закрыть. Картины верещагина


Василий Верещагин: Картины и рисунки Верещагина

12345

 

Нажмите чтобы увеличитьУличный музыкант. Дутарист. 1870 //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПерсиянин //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьРежущийся (Добровольный мученик) //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМолодой имам, убитый //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьС гор на долины, нач. 1870-х годов //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЗабытый. Не сохранилась. 1871 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьАпофеоз войны («Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим»). 1871 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБогатый киргизский охотник с соколом. 1871 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУ крепостной стены. «Пусть войдут». 1871 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУ крепостной стены. «Вошли». 1871 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1965

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьНападают врасплох. 1871 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьДвери Тимура (Тамерлана). 1872 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьТоржествуют. 1872 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПредставляют трофеи. 1872 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличить«Окружили – преследуют…». Не сохранилась. 1872 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПродажа ребенка-невольника. 1872 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьАюдаг. 1872 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКурильские острова. 1872 //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьИндиец. 1873 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСмертельно раненный. 1873 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВысматривают. 1873 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУзбек – продавец посуды. 1873 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУ дверей мечети. 1873 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБухарский солдат (сарбаз). 1873 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКалмыцкий лама. 1873 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУзбекская женщина в Ташкенте. 1873 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКитаец. 1873 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьТуркестанский офицер, когда похода не будет. 1873 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСамаркандский зиндан (подземная тюрьма). 1873 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУ гробницы святого. 1873 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКокандский солдат. 1873 //Василий Васильевич Верещагин. 1842-1904. – М., 1955

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПарламентарии. – Сдавайся! 1873 //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьУ гробницы святого – благодарят всевышнего. 1873 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьТуркестанский солдат в зимней форме //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСамарканд //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБхил(Бхилы – одно из горных племен Декана). 1874 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКутч-Баниан. Одна из сект. Бомбей. 1874 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБраминский храм в Адельнуре. 1874-1876 //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьРозы в Ладаке. Этюд. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьФакиры. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСтатуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьТронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПосмертные памятники в Ладакхе. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГималайский пони. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЖители Западного Тибета. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЛедник по дороге из Кашмира в Ладакх. Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБуддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьСовар – правительственный посыльный. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГималаи вечером. Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГорний ручей в Кашмире. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьПовозка в Дели. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМоти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре. 1874-1876 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

Нажмите чтобы увеличитьСвященник Парс (огнепоклонник). Бомбей. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьБания (торговец). Бомбей. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

Нажмите чтобы увеличитьРаджнагар. Мраморная, украшенная рельефами набережная озера. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

Нажмите чтобы увеличитьБуддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКолоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКолонны пещерного храма в Аджанте. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВорота Ала-уд-Дина. Старый Дели. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМолитвенная машина буддистов. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьХрам в Джайпуре. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКули (носильщик). 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьДом Бирбаля в Фатахпур-Сикри. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЖенщина из Бутана. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВ Гималаях. Гора Джонгри зимой. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьЯк. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГоры близ монастыря Ташидинг. Сикким. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМинарет Кутб-Минар и ворота. Старый Дели. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВсадник в Джайпуре. 1874-1876 //Василий Васильевич Верещагин: Альбом репродукций. – М., 1954

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГлавная вершина. 1875 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМонастырь в скалах. Ладакх. 1875 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМонастырь Хемис в Ладаке. 1875 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВорота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875 //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьГлавный храм монастыря Тессидинг (Сикким). 1875 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьКараван яков, нагруженный солью, около озера Цо-Морари, на границе Западного Тибета. 1875 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМавзолей Тадж-Махал близ Агры. Индия. 1875 //veresh.ru

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьМолодая девушка из знатного семейства Сиккима. 1875 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив

 

12345

www.booksite.ru

10 самых страшных картин – ВТБ – России

17 мая 2017

10 самых страшных картин художника

Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. И он написал — красками на холстах. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».

«Представляют трофеи»1872 г. Холст, масло. 240×171 см. Государственная Третьяковская галерея. Цикл «Варвары», Туркестанская серия

Изящные восточные колонны, залитый солнцем внутренний двор, нарядные одежды собравшихся — что ужасного в этой картине? Сама суть происходящего. В недавнем сражении солдаты эмира продемонстрировали отвагу и доблесть. Они только что прибыли ко двору с ценным трофеем. Увы, это не золото и не захваченные знамена: у ног восточного владыки в кучу свалены отрезанные головы «неверных» — русских солдат, проигравших в битве. Потемневшие лица в запекшейся крови, отвратительная вонь разложения, от которой собравшиеся прикрываются рукавами халатов, — так выглядит сладкая победа. Такова минута славы армии-победителя. Одна из голов подкатилась к ноге эмира, и он задумчиво разглядывает лицо мертвого врага. Картина «Представляют трофеи» вошла в цикл «Варвары», который Верещагин написал после возвращения из Туркестана, когда бухарский эмир объявил России джихад — священную войну. Но может ли война быть священной, когда под твоими ногами отрезанные головы?

«Торжествуют»1872 г. Холст, масло. 195,5×257 см. Государственная Третьяковская галерея. Цикл «Варвары», Туркестанская серия

На площади перед величественным медресе Шердор в Самарканде собралась толпа. Одетый в белое мулла в центре читает проповедь. Люди празднуют, но что? Ответ становится очевидным, если приглядеться получше. На шестах торчат головы солдат — почетный трофей армии эмира, выставленный на всеобщее обозрение. Их можно было бы совсем не заметить на фоне разноцветных орнаментов, залитых ярким солнцем. И все же они здесь, наблюдают за толпой, которая пиршествует буквально на костях. На раме надпись: «Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога». 

«Подавление индийского восстания англичанами»1884 г. Местонахождение неизвестно. Серия «Три казни»

Эта утерянная картина имеет традиционную трактовку: английские солдаты казнят повстанцев во времена борьбы Индии за независимость от Британской империи. К дулу пушек привязаны мятежники. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Однако свою идею он передал точно: колониальная война, как и любая другая, делает из одних — хозяев, а из других — рабов.

«На Шипке все спокойно», триптих1878–1879 гг. Холст, масло. Частные коллекции, Костромской государственный объединенный художественный музей. Балканская серия

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Война здесь — не в прекрасных батальных сценах и глазах, горящих героизмом, а в непростительной беспечности командиров, которым дела нет до своих людей. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 — больными. Но разве генералам было до этого дело? «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.

«Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»1878–1879 гг. Холст, масло. 147×299 см. Государственная Третьяковская галерея. Балканская серия

Сражение за Шипкинский перевал произошло 9 января 1878 года и принесло русской армии долгожданную победу. Наконец закончилась изнурительная оборона, и пришло время героям ликовать. Генерал Скобелев объезжает шеренги выживших с поздравлениями, и солдаты радостно подбрасывают в воздух шапки. Резво скачет белый конь, развевается победное знамя. Только какая цена у этой победы? Веселье и радость победителей не так важны, раз на переднем плане оказались десятки окровавленных и изувеченных тел — русских и турецких солдат. В отличие от собратьев, они навсегда останутся в снегах под Шипкой. Это полотно Верещагина вошло в Балканскую серию, посвященную событиям Русско-турецкой войны. Свою работу над циклом он описывал так: «Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь... За слезами ничего не видно...»

«Перед атакой. Под Плевной»1881 г. Холст, масло. 179×401 см. Государственная Третьяковская галерея. Балканская серия

Командование отдало приказ о штурме Плевны. Войско готово начать наступление. Император Александр II вглядывается вдаль, адъютанты рассматривают врага в бинокль. Как ни парадоксально, командиры почти никогда не участвуют в сражении. Они только отдают приказы, посылая на смерть простых людей. На этой картине Верещагина руководители армии даже не могут толком разглядеть происходящее. Они визуально отделены от войска и выглядывают «из-за угла». В день атаки император наблюдал за сражением с «закусочной горы» — холма, где он со штабом отмечал именины и поднимал бокалы шампанского «за здоровье тех, которые там теперь дерутся». После битвы художник возвращался к этому месту: «Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского — без шуток». 

«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»1878–1881 гг. Холст, масло. 183×402 см. Государственная Третьяковская галерея. Балканская серия

Третий штурм Плевны обернулся полным провалом — русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать, и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Художник вспоминал о днях после сражения: «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни, и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Многочасовые страдания, боль, агония и часто тяжелая смерть — цена, которую нужно заплатить любой войне, ради чего бы она ни велась.

«Победители»1878–1879 гг. Холст, масло. 180×301 см. Киевский национальный музей русского искусства.  Балканская серия

Еще одна картина о Русско-турецкой войне изображает финал битвы под Телишем, когда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк. Снова на холсте тела погибших и немногочисленные выжившие. Но ужас этой картины не в унесенных смертью жертвах. Ужасна бесчеловечность тех, кто остался жить. Победители-турки рыщут по карманам убитых — вдруг найдется что-то ценное? Тут же стягивают с еще теплых тел мундиры и сапоги и весело хохочут, забирая в плен одного из уцелевших. Война шокирует и замыливает глаз, и в какой-то момент жестокие поступки перестают казаться противоестественными. Верещагин показывает неуважение к погибшим — пусть и врагам, но таким же людям, у которых дома остались дети и семьи. 

«Побежденные. Панихида»1879 г. Холст, масло. 179,7×300,4 см. Государственная Третьяковская галерея

После окончания штурма Плевны и Русско-турецкой войны Верещагин написал: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии. В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями — это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца». На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами, и нет им конца и края. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, — единственное живое, что здесь есть. Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом, из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.

«Апофеоз войны»1871 г. Холст, масло. 127×197 см. Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, это самое известное полотно художника, которое венчает его творчество. На картине раскаленная пустыня, выжженный фруктовый сад, руины города — все, что осталось от некогда цветущего края. Стая стервятников кружится над этим кладбищем в поисках добычи. Верещагин прекрасно знал человеческую анатомию и старательно выписал каждый череп в огромной пирамиде. Эти останки принадлежат не только солдатам: здесь и старики, и женщины, и дети. А значит, война касается всех. И уничтожает — всех. Эта работа — нравственная проповедь всем живущим и апофеоз философии Верещагина. На раме адресная надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». 

Верещагин ненавидел войну, хотя всю жизнь самоотверженно писал только ее. Он погиб, делая зарисовки очередного сражения во время морского столкновения России и Японии. О своем творчестве он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с гораздо большей охотой. Я всю свою жизнь горячо любил и хотел писать солнце».

Для справки

Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Благодарим вас за участие в улучшении нашего контента!

vtbrussia.ru

Верещагин, Василий Васильевич. Художник-баталист.Русская живопись

Василий Васильевич Верещагин — один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

Однако выдающийся художественный критик В. В. Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи. Не случайно всемирно известный немецкий художник XIX века Адольф Менцель, пораженный разносторонностью творчества и дарования Верещагина, воскликнул: «Вот этот может все!».

Верещагин родился в 1842 г. В. 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую серебряную медаль за эскиз «Избиение женихов Пенелопы» и похвалу академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал заграницу.

В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике»; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью — что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин.

В 1867 г. Василий Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.

Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли». Вся коллекция состоит из 121 нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел В. в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.

Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 — 88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи.

Во всяком случай Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как напр., «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи». В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием «Реализм», в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве

Как только вспыхнула русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. Шестидесятидвухлетний художник, оставив горячо любимых жену и трех малолетних детей, направился в самое пекло военных событий, чтобы вновь поведать людям правду о войне, раскрыть ее подлинную суть. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М.Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.

Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина. Среди них особенно яркой и содержательной была статья В.В.Стасова. В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.

Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: «Верещагин — величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве». «Верещагин — личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек».

Источник: http://www.bibliotekar.ru/kVeresch                           http://www.centre.smr.ru/win/artists/veresh/biogr_veresh.htm 

Картины и этюды.  

Рисунки и наброски. 

Описание картин. 

Апофеоз войны.В покоренной Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»).«В штыки! Ура! Ура!» (Атака).Двери Тимура (Тамерлана).Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх.Мавзолей Тадж-Махал в Агре.На большой дороге. Отступление, бегство...Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»).«На Шипке все спокойно...».На этапе. Дурные вести из Франции.«Не замай! Дай подойти».Ночной привал великой армии.Осада Троице-Сергиевой лавры.Побежденные. Панихида.Продажа ребенка-невольника.Смертельно раненный.Соломонова стена (Стена Плача).У крепостной стены. «Пусть войдут».

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также