Оригинальное творчество талантливых и увлеченных людей. Кифер картины


Ансельм Кифер | Artifex.ru

«Искусство — это сложно, это не развлечение», — такими словами заключил однажды интервью для The Guardian великий художник нашего времени Ансельм Кифер (Anselm Kiefer).

Экзистенциальные вопросы и неоэкспрессионизм красной линией проходят через творчество одного из главных немецких живописцев послевоенного европейского искусства. Не только художественными работами известен этот талантливый человек, но также скульптурами и инсталляциями. Необычный и довольно сложный, он получил всеобщее признание и стал в 1990 году лауреатом премии Вольфа. Его творческий путь был тесно связан с такими знаменитыми фигурами в мире искусства, как Йозеф Бойс и Георг Базелиц — первый был его учителем, а творчеством второго он искренне восхищался.

 

Ансельм родился 8 марта 1945 года в городе Донауэшинген, в Германии. Детство мальчика пришлось на послевоенный период, что сказалось на картинах будущего художника. Отец его был учителем живописи, и это настраивало сына на творчество с малых лет. После окончания школы юноша поступил в Университет Фрайбурга, где занимался изучением романских языков и законодательства. Но после трех семестров он начал посещать художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ и Дюссельдорфа, чтобы брать там уроки живописи.

В 1969 году Ансельм получил диплом о высшем художественном образовании. С 1971 по 1991 годы он жил в городе Хорнбах, где создал студию в здании бывшего кирпичного завода. Именно там увидели свет все картины «немецкого периода», которые отличались антифашистской направленностью.

В конце 60-х — начале 70-х годов Ансельм создал серию фотографий, снятых в различных странах мира: Франции, Италии, Швейцарии. На них он в военной форме застыл в нацистском приветствии. Так художник призывал своих сограждан-немцев помнить и признавать потери Второй мировой войны. Намного позже некоторые из этих снимков Ансельм воссоздал на холсте. После этого цикла фотографий под общим названием «Оккупация» к автору пришла широкая известность.

 

Главными темами творчества Ансельма с тех лет и до сегодняшнего дня является ужасное прошлое, которое разрушающе влияет на настоящее, и жестокая борьба с немецкой историографией. Его работы до сих пор вызывает полемику между ценителями искусства благодаря теме холокоста.

По образованию Ансельм Кифер - филолог, поэтому книга занимает важное место в его знаменитых инсталляциях. Самая известная из них — «Перепись населения». Она весит 32 тонны и представляет собой тяжёлые свинцовые фолианты. Эта библиотека из свинца являет собой утверждение материальной вещественности книги.

  

В раннем творчестве Ансельм использовал стекло, дерево, солому, части растений и другие материалы, которые делали его произведения более хрупкими и давали зрителю практически тактильно ощутить картины. В тот же период он стал делать на них различные надписи, которые являлись неотъемлемой частью общей эстетики. Эта особенность прочно вошла в арсенал художественных приёмов автора.

В 70-х — 80-х годах в произведениях Ансельма начали появляться персонажи из немецкой мифологии и образы из древней истории. Большинство из них взяты из цикла опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Более 30-ти картин художника названы в честь произведений этого композитора.

В 1980-м году Ансельм Кифер и Георг Базелиц представили Германию на Венецианской биеннале.Вторая половина 80-х годов стала для Кифера временем для дальнейшего переосмысления истории Германии тех лет в связи с происходящими событиями. Также автор вернулся к написанию антифашистских работ.

  

Одним из произведений того периода стала картина «Густое облако» (1985). Эта работа выделяется своим депрессивным посылом. Кусок свинца с ржавчиной – вот что больше всего напоминает густое серое облако, которое нависло над таким же безжизненным серым миром. Так автор выразил протест против базирования тактических ракет НАТО на немецкой земле.

Этот период также породил новую тему для работ Ансельма — анализ роли Германии как цивилизации в развитии мировой культуры. Наряду с теологией его произведения вбирали в себя всё больше элементов скульптуры, оккультных практик и мистики. За свои художественные заслуги в 1990 году мастер был удостоен премии Вольфа.

С 1990-го по 2001 год Кифер путешествовал по Японии, Индии и Мексике, а в 1992 году он переехал в коммуну Баржак во Франции, где открыл новую студию в брошенной фабрике по производству шёлка.

В это время Ансельм создаёт множество скульптур, а основной темой его творчества становится космос. В 1999 году Кифер был удостоен новой высокой награды — Императорской премии Японии за прижизненные достижения.

В 2002 году для складов Pirelli художник создал серию скульптур, составленных из кубов с дверными проёмами, под названием «Башни». Они действительно очень похожи на эти архитектурные сооружения и чем-то напоминают знаменитую падающую Пизанскую башню, поскольку находятся немного под наклоном.

  

Помимо этого, он создал ряд работ, которые виртуозно сочетают в себе живопись, скульптуру и инсталляцию. Это своеобразный диалог между современностью и разрушительным прошлым.

В работе «Без названия (Книга созвездий)» (2004) Кифер делает отсылку к теориям математика и космолога XVI века Роберта Фладда, картам звёздного неба и произведениям знаменитого немецкого поэта Пауля Целана. На железных листах автор отмечает созвездия галактики.

Каждая звезда представляет собой жертву холокоста. Теорию Фладда о том, что каждая звезда связана с живым существом на планете, он применяет к судьбе Целана, который был евреем и потерял во время войны всю семью, а на одежде носил жёлтую звезду, отличительный знак своей многострадальной нации.

В 2006 году впервые прошла выставка Кифера «Велимир Хлебников» в Баржаке. Эту экспозицию признали огромной инсталляцией. В специальном помещении из гофрированной стали висят на двух стенах 30 больших картин (2×3 метра). Инсталляция стала отсылкой к теориям русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова.

Их суть в том, что морские сражения влияют на ход мировой истории раз в 317 лет. Картины Ансельма иллюстрируют это предположение - на них изображены корабли, которые будто недавно покинули поле боя. Их корпуса сильно деформированы, а основная цветовая гамма полотен - грязно-рыжий цвет «изъеденного» временем металла, чёрный, белый и серый. Кроме того на картины нанесена грязь, глина и штукатурка, а также надписи на немецком языке.

 

В 2007 году триптих Ансельма вошёл в постоянную экспозицию Лувра. Он состоит из картины «Атанора» и двух скульптур — «Даная» и Hortus Conclusus.

В 2008 году Кифер переехал в Париж. Он перевёз свою студию в пригород столицы Франции и разместил её в здании бывшего универмага La Samaritaine. И в этом же году художник был удостоен очередной награды — Премии мира немецких книготорговцев (Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels).

 

Живопись | Ансельм Кифер | Велимиру ХлебниковуЖивопись | Ансельм Кифер | Велимиру Хлебникову

С 30 мая по 3 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову», которая была организована Государственным Эрмитажем совместно с галереей Тадеуса Ропака. Эта экспозиция посвящена великому русскому поэту.

На сегодняшний день известно, что Ансельм Кифер живет со своей семьёй в районе Марэ в Париже. И, кто знает, может быть скоро порадует любителей искусства своими новыми творениями.

artifex.ru

Ансельм Кифер. Сколько стоят работы художника

Имя столь громкое, что цены априори кажутся баснословными: счет на многие миллионы. Это не совсем так. Многие из тех, кто имеет возможность сегодня собирать лучшие работы наших шестидесятников первого ряда, при желании могут замахнуться и на Кифера

С некоторыми важными оговорками. Но об этом потом.

А сначала о празднике в Питере. Знаменитый немецкий экспрессионист, интеллектуал, гуманист, художник влюбленный и тонко чувствующий литературу, создал новый проект специально для пространства Николаевского зала Эрмитажа. Специально настолько, что в студии Кифера была воссоздана планировка зала, чтобы точно спланировать экспозицию. Работ привезли много. Да что там — колоссальный объем. При этом Кифер пишет все сам. Помощники лишь помогают ему лишь с организационными и хозяйственными вопросами. Мировая звезда мало того что сделала проект под наш музей, так и еще и ключевое высказывание было выбрано на тему русского литературного авангарда. Выставка называется «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». Наш «будетлянин», отец «зауми» — один из кумиров Кифера, который уже не первый раз посвящает ему выставку. Те коллекционеры, кто уже видел «Хлебникова», отмечают, что по уровню получилось нечто выдающееся. Из Питера вернулись под сильным впечатлением.

Накануне открытия вместе с самим мэтром в Петербург приехали с полсотни важных зарубежных коллекционеров. Это только начало. Потом их будет гораздо больше. Дело в том, что 72-летний Ансельм Кифер, по мнению знатоков, вместо того чтобы почивать на лаврах, взвинтил темп и достиг пика творческой формы. Примерно 2-3 года назад он радикально сменил манеру и вышел на уровень, который заставил восхититься даже видавших виды ценителей искусства. Дилер Кифера рассказывал, что на последние работы маэстро выстроилась очередь чуть ли не из сотен коллекционеров. Вроде бы за них просят уже многие миллионы (называют аж до $10 млн за отдельные вещи исполинских размеров). Но обращает внимание, что в силу большой разницы в классе сравнивать новые цены с работами прежних лет некорректно. С разумной поправкой на фактор дилера — да, можно это принять как объяснение. Проверить нельзя. Работ Кифера 2015–2017 годов на аукционном рынке действительно пока не встречалось.

Но зато картины более ранних периодов продавались в изобилии.

На их аукционные цены и будем ориентироваться.

Необходимо сразу отметить, что у работ Ансельма Кифера сложился большой и развитый вторичный рынок. В «Артпрайсе» зарегистрировано 493 аукционных эпизода по картинам, 91 по графике, а еще 42 раза продавались его объекты. Это только на аукционах. Без учета галерейных продаж, хотя Кифер давно уже один из самых ликвидных художников на внеаукционном рынке.

Вместе с тем вопреки распространенному мнению Кифер не входит в топ-10 самых дорогих ныне живущих художников. Входной билет в этот клуб стоит почти $20 млн. А у Кифера аукционный рекорд пока составляет $3 570 727. Столько отдали за почти трехметровый холст «Пусть цветет тысяча цветов!» (1999), проданный на Christie’s в феврале 2007 года. Рекорд не очень радостный. Эту работу Кифера на пике рынка купили с большой переплатой, поэтому через 7 лет перепродали там же, на Christie’s, значительно дешевле — за $1 916 785. Кроме этой, было еще несколько аукционных сделок в районе $2 млн. И это, по моему мнению, сейчас реальный потолок. Что это значит? Грубо говоря, аукционные рекорды Кифера сопоставимы с рекордами наших шестидесятников уровня Кабакова и Булатова. Даже ниже.

Неожиданно.

Но отставим в сторону рекорды. Зачем нам пыль в глаза? Давайте лучше посмотрим, сколько обычно стоит на первоклассных аукционах живопись Ансельма Кифера? Графику не рассматриваем, ее доля в структуре рыночного предложения очень мала, цены высоковаты и особого смысла покупать рисунки я не вижу.

Итак, самый выигрышный для абстракций Кифера размер — два на три метра — требует бюджета $800 000–2 000 000. Полутораметровая (по бОльшей стороне) живопись продавались в последние годы по ценам от $250 000. Есть варианты и дешевле. Так, согласно аукционной статистике, даже с бюджетом около $130 000 можно купить работу размером класса 60 × 80 — нормальное масло, эмаль, шеллак, фирменная смешанная техника Кифера, но (!) в основе будет не холст, а фотоколлаж. А это большой минус. Очевидно, что такой живописи потребуется стекло, и вообще есть риск того, что этот материал поведет себя в будущем непредсказуемо.

  • Ансельм КИФЕР Узки суда, и ложе наше узко. 2002Фотобумага, масло, эмульсия, смешанная техника. 101,6 × 88,9Christie’s. 18.05.2017Оценка аукциона: $100 000–150 000Цена с учетом комиссии аукциона: $125 000Источник: christies.com
  • Ансельм КИФЕР Твои золотистые волосы, МаргаретХолст, масло, солома, шеллакChristie’s. 17.05.2017Оценка аукциона: $800 000–1 000 000Цена продажи с комиссией аукциона: $1 027 500Источник: christies.com

Что получается? Получается, что по деньгам условная живопись Кифера меньше метра ($130 000) уже сопоставима с бюджетом на коллекционирование наших шестидесятников. Понятно, за эти деньги можно купить несколько масел русских нонконформистов. Но если коллекционеры наберутся терпения и пропустят два-три-четыре хода в плане покупок шестидесятников, то «сэкономленных» денег хватит даже на классика европейского поставангарда. Впрочем, этот тот случай, когда покупать лучше не «вместо», а «вместе». Немецкий шестидесятник в частном собрании вполне уживется с русскими.

Владимир Богданов, AI

Что еще почитать по теме на AI: «В Эрмитаже открывается выставка Ансельма Кифера» «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» «Эрмитаж проведет первую в России выставку Ансельма Кифера»

artinvestment.ru

Русский художник Ансельм Кифер | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже

Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже

Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже

Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже

Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже

Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже

Работа Ансельма Кифера в Эрмитаже

Работа Ансельма Кифера в Эрмитаже

Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже

Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже

Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже

Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» — это первая в России большая и полноценная выставка мастера, завоевавшего всемирную славу в конце 1980-х годов. Благодаря Киферу и другим немецким неоэкспрессионистам в современное искусство, прервав господство чистого концептуализма, возвратилась живопись. Тридцать работ — итог девятилетних переговоров Эрмитажа и Ансельма Кифера. Первоначальный живописный цикл с таким названием был создан художником в 2004–2010 годах, демонстрировался в США и Британии, а одна из работ была продана на аукционе Phillips за $3,2 млн (при эстимейте $500–800 тыс.). Все картины, показываемые в Эрмитаже, написаны Кифером в 2016 году.

Экспозиционное решение выставки очень сдержанно и в то же время радикально. Самый большой зал Зимнего дворца — Николаевский, традиционно принимающий главные временные выставки, превращен почти что в галерейный «белый куб». Три примерно равных нейтральных объема принимают живопись Кифера, а пышный архитектурный декор спрятан под фальшстенами на всю высоту колонн, чьи капители стали едва заметны. Сверху над проемами, членящими экспозицию, художник от руки написал углем ее название. Пространство не смотрится клаустрофобическим, наоборот, в нем много воздуха, а роль окон (подтверждая известную реалистическую метафору) выполняют грандиозные холсты Кифера, висящие на стене, обращенной к Неве: «Дух над водою» размером 4х5,5 м и «Без названия» размером 5х7 м. В обеих этих работах композиционный центр занимает свинцовая книга. Эта живопись не просто трехмерна — иногда она становится почти иллюзорной. В перечислении техник и материалов на этикетках есть холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец и продукты электролиза, все работы свидетельствуют об энергичном творческом воздействии. При этом Кифер характеризует себя как «очень старомодного художника» и говорит: «Я делаю все сам».

Проведя в Петербурге почти неделю перед открытием, Кифер уехал, не дожидаясь вернисажа. По верному замечанию куратора выставки и руководителя отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, сказав все своим искусством и сделав выставку, художник удаляется, никем не замеченный, через заднюю дверь, оставляя зрителя наедине с живописью.

Картины, показанные в Эрмитаже, можно с уверенностью отнести к пейзажному жанру. Во время публичного диалога между Ансельмом Кифером и Дмитрием Озерковым на сцене Эрмитажного театра 27 мая художник произнес: «Я посмотрел сейчас свою выставку и подумал: я же русский художник!»

www.theartnewspaper.ru

Anselm Kiefer - Все интересное в искусстве и не только.

Anselm Kiefer - 4

Хочу познакомить вас  с художником, который производит сильное впечатление, которого стоит знать. В мире современного искусства он выдающаяся фигура. Один раз увидев его работы, вы сможете узнать их всегда.  Неоэкспрессионизм в его работах настолько силен и выразителен, что не требует трактовки.  Ансельм Кифер родился в Донауэшингене, в семье учителя. В 1965 г., после получения аттестата зрелости Кифер поступил во Фрайбургский университет, где изучал право и романистику, но уже через год перешел на факультет искусств. Он учился у Петера Дреера во Фрайбурге и Хорста Антеса в Карлсруэ, где сдал государственный экзамен. После этого его учителем был Йозеф Бойес.

Anselm Kiefer - 26

Известность пришла к Киферу, когда в 1969 г. увидел свет цикл его фотографий «Оккупации», запечатлевших автора в различных уголках Франции, Италии и Швейцарии с рукой, вскинутой в гитлеровском приветствии. Лейтмотив творчества Кифера — разрушительное влияние прошлого на настоящее, критическая полемика с официальной германской историографией.

attach (6)

До сих пор его творчество вызывает широкие общественные дискуссии. Ансельм Кифер не просто взялся за тему нацизма, в ФРГ тогда практически табуированную, он вернул на пьедестал изваяния старых немецких богов, мистиков-романтиков, Вагнера и Ницше — тех, кого вульгарное историческое сознание обвиняло в случившейся катастрофе.

attach (1)

И если бы второй киферовской темой не стал холокост, сам художник вряд ли бы спасся от обвинений в симпатиях к нацизму. Кифер — филолог по образованию и книгочей по призванию. Во многих своих знаменитых инсталляциях он использовал книгу как объект. Самая известная из них — 32-тонная «Перепись населения» (1991) с огромными тяжелыми фолиантами из свинца. Эта свинцовая библиотека читается как зримое утверждение материальной вещественности книги.

attach

В конце 1990-х гг. Кифер начал работать над циклом произведений, толчок к созданию которых дало его увлечение творчеством поэтов Пауля Целана и Ингеборга Бахмана. В 2007 г. эти произведения заняли центральное место в экспозиции Кифера «Звездопад» на выставке «Монумента» в парижском Гранд Пале.

                                  Anselm Kiefer - 2

                                                        Anselm Kiefer - 3

                                  Anselm Kiefer - 5

                                                          Anselm Kiefer - 12a

                                      Anselm Kiefer - 15

Anselm Kiefer - 23

                                                      Anselm Kiefer - 28

                                                                              Anselm Kiefer - 32

                              Anselm Kiefer - 36

Anselm Kiefer - 49

                                                  Anselm Kiefer - 50

                                                  Anselm Kiefer - 51

                                                                                Anselm Kiefer - 52

                                        Anselm Kiefer - 54

                                                                                    Anselm Kiefer - 55

                                              Anselm Kiefer - 56

                                                            attach (5)

Anselm Kiefer - 60

текст

tanjand.livejournal.com

Ансельм Кифер по следам Велимира Хлебникова

Ансельм Кифер. Дух над водою. 2016–2017

Первый в России персональный показ Ансельма Кифера (р. 1945) проходит в Эрмитаже — универсальном музее, который, обладая огромной коллекцией, ищет возможности ее тематического расширения, будь то немецкий экспрессионизм или же традиционное африканское искусство. Многолетняя программа «Эрмитаж 20/21» придумана для того, чтобы не упустить современность, представляя действующих художников и по возможности пополняя свою коллекцию. Кифер — универсальный мастер. В своем творчестве он оперирует мировой культурой — здесь и немецкая история, и религиозная мистика, античная поэзия, месопотамские мифы...

Кифера показывают много и постоянно. Он единственный из ныне живущих художников представлен в основной экспозиции Лувра. Его персональные выставки состоялись в Кунстхалле в Дюссельдорфе, Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, Музее Гуггенхайма в Бильбао. Он регулярный участник Венецианской биеннале. В прошлом году грандиозная ретроспектива художника была показана в Центре Помпиду в Париже. Его персональные выставки открываются по миру ежемесячно (только что в Музее Родена открылась выставка «Кифер и Роден»).

Дмитрий ОзерковЗаведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки

Что значит посвящение поэту? Это признание заслуг или вызов на турнир? Что это за послание через век, произносимое в сердце города, где Велимир Хлебников провел столь важные для себя годы? Зрителю остается предполагать мистический жест, стремление выпарить целое столетие в целях получения концентрированной эссенции. Чего? Меры мира. На выставке представлена новейшая серия работ Ансельма Кифера, развивающая все его мотивы, связанные с Хлебниковым. Сухие песчаные пейзажи наполняются в них влагой, зарастают лесами, заливаются гладью озер. Возникает ощущение, что эти виды приобретают русское измерение, а корабли — российскую приписку. Хотя написаны полотна на основе немецких ландшафтов, в них звучит мотив заезженной дорожной колеи в его российской неизбывности, как во «Владимирке» Исаака Левитана. На первый взгляд кажется, что их переполняет чувство обреченности, как в «Оттепели» Федора Васильева или «Распутице» Алексея Саврасова. Но есть в этой последней серии Кифера один мотив, который ранее, кажется, отсутствовал. Это спускающийся сверху некий мощный черный пласт, словно поглощающий изображение. На подтопленный пейзаж, на бетонные города, на корабль словно надвигаются и обрушиваются почерневшие небеса. Часто Кифер использует здесь свинец, обработав его технологически сложным способом.

Корабли Кифера безнадежно запутались в этих стремительно чернеющих лесах и дорогах. Кажется, их судьба — застрять здесь навечно, став темно-бурой частью равнин, состоящих, возможно, из неразличимых остатков точно таких же кораблей, которые каждые 317 лет бесконечной истории попадают на мистическое дно. Сражения уже завершились или еще предстоят через 317 лет, а железные остовы словно зависли во времени, идущем своим чудовищным чередом.

Воспринимает ли Кифер всерьез теорию о 317 годах? Стремление разложить мир на мельчайшие элементы ему, кажется, не должно быть близко. Мне представляется, что для его пейзажей важно, скорее, хлебниковское стремление расширить пространство, чтобы тем самым суметь ухватить законы времени. Важна хлебниковская теория целиком как единая смелая система знаний, как вера в человеческую способность постоянно осмыслять себя в динамике изменений, как гуманистическое умение следить за собой со стороны, как обет культуры.

Обязательными в разговоре об Ансельме Кифере являются драматические обстоятельства его появления на свет весной 1945 года в подвале во время бомбежки союзниками небольшого немецкого городка Донауэшинген. Детство художника прошло среди руин, которые через десятилетия станут центральным объектом его творчества. «Для кого-то руины — это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала», — позже заметил Кифер.

Ансельм Кифер за работой. 2014 г.

В 1969 году художник становится известным в ФРГ после показа серии фотографий «Оккупация», затрагивающих болезненную тему Третьего рейха. Кифер убежден, что табуирование темы нацизма не позволит понять причин его появления. Через несколько лет, после подробного художественного исследования германской средневековой мифологии, Кифер создает картину «Немецкие духовные герои». В комнате, крепко сколоченной из деревянного бруса, нет никого. Пустота, исчезновение становятся еще одним важным мотивом для художника.

К 1981 году относится самая известная работа Кифера — «Интерьер», изображающая обгоревшую рейхсканцелярию. К тому же времени принадлежат пронзительные картины на тему холокоста — о немке «Маргарите», соломенные косы которой поедает огонь, и еврейке «Суламифь», волосы которой стали пеплом.

В 1985 году художник купил снятые с Кельнского собора обветшавшие листы свинцовой кровли. Этот материал наряду c пылью, глиной, соломой, засушенными цветами становится важной составной частью картин и объектов Кифера. Свинец — главный материал средневековых алхимиков, которые пытались превратить его в золото. Кифер превращает этот металл в золото современного искусства.

Свинцовый самолет «Меланхолия», посвященный знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера, никогда не взлетит. Восприятию современного человека, привыкшего к путешествиям, образ такого самолета скажет гораздо больше, чем изображение дюреровского крылатого гения, с досадой взирающего на Сатурн — планету меланхоликов и алхимиков.

Объект «Высшая жрица» состоит из двух шкафов свинцовых книг, которые Кифер назвал «Тигр» и «Евфрат», обозначив свой интерес к Междуречью, к истокам индоевропейской культуры, когда люди впервые стали задавать вопросы о себе и другом, о человеке и боге и его возможных воплощениях.

В 2004 году Кифер создал огромную инсталляцию «Семь небесных дворцов» для постоянного показа в выставочном центре «Ангар Бикокка» в Милане. Художник возвращается к теме руин, которая, как и ранее, остается метафорой не только разрушения, но и возможного начала чего-то нового. Через три года другой вариант руин он показал на первой выставке Monumenta (избранным мировым художникам дается возможность осуществить свои самые грандиозные проекты в Гран-пале) в Париже, где живет последние четверть века. Но самые многочисленные «руины» находятся на юге Франции — там Кифер построил творческую лабораторию, купив территорию бывшей промышленной зоны.

Ансельм Кифер. 1770 Чесме 1770 – 915 = 819 Норманны во Франции. 2016–2017

Общество мертвых поэтов: Любимые стихи кифера как главный источник вдохновения

Вообще-то любимый поэт Ансельма Кифера не Велимир Хлебников, но Пауль Целан. Его с Кифером сближает травма, нанесенная Второй мировой. Художнику (совсем как другому важному теперь персонажу нашего культурного пантеона — прозаику Винфриду Георгу Максу Зебальду) она досталась «по наследству», а вот поэт, арестованный, депортированный и потерявший родственников в концлагерях, с этой травмой не справился — прыгнул в Сену.

Целана и Кифера сближает масштаб — умение несколькими жестами, линиями, пятнами, словами вызвать из пустоты целую вселенную. Иногда достаточно фразы, чтобы соткалась картина. «Монах волосатыми пальцами книгу раскроет: сентябрь…» Подобно Киферу, Целан занозист и летуч, техника его фактурна уже на уровне синтаксиса: театр впечатления и послевкусия существует только здесь, сейчас; кажется невозможным перенести его без потерь в другое помещение.

«Крылышкуя злотописьмом тончайших жил», Кифер, совсем как Целан, необычайно точен. Шероховатости и изгибы работ его, казалось бы, произвольны, но настолько убедительны, что кажутся слитком природы. Теперь, когда они сделаны, даже странно, что их не было раньше. Подобным обаянием подлинности, кстати, обладает и Хлебников с его мускусной силой, астраханской полынной степью, клочками рукописей из грязной наволочки, тоже ведь вполне способной оказаться киферовским объектом.

Хлебникова иногда хочется сравнить с художником-акционистом. Обрывки бумаг, собранных за ним другими, есть не что иное, как документация перформанса длиною в жизнь: пепел непрерывного интеллектуального напряжения, шорох формулирования и гениальных озарений, внезапно прорывающих невнятное бормотание фактурного фона. «Золы угасшъй прах».

В том-то и дело, что стихи никогда не были для Хлебникова самоцелью, но стенограммой горения, углями отработанного смысла, пережитых предчувствий. Из-за чего чаще всего в текстах своих Хлебников демонстративно угловат — совсем как Кифер, намеренно коллекционирующий исключения из правил. Сухие подсолнухи. Ржавую медь. Гниющий бетон, осколки стекла, хрупкую древесную рухлядь, изъеденную короедом.

Если Целан в «Фуге смерти» предлагает Киферу копать могилы в небе, «там, где нет пустоты», Хлебников, самоназначивший себя «Председателем земного шара», выводит художника на вполне планетный простор, пахнущий луговыми травами, прелью да сухостоем.

Пауль Целан, кстати, переводил не только Велимира Хлебникова, но и, к примеру, Осипа Мандельштама — двух самых метафизических русских поэтов, на мотивы которых Кифер сделал едва ли не самые пронзительные работы. Кажется важным и крайне символическим, что русскую поэзию он знает именно по целановским переводам.

Точно определил место этого художника крупнейший современный немецкий философ Петер Слотердайк: «У искусства Кифера есть своя, особенная пространственность, равно удаленная как от ужасающего, так и от декоративного».

Действительно, один из лидеров сегодняшнего арт-мира, алхимик, каббалист и отшельник, сторонится названных мыслителем двух констант современного искусства. Он живет в своем замке — промзоне, редко дает интервью и не мелькает на обложках глянцевых изданий.

Проект «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову» посвящен 100-летию русской революции. Устойчивая популярность левой идеологии в мире показывает, что маяки 1917 года не только не погасли, но и светят с новой силой. Давний интерес Кифера, работающего с мистической философией, к судьбе Председателя земного шара Хлебникова, предсказавшего русскую революцию, тоже закономерен.

Велимир Хлебников в 1915 г. Фото

Ансельм Кифер вошел в список современных художников, которых петербургский музей намеревался показать персонально, около десяти лет назад, со времени запуска проекта «Эрмитаж 20/21». В 2013 году на выставке немецкого искусства из собрания Джорджа Эконому была огромная картина Кифера «Темпельхоф» — изображение интерьера опустевшего берлинского аэропорта с многочисленными отсылками к мировой истории ХХ века. Тогда стало очевидно, что Кифер — эрмитажный художник не только по смыслам, но и чисто визуально. Но, чтобы подготовить его выставку, потребовалось несколько лет.

Эрмитаж сразу отказался от идеи ретроспективы. Музею была нужна выставка, созданная специально для него, состоящая из новых работ. И тогда летом 2016 года Кифера, который никогда прежде не бывал в России, пригласили в Северную столицу. Этот визит не афишировался, художнику показали не только музей и парадный Петербург, но и его задворки, в том числе провели по дворам-колодцам и по одному из маршрутов по городским крышам.

Впрочем, оцинкованные кровли доходных домов имени Федора Достоевского совсем не средневековый свинец Кельнского собора. Идея выставки появилась, когда Кифер заговорил о давнем знакомстве с творчеством русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова.

Владимир Маяковский. Велимир Хлебников. 1913. Рисунок

В прозаическом тексте 1912 года «Учитель и ученик» Хлебников писал об открытых им законах исторического времени. Между крупнейшими морскими сражениями, между революциями, менявшими общественный строй, проходило 317 лет. Хлебников предсказывает падение Российской империи в 1917 году. На этот текст обратили внимание только после революции. Поэтому он был переведен на европейские языки и стал известен мыслящей публике.

Кифер сделал несколько проектов, связанных с русским поэтом. Самый большой, из почти 500 объектов — «Велимир Хлебников. Судьбы народов. Новая теория войны» — был показан в 2014 году в Королевской академии художеств в Лондоне.

В итоге для Эрмитажа художник решил создать картины, посвященные морским сражениям (например, «Чесма»), брошенным боевым кораблям («Морские сражения Велимира Хлебникова»). С общим посвящением великому русскому поэту в названии выставки все полотна оказываются русскими пейзажами на тему русской революции.

Государственный ЭрмитажАнсельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов30 мая – 3 сентября

www.theartnewspaper.ru

О,Париж…! Художник Криста Киффер (Christa Kieffer).

Живописные  картины  разных  стилей  и  направлений.  купить картину

 

(1949 – 2004 гг.)

Художник  Криста Киффер (Christa Kieffer) в  своем  творчестве  создала  потрясающие  картины  парижской  жизни  конца ХIХ  века.   Эпоха модерн  и  Париж  вдохновили  художницу   на творчество. Она  досконально  изучила  и  передала   на  холсте   этот  романтический  и захватывающий  период.  Её  картины  пронизаны  воздухом  и  шармом  Парижа  того  времени.

 Криста Киффер  родилась  в  1949 году,  в  городе  Тюбингене,  в Германии.  Училась  в  Европе, переехав  в  Соединенные  Штаты, окончила  художественное   училище,  в  Лос-Анджелесе. Здесь  же  она  получила   первый  приз  на  конкурсе  в обществе иллюстраторов.  Работала  в  крупных  компаниях.   В  дальнейшем   решила  посвятить  себя  станковой  живописи.

В  течении  многих  лет   Криста Киффер  жила в Калифорнии, в маленькой общине в окружении  национального  парка Пойнт-Рейес. Она  часто посещала  Париж,  где  писала  свои  потрясающие  картины.

Мне взгляда одного достаточно,Чтоб всей душой стремиться к вам,Переплетенья улиц, схваченныхКольцом  кофеен по углам,

Где так уютно дремлют столикиВ полуденный парижский зной,Где с королевскою символикойЗастыл строений гордый строй,

Где ароматная глициния,Способная свести с ума,К земле склонилась обессиленно,Под тяжестью цветов упав,

Жеманно вывески красуются,И каждый камень мостовойЗа то, чтоб я прошла по улице,Готов пожертвовать собой.

Christa Kieffer - Tutt'Art@ (10)

Восхищает, как  передана  художницей  атмосфера  гламурного  и  романтического  Парижа: элегантные парижанки и галантные кавалеры,  широкие бульвары, каменные  мостовые, исторические  памятники, уютные  маленькие кафе и шикарные рестораны, великолепные конные экипажи,  уличные  фонари, колдовство  цветов …  Всё  располагает  к  отдыху, прогулкам, встречам,  приятному  времяпровождению.

Удивительные  композиционные  решения,  настолько  реалистичны,  что  кажется  художница  жила  именно  в  это  время.  Невольно  проникаешься  духом  Парижа.  Вкушаешь  размеренный  ритм  жизни  благополучных  парижан, восхищаешься  их  изысканным  вкусом.

 

Криста Киффер   пишет  маслом  на  холсте,  также  она  использует  глазури,  что  создает  световой  сияющий  эффект  и  добавляет ощущение глубины  образов “прекрасной эпохи».

Богатая  палитра, великолепная  техника, потрясающая детализация, небыкновенное  световое  решение и  сюжетное  содержание,  – создают  невообразимый  визуальный  и  эмоциональный  результат, подчеркивает  достойный  талант  автора.

 

Ночь  в  Венеции.

 

Здесь  царит  обстановка  комфорта, уюта,  нежности,  тепла.

Christa Kieffer - Tutt'Art@ (9)

kieffer-kieen1

https://vdohnovenie2.ru/oparizh-xudozhnik-krista-kiffer-christa-kieffer/

Share this post for your friends:

Friend me:

vdohnovenie2.ru

Ансельм Кифер - Рассказки и показки, догадки и напрямки

Я плохо разбираюсь в современном искусстве, поэтому это информационный пост для себя.Но, закрывать не буду.

Ансельм Кифер,  крупнейший из художников послевоенной Германии, художник пост-авангардной формации, ученик Йозефа Бойса, один из наиболее знаменитых мастеров современности.

«Гений или провокатор?» – так гласил заголовок британской газеты «Times» в сентябре 2014 г. После того, как студент-художник Ансельм Кифер в 1969 г. написал восемь автопортретов, на которых он поднимал руку в гитлеровском приветствии, и о нем заговорили, этот вопрос возникал вновь и вновь. Сегодня, однако, мир искусства един в том, что Кифер является исключительным художником. Его работы демонстрировались на самых важных художественных выставках, на DOCUMENTA в Касселе и на Венецианской биеннале. Он вообще стал первым художником, получившим Премию мира германской книжной торговли, а также «нобелевскую премию в сфере искусства» – Praemium Imperiale, присуждаемую Japan Art Association.

Художественный подход к истории, религии, философии и мистике определяет все творчество Кифера. С помощью своих тогдашних автопортретов он хотел «отразить невообразимое в себе самом». Эта работа вызвала скандал и была отвергнута большинством профессоров. После этого Кифер продолжил свою учебу на художника у Йозефа Бойса в Дюссельдорфе, который нисколько не сомневался в его критическом самовосприятии. Однако полемика по поводу (германского) прошлого все же сохранилась. Появились монументальные исторические картины, порой на гигантских свинцовых пластинах, на материале, который его особенно очаровывал. «Моя биография – это биография Германии» – таким было часто цитируемое его высказывание.

Родившись в самый драматичный период XX века – весной 1945 года, Ансельм Кифер вырос в постгитлеровской Германии и вошел в искусство вместе с Георгом Базелицем, Зигмаром Польке и Герхардом Рихтером.После катастроф первой половины ХХ века эйфория Ренессанса закончилась. Чудная сказка о человеке, способном вершить прогресс себе на благо скончалась. Человек увидел, на что он способен и занавесил зеркало в своем доме черной тряпкой.

Кифер понял это состоянее совершенно. И дело даже не в вине за содеянное. Художник всегда первый из тех, кому становится невмоготу. Невмоготу смотреть в лицо Богу, ибо только в его лицо художник и смотрит. ''На весь безумный мир ответ один - отказ''.Религиозность Кифера не в том, чтобы найти нового, хорошего пастыря для потерянного человека. Нет, прививка от этой болезни сделана.

Попытки привести небеса в порядок были всегда. Греки тоже к этому стремились, поставив Громовержца во главе. Но бессмертные передрались из-за длинноногих нимф, а граждане свободных Афин стали путать мальчиков в гимнастических залах с богами. А вот безжалостная законченность непостижимого бога Авраама оказалась не под силу человечеству.Бог превратился в наблюдателя безжизненной земли Ансельма Кифера.Кифер - художник безжизненной земли. Вагнеровские идеи обернулись обезображенной своими же золотоволосыми дочерьми и сыновьями Motherland. Художник оказался посреди руин.

Ансельм Кифер художник безжалостный. К мифу-земле, из которой может прорасти что угодно, к мифу-лесу, темными стволами угрюмо обступающиму путника, к мифам-камням, иногда складывающимся в стену бункера. К мифу-идее, вязкой, завораживающей, гнетущей идее мессианства. Но в первую очередь Кифер беспощаден к самому себе. К своей любви к земле-мифу, к камню-мифу, к лесу-мифу.Ничего не принимающий и ни от чего не отрекаюшийся, Ансельм Кифер стоит на своей земле, обратив лицо к своему небу.

Кифер разминает комок черной, своей земли. Сверху земля подсохла и серой пылью осыпается на холст, смешиваясь с вязкой краской. В середине комка темно-коричневая, сырая плоть. Пальцы скользят по жирной поверхности, стараясь придать ей форму. Серо-розовая земля в клочьях сухой травы тянется до дощатого горизонта. Тяжелое, свинцовое небо в ржавых подтеках.

Главная болевая точка творчества Кифера — Холокост как воплощение германской катастрофы. Испытал воздействие философии каббалы, мистики и алхимии Роберта Фладда, других духовидцев. В 1990-2000-х годах создал серии работ, вдохновленных творчеством Пауля Целана, Ингеборг Бахман, Велимира Хлебникова. Выступает как театральный художник и художник книги.

Для полного погружения в творчество Кифера стоит отправиться и в миланский музей Hangar Bicocca, где представленные в его постоянной экспозиции скульптуры The Seven Heavenly Palaces не смогли бы попасть в Париж чисто по территориальным соображениям: бетонные башни, самая низкая из которых достигает 14 метров в высоту, увы, требуют куда большего пространства, чем может предоставить Центр Жоржа Помпиду).

Сергей Кусков о творчестве Ансельма Кифераhttp://art-critic-kuskov.com/kiefer.html

http://www.liveinternet.ru/users/vl866911/post245436205/

В 1992 г. Кифер переезжает во Францию и предписывает себе трехлетнюю творческую паузу, во время которой он путешествует и занимается литературным трудом. После этого его палитра становится более светлой. Он обращается к космическим темам и использует новые материалы. Сегодня его оценки со стороны международных художественных экспертов простираются от «археолога скорби» до «превосходного специалиста по преодолению прошлого». Лондонский искусствовед Норман Розенталь пишет, что в своем искусстве Кифер «грандиозным образом объединяет все то ужасное и прекрасное, что имеется в его стране».

Ансельм Кифер — и главный монументалист современного искусства, и не совсем чуждый французам человек: более десяти лет назад он поселился на юге Франции — в Баржаке. Там, на заброшенной фабрике шелковых тканей, располагается его мастерская: 35 гектаров пустырей, холмов, цехов, бункеров и мусорных свалок — из всего этого вырастают скульптуры, картины и книги художника

Работы находятся в собраниях:Лувр. Париж, Франция.Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма. Нью-Йорк, США.Art Institute of Chicago. Чикаго, США.Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания.

tat-pania.livejournal.com