Известные картины Веласкеса. Картины веласкеса


Диего Веласкес.

Diego Velazquez /1599—1660/. Александр_Ш_Крылов Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

Завтрак 1617 (657x700, 131Kb)"Завтрак" 1617 

Христос в доме Марии и Марфы (700x408, 46Kb)"Христос в доме Марфы и Марии" 1618

Непорочное зачатие 1618 (507x700, 115Kb)"Непорочное зачатие" 1618

Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)1618 (700x590, 56Kb)"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618

Поклонение волхвов. 1619 (422x700, 48Kb)"Поклонение волхвов" 1619

Портрет матери Херонимы де ла Фуэнте 1620 (462x700, 89Kb)"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620

Mother Jeronima de la Fuente detail (507x700, 79Kb)"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент

Чудо в Эммаусе. 1620 (650x607, 107Kb)"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

Министр Duque de Olivares (557x700, 97Kb)"Первый министр герцог де Оливарес"

Филипп 4. 1624-26 (347x700, 20Kb)"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

Продавец воды в Севилье. 1623 (536x700, 46Kb)"Продавец воды в Севилье" 1623

Филипп IV на охоте. 1632-1633 (441x700, 88Kb)"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

Сдача Бренды. 1635 (700x576, 83Kb)"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Конный портрет принца Балтазара . (457x550, 57Kb)"Конный портрет принца Балтазара"

Бахус. 1629 (700x506, 124Kb)"Бахус" 1629

Граф Ольварес на коне. 1634 (549x700, 73Kb)"Граф Ольварес на коне" 1634

1bbb (589x700, 98Kb)"Портрет инфанты Маргариты" 1660

Конный портрет Филиппа IV (700x672, 185Kb)"Конный портрет Филиппа IV"

Don Balthasar Carlos (521x700, 128Kb)"Don Balthasar Carlos "

Веласкес-Диего--07337 (546x700, 55Kb)"Белая лошадь"

11957147_Velazquez_Infanta_Marguarite_Therese1654 (545x700, 123Kb)"Infanta Marguarite Therese" 1654

Аллегорический портрет Филиппа IV (539x700, 112Kb)"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

Дама с веером 1640 (499x700, 91Kb)

"Дама с веером" 1640

Миф об Арахне (Пряхи)1657 (700x548, 93Kb)"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657

Венера перед зеркалом 1644-48 (700x485, 104Kb)"Венера перед зеркалом" 1644-48

image001 (531x700, 121Kb)

Philip IV of Spain (588x700, 71Kb)

"Филипп IV Испанский" 1652-53

Velazques Margaretha as a child Sun (567x700, 126Kb)"Margaretha as a child Sun"

Веласкес-Диего--07292 (333x700, 93Kb)"Молодая дама"

Веласкес-Диего--07307 (560x700, 107Kb)"Francisco Bandres De Abarca"

Prince Baltasar Carlos as a Hunter 1635-36 (379x700, 96Kb)"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36

Self-Portrait 1643 (559x700, 103Kb)"Автопортрет" 1643

Св. Антоний (464x700, 107Kb)"Св. Антоний"

Инфанта Мария Австрийская (514x700, 135Kb)"Инфанта Мария Австрийская"

Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо, эль Примо) (543x700, 91Kb)"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "

Святые Антоний и Павел (495x700, 69Kb)"Святые Антоний и Павел"

Коронация девы Марии (509x700, 71Kb)"Коронация девы Марии" 1645

Коронация девы Марии. (Фрагмент) (521x700, 194Kb)"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645

Кардинал Камилло Асталли (548x700, 112Kb)"Кардинал Камилло Асталли"

Семья Филиппа IV (Las Meninas) (610x700, 87Kb)"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"

Искушение святого Фомы Аквинского (585x700, 131Kb)"Искушение святого Фомы Аквинского"

El_Ingles_Velazquez_c1650 Карлик с собакой (444x600, 64Kb)"Карлик с собакой" 1650

Веласкес-Диего--07299 (546x700, 45Kb)"Демокрит" 1628-29Набросок головы Аполлона 1630 (464x700, 145Kb)"Набросок головы Аполлона" 1630

Вилла Медичи, павильон Ариадны. 1630 (584x700, 113Kb)"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630

Инфанта Маргарита Мария (518x700, 56Kb)"Инфанта Маргарита Мария"

Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом. 1645 (565x700, 53Kb)"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645

portrait-of-maria-luisa-of-parma-q-zacar-as-gonzalez-velazquez (486x700, 85Kb)"Портрет Марии Луизы"

Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра (526x700, 99Kb)"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"

Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса (519x700, 77Kb)"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса

Христос на кресте. 1632 (449x700, 22Kb)"Христос на кресте" 1632

Распятие (533x700, 148Kb)"Распятие "

Портрет поэта Луиса де Гонгора (534x700, 26Kb)"Портрет поэта Луиса де Гонгора"

Queen-Isabel Королева Изабелла 1631-32 (380x700, 89Kb)"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32

Хуан-де-Парейя, 1650, Музей Метрополитен, Нью-Йорк (606x700, 108Kb)"Хуан-де-Парейя" 1650

Королева Изабелла Бурбон на коне, 1634, Музей Прадо, Мадрид (700x678, 182Kb)"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634

Папа Иннокентий X, 1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим (576x700, 144Kb)"Папа Иннокентий X" 1650

Портрет короля Филиппа IV (510x700, 101Kb)"Портрет короля Филиппа IV"

Шут (280x550, 25Kb)"Шут"

Эзоп (355x700, 32Kb)"Эзоп"Филипп IV в коричневом и серебре 1631-32 (399x700, 87Kb)"Филипп IV" 1631-32

Голова смеющегося мальчика (551x700, 52Kb)"Голова смеющегося мальчика"

Святой Павел (521x700, 105Kb)"Святой Павел"

Королева Австрии Дона Мариана 1652-53 (439x700, 116Kb)"Королева Австрии дона Марианна" 1652-53

Кузница Вулкана 1630 (700x558, 111Kb)"Кузница Вулкана" 1630

Святой Томас (531x700, 123Kb)"Святой Томас"

Portrait of Archbishop Fernando de Valdes (610x700, 93Kb)"Portrait of Archbishop Fernando de Valdes"

Франческо Д`Эсте, герцог Модены (515x700, 116Kb)"Франческо Д`Эсте, герцог Модены"

Инфанта Мария Тереза (524x700, 104Kb)"Инфанта Мария Тереза"

Инфанта Мария Тереса 1651-52 (700x630, 146Kb)"Инфанта Мария Тереса" 1651-52

Портрет Клерик (507x700, 121Kb)"Портрет клерика" 

Три музыканта (или музыкального трио) (700x550, 100Kb)"Три музыканта (или музыкального трио)"

Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад 1630 (575x700, 199Kb)"Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад" 1630

Вышивальщица 1640 (536x700, 129Kb)"Вышивальщица" 1640

Мужской портрет (453x700, 62Kb)"Мужской портрет" 

Дон Хуан Франсиско Пиментель (556x700, 89Kb)"Дон Хуан Франсиско Пиментель"

Марс, бог войны 1640 (350x700, 68Kb)"Марс, бог войны 1640

Меркурий и Аргус ок.1659 (700x289, 75Kb)"Меркурий и Аргус" ок.1659

Портрет Филиппа IV (фрагмент) 1657-60 (539x700, 97Kb)"Портрет Филиппа IV" (фрагмент) 1657-60            http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post192199075/

art.mirtesen.ru

Диего Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez): творчество и биография (фото)

Диего ВеласкесНаиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Именно она и свидетельствует о заинтересованном изучении Веласкесом многих наук, но наиболее манящей для него всё же является живопись.

Детские годы

В городе Севилья в небогатой, но знатной семье принявших христианство евреев шестого июня 1599 года родился Веласкес Диего де Сильва. Он был старшим из восьмерых детей в семье. По распространённому андалузскому обычаю Диего и его брат (тоже художник) взяли фамилию матери. Будущую судьбу мальчика во многом определил тот факт, что его отец был выходцем из Португалии. Сначала Диего, так же как и других детей мужского пола, отдали в латинскую монастырскую школу.

Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, поэтому его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. Факт выбранной профессии стал вызовом для местной аристократии, так как профессия художника считалась недостойным дворянина занятием. Характер преподавателя был несносен, из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера, и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность.

В доме у Пачеко

Диего Веласкес оставался в мастерской Пачеко до получения звания мастера в восемнадцатилетнем возрасте. Именно благодаря советам своего учителя он совершенствует умение точного воспроизведения натуры. Здесь творчество Диего Веласкеса представлено следующими картинами: «Непорочное зачатие», «Завтрак», «Ужин в Эммаусе», «Старая кухарка», «Водонос», «Поклонение волхвов», «Христос в доме Марфы и Марии», «Музыканты».

Диего Веласкес кузница вулканаПосле окончания обучения наставник, которого привлекли добродетель, чистота, гениальность, а также другие положительные качества его ученика, отдал замуж за него свою единственную дочь, шестнадцатилетнюю Хуану Миранду. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Как правило, эти картины не имеют мистической окраски, а напоминают, скорее, бытовые сцены.

Переезд в Мадрид

Сменив всё придворное окружение своего отца, молодой (шестнадцати лет от роду) правитель Филипп Четвёртый узнал, что в Севилье живёт талантливый испанский художник Веласкес, который тут же был призван во дворец.

В 24-летнем возрасте вместе с тестем Диего прибывает в Мадрид. Его покровителем здесь становится премьер-министр Оливарес. Написанный художником «Портрет молодого короля Филиппа IV» имеет большой успех, после чего ему присваивается титул придворного художника. Но, к сожалению, данная работа не дошла до наших времён.

Портретное творчество

Веласкес Диего картины Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. До нашего времени дошли портреты, на которых видны изменения лица по мере её роста и взросления.

Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. В результате появилось большое количество изображений придворных и политических деятелей, а также галерея ярких представителей испанской культуры.

«Изгнание морисков»

Но не только поклонение вызывало творчество Диего, зависть наиболее авторитетных художников привела к конфликту из-за того, что молодой творец не считался с академическими традициями. В результате этого по настоянию его «старших товарищей» был устроен конкурс, к которому 28-летний автор написал историческую большую картину «Изгнание морисков». Она посвящена изгнанию из страны всех жителей арабского происхождения, наиболее трагичной части истории страны.

Восторг вызвала работа, которую выполнил Диего Веласкес. Картины, описание которых соответствовали официальному предназначению, висевшие в одном из дворцовых залов, пополнил и этот резкий, полный экспрессии, шедевр. После нескольких недель его велено было перенести в место, где находились любимые картины короля – зеркальный зал.

Что касается самого автора, то он получил высокую, равноценную камергеру, должность хранителя королевской двери. Зависть и недоброжелательность никак не повлияли на человеческие качества Веласкеса. Он сохранил внутреннюю свободу от прихотей испанской знати. Эта картина, к великому сожалению, не сохранилась до наших дней.

Античные сюжеты

Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы», или «Вакх». Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Всё выполнено мастерски, подобно современному театру и литературе изображаются бесшабашность, горечь и веселье. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.

Именно античный сюжет позволил ему порвать со ставшей уже традиционной интерьерной бытовой сценой. Благодаря действию на природе освещение становится ровнее, а краски богаче. Но пока ещё очень сильны контрасты тени и света, поэтому передний план слегка тяжеловесен, так как этот метод является новым для автора. А более совершенное владение творец приобретёт позднее.

Поездка в Италию. Диего Веласкес: «Кузница Вулкана»

Диего Веласкес картины описаниеПо разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).

В этой работе полностью отсутствует приземлённость, но ирония творца здесь явно заметна. Несмотря на сияние Аполлона, его образ весьма прозаичен. Вулкан и его помощники тоже представлены живыми людьми, не отличающимися божественной красотой.

Эта страна много дала Веласкесу, его живопись стала более совершенной и зрелой, исчезли тёмные тени и резкие линии, очень значимым стал пейзажный фон.

«Сдача Бреды»

Во всём своём блеске художником представлено собственное мастерство в единственном батальном полотне - «Сдача Бреды». Здесь изображено событие падения голландской крепости Бреды, осаждённой испанцами. Её комендант Юстин Нассауский вручил ключи испанскому полководцу Спиноле.

Вдвоём они изображены в центре полотна. Согнутый тяжестью разгрома Нассау устремляется к победителю с ключом в руке. С другой стороны в чёрных доспехах теснятся испанцы, а стройные копья создают ощущение превосходства мощи и численности испанского отряда.

Веласкес Диего де СильваПо новизне художественного решения, а также правдивости изображения исторического события эта картина стала откровением для своего времени.

Но по-прежнему портреты являются ведущим жанром в творчестве Веласкеса. Они стали более разнообразными по живописному решению и композиции. Всё это сочетается с живописной свободой и исключительной убедительностью в трактовке пейзажей. На протяжении десятилетия мастером создана целая серия портретов шутов и карликов. К этому же времени относится и картина, написанная на запрещаемый инквизицией сюжет «Венера и Купидон» с редчайшим в испанской живописи изображением обнажённого женского тела.

Картины религиозного содержания. Визит в Рим

Испанский король для монастыря Сан-Пласидо заказал Диего картину. Эта работа под названием «Распятие Христа» принесла автору ошеломительный успех, а её композиция удивительно проста. Изображение Христа не имеет пейзажного фона, также автор постарался минимально выразить страдание на его лице. Пропорции, хоть и идеальны, отличаются от мускулистых канонов. Картина создаёт атмосферу глубокого раздумья и абсолютного безмолвия.

Наряду с этой художником написаны и другие картины аналогичного содержания. Веласкес Диего, картины которого уже прославлены, опять посещает Италию. Произведения, созданные здесь, принесли творцу ещё большую популярность. Наиболее ярким образцом является «Портрет Папы Иннокентия X», который имеет особое значение благодаря необыкновенному мастерству живописи, глубокому психологизму и остроте характеристики.

Понтифик изображён сидящим в кресле в исполненной скрытым напряжением позе. Пронизывает фигуру и придаёт ей живость доминирующий красный тон, особенно интенсивный в горячем свете. Не стремясь облагородить некрасивое лицо Папы, автор изобразил его цепкий и тяжёлый взгляд, темперамент и внутреннюю силу. Перед зрителем предстаёт не духовное лицо, а, скорее, светский правитель – умный, энергичный, хитрый, порочный и жестокий.

Несмотря на щедрую награду за портрет, Иннокентий нашёл его слишком правдивым, а из-за письма Филиппа, побоявшегося потерять художника, Диего Веласкес (краткая биография которого не упускает ни одного значимого события в его жизни) возвращается на родину. После этого король возводит его на самую высокую должность в государстве – гофмаршала, после чего художник получает полную независимость.

«Менины»

Картина Диего Веласкеса МениныВ этот период главными картинами автора считаются композиции крупного масштаба «Миф об Арахне» и «Менины».

Величайшим творением Диего считается картина «Менины». Само это слово обозначает девушку, принадлежащую к аристократической семье, которая занимает должность фрейлины испанской инфанты. Композиция этого произведения весьма необычна.

Художник изобразил одну из комнат королевского дворца – большую и сумрачную. В левой её части на подрамнике стоит он сам возле большого холста и пишет портрет семьи короля. Её отражение зритель может увидеть в зеркале, находящемся за спиной творца. В центре комнаты в окружении карликов и двух менин стоит Маргарита, очаровательная маленькая инфанта. За ними расположены фигуры кавалера и придворной дамы, а за распахнутой дверью на заднем плане – гофмаршал королевы.

Из европейских художников Веласкес первым показал закулисную жизнь королевского двора. Маленькая инфанта и фрейлины изображены с большой выразительностью. Одна из них, согласно этикету, стоит на коленях перед Маргаритой, подавая ей бокал с водой. Карлик кажется подвижным и толкает большую собаку, а толстая карлица в оцепенении застыла.

Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины». Здесь соединились и элементы группового портрета, и бытовые сцены. Мастерски автор передал выходящее за рамки полотна пространство, наполнив его светом и воздухом из распахнутого окна.

«Миф об Арахне»

Вершиной творческого мастерства художника является произведение «Пряха», посвящённая трудовому испанскому народу. Эта картина первая в истории западноевропейской живописи рассказала о простом человеке, его труде.

В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом. В середине подбирает с пола мотки шерсти молодая работница, опустившись при этом на колено. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. У её босых ног лежит кошка. На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Сцена изображена без прикрас, обыденно, но необходимый динамизм ей придаёт вращающееся колесо станка и колоритность.

испанский художник ВеласкесНа дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории.

Данная картина – не только апогей творчества Веласкеса и последняя его крупная работа, но и сочувствующее и глубокое понимание несправедливости всего мироустройства.

К этому времени придворная карьера Веласкеса достигает своей наивысшей точки – он награждён крестом Сантьяго, самым значимым орденом Испании. Этот факт стал прецедентом, так как кавалером одного из самых древних европейских рыцарских орденов стал человек искусства.

Но в это время творец был уже тяжело болен малярией, которой заразился во время церемонии бракосочетания французского короля и испанской принцессы на острове Фазанов. После возвращения в Мадрид Диего Родригес де Сильва Веласкес умер в возрасте шестидесяти одного года. С его смертью эпоха расцвета испанской живописи закончилась.

fb.ru

Известные картины художников мира на нашем ресурсе

Картины ВеласкесаМногие известные картины собраны на нашем сайте.

Например, полотно «Постоянство памяти» Сальвадора Дали. На этой картине мы видим текущие часы, они сползают с плоскости как расплавленный сыр. Считается, что это символ «текучести времени». И если бы я не назвал автора, то вы все равно поняли кто художник.

Какое то время Дали вынашивал эту идею, потом делались эскизы, писал, переписывал и наконец выставил полотно на суд зрителей. Картина была принята критиками и ценителями искусства и стала брендом, стала известной картиной.

Постоянство памяти

Теперь это произведение связано с именем Сальвадора Дали. И таких картин у него много.Например:

  • «Распятие или Гиперкубическое тело»
  • «Атомная Леда»
  • «Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)»

Пройденный жизненный путь художника отмечен его произвидениями. Из этих полотен и состоит Сальвадор Дали. Каждая картина это страница жизни.  Так можно взять любого известного и не известного художника, да и не только художника, и композитора, и писателя, и скульптора...

Известные картины Диего Веласкеса

 

Биография художника

Художник из Испании Диего Родригес Веласкес (1599–1660) не исключение. Он известен в мире искусства. Он не сюрреалист, как Сальвадор Дали. Его стиль испанское барокко.

Его известные картины:

  • «Шута Калаба-Сильяса»
  • «Портрет Графа Оливареса»
  • «Эль Примо»
  • «Мальчик из Вальескаса» и т. д.

Веласкес мастер портрета, ему удается раскрыть внутренний мир заказчика — модели. Это не так просто, как может показаться вначале. Здесь разговор не идет об умении рисовать (это само собой разумеется), а нужно с помощью краски и точности руки выразить характер и темперамент. Но в начале нужно проанализировать рисуемого и понять его.

Известная картина «Папа Иннокентий 10» как раз иллюстрирует сказанное выше. При том, что священник сидит, в позе чувствуется напряжение, взгляд пристально — сверлящий, даже можно сказать жестокий. За этой позой и взглядом чувствуется жестокость политика, а не служителя церкви, проповедующего смирение и соблюдение заповедей.

Веласкес

И это высший пилотаж в живописи.

С другой стороны шутов — карликов «Менины» он изображал просто и по человечески. Не стал высмеивать их недостатки. Хотя в те, да и в наши времена многие не пройдут мимо, чтобы не пнуть больного.

Родом мастер из Севильи. Дворянам не пристало работать, зарабатывать черным делом, а семья художника была из дворян. И даже живопись считалась черной работой.

Но отец художника так не считал. Талант Веласкеса проявился в детстве, и было решено отдать его в ученики к Ф. Эрреру, после он занимался у художника Ф. Пачеко.

Замечен талант художника придворной публикой был к 23 годам, когда Веласкес написал портрет Луиса де Гонгоры. В это же время его пригласили к королю, написать монарха. Работа королю понравилась, и с этого момента карьера художника пошла вверх. он стал придворным художником и получал 20 дукатов в месяц, и плюс к этому доход от написанных картин.

Каждый придворный мечтал иметь картину, от Веласкеса, у себя в коллекции. Теперь считалось это престижным. Скорее всего, не все придворные могли оценить истинный талант художника, ну раз начальство считает, что это хорошо, значит это так 🙂 . Ну как же, король оценил.  🙂 (но, в общем это мое личное мнение)

С королем у художника сложились дружеские отношения. Монарх не раз присутствовал при написании известных картин, наблюдая за работой.

Примерно в этот период художник пишет свои известные произведения

  • «Шута Калаба-Сильяса»
  • «Портрет Графа Оливареса»

Рубенс был современником Веласкеса. И есть такое мнение, что именно с подачи Рубенса Веласкес отправился в Италию. По прошествии трех лет художник возвращается домой, и с новыми творческими силами и впечатлениями берется за краски.

В это время создаются многие портреты и известные картины религиозно — мифологической тематики. Одна из них «Сдача Бреды».

В промежутке между 1630 и 1640 годами были написаны известные картины с изображением карликов и шутов.

  • «Мальчик из Вальескаса»
  • «Эль Примо»
  • «Себастьяно дель Морра»
  • «Барбаросса»

Ближе к 1660 году вышли в свет такие полотна как:

  • «Пряхи»
  • «Менины»

 

 

 

artatac.ru

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. «МЕНИНЫ» - СТРАНЫ - ГОРОДА

6 июня 1599 года в Севилье родился великий испанский живописец    Диего Родригес де Сильва Веласкес. Диего Веласкес. «Менины» 1656 г. Холст, масло, 318 х 276 смПрадо, Мадрид Где живопись? Все кажется реальным В твоей картине, как в стекле зеркальном. Франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу

Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении  воскликнул: «Где же картина?». И его легко можно понять. Мастерство Веласкеса кажется поначалу  таким естественным и  немудреным, что зритель чувствует себя не сторонним созерцателем произведения искусства, а заинтересованным  свидетелем  изображенных  событий. Переживая  перед картиной застывшее мгновение давно отшумевшей жизни, он задается вопросами  отнюдь не академическими: кто  все эти люди?  Почему они собрались вместе? Что здесь происходит? Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство.

Итак, время действия – 1656 год. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом,  королевская династия испанских Габсбургов угасает. Место действия – старый королевский дворец  Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В висящем на стене зеркале видны два отражения – это  король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь, инфанта Маргарита. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут  Мария Сармиенто, другую — Исабель де Веласко. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С ней беседует гвардадамас — придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой  дремлющую  собаку, а рядом с ним  стоит  карлица Мария Барбола. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого  королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника.

И наконец, слева работает  у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха и один из первых художников Европы. Ему 57 лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес  - к тому же и апосентадор, т.е. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). На  груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г.,  и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест.

Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas“. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Неужели ради   очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст? Разумеется, нет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia“  - «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев,  включая прислугу. Поэтому нас не должна удивлять вольность художника, изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья? Что за картину пишет Веласкес, и кто ему позирует? Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. На это указывает отражение в зеркале. А почему в мастерской находится инфанта? Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель, и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса, и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы.

   

Чей же портрет пишет в таком случае Веласкес? Конечно же, портрет инфанты! Светлая фигурка Маргариты – безусловно, композиционный центр картины, она сразу приковывает наш взгляд. Много портретов инфанты написал Веласкес, но, пожалуй, лучше этого нет. Все в картине призвано подчеркнуть контраст хрупкой прелести Маргариты и той роли, которую поневоле должна играть эта девочка, той обстановки, в которой она живет.

Случайно ли почти всю верхнюю половину полотна занимают стены и высокий потолок с массивными крюками для люстр? Противопоставление обширного мрачноватого помещения и маленькой нарядной девочки усиливают детали: огромная собака, большой холст на мольберте. Фигура карлицы – женщины ростом с девочку – наводит на мысль о том, что инфанта – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

 

Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться. В таком наряде, весящем несколько килограммов, инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела. Как контрастирует эта вынужденная   застылость позы с живостью умного личика Маргариты, блеском любопытных глаз, готовыми к улыбке губами! Что ей услужливые менины и придворные шуты… ей бы побегать, поиграть со сверстниками!

Все это, несомненно, есть в картине, однако если Веласкес пишет портрет Маргариты, то почему в зеркале отражаются фигуры короля и королевы? Возможно, они пришли посмотреть, как продвигается работа. Допустим, но почему инфанта стоит к художнику спиной? В работе наступила пауза, и донья Мария подносит девочке кувшинчик с питьем. Но простите, ведь художник-то продолжает работать, он явно смотрит на модель! Значит модель – вовсе не инфанта… или не только инфанта? Еще одна красивая версия не выдерживает критики.

  Диего Веласкес. Портреты инфанты Маргариты. 1654 и 1655 гг.  .

Нам остается предположить, что Веласкес пишет именно ту картину, которую мы видим – «Менины». И поскольку в нее включен автопортрет, который художник может написать, лишь глядя в зеркало, прочих персонажей он изображает также при помощи зеркального отражения. Итак, за пределами картины находится зеркало, в котором отражаются все присутствующие в мастерской люди. Мы, зрители, как и в первом варианте, тоже включаемся в число позирующих, поскольку стоим на месте короля и королевы, которых Веласкес написал отражающимися во втором зеркале, висящем на стене. Кроме того, на холсте мы видим и обратную сторону этого самого холста, и все то, что изображает на нем художник – инфанту, придворных, отражение короля и королевы и т.д. В картине не остается ни одного персонажа, который не двоился, не отражался бы в зеркальном стекле и в зеркале живописи!

Да и сама картина подобна зеркалу: каждый из нас по-своему трактует ее содержание, усматривает в ней проекцию собственных мыслей и чувств - так, стоя перед зеркалом, мы способны видеть в нем лишь свое отражение. Казалось бы, зачем тогда продолжать вековые споры о том, что же пишет художник на стоящем перед ним холсте? Но не размышлять об этом невозможно, как невозможно не вглядываться в таинственную зеркальную глубину.

О том, что глубина   постижения искусства поистине бездонна, свидетельствует трактовка картины, которую дал Мишель Фуко – крупнейший французский философ 20-го столетия, историк и теоретик культуры. Его книгу «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966 г.) открывает глава «Придворные дамы», в которой Фуко на пятнадцати страницах размышляет, на примере «Менин», о предмете и его отражении, о реальности и иллюзии, о вещи и ее образе в искусстве, об объекте и субъекте изображения.

Диего Веласкес. Венера с зеркалом. Ок. 1650 г.

Еще один властитель дум европейской интеллигенции прошлого века, испанский философ, культуролог и публицист Хосе Ортега-и-Гассет был, по его собственным словам, одержим своеобразным «синдромом Веласкеса». На протяжении многих лет он предавался размышлениям о картинах этого мастера, пытаясь постичь скрытую в них истину, вновь и вновь возвращаясь к загадке «Менин».

Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным, или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию, и двинемся дальше. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале? Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г.), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В зеркале, изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.

Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом», и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Но, переняв мотив, испанский мастер придает ему совершенно оригинальное звучание. Так, в его картине «Венера с зеркалом» (ок.1650 г.) богиня любви лежит спиной к зрителю, и мы видим ее лицо лишь смутно отражающимся в зеркале. Никто точно не знает, каков лик любви, но каждый знает, что любовь прекрасна, - словно говорит нам художник.

  Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини.1434 г.

В «Менинах» зеркальное отражение – ключ к пониманию скрытого смысла картины, поэтому оторвемся от созерцания милой инфанты и еще раз посмотрим на висящее у нее за спиной зеркало. Отражения короля и королевы превратили зеркало в подобие обрамленного холста - в, своего рода, идеальную картину, созданную самой жизнью. Фигура стоящего в дверях Хосе Ньето тоже очень «картинна» – дверной проем похож на раму, а сам дворецкий, застывший в красивой позе со шляпой в руке, словно приготовился позировать для портрета.

Над зеркалом висят две большие картины, которым Веласкес, очевидно, придавал серьезное значение – они занимают значительную часть полотна и написаны так тщательно, что, глядя на «Менины» в оригинале, можно без труда понять их содержание. Сегодняшнему зрителю сюжеты этих произведений мало что скажут, но современники Веласкеса, тем более обитатели королевского дворца, узнавали их без труда.

Диего Веласкес. Пряхи. Ок 1657 г.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством. Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море!" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре? Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни? – спрашивает Веласкес, и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Не мелочный натурализм, не дотошное выписывание каждой детали, каждого волоска, а смелые мазки кисти, то упруго лепящие форму, то настолько легкие и прозрачные, что через них просвечивает холст, – вот что создает иллюзию волшебного дыхания жизни в картинах Веласкеса. Свободно положенные мазки, сливаясь вблизи в нераздельную массу, издали передают ощущение реальной объемности предметов и глубины пространства. Кисть непостижимым образом запечатлела сам воздух, окружающий предметы, и мы, кажется, видим пляшущие в солнечных лучах пылинки. (Кстати, обратите внимание на необычно длинные кисти в руках художника. Работая такими кистями, он не должен был подходить близко к картине, и ему было легче оценить целостное впечатление от холста.)

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то   главные слова так и остаются несказанными. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, поэтому его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, - шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».

Пабло Писассо. Менины. По Веласкесу. 1957 г.

Но вернемся в мастерскую художника. Мы видим, что не только центральная, но и правая стена комнаты сверху донизу увешана картинами, а слева много места занимает внушительный подрамник с натянутым на него холстом. Картины буквально надвигаются на присутствующих, окружают их со всех сторон и наводят нас на мысль о многих десятках полотен, написанных придворным художником за тридцать с лишним лет службы.

А собравшиеся в комнате члены королевской семьи - персонажи этих картин. Именно их – короля, королеву, инфантов и инфант, придворных, шутов и карликов, даже королевских собак увековечивал живописец в своих произведениях все эти годы. И по сути дела, главный герой картины-головоломки - это ее автор, скромно стоящий у мольберта. Словно не замечая возникшей вокруг инфанты Маргариты суеты, он продолжает работать.

Диего Веласкес внимательно смотрит на нас, своих будущих зрителей, и   пишет новую картину - «Менины»: универсальное полотно, соединяющее в себе и непринужденную жанровую сцену, и групповой портрет, и автопортрет, и философскую аллегорию. Это картина о том, как создаются картины, о творчестве, о плодотворно прожитой жизни художника, и вообще о жизни, которую, словно зеркало, отражает искусство.

Автор: Марина Аграновская Источник: www.maranat.de

marinagra.livejournal.com

Диего Веласкес.

Diego Velazquez /1599—1660/. Диего Веласкес.Александр_Ш_Крылов все записи автора

Автопортрет (366x367, 17Kb)Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

Завтрак 1617 (657x700, 131Kb)"Завтрак" 1617 

Христос в доме Марии и Марфы (700x408, 46Kb)"Христос в доме Марфы и Марии" 1618

Непорочное зачатие 1618 (507x700, 115Kb)"Непорочное зачатие" 1618

Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)1618 (700x590, 56Kb)"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618

Поклонение волхвов. 1619 (422x700, 48Kb)"Поклонение волхвов" 1619

Портрет матери Херонимы де ла Фуэнте 1620 (462x700, 89Kb)"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620

Mother Jeronima de la Fuente detail (507x700, 79Kb)"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент

Чудо в Эммаусе. 1620 (650x607, 107Kb)"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

Министр Duque de Olivares (557x700, 97Kb)"Первый министр герцог де Оливарес"

Филипп 4. 1624-26 (347x700, 20Kb)"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

Продавец воды в Севилье. 1623 (536x700, 46Kb)"Продавец воды в Севилье" 1623

Филипп IV на охоте. 1632-1633 (441x700, 88Kb)"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

Сдача Бренды. 1635 (700x576, 83Kb)"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Конный портрет принца Балтазара . (457x550, 57Kb)"Конный портрет принца Балтазара"

Бахус. 1629 (700x506, 124Kb)"Бахус" 1629

Граф Ольварес на коне. 1634 (549x700, 73Kb)"Граф Ольварес на коне" 1634

1bbb (589x700, 98Kb)"Портрет инфанты Маргариты" 1660

Конный портрет Филиппа IV (700x672, 185Kb)"Конный портрет Филиппа IV"

Don Balthasar Carlos (521x700, 128Kb)"Don Balthasar Carlos "

Веласкес-Диего--07337 (546x700, 55Kb)"Белая лошадь"

11957147_Velazquez_Infanta_Marguarite_Therese1654 (545x700, 123Kb)"Infanta Marguarite Therese" 1654

Аллегорический портрет Филиппа IV (539x700, 112Kb)"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

Дама с веером 1640 (499x700, 91Kb)

"Дама с веером" 1640

Миф об Арахне (Пряхи)1657 (700x548, 93Kb)"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657

Венера перед зеркалом 1644-48 (700x485, 104Kb)"Венера перед зеркалом" 1644-48

image001 (531x700, 121Kb)

Philip IV of Spain (588x700, 71Kb)

"Филипп IV Испанский" 1652-53

Velazques Margaretha as a child Sun (567x700, 126Kb)"Margaretha as a child Sun"

Веласкес-Диего--07292 (333x700, 93Kb)"Молодая дама"

Веласкес-Диего--07307 (560x700, 107Kb)"Francisco Bandres De Abarca"

Prince Baltasar Carlos as a Hunter 1635-36 (379x700, 96Kb)"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36

Self-Portrait 1643 (559x700, 103Kb)"Автопортрет" 1643

Св. Антоний (464x700, 107Kb)"Св. Антоний"

Инфанта Мария Австрийская (514x700, 135Kb)"Инфанта Мария Австрийская"

Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо, эль Примо) (543x700, 91Kb)"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "

Святые Антоний и Павел (495x700, 69Kb)"Святые Антоний и Павел"

Коронация девы Марии (509x700, 71Kb)"Коронация девы Марии" 1645

Коронация девы Марии. (Фрагмент) (521x700, 194Kb)"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645

Кардинал Камилло Асталли (548x700, 112Kb)"Кардинал Камилло Асталли"

Семья Филиппа IV (Las Meninas) (610x700, 87Kb)"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"

Искушение святого Фомы Аквинского (585x700, 131Kb)"Искушение святого Фомы Аквинского"

El_Ingles_Velazquez_c1650 Карлик с собакой (444x600, 64Kb)"Карлик с собакой" 1650

Веласкес-Диего--07299 (546x700, 45Kb)"Демокрит" 1628-29Набросок головы Аполлона 1630 (464x700, 145Kb)"Набросок головы Аполлона" 1630

Вилла Медичи, павильон Ариадны. 1630 (584x700, 113Kb)"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630

Инфанта Маргарита Мария (518x700, 56Kb)"Инфанта Маргарита Мария"

Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом. 1645 (565x700, 53Kb)"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645

portrait-of-maria-luisa-of-parma-q-zacar-as-gonzalez-velazquez (486x700, 85Kb)"Портрет Марии Луизы"

Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра (526x700, 99Kb)"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"

Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса (519x700, 77Kb)"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса

Христос на кресте. 1632 (449x700, 22Kb)"Христос на кресте" 1632

Распятие (533x700, 148Kb)"Распятие "

Портрет поэта Луиса де Гонгора (534x700, 26Kb)"Портрет поэта Луиса де Гонгора"

Queen-Isabel Королева Изабелла 1631-32 (380x700, 89Kb)"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32

Хуан-де-Парейя, 1650, Музей Метрополитен, Нью-Йорк (606x700, 108Kb)"Хуан-де-Парейя" 1650

Королева Изабелла Бурбон на коне, 1634, Музей Прадо, Мадрид (700x678, 182Kb)"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634

Папа Иннокентий X, 1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим (576x700, 144Kb)"Папа Иннокентий X" 1650

Портрет короля Филиппа IV (510x700, 101Kb)"Портрет короля Филиппа IV"

Шут (280x550, 25Kb)"Шут"

Эзоп (355x700, 32Kb)"Эзоп"Филипп IV в коричневом и серебре 1631-32 (399x700, 87Kb)"Филипп IV" 1631-32

Голова смеющегося мальчика (551x700, 52Kb)"Голова смеющегося мальчика"

Святой Павел (521x700, 105Kb)"Святой Павел"

Королева Австрии Дона Мариана 1652-53 (439x700, 116Kb)"Королева Австрии дона Марианна" 1652-53

Кузница Вулкана 1630 (700x558, 111Kb)"Кузница Вулкана" 1630

Святой Томас (531x700, 123Kb)"Святой Томас"

Portrait of Archbishop Fernando de Valdes (610x700, 93Kb)"Portrait of Archbishop Fernando de Valdes"

Франческо Д`Эсте, герцог Модены (515x700, 116Kb)"Франческо Д`Эсте, герцог Модены"

Инфанта Мария Тереза (524x700, 104Kb)"Инфанта Мария Тереза"

Инфанта Мария Тереса 1651-52 (700x630, 146Kb)"Инфанта Мария Тереса" 1651-52

Портрет Клерик (507x700, 121Kb)"Портрет клерика" 

Три музыканта (или музыкального трио) (700x550, 100Kb)"Три музыканта (или музыкального трио)"

Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад 1630 (575x700, 199Kb)"Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад" 1630

Вышивальщица 1640 (536x700, 129Kb)"Вышивальщица" 1640

Мужской портрет (453x700, 62Kb)"Мужской портрет" 

Дон Хуан Франсиско Пиментель (556x700, 89Kb)"Дон Хуан Франсиско Пиментель"

Марс, бог войны 1640 (350x700, 68Kb)"Марс, бог войны 1640

Меркурий и Аргус ок.1659 (700x289, 75Kb)"Меркурий и Аргус" ок.1659

Портрет Филиппа IV (фрагмент) 1657-60 (539x700, 97Kb)"Портрет Филиппа IV" (фрагмент) 1657-60            http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post192199075/

s30556663155.mirtesen.ru


Смотрите также