Запрещенные картины, которые не увидишь в учебниках. Жестокая правда того времени! Картины запрещенные


Запрещённые картины художников, которые вы не увидите в учебниках (13 фото)

Для того чтобы добиться славы, одного таланта мало. Очень часто творения мастеров живописи оказывались неугодными, и их запрещали. Цензура не дремлет!

Алексей Корзухин — «Пьяный отец семейства» (1861 год)

Эта

картина передаёт многим знакомую сцену. Отец пришёл пьяный, опрокинул стул и выглядит очень разъярённым. За эту картину Корзухина удостоили малой медалью от Императорской Академии художеств.

Иван Горохов — «Запил» (рубеж XIX–XX веков)

И снова тема пьянства. Его домочадцы уже готовятся к худшему, отец пришёл с бутылкой в руке. Девочка пытается спрятаться за мамой, а сын уже приготовился к скандалу. Женщина опустила голову, и в это жесте сосредоточена вся горечь пьянства.

Владимир Маковский — «Не пущу!» (1892 год)

На этой картине женщина пытается преградить своему мужу путь в пивную лавку. Вряд ли ей это удастся, мужчина настроен серьёзно. Самое интересное, что все эти три картины выражают горе детей, и абсолютное безразличие мужчин.

Владимир Маковский — «Тихонько от жены» (1872 год)

И снова Маковский, и снова тема пьянства. На этойкартине мужчина

пытается втихушку выпить рюмку, когда его жена занята делами.

Василий Максимов — «По примеру старших» (1864 год)

Эта картина страшнее предыдущих, потому что в ней раскрыта тема детского пьянства. Мальчик тоже хочет казаться взрослым.

Иван Богданов — «Новичок» (1893 год)

На этой картине пьяный сапожник поучает мальчика, подмастерье. Обратите внимание, на всех картинах присутствуют дети, как главные страдальцы от алкоголизма.

Михаил Ватутин — «Воспитатель» (1892 год)

И снова неизменный сапожный мастер с бутылкой водки поучает своих подмастерьев. Можно увидеть, что мальчик в синей рубахе держится за ухо, видимо он недавно получил в ухо.

Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год)

В те времена бить детей было приемлемо. Кнут явно преобладал над пряником.

Сергей Коровин — «Перед наказанием» (1884 год)

Вообще в те времена телесные наказания преобладали над отсидкой в тюрьме. Провинившийся крестьянин стаскивает с себя поношенный сюртук, а в углу экзекутор готовит розги.

Фирс Журавлев — «Купеческие поминки» (1876 год)

Как всегда бывает на поминках, все пьяны. И многие уже забыли, для чего они тут собрались.

Николай Неврев — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие » (1866 год)

Как вы видите, поминки ничем не отличались от именин. На этой картине также все пьяны...

Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861 год)

А вот так отмечали Пасху в деревнях. Половина уже пьяны, мужик икону держит вверх ногами, и все собираются на гулянья.

Источник

do-slez.com

Запрещенные картины гениальных художников | Екабу.ру

История цензуры в России начинается еще в XVII веке. Указ о том, что иконы могут писать только одобренные церковным руководством искусные мастера вышел в 1667 году, тогда же лубочное искусство древней Руси было практически уничтожено в огне — церковь и высшая власть считала примитивные изображения неприемлемыми. Уже в Российской Империи стали цензурировать и картины, под горячую руку попали даже гениальные, признанные художники. Вот, к примеру, несколько таких «крамольных».

Пьяный отец семейства

Художник: Алексей Корзухин

Картина, вызвавшая в 1861 году негодование высших слоев российского общества, в итоге все же принесла Корзухину медаль Императорской Академии художеств. Вглядитесь в нее. Печальное и, к сожалению, очень правдоподобное зрелище.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Художник: Илья Репин

Эта картина, больше известная как «Иван Грозный убивает своего сына», была подвергнута цензуре на государственном уровне. Александр III при виде работы Репина пришел в страшный гнев и полностью запретил экспонировать ее в России. Правда, через полгода запрет был снят.

Ходынка

Художник: Владимир Маковский

Ужасная трагедия на Ходынском поле не могла остаться без внимания художников. Маковскому удалось в точности передать кошмар той давки, где погибли тысячи людей. Само собой, симпатии художника большевикам не могли понравиться государственным деятелям и картину запретили.

Что есть истина?

Художник: Николай Ге

Очередной выдающийся представитель передвижников, Николай Ге, написал картину «Что есть истина?» в 1890 году. Ни церкви, ни государству не понравилось, как были изображены Христос и Пилат. В результате картину с выставок сняли.

Палестинская серия

Художник: Василий Верещагин

Путешествие Василия Верещагина по Палестине вылилось в прекрасную, но крамольную «Палестинскую серию». Художник посмел показать уж слишком реалистичные изображения библейских текстов.

Раздача продовольствия

Художник: Иван Айвазовский

Да, и у великого Айвазовского были запрещенные картины. Художник посвятил «Раздачу продовольствия» американской гуманитарной кампании 1891−1892 годов в помощь голодающей России. Это, конечно, не понравилось властям — одно дело помощь принимать (Николай II официально произносил слова благодарности Америке), другое дело об этом рассказывать.

Сельский крестный ход на Пасхе

Художник: Василий Перов

Жесткое цензурирование картин в России началось примерно во второй половине XIX века. Давление оказывала церковь. Многие полотна, как, к примеру «Сельский крестный ход на Пасхе» обвинялись в безнравственности. Ну, что сказать — из песни слов не выкинешь.

Источник

:212:Не пропустите:Запрещенные фото ГитлераЗапрещенные фото и видео интерьеров затонувшего лайнера Costa ConcordiaЗапрещенные снимки из Северной Кореи

ekabu.ru

Запрещенные картины, которые не увидишь в учебниках. Жестокая правда того времени!

Сегодня практически у каждого есть мобильный телефон с качественной камерой, но так было не всегда. Все, что оставалось нашим прародителям — живопись. И именно о ее «запретных плодах» пойдет сегодня речь. Для того чтобы добиться славы, одного таланта мало. Очень часто творения мастеров живописи оказывались неугодными, и их запрещали. Цензура не дремлет!

Алексей Корзухин — «Пьяный отец семейства» (1861 год)

Алексей Корзухин — «Пьяный отец семейства» (1861 год) интересное, искусство, картины

Эта картина передаёт многим знакомую сцену. Отец пришёл пьяный, опрокинул стул и выглядит очень разъярённым. За эту картину Корзухина удостоили малой медалью от Императорской Академии художеств.

Иван Горохов — «Запил» (рубеж XIX–XX веков)

Иван Горохов — «Запил» (рубеж XIX–XX веков) интересное, искусство, картины

И снова тема пьянства. Его домочадцы уже готовятся к худшему, отец пришёл с бутылкой в руке. Девочка пытается спрятаться за мамой, а сын уже приготовился к скандалу. Женщина опустила голову, и в это жесте сосредоточена вся горечь пьянства.

Владимир Маковский — «Не пущу!» (1892 год)

Владимир Маковский — «Не пущу!» (1892 год) интересное, искусство, картины

На этой картине женщина пытается преградить своему мужу путь в пивную лавку. Вряд ли ей это удастся, мужчина настроен серьёзно. Самое интересное, что все эти три картины выражают горе детей, и абсолютное безразличие мужчин.

Владимир Маковский — «Тихонько от жены» (1872 год)

Владимир Маковский — «Тихонько от жены» (1872 год) интересное, искусство, картины

И снова Маковский, и снова тема пьянства. На этойкартине мужчина пытается втихушку выпить рюмку, когда его жена занята делами.

Василий Максимов — «По примеру старших» (1864 год)

Василий Максимов — «По примеру старших» (1864 год) интересное, искусство, картины

Эта картина страшнее предыдущих, потому что в ней раскрыта тема детского пьянства. Мальчик тоже хочет казаться взрослым.

Иван Богданов — «Новичок» (1893 год)

Иван Богданов — «Новичок» (1893 год) интересное, искусство, картины

На этой картине пьяный сапожник поучает мальчика, подмастерье. Обратите внимание, на всех картинах присутствуют дети, как главные страдальцы от алкоголизма.

Михаил Ватутин — «Воспитатель» (1892 год)

Михаил Ватутин — «Воспитатель» (1892 год) интересное, искусство, картины

И снова неизменный сапожный мастер с бутылкой водки поучает своих подмастерьев. Можно увидеть, что мальчик в синей рубахе держится за ухо, видимо он недавно получил в ухо.

Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год)

Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год) интересное, искусство, картины

В те времена бить детей было приемлемо. Кнут явно преобладал над пряником.

Сергей Коровин — «Перед наказанием» (1884 год)

Сергей Коровин — «Перед наказанием» (1884 год) интересное, искусство, картины

Вообще в те времена телесные наказания преобладали над отсидкой в тюрьме. Провинившийся крестьянин стаскивает с себя поношенный сюртук, а в углу экзекутор готовит розги.

Фирс Журавлев — «Купеческие поминки» (1876 год)

Фирс Журавлев — «Купеческие поминки» (1876 год) интересное, искусство, картины

Как всегда бывает на поминках, все пьяны. И многие уже забыли, для чего они тут собрались.

Николай Неврев — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие » (1866 год)

Николай Неврев — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие » (1866 год) интересное, искусство, картины

Как вы видите, поминки ничем не отличались от именин. На этой картине также все пьяны…

Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861 год)

Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861 год) интересное, искусство, картины

А вот так отмечали Пасху в деревнях. Половина уже пьяны, мужик икону держит вверх ногами, и все собираются на гулянья.

Источник

vseinteresnosti.ru

Россия и Америка, или Запрещенные картины Айвазовского: neznakomka_18

Мой комментарий:

Не знала раньше ни об этой странице российской истории, ни об этих неофициальных и теплых российско-американских отношениях, ни о том, что великий маринист Айвазовский, оказывается, рисовал не только море, но и запечатлел эти события для потомков, которые, как часто это с людьми бывает, предпочли памяти и благодарности цензуру и забвение...

Нашла хорошую статью на эту тему:

ЗАПРЕЩЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Были в истории России страницы, которые она тщательно пыталась скрыть. Однако, как говорится, из песни слов не выбросишь... Так сложилось исторически, что русскому народу часто и густо приходилось голодать, и не потому,что не хватало запасов хлеба, а от того, что ее правители и власть имущие ради собственной наживы, ободрав народ до нитки, решали только свои финансовые интересы. Одной из таких запрещенных страниц истории был голод, охвативший Юг и Поволжье страны в 1891-92 годах. И как следствие - гуманитарная помощь, собранная американским народом и отправленная в Россию пятью пароходами, для голодающего населения.

"Неожиданное” бедствие в России

Как бы ни пытались политологи свалить причину голода 1891-92 годов на неблагоприятные погодные условия, основная проблема заключалась в хлебной политике государства. Пополняя казну за счет сельскохозяйственных ресурсов, Россия ежегодно отправляла на экспорт пшеницу. Так, в первый голодный год было вывезено со страны 3,5 млн тонн хлеба. В следующем году, когда в империи уже вовсю свирепствовал голод и эпидемия, российское правительство и предприниматели продали в Европу зерна 6,6 млн тонн, что было почти в два раза больше предыдущего года. Эти факты просто шокируют. А что и вовсе было ужасающим - император категорически отрицал наличие голода в России.

Правящий монарх Александр ІІІ прокомментировал продовольственную ситуацию в стране так: У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая.

Правящий монарх Александр ІІІ прокомментировал продовольственную ситуацию в стране так: У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая.

...И это говорилось в то время, когда люди вымирали деревнями.

Из дневника графа В.Н. Ламсдорфа: «Тон, взятый в высших кругах по отношению к бедствиям голода, доказывает, что там совершенно не отдают себе отчёта в положении, и, в сущности, совсем не симпатизируют ни несчастным, которые терпят эти бедствия, ни сострадательным людям, старающимся прийти им на помощь».

Из дневника графа В.Н. Ламсдорфа: «Тон, взятый в высших кругах по отношению к бедствиям голода, доказывает, что там совершенно не отдают себе отчёта в положении, и, в сущности, совсем не симпатизируют ни несчастным, которые терпят эти бедствия, ни сострадательным людям, старающимся прийти им на помощь».

Ситуация в стране была катастрофической, и эта ужасная новость охватила Европу и дошла до Америки. Американская общественность во главе с Уильямом Эдгаром, редактором еженедельника «North Western Miller», предложила гуманитарную помощь России. Однако император тянул с разрешением и, лишь спустя время, позволил накормить голодающий русский народ.

Лев Толстой так описывал ситуацию, сложившуюся по деревням, в то время: «Люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических судорогах, а тихо, со слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам... На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения богатых, обнищание бедных и уничтожение нищих... В нравственном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: воровство, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение... Здоровые слабеют, слабые, особенно старики, дети преждевре

neznakomka-18.livejournal.com

Запрещенные картины гениальных художников, которых нигде не найти 

История цензуры в России начинается еще в XVII веке. Указ о том, что иконы могут писать только одобренные церковным руководством искусные мастера вышел в 1667 году, тогда же лубочное искусство древней Руси было практически уничтожено в огне — церковь и высшая власть считала примитивные изображения неприемлемыми. Уже в Российской Империи стали цензурировать и картины, под горячую руку попали даже гениальные, признанные художники. Вот, к примеру, несколько таких «крамольных», которые и сегодня не публикуют в учебниках истории.

Пьяный отец семейства

Художник: Алексей Корзухин

Картина, вызвавшая в 1861 году негодование высших слоев российского общества, в итоге все же принесла Корзухину медаль Императорской Академии художеств. Вглядитесь в нее. Печальное и, к сожалению, очень правдоподобное зрелище.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Художник: Илья Репин

Эта картина, больше известная как «Иван Грозный убивает своего сына», была подвергнута цензуре на государственном уровне. Александр III при виде работы Репина пришел в страшный гнев и полностью запретил экспонировать ее в России. Правда, через полгода запрет был снят.

Ходынка

Художник: Владимир Маковский

Ужасная трагедия на Ходынском поле не могла остаться без внимания художников. Маковскому удалось в точности передать кошмар той давки, где погибли тысячи людей. Само собой, симпатии художника большевикам не могли понравиться государственным деятелям и картину запретили.

Что есть истина?

Художник: Николай Ге

Очередной выдающийся представитель передвижников, Николай Ге, написал картину «Что есть истина?» в 1890 году. Ни церкви, ни государству не понравилось, как были изображены Христос и Пилат. В результате картину с выставок сняли.

Палестинская серия

Художник: Василий Верещагин

Путешествие Василия Верещагина по Палестине вылилось в прекрасную, но крамольную «Палестинскую серию». Художник посмел показать уж слишком реалистичные изображения библейских текстов.

Раздача продовольствия

Художник: Иван Айвазовский Да, и у великого Айвазовского были запрещенные картины. Художник посвятил «Раздачу продовольствия» американской гуманитарной кампании 1891−1892 годов в помощь голодающей России. Это, конечно, не понравилось властям — одно дело помощь принимать (Николай II официально произносил слова благодарности Америке), другое дело об этом рассказывать.

Сельский крестный ход на Пасхе

Художник: Василий Перов

Жесткое цензурирование картин в России началось примерно во второй половине XIX века. Давление оказывала церковь, многие полотна, как, к примеру «Сельский крестный ход на Пасхе» обвинялись в безнравственности. Ну, что сказать — из песни слов не выкинешь.

Читайте также

afisha.rambler.ru

12 запрещенных картин российских художников. Их не увидите в учебниках

Ни для кого не секрет, что живописцам для славы одного таланта мало. Зачастую их творения оказываются политически неугодными, поэтому их всячески замалчивают — цензура не дремлет!

Мы сделаем небольшой экскурс в историю русской живописи и познакомим вас с дюжиной картин, которые никогда не попадут на страницы школьных учебников.

Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год)

В те времена воспитание детей вообще сильно отличалось от теперешнего. Кнут явно преобладал над пряником.

Сергей Коровин — «Перед наказанием» (1884 год)

Впрочем, розгами пороли не только детей, но и взрослых. Картина запечатлела сцену в волостном правлении. Осужденный крестьянин, стоя среди стаскивает с себя рваный зипун, а в углу экзекутор связывает последний пучок тонких прутьев.

Алексей Корзухин — «Пьяный отец семейства» (1861 год)

За свою картину «Пьяный отец семейства » Корзухин получил малую золотую медаль от Императорской Академии художеств! Полотно реалистично передало знакомую многим картину. Пьяный глава семейства уже перевернул стул и готов вымесить всю свою злобу на ни в чём неповинных жене и ребенке...

Иван Горохов — «Запил» (рубеж XIX–XX веков)

Еще одна картина на тему пьянства. Хмельной крестьянин радостно несет бутылку водки, в то время как остальные домочадцы приготовились к худшему.

Владимир Маковский — «Не пущу!» (1892 год)

А здесь отчаявшаяся супруга пытается всеми силами удержать мужа от очередного похода в винную лавку. Судя по выражению мужика, жена его не остановит.

Владимир Маковский — «Тихонько от жены» (1872 год)

Если же тщедушный муж боялся супруги, выпивать ему приходилось втихаря...

Василий Максимов — «По примеру старших» (1864 год)

Дети тоже старались не отставать от взрослых и брали пример с отцов.

Иван Богданов — «Новичок» (1893 год)

Пьяный в стельку сапожник «учит жизни» заплаканного подмастерья...

Михаил Ватутин — «Воспитатель» (1892 год)

И снова обувной мастер с неизменной бутылкой водки воспитывает детей. Видимо, недаром в народе появилась поговорка: пьян как сапожник.

Фирс Журавлев — «Купеческие поминки» (1876 год)

Застолье в разгаре, и часть гостей уже успела позабыть, по какому поводу они здесь собрались.

Николай Неврев — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие » (1866 год)

Как видите, поминки от именин почти ничем не отличались...

Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861 год)

А вот как в деревнях отмечали светлы праздник Пасхи. Большинство крестьян уже перепилось, мужичок в центре держит икону верх ногами, а некоторые и вовсе не могут стоять на ногах.

Возможно, составители школьной программы действительно правы. Мол, кто интересуется живописью, тот сам найдет неудобные картины, а ученикам знакомиться со всеми «прелестями» жизни наших предков еще рановато…

источник

s30696534344.mirtesen.ru

Почему две картины мариниста Айвазовского запрещены для показа в России и сегодня : vakin

Запрещенная история России.

Были в истории России страницы, которые она тщательно пыталась скрыть. Однако, как говорится, из песни слов не выбросишь... Так сложилось исторически, что русскому народу часто и густо приходилось голодать, и не потому,что не хватало запасов хлеба, а от того, что ее правители и власть имущие ради собственной наживы, ободрав народ до нитки, решали только свои финансовые интересы. Одной из таких запрещенных страниц истории был голод, охвативший Юг и Поволжье страны в 1891-92 годах. И как следствие - гуманитарная помощь, собранная американским народом и отправленная в Россию пятью пароходами, для голодающего населения."Неожиданное” бедствие в России

Как бы ни пытались политологи свалить причину голода 1891-92 годов на неблагоприятные погодные условия, основная проблема заключалась в хлебной политике государства. Пополняя казну за счет сельскохозяйственных ресурсов, Россия ежегодно отправляла на экспорт пшеницу. Так, в первый голодный год было вывезено со страны 3,5 млн тонн хлеба. В следующем году, когда в империи уже вовсю свирепствовал голод и эпидемия, российское правительство и предприниматели продали в Европу зерна 6,6 млн тонн, что было почти в два раза больше предыдущего года. Эти факты просто шокируют. А что и вовсе было ужасающим - император категорически отрицал наличие голода в России.

Правящий монарх Александр ІІІ прокомментировал продовольственную ситуацию в стране так: У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая.

...И это говорилось в то время, когда люди вымирали деревнями.

Из дневника графа В.Н. Ламсдорфа: «Тон, взятый в высших кругах по отношению к бедствиям голода, доказывает, что там совершенно не отдают себе отчёта в положении, и, в сущности, совсем не симпатизируют ни несчастным, которые терпят эти бедствия, ни сострадательным людям, старающимся прийти им на помощь».

Ситуация в стране была катастрофической, и эта ужасная новость охватила Европу и дошла до Америки. Американская общественность во главе с Уильямом Эдгаром, редактором еженедельника «North Western Miller», предложила гуманитарную помощь России. Однако император тянул с разрешением и, лишь спустя время, позволил накормить голодающий русский народ.

Лев Толстой так описывал ситуацию, сложившуюся по деревням, в то время: «Люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических судорогах, а тихо, со слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам... На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения богатых, обнищание бедных и уничтожение нищих... В нравственном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: воровство, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение... Здоровые слабеют, слабые, особенно старики, дети преждевременно в нужде мучительно умирают».

Голодающие идут в Санкт-Петербург.

Сбор гуманитарной помощи для голодающих россиян американцами

Организовал и курировал это движение филантроп У.Эдгар, который еще летом 1891 года опубликовал в своем журнале первые статьи, где говорилось о начавшемся голоде в России. К тому же он разослал в северные штаты около 5 тысяч писем зернотрейдерам с просьбой о помощи.

А еще в средствах массовой информации Эдгар напомнил своим согражданам, что во время Гражданской войны 1862–63 годах Российский флот оказал неоценимую помощь их стране. Тогда далекая Россия прислала к берегам Америки две военные эскадры. В то время действительно существовала реальная угроза со стороны Англии и Франции, которые в любой момент могли прийти на помощь Южанам. Однако русская флотилия простояла у американских берегов около семи месяцев — и британцы с французами не посмели ввязаться в конфликт с Россией. Это и помогло Северянам выиграть гражданскую войну.

Российский флот у берегов Америки во время Гражданской войны в 1862–63 годах.

Воззвания американского активиста нашли отклик в сердцах сограждан, и повсеместно начался сбор пожертвований. Работа проводилась неофициально и на добровольных началах, так как правительство Америки не одобрило жест дружеской помощи, но и запретить ее оно тоже не могло.

Ведь между супердержавами всегда велась как идеологическая, так и политико-экономическая борьба. К тому же сказалось обострение конкуренции на мировом хлебном рынке. К удивлению, невзирая на бушующий голод в стране, Российские магнаты продолжали отправлять хлеб на экспорт, а это конкретно задевало финансовые интересы Америки.

Но как бы там ни было, простых американцев не охладило негативное отношение своего правительства и филантропическое движение под лозунгом: «Это вопрос не политики, это вопрос гуманности», приобрело новый виток. Америка, что называется, всем миром собирала гуманитарный хлеб, для голодающих россиян. Это были представители всех слоев американского общества: «фермеры и мельники, банкиры и религиозные деятели, владельцы железнодорожных и морских транспортных линий, телеграфных компаний, газет и журналов, государственные деятели, учащиеся и преподаватели высших и средних учебных заведений, журналисты, рабочие и служащие».

Однако не могли знать тогда простые американцы, по крупице собирающие продовольствие, того, что склады с экспортным зерном в России были забиты под завязку и зерно готовилось к отправке на рынки Европы.

Прибытие гуманитарного груза в Россию

Три северных штата и общество Красного Креста несколько месяцев свозили в порты Америки гуманитарную помощь, а к концу зимы первых два суда, груженных мукой и зерном, отправились в далекую Россию.

Пароход Миссури, идущий в Россию с гуманитарной помощью.

И уже в начале весны 1892 года пароходы с ценным грузом прибыли в порт Прибалтики. На одном из судов отправился в Россию и сам организатор сбора продовольствия - Уильям Эдгар. Ему многое пришлось пережить и увидеть воочию: и помпезность северной столицы и голод в губерниях, и несправедливое распределение помощи, и безбожное воровство американского продовольствия еще в портах. Удивлению и негодованию американца не было предела.

Но как бы там ни было, с начала весны и до средины лета в Россию прибыло пять пароходов с гуманитарным грузом общим весом более 10 тысяч тонн, что в общей сложности было оценено в 1 миллион долларов.

Будущий император России Николай II писал тогда: Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия

Хотя в ближайшем времени об этом жесте братской помощи правительство России постаралось напрочь забыть.

Айвазовский - очевидец исторического события

Как бы ни пытались русские политики принизить и покрыть забвением факт дружеской помощи одного народа другому, все же существует и множество документов, и необычные художественные свидетельства, запечатленные на полотнах художника-очевидца.

Корабль помощи. 1892г. Автор: И.К.Айвазовский.

Первые транспортные корабли Indiana и Missouri, так называемого Флота Голода, с грузом продовольствия прибыли в порты Либавы и Риги. Иван Константинович Айвазовский лично стал свидетелем встречи кораблей с долгожданным грузом, который помог преодолеть катастрофическую ситуацию в стране. В портах Прибалтики пароходы встречали с оркестрами, вагоны с продовольствием отправлялись в путь украшенные американскими и российскими флагами. Это событие так впечатлило художника, что будучи под впечатлением этой народной волны благодарности и надежды, он запечатлел это событие на двух своих полотнах: "Корабль помощи" и "Раздача продовольствия".

Раздача продовольствия. 1892 г. Автор: И.К.Айвазовский.

Особенно впечатляет картина "Раздача продовольствия", где видим несущуюся русскую тройку, груженную продовольствием. А на ней крестьянин, гордо размахивающий американским флагом. Жители деревни в ответ машут платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь. Мы видим необычайную радость, восторг и нетерпение голодных людей.

Картины, написанные Айвазовским, категорически были запрещены показу публике в России. Императора раздражало настроение народа, переданное на художественных полотнах. А также они служили напоминанием его никчемности и несостоятельности, кинувшей страну в пучину голода.

Айвазовский в Америке

И.К. Айвазовский.

Айвазовский на рубеже 1892-1893 годов отправился в Америку и увез с собой неугодные для российской власти картины. Во время этого визита живописец преподнес свои работы в знак благодарности за помощь России в дар вашингтонской галерее Коркорана. С 1961 по 1964 годы эти полотна были выставлены в Белом доме по инициативе Жаклин Кеннеди. А в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании и долгие годы были не доступны просмотру. А в 2008 году на аукционе Sotheby’s обе исторических картины Айвазовского были проданы за 2,4 миллиона долларов одному из меценатов, который тут же передал их в галерею Коркорана, что в Вашингтоне.

Ко всему вышесказанному хочется добавить - эти полотна, написанные художником в 1892 году, не были разрешены к просмотру и в современной России.

Источник - Культурология

vakin.livejournal.com