает высы­хание вновь наносимых красок.

Чтобы свободно владеть темперой, нужна достаточная прак­тика в живописи, особенно в живописи водяными красками (кле­евой, акварельной и т. п.), так как живописцу, еще малоопытно­му, темпера может представить непреодолимые затруднения.

Смешанный способ живописи

Часто произведения, начатые темперой, заканчиваются ино­го состава красками. Многие живописцы только подмалевыва­ют темперой свои картины, а заканчивают их, прописывая или частично, или на всем протяжении масляными красками. Такой прием живописи следует считать вполне рациональным, так как он упрощает масляную живопись, не принося ей никакого вреда. Пользующимся этим приемом живописи следует иметь в виду, однако, следующее.

Краски темперы совершенно не изменяют своего тона даже по истечении большого промежутка времени, тогда как масля­ные краски с течением времени заметно темнеют; вот почему, заканчивая темперу масляными красками, нельзя не придержи­ваться известной системы, так как при неправильном совмеще­нии этих двух способов живописи может обнаружиться впослед­ствии дисгармония в тонах картины.

Если темпера служит лишь подмалевком для масляной живо­писи, то она вся почти равномерно записывается масляными красками, и потому в данном случае нельзя ожидать никаких нежелательных последствий для живописи. Другое дело, когда почти законченная темпера частично прописывается масляными красками. Здесь следует быть осторожными и не забывать, что мазки масляных красок, брошенные то здесь, то там, впослед­ствии будут отличаться от общего тона живописи.

Вместо обыкновенных масляных красок следует в таких слу­чаях пользоваться масляно-лаковыми и просто лаковыми крас­ками, которые близко подходят по тону к краскам темперы, крытым лаком, и не темнеют от времени.

Покрывание темперы лаком

Произведения, исполненные темперой, имеют приятный мато­вый тон, который по красоте своей превышает тон матовой мас­ляной живописи. Матовая темпера предназначается для стен, де­коративных панно и т. д., в станковой же живописи обыкно­венно принято покрывать темперу лаком, под которым краски ее получают глубину, прозрачность и интенсивность тонов; кроме того, он является ее защитой от пыли и других видов загрязненная.

Так как и при правильном выполнении живописи краски тем­перы могут иметь неоднородную плотность или известную степень рыхлости, а, следовательно, и большую или меньшую про­ницаемость для таких препаратов, как лаки, то во избежание по­темнения темперы от лака применяют предупредительные меры. Они заключаются в том, что живопись, прежде всего, раскрыва­ют теплым 4%-ным раствором желатины, которая придает крас­кам однородную плотность и совершенную непроницаемость для лака, ложащегося в этом случае на плоскость картины подобно стеклу. Лак, изолированный таким образом от живописи, может быть удален без всякого вреда для последней, так как раство­рители лака не растворяют желатины.

Желая сохранить темпере ее матовую поверхность, ее вместо лака, придающего ей блеск, покрывают глютином, применяемым с той же целью в масляной живописи. Но плотная темпера мо­жет оставаться и без всякого лака, так как при загрязнении ее можно промывать чистой водой, не боясь нанести вред живо­писи.

Все лаки, применяемые для покрытия масляной живописи, вполне пригодны и для темперы.

Палитры и кисти

Для живописи темперой служат специальные палитры, так как те, которыми пользуются в масляной живописи, в данном случае непригодны.

Их изготовляют из жести и оцинкованного железа, т. е. мате­риала, который не ржавеет. Каждая из них имеет для красок достаточно углубленные луночки и металлический стаканчик для воды. По краям палитры снабжены бортиком, не позволяющим стекать жидким краскам с палитры.

Все сорта кистей, применяющиеся в масляной живописи, при­годны и для темперы, но волос их должен быть длиннее, так как только при этом условии они могут набирать в себя достаточное количество краски.

Заключение

Закончив описание новой темперы, ее свойств, состава и пр., не будет излишним подвести итог положительным и отрицатель­ным свойствам этого способа живописи.

Положительные свойства темперы таковы.

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отно­шении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.

  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.

  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченны­ми излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изме­няет своего тона с течением времени.

  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы умень­шаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, ос­таваясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается не­определенное время, что неблагоприятно отражается на проч­ности живописи.

Важнейшими недостатками темперы являются:

  1. быстрота высыхания красок и

  2. изменение тона при высыхании красок.

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отри­цательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Ко­нечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом пере­дача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким обра­зом, новая темпера не только отвечает стилю современной живо­писи, но, можно смело сказать, создана для него.

studfiles.net

Темпера в живописи великих мастеров

Термин "темпера" от латинского "temperare" (что значит - смягчать, укрощать, смешивать). Эта техника имеет несколько вариантов, которые объединяются тем, что их связующие вещества могут быть разбавлены водой, но после высыхания в воде не растворяются. Связующим веществом могут быть яичный желток (главным образом в античности) и яичный белок (в средние века и в эпоху Ренессанса), к которому прибавляются то мед, то фиговый сок, а также казеин и другие вещества.   

 Ханс Бальдунг Дева Мария со спящим младенцем

   

Темпера - это трудная техника. Краски нельзя смешивать, надо накладывать очень тонкими слоями, одну рядом с другой, без переходов (поэтому от масляной живописи темпера отличается некоторой жесткостью).

Темпера предпочитает простые сочетания красок; смешанные, преломленные тона можно получить лишь накладывая один слой на другой. Моделировка достигается штриховкой или оттенками тона. При темпере применяют особый лак из смолы и конопляного масла, который усиливает блеск живописи. Темпера образует совершенно своеобразный рельеф поверхности, прямо противоположный тому, который свойствен масляной живописи - наиболее густые слои краски в тенях, наиболее мягкие на свету. Большое преимущество темперы: равномерно сохнет, не образует трещин, так называемых кракелюр. Вместе с тем темпера в гораздо большей степени диктует свои условия живописцу: она требует большой ясности, строгости, можно было бы сказать, суровости стиля. И поэтому в какой-то мере ограничивает живописца в его исканиях.

По происхождению темпера древнее масла. Уже готические живописцы употребляли ее в классическую эпоху. В средние века это самая распространенная техника для алтарных картин. В Италии темперой пользовались в течение всего XV века. С конца XV века все усиливается популярность масляной живописи (пришедшей в Италию с севера), которая в XVI веке окончательно вытесняет темперу. В конце XIX века начинается некоторая реабилитация темперы.

В молодости Рафаэль писал темперой. Эрмитажная картина «Мадонна Конестабиле» очень похожа на темперу. Его живопись на стенах Ватикана начата фреской и закончена темперой, голубые краски которой в драпировках совершенно исчезли под действием света или извести.

В своем известном трактате о живописи Леонардо мало уделяет места технике ее и отмечает главным образом лишь то, что выходило из общих правил в его время и являлось в этой области как бы открытием или усовершенствованием. Такой, между прочим, является заметка о живописи темперой на холсте. Холст проклеивался в этом случае слабым раствором клея, и на нем выполнялась живопись. Традиционный белый грунт, таким образом, здесь отсутствовал. В первом периоде своей художественной деятельности Леонардо писал темперой. Эрмитажное произведение Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» по характеру своего исполнения очень близка темпере, но при внимательном ознакомлении с фактурой живописи этого произведения и изумительно тонкой моделировкой тела, которая остается такой же и при исследовании ее в сильное увеличительное стекло, нельзя не придти к заключению, что живопись «Мадонны» выполнена масляными красками. С большой вероятностью можно, однако, предположить, что произведение это начато темперой и только закончено масляными красками (по способу Ван-Эйка), которые в это время в Италии еще были новинкой и потому не проявили в этом произведении всей своей силы.

 Джотто St. Francis Receiving the Stigmata 1295-1300 г.г. Техника: темпера, панель

Фра Анджелико Мадонна с младенцем .Техника: темпера, панель

Рогир ван дер Вейден Святой Лука рисует портрет Девы Марии 1435-1440 г.г. Техника: масло, темпера; панель

Сандро Ботичелли Симонетта Техника: темпера, панель.  

Лукас Кранах Старший Адам и Ева 1508-1512 г.г. Техника: масло, темпера; панель

  

Эль Греко Св. Франциск получает стигматы 1571 г. Техника: темпера, панель  

Применение темперы в стенной живописи имело место не только в Западной Европе, но и на Востоке — в Византии и России, — где в свое время она пользовалась большой популярностью. Многие из русских церквей Москвы, Костромы, Ярославля и других мест расписаны в XV, XVI и XVII веках темперой. Темпере трудно было впоследствии соперничать с усовершенствованной масляной живописью — этой новой могущественной техникой, приобретавшей в свою очередь все бОльшую и большую популярность; успех ее, не имевший себе равного, заставил позабыть и темперу и фреску. В России, где живопись темперой по дереву сохранилась до наших дней, на стенах также давно уже воцарилась масляная живопись. В XIX веке в Западной Европе наблюдается возврат к темпере. Техника эта начинает снова изучаться и появляется на стенах, но уже в своем модернизованном виде.

Как отмечалось уже выше, для стенной живописи лучшими видами темперы являются яичные и казеиновые, причем краски темперы с названными связующими веществами могут считаться пригодными для стенных росписей лишь в том случае, если связующее вещество их совершенно свежо. Вот почему не следует пользоваться для стенных росписей темперой фабричного и подобного ему производств, а каждый художник должен сам заготовлять незадолго до начала работы необходимый ему красочный материал, который только и может обеспечить хороший живописный результат.

zharevna.livejournal.com

Темпера: технология живописи

История и технология работы с темперой в росписи стен.

Настенная роспись издревле называлась фреской. «Секко», в переводе – фреска, зародилась очень давно.Самые первые сложные цветные изображения были созданы художниками с помощью и сегодня известной во всем мире краски — темперы.

Первые упоминания и находки произведений живописи, созданных с помощью темперы, относятся к периоду более трех тысяч лет назад.Даже Египетские саркофаги были расписаны ни чем иным как темперой.

Темперная живопись в интерьере.jpg

Долгое время рецепт изготовления красок основывался на добавлении в пигмент какой-либо эмульсии,которая используется в качестве связующего материала.Поэтому в переводе с латинского языка, термин — темпера и переводится, как «смешивать краски».

Готовили ее следующим образом. Яичный желток разводили водой с добавлением вареного масла, меда, квасного сусла,водки или еще какого-либо материала и использовали, как связующее для цветных пигментов.

Рецептов приготовления красок было очень много. У каждого мастера он был свой и сохранялся в секрете, передаваясь из поколения в поколение.Так, например, в Италии в качестве связующего художники кроме желтка использовали соки растений, в частности сок фигового дерева.А в технологию росписи стен в храмах в состав краски входила нефть.

Некоторые художники по росписи предпочитали писать ферментированными красками, то есть забродившими.Такие краски после охлаждения, благодаря которому останавливались биологические процессы, были готовы к использованию.

Самый простой и традиционный рецепт изготовления темперы основывается на применении эмульсии, главным ингредиентом которой является яичный желток.Поэтому она и называется — яичная темпера.

Традиционное приготовление темперы.

Аккуратно разбивали яйцо, извлекали из него желток и, отделив желток от белка, с помощью иголки выпускали желтковую массу в отдельную тару.После этого тщательно размешивали желток деревянной лопаточкой с водой в пропорции один к одному и добавляли пять шесть капель уксусной эмульсииили салициловой кислоты для предохранения красок от порчи и загнивания.В современной темпере для этих целей используют фенол.

Темперная живопись в интерьере.jpg

После того как приготовление связующей эмульсии закончено, следует обратить внимание на непосредственно красящие вещества, а именно пигменты.

В древние времена все пигменты имели натуральное происхождение. Это были глины, из которых получали разного цвета охры.Из сажи и угля получали черный цвет.Для получения других цветов использовали камни, некоторые из которых имели высокую ценность.Поэтому во времена эпохи Возрождения написать картину было достаточно дорогим удовольствием.

В качестве белой краски использовали окись свинца. Для этого брали свинцовую стружку и окисляли ее уксусом.Так появились свинцовые белила, которые изготавливаются промышленным способом по сей день.Во времена итальянского возрождения, в промежутке с 15 до 17 веков, для получения зеленого цвета широко применялась ярь-медянка.Ее богатый спектр позволял получить краску от ярко-зеленых до голубовато-зеленых тонов.Так же применялись и красящие пигменты растительного происхождения, которые получали из коры, корней и листьев растений,таких как шафран, индиго и других.

Некоторые краски получали путем обжига персиковых и виноградных косточек, а также костей животных.Живописные приемы при работе темперными красками достаточно разнообразны, поскольку при наличии необходимого опытаэта краска позволяет работать как тончайшими лессировками, так и лепить фактурным мазком.

Современное использование темперных красок.

В наши дни художники предпочитают темперные краски на акриловой основе. Они не растрескиваются, при высыхании, как это бывает с темперой ПВА. А также они более устойчивы к внешним воздействиям, чем казеиново-масляная.Акриловые краски просты в употреблении и незаменимы для работы на больших поверхностях, поэтому их успешно применяют при декорировании помещений и росписи стен в интерьере.

Художники нашей мастерской в совершенстве владеют всеми традиционными техниками написания настенных росписей темперными краскамии с удовольствиям создают художественные произведения высокой сложности!

decoration-of-space.ru


Смотрите также