Десять хитов композитора Александра Зацепина. Картины зацепина


Александр Зацепин — Этот мир придуман не мной « Ностальгия по советскому

Александр Зацепин

Зацепин Александр Сергеевич родился 10 марта 1926 года в городе Новосибирске в семье хирурга и учительницы литературы .Закончил музыкальную школу, параллельно учась в технической школе. Во время военной службы играл на аккордеоне, кларнете и балалайке в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа.

Александр Зацепин

В начале 50-х годов Зацепин переезжает в Казахстан и поступает в Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, параллельно руководя художественной самодеятельностью. Его преподавателем стал Евгений Григорьевич Брусиловский (1905-81) — ( казахский композитор, народный артист Казахстана.

Автор первых казахских опер, оркестровых произведений, вместе с Муканом Толебаевым и Латифом Хамиди автор гимна Казахстана 1944 года , 7 симфоний и др. Профессор Алма-Атинской консерватории , лауреат Государственной премии СССР ). После окончания консерватории А.С. Зацепин в 1956 работает концертмейстером в Алма-Атинской филармонии и начинает писать музыку к документальным фильмам…

В 1957 году Александр Сергеевич написал музыку к своему первому художественныму фильму, им стала музыкальная комедия «НАШ МИЛЫЙ ДОКТОР», Алма-Атинской киностудии, а песня «Надо Мной Небо Синее» стала сразу же популярной. Но звездный час настал немного позже, когда Зацепина пригласил работать режиссер Леонид Гайдай . У Гайдая на тот момент возникли разногласия с композитором Никитой Богословским во время совместной работы над картиной «Самогонщики», он решил искать другого композитора и по рекомендации «Мосфильма» пригласил для работы над фильмом «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» Александра Сергеевича

.После выхода картины в 1966 г. стало ясно, что тандем Гайдай — Зацепин — это 100 процентная гарантия успеха фильма, все последующие картины стали классикой отечественной комедии. Надо отметить, что Зацепин всегда был в авангарде творческих экспериментов, аранжировка его музыки всегда отличались новаторством и оригинальностью .

Ну, а когда в следующем совместном фильме «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» (История создания фильма) ,вышедшем в 1966 году, герои фильма запели песни на стихи Леонида Дербенева ( «Если б я был султан» — в исполнении Юрия Никулина и «Песенка о медведях» — ее записала певица Аида Ведищева ),

вся страна стала напевать эти песни, они стали поистине народными. Затем был фильм «Белый рояль», где молодой Муслим Магомаев пел «Лунную серенаду», потом последовала бессмертная «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА» (История создания фильма), вот как о записи песен для этого фильма рассказывает певица Аида Ведищева : — » Как раз в это время на экраны вышел фильм «Бриллиантовая рука» и танго «Помоги Мне!» звучало из каждого магнитофона. Вспоминаю, как делалась эта запись: я только что вернулась с гастролей по Дальнему Востоку — разница во времени десять часов. Не могу прийти в себя. Когда надо было петь — я сплю, когда надо спать — пою…

И вдруг почти в полночь — звонок от композитора Александра Зацепина:- «Аида, срочно приезжай на студию, все уже свои песни записали, осталась ты одна!» Я приезжаю и вижу такую картину: на полу лежит большой красный ковер, на нем с бутылкой водки расположились трое и выпивают в ожидании меня: Юрий Никулин (он только что закончил запись песенки «А Нам Все Равно!» и ему было уже все равно!), Андрей Миронов — после своего «Острова Невезения» и режиссер Леонид Гайдай, который нас всех «пас».

Увидели меня: «О, Аида, давай, присоединяйся к нам!» Я говорю: «Вы меня зачем сюда среди ночи вызвали — пить или петь? Вы уж тут сами заканчивайте, а я пойду поработаю.» Вот так 30 с лишним лет назад родилось это легендарное танго «Помоги мне!»

Александр Зацепин

В 1969 году был снят фильм «КРАСНАЯ ПАЛАТКА», интересный тем, что это был совместный советско-итальянский проект, музыку для которого с нашей стороны написал Зацепин, а в итальянском варианте была музыка признаного мирового классика киномузыки Эннио Морриконе. 1971 год — фильм «12 стульев» . В 1973 году — «ЗЕМЛЯ САННИКОВА», песни из этого фильма «Есть Только Миг» и «Все Было» стали классикой, так же, как впрочем, и большинство песен мэтра. В том же году совместно с Гайдаем выпущен фильм «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» (История создания фильма), этот фильм я вообще оставлю без комментариев — они излишни, напомню только, что песни «Разговор Со Счастьем» и «С Любовью Встретимся» из этого фильма.

Александр Зацепин

Александр Зацепин

В середине 70-х годов состоялось знакомство с Аллой Пугачевой, а произошло это так: «Один музыкант, с которым я работал, — вспоминает Александр Сергеевич, — сказал мне, чтобы я сходил и послушал некую Пугачеву — это, по-моему, был концерт какой-то самодеятельности. Я действительно пошел. Она пела там «Посидим-поокаем» и очень мне понравилась. После концерта я с ней познакомился и чуть ли не сразу же предложил записать какую-то песню для фильма». На тот момент у Зацепина уже была своя домашняя студия.

Вот как об этом периоде рассказывает Виталий Ефимович Клеймонт — человек, который в то время работал вместе с Зацепиным : — «В конце 1973 года по протекции Георгия Гараняна меня в качестве аранжировщика пригласил работать большой энтузиаст профессиональной звукозаписи композитор Александр Зацепин.

В его домашней студии на изготовленном отечественными умельцами оборудовании я со своей ритм-секцией (бас-гитара, ударные, гитара и клавишные) трудился круглые сутки. Для записи восьми(!) треков использовался лентопротяжный механизм видеомагнитофона — кстати, впоследствии именно ширина пленки стала проблемой при попытках ремастеринга. Александр Сергеевич был не только популярным композитором, но и увлеченным радиолюбителем.

Так, всю профилактику своей непростой по тем временам техники он осуществлял практически собственноручно. И именно в его студии я аранжировал и записал все песни Зацепина-Дербенева, сочиненные к различным кинофильмам и исполненные Аллой Борисовной Пугачевой». Алла приходила к нему домой, и они работали. Записывали песни к фильмам — «До Свиданья, Лето»,»Любовь Одна Виновата», «Бубен Шамана» и другие к фильму «Центровой Из Поднебесья» (1975 г.), «Куда Уходит Детство?» для детского фильма » Фантазии Веснухина».Песня «Волшебник-Недоучка» записана для фильма «Отважный Ширак».

Во время совместной работы пришла идея снять музыкальный фильм, Пугачева уже давно к этому готовилась, даже грезила кино. Леонид Дербенев познакомил Аллу со сценаристом Анатолием Степановым. Он и написал сценарий. Получилась очень неплохая психологическая мелодрама. Но Алле было нужно совсем другое — музыкальный фильм о себе. Поэтому текст три раза переписывался.

Композитором фильма стал Александр Зацепин. Он написал несколько песен, в том числе и ставшую невероятно популярной «Кто, Не Знаю, Распускает Слухи Зря…». «Я тогда попросил Дербенева изменить там слова, — вспоминает Александр Сергеевич. — Мне казалось, что этот припев — «так же как все, как все, как все» — звучит неудачно. Но Алла сказала, что нет, у нее это хорошо получается».

Скоро Зацепин услышал о том, что в картину собираются включить песни никому не известного Бориса Горбоноса. Он стал выяснять подробности, и ему сообщили, что это некий молодой парень, живущий в Люберцах. И самое ужасное, что он парализован. Но как может — пишет музыку. Грех не помочь такому человеку.

Александр Зацепин

Вот как об этом инциденте вспоминает Александр Сергеевич : «Однажды Алла пришла ко мне в студию с просьбой помочь записать пять песен, которые она сама сочинила. Сказала, что хочет отнести их на радио. Якобы для нее эти песни написал некий молодой человек по фамилии Горбонос, который волею судьбы пожизненно прикован к инвалидной коляске. Ведь под своей фамилией Пугачева никому не могла предложить песни, их не возьмут — она не член Союза композиторов. И вообще не композитор.

Я записал ей песни в своей домашней студии. А сам я в тот период работал над музыкой к фильму «Женщина, которая поет». И в один прекрасный день, приехав на студию, узнаю от ассистента режиссера, что Алла в фильме будет исполнять несколько песен «какого-то» Горбоноса. «Так что твоя музыка, может, вообще не понадобится», — сказали мне.

Я возмутился. И даже не из ревности к таланту «некоего» Горбоноса, а потому, что Алла мне ни слова не сказала о намерении вставить свои сочинения в фильм. Я пошел к начальнику музыкального отдела «Мосфильма» и написал заявление об уходе с картины. Дескать, у вас есть новый замечательный композитор, так пусть он всю музыку и пишет.

Алла Пугачева и Александр Зацепин

Но при этом секрет Пугачевой я не раскрыл. Понятно, что вся съемочная группа прониклась благоговением к несчастному инвалиду, а меня осуждали, потому что я симпатий категорически не разделял. Но дирекция «Мосфильма» упросила меня не горячиться, пообещав, что в титрах будет значиться моя фамилия, а Горбоноса упомянут в конце мелким шрифтом.

И в фильме наряду с моими звучали песни, написанные Аллой. Со временем они обрели подлинное авторство. Названия всех я сейчас не вспомню, но «Женщина, Которая Поет» — одна из них. Ну а с Аллой с тех пор мы не сотрудничали.— Я очень обиделся на Аллу за этот обман».

По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Алла Пугачева была признана лучшей киноактрисой 1978 года. Госкино присвоило фильму «Женщина, которая поет» «третью категорию», как фильму, представляющему, мягко говоря, не самый большой интерес для прокатчиков, как фильму, обреченному на редкие клубные просмотры.

Кино журналисты и критики его громили. Тем не менее, в 1979 году фильм Александра Орлова «Женщина, которая поет» взял 1-е место в прокате и собрал на своих сеансах 54,9 млн. зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не собирал ни один музыкальный фильм .

Александр Зацепин

В том же году выходит мюзикл «31 ИЮНЯ» (История создания фильма) режиссера Леонида Квинихидзе. Снятый по мотивам книги Дж.Б.Пристли , он стал одним из первых «не рядовых» музыкальных фильмов. Его сюжет представляет из себя романтическую историю любви средневековой принцессы и современного художника, живущего в самом начале 21 века. Великолепный актерский состав , остроумные монологи , отличная постановка- вот так можно охарактеризовать эту новаторскую и смелую для того времени расцвета Советского строя картину.

Именно в этом фильме наиболее полно раскрылся талант А.С. Зацепина . Для того времени это было что-то необычное — удивительно проникновенная и мелодичная музыка, очень оригинальные аранжировки, сочетающие в себе смешение различных музыкальных стилей, использование культового синтезатора Роберта Артура — Moog, обилие модуляционных эффектов, а также революционную для нашей страны на тот момент времени обработку звука : фленжер, фуз, вау-вау и т.п.

По своему уровню эта работа ни в чем не уступала западным творениям, даже сейчас, по прошествии многих лет, эта музыка звучит очень современно и актуально. Специально для записи песен главной героини — принцессы Мелисенты — Александр Сергеевич приглашает молодую талантливую певицу с Украины Татьяну Анциферову, также в проекте принимали участие Як Йоала , Жанна Рождественская, Лариса Долина, а для записи музыки маэстро привлекает группу «Аракс».

Александр Зацепин

Вся работа была выполнена на домашней студии Зацепина, вопреки информации, содержащейся в титрах фильма. В качестве исполнителей ролей были приглашены артисты Большого Театра, роль придворного музыканта Лемисона исполнил солист балета Большого — Александр Годунов, который в 1979 году эммигрировал в Америку, оставшись в Штатах во время гастролей Большого Театра в Америке. Этот факт предрешил судьбу фильма — его запретили после премьерного показа 31 декабря 1978 года и гениальная музыка попала в опалу .

После того как режиссера театра на Таганке Любимова в 1982 году не пустили обратно в СССР, песня «Мир Без Любимого» стала расцениваться как провокационная, а песня «Зведный Мост»- пропагандой Рейгановской программы «Звездных войн».

В 1981 году на экраны выходит новый музыкальный фильм под названием «Душа», первоначально в этом фильме должна была играть Пугачева, но после размолвки с Александром Стефановичем , на главную роль приглашают Софию Ротару, а также в картине принимала участие группа «Машина Времени».

Музыку к этому фильму написал маэстро Зацепин , но эта картина не имела такого успеха как «Женщина, Которая Поет».Происходящее не могло не отразится и на Александре Сергеевиче. Вот что он вспоминает: Первая жена, Светлана, с которой мы прожили 29 лет и от которой у меня дочь, умерла.

Это был сложный период в моей жизни. Надоели бесконечные придирки. В мое творчество постоянно кто-то вмешивался: это нельзя, так нельзя. На аранжировку к фильму «31 июня» мне было сделано более 30 поправок.

Александр Зацепин

Александр Зацепин

Мне говорили, что моя музыка — это зады капитализма, что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить. У меня как раз наметился выгодный контракт с американской фирмой, я должен был писать музыку к двум фильмам в год, но мне сказали, что советский композитор не должен работать на американцев. Рядом с нами жила пианистка, которая работала вместе с женой в музыкальной школе. Ее муж, француз Ален, познакомил меня со своей сестрой Женевьевой. Ему показалось, что мы сможем найти общий язык.

У Женевьевы судьба тоже была непростая: в молодости отец запретил ей выходить замуж за любимого человека, и от отчаяния она ушла в монастырь.Через двадцать лет Женевьева покинула стены монастыря и приехала к брату в Москву. И вот, когда она приезжала в Москву из Парижа, мы подолгу общались и вскоре расписались в Грибоедовском загсе.

И вот после регистрации брака идем в гостиницу «Космос», где она жила, а навстречу трое в штатском. Встали в дверях и просят предъявить паспорт. Я по-английски объяснил жене, чего они хотят. Женевьева решила, что нас сейчас арестуют и трясущимися руками вынула из сумочки свои документы.

Увидев иностранный паспорт, нас пропустили внутрь. Благо, мне свой паспорт не пришлось предъявлять, а то бы точно нашли к чему придраться. По законам СССР я, даже будучи мужем, не имел права оставаться в гостиничном номере иностранки, а она соответственно — у меня в квартире.

Александр Зацепин

Александр Зацепин

Нам не разрешили поехать в Русский Дом творчества, а в Дом творчества в Иванове я с огромным трудом добился разрешения. К тому же Женевьеву несколько раз в нашем аэропорту обыскивали, перерывали все вещи в чемодане.

Французская женщина не могла себе позволить оставаться надолго в такой стране, и поэтому мы решили несколько месяцев пожить в Париже, потом приехать в Москву, а там уже решать, где окончательно обосноваться. Но в ОВИРе сказали, что на полгода, как я хотел, визу не дадут, надо оформлять документы на постоянное место жительства.

Знакомые в ОВИРе разъяснили: можешь подавать подобное заявление через год снова, но нет никакой гарантии, что вновь не откажут… И так могут отказывать и пять, и десять лет… А вот если подать заявление: дескать, хочу на постоянное место жительства, тогда могут разрешить выезд сразу. Я говорю: где же логика? А ее, отвечают, искать не надо. Нет логики. Я оформил. Вот так и уехал…— И что было потом?— Прожил в Париже около пяти лет. Потом с Женевьевой мы расстались. Нет, она замечательная женщина, но просто оказались мы разными людьми. Наверное, сказался и языковой барьер — французского языка я не знал, только английский. А она, в свою очередь, в английском была не сильна. Так и общались. Притом оказалось, что у нас диаметрально противоположные характеры!

К примеру, встаю утром, вижу: солнышко хорошее, погода великолепная. Я и говорю: «Это замечательно, может быть, сегодня куда-нибудь сходим?» Женевьева вдруг резко выключает радио и говорит мне холодным тоном: «Почему ты мне мешаешь? Я утром привыкла слушать музыку, когда завтракаю».На следующее утро я молчу. Она ко мне с расспросами: «Почему молчишь?» И вот такие перемены в настроении постоянно. Так все у нас и расстроилось. Но, впрочем, мы остались друзьями. И даже иногда видимся.

После этого стал потихоньку возвращаться назад. Почему говорю «стал»? Потому что меня полтора года не пускали.Теперь уже назад, в Россию. Причем, заметьте, с советским паспортом — я же гражданства не менял, как был российским гражданином, так и оставался им. Мой друг Ален, помню, все удивлялся: ну и странные у вас порядки! Да чтобы я (это он о себе), к примеру, уехал в Америку, прожил там два года, и меня французы не пустили в мою родную страну?! Бред!

В общем, подал я заявление в консульство: намерен, мол, вернуться на постоянное жительство в Россию.Отдал чиновнику все бумаги. «О, Александр Сергеевич, — говорит он, — через два месяца все будет в порядке». Прихожу через два месяца, на его месте сидит уже другой чиновник. «Вам сказали прийти через два месяца?

Александр Зацепин

Александр Зацепин

Что вы, так не бывает. Не меньше года пройдет…» Он открыл ящик, куда его предшественник положил мое заявление — заявление там так и лежало, его никто никуда и не посылал. Пришел через полгода — опять ничего.Через год — тоже. И только через полтора года пришло наконец разрешение…

В Москве я прожил лет пять — с 86-го по 91-й год. Что-то писал. А потом мне предложили работу в Англии, в Германии заказали музыку для фильмов, и я на гонорары в 91-м году купил дом под Парижем небольшой двухэтажный домик с участком земли в 30 соток и садом — 20 плодовых деревьев. Одно частное лицо из Англии заказало мне написать несколько инструментальных композиций.

Я написал. «Лицо» очень хорошо заплатило, и на эти деньги я купил домик. Вот с тех пор там и живу. К счастью, потом времена изменились. Я смог вернуться и стал жить как бы на два дома: работаю в Москве, а отдыхаю во Франции, где у меня хорошая квартира и большая дача. Я приехал на постоянное место жительства. Теперь у меня в Москве есть квартира и работа.

Александр Зацепин

Александр Зацепин

— Чем вы занимались во Франции?-Я писал музыку. Сделал фильм в Германии, несколько рекламных роликов по приглашению Андрея Кончаловского. Но в каждой стране свои музыкальные пристрастия, своя культура и свои звезды. Грубо говоря, свой клан, в который со стороны не попасть. Я работал во Франции с Филиппом Бараке. Он пел песню «Такси, Такси» — вот так он услышал нашу популярную песню «Так Же, Как Все», которую пела Пугачева.

В каждой стране есть свои исполнители, так сказать, клан. Вот как у нас, например. Я работал с Гайдаем, и вдруг бы приехал другой композитор. К Гайдаю другой просто не попал бы. Точно так же, как и я не попал бы к Гайдаю, если бы он не поссорился с Богословским. Во Франции попасть к известному режиссеру или исполнителю в «обойму» так же сложно, как и у нас.

Те певцы, которые известны во Франции, отнюдь не знамениты в Германии. И наоборот. В рамках данной статьи невозможно упомянуть все фильмы, к которым написал музыку Александр Сергеевич. Однако, не могу не отметить очень красивую музыку из фильма «КАПИТАН НЕМО» вышедшего в 1975 году, а также о том, что он писал музыку к мультфильмам из серии «Ну, Погоди» самого известного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котеночкина.

Кроме музыки к фильмам, была музыка к драматическим спектаклям, оперетты, симфоническая музыка, перечислять можно до бесконечности, многранность его таланта неисчерпаема.В настоящее время Александр Сергеевич работает над новыми песнями с поэтом Юрием Рогозиным, в соавторстве с которым уже написано более 20 новых песен. В 2001 году Игорем Угольниковым в качестве режиссера был снят фильм «КАЗУС БЕЛЛИ», музыку к которому написал Зацепин. В творческих планах маэстро написание музыки еще не к одному фильму.

18 и 19 января 2002 года в ГЦКЗ «Россия» состоялись юбилейные концерты, приуроченные к 75 летию со дня рождения ( правда через год), а также оргкомитетом «Площади звезд» был установлен памятный знак заслуженному деятелю искусств России, композитору Александру Зацепину.По единодушному мнению авторов страницы — Александр Сергеевич Зацепин — уникальный композитор , равных которому в нашем искусстве очень мало. Послушайте его музыку! Она настолько гармонична, неповторима, рождает в душе самые лучшие чувства. Это музыка жизни.

Разместить заметку:

1001material.ru

биография, творчество, фильмы с музыкой композитора.

Александр Зацепин — гений киномузыки, написавший песни и мелодии более чем к 120 фильмам и мультфильмам.

Хитов в его музыкальной кинокопилке не счесть. И главное, что это песни на все времена, они не устаревают, их слушают, поют, под них проживают лучшие моменты своей жизни.

Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске. После школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Из института был призван в армию и там самостоятельно освоил несколько музыкальных инструментов.

В 1956 году Александр Сергеевич окончил Алма-Атинскую консерваторию. Его дипломной работой был балет «Старик Хоттабыч», который вскоре поставили в Театре оперы и балета в Алма-Ате. А Зацепин устроился работать на студию «Казахфильм», где и состоялся его дебют в качестве кинокомпозитора. Он написал музыку к фильму «Наш милый доктор». Но популярность к нему пришла позже, уже в Москве, когда он начал сотрудничать с режиссером Леонидом Гайдаем и написал знаменитые мелодии к его фильмам «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», а затем и к «Бриллиантовой руке». Также он работал с Гайдаем на фильмах «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». Впоследствии композитор с удовольствием вспоминал сотрудничество с Леонидом Гайдаем:

«У него чрезвычайно много эксцентрики, которую я люблю. Когда мы начали делать наш первый фильм, «Операцию «Ы», мне, как всегда, дали сценарий, по которому я должен был написать музыкальную экспликацию номеров. Там были лаконичные и понятные ремарки — что, в каком жанре нужно сделать: «здесь галоп», «здесь марш», «здесь полька» и так далее. Я довольно быстро включился, но первое время он меня постоянно подбадривал: «Саша, а быстрее нельзя?» Потом, когда мы сработались, он стал мне полностью доверять».

В 1965 году состоялась судьбоносная встреча двух многолетних соавторов — Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва. Вместе они написали более 100 песен. И это был тот самый счастливый случай, когда поэт и композитор понимали друг друга с полуслова. Их песни — это самые настоящие маленькие шедевры, как по музыке, так и по текстам. Стоит вспомнить хотя бы такие хиты, как «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки», «Есть только миг» из «Земли Санникова», «Давным-давно была война» из «Командира счастливой «Щуки», «Песня о Купидоне» из «Не может быть!», «Разговор со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Ты не стал судьбой» и «Этот мир» из картины «Женщина, которая поет».

Бриллиантовая рука

Комедия

1968

95 мин

Земля Санникова

Приключения

1973

95 мин

Не может быть

Комедия

1975

91 мин

Песни Александра Зацепина исполняли звезды советской эстрады и кино — Андрей Миронов, Юрий Никулин, Валерий Золотухин, Олег Даль, Олег Анофриев, Татьяна Анциферова, Аида Ведищева, София Ротару, Жанна Рождественская. Сотрудничал Александр Сергеевич и с примадонной нашей эстрады — Аллой Пугачевой. Она исполняла его песни в фильмах «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина», «Повар и певица», «Женщина, которая поет».

Легендарными можно уже, наверное, назвать песни Александра Зацепина из фильма «31 июня». Его музыка — это, пожалуй, половина успеха этой картины. Да и вообще мелодии Александра Сергеевича в кино — это не фон, это полноправные участники действия, сюжета, без них эти истории были бы неполными и что-то бы явно потеряли. Во всяком случае, представить эти картины без песен Зацепина теперь уже абсолютно невозможно.

Сейчас песни Александра Зацепина с удовольствием берут в свой репертуар молодые исполнители. К этому Александр Сергеевич относится вполне положительно. «Если новое исполнение получится удачным и оно понравится людям, значит, песня обретет вторую жизнь», — говорит композитор.

www.culture.ru

Десять хитов композитора Александра Зацепина

Несомненно, его музыка на слуху у каждого. Композитор Александр Зацепин отмечает сегодня 90-летие. Из огромного числа его популярных мелодий Анна Кочарова выбрала десять наиболее любимых.

Таких музыкантов на самом деле единицы. Таких, у которых почти каждая мелодия — настоящий шедевр. С начала 1980-х годов Александр Зацепин живет во Франции, однако все его творчество неизменно связано с Россией, точнее сказать — с российским кино. Для Зацепина музыка, вроде как играющая в кино второстепенную роль, всегда выходила на первый план. С его мелодиями так и получалось: они становились неотъемлемой частью любой картины, в которой композитор работал.

1. Первая работа на "Мосфильме", первая работа с уже известным Леонидом Гайдаем — и сразу успех. Комедию "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" посмотрели 69,6 миллиона человек, а значит, и услышали музыку Зацепина. В трех новеллах композитор использовал разные музыкальные стили — от народных балалаек до похрипывающего джазового саксофона. Музыка следовала происходящему на экране, а когда было нужно — подыгрывала и вступала в диалог.

2. За "Операцией "Ы" последовали и другие невероятно удачные и успешные работы с Гайдаем: "Кавказская пленница" (1966) и "Бриллиантовая рука" (1968). Для каждой картины Зацепин написал по несколько хитов, "заглавных тем", как сказали бы сегодня.

3. Так же, как и крылатые фразы из комедий Гайдая, песни и мелодии Зацепина моментально "идут в народ" и начинают жить уже какой-то своей отдельной жизнью — ведь каждый может их напеть или насвистеть. "Песня про зайцев", "Остров невезения" или "Песенка о медведях" на слуху у нескольких поколений зрителей, даже тех, кто сегодня впервые смотрит эти фильмы.

4. "Разговор со счастьем" в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) исполнил Валерий Золотухин. Как это бывало и в других работах, тут Зацепин позволил себе небольшое музыкальное "хулиганство", процитировав "удары судьбы" из Пятой симфонии Бетховена.

5. Зацепин может сделать любую комедийную мелодию созвучной времени и модной. В этом, возможно, и кроется один из секретов его мастерства. Он создал уникальный музыкальный образ для комедий Гайдая, с особым звучанием оркестра и своими приемами.

6. В 1973 году на экраны вышла картина "Земля Санникова", песни в которой исполнил Олег Анофриев. "Есть только миг" открыла публике совершенно другого, некомедийного композитора Зацепина — лирика и мелодиста. Все достоинства этой песни позже обернулись критикой в адрес самого автора, уже после его отъезда из СССР.

7. Работая зачастую с драматическими актерами, Зацепин умеет писать для них характерные и выигрышные номера, настоящие музыкальные сценки, как, например вот эта — "Губит людей не пиво" из фильма "Не может быть!" в исполнении Вячеслава Невинного.

8. В 1978 году на экраны вышел музыкальный фильм "Женщина, которая поет" с Аллой Пугачевой в главной роли. Зацепин написал для нее прекрасные лирические песни, которые давали ей в полной мере продемонстрировать и возможности голоса, и актерские способности. В ходе работы между композитором и певицей произошел конфликт, так как Пугачева захотела включить в картину композиции собственного сочинения. В итоге Зацепин отказался быть композитором фильма, но оставил в картине свои песни.

9. В это же время в репертуаре Пугачевой появилась и еще одна композиция Зацепина, которая принесла ей невероятную популярность, — юмористическая песня-сценка "Волшебник-недоучка".

10. Еще одним по сути мюзиклом стал фильм "31 июня" (1978), саундтрек к которому Зацепин и его коллеги записывали на домашней студии композитора. Оказалось, что для воплощения новаторских звуковых идей на "Мосфильме" просто не было соответствующего оборудования. Экспериментировали не только с обработками: к записи привлекли молодых рок-музыкантов и джазменов.

 

ria.ru

Русская живопись. Жанровые сцены - 6: allerleiten

Русская живопись. Жанровые сцены

Монастырки на клиросе. Зацепин Н.К.

Зацепин Николай Константинович (1818-1855)Был Николай Константинович Зацепин большим любителем изобразительного искусства. В меру своих возможностей способствовал развитию отечественной живописи, за что в 1849 году был удостоен Академией художеств звания «почетного вольного общинка». И еще был Николай Константинович кадровым офицером, поэтому получить систематического художественного образования не мог. У него была возможность заниматься при наличии свободного времени, и он использовал ее, находясь в Петербурге и беря уроки у К.П. Брюллова. Известно несколько картин Н.К. Зацепина, дошедших до наших дней. Среди них Портрет пожилой женщины, Молящаяся девушка (обе — 1849), Монастырки на клиросе (1852), Портрет Ф.А. Уварова (миниатюра), Портрет графини В.Н. Ростовцевой. Большего Н.А. Зацепин написать и не мог. Командир саперного батальона, полковник, патриот, он погиб в сражении под Севастополем во время Крымской войны.Перед венцом. Журавлев Ф.С.Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901)Одна из представленных картин жанриста и портретиста Фирса Сергеевича Журавлева любознательному зрителю-читателю напомнит более известное полотно Василия Пукирева Неравный брак. Тема картины прозрачна, по ней легко составить небольшой рассказ. Этим и отличались большинство обличительных картин русских передвижников, внесших большой вклад в пробуждение сознания российского общества. Интересно, что, поступив в 1855 году вольнослушателем в Академию художеств, приняв участие в «Бунте четырнадцати» и став одним из организаторов «Артели художников» (возглавлял И.Н. Крамской), Ф.С. Журавлев в Товарищество передвижных художественных выставок так и не вступил. Хотя темы большинства его работ созвучны жанровым картинам художников-передвижников. Художник создал много картин, живописующих быт и общественную жизнь России. Он писал также портреты писателей и деятелей искусства. Наконец, Ф.С. Журавлев принял активное участие (1870—1883) в росписи храма Христа Спасителя в Москве — работе, делающей честь всем российским художникам. Купеческие поминки. Журавлев Ф.С.

Девичник в бане. 1885. Журавлев Ф.С.

Мастерская художника Петра Васильевича Басина. 1833. Зеленцов К.А.

Зеленцов Капитон Алексеевич (1790-1845)Одним из замечательных таинств, сопровождающих рождение и жизнь конкретного человека, является таинство, предопределяющее выбор его жизненного пути. В переносе на живопись всегда стоит вопрос: почему один художник предпочитает изображать на своих полотнах портреты людей, другой — исторические картины, третий — пейзажи… Капитону Алексеевичу Зеленцову же было предопределено стать известным благодаря своим интерьерам, хотя занимался он и портретами, писал жанровые сцены, увлекался офортом и литографией. Имея постоянную работу в Министерстве внутренних дел и затем в Канцелярии его императорского величества, К. Зеленцов в свободное от работы время рисовал, копируя мастеров Эрмитажа, брал уроки живописи у известных художников, например, у А.Г. Венецианова. В 1830-х годах К.А. Зеленцов начинает работать как профессиональный художник. Пишет известные картины: В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях, В комнатах, Мальчик у стола и др. По-своему интересными были его жанровые картины и портреты. Все же звание академика К.А. Зеленцов получил за интерьер Мастерская художника П.В. Басина (1833). Прожив свою жизнь в искусстве, художник оставил нам, наряду с другими, представления о внутреннем убранстве жилых и рабочих помещений отдельных представителей российского общества XIX века.В комнатах. Зеленцов К.А.

В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях. Зеленцов К.А.

Волостной суд. 1888. Зощенко М.И.

Зощенко Михаил Иванович (1857-1908)Коренной петербуржец Михаил Иванович Зощенко известен прежде всего как отец несравненного писателя М.М. Зощенко. Известен и как художник, работавший в различных жанрах изобразительного искусства. С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: Волостной суд (1888), Свой вор (1889), В ожидании найма (1890), Гадание, У плетня, В крестьянской избе (все — 1890-е), В тишине (1908). Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года) (1904), Переход Суворова через Альпы в 1799 году (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.Письмо от кормильца. Зощенко М.И.

У земской больницы. 1886. Загорский Н.П. (1849-1893)

Уснула. 1867. Заболотский П.П.

Заболотский Петр Петрович (1842- )Классный художник первой степени Петр Петрович Заболотский не достиг официального звания своего отца — академика портретной живописи Петра Ефимовича Заболотского, который среди прочего был известен и тем, что давал уроки рисования М.Ю. Лермонтову и написал портрет гениального русского писателя и поэта. Молодой П.П. Заболотский успешно обучался в Академии художеств по классу исторической живописи. Он получил четыре серебряные медали и малую золотую за программу Моисей источает воду из скалы (1863). В 1866 году П. Заболотский за картину "Обращение князя Владимира в христианство" как раз и получает свое высшее художественное звание. Вообще, в том, что художник не получил звание академика, таится некая загадка. Ибо живописец увлекся написанием портретов, добившись в этом жанре живописи известных успехов. П.П. Заболотский настолько стал популярен как художник-портретист, что его приглашают написать портрет государя императора. В 1882 году художник пишет недавно вступившего на трон Александра III (Александр II погиб в 1881 году). Царской благодарности в виде звания академика в этот раз не последовало. Заметим, что к этому времени в России творили многие замечательные художники, отношения которых с Академией были не очень дружеские. И сияние академических званий, если не поблекло, то и не стало столь притягательным, как ранее. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837. Заболотский П.Е.Заболотский Петр Ефимович (1803-1866)Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Конечно, П.Е. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А.С. Пушкина. Но и будущий гений — М. Лермонтов — сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А.С. Пушкина. И поскольку изображений М.Ю. Лермонтова выполнено до обидного мало, каждое из них, и портрет П. Заболотского прежде всего, представляет для русского искусства исключительную ценность. Идейными учителями художника были О. Кипренский, А. Венецианов и особенно В. Тропинин, близкий П. Заболотскому и по манере исполнения. Путь живописца к постижению мастерства был очень непростым. Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А.Р. Томилов, известный меценат, коллекционер и теоретик искусства. Именно он способствовал в большой степени тому, что сын мещанина стал посещать Академию художеств и окончил ее. Среди его учителей были знаменитые А.Г. Варнек и А.Е. Егоров. Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П.Е. Заболотский выполнял с тем мастерством, которое вызывает интерес любителей и коллекционеров живописи. Поэтому произведения художника представлены во многих музеях России. Звание академика, присвоенное художнику в 1857 году, подтверждает высокую степень его таланта и заслуги перед русским искусством. Тихвинский городской голова. 1848. Заболотский П.Е.Портрет Н.В. Евреиновой. 1840. Заболотский П.Е.

Провалился. 1885. Жуков Д.Е. (1841-1903)

Спор о вере. 1867. Жуков Д.Е.

Пожар в деревне. Дмитриев-Оренбургский Н.Д. (1837-1898 )

Переправа через Ангару в Иркутске. 1886. Добровольский Н.Ф. (1837-1900 )

Матросы в сапожной мастерской. 1832. Денисов А.Г. (1811-1834)

«Попался!». 1875. Гун К.Ф.

Гун Карл Федорович (1830-1877)Природные склонности к рисованию стали счастливо реализовываться у Карла Федоровича Гуна, когда молодым человеком он приехал из Риги в Петербург (1850) и стал работать у известного литографа Паппе. Годом позже юноша начинает посещать рисовальные классы Академии художеств. Вскоре его успехи и настойчивость были отмечены: под руководством профессора П.В. Басина академист Карл Гун начинает получать учебные медали. После окончания Академии Гун совершает поездку по Вятской и Казанской губерниям, где делает множество зарисовок сцен народной жизни, традиций и костюмов, проживающих в них народностей. В 1863 году К.Ф. Гун уезжает в шестилетнюю пенсионерскую поездку в Европу. К художнику приходит известность. Его картины раскупаются, в том числе и императорской семьей. К.Ф. Гуну присваивают звание академика и профессора Академии художеств. К сожалению, интенсивная работа живописца была прервана смертью после тяжелой болезни. К.Ф. Гуну не было и пятидесяти лет.Больное дитя. 1869. Гун К.Ф.

Почтальон. 1861. Грузинский П.Н.

Грузинский Петр Николаевич (1837-1892)Будущий академик батальной живописи Петр Николаевич Грузинский в Академии художеств учился (1851—1863) под руководством профессора Б.П. Виллевальде. Успешное постижение живописного мастерства шло у молодого художника параллельно с выполнением им достаточно сложных, многофигурных работ. В 1860 году студент П. Грузинский получает малую золотую медаль за картину Цыганский табор, а в 1862 — большую золотую медаль за имевшую в дальнейшем успех даже на международных выставках картину Взятие Гуниба. После Академии П. Грузинский отбывает в пенсионерскую поездку в Париж, которую разнообразит поездкой на Кавказ (1865) для выполнения заготовок для своих будущих картин и получения впечатлений от непосредственного участия в боевых действиях. За полотно Оставление горцами аулов при приближении русских войск художник получает звание академика (1872). Находясь в командировке, П.Н. Грузинский помимо картин, посвященных армейской службе (Пикет зуавов на маневрах во Франции), пишет и бытовые композиции (Рынок в Фонтенбло). Жанровые полотна художник продолжает писать и по возвращении на родину. Темы народной жизни (Сцена из деревенского быта, Сенокос, В Малороссии, Ночь, Масленица, Тройка, Встреча возвращающихся из церкви новобрачных) становятся также близкими для отечественного живописца-баталиста.Рынок в Фонтенбло. 1864. Грузинский П.Н.

Домой. 1881. Грузинский П.Н.

Масленица. 1889. Грузинский П.Н.

allerleiten.livejournal.com

Зацепина Зинаида Ильинична — Окна соцреализма

Советская украинская художница, живописец. Член СХ УССР . Зинаида Ильинична Зацепина родилась 29 октября 1913 года в слободе Новая Калитва, Воронежской области в России. С 1933 по 1936 год училась в Тамбовском художественно-педагогическом техникуме, а с 1937 по 1939 год — в Пензенском художественном училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова. В 1939 году Зинаида Зацепина стала студенткой Киевского государственного художественного института. Ее преподавателями были Ф.Г. Кричевский ,К.Д. Трохименко, А.А.Шовкуненко,  А.И. Фомин . Во время Великой отечественной войны продолжила обучение в эвакуации в Украинском отделении Объединенного художественного института Всероссийской Академии искусств — вначале в Самарканде, потом в Загорске под Москвой. Обучение проводили такие выдающиеся художники как И.Е. Грабарь, С.В. Герасимов, П.Д. Покаржевский,  И.Н. Штильман , К.Н. Елева. В 1944 году художница вернулась из эвакуации и была зачислена в мастерскую профессора А.А. Шовкуненко Киевского художественного института.  В 1948 году Зинаида Зацепина заканчивает институт. Дипломная работа «Детский садик». Жена художника П.С. Сулименко .  Член Союза художников УССР.  Работала в области станковой живописи. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов и жанровых картин. С 1949 года З.И.Зацепина экспонент городских и республиканских художественных выставок. В 1954 году принимает участие во Всесоюзной выставке произведений художников-маринистов, открытой в Москве с февраля по март в Доме художника; а с апреля по май в Центральном Доме Советской Армии. С этого времени активный участник всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Персональные выставки прошли в Индии (1959 год ), Киеве (1977 год ) и Пензе (1979 год ). Произведения Зацепиной З.И. представлены в Национальном художественном музее Украины, в художественных музеях Одессы, Полтавы, Николаева, Симферополя, в частных собраниях в Украине и за ее пределами.

Фото : Зинаида Зацепина  «Весна 1945 года»

Зинаида Ильинична Зацепина. На даче

Фото : Зинаида Зацепина  «На даче»

Зинаида Ильинична Зацепина. Пасхальный натюрморт

Фото : Зинаида Зацепина  «Пасхальный натюрморт»

Фото : «Зінаїда Зацепіна. Живопис. Графіка.» Каталог виставки

oknasocrealisma.com

Десять хитов композитора Александра Зацепина

Фото portal-kultura.ru

Несомненно, его музыка на слуху у каждого. Композитор Александр Зацепин отмечает на этой неделе 90-летие. Субботний выпуск программы “Мажор и минор” на Новом Русском радио будет посвящен этому талантливейшему человеку!

Таких музыкантов на самом деле единицы. Таких, у которых почти каждая мелодия — настоящий шедевр. С начала 1980-х годов Александр Зацепин живет во Франции, однако все его творчество неизменно связано с Россией, точнее сказать — с российским кино. Для Зацепина музыка, вроде как играющая в кино второстепенную роль, всегда выходила на первый план. С его мелодиями так и получалось: они становились неотъемлемой частью любой картины, в которой композитор работал.

Первая работа на “Мосфильме”, первая работа суже известным Леонидом Гайдаем— и сразу успех. Комедию “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” посмотрели 69,6 миллиона человек, а значит, и услышали музыку Зацепина. В трех новеллах композитор использовал разные музыкальные стили — от народных балалаек до похрипывающего джазового саксофона. Музыка следовала происходящему на экране, а когда было нужно — подыгрывала и вступала в диалог.

За “Операцией “Ы” последовали идругие невероятно удачные иуспешные работы с Гайдаем: “Кавказская пленница” (1966) и “Бриллиантовая рука” (1968). Для каждой картины Зацепин написал по несколько хитов, “заглавных тем”, как сказали бы сегодня.

Так же, каки крылатые фразы изкомедий Гайдая, песни и мелодии Зацепина моментально “идут в народ” и начинают жить уже какой-то своей отдельной жизнью — ведь каждый может их напеть или насвистеть. “Песня про зайцев”, “Остров невезения” или “Песенка о медведях” на слуху у нескольких поколений зрителей, даже тех, кто сегодня впервые смотрит эти фильмы.

“Разговор сосчастьем” вкомедии “Иван Васильевич меняет профессию” (1973) исполнил Валерий Золотухин. Как это бывало и в других работах, тут Зацепин позволил себе небольшое музыкальное “хулиганство”, процитировав “удары судьбы” из Пятой симфонии Бетховена.

Зацепин может сделать любую комедийную мелодию созвучной времени имодной. В этом, возможно, икроется один из секретов его мастерства. Он создал уникальный музыкальный образ для комедий Гайдая, с особым звучанием оркестра и своими приемами.

В 1973 году наэкраны вышла картина “Земля Санникова”, песни вкоторой исполнил Олег Анофриев. “Есть только миг” открыла публике совершенно другого, некомедийного композитора Зацепина — лирика и мелодиста. Все достоинства этой песни позже обернулись критикой в адрес самого автора, уже после его отъезда из СССР.

Работая зачастую сдраматическими актерами, Зацепин умеет писать дляних характерные и выигрышные номера, настоящие музыкальные сценки, как, например вот эта — “Губит людей не пиво” из фильма “Не может быть!” в исполнении Вячеслава Невинного.

В 1978 году наэкраны вышел музыкальный фильм “Женщина, которая поет” с Аллой Пугачевой в главной роли. Зацепин написал для нее прекрасные лирические песни, которые давали ей в полной мере продемонстрировать и возможности голоса, и актерские способности. В ходе работы между композитором и певицей произошел конфликт, так как Пугачева захотела включить в картину композиции собственного сочинения. В итоге Зацепин отказался быть композитором фильма, но оставил в картине свои песни.

В это же время врепертуаре Пугачевой появилась иеще одна композиция Зацепина, которая принесла ей невероятную популярность, — юмористическая песня-сценка “Волшебник-недоучка”.

Еще одним посути мюзиклом стал фильм “31 июня” (1978), саундтрек ккоторому Зацепин и его коллеги записывали на домашней студии композитора. Оказалось, что для воплощения новаторских звуковых идей на “Мосфильме” просто не было соответствующего оборудования. Экспериментировали не только с обработками: к записи привлекли молодых рок-музыкантов и джазменов.

Источник

www.diasporanews.com

Александр Зацепин - биография, личная жизнь, фото, дискография, юбилей и последние новости 2018

Александр Зацепин: биография

10 марта 2016 года свой юбилей отмечает легендарный советский и российский композитор Александр Сергеевич Зацепин. Ему исполняется 90 лет, за которые великий музыкант успел сделать очень и очень многое для отечественного и мирового искусства. Огромное число песен и инструментальных композиций, написанных Зацепиным, любимы людьми во всем мире уже на протяжении 60 лет.

Композитор Александр ЗацепинКомпозитор Александр Зацепин

Будущий композитор родился в столице Сибири – Новосибирске. Его родители не имели отношения к искусству. Отец Сергей Дмитриевич был врачом-хирургом, но его репрессировали, когда Саша еще учился в школе, поэтому сына поднимала одна мама Валентина Болеславовна, которая работала учительницей русского языка и литературы.

Еще в военные годы Зацепин поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но в 1945 году его отчислили из вуза и призвали в ряды вооруженных сил. Тогда это событие представлялось молодому человеку трагедией, но на самом деле все вышло как нельзя лучше. В армии он самостоятельно научился играть на музыкальных инструментах, причем талант проявился настолько ярко, что рядового Зацепина перевели в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски.

Александр Зацепин в детстве и молодостиАлександр Зацепин в детстве и молодости

Музыкальный опыт не прошел даром, и после увольнения в запас Александр становится сотрудником Новосибирской филармонии. Но так как его мучило отсутствие профессионального образования, Зацепин подает документы в музыкальное училище. Туда его не приняли по оригинальной причине. Экзаменационная комиссия посчитала, что молодой человек уже перерос уровень среднего учебного заведения, и направила Александра Сергеевича в алма-атинскую консерваторию.

В 1956 году Зацепин защитил дипломную работу, которой оказался балет «Старик Хоттабыч», исполненный на сцене Алма-Атинского театра оперы и балета. По распределению он попал на киностудию «Казахфильм» и с тех пор его творческий путь неотрывно будет связан с миром кино и телевидения.

Музыка и песни

Первым фильмом, к которому Александр Зацепин написал музыку, была комедия «Наш милый доктор». Затем последовало еще около 10-ти саундтреков, причем работал композитор в столице Казахстана, а записывать готовые композиции отправлялся в Москву, так как техника на местах не соответствовала необходимым стандартам. В итоге руководитель Московского симфонического джазового оркестра Виктор Кнушевицкий предложил Зацепину перебраться в столицу насовсем.

Композитор Александр ЗацепинКомпозитор Александр Зацепин

Сначала Александру в Москве было трудно, он даже подрабатывал в ресторанах аккордеонистом. Но затем судьба свела его с набиравшим обороты режиссером Леонидом Гайдаем, и эта встреча оказалась знаковой для обоих мужчин.

Зацепин пишет ряд песен для новых кинофильмов «Операция «Ы» и «Кавказская пленница», в результате чего буквально врывается на музыкальный Олимп. С тех пор прошло свыше 50 лет, а люди до сих пор с удовольствием слушают и поют легкие песенки «Постой, паровоз», «Песенка о медведях» и «Если б я был султан».

Позднее в актив композитора попали работы над такими картинами, как «31 июня», «Земля Санникова», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Его песни можно было услышать не только в самих кинофильмах.

Их достаточно большим тиражом отдельными пластинками издавала фирма грамзаписи «Мелодия», причем диски моментально сметаются с прилавков магазинов восторженными почитателями.

Александр Зацепин, Алла Пугачева и Леонид ДербенёвАлександр Зацепин, Алла Пугачева и Леонид Дербенёв

Нельзя не отметить творческие союзы Александра Сергеевича. С 1965 года он сотрудничал с поэтом-песенником Леонидом Дербенёвым. Вместе они написали более 100 хитов, и большинство из них стали настолько популярными, что слушатель элементарно привык видеть рядом стоящие фамилии Зацепин и Дербенев и уже не воспринимал одного без другого.

Из этого периода можно выделить романтичную композицию «Ищу тебя» из кинофильма «31 июня», веселую «Песню о Купидоне» из комедии «Не может быть!», пародийное танго «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки» и многие другие шлягеры.

Еще один важный для истории отечественной эстрады союз произошел, когда Александр Зацепин познакомился с певицей Аллой Пугачевой. Их интерес друг другу был не случайным. Пугачева уже была очень востребованной исполнительницей, и поработать с ней мечтали все советские композиторы.

А Зацепин славился не только яркими мелодиями, но и современными аранжировками, которые он делал на собственной аппаратуре. Кстати, Александр Сергеевич – заядлый радиолюбитель и всю технику собрал самостоятельно.

Александр Зацепин и Алла ПугачеваАлександр Зацепин и Алла Пугачева

Тандем Зацепин+Пугачева подарил миру такие хиты, как «Куда уходит детство», «Этот мир», «Волшебник-недоучка» и многие другие. Их сотрудничество продолжалось вплоть до выхода известной мелодрамы «Женщина, которая поёт».

Автором прогремевших на всю страну песен в этой картине был Александр Сергеевич, но после фильма между певицей и композитором возникли разногласия и их совместная работа на этом окончилась.

В 1982 году Александр Зацепин переехал на постоянное место жительства во Францию, после чего на родине на него начались нападки. Печатные издания критиковали все те любимые песни, которые еще недавно превозносили до небес.

Их стали называть пошлыми, бессмысленными и поверхностными. Только в самом конце 80-х композитор вернулся и в Россию, и в отечественный кинематограф. Он написал саундтреки для новых фильмов «Где находится нофелет?», «Она с метлой, он в чёрной шляпе», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

Александр Зацепин за фортепианоАлександр Зацепин за фортепиано

Из последних работ легендарного творца выделяется музыка к военной драме «В июне 41-го» и детективному сериалу «Красная капелла». За свою долгую творческую жизнь Александр Зацепин написал свыше 300 песен и стал автором более 120 саундтреков. За огромный вклад в культуру страны в 2003 году ему было присвоено звание народного артиста Российской Федерации.

Личная жизнь

Александр Зацепин был женат четыре раза. С первой женой, актрисой Ревмирой Соколовой, он познакомился еще в Новосибирске. В семье в 1954 году родился сын Евгений, который пошел по стопам отца – писал музыку и стихи, но в возрасте 24 лет молодой человек скоропостижно скончался.

Александр Зацепин и его третья жена ЖеневьеваАлександр Зацепин и его третья жена Женевьева

С Ревмирой Зацепин был совсем недолго и вскоре женился во второй раз на пианистке Светлане, с которой прожил до ее смерти в 1982 году. У них родилась дочь Елена, которая сейчас живет в Швейцарии. После смерти второй жены Александр уехал в Париж, так как женился на французской художнице Женевьеве. Но этот брак не был счастливым и через 4 года распался.

Александр Зацепин и его жена СветланаАлександр Зацепин и его четвертая жена Светлана

По возвращении в Москву композитор повстречал свою последнюю супругу - Светлану Морозовскую, с которой его познакомил собственный внук, сын дочери Елены. Светлана была преподавателем фортепиано у мальчика, которого готовили к поступлению в музыкальное училище. Александр и Светлана прожили более 20-ти лет, но в 2014 году Зацепин снова овдовел.

Песни

  • «Песня про зайцев»
  • «Волшебник-недоучка»
  • «Есть только миг»
  • «Ищу тебя»
  • «Куда уходит детство»
  • «Любовь одна виновата»
  • «Остров невезения»
  • «Песенка о медведях»
  • «Постой, паровоз»
  • «Этот мир придуман не нами»
  • «Замок на песке»

Фильмография

  • 1965 — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 — «Бриллиантовая рука»
  • 1968 — «Фильм, фильм, фильм»
  • 1971 — «Двенадцать стульев»
  • 1973 — «Земля Санникова»
  • 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1978 — «Женщина, которая поёт»
  • 1978 — «31 июня»
  • 1981 — «Тайна третьей планеты»

Фото

24smi.org