Угрюмов Григорий ИвановичКартины и биография. Картины угрюмов


Григорий Угрюмов: картины, биография

Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823)

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.  

 

Григорий Иванович Угрюмов — художник, неразрывно свя­занный с Академией художеств, ее верный сын и чест­ный слуга.

С 1770 года, в шестилетнем возрасте, Угрюмов попадает в Воспитательное училище при Академии в числе воспитанников третьего, со дня основания, приема. В начале 1780-х годов он — среди самых способных учеников Академии. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени — «коло­риста» и «пластика», чтобы усвоить и то, и другое качество. Осенью 1790 года Угрюмов возвращается в Петербург и уже в следующем году занимает вакантное место преподавателя в классе исторической живописи, а с 1795 года он руководит уже всеми живописными классами. В 1797 году он полу­чает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 — должность профессора. Ровное, уверен­ное продвижение по службе. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, — ректора Академии.

 

Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В их глазах он был «отцом исторической жи­вописи», едва ли не создателем этого жанра, и слава его затмила славу Лосенко. «Какое выражение силы в Печенеж­ском единоборце! Какое достоинство в Победителе Казани! Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила! Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев», — писал о нем почетный любитель Академии М. Н. Му­равьев. Фигура Угрюмова, действительно, отвечала общест­венной потребности в художнике, который воплотил бы идеалы гражданственности в духе эпохи Просвещения, — и на материале русской истории. Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем. Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, — стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разу­меется, в рамках академической системы XVIII века. В кар­тине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцаря­ми» (1793) сами неточности и даже странности в изобра­жении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной п целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вно­сит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по- видимому, и не следует искать: появление этих персона­жей — результат несколько наивной попытки сделать изо­бражение более «жизненным».

Угрюмов был выдающимся педагогом. Многие русские художники занимались преподаванием, в том числе и в Ака­демии, но Угрюмов — из числа тех, в отношении которых этот факт не может быть не принят во внимание. В этом снова сказывается принадлежность Угрюмова академическим стенам, в которых передача традиций, культивация давно установленных норм, охранение неких законов искусства бы­ли сутью как процесса обучения, так и собственно твор­чества. Были в истории Академии преподаватели, роль ко­торых сводилась к консервации старого и искусственному его поддержанию. Угрюмов же, напротив, стал действитель­но живым звеном передачи традиции. В этом своеобразие его исторической роли, и в этом ее значение.

Угрюмов — это «учитель учителей» тех, кто станут круп­нейшими педагогами начала XIX века, — Егорова, Шебуева, Андрея Иванова. Но через их голову он связывает традицию Лосенко (которую он подхватывает в большей мере, чем прямые ученики замечательного живописца) с искусст­вом начинающего романтизма. Угрюмов был учителем Кипренского, которому, конечно, больше, чем Егорову, при­годились лосенковские уроки драматического света, цвета, выразительного живописного рассказа, не отягощенного сухостью подробностей.

Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796—1797), или «В присутствии великого князя Вла­димира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Ян Усмарь, разрывая кожу азъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом. Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркну­того еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко. Компози­ция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.

В «Призвании Михаила Федоровича Романова на царство» (не позднее 1800 г.) уроки Лосенко очевидны в инстру­ментовке жестов. Центральная группа, очевидно, построена по законам лосенковского «Прощания Гектора с Андрома­хой». Особенно выразительны пластика и свет в небольшом эскизе (1798).

В поздние годы Угрюмов не получает заказов, и больших полотен поэтому он не пишет. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. 1800-х гг.) проникнут тем же духом строгой героики, тем же сдержанным пафосом, что и памятник работы Мартоса. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изыс­канной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство...».

И все же Угрюмов не пошел по пути холодноватой классики, той скульптурности формы, той статики, к которым при­вел поздний классицизм. Дух XVIII века всегда сохраня­ется в его работах. В названном эскизе он проявился в диагональных акцентах композиции, идущих от барокко.

Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника», и это, по-видимому, верно. Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на вырази­тельную, живописную роль светотени. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов.

Е.ДЕГОТЬ

Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797)

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года. Не позднее 1800

Портрет А.М.Серябряковой. 1813

Портрет И.К.Каменецкого. 1810-е

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793

Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785)

Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Угрюмов Григорий Иванович Картины биография Ugryumov Grigoriy

Угрюмов Григорий Иванович — русский живописец, художник исторического жанра и портретист. Родился в 1764 году в Москве в семье купца-жестянщика. В 1770 году родственниками был определен в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне, 1785 год, ГРМ Похищение Европы, 1789, научно-исследовательский музей РАХ Испытание силы Яна Усмаря,1796 год, Русский музей Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами, 1794, ГРМ

Обучение живописи Григорий Угрюмов проходил в классе знаменитого Дмитрия Григорьевича Левицкого. По окончании Академии в 1785 году Угрюмов получил золотую медаль за картину по академической программе "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне". Награда предоставляла молодому художнику право пенсионерской поездки в Италию для усовершенствования в живописи. В 1787 году Угрюмов отправился в Рим, где пробыл четыре года, копируя античные статуи, картины Паоло Веронезе, Гвидо Рени, Тициана и других итальянских мастеров.

По возвращении в Санкт-Петербург в 1790 году Угрюмову было поручено преподавание курса исторической живописи в Академии художеств. В 1794 году художник был признан "назначенным" в академики и в 1797 получил звание академика за картину "Испытание силы Яна Усмаря". После этой картины Угрюмов получил первые заказы на написание картин от императорского дома Романовых.

С 1794 года он создал по высочайшим заказам исторические полотна: "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами", "Взятие Казани", "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство" и другие работы. Благодаря своей творческой деятельности и незаурядному дару композиционного построения изображаемых исторических персонажей Угрюмов стал пользоваться широкой известностью в петербургских кругах и благоволением императрицы Екатерины II, а затем и императоров Павла I и Александра I; по их заказам художник исполнял многосложные картины для важнейших строившихся в те времена в Санкт-Петербурге и Российской империи зданий: для Михайловского замка, собора Александро-Невской лавры, Казанского собора, собора в Одессе и других сооружений.

Взятие Казани в октябре 1552 года,1790-1800, Русский музей Призвание Михаила ФедоровичаРоманова на царство 14 марта1613 года, 1790-1800, ГРМ Святые Зосима и СавватийСоловецкие, 1805-1810, Музейистории религии, Санкт-Петербург Портрет купца АкимаИвановича Серебрякова, 1813 Портрет купчихи АнастасииМихеевны Серебряковой, 1813 Портрет лейб-медика ИосифаКирилловича Каменецкого, 1810-е

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Густав Климт Gustav Klimt

В 1800 году Угрюмов был удостоен звания профессора исторической живописи и постоянного члена Совета Академии художеств, а в 1820 году стал ректором исторической живописи. Для Казанского собора в Санкт-Петербурге Угрюмов исполнил образа "Святые Зосима и Савватий Соловецкие", два архангела на южной и северной дверях иконостаса, и также написал образа для церкви лейб-гвардии Финляндского полка. Помимо этого Угрюмов довольно искусно писал портреты, в том числе: купца Водовозова, доктора Каменецкого, семьи купцов Серебряковых (все находятся в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве). Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра, а как преподаватель, он подготовил многих замечательных живописцев — Андрея Иванова, Василия Шебуева, Алексея Егорова, Ореста Кипренского и других блестящих художников. Угрюмов Григорий Иванович умер в 1823 году в Санкт-Петербурге.

smallbay.ru

УГРЮМОВ Григорий Иванович – Галерея произведений (15 изображений).

admin 31.07.2014 Галерея, Новости 1,262 Показы

Открыть доступ

Г.И.УГРЮМОВ

(1764 – 1823)

Григорий Иванович Угрюмов сыграл в развитии отечественной живописи особую роль — он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из неё. Писал главным образом многофигурные полотна, посвященные важным историческим событиям, наполняя их идеями, близкими русскому обществу рубежа столетий.
Угрюмов был преподавателем исторической живописи в Академии Художеств, усовершенствовал методику преподавания рисунка, сделав её свободной, приближенной к натуре. Великолепная техническая подготовка, которую Академия давала своим воспитанникам – во многом заслуга Григория Угрюмова. А среди его учеников такие блестящие имена как А.Е.Егоров, В.К.Шебуев, О.А.Кипренский, А.Г.Варнек.
Родился Григорий Угрюмов 30.04 (11.04) 1764 года в семье купца Норской слободы под Ярославлем. Учился в Академии Художеств в Петербурге (1770-1785) в классе исторической живописи Г.И.Козлова и П.И.Соколова. Закончил Академию с аттестатом 1-й степени, с 1785 по 1790 – пенсионер Академии в Италии.

После возвращения в 1791 в Россию был назначен преподавателем в класс исторической живописи. В 1794 признан «назначенным» в академики, а 1797 году за картину «Испытание силы Яна Усмаря» удостоен звания академика. Профессор исторической живописи (1800), с 1820 – ректор Академии Художеств.

Исторический живописец, портретист, работал в области религиозной живописи, исполнил образы для Троицкого собора Александро-Невской лавры и Казанского собора в Петербурге.

 

1. Угрюмов Григорий "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство" Не позднее 1800 Холст, масло 510х393 Государственный Русский музей 1. Угрюмов Григорий «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» Не позднее 1800 Холст, масло 510х393 Государственный Русский музей2. Угрюмов Григорий "Избрание Михаила Федоровича Романова на цартсво 14 марта 1613. Эскиз" Не позднее 1800 Холст, масло 81,5х56,7 Государственная Третьяковская галерея 2. Угрюмов Григорий «Избрание Михаила Федоровича Романова на цартсво 14 марта 1613. Эскиз» Не позднее 1800 Холст, масло 81,5х56,7 Государственная Третьяковская галерея 3. Угрюмов Григорий "Взятие Казани Иваном Грозным" Не позднее 1800 Холст, масло 510х380 Государственный Русский музей 3. Угрюмов Григорий «Взятие Казани Иваном Грозным» Не позднее 1800 Холст, масло 510х380 Государственный Русский музей4. Угрюмов Григорий "Изгнание Агарь с малолетним сыном" 1785 Холст, масло 149,5х109 Государственный Русский музей 4. Угрюмов Григорий «Изгнание Агарь с малолетним сыном» 1785 Холст, масло 149,5х109 Государственный Русский музей 5. Угрюмов Григорий "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" 1793(4?) Холст, масло 197,5х313,5 Государственный Русский музей 5. Угрюмов Григорий «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» 1793(4?) Холст, масло 197,5х313,5 Государственный Русский музей6. Угрюмов Григорий "Испытание силы Яна Усмаря" 1796(7?) Холст, масло 283х404 Государственный Русский музей 6. Угрюмов Григорий «Испытание силы Яна Усмаря» 1796(7?) Холст, масло 283х404 Государственный Русский музей 7. Угрюмов Григорий "Детская вакханалия (Амуры)" 1783 Холст, масло 107х173,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Угрюмов Григорий «Детская вакханалия (Амуры)» 1783 Холст, масло 107х173,5 Государственная Третьяковская галерея8. Угрюмов Григорий "Детская вакханалия (Амуры)" 1783 Холст, масло 107х173,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Угрюмов Григорий «Детская вакханалия (Амуры)» 1783 Холст, масло 107х173,5 Государственная Третьяковская галерея 9. Угрюмов Григорий "Портрет купца" 1790-е Холст, масло 75,5х60 Государственный Русский музей 9. Угрюмов Григорий «Портрет купца» 1790-е Холст, масло 75,5х60 Государственный Русский музей10. Угрюмов Григорий "Портрет А.М.Серебряковой" 1813 Холст, масло 66,5х53,7 Государственная Третьяковская галерея 10. Угрюмов Григорий «Портрет А.М.Серебряковой» 1813 Холст, масло 66,5х53,7 Государственная Третьяковская галерея 11. Угрюмов Григорий "Портрет А.И.Серебрякова" 1813 Холст, масло 66,5х53,8 Государственная Третьяковская галерея 11. Угрюмов Григорий «Портрет А.И.Серебрякова» 1813 Холст, масло 66,5х53,8 Государственная Третьяковская галерея12. Угрюмов Григорий "Портрет И.К.Каменецкого" 1810-е Холст, масло 65,8х53 Государственная Третьяковская галерея 12. Угрюмов Григорий «Портрет И.К.Каменецкого» 1810-е Холст, масло 65,8х53 Государственная Третьяковская галерея 13. Угрюмов Григорий "Архангел Гавриил" 1810 Дерево, масло 298х126 Государственный Русский музей 13. Угрюмов Григорий «Архангел Гавриил» 1810 Дерево, масло 298х126 Государственный Русский музей14. Угрюмов Григорий "Архистратиг Михаил" 1810 Дерево, масло 298х126 Государственный Русский музей 14. Угрюмов Григорий «Архистратиг Михаил» 1810 Дерево, масло 298х126 Государственный Русский музей 15. Угрюмов Григорий "Архидиакон Филипп" 1810 Дерево, масло 262х113 Государственный Русский музей 15. Угрюмов Григорий «Архидиакон Филипп» 1810 Дерево, масло 262х113 Государственный Русский музейУГРЮМОВ Григорий Иванович – Галерея произведений (15 изображений) УГРЮМОВ Григорий Иванович – Галерея произведений (15 изображений)

cultobzor.ru

УГРЮМОВ Григорий Иванович — Яркипедия

УГРЮМОВ Григорий Иванович (30 апреля 1764, Норская слобода Ярославской губ. — 6 марта 1823, Петербург, похоронен на Смоленском кладбище) — живописец, график, педагог.

Портрет Григория Ивановича Угрюмова. Худ. А.К.Головачевский

из

Г. И. Угрюмов писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портреты. Один из крупнейших художников России XVIII в., вслед за А. П. Лосенко утверждавший национальную тематику в исторической живописи. Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины.

Его отец Иван Михайлович, купец-жестянщик, был избран депутатом от слободского купечества в Комиссию по составлению Нового Уложения, созванную Екатериной II. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. После прекращения работы Большой Комиссии в декабре 1768 многие депутаты были оставлены в частных комиссиях, продолжавших заседания до октября 1771. Таким образом семья Угрюмовых оказалась в Петербурге и осталась здесь на постоянное жительство. В 1770, когда Григорию исполнилось 6 лет, отец отдал его в Воспитательное училище при Академии художеств, куда он был принят стипендиатом ее президента И. И. Бецкого.

После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию. Классом исторической живописи, куда был определен Угрюмов, руководил Г. И. Козлов с помощниками — П. И. Соколовым и И. А. Акимовым, учениками Лосенко. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т.е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Был оставлен при Академии для совершенствования, а в 1787 отправился в пенсионную поездку за границу, в Италию. Помимо рисования с антиков и с натуры в классах Римской академии, главным его занятием было копирование классических живописных произведений. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству.

Проведя четыре года в Риме, Угрюмов в 1790 возвратился в Россию и летом 1791 был приглашен в Академию художеств преподавателем в класс исторической живописи и для фактического руководства им. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Развивая идеи Лосенко, он сделал следующий шаг: пошел по пути правдивого показа реальной сцены из русской истории, а не литературного пересказа темы. Ломая все принятые в Академии приемы создания исторического полотна, он менял не только сюжет, но сам язык искусства, понимание принципов достоверности. Так, добиваясь убедительности образа главного персонажа и зримого воплощения великолепия подвига, художник искал прототип и штудировал с натуры сложную позу и мускулистое тело своего героя. Пафос высокого героизма нашел воплощение и в неповторимом живописном мастерстве Угрюмова, которое сложилось под влиянием увлечения искусством Рубенса и Веронезе. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком.

Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря

Теперь он получил полное право стать руководителем в классе исторической живописи, которому по новому уставу подчинялись и все остальные живописные классы: портретный, ландшафтный и т. д. Авторитет Угрюмова-педагога был огромен. Его картины стали школой нового метода и мастерства для молодого поколения художников. Он сразу завоевал место ведущего преподавателя в Академии и оставался таковым до самой смерти, утверждая передовые принципы национального искусства.

Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Здесь он на практике воплощал свой девиз — находить приемы раскрытия способностей каждого ученика. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. И в обучении будущих художников он прививал живой и гибкий рисунок вместо сухой разделки формы, направлял их на изучение натуры, а не копирование образцов. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Он приучал молодых, работая с натурой, передавать не идеальную форму, а ее зрительное подобие. Сам Угрюмов пришел к пониманию света, как важнейшего условия создания правдоподобного изображения натуры. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. В этом отношении он шел в ногу с современными европейскими мастерами, правда, еще не приблизился к работе на открытом воздухе. По новому трактованные им понимание пространственной среды и колорита картины привели к разработке и новой композиции, как возможности воссоздания жизненного факта, а не заученного на примере старых образцов решения.

Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. А они, в свою очередь, воспитали таких титанов, как К. П. Брюллов и А. А. Иванов, утвердивших правильность избранного Угрюмовым направления. Художник большого, оригинального дарования, он органично сочетал преподавательскую работу с творчеством, требовавшим серьезного труда, долгих раздумий и внимания. Расцвет педагогической деятельности Угрюмова совпал с появлением в его творчестве знаменитых произведений, принесших славу русскому искусству.

Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков"(1793, ГРМ). Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. В 1805 Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, объединявшее самых передовых людей эпохи, избрало Угрюмова почетным членом.

Г.И.Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского во Псков

Наряду с преподаванием и творчеством художник выполнял проекты медалей, составлял описи произведений в Эрмитаже и дворцах, проверял работы реставраторов в Академии художеств, освидетельствовал декоративные росписи во дворцах. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ).

Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Дело в том, что это портреты купцов, которые были еще довольно редкими в русском искусстве конца XVIII — начала XIX в. Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом. Глядя на них, понимаешь, что это не официальные заказы, а изображения людей, очевидно, хорошо ему знакомых. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1,5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.

И еще один факт подтверждает, что маститый профессор Академии художеств не забывал о своих ярославских корнях. В Ярославском художественном музее хранится одно произведение нашего прославленного земляка — «Плащаница. Христос во гробе». Картина была написана в 1792 году для слободской церкви на его родине, в Норском, откуда в 1940 и была передана в музей.

Незадолго до смерти Академия художеств отметила 20-летие профессорской деятельности Угрюмова присвоением ему звания ректора. В некрологе конференц-секретарь Академии В. И. Григорович писал: «Угрюмов был тихого нрава, доброй души, чувствительного сердца; был добрым сыном, примерным супругом, благодетельным родственником, помогал бедным, был полезен многим», давал возможность юным дарованиям «превзойти его самого, не заблуждаясь, не отходя от главной стези, проложенной великими художниками».

yarwiki.ru

Григорий Иванович Угрюмов 1764–1823. Эпоха становления русской живописи

Григорий Иванович Угрюмов

1764–1823

Угрюмов родился в Москве. С детских лет его определили воспитанником в Петербургскую Императорскую академию художеств. Его отец, Иван Михайлович Угрюмов, был купцом-жестянщиком, выходцем из Норской слободы Ярославской губернии. Купцы избрали его своим представителем в Комиссию по составлению Нового уложения, задуманного императрицей Екатериной II. Учился будущий художник у Д. Г. Левицкого и И. А. Акимова. Пятнадцать лет он провел в Академии художеств как ученик. За программную картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» получил золотую медаль и четыре года прожил в Италии как пенсионер академии. С 1791 года преподавал в Академии художеств в классе исторической живописи. У него учились ставшие известными художниками В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов и О. А. Кипренский. Под его руководством хотел заниматься Карл Брюллов. А когда это не получилось, молодой гений устроил настоящий бунт и чуть не порвал с академией. Большую помощь оказал Угрюмов А. В. Ступину, который при его содействии создал первую русскую провинциальную художественную школу в Арзамасе, из которой вышли впоследствии многие выдающиеся художники, в том числе и великий В. Г. Перов.

В 1794 году Угрюмов написал картину «Испытание силы Яна Усмаря» и был признан за нее академиком. А после создания картины «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» современники единодушно признали его достойным наследником великого Лосенко и первейшим среди русских исторических художников живописцем. В 1820 году Угрюмов стал ректором класса исторической живописи. Но пробыл в этой должности он недолго и вскоре умер. Похоронен Угрюмов на Смоленском кладбище. Его престарелый отец пережил сына на полтора года. В некрологе на смерть художника конференц-секретарь Академии художеств В. И. Григорович написал: «Угрюмов был тихого нрава, доброй души, чувствительного сердца; был добрым сыном, примерным супругом, благодетельным родственником, помогал бедным, был полезен многим. Не обидел в жизнь свою никого, и оставил супруге своей в наследство состояние ограниченное с неоцененным именем человека, служившего отечеству и человечеству с равным усердием, с равным рвением».

Угрюмов пользовался известностью как один из первых русских художников, писавших картины на темы из русской истории. Его поощряли монархи – Екатерина II, Павел I и Александр I. Самые знаменитые его картины: «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани войсками Ивана Грозного», написанные для Михайловского замка по заказу императора Павла I, и картина «Торжественный въезд Святого Александра Невского во Псков» – это полотно ему заказала императрица Екатерина II – находящаяся в Александро-Невской лавре. Он писал иконы для Казанского собора и для собора в Одессе.

Г. И. Угрюмов. Портрет купца А. И. Серебрякова

Г. И. Угрюмов. Портрет купца А. И. Серебрякова

Серебряков – богатый олонецкий купец, близкий знакомый отца художника, вместе с которым они были депутатами в Комиссии по составлению Нового уложения в годы правления императрицы Екатерины II Алексеевны.

Г. И. Угрюмов. Портрет купчихи А. М. Серебряковой, жены купца А. И. Серебрякова

Г. И. Угрюмов. Художник А. К. Головачевский

Г. И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

Г. И. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

Г. И. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года

Эту картину иногда ошибочно называют «Избранием» или «Венчанием» на царство. Избирали Михаила Романова на царство на Земском соборе, имя его провозгласили на Красной площади, а венчали, то есть короновали, в московском Успенском соборе.

На самом деле на картине изображено «Призвание» на царство, событие, произошедшее в Костроме в Ипатьевском монастыре, в Троицком соборе монастыря.

В центре изображен уже провозглашенный в Москве царем шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов. Справа – митрополит рязанский Феодорит, указывающий на небо в знак того, что избрание Михаила происходит не по воле людей, а по воле Бога. Слева – мать будущего царя, инокиня Марфа, она указывает рукой на людей, которые просят Михаила не отказываться от просьбы народа. Справа на коленях боярин Ф. И. Шереметев подносит шапку Мономаха, скипетр и золотой крест, а князь В. И. Бахтеяров-Ростовцев – державу. Рядом с ними чудовский архимандрит Авраам с иконой Владимирской Божией Матери, а около него стоит знаменитый Авраамий Палицын, сподвижник князя Дмитрия Пожарского, организатор защиты от поляков Троице-Сергиевой лавры.

Картина очень понравилась императору Павлу I и пользовалась огромным успехом.

С. М. Соловьев. «…Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Разосланы были грамоты по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великого дела; писали, что Москва от польских и литовских людей очищена, церкви божии в прежнюю лепоту облеклись и божие имя славится в них по-прежнему; но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми божиими промышлять некому, без государя вдосталь Московское государство разорят все: без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется и воровство многое множится, и потому бояре и воеводы приглашали, чтоб все духовные власти были к ним в Москву, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для Земского совета и государского избрания, все города прислали бы в Москву ж, и чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избранье полные договоры.

Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов, или своего природного русского, и порешили „литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом“.

Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: „Кто принес такую грамоту, кто, откуда?“ В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: „Что это ты подал, атаман?“ – спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. „О природном царе Михаиле Федоровиче“, – отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянством и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем.

21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека – Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Аврамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшую Красную площадь, кого они хотят в цари? „Михаила Федоровича Романова“, – был ответ.

…Провозгласивши царем шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, собор назначил ехать к нему в челобитчиках: Феодориту, архиепископу рязанскому, троим архимандритам – чудовскому, новоспасскому и симоновскому, троицкому келарю Аврамию Палицыну, троим протопопам, боярам – Федору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя и князю Владимиру Ивановичу Бехтеярову-Ростовскому, окольничему Федору Головину с стольниками, стряпчими, приказными людьми, жильцами и выборными людьми из городов. Собор не знал подлинно, где находился в это время Михаил, и потому в наказе, данном послам, говорилось: „Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он государь будет“. Посланные, бив челом новоизбранному царю и его матери и уведомив их об избрании, должны были говорить Михаилу: „Всяких чинов всякие люди бьют челом, чтоб тебе, великому государю, умилиться над остатком рода христианского, многорасхищенное православное христианство Российского царства от растления сыроядцев, от польских и литовских людей, собрать воединство, принять под свою государеву паству, под крепкую высокую свою десницу, всенародного слезного рыдания не презрить, по изволению божию и по избранию всех чинов людей, на Владимирском и на Московском государстве и на всех великих государствах Российского царствования государем царем и великим князем всея Руси быть и пожаловать бы тебе, великому государю, ехать на свой царский престол в Москву и подать нам благородием своим избаву от всех находящих на нас бед и скорбей; а как ты, государь, на своем царском престоле будешь на Москве, то, послыша про твой царский приход, литовские люди и все твои государевы недруги будут в страхе, а Московского государства всякие люди обрадуются. А как твой, государев, подвиг в царствующий град будет, то из Москвы митрополит и архиепископы со всем освященным собором, бояре и всякие люди встретят тебя с чудотворными иконами и животворящими крестами, по вашему царскому достоинству, и служить тебе, государю, и прямить, и головы свои за тебя класть все люди от мала до велика рады“.

Послы… приехали в Кострому в вечерни, дали знать Михаилу о своем приезде и он велел им быть у себя на другой день. Послы повестили об этом костромскому воеводе и всем горожанам, и 14 числа, поднявши иконы, пошли все с крестным ходом в Ипатьевский монастырь. Михаил с матерью встретили образа за монастырем, но когда послы объявили им, зачем присланы, то Михаил отвечал „с великим гневом и плачем“, что он государем быть не хочет, а мать его Марфа прибавила, что она не благословляет сына на царство, и оба долго не хотели войти за крестами в соборную церковь; насилу послы могли упросить их. В церкви послы подали Михаилу и матери его грамоты от собора и говорили речи по наказу, на что получили прежний ответ. Марфа говорила, что „у сына ее и в мыслях нет на таких великих преславных государствах быть государем, он не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди по грехам измалодушествовались, дав свои души прежним государям, не прямо служили“. Марфа упомянула об измене Годунову, об убийстве Лжедмитрия, сведении с престола и выдаче полякам Шуйского, потом продолжила: „Видя такие прежним государям крестопреступления, позор, убийства и поругания, как быть на Московском государстве и прирожденному государю государей? Да и потому еще нельзя: Московское государство от польских и литовских людей и непостоянством русских людей разорилось до конца, прежние сокровища царские, из давних лет собранные, литовские люди вывезли; дворцовые села, черные волости, пригородки и посады розданы дворянам и детям боярским и всяким служилым людям и запустошены, а служилые люди бедны, и кому повелит бог быть царем, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полнить и против своих недругов стоять?“ Потом Михаил и Марфа говорили, что быть ему на государстве, а ей благословить его на государство только на гибель; кроме того, отец его, митрополит Филарет, теперь у короля в Литве в большом утесненье, и как сведает король, что на Московском государстве учинился сын его, то сейчас же велит сделать над ним какое-нибудь зло, а ему, Михаилу, без благословенья отца своего на Московском государстве никак быть нельзя. Послы со слезами молили и били челом Михаилу, чтоб соборного моленья и челобитья не презрил; выбрали его по изволению божию, не по его желанью, положил бог единомышленно в сердцах всех православных христиан от мала и до велика на Москве и во всех городах. А прежние государи: царь Борис сел на государство своим хотеньем, изведши государский корень царевича Димитрия, начал делать многие неправды, и бог ему мстил кровь царевича Димитрия богоотступником Гришкою Отрепьевым; вор Гришка-расстрига по своим делам от бога месть принял, злою смертью умер; а царя Василья выбрали на государство немногие люди, и, по вражью действу, многие города ему служить не захотели и от Московского государства отложились; все это делалось волею божиею да всех православных христиан грехом, во всех людях Московского государства была рознь и междоусобие. А теперь Московского государства люди наказались все и пришли в соединение во всех городах. Послы молили и били челом Михаилу и матери его с третьего числа дня до девятого, говорили, чтоб он воли божией не снимал, был на Московском государстве государем. Михаил все не соглашался; послы стали грозить ему, что бог взыщет на нем конечное разоренье государства; тогда Михаил и Марфа сказали, что они во всем положились на праведные и непостижимые судьбы божии; Марфа благословила сына, Михаил принял посох от архиепископа, допустил всех к руке и сказал, что поедет в Москву скоро».

Г. И. Угрюмов. Агарь с Самуилом

Г. И. Угрюмов. Портрет лейб-медика И. К. Каменецкого

Г. И. Угрюмов. Портрет М. И. Кутузова

Г. И. Угрюмов. Великий князь Дмитрий Иванович на Куликовом поле

Г. И. Угрюмов. «Испытание силы Яна Усмаря»

Г. И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. Фрагмент

Ян Усмарь, или по-другому Никита Кожемяка – герой одной из летописных легенд. Однажды во времена княжения великого князя киевского Владимира Святославича Красное Солнышко князь печенегов предложил заменить сражение между русскими и печенегами поединком двух сильнейших воинов. Печенежский воин был так велик и страшен, что Владимир не мог найти среди своей дружины никого, кто бы сразился с ним. Тогда к князю пришел горожанин из ополчения и предложил взять его младшего сына, по прозвищу Кожемяка.

Отец рассказал, что как-то раз Кожемяка мял воловью кожу, рассердился и в сердцах разорвал ее. Владимир приказал испытать юношу. На него выпустили разъяренного быка. Юноша схватил его за бок и вырвал кусок кожи с мясом. Когда назавтра единоборцы сошлись перед обоими войсками, печенеги смеялись над русскими, потому что их воин был невысокого роста, а печенег выглядел настоящим великаном. Но русский схватил печенега, удушил его могучими руками и мертвого бросил «о землю». Владимир и его дружина победили в этом бою. Кожемяку и его отца Владимир сделал знатными людьми.

Г. И. Угрюмов. Взятие Казани

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Угрюмов Григорий Иванович — русский художник

Русский художник Угрюмов Григорий Иванович . Автор картин: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года; Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.; Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне; Испытание силы Яна Усмаря; Портрет А.М.Серябряковой; и многих других.

Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823)

Родился Г. И. Угрюмов в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения.

Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при АХ.

Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов.

Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно "Детские вакханалии", "Смерть Лукреции", оба 1783).

В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе "Похищение Европы"), художник добился значительных успехов.

Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями". Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью

К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине - "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-97). В основу сюжета положено летописное сказание о киевском кожемяке Яне Усмаре, который вызвался продемонстрировать перед князем Владимиром свою силу, чтобы получить право сразиться с печенегами, вступив в единоборство с их богатырем. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Следование античным традициям - одно из основных требований классицизма - соблюдено художником в полной мере. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.

Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: "Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года" и "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.

Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.

Картины художника

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года — Угрюмов Григорий Иванович

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. — Угрюмов Григорий Иванович

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне — Угрюмов Григорий Иванович

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне

Испытание силы Яна Усмаря — Угрюмов Григорий Иванович

Испытание силы Яна Усмаря

Портрет А.М.Серябряковой — Угрюмов Григорий Иванович

Портрет А.М.Серябряковой

Портрет И.К.Каменецкого — Угрюмов Григорий Иванович

Портрет И.К.Каменецкого

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Угрюмов Григорий Иванович

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

wearts.ru

Григорий Иванович Угрюмов (1764–1823). Мастера исторической живописи

Григорий Иванович Угрюмов

(1764–1823)

Картины Угрюмова не похожи на полотна его предшественников. В его живописи присутствуют яркие национальные черты. Художник детально точно передает многоглавые древнерусские храмы, стремится правдиво показать одежды своих героев, обстановку, пейзаж, на фоне которого происходило действие в его картинах.

Григорий Иванович Угрюмов родился в Норской слободе Ярославской губернии. С 1770 по 1785 год он обучался у Г. И. Козлова, П. И. Соколова, И. А. Акимова в Петербургской академии художеств.

В 1785 году программное полотно «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» принесло ему Малую золотую медаль и звание классного художника.

В 1787 году Угрюмов отправился в Италию для совершенствования мастерства. Здесь он провел почти четыре года. Вернувшись на родину в 1791 году, мастер стал преподавать в классе исторической живописи Академии художеств.

В 1793 году Угрюмов исполнил большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (Русский музей, Санкт-Петербург). Написанное согласно требованиям академизма, оно все же отличалось большой правдивостью и исторической достоверностью. С почти этнографической точностью переданы одеяния жителей Псковщины и латы воинов.

Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник показал эпизод схватки русского богатыря Яна Усмаря, сына киевского кожемяки, с быком перед поединком с печенежским воином. За битвой человека и животного наблюдает сидящий на похожем на трон возвышении князь Владимир в красной мантии и с золотой короной на голове. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. Но помощь Усмарю не требуется, он остановил несущегося на него разъяренного быка и разорвал кожу на его боку.

Художник мастерски показал огромное физическое напряжение богатыря, откинувшегося назад. Весь вес своего тела он перенес на правую ногу, приподнял плечи и опустил голову. Глаза героя горят гневом. С восхищением следят за действиями Усмаря все присутствующие.

Следуя требованиям академизма, Угрюмов расположил фигуру Яна Усмаря в центре композиции. Драматическая напряженность усилена светотеневыми эффектами, колористической насыщенностью, пластической экспрессией фигур.

«Испытание силы Яна Усмаря» принесло художнику большой успех. За свою картину Угрюмов был удостоен звания академика.

В 1796 году живописец приступил к работе над двумя большими историческими композициями для Михайловского замка по заказу Павла I. Обе картины Угрюмов должен был представить не позднее 1799 года.

Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург), изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. Он приказывает царю встать с колен. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Одна из них прижимает к себе ребенка. Согласно историческим источникам, при въезде Ивана Грозного в Казани уже не было никого из жителей, но художник, стараясь сделать свою работу более привлекательной для зрителей, вводит в композицию фигуры покоренных мужчин и красивых женщин. Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла».

Вторая картина для Михайловского замка имела два названия: «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» или «Венчание Михаила Федоровича на царство».

В основе композиции лежала официальная версия исторического события: Михаил Романов по просьбе народа согласился стать царем и тем самым положил конец Смутному времени. Угрюмов показал смущенного Михаила Федоровича в окружении людей, предлагающих ему принять шапку Мономаха. Будущий царь долго отказывается. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Сверкающий золотом иконостас, а также нарядные одежды персонажей, характерные скорее для XVIII, а не начала XVII века, придают изображению величественный и торжественный вид.

Картины для Михайловского замка отличались мастерством исполнения, изысканностью красок. Но в то же время некоторая театральность и идеализированность образов, условность сцен лишали их подлинного историзма.

В своих акварельных работах Угрюмов также обращался к исторической тематике («Минин взывает к князю Пожарскому о спасении отечества», Третьяковская галерея, Москва).

В творчестве художника, помимо исторических композиций, множество портретов (лейб-медика И. К. Каменецкого, 1810-е; купца А. И. Серебрякова, 1813).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru