История костюма Византии 4-6 веков. Картинки с описанием. Картины византия


История костюма Византии 4-6 веков. Картинки с описанием

Иллюстрации, изображающие костюмы Древней Византии от художника Tom Tierney. Большинство картинок чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска. В этой подборке представлены костюмы начиная с создания Византийской империи в 4 веке до её расцвета в 6 веке при императоре Юстиниане.

Первый император Византии Константин Великий (272-337) и его мать Елена (ок. 250—330). 

Император Византии Константин Великий и Равноапостольная Елена

Женская и мужская одежда простолюдинов-христиан. 4 век. На женщине - туника с длинными рукавами, одетая под столу с короткими рукавами. На мужчине - туника с длинными рукавами и плащ.

византийская женская и мужская одежда

Знатная византийская женщина и чиновник. Женщина одета в столу, украшенную золотым шитьём. Под столой - туника. На голове - диадема с прикрепленной паллой (палла похожа на шаль). На мужчине - туника, мантия и сапоги.

византийский женский и мужской костюм

Одежда христиан-простолюдинов. 4 век На мальчике и мужчине одета камизия (рубашка).

Одежда византийских христиан-простолюдинов. 4 век

византийский женский и мужской костюм. 4 век. На мужчине - туника и сандалии. На женщине - далматика, шарф на голове и сапожки на ногах. В Византии женская обувь была обычно красного цвета.

византийская мужская туника и женская далматика

византийская императорская чета. 4 век. На императоре - шёлковая туника, парчовый плащ, скреплённый фибулой. На ногах - чулки и туфли. На императрице - шёлковая камизия под длинной туникой и мантией.

Мужская туника, парчовый плащ, фибула. Женская камизия, туника, мантия

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматика и палла.

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматик и палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийские пастухи. 4 век. Слева: пастух в короткой тунике поверх камизии, на ногах чулки и сапоги. Справа: пастух в короткой тунике, плащ.

 Византийские пастухи. 4 век

византийские воины: офицер и пехотинец. 4-5 века. На офицере - шлем, доспех-лорика, шерстяной плащ, кожаные брюки, кожаные сапоги. На пехотинце - шлем, туника поверх льняной камизии, шерстяные брюки, кожаные сапоги.

византийские воины: офицер и пехотинец

византийский император Флавий Аркадий (377-408) и солдат. На императоре - камизия под туникой и металлической лорикой, сапоги. На солдате - льняная камизия, кожаная лорика, юбка, нарукавники, чулки, кожаная обувь.

византийский император и солдат

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийский император Флавий Аркадий и служанка. На императоре - туника, пурпурная мантия. На служанке - шляпа, куртка, брюки (в персидском стиле).

византийский император Флавий Аркадий и служанка

Знатный византиец и христианка. 5 век. На мужчине - туника и мантия. На женщине - камизия и мантия

Знатный византиец и христианка, 5 век

христианский проповедник и византийский воин. 5 век. На проповеднике - туника под мантией с вышитым крестом. На воине - металлическая лорика,  кожаный фартук и камизия.

христианский проповедник и византийский воин. картинки

Костюмы знатных византийцев. 6 век. На мужчине слева - длинная камизия под туникой. На мужчине справа - длинная камизия под тогой.

камизия, туника, тога византийской знати. картинки

Костюмы византийской знати. 6 век. На мужчине - короткая мантия поверх туники с декоративным фартуком, парчовые облегающие брюки. На голове - фригийский колпак. На женщине - далматика и палла.

Костюмы византийской знати. 6 век Император Юстиниан Великий (483-565) и его жена Феодора (500-548). Юстиниан Великий и Феодора

Костюмы императрицы Феодоры. Слева - стола поверх камизии. На голове - шёлковая палла. Справа - палла с передником-таблионом.

Костюмы императрицы Феодоры

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана. На мужчине - мантия поверх туники. На женщине - длинная туника, поверх неё шёлковая палла, тюрбан на голове.

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана

mir-kostuma.com

1 - Византия и Средневековая живопись | I - Византия и средневековье | Пейзаж в средневековой живописи | Том 1 | Оглавление

Том 1История живописи

Партнёрские ссылки:

1 - Византия и Средневековая живопись

История византийской живописи со всеми ее колебаниями и временными подъемами есть история упадка, одичания и омертвения. Образы византийцев все более удаляются от жизни, их техника становится все более рабски-традиционной и ремесленной. Однако если мы сопоставим то, что приблизительно в X веке творилось в Западной Европе, с тем, что происходило в то же время в Византии, то последнее покажется верхом художественной утонченности и технического великолепия. Это сознавали и западные люди того времени. Не говоря об Италии, в которой всякая художественная жизнь после VII, VIII века замерла почти всецело1 и которая для удовлетворения своих нужд постоянно прибегала к византийским мастерам, вся остальная Европа взирала на византийскую культуру, как на недосягаемый идеал.

Оно и понятно. Византия, отбиваясь от варваров, окруженная постоянной опасностью, все же продолжала существовать, как больной, дряхлеющий, но не оставленный жизнью организм. Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора. И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. Ему завидовали, его старались похитить. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру2. Без нее, без этого "сборища старцев, многое забывших, но и многое еще помнивших", самая идея Римской Империи, ставшая главным двигателем международной жизни Средних веков, могла бы заглохнуть и исчезнуть.

Христос во славе. Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Христос во славе. Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. "Византийский вопрос", т.е. вопрос о значении Византии в образовании нового, или воскресающего из праха западноевропейского искусства, должен решаться в положительном смысле. Без Византии, без этого последнего эталона и примера, западное художество едва ли нашло бы себя, свои идеалы. И действительно, следы византийского влияния можно найти во всем, что творилось в Европе в течение веков, предшествовавших 10000-му году, и в течение двух веков, за ним следующих. Но спорным представляется, что именно подразумевать под этим "византийским" влиянием: отражение ли творчества самого Константинополя или творчества азиатских и африканских провинций, находившихся еще долгое время под господством Византии и сохранявших значение могущественных культурных центров?

Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Из Сирии и Египта шли также драгоценные, украшенные орнаментами и фигурами ткани, игравшие в распространении художественных образцов почти ту же роль, что и гравюры впоследствии3. Наконец, не надо забывать, что непрестанно взоры были обращены к той части Азии, которая для всего христианства приобрела значение Святой Земли, и всякий предмет, привозившийся оттуда, имел, благодаря своему происхождению, особую прелесть. Тем не менее, и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что "византийское влияние" следует совершенно отождествлять с "восточным", "азиатским". Сильно "овосточенная" Византия сохранила все же свою классическую основу, и эта основа не переставала сквозить в творчестве западного художества, попавшего под порабощающее влияние Византии4.

Миропомазание Давида. Рисунок конца IX века в "Золотом псалтыре" монастырской библотеки в С. Галлене. Миропомазание Давида. Рисунок конца IX века в "Золотом псалтыре" монастырской библотеки в С. Галлене. Омовение ног св. Петра. Миниатрюра "Евангилия Оттона III". Ок. 1000. Омовение ног св. Петра. Миниатрюра "Евангилия Оттона III". Ок. 1000.

 

 

Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью. Это случалось повсюду, где искусство из народного становилось придворным, где могущественные государи брали в свои руки дело просвещения и прибегали к искусству как к одному из двигателей данного дела, и это произошло в дни Карла Великого, в дни Оттонов, в дни Генриха II - тех самых государей, которые стали добиваться создания "Западной Римской Империи" наперекор общему настроению "варварского" сепаратизма. В их дворцах и в монастырях, пользовавшихся особым их покровительством (и выражавших свою благодарность царственным меценатам подношениями роскошных рукописей), возникли в IX, X и XI вв. известные "школы официального искусства". Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. В свою очередь, личные связи Карла Великого с Римом отразились и в более "римской" окраске живописи его времени и его двора, к сожалению, известной  нам   лишь   по   книжным миниатюрам5.

Примечания

1 Летописец Лев из Остии пишет в XI веке, что "латиняне (итальянцы) уже пятьсот лет как потеряли секрет художеств".

2 Courajod называет византийское искусство "регулятором" европейского художества.

3 На тканях встречались самые разнообразные рисунки. На занавесях Св. Софии были вытканы Христос с апостолами, чудеса, богоугодные сооружения Юстиниана и Феодоры, портреты императоров и проч. На сенаторских тогах бывала представлена жизнь Христа, и один из христианских ревнителей называет костюмы щеголей "ходячими фресками". На сохранившихся образцах египетских тканей VI-VIII вв. встречаются сюжеты, заимствованные из мифологии, из Священного Писания, из жития святых, орнаменты и проч. Часть мотивов носит классический, эллинистический характер, другая - определенно восточный. Немало этих драгоценных тканей азиатской и африканской выделки найдено в древних ризницах западных церквей, куда они попали в свое время в качестве вкладов благодетелей.

4 Вопрос о том, считать ли элементы античности, проявлявшиеся в иных произведениях раннего Средневековья, за римское или за византийское наследие, не может в настоящее время вызывать серьезных споров. Он решается в пользу Византии, ибо и сам "поздний Рим" успел уже к тому времени вполне "византизироваться". К этому надо еще прибавить, что культурное значение Рима, кроме узко церковных вопросов, утратилось с момента его политического падения. Византия же, при всей своей слабости, продолжала быть, в сравнении с остальной Европой, и самым культурным, и самым цельным государственным организмом. Сравнение же исключительно художественных памятников приводит к заключению, что европейские художники подражали именно византийским изделиям, а частью и прямо копировали их.

5 О цикле фресок в ахенском дворце мы имеем лишь письменное, малодостоверное, свидетельство; от мозаики в куполе ахейского собора сохранился лишь очень посредственный рисунок XVIII в. (Ciampini, "Vetera monumenta", т. II). Погибла бесследно живопись дворца Людовика Благочестивого в Ингельхейме. Одними из крайне немногочисленных памятников этой эпохи является мозаика в апсиде церкви Жерминьи-ле-Пре в Луаре, освященной аббатом Теодульфом в 806 г., составившим также описание живописи, которой он велел украсить трапезную своего монастыря.

www.benua-history.ru

Картины про Византию в русском искусстве: shakko_kitsune

История Византии насчитывает более тысячи лет, полна по-настоящему шекспировскими драмами, а также оказала колоссальное влияние на соседние страны, в том числе Русь. Однако в русском искусстве известны лишь считанные примеры исторических картин на тему византийской истории.

Дело в том, что историю этой страны в России на самом деле не и знали: наука византинистика появилась у нас в конце XIX века, с большим отставанием от Западной Европы. А большинство отечественных картин, где можно встретить византийцев, так или иначе связано с историей христианства. Изучим наиболее примечательные.

(Продолжаю републиковать в жж свои старые статьи).

АНДРЕЙ ИВАНОВ, «КРЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КОРСУНИ»

Обращение языческой Руси в христианскую веру, разумеется – самая популярная из «византийских» тем русской живописи: сцены крещения княгини Ольги в Константинополе, ее внука князя Владимира в Корсуни, а также толп народа в Днепре, писали начиная с XVIII века. Впрочем, степень исторической достоверности у них самая разная.

Для раннего периода весьма типично полотно Андрея Иванова – известного художника-академиста (и отца автора «Явления Христа народу»). Картина, написанная в 1829 году, создана по всем канонам академической живописи, в ней сочетается мода на античность с неразвитостью исторических знаний. Костюмы героев (если не считать облачений священников), будто подсмотрены у актеров, играющих псевдоантичную трагедию – чего стоит одна корона Владимира, жесты театральны. Архитектурный фон тоже отвечает вкусам эпохи – храм с колоннами явно построен по принципам античного ордера.

UPD: в 2017 году Третьяковская галерея опубликовала пресс-релиз о переатрибуции данной картины под новым названием - «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Вот оно, искусство классицизма: все такое одинаковое, что фиг угадаешь, какое название было изначально.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ, РОСПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Когда молодой Суриков получил престижный заказ на украшение Храма Христа Спасителя,  знаний о Византии у историков уже было больше. Вдобавок, классицизм вышел из моды, а вот историческая достоверность становилась популярней. Сурикову поручили написать четыре первых Вселенских собора, которые проходили в III-IV веках в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. (Эти росписи погибли во время сноса храма, но эскизы сохранились).

Хотя основные действующие лица – священники, художник, в отличие от Иванова, не стал копировать облачения православных батюшек. Драпировки продуманно струятся, напоминая ромейские тоги, при этом в таких деталях облачения, как митры и омофоры, видно изучение древних икон, изображающих Отцов Церкви. Императорские венцы и троны аккуратно скопированы с монет и рельефов. Хотя интерьеры теряются в сумраке, заметно, что Суриков специально изучал византийскую архитектуру, чтобы соблюсти пропорции.

Правда, итоговые росписи от эскизов отличались. Например, известно, что Суриков сначала написал епископам длинные «восточные» бороды. Но по настоянию заказчиков он переписал лица, сделав бороды короткими, «европейскими». Не понравился заказчикам и чересчур экспрессивный стиль – в итоге «Соборы» оказались достаточно академическими и приглаженными. В письмах Суриков жаловался родным, что спорить он не будет – главное сделать работу и получить гонорар. По-настоящему его талант раскроется в картинах, которые он будет писать не по государственному контракту.

ИЛЬЯ РЕПИН, «НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ СМЕРТИ ТРЕХ НЕВИННО ОСУЖДЕННЫХ»

А вот Репина при создании своей «византийской» картины ничего не ограничивало. Изначально «Святой Николай…» был заказан одним монастырем, но когда Репин понял, что вместо религиозной картины у него получается драматическая история, он решил закончить картину для себя, а клиенту написать другую.

Один из самых талантливых русских исторических живописцев, Репин виртуозно пользуется доступным ему «византийским» материалом. Так, тип внешности Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских IV века, хорошо известен по иконам – худой лысоватый старец с запавшими глазами и короткой бородой. Удивительно, как этот плоскостной канон иконописи преображается под реалистичной кистью Репина.

Интерес к историческим деталям придает ощущение достоверности – отметим тунику из ценной ткани одного из осужденных, восточное лицо бородатого солдата, штандарт легиона в толпе. Кстати, для картины, вдохновленной проповедью Льва Толстого и спорами об отмене казни, Репину позировали знакомые деятели культуры – лицо святого написано с поэта Аполлона Майкова, палач – это художник Николай Кузнецов, на коленях стоит писатель Иероним Ясинский, а юноша в розовом – Дмитрий Мережковский. Таким образом, эпизод византийского жития в картине Репина приобрел понятную современникам злободневность.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ, «КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА»

1894 год стал вехой российской византинистики – тогда был основан знаменитый журнал «Византийский временник», выпускающийся до наших дней. В стране стали возводиться храмы в псевдо-византийском духе – наступила эпоха историзма. Возросший интерес к Византии доказывает и новое «Крещение Владимира», часть васнецовских росписей киевского Владимирского собора (1885-1896 годы). Для вдохновения Васнецов ездил в Италию, где зарисовывал византийские храмы, а в Киеве он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.

Поэтому вымышленный корсунский храм становится столь же важным действующим лицом работы Васнецова, что и люди. Автор детально выписывает приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центре купола – изображение Крещения Христова, которое рифмуется со сценой крещения Владимира внизу. Заметен интерес Васнецова и к русским археологическим находкам – его витязи носят вполне правдоподобные шлемы и доспехи. Недаром васнецовские росписи Владимирского собора были высоко оценены образованной публикой.

ВАСИЛИЙ СМИРНОВ, «УТРЕННИЙ ВЫХОД ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРИЦЫ К ГРОБНИЦАМ СВОИХ ПРЕДКОВ»

Пожалуй, лишь одна картина во всей исторической живописи XIX века не связана с православием – полотно забытого ныне Василия Смирнова. Пенсионер Академии Художеств, он отправился в поездку по Италии, где знакомился с античными древностями. А византийские мозаики Равенны вдохновили его полотно «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков». Здесь изображен Мавзолей Галлы Плацидии (V век), который легко узнается по мозаикам южного люнета: сцене со святым Лаврентием у костра и голубями у ног апостолов.

Имя изображенной императрицы неизвестно. Зато очевиден источник вдохновения автора – мозаика с портретом святой императрицы Феодоры из соседней базилики Сан-Витале. Там бывшая гетера Феодора изображена в богатом наряде, в императорском венце и в окружении знатных дам. Свита перекочевала и на картину Смирнова, однако его интересует не только богатство исторических деталей, но и эмоции персонажей – кто-то скучает, а кто-то истово молится.

Картина демонстрирует качественно новый, скорее европейский, чем православный, подход к историческому жанру в русском искусстве. Но увы, Василий Смирнов развить его не смог – он умер в 32 года от туберкулеза.

shakko-kitsune.livejournal.com

Живопись Византии

Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.Задачи иконописи— воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его “фаворским”, ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV—VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,

Иконография ХристаВ иконографии Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является «Спас Нерукотворный» — икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение «Спас в силах», представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет «Спас на престоле» представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах своего бытия.

Иконография БогоматериИзображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции:

Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.

Богоматерь «Великая Панагия» — «Всесвятая» — изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.

Богоматерь «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь — поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.

Богоматерь «Одигитрия» — поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.

«Покров Божьей Матери» — изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.

Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых — «Всех скорбящих радости», «Нечаянные радости», “Неупиваемая чаша” и др.

Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, «праздничные» сюжеты (главных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесно связана с философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись основные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого метода в странах православного круга.

Культурология для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Tags: Живопись Византии

This entry was posted on Tuesday, November 11th, 2008 at 09:17 and is filed under Арт история. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Культура Византии - искусство великолепной красоты на фото

красивая византийская культураБесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга

Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом, 945 год, Константинополь

Золотой медальон с изображением коронации Константина Великого, VI век, Константинополь

Серебрянное блюдо с изображением креста Константина, VII век

Портрет юноши, известняк, V век

Византийская пластика XI - XIII вв.

byzantine-empire.historbook.ru

Византийская живопись | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Византийская империя

Богоматерь с младенцем. Византийская икона VI века

Византийские церкви и дворцы были украшены мозаиками — изображениями, создававшимися на стенах и сводах из мелких кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Мозаикой из ценных пород дерева выкладывали также полы дворцов и храмов. До наших дней сохранилась мозаика полов Большого императорского дворца в Константинополе. Она изображает сиены сельской жизни, борьбу диких зверей, охоту.

На стенах храмов помещали фрески — многоцветные росписи красками по сырой штукатурке. Они изображали эпизоды из жизни Христа, пророков и святых. Алтарь украшался иконами — особыми картинами на христианские темы, написанными на деревянных досках.

Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках, мозаиках, иконах главное — одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже — ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах — святые и пророки, на западной стене храма — сцена Страшного суда. Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». Материал с сайта http://worldofschool.ru

Ангел. Византийская фреска
Византийская мозаика
Книжная миниатюра

Свои книги византийцы украшали великолепными цветными рисунками — миниатюрами.

Творения, созданные византийцами, восхищали европейцев. Византийских зодчих и живописцев приглашали строить и расписывать церкви в Италии и других странах. Сочинения ученых и писателей Византии переводились на многие языки.

На этой странице материал по темам:
  • Византийские художники средних веков

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое мозаика, фреска, икона? Чем отличается от них живопись на пергаменте?

  • Докажите, что по уровню развития культуры Византия стояла выше стран Западной Европы.

worldofschool.ru

Византия и средневековая живопись. История живописи. Том 1

Византия и средневековая живопись

История византийской живописи со всеми ее колебаниями и временными подъемами есть история упадка, одичания и омертвения. Образы византийцев все более удаляются от жизни, их техника становится все более рабски-традиционной и ремесленной. Однако если мы сопоставим то, что приблизительно в X веке творилось в Западной Европе, с тем, что происходило в то же время в Византии, то последнее покажется верхом художественной утонченности и технического великолепия. Это сознавали и западные люди того времени. Не говоря об Италии, в которой всякая художественная жизнь после VII, VIII века замерла почти всецело[35] и которая для удовлетворения своих нужд постоянно прибегала к византийским мастерам, вся остальная Европа взирала на византийскую культуру, как на недосягаемый идеал.

Оно и понятно. Византия, отбиваясь от варваров, окруженная постоянной опасностью, все же продолжала существовать, как больной, дряхлеющий, но не оставленный жизнью организм. Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора. И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. Ему завидовали, его старались похитить. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру[36]. Без нее, без этого "сборища старцев, многое забывших, но и многое еще помнивших", самая идея Римской Империи, ставшая главным двигателем международной жизни Средних веков, могла бы заглохнуть и исчезнуть.

Христос во славе. Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль.

"Византийский вопрос", т.е. вопрос о значении Византии в образовании нового, или воскресающего из праха западноевропейского искусства, должен решаться в положительном смысле. Без Византии, без этого последнего эталона и примера, западное художество едва ли нашло бы себя, свои идеалы. И действительно, следы византийского влияния можно найти во всем, что творилось в Европе в течение веков, предшествовавших 10000-му году, и в течение двух веков, за ним следующих. Но спорным представляется, что именно подразумевать под этим "византийским" влиянием: отражение ли творчества самого Константинополя или творчества азиатских и африканских провинций, находившихся еще долгое время под господством Византии и сохранявших значение могущественных культурных центров?

Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Из Сирии и Египта шли также драгоценные, украшенные орнаментами и фигурами ткани, игравшие в распространении художественных образцов почти ту же роль, что и гравюры впоследствии[37]. Наконец, не надо забывать, что непрестанно взоры были обращены к той части Азии, которая для всего христианства приобрела значение Святой Земли, и всякий предмет, привозившийся оттуда, имел, благодаря своему происхождению, особую прелесть. Тем не менее, и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что "византийское влияние" следует совершенно отождествлять с "восточным", "азиатским". Сильно "овосточенная" Византия сохранила все же свою классическую основу, и эта основа не переставала сквозить в творчестве западного художества, попавшего под порабощающее влияние Византии[38].

Миропомазание Давида. Рисунок конца IX века в "Золотом псалтыре" монастырской библотеки в С. Галлен

Омовение ног св. Петра. Миниатрюра "Евангилия Оттона III". Ок. 1000.

Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью. Это случалось повсюду, где искусство из народного становилось придворным, где могущественные государи брали в свои руки дело просвещения и прибегали к искусству как к одному из двигателей данного дела, и это произошло в дни Карла Великого, в дни Оттонов, в дни Генриха II - тех самых государей, которые стали добиваться создания "Западной Римской Империи" наперекор общему настроению "варварского" сепаратизма. В их дворцах и в монастырях, пользовавшихся особым их покровительством (и выражавших свою благодарность царственным меценатам подношениями роскошных рукописей), возникли в IX, X и XI вв. известные "школы официального искусства". Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. В свою очередь, личные связи Карла Великого с Римом отразились и в более "римской" окраске живописи его времени и его двора, к сожалению, известной нам лишь по книжным миниатюрам[39].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru