Как было положено начало Третьяковской галерее? Картины третьяков


Третьяков и художники: Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович. Не ждали

1884–1888
...Ре­пина Павел Михайлович Третьяков  как-то боялся…например, боялся дать ему поправить его же собственные картины. Репин был художник размашистый, широкий. Ему ничего не стоило вместо того, чтобы поправить какое-нибудь небольшое место на картине, переписать гораздо больше. И переписывал он, как говорили знатоки, иногда и к худшему. На этой почве между Репиным и Третьяковым  произошел серьезный конфликт. Я помню все подробности, потому что сам пострадал при этом.

Когда у нас появилась картина "Не ждали", вокруг нее поднялись большие разговоры. Худож­ники и критики находили, что лицо человека, воз­вратившегося из ссылки, не гармонирует с лицами семьи. Об этом писали газеты и, слышно было, много спорили художники в Петербурге и в Москве. Однажды Третьяков, вернувшись из Петербурга, справился у меня, не был ли в галерее Репин. По­хоже было, что он поджидал Репина в Москву.  И действительно, через несколько дней в гале­рею пришел Илья Ефимович, на этот раз с этюд­ником и красками. Как раз в этот день Третья­кова дома не было, он уезжал куда-то на несколько дней.

— Жалко, что его нет. Ну, все равно. Дайте-ка мне лесенку, я должен сделать поправку на картине "Не ждали",— сказал он мне.

Мы знали, что Репин — близкий друг Третьякова и всей его семьи. Но как же все-таки разрешить поправку без особого разрешения Павла Михайло­вича? Мы смутились. Репин тотчас заметил наше, смущение, усмехнулся:

— Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине "Не ждали". Он знает, что я собираюсь сделать.

Раз так, делать нечего, — мы принесли ему ле­сенку, он надел рабочую блузу, поднялся к картине и быстро начал работать. Меньше чем в полчаса голова ссыльного была поправлена. Окончим ее. Репин переходит с красками к другой cвоей картине "Иван Грозный и сын". Мы как ответственные хра­нители встревожились. Репин спокойно сказал нам:

— Вот я немного трону краской голову самого Ивана Грозного.

И действительно, "тронул", да так, что голова в тоне значительно изменилась. Потом — к нашему ужасу — видим, Репин перетаскивает этюдник с крас­ками к третьей своей картине "Крестный ход в Курской губернии"...

Репин Илья Ефимович. Крестный ход в Курской губернии

1880–1883
— Здесь я прибавлю пыли. Тысячная толпа идет, пыль поднимается облаком... А  пыли недостаточно.И действительно, прибавил много пыли над голо­вами толпы. "Запылил" весь задний план. В тот же день вечером, не повидавшись с Треть­яковым, он уехал в Петербург и из Петербурга написал Третьякову, что сделал поправки.

Третьяков, увидев поправки, был возмущен до крайности — так ему не понравилось все, что сде­лал Репин на своих картинах. С укором он обру­шился на нас:

—  Как вы могли допустить? Мы пытались оправдаться

— 

Репин сослался на Вас. Много дней потом, по утрам приходя в галерею, он останавливался перед картинами и принимался ворчать:

Испорчены картины! Пропали картины! Репин писал Третьякову  письма, но Третьяков не отвечал. Наконец, спустя несколько месяцев. Репин приехал в Москву специально с том, чтобы выяснить недоразумение. Когда он пришел в гале­рею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ерми­лова,в репинский зал.

Подите-ка сюда, идите, мы сейчас устроим суд.

— И чем же вы нас обвиняете? — засмеялся Репин.

— А в том, Илья Ефимович, — отвечал ему очень серьезно Третьяков,— что вы самовольно сделали исправление на трех картинах, не принадлежащих Вам

Разве это к худшему?

Да, по-моему, к худшему. Лицо бывшего ссыльного мне не нравится. А ведь это же не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор.

Репин Илья Ефимович.Толстой Л. Н.1887 год
— Ну, хорошо, хорошо. А в чем вы обвиняете вот их? — спросил Репин, показывая на нас. — А в том, что они допустили вас к картинам. Они — ответственные   хранители...   Вы не имели права переписывать чужие картины, а они неправы; что допустили вас к поправкам.

Значит, здесь для нас Сибирью пахнет? — пошутил Ренин.—Вот уж, действительно, не ждали.

Он хотел отделаться шуткой, но Третьяков был очень строго настроен. С тех пор он очень боялся давать Репину поправлять его собственные картины. Когда у Репина был куплен портрет Л.Н.

Толстого, Третьякову показалось, что у Толстого очень румя­ное лицо. Особенно лоб. Лоб совершенно красный.— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович.

Он

все допрашивал нас:

Вы видели Толстого. Не такой же у него ру­мяный лоб?

Да,— говорю — лоб не такой румяный.— Ну вот, и мне так кажется. Придется испра­вить.— Сказать Илье Ефимовичу? - спросил я. — Ни в коем случае! Он все перекрасит и, может быть, сделает хуже. Ходил он вокруг портрета с месяц и, наконец, однажды приказывает мне:

—  Принесите-ка краски, масляные и акварельные. У меня всегда имелся   ассортимент красок.

Несу палитру, Третьяков берет самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на порт­рете Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым.

 Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

tretyakovgallery.blogspot.com

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу

«От Вас крупное имя и дело останется», — сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову 160 лет назад, слова эти оказались пророческими. Купец, предприниматель, меценат на протяжении всей жизни собирал картины русских художников, чтобы передать уникальную коллекцию в дар родному городу.

Мечта детства

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 1. Мечта детства

Павел Третьяков и Михаил Прянишников. 1891 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 1. Мечта детства

Павел Михайлович Третьяков. 1898 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 1. Мечта детства

Мария Павловна, Павел Михайлович Третьяковы и Николай Васильевич Неврев. 1897 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Третьяков вырос в купеческой семье, получил домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело — сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Дела шли успешно, но на образ жизни Третьякова это не влияло.

«Молчаливый, скромный, как бы одинокий» — таким видели Павла Третьякова окружающие. Он избегал балов, не признавал излишеств, всегда носил сюртук одного и того же кроя. Единственное излишество — сигара в день. Но оборотной стороной скромности была широкая душа: он поддерживал училище глухонемых, организовал приют для вдов, сирот и неимущих художников. Поддерживал и смелые начинания, такие как экспедиция Миклухо-Маклая.

Семья Третьяковых

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 2. Семья Третьяковых

Павел Третьяков с супругой Верой Николаевной (урожденной Мамонтовой). 1880-е. Фотография: wikimedia.org

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 2. Семья Третьяковых

Семья Павла Третьякова. 1884 год. Фотография: tretyakovgallery.ru

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 2. Семья Третьяковых

Павел Третьяков с внучками. 1893 год. Фотография: tphv-history.ru

В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова — Вере. Хоть главу семейства и называли «неулыба», брак был гармоничным и счастливым. Третьяков стал угрюм и молчалив после смерти одного из сыновей — Ивана, всеобщего любимца и надежды отца. Но несмотря на семейное несчастье, атмосфера любви сопровождала детей Третьякова на протяжении всей жизни.

«Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Промышленник — коллекционер

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 3. Промышленник-коллекционер

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 3. Промышленник-коллекционер

Алексей Саврасов. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 3. Промышленник-коллекционер

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Осенью 1852 года Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств и, переполненный впечатлениями, писал матери:

«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

Эта поездка окончательно сделала купца и промышленника Третьякова коллекционером живописи. Стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни. На тот момент Павлу Михайловичу было всего 24 года, первые картины русских художников меценат купил в 1856 году. Это было «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В ближайшие четыре года жилые комнаты бельэтажа дома в Лаврушинском переулке украсили полотна Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского… Третьяков не только заложил основу коллекции, но и определил главную цель своего собрания, о чем и написал в завещании.

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В Европу — за впечатлениями, в мастерские — за опытом

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 4. В Европу - за впечатлениями

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. ГТГ

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 4. В Европу - за впечатлениями

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 4. В Европу - за впечатлениями

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883-1885. ГТГ

По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей — знакомился с техническими новинками. Эти поездки стали для коллекционера и «художественными университетами». В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.

В тонкости изобразительного искусства посвящали Третьякова и практики — художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. «Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость», — вспоминал о визитах Третьякова Иван Крамской.

Картина за картиной

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 5. Картина за картиной

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 5. Картина за картиной

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. ГТГ

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 5. Картина за картиной

Архип Куинджи. Березовая роща. 1879. ГТГ

Движение передвижников обеспечило галерее поток настоящих шедевров. «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова — 102 этюда. Картины художников ХVIII — начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — говорил о Третьякове Крамской.

Галерея в Лаврушинском переулке

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 6. Галерея в Лаврушинском переулке

Государственная Третьяковская галерея

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 6. Галерея в Лаврушинском переулке

Государственная Третьяковская галерея

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 6. Галерея в Лаврушинском переулке

Государственная Третьяковская галерея

К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционер решил построить для него отдельное здание. Новые залы пристраивали постепенно. После смерти брата — Сергея Третьякова — его коллекция тоже заняла место в галерее, и тогда же было принято решение передать собрание картин городу.

«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию».

Сам меценат на открытии галереи не присутствовал — уехал из Москвы с семьей на полгода, так как не любил лишнего внимания к своей персоне. После открытия галереи, по воспоминаниям современников, Александр III намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Александрович отказался. «Я купцом родился, купцом и умру»,— сказал коллекционер чиновнику, который явился его обрадовать. Как и прежде, Третьяков приходил в галерею, составлял каталоги и просто любовался картинами…

«Иногда в галерее появлялся высокий, сухощавый человек. Он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль… Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 7. Галерея в Лаврушинском переулке

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. ГТГ

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 7. Галерея в Лаврушинском переулке

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. ГТГ

Павел Третьяков. Искусство принадлежит народу. Галерея 7. Галерея в Лаврушинском переулке

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. ГТГ

Последний дар Третьякова галерее — эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». Коллекционер уже был болен, хворала и его супруга, дочери вышли замуж и разъехались, опустел дом в Лаврушинском переулке. Но дом для картин, созданных талантливыми русскими художниками, всегда полон. Вот уже второе столетие люди приходят, чтобы увидеть уникальную коллекцию. И имя осталось, и дело не пропало.

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Из воспоминаний Веры, старшей дочери Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея

www.culture.ru

10 интересных фактов о Третьяковской галерее

1. Идея собрать собственную живописную коллекцию появилась у Павла Третьякова после посещения в 20-летнем возрасте петербургского Эрмитажа.

2. Датой основания галереи принято считать 22 мая 1856 года — день, когда Павел Третьяков купил картины русских художников Шильдера «Искушение» и Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», хотя свои первые живописные приобретения он сделал ещё в 1854-1855 годах (11 графических листов и 9 картин старых голландских художников).

3. Для всеобщего обозрения галерея была открыта в 1881 году, а в 1892 году, после смерти брата Сергея, Третьяков и вовсе подарил её Москве.

4. В 1913 году душевнобольной иконописец-старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов изрезал ножом находящуюся в Третьяковке картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Тогдашний хранитель галереи Е.М. Хруслов, узнав об этом, бросился под поезд. Лица изображённых на картине пришлось создавать заново. Сначала это сделал сам Репин — специально приезжал в Москву и переписал голову Грозного в лиловой гамме, не вязавшейся с остальной гаммой картины (его художественные взгляды за 20 лет несколько изменились). Реставраторы убрали эти исправления и с помощью современных средств привели картину к точному соответствию первоначальному варианту по её детальным фотографиям. А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил.

5. Директорами музея в своё время были известный художник Игорь Грабарь и архитектор Алексей Щусев.

6. Одним из запасников Третьяковки стала закрытая в 1929 году церковь Святителя Николая в Толмачах. Позже она была соединена с выставочными залами специально построенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был предназначен для экспонирования картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

7. На время Великой Отечественной войны коллекцию Третьяковской галереи эвакуировали в Новосибирск: экспонаты заняли 17 вагонов.

8. Знаменитая картина «Грачи прилетели», висящая сейчас в Третьяковской галерее, родилась у Алексея Саврасова после смерти новорожденной дочери, во время болезни жены. Позднее художник многократно пытался повторить свой шедевр. Закончилось всё тем, что Саврасов расписывал стены трактиров копией своей картины — за водку и обед.

9. Известно, что Казимир Малевич написал всего четыре «Чёрных квадрата», различающиеся размером, рисунком, фактурой и оттенком. Две версии можно найти в Третьяковке, и по одной — в Эрмитаже и «Русском музее».

uchinovoe.ru

Как было положено начало Третьяковской галерее? | Биографии

Свои первые картины Павел Михайлович приобрел в 1853 году, когда ему понадобилось украсить стены дома в Лаврушинском переулке, который семья Третьяковых приобрела двумя годами ранее. Но эти покупки носили скорее случайный характер, по принципу: «понравилось — купил». Особого эстетического впечатления картины на гостей не производили — слишком уж разношерстными были произведения. И тогда, кто-то посоветовал миллионеру: если уж брать, то что-то цельное, например коллекцию живописи. Либо картины одного художника, либо мастеров, принадлежащих одной эпохе.

Уже в следующем, 1854 году, Третьяков так и поступил, когда не поскупился на покупку сразу 9 картин старинных голландских мастеров. Кстати, они стали для Павла Михайловича своеобразным талисманом: он украсил ими свои комнаты на долгие годы. Скорее всего, глядя на эти холсты, купец подумал примерно следующее: «Сколько поколений голландцев бережно хранило эти шедевры, чтобы сегодня, спустя несколько столетий, люди могли ими любоваться? А много ли „ровесников“ этих полотен, созданных русскими живописцами? Отнюдь. Значит, то, что выходит из-под кисти своих мастеров, нужно бережно собирать и хранить…»

Н.Г. Шильдер. «Искушение» Предвижу, не все согласятся с подобным предположением, но факт остается фактом: уже спустя два года, 22 мая 1856 года, Третьяков положил начало коллекции, которая станет всемирно известной — будущей Третьяковской галереей. А первые две картины были такими: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова.

В.Г. Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами» А дальше собрание пополнили произведения Трутнева, Саврасова, Бруни, Брюллова и других мастеров кисти. Кстати, именно этот день отмечается Государственной Третьяковской картинной галереей, как день основания, хотя, повторюсь, широкие массы россиян не могли ознакомиться с произведениями вплоть до 1892 года.

Причем, Павел Михайлович изначально знал, что собранные картины рано или поздно будут переданы на всеобщее обозрение. Он называл свое собрание «общественным, всем доступным хранилищем изящных искусств». В отличие от других известных купцов, которые коллекционировали полотна исключительно для себя и своих потомков.

Следует заметить, что коллекционирование было в те времена не таким уж легким делом: произведения русских живописцев чаще всего расходились по многочисленным любителям прикупить картины. Потенциально часть национального богатства могла затеряться в мелких поместьях. И при этом Павел Михайлович, имея миллионы, старался никогда не переплачивать посредникам. Он всегда приговаривал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать».

Одним из первых Третьяков начал спонсировать начинающих мастеров кисти, изыскивал возможность для того, чтобы проплатить заказ авансом признанным корифеям. Так, он помогал И. Крамскому, В. Перову, Ф. Васильеву, организовал приют для оставшихся без средств вдов и сирот художников. «Если художник имеет средства, у него не болит голова за завтрашний день, то он имеет больше возможности посвятить себя исключительно творчеству», — справедливо считал меценат.

До сих пор не утих спор о том: почему Павел Михайлович решил передать коллекцию в дар городу только после смерти своего младшего брата Сергея, которому официально принадлежал особняк в Лаврушинском переулке вместе с богатейшей коллекцией? Об этом мы можем только предполагать. Но доподлинно известно, что незадолго до своей смерти младший Третьяков намеревался навсегда покинуть Москву и перебраться в Северную Пальмиру. Он даже решился проконсультироваться со старшим братом по вопросу цены за недвижимость. А вот судьбу коллекции Сергей Михайлович так и не успел решить: он явно колебался — перевозить ли все эти богатства в столицу (что было в принципе очень хлопотным делом) или оставить ее в Москве. Он намеревался приехать в златоглавую до 30 августа. Но внезапно в субботу, 25 июля 1892 года, С. М. Третьяков скончался. Для родных и близких, знавших, что Сергей Михайлович ничем особо не болел, это было страшным ударом.

Эту смерть все пережили очень тяжело. Павел Михайлович старался больше времени проводить в одиночестве, много раздумывая над тем, как быть дальше. И только 31 августа принял окончательное решение — поставить последнюю точку в деле передачи коллекции. Городская дума пусть и не сразу, но ответила согласием.

Остается добавить, что Павел Михайлович пережил брата всего на 6 лет. Он скончался 16 декабря 1898 года. Но его имя оказалось вписанным в российскую историю золотыми буквами. Третьяковская галерея — без преувеличения, одна из жемчужин не только Москвы, но и России в целом…

shkolazhizni.ru

Коллекционер и меценат Павел Третьяков

«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков. Галерея, для которой он собирал картины на протяжении почти полувека, стала главным делом его жизни: даже здание для будущей картинной галереи Третьяков построил сам. О человеке, который сделал для отечественной живописи не меньше, чем многие выдающиеся художники, рассказывает «Дилетант».

Портрет Павла Третьякова, картина Ильи Репина

Большие возможности

Отец Павла Третьякова — московский купец 2-ой гильдии — обеспечил своему сыну первоклассное домашнее образование, с юного возраста приобщив его к искусству. Третьяков сам признавался, что «с юности беззаветно любил искусство». Помимо этого, Павел активно учился и ремеслу отца: с ранних лет они начали работать вместе. Не удивительно, что после смерти отца в 1850 году Павел и его брат Сергей стали успешно расширять бизнес, открывая новые бумагопрядильные фабрики. Это дело было очень прибыльным, и в скором времени в руках Павла Михайловича оказалось целое состояние. Будучи человеком искушенным в живописи, он — а было ему ещё чуть за двадцать — уже тогда, в начале 1850-х годов, принял решение потратить эти деньги на создание собственной коллекции картин русской живописи.

Павел Третьяков, портрет работы Крамского

Первые покупки

Собирая произведения искусства, Третьяков полагался не только на свои предпочтения, но также пользовался советами Стасова, Крамского и других известных художников. Первые картины Третьяков, как утверждают историки, приобрел в 1856 году: начало коллекции было положено картинами «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно 1856 год, кстати, принято считать годом основания Третьяковской галереи.

«Искушение», работа Николая Шильдера

Между тем, ошибочно считать, что Третьяков занимался только собиранием картин для своей коллекции. Он также принимал участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, помогал Арнольдовскому училищу глухонемых. Он же делал многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Так, например, он был спонсором легендарной экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая.

«Стычка с финляндскими контрабандистами», работа Василия Худякова

Галерея с нуля

Третьякову долгое время приходилось проводить в попытках заполучить для своей коллекции ту или иную картину: так в скором времени его собрание пополнилось картинами Трутнева, Саврасова, Бруни и других художников. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, Павел Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Павел Третьяков и Михаил Прянишников, фотография, 1891 год

При этом, кстати, практически никто не знал о покупках Третьякова, поскольку сам коллекционер никак свою деятельность не афишировал. Известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и буквально сбежал из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу.

Серьёзные приобретения

В 1860-е годы Третьяков выкупил ряд картин, которые стали основой для его галереи. Его коллекцию пополнили «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. Нужно ещё учитывать и то, что огромное количество времени Третьякову всё же приходилось тратить на управление фабриками и магазинами.

«Привал арестантов», работа В. И. Якоби

С большим уважением к Третьякову относились и сами художники. Существует даже версия про некий негласный договор среди художников о предоставлении Третьякову права первого выбора нарисованной картины. Поэтому, судя по всему, другим немногочисленным коллекционерам было очень сложно конкурировать с Третьяковым.

«Христос в пустыне», работа Ивана Крамского

Позднее, в период 1870-х годов, собрание Третьякова пополнилось картинами «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге.

Открытие Третьяковской галереи

Долгое время все приобретённые картины Павел Третьяков хранил в своём московском доме, однако они требовали всё больше места. Тогда в 1874 году Третьяков, пользуясь только собственными средствами, построил в Москве здание картинной галереи. Более того, через несколько лет он открыл галерею для всеобщего посещения, а в 1892 году и вовсе передал коллекцию и здание в собственность Московской государственной думы.

Рекомендовано вам

diletant.media