Тропинин Василий Андреевич (1776-1857). Картины тропинина


Картины Тропинина

Смотрите краткую галерею работ Василия Тропинина - в конце статьи.

Василий Андреевич Тропинин ( 1780 - 1857) - живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской области крепостным человеком графа А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю.

Список картин Тропинина (указаны также размера и места хранения):

Василий Андреевич Тропинин. Автопортрет. 1830-е гг. Масло, холст 46 х 37. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Продавец дров. Середина 1820-х гг. Масло, холст (Государственный Исторический музей)

Василий Андреевич Тропинин. Покупка яблок у разносчика. Этюд. 1830-е гг. Масло, холст 29,5 х 23,5. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Дупель и снегирь. Этюд. 1820-е гг. (?) Масло, холст 20 х 29. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Дионис с козлом. 1802—1804. Графитный и итальянский карандаши, мел., бумага 59,5 х 44. (Государственный Исторический музей)

Василий Андреевич Тропинин. Мальчик с мертвым щегленком. 1829. Масло, холст 60 х 47, Ивановский областной художественный музей

Василий Андреевич Тропинин. Украинская девушка с Подолья. 1800-е гг. Масло, холст 51 х 37. Киевский государственный музей украинского искусства

Василий Андреевич Тропинин. Молодой украинский крестьянин. 1820-е гг. Масло, холст 21,4 х 18. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Украинка в намитке. 1820. Масло, дерево 23 х 19. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Свадьба в селе Кукавке. 1818—1821. Масло, холст 32 х 42,5. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Жатва. Этюд. Ок. 1820 г. Масло, бумага 15 х 8,4. (Центральный государственный архив литературы и искусства)

Василий Андреевич Тропинин. У мирового судьи. Ок. 1818 г. Акварель, белила, бумага 22,2 х 35,5. (Государственный Исторический музей)

Василий Андреевич Тропинин. Украинская деревня. Гроза. 1810-е гг. Гуашь, акварель, бумага 21,2 х 29. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Старик крестьянин. 1825. Масло, дерево 58,5 х 45. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Нищий старик. 1823. Масло, холст 67,5 х 53. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. За прошивками. 1830. Масло, холст. Частное собрание. Москва

Василий Андреевич Тропинин. Гитарист В. И. Морков. Начало 1820-х гг. Масло, холст 72 х 59. Частное собрание. Москва

Василий Андреевич Тропинин. Слуга со штофом, считающий деньги. 1840-е гг. Масло, холст 37 х 28. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Ф. С. Мосолова со служащими конного завода. 1830-е гг. Масло, холст 64,5 х 47,7. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Мальчик в серой курточке. 1809. Масло, холст 40,5 х 31. Житомирский областной краеведческий музей

Василий Андреевич Тропинин. Девочка с куклой. 1841 (?). Масло, холст 57 х 48. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Мальчик с пушкой. Портрет кн. М. А. Оболенского (?). Ок. 1812 г. Масло, жесть. 14 х 12. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет А. И. Тропининой, жены художника. Ок. 1809 г. Масло, холст 51,5 х 40,4. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Домашний концерт. Начало 1810-х гг. Итальянский карандаш, бумага 23,8 х 31,5. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Семейный портрет графов Морковых. 1813. Масло, холст 226 х 291. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Натюрморт со свечой и щипцами... 1830-е гг. Бумага, цветные итальянские карандаши, растушка. 16 х 20,5. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет К. Г. Равича. 1823. Масло, холст 66 х 52. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Портрет А. Ф. Мазуриной. 1839. Масло, холст 76 х 91. Томский областной краеведческий музей

Василий Андреевич Тропинин. Портрет П. Н. Зубова. Ок. 1839 г. Масло, холст 129 х 101,5. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Ю. Ф. Самарина в охотничьем костюме. 1846. Масло, холст 101 х 81,2. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме. Этюд. Ок. 1838 г. Масло, холст 40 х 34. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет К. П. Брюллова. 1836. Масло, холст 48 х 39. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

1. Голова девушки-украинки. Фрагмент. 1810—1820-е гг. Масло, холст 20,4 х 15,5. Музей Тропинина

2. Девочка с яблоком. 1800-е гг. Масло, дерево 34,7 х 27,5. Частное собрание. Москва

3. Мальчик с топориком. 1800-е гг. Масло, холст 46 х 36. Свердловская картинная галерея

4. Мальчик с жалейкой. 1820-е гг. (?) Масло, холст 60,2 х 45,8. (Государственная Третьяковская галерея)

5. Пряха. 1820-е гг. Масло, холст 60,3 х 45,7. (Государственная Третьяковская галерея)

6. Девочка с попугаем. 1810-е гг. Масло, холст 46 х 35,5. Музей игрушек в Загорске

7. Мальчик, выпускающий из клетки щегленка. 1825. Масло, холст 59 х 47. Ивановский областной художественный музей

8. Девочка с собакой. Копия картины Ж.-Б. Греза. 1820—1830-е гг. Масло, холст 73 х 55. Музей Тропинина

9. Девочка с канарейкой. 1810-е гг. Масло, холст 46 х 35,5. Музей игрушек в Загорске

10. Портрет сына (?) художника за мольбертом. 1820-е гг. Масло, холст 66,5 х 57,5. (Государственный Русский музей)

11. Голова мальчика. Портрет А. В. Тропинина. Ок. 1818 г. Масло, холст 40,4 х 32. (Государственная Третьяковская галерея)

12. Портрет пожилой женщины в чепце. 1820-е гг. (?) Масло, холст. Частное собрание. Ленинград

13. Портрет А. И. Тропининой (?). 1820-е гг. Масло, холст 41 х 33. (Государственный Русский музей)

14. Портрет Н. М. Карамзина. 1818. Масло, холст 62,6 х 48,3. (Государственная Третьяковская галерея)

15. В. А. Тропинин (?) Портрет Е. И. Нарышкиной. Не позднее 1816 г. Масло, дерево 62,7 х 44,3. Музей Тропинина

17. Портрет П. И. Багратиона. 1816. Масло, холст 93,5 х 72,5. (Государственный Исторический музей)

19. Портрет К. А. Леберехта. 1824. Масло, холст 136 х 109. Музей АХ СССР

20. Портрет Н. И. Уткина с карандашом. 1841. Масло, холст 76 х 65. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

21. Портрет Н. А. Майкова. 1821. Масло, холст 76,5 х 63,5. (Государственный Русский музей)

22. Крестьянин, обстругивающий костыль. 1834. Масло, холст 71 х 57,4. (Государственная Третьяковская галерея)

23. Портрет С. К. (С.?). Суханова. 1823. Масло, холст 75,5 х 58,5. Музей Тропинина

24. Портрет Д. П. Татищева. 1838. Масло, холст 72,5 х 57. Музей АХ СССР

25. Портрет Л. Я. Неклюдова. 1825. Масло, холст 73 х 58. (Государственный Русский музей)

26. Портрет Е. О. Скотникова. 1821. Масло, дерево 58,5 х 42,5. (Государственная Третьяковская галерея)

27. Портрет Н. И. Уткина. 1824. Масло, холст 122 х 98,5. (Государственный Русский музей)

28. Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820-е гг. Масло, дерево 24 х 18,8. Музей Тропинина

29. Портрет пожилого украинского крестьянина. Повторение портрета 1820 г. Масло, холст 31 х 25. (Государственный Русский музей)

30. Украинец с палкой. 1820-е гг. Масло, холст 65,5 х 49,6. Киевский государственный музей украинского искусства

31. Девушка-украинка в пейзаже. 1820-е гг. Масло, холст 41,5 х 33. Музей Тропинина

32. В. А. Тронинин (?). Портрет неизвестного. Масло, холст 65 х 50. Тульский областной художественный музей

34. Портрет Булакова. 1823. Масло, холст 66 х 55. (Государственная Третьяковская галерея)

36. Портрет И. Л. Лазарева. 1822. Масло, холст 89,3 х 75,5. (Государственный Исторический музей)

37. Портрет танцовщицы Т. С. Карпаковой. 1818. Масло, холст 143 х 98. Музей изобразительных искусств Татарской АССР

38. Портрет В. С. Энева. 1820-е гг. Масло, холст 53 х 42. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

41. Портрет А. С. Пушкина. 1827. Масло, холст 68,5 х 56. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

42. Портрет А. П. Сапожникова. 1826. Масло, холст 86 х 66. (Государственный Эрмитаж)

43. Портрет П. И. Сапожниковой. 1826. Масло, холст 86,5 х 66,5. (Государственный Эрмитаж)

44. Золотошвейка. 1826. Масло, холст 81,3 х 63,9. (Государственная Третьяковская галерея)

45. Гитарист. 1823. Масло, холст 82,5 х 64,3. (Государственная Третьяковская галерея)

46. Девушка со свечой. 1830-е гг. (?) Масло, холст 56 х 47. (Государственный Русский музей)

47. Кружевница. 1823. Масло, холст 74,7 х 59,3. (Государственная Третьяковская галерея)

48. Портрет Киселевой. Ок. 1834 г. Масло, холст 88,4 х 71. Музей Тропинина

49. Портрет Д. В. Киселева. 1834. Масло, холст 88,4 х 71. Музей Тропинина

51. Портрет гусара Мосолова. 1830-е гг. Масло, холст 83 х 69. Ивановский областной художественный музей

52. Портрет шуйского купца И. И. Киселева. 1842. Масло, холст 102 х 81. Ивановский областной художественный музей

53. Портрет Е. И. Карзинкиной. После 1838 г. Масло, холст 102,5 х 80 (овал). Музей Тропинина

54. Голова девочки. Этюд к портрету В. И. Ершовой с дочерью. 1831. Масло, холст. Частное собрание. Ленинград

55. Портрет В. И. Ершовой с дочерью. 1831. Масло, холст 99,5 х 80,5. Государственный художественный музей БССР. Минск

56. Портрет В. М. Яковлева. Конец 1820-х — начало 1830-х гг. Масло, холст 83,3 х 65,9. (Государственная Третьяковская галерея)

57. Портрет молодого человека в зеленом халате. 1839. Масло, холст 68 х 55. (Государственный Русский музей)

58. Портрет Ю. Ф. Самарина. 1844. Масло, холст 101 х 81,4. (Государственный Исторический музей)

59. Портрет писательницы Л. Н. Кожиной. 1836. Масло, холст 97 х 73. Государственный художественный музей БССР. Минск

60. Портрет В. И. Бибикова. 1839. Масло, холст 73,5 х 60,5. Тульский областной художественный музей

61. Портрет Н. А. Зубовой. 1834. Масло, холст 88 х 68. (Государственная Третьяковская галерея)

62. Портрет И. И. Дмитриева. 1835. Масло, дерево 73,5 х 66. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

63. Портрет Е. В. Киреевской. 1839. Масло, холст 72 х 60. (Государственный Русский музей)

64. Портрет купца с двумя медалями на шее... 1838. Масло, холст 70 х 58,5. Частное собрание

65. Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840-е гг. Масло, холст 120 х 90. Государственный художественный музей БССР. Минск

66. Портрет Л. С. Бороздны. 1831. Масло, дерево 89,5 х 72,5. Киевский музей русского искусства

67. Портрет Е. П. Ростопчиной. Масло, холст 34 х 28,5. Тульский областной художественный музей

68. Старый солдат. 1843. Масло, холст 66 х 53. Ивановский областной художественный музей

69. Старуха с курицей (Портрет жены художника?). 1856. Масло, холст 68,5 х 56. (Государственный Русский музей)

70. Портрет П. М. Васильева, бухгалтера конторы московских театров. 1830-е гг. Масло, холст 95 х 75. (Государственный Русский музей)

71. Женщина в окне (Казначейша). 1841. Масло, холст 87,5 х 68. (Государственный Русский музей)

73. Портрет А. А. Сапожникова. 1852. Масло, холст 110 х 88. (Государственный Русский музей)

74. Портрет М. Ф. Протасьева. 1840-е гг. Масло, холст 125 х 98. (Государственный Русский музей)

75. Портрет Е. П. Протасьевой. 1840-е гг. Масло, дерево 124 х 97. (Государственный Русский музей)

79. Портрет Н. Н. Раевского (младшего). 1842. Масло, холст 74,6 х 61. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

80. Портрет неизвестного с усами. 1839. Холст, масло 75 х 63. Музей Тропинина

81. Портрет писательницы В. И. Лизогуб. 1847. Масло, холст 82,5 х 68. (Государственный Русский музей)

82. Портрет неизвестного с трубкой. 1840—1850-е гг. Масло, холст 62 х 47. Музей Тропинина

83. Портрет неизвестного в плаще. 1840-е гг. Масло, холст на картоне 33 х 27. Музей Тропинина

86. Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок. 1842. Масло, холст 125,3 х 103. (Государственная Третьяковская галерея)

 87. Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер. 1850. Масло, холст 224 х 154. Государственный художественный музей БССР. Минск

88. Девушка с горшком роз. 1850. Масло, холст 100 х 80,5. Музей Тропинина

91. Портрет В. А. Каратыгина. 1842. Масло, холст 129 х 98. Государственный театральный музей имени А. А. Бахрушина

92. Портрет Н. Г. Устрялова. 1850. Масло, холст 93 х 69 (овал). Ивановский художественный музей

93. Портрет Е. В. Мазуриной. 1844. Масло, холст 67,5 х 58,5 (овал). Музей Тропинина

94. Портрет Е. А. Селивановской. 1852. Масло, холст 105 х 84. (Государственный Исторический музей)

95. Портрет Н. А. Селивановского. 1843. Масло, холст 105 х 84. (Государственный Исторический музей)

98. Старуха, стригущая ногти (Портрет жены художника ?). 1850. Масло, холст 76,9 х 62,5. (Государственный Русский музей)

99. Портрет Н. С. Меншикова. 1852. Масло, холст 76,5 х 62. (Государственный Русский музей)

100. Портрет неизвестного (из семьи Мосоловых ?). 1856. Масло, холст 77,5 х 62. (Государственный Русский музей)

101. Портрет Е. П. Ростопчиной. 1853. Масло, дерево 78,5 х 63 (овал). (Государственный Русский музей)

102. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. Масло, холст 106 х 83,5. Музей Тропинина

www.ukoha.ru

Картины Тропинина. Tropinin

Кружевница

"Кружевница"

Василий Андреевич Тропинин ( 1780 - 1857) - живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской области крепостным человеком графа А. Моркова, впоследствии отпустившим его на волю. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Императорской Академии Художеств, образовался в ней под руководством Щукина и, окончив ее курс в 1804 году, поселился в Москве, где и трудился до конца своей жизни. В1823 году он за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утвержден в звании так называемого «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Через год, представив «Портрет медальера К. А. Леберехта», Тропинин стал полноправным академиком.

Близко схваченное сходство, выразительность, гармоничный, хотя и не особенно блестящий колорит и добросовестная законченность исполнения в портретах  Василия Тропинина отводят этому трудолюбивому и скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Московском публичном музее и в академии художеств), императора Николая I (1825, в Московском архиве министерства иностранных дел), Д.П. Татищева (в Академии Художеств), И.И. Дмитриева (в Академии Наук), H. Карамзина , А. Пушкина , H. Гоголя , К. Брюллова , Н. Уткина (все пять - в Третьяковской галерее, в Москве), А.Е. Лазарева, князя С.И. Гагарина и некоторые др.

Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль

Автопортрет на фоне окна. Тропинин

Портрет А.С. Пушкина

Портрет А.С. Пушкина

Женщина в окне (Казначейша)

Женщина в окне (Казначейша)

Золотошвейка

Золотошвейка

картина Тропинина

картина Тропинина

Девушка-украинка в пейзаже

Девушка-украинка в пейзаже

Портрет Е.И. Карзинкиной

Портрет Е.И. Карзинкиной

Портрет Е.П. Протасьевой

Портрет Е.П. Протасьевой

Портрет М.Ф. Протасьева

Портрет М.Ф. Протасьева

Старуха с курицей

Старуха с курицей

Портрет графини Н.А. Зубовой

Портрет графини Н.А. Зубовой

Этюд к портрету В.И. Ершовой с дочерью

Этюд к портрету В.И. Ершовой с дочерью

картина Тропинина

Гитарист

Гитарист

картина Тропинина

Старик, обстругивающий костыль

картина Тропинина

Портрет Н.М. Карамзина

Портрет Н.М. Карамзина

Портрет К.П. Брюллова

Портрет К.П. Брюллова

Портрет П.Н. Зубова

Портрет П.Н. Зубова

Портрет К.Г.Равича

Портрет К.Г.Равича

http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artis...-06/219-kartiny-tropinina.html

obiskusstve.com

Василий Тропинин – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge

Василий Андреевич Тропинин (19 [30] марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 [15] мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын — Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Василий Андреевич Тропинин (19 [30] марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 [15] мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын — Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Сохранить

artchallenge.ru

Тропинин Василий Андреевич Портреты картины

Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В сентябре 1823 года за представленные в Академию живописные работы: портрет Е.О. Скотникова, картины «Кружевница» и «Старик-нищий» он получил звание «назначенного» в академики. В картине «Кружевница» убедительно разрешены проблемы передачи иллюзии пространства, светотональной живописи. Миловидность модели, живописная красота полотна заставляла зрителя забывать, что в реальности труд девушки весьма нелегок. По правилам Академии, для получения звания академика художник должен исполнить большое поколенное изображение одного из членов Совета Академии. Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К.А. Леберехта и был удостоен звания академика портретной живописи. Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет. Статус свободного человека и художника Василия Андреевича Тропинина в обществе повысился: звание академика и чин 10-го класса по Табели о рангах давали возможность поступить на государственную службу.

Девушка со свечой Девушка со свечой, 1840-е Казначейша Казначейша (Женщина в окне), 1841 Портрет Протасьевой Портрет Протасьевой Е.П., 1840-е

Эти три портрета находятся на экспозиции в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

С 1824 года и до конца жизни (год смерти 1857) Василий Тропинин жил и работал в Москве. Неустанное портретное творчество сделало художника известнейшим и ведущим портретистом древней столицы. В 1820-х годах художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года. Как иконографический материал они были использованы английским художником Доу при создании Военной галереи Зимнего дворца. Среди частных заказных работ, в 1827 был написан портрет Александра Сергеевича Пушкина по просьбе друга великого поэта — Соболевского. Современники отмечали поразительное сходство изображенного на портрете поэта с живым Пушкиным.

Тропинин Господин Воейков с дочерью Портрет Воейкова ДмитрияПетровича с дочерью Варварой иангличанкой мисс Сорок, 1842, ГТГ Госпожа Мазурина Портрет Мазуриной Е.В., 1844,Музей Тропинина и московскиххудожников Портрет Сисалиной Портрет Сисалиной Е.А., 1846,Третьяковская галерея,Москва

Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравера Е.О. Скотникова, владельца багетной мастерской П.В. Карташева, скульптора И.П. Витали, любителя-гитариста П.М. Васильева, гравера Н.И. Уткина. В начале 1836 года, зимой, москвичи торжественно встретили К.П. Брюллова. Состоялось знакомство автора картины «Последний день Помпеи» и портретиста Тропинина. В своей скромной мастерской Василий Андреевич в знак дружбы и признания таланта написал портрет Карла Павловича Брюллова.

Девушка с яблоком Девушка с яблоком, 1840 Портрет Каратыгина Портрет Каратыгина В.А., 1842 Портрет Селивановской Портрет Селивановской Е.А., 1852

В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. В богатую Москву зачастили на заработки многие иногородние и зарубежные портретисты, которые предлагали свое услуги дешевле да и работали быстрее, чем пожилой художник. Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Он продолжал писать, пробовать различные варианты портретных композиций, стараясь соперничать с мастерами салонного направления. Поэтому в модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).

Девушка с горшком роз Девушка с горшком роз, 1850,Музей Тропинина и московскиххудожников, Москва Тропинин Супруги Бер Портрет супругов Н.И. и Н.М. Бер,1850, Национальный музейРеспублики Беларусь, Минск Портрет Сапожникова Портрет Сапожникова А.А., 1852,Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

Благородные господа представлены в роскошных одеждах и свободных позах на фоне богатого антуража собственного дома. Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цветами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу — все эти элементы парадной обстановки призваны не столько показать состоятельность заказчиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты. Тропинин и на склоне лет желал оставаться верным своим принципам изображения счастливой жизни портретируемых. Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. Молодая служанка, прижимая к себе горшок с цветущей розой, забирает со стола поддон и игриво смотрит на зрителя. Милое, чуть смущенное лицо, открытый взгляд, гладко зачесанные волосы и статная фигура девушки, а также крупные розовые бутоны на фоне темного колорита комнаты передают непосредственность и живость юной особы и, безусловно, романтически приподнятое настроение всего полотна.

Портрет Сапожниковой Портрет Сапожниковой П.И. Портрет Бера Портрет Бера Н.И. Портрет Тучкова Портрет Тучкова А.А.

Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи. Художник писал их в основном для себя. Однако в том, с какой уважительностью запечатлены они на полотне, ощущается подлинный, непоказной демократизм и гуманизм замечательного мастера-живописца. Мальчики-слуги и мальчики с книгами, швеи и прачки, золотошвейки и кружевницы, гитаристы и девушки с цветами – в каждом из этих образов ощущается неповторимая личность. Не менее значительно, что все эти произведения отличает благородство цветовой гаммы, тонкое понимание оттенков цвета, цельность колористического решения. Даже в европейской живописи тех времен трудно найти мастера, кто бы долгие годы творческой жизни сохранял вкус и качество безукоризненного рукотворного мастерства.

Анна Ивановна Тропинина жена художника Портрет жены художникаАнны Ивановны Тропининой Тропинин Госпожа Мешкова Портрет Мешковой Е.В.,урожденной Билибиной Портрет Мазуриной Портрет Мазуриной А.Ф.,Северо-Осетинский художественныймузей, Владикавказ

В 1855 году, после смерти жены художник переехал в Замоскворечье. Он купил домик в Наливковском переулке. В нем выдающийся русский портретист и скончался 3 мая 1857 года. Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Живописец прожил долгую творческую жизнь и создал большое количество портретов современников, исходя из эстетических идеалов своей эпохи.

Девочка с собакой Девочка с собакой За прошивками За прошивками За работой За работой Портрет Васильчиковой Портрет Васильчиковой Е.И.,Красноярский художественныймузей имени В.И. Сурикова

В конце жизни в картинах Василия Тропинина проявились верность натуре и аналитический взгляд на мир, вследствие чего художник оказался у истоков направления в русском искусстве, получившего название критический реализм, которое впоследствии развили выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества — Василий Григорьевич Перов и Николай Васильевич Неврев. Таким образом, Тропинин оказал огромное влияние на творчество всех последующих поколений великих русских живописцев. Память о крупнейшем мастере русского портрета Василии Андреевиче Тропинине бережно сохраняется в настоящее время. На углу улиц Волхонка и Ленивка, на стене московского дома, где тридцать лет жил и работал Василий Андреевич Тропинин, установлена памятная доска. В Замоскворечье с 1969 года существует Музей Тропинина и московских художников его времени. Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Работы Василия Андреевича Тропинина хранятся в собраниях многих музеев и картинных галерей Российской Федерации.

smallbay.ru

Русский художник Тропинин Василий Андреевич. Биография. Картины

Тропинин Василий Андреевич

Крепостной, впоследствии получивший вольную. Один из известных русских портретистов своего времени. Обучался в Академии Художеств вольноприходящим учеником. Жил в имении графа Моркова в Украине, выполняя обязанности лакея и кондитера. Затем перебрался в Москву, где на заказ писал портреты известных людей. Академик. Просмотреть картины Тропинина

Биография и творческая деятельность

Русский художник Василий Андреевич Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был крепостным, принадлежал графу А.С. Миниху, работал у него в имении управляющим. За долгую и верную службу он получил вольную, однако дети остались в крепостной зависимости. Позже, в качестве приданого графской дочери Натальи, Василий перешел во владение графа И.И. Моркова.

Способности к рисованию у Тропинина проявились еще в детстве, но Морков не обратил на это внимание и отдал мальчика учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

В Петербурге Василий втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. Окончив обучение в рисовальных классах, Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи возглавляемую С.С. Щукиным. Василий в период ученичества жил в доме учителя, выполнял подготовительную работу для рисования: растирал краски, натягивал и грунтовал холсты, поэтому и наблюдалось некоторое сходство палитр художников.

За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

Василий Андреевич показывал блестящие успехи в учебе и вскоре получил серебряную и золотую медали. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Чтобы не потерять слугу, Морков отозвал Тропинина из Академии и отправил на Украину в Подолье — новое имение Морковых. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Также Тропинин выполнял копии с картин известных западноевропейских и русских художников, расписывал местную церковь, писал для нее иконы. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян, изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи».

В 1807 году под руководством Василия Андреевича Тропинина было закончено строительство Кукавской церкви. В ней художник был обвенчан с Анной Ивановной Катиной.

Первые пять лет после Отечественной войны 1812 года оказались очень плодотворными для художника: ему позировал издатель П.П. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей; поэт И.И. Дмитриев, герои Отечественной войны — генералы А.П. Урусов, И.И. Алексеев, П.И. Багратион, Ф.И. Талызин.

Примечательна картина Тропинина «Голова мальчика» («Портрет Арсения Васильевича Тропинина»). Это один из самых удивительных по одухотворенности детских образов русской портретной живописи XIX века. В этой картине поражает ощущение эмоциональной раскованности и чистоты.

В картине «Кружевница» Василию Андреевичу удалось найти редкую гармонию физической и нравственной красоты, социальной определенности типа девушки из народа и поэтичности образа. «Кружевница» характерна для русской живописи предпередвижнической поры: сентименталистские традиции XVIII века переплетаются здесь с приметами новой эпохи.

В 1821 году Тропинин перебирается в Москву. В 1823 году Василий Андреевич получает вольную, его однако жена и сын Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.

В 1823 году художник Советом Академии художеств был удостоен звания «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет гравера Е.О. Скотникова».

В 1824 году за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта» Тропинин получает звание академика портретной живописи. В Академии художеств ему предлагали должность профессора, однако Василий Андреевич отказался остаться в Петербурге: в Москве жила семья графа И. Моркова, в крепостной зависимости которого оставались жена и сын художника. Кроме того, в Москве, выполняя частные заказы, он мог обеспечить себе независимое финансовое и профессиональное положение.

В Москве в 1827 году Тропинин создает портрет А.С. Пушкина. Этот портрет известен тем, что с него было сделано несколько копий; сам же оригинал пропал и появился лишь много лет спустя — его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский. Когда Василия Андреевича попросили подтвердить подлинность портрета и подновить его, художник отказался, сказав, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой», и только почистил его.

В 1830-40-е годы Тропинин пишет огромное количество портретов. Среди его заказчиков были первые лица в городской иерархии: государственные чиновники, дворяне, купцы, актеры, писатели, художники. Наиболее известные произведения этого периода «Портрет С.С. Кушникова» (1828), «Портрет С.М. Голицына» (после 1828). Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М.С. Щепкина, П.С. Мочалова, актера петербургской «Александринки» В.А. Каратыгина.

В декабре 1835 года в Москву приезжает Карл Павлович Брюллов. Побывав в мастерской Тропинина, он был поражен «необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство» уже пожилого художника. И Тропинин был в восторге от Брюллова. Знакомство с ним наложило отпечаток на творчество художника: после общения с Брюлловым у Василия Андреевича появляются произведения большого размера со всеми приемами и аксессуарами большого парадного портрета.

Во второй половине 1830-х — 1840-е годы Тропинин создает несколько групповых портретов. Самые известные среди них «Портрет Ф.С. Мосолова со служащими конного завода» (конец 1830-х) и «Портрет Д.П. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок» (1842).

В поздний период творчества художник больше внимания уделяет передаче сложности и глубины образа, к постижению личности человека. Именно этой особенностью отличается «Портрет А.А. Тучкова», написанный в 1843 году. Одно из лучших произведений этого периода - «Портрет неизвестного с трубкой». В нем живописец точно передал возрастные особенности, незаурядный ум и мощный темперамент образа.

В 1850-е годы среди картин Тропинина все чаще появляются изображения старых женщин: «Старуха, стригущая ногти» (1850), «За починкой белья» (1852), «Старуха с курицей» (1856). Как считает большинство биографов, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Художник очень тяжело переживал ее смерть в 1855 году: из квартиры на Ленивке, где они прожили вместе больше тридцати лет, он переехал в Замоскворечье.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Умер художник 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины Тропинина  

art19.info

О лучших портретах Тропинина и его непростой судьбе.

Автопортрет.

     Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей.

      Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

Семья графа Моркова.

  В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств.Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали.

    В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы.

     Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

Сын Арсений.

     Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку.

Портрет жены художника.

    В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

     Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его.С переселением в Москву начинается новый период  творчества В. Тропинина.Он выбрал Москву ещё и потому,что жена и сын были по прежнему крепостными в семье Морковых,которая жила в это время в Москве.Только через 5 лет после сметри графа,по завещанию,они были освобождены.

      Тропинин много работал на заказ, создавая картины разной художественной ценности. Среди этих работ можно встретить официальные портреты, холодные, написанные художником с закрытой душой. Но лучшие полотна мастера выделяются особой задушевностью: в их числе портреты жены, сына и великолепный портрет А.С. Пушкина.

     Портрет, написанный в 1827 г., был заказан Тропинину самим Пушкиным для приятеля С.А. Соболевского, которому, по свидетельству современника, «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще».

     За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин - портретов, жанров. Их около 3 тысяч.Многие были утеряны,некоторые сгорели во время пожара1812 года.Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева...

    Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве. Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню. В них - свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

Кружевница .

Его „Кружевница" написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.      И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

    Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.

    Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».

   Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью.

       Чарующая прелесть сквозит в этих формах — ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Золошвейка.1826г.          Тропинин отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни - за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.

     В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы.

ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ ХУДОЖНИКА:

Константин Георгиевич Равич.1923

Карл Брюллов.1836г

Устим Кармелюк 1820г

Мальчик с топориком 1910г.

Старик с тростью.

Портрет Е.В.Киреевской. 1839г.

 

Старый ямщик,опирающийся на кнутовище.1820г

Старуха с курицей.1856г

Портрет композитора Алябьева.1840г

Портрет сына художника за мольбертом.1820г

Портрет Карамзина.

 Портрет писательницы Лидии Николаевны Кожиной.

 На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.

    Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека.

«Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной»1826 г.

       “Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни”, — говорил он.

  Тропинин.Автопортрет.   

Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

 Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

maxpark.com


Смотрите также