Самые известные шедевры Третьяковской галереи. Картины третьяковской


Самая известная картина в третьяковке. Пять шедевров живописи.

Самая известная картина в третьяковке. Шедевр живописиСамая известная картина в третьяковке. Шедевр живописи

Всемирно известная картинная галерея, основание которой датировано 1856 годом, являет собой уникальное собрание произведений искусства, представляющих собой мировое достояние культуры. Однозначно сказать, какая же из всех самая известная картина в третьяковке практически невозможно, каждое полотно имеет свою удивительную историю и представляет особую значимость, и для того, чтобы изучить всю коллекцию не хватит и нескольких десятилетий.

Однако некий рейтинг 5 самых известных картин Третьяковской галереи все же существует.

Утро в сосновом лесу. Константин Савицкий

Известнейшее полотно кисти Константина Савицкого, а не Ивана Шишкина, как полагают многие, написанное им в 1889 году, «Утро в сосновом лесу», находится на лидирующей позиции данного пьедестала почета. История полотна весьма интригующая, несмотря на весьма милый сюжет. На картине изображены играющие на упавшем дереве медвежата.

Изначально полотно было подписано двумя мастерами, однако сам Третьяков, ставший обладателем полотна, стер подпись второго художника, обуславливая это тем, что, по его мнению, Шишкин обладал более художественной и живописной манерой. Очень часто из-за популярной репродукции уже Шишкина, используемой для обертки конфет «Мишка косолапый», многие ошибочно считают, что на оригинальном полотне также изображено 3 медведя, однако на самом деле их 4.

Демон сидящий-одна из самых известных картин в третьяковке

Второй самой известной картиной в третьяковке признано полотно, увидевшее свет в 1890 г., именуемое «Демон сидящий». Картина, написана живописцем Михаилом Врубелем. Изображенный на ней юноша, устремил свой наполненный печалью взгляд в сторону заката, расположившись на скале. Именно в таком образе художник постарался передать Лермонтовского героя. С точки зрения живописи картина примечательна уникальным написанием не с помощью обычных кистей, а нанесения краски специальным ножом.

Боярыня Морозова кисти Василия Сурикова

Почетным бронзовым призером рейтинга и не менее известной картиной считается легендарная «Боярыня Морозова», на создание которой ушло целых три года. Масштабность полотна творения Василия Сурикова просто завораживает, любоваться полотном можно в течение нескольких часов, не отрываясь. Все персонажи, изображенные на картине имеют свою отдельную историю жизни. Главная героиня представлена Феодосией Морозовой, являющей собой сподвижницу старообрядца Аввакума, за что была заточена в монастырь, где и ее настигла голодная смерть.

Первоначально живописец и не планировал столь масштабное произведение, лишь приступив к работе, художник осознал, что замысел вышел за пределы его первоначальной идеи. Примечательно, что в галерее рядом с картиной размещены также многочисленные этюдные композиции художника, ведь основной шедевр был собран мастером, как мозаика. Особенно приковывает взгляд само изможденное лицо Феодосии.

Рублев Троица

«Троица», написанная рукой иконописца Андрея Рублева, являет собой не только достояние древности (1425-1427 гг.), но и уникальное произведение живописи, которое заняло почетное 4 место в рейтинге. Полотно являет собой самое известное творение мастера. Три ангела, являющие собой центральный мотив картины, изображены за столом с чашей головы тельца. Линии фигур ангелов сходятся в единый замкнутый круг. Чаша являет собой центральную точку всей композиции картины. Таким образом, живописец изобразил единение трех олицетворений Святой Троицы.

Картина Репина - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Замыкает рейтинг пятая самая известная картина в третьяковке «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», датированная 1885 г. Написанное кистью живописца Ильи Репина известнейшее полотно повествует о смертоубийстве сына отцом. Как и сюжет, так и само полотно имело весьма сложную судьбу. В свое время указом Александра III картина находилась под запретом к просмотру, после недолгого запрета, лицо царя было испорчено ножом, и в 1913 году художник воссоздал образ Ивана Грозного.

Еще по теме:

blogsummit.ru

Художники Третьяковской галереи | Я путешествую сама

≡  2 Май 2013   ·  Рубрика: Москва   

А А А

Не планировала вчера поход в Третьяковскую галерею, хотя в планах посетить Третьяковку у меня было давно. Меня как будто затянуло в Лаврушинский переулок, когда я проходила мимо. "Дай, - думаю, - загляну в Третьяковку, узнаю часы работы...". Зашла во дворик, а затем и внутрь... Купила билеты и пошла смотреть картины известных русских художников.Художники Третьяковской галереи: Перов, Айвазовский, Левитан, Врубель, Шишкин, Брюллов, Серов, Саврасов, Поленов, Репин, Васнецов, Венецианов и многие другие известные художники.

Поделюсь с вами тем, что увидела, какие работы художников Третьяковской галереи успела осмотреть за час.

Известный русский художник Перов Василий Григорьевич родился в Тобольске в 1833 году. Получить фамилию и титул  своего отца, барона фон Криденера, мальчик не мог,  (так как был рожден вне брака)  даже после того, когда его родители обвенчались. Поэтому Василию дали фамилию крестного  отца - Васильев. Перов - это прозвище, которое присвоил ему учитель правописания за отличные  успехи. Впоследствии Василий Григорьевич взял себе псевдоним "Перов".С 9 лет мальчик стал увлекаться живописью. Семья переехала в Арзамас. Там началось  обучение Василия художеству - сначала уездное училище Арзамаса, затем художественная  школа А.В. Ступина. В 1853 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  Расцвет творчества художника Перова начался еще в студенческие годы с 1856 года. Перов В.Г. был награжден серебряной и золотыми медалями за выдающиеся его картины: "Приезд станового на следствие", "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", "Проповедь в селе". В 1866 г.  Перов получил степень академика, с 1871 г. Перов В.Г. - профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества.Скончался Перов Василий Григорьевич 29 мая 1882 года в маленькой московской больнице от тяжелой мучительной чахотки. Похоронен был на кладбище Даниловского монастыря, после прах его был перезахоронен на кладбище в Донском монастыре, на могиле художника установлен памятник.

Выдающийся художник-маринист Иван Константинович Айвазовский родился в июле 1817 года в городе  Феодосии в семье купца Геворга и Рипсиме Айвазовских. Предками Айвазовского были галицийские  армяне, переселившиеся из турецкой Армении в Галицию в XVIII веке. Художественные и музыкальные способности у Ивана (Оганеса) стали проявляться в раннем детстве.  Он сам научился играть на скрипке, а первые уроки по художественному мастерству ему дал  феодосийский архитектор Кох Яков Христианович, заметивший способности мальчика и всячески  ему помогал, даря карандаши, краски, бумагу. По рекомендации Коха Я.Х. и при помощи  феодосийского градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего  художника, зачислили Ивана в в симферопольскую гимназию. В 1833 году Айвазовский поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. В 1835 году ему была вручена  серебряная медаль за первые его картины «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и  «Этюд воздуха над морем», в 1837 году получил золотую медаль за картину "Штиль". В 1847 году Айвазовскому присуждено звание профессора Петербургской Академии художеств, он  также состоял в академиях художеств Рима, Парижа, Флоренции и некоторых др. городов  европейских стран. Великий художник Иван Константинович Айвазовский написал более 6 тысяч картин в общей сложности.Умер Айвазовский И.К. 2 мая 1900 года в Феодосии, где и был похоронен.

Художник Саврасов Алексей Кондратьевич родился в мае 1830 года в Москве в купеческой семье Саврасова Кондратия  Артемьевича. Отец ему прочил коммерческое будущее, но юноша вопреки желанию отца,  поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1854 году.  Саврасову было присвоено звание академика за картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и  «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», выставленные в Академии художеств в 1854 году.  Самые известные его работы: "Грачи прилетели", "Лосиный остров в Сокольниках", "В Кунцево"  и мн. др.

Художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 году в Литве в обедневшей образованной еврейской семье. Отец его Илья Левитан, стремившись дать детям образование, переехал в Москву. В тринадцатилетнем возрасте Исаак поступил в Московское художественное училище. В 16 лет Левитан получил серебряную медаль за работы, выставленные на выставке в 1877 году и денежное пособие, которое пошло на оплату обучения в училище (после смерти родителей дети находились в тяжелом бедственном положении).  Учителями Левитана были Перов, Саврасов, Поленов, которые поддерживали талантливого юношу. В 1885 году в возрасте 24 лет Левитан окончил Московское училище живописи и ваяния, но звание художника не получил, так как был еврейского происхождения. Ему вручили диплом учителя чистописания. Широкую известность Левитану принесли работы, выполненные им за три года в Плесе (около 200 работ).В 1891 году Левитан становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Левитан начал преподавать в училище, в котором учился ранее сам.В июле 1900 года Левитан умер от сердечной болезни, был похоронен на старом еврейском кладбище, впоследствии его прах был перемещен на Новодевичье кладбище.

 Смотрите также: "Третьяковская галерея".

 

mskpartner.ru

Третьяковская галерея – кладовая шедевров

В середине 19 века русский меценат и предприниматель Павел Третьяков увлекся предметами живописи и стал коллекционировать картины. Спустя чуть больше десятилетия после приобретения первого экспоната коллекция разрослась до более чем полутора тысяч предметов искусства, большинство из которых принадлежали авторству русских творцов.

Третьяковская галерея фото

Третьяковская галерея фото

вид картин

вид картин

Немного истории

В 1867 году коллекция была впервые экспонирована для широкого просмотра как частная картинная галерея. В 1892 году братья Третьяковы передали свою бесценную коллекцию в дар городу, и экспозиция стала достоянием всего народа. Она размещалась в особняке, принадлежащем Третьяковым, однако из-за большого количества экспонатов уже не могла выполнять свою функцию. Для расширения территории музея здание неоднократно перестраивалось и обрастало новыми пристройками и залами.

древние иконы

древние иконы

Свой финальный вид здание приобрело в первых годах 20 века, когда у Третьяковской галереи появился знаменитый и узнаваемый фасад с тремя светлыми арками. Перед входом в галерею размещен памятник создателю легендарной коллекции Павлу Михайловичу Третьякову.Третьяковская галерея 5

Третьяковская галерея 6

фото древние иконы

фото древние иконы

Описание

В коллекции галереи находятся такие известнейшие полотна, как: «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Демон сидящий» Врубеля, «Не ждали» Репина, «Радуга» и «Лунная ночь на Капри» Айвазовского, портреты кисти Боровиковского и другие шедевры русских художественных гениев. В целом на сегодняшний день в коллекции галереи около 60 тысяч экспонатов, большинство из которых представляет собой образцы русской живописи разных веков. Так же приехав в Москву, обязательно пройдите через, Воскресенские ворота Кремля.

картина три богатыря васнецова

картина три богатыря васнецова

Если вы будите в Москве обязательно посетите галерею и окунитесь в удивительный мир художественной живописи. Всматриваясь в картины величайших художников мира, можно понять тонкую линию их фантазий и замыслов. Здесь можно духовно обогатиться и увидеть мир в новых красках. Так же у нас на сайте можно посмотреть отличную фото подборку Государственный исторический музей.красивая статуя фото

красивая статуя фото

картины шедевров

картины шедевров

фасад галереи ночью

фасад галереи ночью

фото фасад галереи ночью

фото фасад галереи ночью

russiakrasava.ru

Мой ТОП не самых известных картин Третьяковской галереи

Я был во многих известных музеях мира, и тем не менее, душа моя осталась в двух: Государственной Третьяковской Галерее в Москве и в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Так уж сложилось, что сюжеты русских живописцев гораздо глубже проникают в моё сердце, чем те, которые рисовали европейские классики. В этом очерке я бы хотел поделиться своими впечатлениями от посещения Третьяковки. И показать свои любимые картины.

Замечу так же, что большинство посетителей галереи в первую очередь смотрят известные картины известных авторов. И хотя в здесь нет уж совсем неизвестных авторов, некоторые мастера больше "раскручены". И названия их картин у всех на слуху. Основной интерес широкой общественности представляют работы Репина, Сурикова, Васнецова и прочих "мастодонтов" русской живописи. А в то же время в галерее есть авторы ни в чём не уступающие мэтрам.

Посетителей много, но такой давки, как Лувре или Эрмитаже, нет.

Вот это я называю "известная картина". И.И. Левитан. "Над вечным покоем". 1894

Ещё один "хит". В.Г. Перов. "Тройка". 1866.

Не могу не упомянуть моего любимого баталиста В.В. Верещагина – «После неудачи (Побеждённые)». 1879.

Однако даже у известных живописцев есть картины менее известные, которые не менее драматичны и прекрасны. К тому же есть много авторов, которых я (к своему стыду) не знал до посещения Третьяковской галереи. Представляю вам свой ТОП-10 картин, которые я открыл для себя после визита в этот уникальный музей.

Всё тот же Перов. "Проводы покойника". 1865.

По мне так самая драматичная картина этого художника. Можно только гадать насколько тяжёлой утратой оказалась для семьи смерть кормильца. И факт, что в последний путь едут провожать узким кругом, почти не даёт надежду, что всё образуется. Помощи ждать неоткуда. Нет ни друзей, ни близких, лишь женщина оставшаяся без своего мужчины и пара осиротевших детей. Беспросветно. Безнадёжно. Холодно.

С.В. Иванов. "В дороге. Смерть переселенца". 1889.

А тут вроде и солнце, и день. А безнадёга ещё больше. Если у Перова даётся хоть какой-то надежда на то, что похороны закончатся, семья вернётся в деревню, в свой дом, наступит весна и всё ещё образуется, то здесь изображён окончательный крах. Это переселенцы. Нет никакого дома. Нет деревни. Возвращаться некуда. Нужда заставившая людей следовать сквозь раскалённую степь не даёт нам право думать о возможности вернуться. Все надежды обернулись прахом. Старая повозка, нищенский скарб (горшок да пара лаптей), да испуганная девочка, держащая на руках младенца (то ли брата, то ли сестру) – всё, что осталось у простёртой на земле женщины... Нет не наладится новая жизнь на новом месте, на которую они с мужем надеялись. Всё рухнуло...

М. Шибанов. "Празднество свадебного договора". 1777.

Вот честно не знал этого автора, а тем не менее какой замечательный художник. Обычный крепостной, кстати. Лишь за шесть лет до смерти стал "вольным живописцем". Картина примечательно тем, что очень древняя и написанная во времена, когда изображать крестьянский быт считалось моветоном. А потому является по сути первым документальным наглядным свидетельством о быте простого народа. На картине есть подпись: "Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. Празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провынцы вселв татарове в 1777 году. Михаилъ Шибанов".

В.Я. Якоби. "Привал арестантов". 1861.

Картина с сюжетом, что называется. Умерший арестант, надзиратель деловито устанавливающий факт смерти, вор, стаскивающий кольцо с руки умершего, и скорбные женщины (видимо жёны), добровольно согласившиеся сопровождать мужей на каторгу. Можно предположить, что среди арестантов есть политические заключённые, т.к. умерший имеет вид интеллигента, да и жёны убийц и воров редко сопровождали осуждённых в места отдалённые. А эти вот пошли. Жертвенные преданные души, может быть поэтому среди беспросветной серости именно на них падают лучи света?

Ю. Ю. Клевер. "Заброшенная мельница". 1890

Отличная атмосферная картина замечательного художника, рисующего очень необычные картины: мрачные, тёмные, таинственные. Запустение и одиночество. Ничто живого не осталось в этом некогда весёлом и светлом месте. И даже птицы улетают прочь, усиливая атмосферу надвигающегося забытья.

А.И. Корзухин. "Перед исповедью". 1877.

Эта картина в меньшей степени меня поразила сюжетом, а большей степени невероятным уровнем реализма, за котором стоит мастерство на грани невозможного. И тем сильнее моя неловкость от того, что и этого художника я до похода в Третьяковку не знал. Так что, ходить по холоду в музеи (оказывается!) не только тепло, но и познавательно.

В.М. Максимов "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". 1875.

Этого художника я тоже, каюсь не знал. А у него много изумительных и тонких работ. Но первой обратила на себя моё внимание именно эта. Какой необычный и интригующий сюжет, согласны?

В.Е. Маковский. "Вечеринка". 1897.

Занимательная картинка замечательного художника. Вечеринка – на самом деле нелегальное собрание революционеров, на котором бойкая курсистка увлекает сочувствующую интеллигенцию своими пламенными идеями о новой жизни... Ах, если бы знал художник, куда это всё приведёт страну...

И.С. Остроухов. "Золотая осень". 1886.

В отличие от своего близкого друга Серова, Остроухов не приобрёл такой широкой славы, но я не смог пройти мимо этой скромной небольшой картины, которая так точно отражает то осеннее настроение, которое я периодически пытаюсь передать своими фотоработами.

А.Е. Архипов. "В гостях". 1915.

Особняком от остальных передвижников с их драматизмом, высокой "психологичностью" сюжета и реалистичностью исполнения, стоит творчество Абрама Ефимовича. Она значительно более яркое и радостное, несмотря на то, что изображает крестьянский быт. Обычный реализм в манере писать замещён импрессионизмом, что, безусловно, только способствует выделению этого художника их ряда его коллег.

Вот такая небольшая экскурсия получилась. Надеюсь, вам понравилось. А какой музей у вас самый любимый? Вообще, любите ходить в музеи?

Другие очерки о России

oskanov.livejournal.com

Самые известные шедевры Третьяковской галереи - Библиотека туриста

Коллекция галереи насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон… Но как часто мы, глядя на то или иное произведение искусства, можем вспомнить его точное название, его автора, иногда даже год его создания — а вот место хранения и демонстрации полотна или скульптуры начисто вылетает из головы. Где же мы видели этот шедевр — Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, Исторический, Кусково?..

Поэтому сегодня мы перечислим вам лишь некоторые, известные практически всем произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее, чтобы в следующий раз при их виде вы смело могли воскликнуть: «Я знаю, где это можно увидеть!».

А поскольку всю коллекцию галереи можно разделить на пять категорий: иконопись, живопись, графика, скульптура и инсталляции, то и шедевров мы назовем именно пять, по одному в каждой. Хотя, повторимся, даже перечислить всех именитых мастеров, оставивших свой «след» в этом музее, очень сложно.

История галереи

Но, для начала, мы все-таки расскажем вам историю создания национального музея русского изобразительного искусства.

Московский художественный музей Государственная Третьяковская галерея был основан в середине XIX века. Купец Павел Третьяков долгие годы собирал коллекцию живописи русских и иностранных мастеров, выставлял ее на обозрение публике, а в 1892 году передал экспозицию в дар городу. Дом в Лаврушинском переулке Москвы, купленный специально для хранения коллекции, несколько раз достраивался, ремонтировался и расширялся. Позже музею было предоставлено еще несколько зданий, так как количество экспонатов все возрастало.

Сегодня в музее находится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Помимо выставочных залов, в галерею входят запасники, детская студия, информационный центр, конференц-зал и депозитарий с реставрационными мастерскими.

Шедевры галереи

Иконопись

Галерее сегодня принадлежит богатейшее собрание древнерусской живописи XI—XVII веков. Здесь можно увидеть иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова, Дионисия, а также великолепные произведения, созданные неизвестными иконописцами.

Представляем вашему вниманию знаменитую «Троицу» Андрея Рублева — одну из самых прославленных русских икон.

Живопись

Здесь, пожалуй, выбор был самым сложным: в галерее хранятся несколько тысяч живописных полотен разных лет, многие из которых принадлежат не просто мастерам кисти, а поистине великим художникам. Только прочитайте: Суриков, Репин, Васнецов, Шишкин, Рерих, Левитан, Кустодиев, Крамской, Рокотов, Врубель, Поленов, Антропов, Гроот, Левицкий…  А ведь здесь представлены еще десятки и десятки замечательных авторов! Портреты, пейзажи, батальные и жанровые сцены; работы передвижников, членов знаменитых «Голубой розы» и «Бубнового валета»… В общем, это нужно видеть своими глазами!

Поэтому, пользуясь служебным положением, автор продемонстрирует вам одно из самых своих любимых полотен, а вы уж вольны выбирать то, которое ближе вам. Итак, Михаил Врубель «Сидящий демон».

Из других живописных произведений, которые у всех на слуху, в Третьяковке можно увидеть:

  • В. Васнецов «Богатыри», «Аленушка»,
  • И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»,
  • В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»,
  • И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
  • Н. Рерих «Заморские гости»,
  • В. Верещагин «Апофеоз войны»…

Графика  

Коллекция графики Третьяковки не столь обширна, как живописная, однако представлена не менее громкими именами: Бакст, Бенуа, Брюллов, Врубель, Шагал, Малевич, Кустодиев, Поленова, Крамской, Борисов-Мусатов…

Любуйтесь — Федор Толстой «Ягоды красной и белой смородины».

Скульптура

Собрание скульптуры галереи также заслуживает самого пристального внимания. Здесь можно увидеть как привычную мраморную и бронзовую скульптуру разных лет и жанров, так и авторскую деревянную, а также керамическую пластику. Здесь представлены произведения Веры Мухиной, Марка Антокольского, Сергея Коненкова, Евгения Вучетича, Казимира Малевича…

Представляем вам — Валентин Серов «Похищение Европы».

Инсталляции

Помимо всех вышеперечисленных шедевров, в Третьяковке хранится ряд интереснейших произведений декоративно-прикладного искусства, а также созданы необычные инсталляции. Песок, металл, стекло, гипс, светодиоды, кожа, картон, пластилин — что только не использовали авторы при их создании.

Одни из работ заставляют задуматься, другие — улыбнуться, третьи, возможно, — недоуменно пожать плечами. Тем не менее, все эти произведения сочли быть достойными выставляться в знаменитейшей галерее России, так что посмотрите на них еще раз — а может вы что-то упустили при первом взгляде?

Знакомьтесь — Литичевский Георгий «Лошадь Пржевальского».

Что ж, если мы убедили вас, что приехать в Государственную Третьяковскую галерею стоит обязательно, то напоследок — информация для посетителей.

Местонахождение: Россия, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10.

Как добраться: метро «Третьяковская» или «Полянка».

Время работы: ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00 (чт и пт — до 21:00).

Вход: около 12 $ иностранцам, около 8 $ жителям СНГ (действует система скидок).

www.restbee.ru

Тайны Третьяковской галереи

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной-Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. / «Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин.

В искусстве живописи рентгеновские лучи позволяют узнать о старинных картинах много интересных фактов. Приоткрывая тайную завесу, они помогают забытым героям обрести их истинные имена, разоблачают подделки, а так же выявляют неведомые картины под известными шедеврами. Так, к примеру, рентген-анализ полотна «Монахиня» Ильи Репина неожиданно показал, что при его создании позировавшая девушка была одета в бальное платье, а вместо четок в ее руках был веер, что и было выявлено под верхним слоем краски благодаря рентгенографии. Как же светская женщина оказалась в черном монашеском наряде? Эта увлекательная история и несколько других не менее интересных,- далее в обзоре.

В прошлом году в Третьяковской галерее состоялась выставка под названием "Тайны старых картин". Экспонаты запасников, хранящие легенды и загадки, вызвали немалый интерес публики, а сама выставка имела грандиозный успех.

Предистория первого варианта картины И.Е.Репина «Монахиня»(1878).

«Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин.

Портрет датируется 1878 годом, внимательно присмотревшись к которому, можно увидеть несоответствие наряда и выражения лица девушки. Ее смиренной монахиней вряд ли можно назвать.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е.Репин.

Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей - Софьей, но в 1872 году Илья женился на младшей - юной Вере.

«Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной». (1876). Государственный Русский музей. Петербург Автор: И.Е.Репин.

Софья же, по иронии судьбы, стала женой его родного брата — Василия, студента петербургской консерватории. Илья не раз писал портреты Софьи Алексеевны, один из которых хранится в Киевском национальном музее русского искусства.

Из мемуаров племянницы художника достоверно известно, что был еще один портрет свояченицы, позировавшей живописцу в бальном платье, и что во время одного из сеансов Софья и Илья крепко рассорились. И художник, будучи эмоционально неуравновешенным и легко воспламеняющимся, одним махом превратил нарядную героиню своего полотна в монашенку. Под черное одеяние он спрятал пышную прическу, бальное кружевное платье и веер. Это был всплеск эмоций, захлестнувший художника.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной». / «Монахиня». (1878). Автор: И.Е.Репин.

В подтверждение правдивости слов мемуаристки сделанная рентгенограмма картины показала это на нижнем слое, который был не счищен автором. И что интересно: истинные отношения Софьи Шевцовой и Ильи Репина остались тайной. Так же как и реакция Софьи на поступок художника. Покрыто тайной времени осталось и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен Павел Третьяков, который приобрел его для своей коллекции.

И.Е.Репин. «Монахиня» 1878 г. и ее рентгенограмма.

«Монахиня» 1878 года, по всей вероятности, маленькая месть художника. За что? Этого мы уже никогда не узнаем. Вот так человеческие отношения меняют судьбу картины.

Второй вариант полотна И.Е.Репина «Монахиня»(1887).

По истечении десятилетия, в 1887 году, живописец, с уважением относящийся к библейским сюжетам и к религии в целом, как бы в свое оправдание, напишет уже настоящий портрет служительницы церкви. И назовет его также, как и предыдущий — «Монахиня». Только в отличие от первой картины, пред нами художник представит истинный облик послушницы. Практически то же фоновое пространство, тот же ракурс, только героиня настоящая.

Монахиня», 1887. Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е. Репин.

Предположительно на картине изображена двоюродная сестра Репина — Эмилия, монахиня женского монастыря, духовное имя которой было Евпраксия.

Тайна «Портрета неизвестного в треуголке» художника Ф.С.Рокотова

Еще одна тайна стала явной благодаря рентген-анализу полотна «Портрет неизвестного в треуголке».

«Портрета неизвестного в треуголке.» (Начало 1770-х). Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло 58 х 47. Автор: Федор Степанович Рокотов.

Около двух веков считалось, что это портрет графа А.Г. Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и ее фаворита графа Орлова. Но рентген-снимок показал, что под верхним художественным слоем находится первоначальное изображение молодой женщины, лицо которой Рокотов оставил без изменений в поздней живописи.

Достоверно известно, что этот портрет принадлежал семье Струйских и на нем была изображена первая супруга Николая Еремеевича - Олимпиада, скончавшаяся при тяжелых родах. По всей вероятности, перед вторым бракосочетанием, дабы не вызывать ревности новобрачной, Струйский попросил Рокотова замаскировать портрет умершей жены под мужской образ.

В.В. Пукирев «Неравный брак» со своими тайнами и легендами

«Неравный брак». Государственная Третьяковская галерея. Автор: В.В. Пукирев.

У полотна «Неравный брак» есть свои легенды и тайны. Его идейный замысел связан с реальной историей друга В.Пукирева – Сергея Варенцова, который был влюблен Софью Николаевну Рыбникову и собирался взять ее в жены. Но родители, вопреки воле дочери, выдали ее за близкого родственника Сергея – богатого купца Андрея Александровича Карзинкина. А несостоявшийся жених стал шафером на этой свадьбе.

Картина «Неравный брак». / Эскиз «Неравный брак». Автор: В.В. Пукирев.

На эскизе, предшествующем написанию картины, в образе стоящего за невестой молодого мужчины со скрещенными на груди руками Пукирев изначально изобразил Сергея Варенцова. А тот узнав об этом, обиделся на художника, хотевшего сделать его историю несчастной любви достоянием публики. И живописцу ничего не оставалось как на холсте в качестве шафера написать себя самого.

«Неравный брак». Фрагмент. Автор: В.В.Пукирев.

По всей видимости на этот шаг его подвигла собственная драма несчастной любви. Так как прообразом юной невесты он взял сестру друга - Прасковью Варенцову, которую выдали замуж за старика. Сам же Пукирев был страстно влюблен в нее и, чтобы как-то отвлечься от мучительных страданий он выехал за границу. Обе эти истории произошли в 1861 году, а через год был создан «Неравный брак», за который в 1863 году Академия художеств присвоила В.В.Пукиреву звание профессора «по живописи народных сцен». Это было впервые, чтобы присваивали такое звание за картину не исторического, а бытового характера.

И как не удивительно, эта история имела неожиданное продолжение. Совсем недавно в собрании произведений Третьяковки был обнаружен карандашный эскиз, сделанный малоизвестным художником Владимиром Суховым в 1907 году и подписанный автором: «Прасковья Матвеевна Варенцова». Той самой Прасковьи, которая 44 года назад стала героиней полотна влюбленного художника.

П.М.Варенцова. Государственная Третьяковская галерея. Художник В.Д.Сухов, 1907 год

Брак по расчету не принес девушке ни счастья, ни денег: свои дни Прасковья Матвеевна закончила в Мазуринской богадельне.

И.И Бродский. Какую тайну скрывала картина "Аллея парка" (1930).

«Аллея парка».(1930). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Исаак Израилевич Бродский.

Судьба этой картины также очень интересна. Было достоверно известно, что незадолго до написания "Аллеи" художник создал полотно "Римский парк", которое долгие годы считалось пропавшим. Исследователи Третьяковки пригляделись к "Аллее", сделали рентген и выяснили, что эта картина и есть пропавший "Римский парк". Бродский закрасил статуи, перерисовал публику и вот - новая картина, без налета буржуазности. Но красота картины от этого не изменилась: уникальная манера художника изображать тени в пространстве удивительна в своем исполнении.

«Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме» кисти неизвестного художника.

«Портрет

В запасниках Третьяковки был найден «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме», где она изображена еще в возрасте цесаревны. Это полотно кисти неизвестного художника примечательно он тем, что нарисовано на совершенно несвойственном для русской живописи того времени - тонком холсте, сквозь которое масло и лак просочились и образовали на обороте зеркальный портрет.

Авангардист и реалист Иван Клюн (Клюнков)

Картина в стиле авангарда. / Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Иван Васильевиа Клюн (Клюнков).

А эта двусторонняя картина принадлежит кисти Ивана Васильевича Клюна (Клюнкова) - известного русского художника-авангардиста.На лицевой части холста изображена картина авангардного направления, а на обороте автопортрет самого мастера, что служит прямым доказательством, что художник мог работать и в направлении реализма.

Н.М. Козаков «Девушка с бубном». (1853).

«Девушка с бубном». (1853).Государственная Третьяковская галерея. Автор: Н.М. Козаков.

Примечательно на этой картине то, что автор оставил свою подпись на рукаве девушки, которая издали кажется вычурным узором.

polonsil.ru

Картины Третьяковской галереи. Известные художники.

Третьяковская галерея

Знаменитую галерею русского искусства в Москве создал купец Павел Михайлович Третьяков, с 1856 года коллекционировавший произведения отечественных художников. Вместе с братом Сергеем, собирателем западноевропейской живописи, занимался он и благотворительностью, поддерживая начинающих русских художников и скульпторов.В 1874 году коллекция была уже столь велика, что для неё рядом с домом Павла Третьякова в Замоскворечье выстроили двухэтажное здание по проекту Александра Каминского, а в 1881—м галерею мог посетить любой человек, независимо от рода и чина.В 1892 году, после смерти брата, Павел Третьяков передал свою коллекцию, в которую также входила западная живопись собранная Сергеем Михайловичем — Москве. 15 августа 1893 года состоялось открытие Московской городской галереи имени братьев Третьяковых. До сих пор Третьяковская галерея считается самым большим собранием художественных произведений и советской живописи российских мастеров.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

«Купание красного коня»

В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«. Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса.В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Но потом началась Первая мировая война, картина задержалась за рубежом, и лишь после Великой Отечественной войны пошли разговоры о возвращении её на родину.В 1950 году полотно Петрова—Водкина с десятком других его работ возвратилось на родину – к вдове Кузьмы Петрова—Водкина. Потом оно перешло в руки известной собирательницы Казимиры Басевич, позже в 1961 году она передала это полотно вместе с несколькими картинами других русских художников в  Третьяковскую галерею.

"Купание красного коня"

«Купание красного коня»

Портреты—картины Бориса Кустодиева

19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. Большинство из них придерживались в своих работах классических принципов и изображали свои модели в торжественных позах на фоне драпировок.В начале 20 века появился молодой художник Борис Кустодиев, создавший совершенно новую манеру – портрет—картину. В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером».Но Кустодиев был не только портретистом. Он создал целую серию полотен на темы праздничного крестьянского быта, мещанской и купеческой жизни. Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны.Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. Также в советской живописи в 20, 30, 40, 50, 70-е года был известен стиль соц-арт этот стиль был мощным инструментом пропаганды.

Кустодиев Борис (автопортрет)

Кустодиев Борис (автопортрет)

Похожее

yznaj-ka.ru