Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский: жизнь и творчество. Картины вермеера


Список картин Вермеера - это... Что такое Список картин Вермеера?

Ниже перечислены все полотна Яна Вермеера, авторство которых не вызывает сомнения.

№. Картина Название Дата создания Размеры и материал Местонахождение 1 Vermeer - Diana and Her Companions.jpg «Диана со спутницами» 1653/1654 97,8 × 104,6 см. Холст, масло. Маурицхёйс, Гаага. 2 Jan Vermeer van Delft 004.jpg «Христос в доме Марфы и Марии» 1654/1656 158,5 × 141,5 см. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 3 JohannesVermeer - De koppelaarster.jpg «Сводница» 1656 143 × 130 см. Холст, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден. 4 Johannes Vermeer - A woman asleep 1656-57.jpg «Спящая девушка» 1656/1657 87,6 × 76,5 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 5 Jan Vermeer van Delft 023.jpg «Офицер и смеющаяся девушка» 1657 50,48 × 46,04 см. Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. 6 Jan Vermeer van Delft 003.jpg «Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657/1659 83 × 64,5 см. Холст, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден. 7 Jan Vermeer van Delft 025.jpg «Уличка» 1658 54,3 × 44 см. Холст, масло. Рейксмюзеум, Амстердам 8 Jan Vermeer van Delft 021.jpg «Молочница» 1658 45,5 × 41 см. Холст, масло. Рейксмюзеум, Амстердам. 9 Vermeer Girl Interrupted at Her Music.jpg «Прерванный урок музыки» 1658/1659 39,37 × 44,45 см. Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. 10 Johannes Vermeer - The Wine Glass (c 1658-1660).jpg «Бокал вина» 1658/1660 65 × 77 см. Холст, масло. Старая национальная галерея, Берлин. 11 Jan Vermeer van Delft 006.jpg «Девушка с бокалом вина» 1659/1660 78 × 67 см. Холст, масло. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг. 12 Vermeer-view-of-delft.jpg «Вид Дельфта» 1660/1661 96,5 × 115,7 см. Холст, масло. Маурицхёйс, Гаага. 13 Jan Vermeer van Delft 019.jpg «Молодая женщина с кувшином воды» 1662 45,7 × 40,6 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 14 Vermeer, Johannes - Woman reading a letter - ca. 1662-1663.jpg «Женщина, читающая письмо» 1662/1663 46,5 × 39 см. Холст, масло. Рейксмюзеум, Амстердам. 15 Jan Vermeer van Delft 013.jpg «Женщина с лютней» 1662/1663 51,4 × 45,7 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 16 Jan Vermeer van Delft 014.jpg «Урок музыки» 1662/1665 73,3 × 64,5 см. Холст, масло. Королевская коллекция в Виндзорском замке 17 Jan Vermeer van Delft 008.jpg «Женщина с жемчужным ожерельем» 1662/1665 55 × 45 см. Холст, масло. Старая национальная галерея, Берлин. 18 Vermeer The Concert.jpg «Концерт» 1663/1666 72,5 × 64,7 см. Холст, масло. Украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. 19 Woman-with-a-balance-by-Vermeer.jpg «Женщина, держащая весы» 1664 42,5 × 38 см. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон 20 A Lady Writing by Johannes Vermeer, 1665-6.png «Пишущая женщина» 1665 45 × 39,9 см. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон 21 Girl with a Pearl Earring.jpg «Девушка с жемчужной сережкой» 1665 44,5 × 39 см. Холст, масло. Маурицхёйс, Гаага. 22 Vermeer - Girl with a Red Hat.JPG «Женщина в красной шляпе» 1665/1666 23,2 × 18,1 см. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон 23 De Schilderkunst.jpg «Аллегория живописи» 1665/1666 120 × 100 см. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена 24 Vermeer-Portrait of a Young Woman .jpg «Портрет молодой девушки» 1665/1667 44,5 × 40 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 25 Vermeer Lady Maidservant Holding Letter.jpg «Хозяйка и служанка» 1666/1667 90,17 × 78,74 см. Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. 26 JohannesVermeer-TheAstronomer(1668).jpg «Астроном» 1668 55,1 × 45,5 см. Холст, масло. Лувр, Париж 27 Jan Vermeer - The Geographer.JPG «Географ» 1669 52 × 45 см. Холст, масло. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне 28 Vermeer, Johannes - The Loveletter.jpg «Любовное письмо» 1669 44 × 38,5 см. Холст, масло. Рейксмюзеум, Амстердам. 29 Johannes Vermeer - The lacemaker (c.1669-1671).jpg «Кружевница» 1669/1670 24 × 21 см. Холст, масло. Лувр, Париж 30 DublinVermeer.jpg «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» 1670 71,1 × 60,5 см. Холст, масло. Национальная галерея Ирландии, Дублин 31 Vermeer - A young Woman seated at the Virginals.jpg «Девушка, сидящая за вирджиналем» 1670 25,2 × 20 см. Холст, масло. Частная коллекция, Нью-Йорк. 32 Jan Vermeer van Delft 013.jpg «Гитаристка» 1670/1672 53 × 46,3 см. Холст, масло. Кенвуд-хаус, Лондон. 33 Allegory of the Catholic Faith.PNG «Аллегория Католической Веры» 1670/1672 114,3 × 88,9 см. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 34 Jan Vermeer van Delft 024.jpg «Дама, стоящая у вирджиналя» 1670/1672 51,7 × 45,2 см. Холст, масло. Лондонская Национальная галерея. 35 Johannes Vermeer - Zittende Klavecimbelspeelster (1673-1675).jpg «Дама, сидящая за вирджиналем» 1670/1672 51,5 × 45,5 см. Холст, масло. Лондонская Национальная галерея.

dic.academic.ru

Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский: жизнь и творчество

Недолгую жизнь Вермеер (Вермер) Дельфтский (1632 —1675) прожил в городе, о котором должен был бы грезить, в который должен был бы бежать… Дельфт, изображенный на картинах голландского художника Вермеера, — город-убежище, город-приют: вермееровский Дельфт рассеивает тревоги и возвращает покой. Художник во власти загадочного, чуть сонного очарования города на реке, который сам уплывает точно детский кораблик. Дельфт Вермеера — город-кораблик и город-пристань.

Картина «Вид Дельфта» (художник Ян Вермеер)

2017-01-19_233240

Реальный Дельфт был городом-мастерской, где умели ценить искусный ручной труд, где понимали толк в красоте, где знали цену порядку. На всю Голландию Дельфт славился мастерицами кружев и мастерами фаянса. Здесь складывался благоустроенный быт, который уже был немыслим без музыки, без искусства. В любовно продуманных планировках дельфтских улиц Вермеер нашел свой идеальный композиционный канон. А дельфтский ландшафт, голубизна безоблачного неба, желтизна песчаных берегов подсказали Вермееру его нежную высветленную палитру. Суровый коричневый колорит — след неизжитого протестантского аскетизма — Вермеер отверг как тягостный и неживописный.

Особенности картин

Ян Вермеер был строгим мастером, и в нем жила очарованная душа. В жанровой живописи Голландии XVII века он выглядит художником и очень типичным и очень одиноким. «Малые голландцы» — жанровые живописцы той поры — погружались в обыденность в поисках нравоучительных тем. Попутно они касались тем рискованных, тем анекдотических. Вермеер искал в обыденности очарований. Урок музыки или примерку серьги он описывает тщательно и завороженно. Для Вермеера это строгий обряд и чудное мгновение жизни. Голландским бюргерам и солдатам такое искусство должно было казаться не слишком мужественным и слишком странным. В свою очередь. Вермеер видел в них мужланов. Он опоэтизировал дельфтских девушек, дельфтских дам, но дельфтских мужчин наметил едва-едва, с презрительным безучастием, уделив больше внимания мужской шляпе, нежели мужскому лицу. Блестящий портретист пишет портреты не надменных победителей в испанских войнах, но кружевниц, клавесинисток или даже случайных солдатских подруг. Женский образ Вермеера обыденно-лучезарный, образ искусницы, мастерицы, озаряющей жизнь и тайно жизнью руководящей. Улыбка вермеровских девушек — это власть, а осанка вермеровских мужчин — это лишь видимость власти. Жанровые картины Вермеера не чужды комизма, обаятельной театральности. В них присутствует более общая мысль: власть грубой силы в них кажется отмененной.

Картина «Офицер и смеющаяся девушка» (художник Ян Вермеер)

2017-01-19_233408

Образы «вечно женственного» у Вермеера сопоставлены с образом солнечного света. Солнечный свет — то, что более всего поражает на его картинах, хотя среди них мало пейзажей, а чаще всего изображен интерьер — комната бюргера или ателье живописца. Солнечный свет Вермер писал как виртуоз, а воспринимал как узник. Открытия и эксперименты Рембрандта он использовал для собственных целей и собственных тем. Свет Вермеера — свет утра, с мотивом утреннего света связана его лирическая философичность. Вермеер стремится изобразить и утренний свет, и утро света. Свет Вермеера — свет, не познавший некрасоты мира. На картинах Рембрандта — борьба света и тени. На картинах Вермеера — игра света и вещи, света и поверхности, света и силуэта. Это действительно первые радости света. В иную эпоху, подчиняясь иным импульсам, Блок напишет о «резком, неподкупном свете дня». Портретная поэзия зрелого Блока, как и портретная живопись зрелого В. Серова, пронизана дневным светом — резким и неподкупным. Резким и неподкупным светом освещены портреты зрелого Ван-Гога. В них нет того ликующего контакта света и человеческого лица, который создает неповторимое очарование портретов Вермеера. В «дневных» портретах Серова или Ван-Гога свет и лицо — скрытые недруги, тайные антагонисты: свет настигает, лицо прячется. В «утренних» портретах Вермеера свет и лицо ищут друг друга, как ищут друг друга цветок и солнечный луч. Подобным же образом строятся жанровые картины Вермеера. Жанровый мотив обозначен, но уводится в тень, как уводится в тень офицер, сидящий на первом плане против улыбающейся девушки. Улыбка девушки предназначена не ему. Вульгарно-прозаическую ситуацию Вермеер пересказывает поэтическим языком светотени. Живописцу заказана картина игривого свидания. Такие картины были очень популярны в чопорной Голландии XVII века. Вермеер выполняет заказ, но думает не о том, о чем думает заказчик. Что бы Вермеер ни писал, он пишет одно: свидание девушки и света.

Картина «Молочница» (художник Ян Вермеер)

2017-01-19_233129

История живописи знает великое произведение, созданное как антипод Вермееру. Это «Ночное кафе» Ван-Гога, картина, рисующая ночь света. Работая в Арле, на юге Франции, Ван-Гог много думал о Вермере и о XVII веке. Судя по письмам к брату Тео, он тосковал невозможностью достичь вермеровских гармоний. Натурные пейзажи Ван-Гога — поиски утраченного утра. Палитра Ван-Гога — палитра Вермеера, ставшая дисгармоничной. Сине-голубое и желто-лимонное враждуют друг с другом, друг друга изобличают, нежные краски странно и пугающе искажены. «Ночное кафе» — образ искаженной человечности, искаженной жизни. Ван-Гог писал, что здесь сходят с ума, замышляют убийство. «Ночное кафе» — образ искаженного света. Эффект электрического освещения, зловеще сияющего в синем сумраке ночи, Ван-Гог описал одним из первых и драматичнее, чем кто-либо после него. Электричество у Ван-Гога — световая подделка, световая мистификация. В картине нашла выражение одна из главных тем позднего Ван-Гога — влекущая и отталкивающая сила ложного света. Далекий предшественник Ван-Гога Вермеер видел и сумел облечь в краски свет истинный, свет неискаженный. Как он это умел, осталось его загадкой.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» (художник Ян Вермеер Дельфтский)

2017-01-19_233031

Жизнь и живопись

О жизни Вермеера известно немногое. Мы даже не знаем его лица. Единственный автопортрет Вермера полон строгой и демонстративной неоткровенности. Художник изображен за мольбертом, сидящим спиной, написанной, впрочем, с замечательной чисто вермеровской выразительностью. В позе страстное напряжение, страстное нетерпение, страстный порыв. Между тем рука, держащая кисть, занята тщательной, кропотливой работой.

Картина Яна Вермеера Дельфтского «Искусство живописи»

(также известна как «Аллегория живописи», «Мастерская художника», «Художник и модель»)

2017-01-19_231802

В соединении страсти и кропотливости Вермеер видел тайну высокого мастерства. То же соединение страсти и кропотливости мы находим у вермеровской «кружевницы». Художник, утонченный эстет, работает так же, как девушка-простолюдинка. Его представления о жизни, о творчестве, о красоте так же не искажены. Не здесь ли разгадка его искусства? Ян Вермеер Дельфтский — художник, который ищет и который творит неискаженный образ в жизни. Терракотовые трещины старой кирпичной стены, желтизна лица молодой беременной женщины, роскошные краски почти что матиссовского ковра, изысканные краски почти что ренуаровского туалета — все это жизнь, это вызов, который жизнь бросает мастеру-живописцу. Вермеер тратит массу усилий, чтобы волнующие впечатления дня передать в безукоризненной форме идеальной картины.

Картина «Кружевница» (художник Ян Вермеер)

2017-01-19_233051

Творчество мастера-виртуоза не было и не могло быть продуктивным. Его современники, «малые голландцы», создавали свои опусы многочисленными сериями. Вермеер написал около 40 картин. В конце жизни, далеко не достигнув старости, Вермеер вообще отказался от работы живописца. Может быть, он сделал это, чтобы поддержать семью. Может быть, у него иссякли душевные силы. Не будем, однако, его жалеть. Умирав, Вермеер мог утешать себя гордой мыслью, что оставляет потомкам одни лишь шедевры.

В. Гаевский, журнал «Семья и школа», 1970 год

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Ян Вермеер: жизнь и творчество художника

Ян Вермеер (Верме́ер Де́льфтский, 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Содержание

Биография Яна Вермеера

Творчество Вермеера

Интересные факты из жизни художника

Картины Яна Вермеера

Библиография

Биография Яна Вермеера

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Творчество Вермеера

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского.

Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды.

Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

И последующие его картины но сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана.

The Little Street The Little Street The Milkmaid The Milkmaid Woman reading a letter (Woman in Blue Reading a Letter) Woman reading a letter (Woman in Blue Reading a Letter)

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.

Человек для Вермера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.

Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.

Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

Интересные факты из жизни художника

О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).

Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни. Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами в до мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.

Известно, что Вермеер писал всего по 2-3 картины в год, но еще при жизни получал за них очень хорошие деньги. Он сильно дорожил своей творческой независимостью и не очень старался приспособиться к законам рынка.

Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.

The glass of wine

В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.

В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась. Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года. Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.

Библиография

  • Игорь Довгополов, «Мастера и шедевры», том I, Москва, «Изобразительное искусство», 1986, стр.267, Вермер Дельфтский
  • Р. С. Гиляревский, Б. А. Старостин «Иностранные имена и названия в русском тексте»//Справочник. М.: Высшая школа, 1985, стр. 129.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru, brick.in.ua

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ян Вермеер: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ян Вермеер: жизнь и творчество художника

3.5 (70%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Картины Яна Вермеера Дельфтского с названиями, творчество (живопись) голландского художника

Ян Вермеер Дельфтский (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft; 31 октября 1632, Дельфт — 15 декабря 1675, Дельфт) — культовый нидерландский художник-жанрист и портретист. Один из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии.

Особенности творчества Яна Вермеера. Репутация «сфинкса из Дельфта» опирается на относительно небольшое количество картин. Темы для большинства своих работ он брал из повседневной жизни: молодая женщина, поглощённая чтением письма в освещённой солнцем комнате; девушка в красной шляпе с выражением ожидания на лице; черепичные крыши и церковные шпили Дельфта под бескрайним небом. Во всём этом художник обнаруживал вечные ценности и эмоции, трансформируя реальность и размышляя о вечных аспектах состояния человека. В некоторых его произведениях есть символические элементы с явными аллегорическими коннотациями. Тщательно выстроенные и наполненные смыслом, картины Вермеера интригуют и очаровывают зрителей на протяжении веков.

Известные картины Яна Вермеера: «Девушка с жемчужной серёжкой», «Молочница», «Женщина, держащая весы», «Урок музыки», «Мастерская художника (Аллегория живописи)», «Вид Дельфта«

Загадочный ЯнисО культурной, социальной и политической ситуации в Дельфте XVII века известно много, а вот письменных свидетельств об одном из самых знаменитых художников города почти не сохранилось. Нет документов о его воспитании и ученичестве или деталей заказов, которые он получал. Большинство известных нам записей, где фигурирует Вермеер, относятся к его семье.

Своего второго ребёнка и первого сына Яна (Яниса) супруги Рейнир Янс и Дигна Балтенс крестили в Новой церкви (Ньиве керк) на главной площади Дельфта 31 октября 1632 года. Ткач Рейнир, изготовлявший тонкую атласную ткань под названием «caffa», был также членом городской Гильдии святого Луки как торговец произведениями искусства. Этим он занимался, по-видимому, на арендуемом постоялом дворе.

К 1641 году отец Вермеера стал достаточно преуспевающим, чтобы приобрести большой дом с постоялым двором «Мехелен» на Рыночной площади, где продолжил и куплю-продажу картин. Всё дело Ян унаследовал после смерти родителя в 1652 году. К тому времени 20-летний юноша уже избрал карьеру живописца, поскольку лишь год спустя, 29 декабря 1653-го, был зарегистрирован в Гильдии святого Луки в качестве мастера-художника.

Но имена учителей Вермеера, период ученичества (который должен был начаться в конце 1640 года), а также город или города, где оно проходило, остаются тайной. Никакие письменные источники не указывают, выезжал ли он за пределы Нидерландов — в Италию, Францию или Фландрию, — чтобы познакомиться с разными художественными традициями. Вероятность путешествий не исключена, но документы об этом, как и о многом другом, отсутствуют.

Тёща моя…Особого упоминания заслуживает тёща живописца Мария Тинс. Традиционное представление о том, что она сопротивлялась браку своей дочери Катарины Болнес с Вермеером в апреле 1653 года, кажутся не совсем верными. Судя по всему, с художником у неё были близкие отношения. До брака он обратился в католичество, почти наверняка следуя пожеланиям будущей родственницы.

Мария Тинс владела скромной коллекцией картин утрехтской школы, которую унаследовала от своих родителей. Одна из этих работ, «Сводня» Дирка ван Бабюрена, есть на заднем плане как минимум двух полотен Вермеера — «Концерт» и «Дама, сидящая за вирджиналем». Другая, «Милосердие римлянки» (или «Отцелюбие римлянки»), видна в правой части «Урока музыки». Что хотел сказать художник, включив их в контекст своих произведений, можно лишь предполагать.

Собрание Марии Тинс может объяснить характер ранних произведений Вермеера (1, 2, 3), которые далеки от стилистических традиций Дельфта. Видимо, в период становления живописца мало интересовало не особо динамичное художественное сообщество города. Помимо работ из коллекции тёщи он мог вдохновляться произведениями коллег из Амстердама, а также Италии и Фландрии. Возможно, Вермеер видел их во время ученических поездок или в галерее отца.

Мало информации и о взаимоотношениях мастера с другими художниками. Мы знаем, что главным свидетелем на свадьбе Вермеера был Леонард Брамер, а вторую подпись на брачном договоре поставил Герард Терборх. Но их последующие контакты не подтверждены. Затем Арнольд Бон назвал Вермеера преемником Карела Фабрициуса в живописи, но ничего не известно о точках соприкосновения между ними.

Нет и документов, связывающих Вермеера с Яном Стеном и Питером де Хохом, которые работали в Делфте в 1650-х. Наконец, никакие записи не указывают на то, что Вермеер когда-либо встречался с живописцами из других городов, например, Николасом Масом из Дордрехта, Францем ван Мирисом Старшим и Габриелем Метсю из Лейдена и Амстердама.

Богатство и банкротствоК 1660-м годам Вермеер завоевал репутацию серьёзного и новаторского художника. В 1662 — 1663 годах его избрали одним из руководителей Гильдии святого Луки. Тогда же французский путешественник Бальтазар де Монконис отметил, что его картины чрезмерно дороги. В 1664 году картины Вермеера упоминаются в Гааге — важный признак того, что интерес к его творчеству переместился за пределы родного города. В 1671 — 1672 годах художник снова был избран главой Гильдии святого Луки в Дельфте, а в мае 1672-го приглашён в Гаагу как эксперт по итальянским картинам. Последний факт, пожалуй, самый примечательный и наводящий на размышления из известных искусствоведам.

Несмотря на своё уважаемое положение в художественных кругах Дельфта, Вермеер стал жертвой экономической катастрофы после вторжения Франции в Нидерланды в 1672 году. Живописец умер три года спустя, оставив жену и десять несовершеннолетних детей с огромными долгами. Через пару лет его вдова жаловалась в ходатайстве: «…во время разрушительной и затяжной войны [Вермеер] не только не смог продать ни одно из своих произведений, но и в ущерб себе не расстался с картинами других мастеров, с которыми имел дело».

Самой Катарине Болнес пришлось отдать две работы мужа пекарю в счёт уплаты огромного долга в 600 гульденов. Судя по описаниям, сейчас эти полотна известны нам под названиями «Гитаристка» и «Дама, пишущая письмо, и её служанка». Но, вместе с тем, вдова и её мать отчаянно боролись против продажи «Аллегории живописи» на открытом аукционе в Гильдии святого Луки. К сожалению, их усилия не увенчались успехом. Примерно 130 лет спустя автором этой картины считали Питера де Хоха. Взаимоотношения Вермеера с этим художником стоит рассмотреть отдельно.

Вермеер — де ХохНесмотря на отсутствие документов о связи Яна Вермеера и Питера де Хоха, нет сомнений, что оба художника знали друг друга. Параллели между их работами конца 1650-х годов очевидны. Мало того, у них одновременно произошли изменения в стиле. Вермеер отказался от библейских и мифологических сцен в пользу жанра и городских пейзажей. А де Хох, который в родном Роттердаме специализировался на взаимоотношениях персонажей в казармах или тавернах, в Дельфте стал интересоваться интерьерами и внутренними дворами. Главными в его картинах стали солнечный свет и перспектива, а также изображение текстур.

Каждый художник по-своему продемонстрировал, насколько эффективно элементы архитектуры и фигуры из повседневной жизни могут соединяться для создания нового видения реальности.

Ни одна картина Вермеера того периода не датирована, а потому нельзя точно сказать, был ли «ведущий» и «ведомый» в паре Вермеер — де Хох или они пришли к своим стилям одновременно. После смерти обоих слава «сфинкса из Дельфта» угасла, и многие его работы приписывались де Хоху, который ценился выше. И хотя теперь Вермеер кажется нам более новаторским, стоит признать, что на протяжении всей своей карьеры он черпал вдохновение в работах коллег. Его собственная гениальность заключалась в способности превзойти эти источники, благодаря особому чувству композиции и умению придать особое настроение как историческим, так и жанровым полотнам.

Формула настроенияС самого начала карьеры Вермеер предпочитал передавать спокойные, задумчивые моменты, которые подчёркивают медитативную сторону жизни. Его техника в ранних религиозных и мифологических работах относительно свободна и смела. И хотя он усовершенствовал и усложнил её в более поздних жанровых сценах и городских пейзажах, навсегда сохранил способность внушить зрителю настроение, а не просто описывать форму и текстуру. Его «формула» включала три компонента: перспективу, цвет и свет.

Начав изображать сцены повседневной жизни, Вермеер использовал перспективу в качестве основного композиционного инструмента построения реалистичной обстановки. Например, в «Спящей девушке» перспектива создаёт иллюзию уходящего в глубину пространства. В то же время линия горизонта расположена довольно высоко, что вызывает у зрителя чувство меланхолии.

Художник прибегал и другим средствам для передачи подобия трёхмерной реальности. Например, часто размещал на переднем плане своих картин стул или стол, создавая барьер между персонажами и зрителем. В «Женщине с лютней» такой приём не только даёт ощущение глубины, но и усиливает атмосферу уединения, которая пронизывает сцену.

Поражает способность Вермеера передавать свет, проникающий сквозь виражное окно, как в «Молодой женщине с кувшином воды», а также изображать широкий спектр текстур — от полупрозрачного жемчуга до грубых черепиц на крышах Дельфта.

Не менее примечательна его тонкая чувствительность к цвету. Вермеер не только использовал лучшие доступные пигменты, придающие картинам светимость (например, натуральный ультрамарин и тот, что сейчас называется «жёлтый старых мастеров»). Он также понимал оптические характеристики цвета. Например, в «Женщине, держащей весы», художник тонко наложил синий слой на красновато-коричневый, тем самым добавив внутреннюю теплоту обычно холодному голубому тону.

Однако Вермеер не копировал реальность один в один. Он часто менял масштаб и форму объектов в угоду композиции. Так, огромная картина «Обретение Моисея» позади дамы, пишущей письмо, появляется и в «Астрономе», но в гораздо меньших масштабах. Меняет размер и настенная карта на полотнах «Дама в голубом, читающая письмо» и «Молодая женщина с кувшином воды».

Для достижения композиционного баланса художник даже искажал объекты. Так, в работе «Женщина, держащая весы» нижняя часть рамы «Страшного суда» заметно выше с левой стороны, чем за спиной героини. Вермеер манипулировал и светом, чтобы продлить момент, минимизируя переходные эффекты теней. В «Уроке музыки» и «Женщине, читающей письмо» он заливает светом стены, которые на деле должны частично находиться в тени.

Вермеер и камера-обскураВ камере-обскуре сфокусированные лучи света, проходя сквозь маленькое отверстие, создают перевёрнутое изображение на экране. Многие устройства представляли собой буквально затемнённые комнаты с единственным просветом. К середине XVIII века портативные приборы с линзами и фокусирующими трубками позволяли получать более или менее чёткие изображения объектов с разных расстояний.

Многим художникам камера-обскура открыла новые выразительные возможности. В период создания телескопа и микроскопа это оптическое устройство стало «привычно всем». Оно давало не только прекрасное изображение, но и понимание основных законов природы.

Интерес Вермеера к камере-обскуре и её роль в его рабочем процессе — чрезвычайно сложная тема. Устройство не оставляет физических следов, и доказать, что живописец использовал его можно лишь путём сопоставления оптических характеристик в работах. Наиболее очевидные из них — «Вид Дельфта», «Девушка в красной шляпе», «Кружевница» и та же «Аллегория живописи». Вероятно, он применял её для создания и других композиций.

Однако Вермеер постоянно модифицировал оптические эффекты в своих картинах, и это говорит о том, что он не слепо следовал камере. А, значит, остаются без ответа несколько интригующих вопросов. Например, закреплял ли художник с помощью обскуры свои стилистические находки или же эффекты оптического устройства поощряли его искать новые направления? Как Вермеер реагировал на обскуру на разных этапах своей карьеры? Похоже, для мастера, с одной стороны, это был инструмент для выявления оптических эффектов света и цвета в дополнение к законам перспективы. А, с другой, давал возможность выразить фундаментальные концепции, присущие его искусству.

Аллегория славы24 февраля 1676 года вдова Вермеера Катарина Болнес передала своей матери Марии Тинс права на «шедевр покойного мужа, изображавший «Аллегорию живописи»», чтобы работа не досталась кредиторам. Однако год спустя этот персональный манифест художника всё же был выставлен на торги. Невозможно выяснить, что происходило с полотном, пока в 1813 году оно не появилось в коллекции Иоганна Рудольфа, графа Чернина. Он купил картину за символическую сумму у изготовителя сёдел в Вене, не подозревая, что приобретает самую известную работу великого мастера из Дельфта. Аристократ думал, что это картина Питера де Хоха, чьи произведения тогда стоили намного больше. Лишь осенью 1860 года директор Берлинского музея Густав Вааген признал «Аллегорию живописи» подлинником Вермеера.

История этой картины отражает репутацию её автора: после смерти он короткое время был известен в XVII веке, находился на грани забвения в XVIII столетии и был вновь открыт в XIX. В XX веке Вермеер получил статус суперзвезды. Тем не менее, говорить о художнике, как о «недопонятом гении» в корне неверно. Его творчество ценилось постоянно, просто доказательства этого приходится собирать по крупицам.

Автор: Влад Маслов

artchive.ru

Картины Яна Вермеера в музеях мира.

Картина Яна Вермеера

Смотреть картины  Яна Вермеера

Ян Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft)  (крещён 31.10.1632, Делфт, — похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах ("Диана с нимфами", Маурицхёйс, Гаага; "Христос у Марфы и Марии", Национальная галерея, город Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно "У сводни" (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома ("Девушка с письмом", Картинная галерея, Дрезден; "Солдат и смеющаяся женщина", собрание Фрик, Нью-Йорк; "Служанка с кувшином молока", Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная, необычайно тонкая по исполнению "Уличка" (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой "Вид Делфта" (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись — более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами — синими и лимонно-жёлтыми; таковы "Девушка с жемчужиной" (Маурицхёйс), изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности ("Бокал вина", "Дама, примеряющая ожерелье" — Картинная галерея, Берлин-Далем). В поздних картинах В. аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, искусства и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества ("Кружевница", Лувр, Париж; "Мастерская художника", Художественно-исторический музей, Вена; "Географ", Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

Картины Яна Вермеера в музеях мира

Христос в доме Марии и Марфы. До 1654-1655. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Диана со спутницами. 1655-1656. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

У сводни. 1656. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден

Спящая молодая женщина. Около 1656-1657. Холст, масло. 

Девушка, читающая письмо у окна. Около 1657. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден

Офицер и смеющаяся девушка. 1656—1657. Холст, масло. Собрание Фрик, Нью-Йорк

Улица в Делфте. Около 1657—1659. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам

Вид Делфта. Около 1660. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

Молочница. 1658—1660. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам

Бокал вина. Около 1658—1660. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин

Дама и два кавалера. 1660. Холст, масло. Музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвейг 

Прерванный урок музыки. 1660-1661. Холст, масло. Собрание Фрик, Нью-Йорк 

Молодая женщина с кувшином у окна. Около 1660-1662. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк 

Урок музыки. 1662. Холст, масло. Королевское собрание произведений искусства, Лондон 

Дама в голубом, читающая письмо. После 1664. Холст, масло.Государственный музей, Амстердам

Девушка с лютней. 1664. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Жемчужное ожерелье. Около 1665. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин

Женщина, взвешивающая жемчуг. Около 1665. Холст, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон

Девушка с жемчужной сережкой. Около 1665—1666. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

Концерт. 1665—1666. Холст, масло. Местонахождение картины Вермеера неизвестно 

Девушка, пишущая письмо. Около 1665. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон  

Аллегория живописи. Около 1666. Холст, масло. Художественно-исторический музей, Бена 

Портрет девушки в красной шляпе. Около 1668 (?). Дерево, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Девушка с флейтой. Около 1666. Лерево, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон

Портрет молодой девушки. Около 1666—1667. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Дама и служанка с письмом. 1667. Холст, масло. Собрание Фрика, Нью-Йорк

Астроном. 1668-1669. Холст, масло. Лувр, Париж

Географ. 1668—1669. Холст, масло. Штеделевский художественный инстипут, Франкфурт-на-Майне

Любовное письмо. Около 1670. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам

Кружевница. 1669—1670. Холст, масло. Лувр, Париж

Ответное послание. Около 1667—1670. Холст, масло. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Девушка, играющая на гитаре. Ло 1670. Холст, масло. Кенвуд хаус, Лондон

Дама у вирджинала. Около 1670. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Дама, сидящая за вирджиналом. Около 1673. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Аллегория веры. 1671—1674. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

www.vse-strani-mira.ru

Ян Вермеер в Лувре - Наводы

Новость из мира искусства

17-0637.jpgЯн Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин

В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи". Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством - 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.Выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи" в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.

17-0636.jpgМолочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам

Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины "Женщина с весами" символизируют предстоящий в конце жизни - Божий Суд, на котором будут "взвешены" все помыслы и поступки.

17-0635.jpgЖенщина, держащая весы, между 1662–1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Среди работ мастера - "Астроном", "Кружевница", "Женщина с жемчужным ожерельем". Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин - обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.

17-0634.jpgАстроном, 1668. Лувр, Париж

17-0633.jpgКружевница, 1664. Лувр. Париж

17-0632.jpg>Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин

"Девушка с жемчужной серёжкой" - одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было "Девушка в тюрбане".

17-0631.jpgДевушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как "Гитаристка", "Географ", "Девушка, сидящая за вирджиналем".

17-0630.jpgГитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон

17-0629.jpgГеограф, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне

17-0628.jpgДевушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея

Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664.                                                   Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664

17-0626.jpgЯн Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670.                                                       Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.

17-0625.jpgЯн Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672.                                 Франц ван Мирис. Дует, 1658

Загадочный Вермеер Делфтский

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине "Женщина с весами".Тёща Вермеера - жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.

17-0624.jpgУ сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден

Считается, что персонаж на картине "У сводницы", стоящий слева - автопортрет художника.Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.

17-0623.jpgПредполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656

После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что "Ян умер, потому что стыдился разорения". В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.

17-0622.jpgДама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был "открыт" искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником "Золотого голландского века".

17-0621.jpgУрок музыки, 1662-1665

Вермеер был самым талантливым в "Гильдии Святого Луки" - самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ ( часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них "Девушка с флейтой".

17-0620.jpgДевушка с флейтой, 1665–1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

Картина Вермеера "Концерт" была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.

17-0619.jpg

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для "коробочек" - популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.

17-0618.jpgЯн Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.

17-0617.jpgМаленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.

17-0616.jpgЖенщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них - безусловно талантливая "Христос в Эммаусе") не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом "подлинность" произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

17-0615.jpgКартина Хана ван Меегерена "Христос в Эммаусе", выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Ян Вермеер Дельфтский жил недолго, написал мало, был открыт поздно, зато сейчас очень популярен. Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте. Они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей. Самая "гастролирующая" работа Вермеера - "Девушка с жемчужной серёжкой", принадлежит Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например по Японии и Америке, затягиваются на годы.Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.http://www.aif.ru/culture/person/1012671http://www.theartnewspaper.ru/posts/4116/VOGUE RUSSIA

galik-123.livejournal.com

Единственная возможность увидеть Вермеера в России

Вермеер Географ

Вермеер ГеографГосударственный Эрмитаж покажет российскому зрителю картину Яна (Йоханнеса) Вермеера «Географ», которую ему временно предоставил музей Штедель из Франкфурта-на-Майне. На сегодня это единственная возможность увидеть Вермеера в России, поскольку его произведения не представлены в собраниях российских музеев, сообщили в пресс-службе Эрмитажа.

«В зале школы Рембрандта в рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка картины «Географ» Йоханнеса Вермеера, одного из самых известных и вместе с тем загадочных мастеров Золотого века голландского искусства. В мире известно не более тридцати пяти его работ, а в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника», — сказали в пресс-службе.

Картина «Географ» создана в 1669 году. Композиция небольшого «кабинетного» формата дважды подписана мастером. Кто именно изображен на картине, доподлинно неизвестно, но ландкарта на стене и модель земного шара на подставке послужили основанием для определения персонажа этой картины как географа. «Несомненно, создавая «Географа» художник не просто имел в виду ученого, занятого наукой, но вкладывал в образ более широкий философский смысл», — считают специалисты Эрмитажа.

На протяжении нескольких веков картина сменила множество владельцев и побывала в разных странах Европы. Теперь она принадлежит собранию Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне.

Эрмитаж уже не первый раз показывает у себя шедевры Вермеера. Ранее здесь выставлялись «Любовное письмо» и «Дама в голубом, читающая письмо». В отличие от произведений, ранее показанных в Эрмитаже, «Географ» отражает иную сторону сюжетного репертуара Вермеера.

Йоханнес Вермеер (1632-1675) — один из самых известных художников Золотого века Голландии, хотя общественное признание к его живописному наследию пришло лишь в середине XIX века. Его живописная техника, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальная передача света, поэтический характер образов считаются непревзойденными по оригинальности и силе воздействия на зрителей. В ранний период творчества Вермеер предпочитал жанр пейзажа и религиозные сцены, позднее художник увлекся бытовой живописью. Многие его бытовые сцены относятся к популярному в XVII столетии жанру «картины-ребуса», в которой детали на втором плане становятся «ключом» к расшифровке всей сцены.

источник: http://artrussia.ru/artnews/140

Похожие сообщения

www.dukoe.com


Смотрите также