Аллегории в творчестве Уильяма Тёрнера. Картины тернера


Аллегории в творчестве Уильяма Тёрнера

Сложно дать однозначное определение стилю Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner). На волне увлечения французским импрессионизмом возникло и широко распространилось мнение о Тёрнере как о «первом импрессионисте». Но, в отличие от последующих художников-импрессионистов (Уистлер, Моне), отвергавших академический стиль, истоки которого находились в искусстве Возрождения, Уильям Тёрнер, будучи членом Королевской академии, всю жизнь дорожил этим статусом и не пренебрегал академической школой письма.

 

Приверженцы абстрактного экспрессионизма в Америке зачислили Тёрнера в свои ряды. Но все же большинство искусствоведов придерживаются мнения, что художник на протяжении всей своей жизни был приверженцем репрезентативного искусства. В конце XVIII века пейзажная живопись считалась второстепенным жанром, сравнительно с исторической или портретной. Он приобрел новые средства художественной выразительности, которые позволили именовать его «живописцем света». Так почему же творчество мастера в таком случае тяготеет к противоположному направлению? Шейнс предполагает, что «Тёрнер упростил формы и усилил интенсивность цвета, чтобы представить идеальный платонический мир формы и чувства». Движение к некой реальности, которая отличается от той, что окружает нас, возвышенностью и глубиной правды, - именно это и пытался изображать художник, а никак не уход от реальности в мир лишенных смысла абстракций.

С юношеских лет преобладающее значение на формирование взглядов Тёрнера на живопись имело эстетическое влияние Рейнольдса. В своих лекциях он поддерживал основную идеалистическую доктрину академического искусства, которая развивалась со времен Итальянского ренессанса. Ее можно обосновано назвать теорией поэтической живописи. То есть художники должны в своих работах стремиться достичь зрительного соответствия глубокому гуманизму. Поэтому в пейзажах Тёрнера практически всегда присутствует человек. Образы выстраиваются так, чтобы достичь максимальной зрительной гармонии, связности и сладкозвучия.

Тёрнер обращается к методу декорума, который представляет собой ассоциативный метод для достижения наиболее точного соответствия времени суток, света и погоды замыслу картины. Кроме того, во многих работах он прибегает к различным ассоциативным приемам, часто встречающимся в поэтических произведениях. Среди них аллюзии - скрытые намеки на особое значение; непосредственные сравнения форм и метафоры - прием, когда нечто видимое подразумевает нечто невидимое. Иногда Уильям Тёрнер выстраивал из визуальных метафор сложные аллегории. В этом он вновь следовал наставлениям Рейнольдса, который в своей седьмой лекции предлагал художникам вслед за поэтами и драматургами использовать фигуральные и метафорические выражения, чтобы обогатить свое творчество новыми образами.

Уже в ранних работах, например, гравюрах «Древности Англии и Уэльса», Тёрнер вводит в свои работы моральный аспект. Он затрагивает вопрос о краткости человеческой жизни, недолговечности цивилизаций, равнодушии к этой быстротечности, склонности человечества к разрушению и многие другие темы. Тёрнер выполнял требование Рейнольдса: художникам следует быть моралистами и рассматривать людские поступки в критическом плане. Рейнольдс призывал художников не давать своих моральных оценок случайным явлениям или мелочному человеческому опыту, а исследовать всеобщие истины нашего бытия.

В 1799 году Уильям Тёрнер ознакомился с творчеством и философией Клода Лоррена. Вслед за этим он обращается к исследованию механизмов передачи смыслового содержания изображения. Французский живописец широко использовал визуальные метафоры, и Тёрнер, несомненно, уловил смысл многих из них, потому что со временем очень похожие метафоры нашли место в его собственных работах.

Тёрнер обожал море; его любовь к мелодраматическим и трагическим сюжетам находила в морской стихии питательную почву. Когда Франция угрожала вторжением Англии, Тёрнер начал писать серию марин с изображением страшных бедствий. Он чувствовал готовность публики к восприятию таких образов. Известно довольно много полотен художника на эту тему.

  

В 1805 году он пишет одно из самых знаменитых своих «кораблекрушений». Море представляет бурлящую, пенящуюся массу, и ясно видно мастерство, с каким художник передает ее движение и внутреннюю энергию водной стихии. Перевернувшееся торговое судно - «купец» - наполовину скрыто рыболовным судном, команда которого пытается спасти пассажиров в шлюпке. Тёрнер часто располагает корабли таким образом, иногда выстраивая по пять кораблей один дальше другого. Возможно, это объясняется его увлечением формой: такие построения создают запутанные очертания, а Тёрнеру нравилось вырисовывать формы. Картина содержит и моральный аспект. В противоположность окружающей их обстановке люди, намеренно изображенные неуклюжими, напоминают нам о «незначительности» человека и подчеркивают тщетность усилий противостоять могучим силам природы.

 

После первой поездки в Италию в 1819 году стиль художника стал меняться. Он начал изучать эффекты света и искать новые способы его изображения, соответствующие эстетике Возвышенного. Впоследствии за это его называли «живописцем света».

Представление о Возвышенном должно было включать и изображение страшного и ужасного, однако оно не должно было пугать зрителя. Скорее, это должен был быть катарсис, как его понимал Аристотель, - очищение страданием. С тех пор как Возвышенное стало моральной и нравственной категорией, Тёрнер в своих произведениях с его помощью старался тревожить сознание британского общества. Благодаря этому ему удалось поднять пейзажную живопись на неведомую ей прежде высоту, поскольку он символически вплетал политические мотивы в свои невинные пейзажи.

Эстетика Возвышенного обладала естественной силой очаровывать и завлекать, а потому могла управлять сознанием. Как только она оказалась связанной с политикой и социальными проблемами, Тёрнер увидел в ней мощный потенциал, который мог бы сделать ее общественной силой.

  

Одним из образцов использования Тёрнером эстетики Возвышенного в политическом контексте была картина «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», написанная в 1812 году. Это аллегория того, что надежды одержать верх в противоборстве с природой и преодолеть врожденную слабость и противоречивость человеческой натуры напрасны. Здесь мы видим напоминание о том, какую шутку сыграла судьба с полководцем. Совершенно ясно, что скрытая ирония адресовалась соотечественникам Тёрнера - жителям Британской империи, предупреждая об опасностях, поджидающих их, если они, уподобившись Ганнибалу, будут ставить свои интересы превыше государственных. Этот намек был тем более уместен, что в тот период Британия находилась в состоянии войны с Наполеоном. Мысль о том, что гражданам своей страны стоит оставить в стороне корысть, тщеславие и роскошь в стремлении к общему благу.

В конце жизни Тёрнер, не давая себе передышки, оставался столь же трудолюбивым созидателем: он открывал все новые методы работы, энергично брался за политические издания и сюжеты своих картин выбирал с аллегорическим смыслом. Кроме того, его по-прежнему занимали исследования новых эстетических и философских идей.

Публике не всегда удается разобраться в образах и уловить их скрытый смысл. Но художник не стремится сделать свои картины доступнее для восприятия или упростить их замысел. Напротив, недостаток понимания приводил к тому, что он еще больше усложнял свои произведения.

  

Тем не менее, понять картинку «Последний рейс корабля «Отважный»» публике труда не составило. На фоне пламенеющего закатного неба мы видим ветерана Трафальгарской битвы, боевой корабль «Отважный». Паровой буксир тянет судно по Темзе в док, где оно будет превращено в лом.

Это полотно было выставлено в Королевской академии в 1839 году и сразу было объявлено «самой изумительной работой величайшего мастера нашего времени». Поэтический и грустный образ старого корабля, отправившегося в свой последний путь, был для стареющего художника не только щемящим сердце символом уходящей эпохи парусников, но и напоминанием о бренности земного бытия вообще.

На полотне закат занимает всю верхнюю часть картины, придавая ей элегическое звучание. Самый невесомый элемент холста - свет - обладает здесь наибольшей физической плотностью.

Здесь стоит отметить, что увлеченность Тёрнера желтым светом стала легендарной. В левом верхнем углу мы видим изображение месяца. Солнце еще не село, но луна уже взошла. Некоторые критики интерпретируют лунный серп как символ наступления новой эры паровых судов, в то время как садящееся солнце символизирует закат эры парусников. Закат символический. Скорее всего, корабль буксировали по Темзе днем, но художник пишет на картине именно закат, создающий элегическое настроение и символизирующий конец и смерть. Современник Тёрнера отмечал:

«Пылающий горизонт поэтически намекает на то, что солнце «Отважного» закатывается во славе»

С самого начала картина воспринималась как проникнутый грустью отклик на уход века парусов и наступление эпохи пара. Если ограничиться только этим толкованием картины, то такое отношение художника выглядело бы необычным, поскольку Тёрнер, как правило, приветствовал технические новинки. В этой картине художник чтит не только уходящий век, но и приветствует эпоху, идущую ему на смену, потому что он очень тонко выражает в этой работе свое восхищение силой пара.

Неясность и расплывчатость образов Тёрнера, его увлеченность игрой красок, часто обескураживающая сложность скрытых значений и нарастающая яркость цветовой палитры не могли завоевать умы и сердца современников в эпоху викторианства. В то время предпочитали фотографическую точность реализма расплывчатости образов, плавность линий - дерзкой смелости мазков, сентиментальность - академическому идеализму.

Так как Тёрнер от природы был наделен неординарным умом, смысловая нагрузка его картин не могла быть простой. По этой причине замыслы художника часто ставили в тупик его почитателей. Необходимо стараться понять язык скрытых значений, заложенных в его произведениях, иначе большинство его работ останутся покрытыми туманом непонимания. Подобные трудности зрительного восприятия, как считает Эрик Шейнс, «могли быть в большей степени связаны со скрытым смыслом, который Тёрнер старался вложить в свои работы на всех этапах творчества». Пейзаж для Тёрнера служил средством выразить свое отношение к многообразию человеческого опыта, а не просто способом показать, что окружающий мир прекрасен либо ужасен.

artifex.ru

Тернер Джозеф Уильям. Творчество, картины и биография

Тернер Похороны в море Похороны в море, 1842Галерея Тейт, Лондон

Тернер Пароход у входа в гавань во время шторма Пароход у входа в гавань во время шторма зимой, 1843

Тернер Замок Кэнарвон Замок Кэнарвон, 1799Частное собрание

Тернер Рыбаки в море Рыбаки в море, 1796Галерея Тейт, Лондон

Раньше, чем в других странах Европы, утверждается капиталистический общественный уклад в Англии. Быстрые темпы развития капитализма в первые десятилетия 19 века обусловили обострение классовых противоречий, волны народных возмущений. Отзвуки Великой Французской революции 1789—1794 годов, луддитские восстания, ирландские мятежи, чартистское движение насторожили правящие круги Англии, с нетерпимостью отвергавшие проявления свободомыслия и демократии. Подвергались травле либо замалчивались творения наиболее талантливых прогрессивных деятелей культуры. Был вынужден покинуть родину великий поэт Англии Байрон, остались недооцененными поэзия Шелли и Китса, живопись Констебла, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.

На первые десятилетия 19 столетия приходится завершающий этап начавшегося в середине 18 века расцвета английского искусства. Но если в 18 веке ведущее место в живописи принадлежало портрету, то в 19 - его занимает пейзаж, значительно опережающий развитие этого жанра на континенте. Зародившийся в творчестве Гейнсборо лирический пейзаж получил свое развитие в конце 18 — начале 19 века в искусстве художников реалистического направления.

Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (Joseph Mallord William Turner) (1775—1851), глубоко эмоциональное искусство которого намного опередило свое время. Вслед за Констеблом этот художник был прежде всего предан правде жизни. Но в творчестве Джозефа Уильяма Тернера в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Пейзажи художника, полные контрастов света и цвета, страстно, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами — «Улисс и Полифем» (1828—1829, Лондон, Национальная галерея), «Вид Коринфа» (1820—е, частная коллекция). Причем чаще всего человек в них оказывается во власти враждебных сил стихии.

Картина Джозефа Уильяма Тернера «Пароход у входа в гавань во время шторма зимой». Маленький корабль, застигнутый снежной бурей, из последних сил старается удержаться на плаву. Потоки морской воды, снег и дым, идущий из трубы корабля, сливаются в единый мощный шквал водяных брызг и пронизывающего ветра, изображенный Тернером со всей решительностью и непосредственностью современного художника-абстракциониста. Действительно, художник намного опередил свое время, и поэтому современники не понимали его искусства. Однако в наши дни Тернера считают одним из наиболее выдающихся представителей английской школы живописи. Картины и акварели Тернера, написанные блеклыми красками, мастерски передают необычные эффекты освещения, цвета и движения. В поздний период творчества Тернер проявлял особый интерес к столкновению различных стихий. Говорят, что для того чтобы передать в этой картине эффект вьюги на море, художник (а Тернеру было тогда 67 лет) велел привязать себя на четыре часа к капитанскому мостику корабля, плывшего в шторм из Харвича. Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажи Тернера, полные драматического мироощущения, такие, как, например, «Последний рейс корабля «Отважный» (1838, Лондон, Национальная галерея). Позднее восприятие природы у художника становится более острым, эмоциональным, проявляясь в выборе соответствующих сюжетных мотивов или состояний природы, в стихиях особенно привлекали его вода и свет. В картине «Дождь, пар и скорость» (1844, Лондон, Национальная галерея) художник стремился передать врывающийся сквозь туман свет, который освещает вагоны, дым, дождь, поезд. Решая эти и подобные им сложнейшие задачи, Тернер иногда превращает свои композиции в феерические зрелища, где потоки краски сливаются в утонченные цветовые гармонии, а предметы почти утрачивают черты реальности — «Китобойные суда» (1845, Лондон, галерея Тейт).

В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера появляются образы отвлеченной символики. С установлением окончательного господства буржуазии, примерно к 40-м годам 19 века, характер английского искусства меняется, эволюционируя в сторону отрешенности от жизненных проблем. В нем нарастают черты упадка, длительная полоса которого наступает уже с середины 19 столетия.

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Рекордная цена картины Уильяма Тёрнера

Новость из мира искусства

IMG_85912.jpgВид на Рим с холма Авентин

Картина, написанная до начала XX века, впервые продана на аукционе Sotheby`s за рекордную сумму в 47,4 млн. долл. Для работ художника Уильяма Тёрнера, британского живописца, это тоже рекордная сумма. Картина "Вид на Рим с холма Авентин" впервые была показана на выставке в лондонской Королевской академии. Её владельцами были шотландский коллекционер Хью Эндрю Джонстоун Мунро Наварский, обладатель одного из самых полных собраний работ Тёрнера, и Арчибальд Примроуз, граф Розенбери, который был премьер-министром Великобритании при королеве Виктории. На торги картину выставил потомок Арчибальда Примроуза - Гарри Примроуз, заместитель председателя совета директоров Sotheby`s. Полный текст новости http://www.kommersant.ru/doc/2625551.Предыдущая работа Тёрнера "Современный Рим - Кампо Ваччино" была продана за 44,9 млн. долл. на Sotheby`s в 2010 году. Работа была куплена Музеем Гетти.

IMG_72922.jpgСовременный Рим - Кампо Ваччино, 1839. Музей Гетти, Лос-Анджелес

В 2008 году в Москве в ГМИИ им. Пушкина проходила большая выставка произведений Тёрнера, благодаря которой российская публика смогла познакомиться с творчеством этого прекрасного художника. В экспозицию тогда вошло более ста произведений (40 картин, 70 акварелей и 2 гравюры) из собрания Галлереи Тейт, художественного музея в Лондоне, владеющего наиболее полным собранием английского искусства XVI-XX веков.

>IMG_72016.jpgАвтопортрет, 1799. Тейт, Британия

Джозеф Меллорд Уильям Тёрнер вошёл в историю искусств как мастер морских далей и небесных просторов, виртуоз света и туманной дымки. Между тем он родился в одном из самых тесных и тёмных районов старого Лондона, неподалёку от Ковент Гардена, в семье парикмахера. Уильям рано проявил способности к искусству: посещать классы лондонской королевской Академии художеств он начал в 1789 году и уже в этот период очень много работал самостоятельно. Он начал с прогулок по лондонским паркам, а потом исколесил всю Британию и Европу, сделав множество акварельных набросков. Первый доход начинающему художнику принесли акварели, сделанные во время кратких поездок на остров Уайт и в Уэльс. Художник первым начал писать руины старинных аббатств, которые в дальнейшем приобрели популярность у любителей романтических пейзажей. До середины 1790-х годов Тёрнер работал исключительно в технике акварели. Тёрнер начал посылать свои акварели на ежегодные выставки в лондонскую академию художеств в возрасте 15 лет, и только шесть лет спустя представил своё первое живописное полотно. Картина имела успех и положила начало стремительной карьере художника. В 1799 году он был избран членом-корреспондентом, а в 1802 году - самым молодым действительным членом лондонской королевской Академии художеств за всю её историю.В 1802 году художник совершил поездку в Париж, французские Альпы, Швейцарию и Нидерланды. В отличие от большинства своих коллег, редко покидавших пределы Англии и находившихся под влиянием её пуританской культуры, Тёрнер совершил классическое образовательное путешествие по Европе и пришёл в восторг от европейских монументальных исторических полотен. Но пейзажист в его картинах всегда брал верх.

IMG_71931.jpgРыбаки в море, 1796. Тейт, Британия

IMG_72407.jpgГолландские лодки в бурю. Рыбаки перекладывают рыбу на корабль, 1801. Частная коллекция

IMG_71644.jpgДидона, основательница Карфагена, 1815. Лондонская национальная галерея

IMG_72224.jpgУпадок Карфагена, 1817

IMG_72552.jpgПакетбот Дорт из Роттердама, в штиль, 1818

IMG_73022.jpgСобор Святого Петра с юга, акварель, 1819. Лондонская национальная галерея

Другим потрясением оказалась голландская живопись. Тёрнер стал всё большее внимание уделять сиюминутному состоянию природы и в его картинах появился мягкий рассеянный свет. В 1819-1820 годах художник совершил путешествие по Италии и перевернул представление своих современников об этой стране, оценив не только античное наследие, но специфический свет и мягкие краски итальянской природы.

IMG_72323.jpgСтамфорд, Линкольншир, 1823. Галерея искусств Ушер

Пейзажи, созданные после второго путешествия в Италию (1828-1829), считаются вершиной его творчества. Реальный мир в его картинах превращается в иллюзию.

IMG_73446.jpgЗамок Святого Ангела, 1832

IMG_93723.jpgБольшой канал в Венеции, 1835. Музей Метрополитен

IMG_93052.jpgВечный покой. Похороны в море, 1842

IMG_93203.jpgАнгел, стоящий на солнце, 1846

В 1871 году Клод Моне и Камиль Писсарро, увидев произведения Тёрнера в Лондоне, не могли поверить, что британский художник за несколько десятилетий до них сумел выразить то, к чему стремились импрессионисты.Уильям Тёрнер умер 19 декабря 1851 года, не оставив после себя учеников и последователей.О жизни и творчестве Уильяма Тёрнера в Великобритании снят фильм, который получил на Каннском фестивале 2014 года Золотую пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль.

galik-123.livejournal.com

Творчество Ульяма Тернера – Ярмарка Мастеров

Здравствуйте! Захотелось поделиться со всеми подборкой прекрастных картин Уильяма Тернера. Это мой самый любимый художник уильям тернер итак...

Джозеф  Мэллорд  Уильям  Тёрнер-британский живописец,  мастером романтического пейзажа, акварелист и гравер. Предтеча французских импрессионистов.

Уильям Тёрнер родился в Лондоне 23 апреля 1775 года в семье цирюльника. Среди посетителей цирюльни было немало художников и граверов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что мальчик заинтересовался живописью. Отец Уильяма рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. Однажды он развесил в лавке акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку.

Сначала юный Тернер делал копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Вскоре он начал переводить рисунки, иллюстрирующие всякие путеводители и описания, в гравюры.

По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии, когда Тернеру было всего 15 лет. В этот период один из его рисунков был принят на выставку в академии.

Первое полотно, которое он показал на академической выставке в 1796 году, была картина «Рыбаки в море».

Постепенно Тернер переходит от акварели к живописи маслом. К этому времени он твердо решил добиться признания и всю жизнь старался доказать, что пейзаж может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не хуже исторической картины. На картинах Тернера чаще всего присутствует движение - например, волнующееся море, корабли,  а также восходы, закаты, туманы, дымы.

В картине «Дождь, пар и скорость»   художник стремился передать врывающийся сквозь туман свет, который освещает вагоны, дым, дождь, поезд. Решая эти и подобные им сложнейшие задачи, Тернер иногда превращает свои композиции в феерические зрелища, где потоки краски сливаются в утонченные цветовые гармонии, а предметы почти утрачивают черты реальности — «Китобойные суда»

С 1830-х годов техника Тернера становится все свободнее. Его интересует не форма или правдоподобность, а свет и цвет. Своей неподражаемой техникой он передает эмоции и настроения.

Несмотря на известность и материальное благосостояние, он был угрюм, необщителен, резок в обхождении и равнодушен ко всему, кроме своего искусства. Одной из его странностей было исчезать из дома, не предупредив никого, и скрываться на несколько дней в небольшой квартире в глухой части Лондона. И в одну из таких отлучек Уильям Тернер скоропостижно скончался. Это случилось 19 декабря 1851 года.

Тернер умер очень богатым человеком, оставив огромное количество работ: 300 картин маслом и 19 000 рисунков. Ныне они собраны в специально построенной для них галерее Клоур. Значительную часть своего состояния Тернер завещал на благотворительность, а все непроданные произведения — Лондонской национальной галерее.

На оставленную им сумму при Королевской академии основан фонд для выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль его имени, присуждаемая через каждые два года в награду за лучший из пейзажей, представленных Академии.

живопись

"Фрегат "Отважный", буксируемый к месту последней стоянки на слом" 1838

картины

"Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе"

море

"Пароход у входа в гавань во время шторма зимой" 1843

закат

"Дождь, пар и скорость" 1844

карабли

  "Бурное море с обломками кораблекрушения" 1833-1835

огонь

"Вечный покой. Похороны в море" 1842

художник

"Замок Кэнарвон" 1799

буря

"С судна, перевозящего рабов, бросают за борт умирающих и мёртвых, надвигается тайфун" 1840

шторм

"Пожар парламента"

пейзаж

"Мародёры - морское побережье Нортамберленда" 1834

"Гейдельберг" 1846. Акварель

"Ледник и источник в Авероне" 1803

"Форт Вимиу" 1831

"Улисс, высмеивает Полифема" 1829

"Старый лондонский мост" 1794

"Замок Norham. Восход солнца", ок.1845

"Закат солнца над озером", 1840

"Регул, отправляющийся в поход из Рима" 1828 – 1837

"Китобойные суда" 1846

"АНГЕЛ, стоящий на солнце" 1846

"Озеро Сан Джорджио утром" акварель

"Эразм в капелле епископа, Вестмистерское аббатство" акварель

"Горящие здания Парламента" 1834

"Дорога святого Готхарда" 1804, акварель

Надеюсь, что всем понравилось {#}

www.livemaster.ru


Смотрите также