«Казаки пишут письмо турецкому султану» (Репин): история одной картины. Казаки картина


история одной картины :: SYL.ru

Одним из самых удачных полотен гениального российского живописца можно по праву считать холст под красноречивым наименованием «Казаки пишут письмо турецкому султану». В ней отображено все: и веселый нрав казаков, и чувство оскорбленного достоинства, и уверенность в своих силах. А еще поражает удивительное мастерство художника, который скрупулёзно и очень тщательно выводил колоритные образы запорожцев.казаки пишут письмо турецкому султану

Немного об авторе

Автором многих гениальных полотен был И. Е. Репин. «Казаки пишут письмо турецкому султану» – титаническая работа, которой он посвятил много усилий и времени. Многие считают его исконным русским художником, поскольку большую часть жизни он провел в Российской империи. Однако Репин родился на Украине, в деревне Чугуево, что в Харьковской губернии, в семье отставного военного.

Жил Репин в период 1844–1930 годов. Первое знакомство с красками и кистями произошло довольно рано: родной дядя Ильи привез их, когда приехал в гости. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему. С тех пор юное дарование, перемазанное красками, не выпускало из рук кисть, за что нередко его ругали родители. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Репин покинул родной дом в поисках наставника, параллельно обучаясь у многих мастеров своего дела. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Он писал портреты, иконы, исторические и бытовые сцены. А в конце своей жизни, проведенной в Финляндии, знаменитый живописец создавал не только картины, но и мемуары.картина казаки пишут письмо турецкому султану

Наиболее популярными произведениями считается картина «Казаки пишут письмо турецкому султану», а также «Садко» о былинном герое в подводном мире; «Иван Грозный убивает сына» – сложная работа, в которой показан суровый царь в безумной горечи; «Бурлаки на Волге», которая произвела фурор в международном художественном сообществе, и целый ряд портретов известных личностей того периода и друзей Репина.

Вдохновение от исторического наследия предков

Картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» основана на реальных событиях далекого прошлого. Случилось это в семнадцатом столетии, когда Запорожская Сечь переживала пик своего расцвета. Двенадцать лет Иван Серко был кошевым атаманом. Он отличался удивительным талантом военачальника, был честным и отважным человеком. А еще он командовал почти 250 сражениями и ни разу не проиграл. Турки за это называли его русским чертом, а запорожцы обожали атамана.

Османский султан прислал казакам письмо, где требовал преклонить свои головы перед ним и не совершать набеги на их территорию. На что получил отказ, полный иронии, сарказма и откровенной насмешки. А ответ, текст которого сохранился, подписал лично атаман Иван Серко. Этот эпизод украинской истории вдохновил художника, который и написал удивительную картину под названием «Казаки пишут письмо турецкому султану».запорожские казаки пишут письмо турецкому султану

Как все начиналось

Вдохновенный славным прошлым, И. Е. Репин приступил к написанию холста. «Казаки пишут письмо турецкому султану» в его воображении была сложной работой, однако и интересной. Первый эскиз появился в 1878 году, но до полного воплощения панно оставалось целых двенадцать лет. Гениальную работу размером 2,03×3,58 м мир увидел только в 1891 году на персональной выставке живописца.

Репин целиком и полностью погрузился в свою идею. Как потом вспоминала его дочь, вся семья жила казаками долгое время. Художник читал все подряд о Запорожской Сечи, изучал историю вместе с Д. И. Яворницким, дети играли в тематические игры и декламировали стихи. Также Илья Ефимович дважды посещал Украину, чтобы зарисовать многие этюды, которые могли бы понадобиться ему для картины.

Персонажей своего будущего холста «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» живописец называл «весёлым народом», а натурщиков для них он искал среди всех своих знакомых.репин казаки пишут письмо турецкому султану

Сюжет великого шедевра

На полотне Репин изобразил тот момент, когда казаки обдумывают свой ответ турецкому султану, некий мозговой штурм. Сочинение записывает молодой писарь белым гусиным пером. Персонажи собрались вокруг стола и дружно хохочут на каждую остроумную фразу.

Писарь расположился в центре. Очевидно, что он семинарист, который обучался грамоте. Задание доставляет ему удовольствие, но он улыбается сдержанно. Над ним застыл казак с трубкой – вдохновитель пламенной речи, Иван Серко. По кругу расположились другие казаки, среди которых - Тарас Бульба и его сыновья.

Однако внимательный зритель заметит, что не все радуются. Есть воины суровые, словно окаменевшие: они представляют себе опасность, какую может таить в себе дерзкий ответ запорожцев. Во взглядах некоторых читается тревога за будущее и даже осуждение. А вокруг стола кипит жизнь: те, кто не принимает участие в составлении ответа, чистят оружие и готовятся к дальнейшим походам.

Художественная выразительность картины

Картина «Казаки пишут письмо турецкому султану» очень красивая и содержательная. По задумке автора она отображает вольный и непокоренный дух украинского народа, его стремление к независимости. Обитатели Запорожской Сечи показывают свое отношение к происходящему с помощью позы и мимики. Многие персонажи полотна имеют длинные усы и чубы, они одеты в характерные одежды того времени и имеют оружие. картина запорожские казаки пишут письмо турецкому султану

Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Атамана Серко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова М. И., Тараса Бульбу он увидел в облике журналиста Гиляровского, а в роли писаря выступал Яворницкий Д. И. Некоторых своих героев живописец рисовал тайком, со спины, что было довольно обидчивым для натурщиков. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.

Вместо заключения

Несомненно, что произведение «Казаки пишут письмо турецкому султану» уникальное и гениальное. Игра цвета, мастерские штрихи и интересный сюжет благоприятствовали успеху картины. Ее выставляли во многих городах России и Европы, и каждый раз она собирала большое количество зрителей. За рекордную для того времени сумму – 35 тысяч целковых – полотно было куплено царем Александром III. Сегодня оно украшает собою один из залов Русского музея. И увидеть его может каждый ценитель истории, искусства и живописи.

www.syl.ru

Казаки на полотнах русских художников

Две картины Василия Сурикова

 

Василий Суриков родился в Красноярске, в казачьей семье. Двоюродный брат его деда был атаманом Енисейского Казачьего полка. Предки Суриковых пришли с Дона вместе с Ермаком и сражались с татарским ханом Кучумом, а потом осели в Сибири. Они считаются одними из основателей Красноярска.

Известно, что художник гордился своим происхождением. Сурикову доставляло удовольствие изучать историю казачества, двум эпизодам которой посвящены его масштабные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин».

 

«Покорение Сибири Ермаком», 1895

Холст, масло

Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)

Источник

 

«Покорение Сибири Ермаком»  изображает решающий момент важного исторического события – сибирского похода Ермака. На картине столкнулись две противоборствующие стихии: православные казаки и татары под предводительством хана Кучума.

 

Две армии движутся в лодках навстречу друг другу, но лица казаков спокойны и суровы, без лишнего геройства выполняют они свое дело. На втором плане видим мы и самого Ермака, твердой рукой отдающего приказания. Лица татар, напротив, дики, перекошены от злобы и предсмертного ужаса.

 

Благодаря своей отваге и искусству ведения военного дела казаки полностью разбили войско Кучума в этой схватке, заняли его столицу и основали там город Тобольск. На картине Сурикова на поражение хана намекает разорванный силуэт татарской конницы, виднеющейся на горе.

 

 

«Степан Разин», 1906 (частично переписана художником в 1910)

Холст, масло

Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)

Источник

 

«Степан Разин» - совершенно иное полотно, здесь нет батальных сцен. Струг атамана донских казаков рассекает необъятный простор Волги. Впереди – только бесконечная водная гладь, сливающаяся с небесами.

 

На корме группа из четырех человек весело празднует успех похода. На носу сидят гребцы, и лица их, напротив, задумчивы и сосредоточенны. Разин полулежит между двумя этими группами и попирает рукой захваченные у персов богатства. Весь он – воплощенная мысль. Очевидно, душой атаман с гребцами, не пирующими на корме.

 

Глубокие морщины прорезают задумчивое чело Разина, нет ему веселья. О чем думает он? В какую сторону плывет? Куда заведет его казачья вольница?

 

Дерзкий ответ запорожцев турецкому султану

 

В 1675 году турецкий султан Магомет IV прислал запорожским казакам письмо с предложением сдаться на его милость. Казаки возмутились и, не стесняясь в выражениях, написали дерзкий ответ, содержащий не одно оскорбление в адрес мусульманского владыки.

 

Этот исторический факт и лег в основу картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

 

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880 - 1891

Холст, масло

Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)

Источник

 

В центре полотна - ухмыляющийся казак, пишущий под диктовку товарищей. Вокруг него расположились заразительно хохочущие запорожцы. Каждый предлагает словцо посолонее, состязается в остроумии и довольно смеется.

 

Вот один казак в припадке веселости хватил своего соседа кулаком по спине. Другой довольно ударяет себя в бока. Атаман Иван Серко с люлькой в зубах хитро сверкает глазами, и видно, что он тоже едва удерживается от смеха.

 

Подумать только: малочисленный народ осмеливается писать столь дерзкое послание! И кому - султану Турецкой Порты, одного из сильнейших государств XVII в.! Какой силой духа и любовью к свободе нужно было обладать, чтобы совершенно искренне состязаться в остроумии,  не думая о последствиях!

система комментирования CACKLE

www.kazaki-lefortovo.ru

Исторические фотографии XIX века!! Жизнь и быт донского казачества!! : kartam47

Представляю вам интересную подборку фотографий жизни и быта донских казаков в основном станицы Цимлянской и некоторых других!!Фотографии сделал русский "Кулибин" Иван Болдырев! Благодаря ему мы сможем увидеть сцены из жизни казачьих станиц позапрошлого века!! Кроме того он увлекался этнографией!

На фото яркие образы представителей славного казачьего племени!

Иван Болдырев был простым донским казаком и удивительным самородком-изобретателем. Он изобрёл собственный фотоаппарат, с помощью которого делал великолепные снимки.

Он впервые предложил использовать плёнку в фотоаппаратах, причём задолго до того как это изобрёл Джордж Истмен, создатель фирмы «Кодак».

Смотрим, комментируем !!

Донской казак тридцати лет, от которого Иваном Васильевичем Болдыревым записаны песни, 1875-1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казаки, возвращающиеся с охоты.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казаки перед выходом на службу.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Смотр казаков атаманом. Сентябрь 1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Маленький казачок.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донской казак-стрелок.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казак 75-ти лет.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Пастухи. Цымлянская станица, 1975-1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Стасов В.В. с поднесённым ему адресом, 1886 год.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Сбор казаков на службу.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Проводы казака в поле.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Цымлянская станица, 1975-1876.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачье семейство. Цымлянская станица. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Сборы на службу.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казаки сносят арбузы. 1875-1876 год.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Станичные работы. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Сбор казаков на хуторе Гнутовом Есауловской станицы. 1875-1876 (скорее всего современный В.Гнутовский, Чернышковского р-на)

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казак, запрягающий лошадь. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Дон у Цымлянской станицы. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Двор казака. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Донские фотографии Ивана Болдырева

Улица в Кумшацкой станице.

Донские фотографии Ивана Болдырева

Девочки шьют платья. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казак, продающий цымлянское вино. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачье семейство в праздник

Донские фотографии Ивана Болдырева

Стрижка овец

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачки в праздник. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачки поливают огороды

Донские фотографии Ивана Болдырева

Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачки сносят кизяки в катух (сарай). Цымлянская станица. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачка чинит окно. Цымлянская станица. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачка 72-двух лет ссыпает овёс. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цымлянская. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Улица Цымлянской станицы в праздник. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачье семейство. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Казачьи старики с атаманом. 1875-1876

Донские фотографии Ивана Болдырева

Источник: http://re-actor.net/

kartam47.livejournal.com

Малороссийские казаки на картинах Сергея Васильковского (19 октября 1854

Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

Бандурист с мальчикомБандурист с мальчиком

Весенний день в МалороссииВесенний день в Малороссии

Войсковой писарь, 1900Войсковой писарь, 1900

Гармаш (казак-артиллерист) времен гетмана МазепыГармаш (казак-артиллерист) времен гетмана Мазепы

Задунайский запорожец, 1900Задунайский запорожец, 1900

ЗапорожецЗапорожец

ЗапорожецЗапорожец

Запорожец в дозоре, 1899Запорожец в дозоре, 1899

Казак в степи. Тревожные знаки, до 1917Казак в степи. Тревожные знаки, до 1917

Казак часовойКазак часовой

Казачий дворКазачий двор

Казачий пикет. 1888Казачий пикет. 1888

Казачья левада. 1893Казачья левада. 1893

Малороссийский пейзажМалороссийский пейзаж

ОколицаОколица

ПодарокПодарок

Полковник реестрового левобережного полка в кунтуше, 1900Полковник реестрового левобережного полка в кунтуше, 1900

Портрет гетмана Конашевича-Сагайдачного, ок. 1900Портрет гетмана Конашевича-Сагайдачного, ок. 1900

Посполитый козакПосполитый козак

СвиданиеСвидание

Сельская улицаСельская улица

Сечевой дед (отставной), 1900Сечевой дед (отставной), 1900

Сторожа Запорожских вольностей. 1890Сторожа Запорожских вольностей. 1890

Тип запорожца, 1900Тип запорожца, 1900

Тип запорожца, 1900Тип запорожца, 1900

Тип запорожца, 1900Тип запорожца, 1900

Уманский сотник Иван ГонтаУманский сотник Иван Гонта

ХорунжийХорунжий

Чумацкий Ромодановский шлях 1890-еЧумацкий Ромодановский шлях 1890-е

humus.livejournal.com

Резная картина "Казаки пишут письмо турецкому султану"

Сце­на­ри­ем для кар­ти­ны стал памят­ный эпи­зод из исто­рии о Запо­рож­ской Сечи. В 1675 году отве­том на уль­ти­ма­тум, кото­рый сде­лал сул­тан Махму­да IV о пере­хо­де к нему в пови­но­ве­ние, запо­рож­цы отпра­ви­ли отве­том осы­пан­ное откро­вен­ны­ми слов­ца­ми пись­мо с под смыс­лом дескать «дура­ков нашел», дослов­но при­мер­но так это зву­ча­ло — «Ты — шай­тан туре­ць­кий, про­кля­то­го чор­та брат и това­рищ и само­го люци­пе­ря сек­ре­тарь!» и так далее. И вот в 1880 году, путе­ше­ствуя по Укра­ине, где Репин накап­ли­вал мате­ри­а­лы для сво­их Запо­рож­цев, живо­пи­сец напи­сал Ста­со­ву: «До этих пор не смог при­слать ответ Вам, а все­му виной Запо­рож­цы, ну и наро­дец же! Как тут что то напи­сать, голо­ва про­сто кру­жит­ся, от их гаму и шуму, еще зара­нее до Ваше­го пись­ма я абсо­лют­но слу­чай­но отвер­нул холст и не удер­жал­ся, взяв­шись за палит­ру и вот уже как неде­ли две с поло­ви­ной не отды­хая про­жи­ваю с ними, невоз­мож­но рас­стать­ся — лику­ю­щий и радост­ный народ. Чер­тов­ский народ! Ни один чело­век на всем белом све­те не чув­ству­ет так глу­бо­ко сво­бо­ду, равен­ство и брат­ство. Так полу­ча­ет­ся всю жизнь Запо­ро­жье оста­ет­ся сво­бод­ным, нико­му не под­чи­ня­ет­ся!»

Картина казаки пишут письмо турецкому султану

Каза­ки пишут пись­мо турец­ко­му сул­та­ну. Ори­ги­нал

Таким обра­зом, клю­че­вая идея Запо­рож­цев полу­чи­лась идея выра­зить воль­ный дух людей, кото­рые объ­еди­ни­лись как гово­рит­ся «брат­ски­ми уза­ми», вме­сте как вою­ю­щих, так и весе­ля­щих­ся, сово­куп­ность люб­ви к жиз­ни, виталь­ная, непо­кор­ная энер­гия. Сотво­ре­ние ком­по­зи­ции кар­ти­ны обла­да­ет дина­ми­кой и в это же вре­мя неумо­ли­ма урав­но­ве­ше­на. Тут мож­но уви­деть сов­ме­щен­ность гори­зон­таль­но­го и вер­ти­каль­ных рит­мов, шествие в глубь, и, наобо­рот, из глу­би­ны. Ори­ги­наль­ные, яркие пят­на обы­ден­ных цве­тов сво­ей мажор­но­сти созвуч­ны тому что про­ис­хо­дит.

Бла­го­да­ря это­му, Репи­ну бли­ста­тель­но уда­лось то, что в прин­ци­пе крайне ред­ко уда­ва­лось в живо­пи­си дру­гим, это пере­да­вать искренне ухмы­ля­ю­щи­е­ся лица. Исто­ри­че­ский эпи­зод Репин взял как повод для того что бы изоб­ра­зить без­удерж­ный хохот. Это, по поня­тию Иго­ря Гра­ба­ря, опре­де­лен­но­го рода «физио­ло­гия сме­ха». Репин предо­ста­вил чуть ли не все­воз­мож­ные оттен­ки празд­но­го весе­лья, для поня­тия кото­рых в рус­ском язы­ке име­ет­ся боль­шое коли­че­ство сино­ни­мов. Люди пока­ты­ва­ют­ся и дер­жат­ся за бока от хохо­та, усме­ха­ют­ся, ска­лят зубы, гого­чут, хихи­ка­ют, зали­ва­ют­ся и тому подоб­ные эпи­те­ты. Эта «заря­жен­ность» сме­ха уби­ра­ет исто­ри­че­скую дистан­цию меж­ду вопи­ю­щей ста­ри­ной и собы­ти­я­ми, вос­при­ни­ма­е­мые как то что про­ис­хо­дит сей­час и теперь.

Если смот­реть саму кар­ти­ну глуб­же, то мож­но уви­деть что ком­по­зи­ция кар­ти­ны пред­став­ля­ет из себя точ­но выра­жен­ное ядро, вокруг кото­ро­го худож­ник выстра­и­ва­ет неко­то­рое коли­че­ство «кру­гов», напол­ня­е­мых раз­ны­ми смыс­ло­вы­ми зна­че­ни­я­ми и содер­жа­ни­ем.

В цен­тре — писарь. Чуть ли не один из чис­ла изоб­ра­жен­ных кото­рый вла­де­ет пись­мом. Гля­дя на одеж­ду — это уча­щий­ся семи­на­рии из каза­ков, кото­рый взял на себя ответ­ствен­ность соста­вить ответ запо­рож­цев на бума­ге. Напи­са­ние дан­но­го пись­ма опре­де­лён­ным обра­зом достав­ля­ет ему удо­воль­ствие. Раду­ет­ся писарь доволь­но сдер­жан­но, как и над­ле­жит чело­ве­ку «уче­но­му».

Обра­тим вни­ма­ние на «близ­кий круг». Над силу­этом писа­ря нави­са­ет казак с труб­кой в руках. Гля­дя на это видит­ся что он явля­ет­ся вдох­но­ви­те­лем запо­рож­цев. Даль­ше — казак поперх­нув­ший­ся от сме­ха, за ним еще один запо­ро­жец, кото­рый чуть ли не пада­ет от сме­ха, далее полу­го­лый казак, кото­рый сма­ку­ет каж­дое слов­цо пись­ма, пароч­ка хохо­чу­щих вои­нов, совсем еще моло­день­кий казак, кото­рый с удо­воль­стви­ем участ­ву­ет в про­цес­се состав­ле­ния отве­та.

Внеш­ний круг осо­бен­но выра­жа­ет две фигу­ры: уми­ля­ю­щий­ся от сме­ха казак в жупане и угрю­мый запо­ро­жец у кото­ро­го повяз­ка на голо­ве. Если вни­ма­тель­но рас­смот­реть, то дале­ко не все каза­ки под­да­ют­ся радо­сти и весе­лью. Мож­но уви­деть и тре­во­гу, испуг на лицах у неко­то­рых каза­ков. Запо­ро­жец с повяз­кой как буд­то про­счи­ты­ва­ет неми­ну­е­мые бои с тур­ка­ми, буду­щие поте­ри. Тут же изоб­ра­же­но скеп­ти­че­ски настро­ен­но­го каза­ка в жел­том капи­лю­ше. В его взо­ре тре­вож­ность. Кар­ти­ны ста­ла сим­во­лом сме­ха, уда­ли, уве­рен­но­сти, отва­ги — луч­шие каче­ства у вои­нов Запо­рож­ско­го каза­че­ства.

Рез­ная кар­ти­на, сде­лан­ная наши­ми масте­ра­ми смог­ла при­дать объ­ем и неопи­су­е­мую кра­су, шедев­ру извест­но­го худож­ни­ка. Наши спе­ци­а­ли­сты как буд­то бы вдох­ну­ли в неё вто­рую жизнь, жизнь совре­мен­но­сти и при­да­ли жизнь, кото­рая под­черк­ну­та объ­ем­но­стью. Такая рез­ная кар­ти­на укра­сит любое поме­ще­ние, будь то офис, квар­ти­ра, заго­род­ный дом или баня. Это был бы отлич­ный и рос­кош­ный пода­рок для любо­го пово­да.

www.ornamentum.biz


Смотрите также