Орест Адамович Кипренский: картины, краткая биография. Кипренский картины


Кипренский, Орест Адамович. Все картины художника

Портреты, созданные Орестом Адамовичем Кипренским

Одним из самых видных портретистов начала XIX в. был Орест Адамович Кипренский. Он закончил Академию Художеств в 1803 году, где изучал историческую живопись под руководством Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуаена.

Однако самое значительное, что он создал – это портреты 1816 – 1823 годов, когда находился в Италии. По возвращению на родину, он был принят довольно холодно, и в 1828 году, гонимый создавшейся вокруг него атмосферой недоброжелательства, вновь уехал в Италию.

Особенно плодотворными для художника были годы обучения в Академии и работа в Петербурге, Москве и Твери. Произведения этого периода характеризуют его как романтика. Если пространственная композиция портретов этих лет традиционна и нейтральна, то в цвете чувствуется свойственное романтизму стремление к динамике: контрасты светлого и темного фона, энергичная светотеневая лепка формы, эффектные сочетания синего, красного, белого в одежде.

Созданный Кипренским портрет его приемного отца Адама Швальбе типичен для романизма интересом к сильной личности, к живописным приемам западноевропейского портрета XVII века.

Характерно и обращение Кипренского к автопортрету. К числу наиболее удачных из его работ в этом жанре принадлежат «Автопортрет с кистями за ухом» и написанный значительно позже «Автопортрет» для галереи Уффици во Флоренции. Первый из них отличается густой живописью, смелой лепкой формы, звучностью светового эффекта. Скользящий луч света очерчивает упругие линии скул и полных губ юноши; все дышит энергией. Во втором создан образ художника как существа, наделенного необычной силой чувства и яркостью воображении. Трепещущее жизнью лицо, пытливый, как бы вопрошающий взгляд, беспокойное движение нервных пальцев, перебирающих воротник – все свидетельствует о внутреннем кипении эмоций.

Одна из лучших работ Кипренского этого периода и одновременно один из самых ярких портретов в русской живописи начала века – портрет Евграфа Давыдова.

В портрете мальчика Челищева перед нами изображение ребёнка, то есть человеческого существа на пороге его жизни. Круглое, ещё не оформившееся личико мальчика с яркими, по-детски пухлыми губами дано в напряженном цветовом контрасте с темными прядями разметавшихся волос, с глубокой темнотой фона. Большие карие глаза кажутся почти чёрными на белом лице. Эти контрасты усиленные звучным сочетанием цветов одежде мальчика, вносят в портрет ноту романтической взволнованности, заставляет зрителя насторожиться, пристальнее вглядеться в юное существо. Перед нами в полном смысле слова момент становления личности: духовный мир человека дан в его развитии, что характерно для романтизма. Это один из самых ранних в русском искусстве подлинно детский портрет, передающий специфику детского возраста.

Свойственное романтизму понимание человеческой личности как чего-то индивидуального, отмеченного печатью «неподражательной странности», встречаем мы и в женских портретах Кипренского.

Женщиной незаурядной, наделенной необычным душевным складом, с оттенком какой-то внутренней неудовлетворенности представляется зрителю Е. П. Растопчина. Несколько пассивной в своей мягкой, женственной мечтательности рисуется Д. Н. Хвостова. Программой элегического романтизма выглядит портрет Е. С. Авдулиной с его своеобразной «поэзией увядания», выраженной в плавных, никнущих линиях складок одежды, в чуть печальном изломе бровей, в одиноком опадающем цветке белого гиацинта на фоне сумеречного серого неба.

В автопортрете Кипренский исходит из романтической концепции портрета-исповеди. Однако если ранние автопортреты мастера несли на себе отпечаток зависимости от некоего «заданного» романтического идеала творчески одаренной личности, то здесь, напротив, более отчетливо стремление утвердить её индивидуальность, «несхожесть», которое было заложено в романтическом методе. Художник не скрывает в своем облике следов житейской усталости.

Отекшие веки, складки вокруг рта придают его полуулыбке что-то печальное и робкое. Вместо сочных цветовых и светотеневых эффектов его более ранних работ перед нами – отсутствие резких теней, сдержанная живописная гамма, приближающаяся к эффектам рассеянного дневного освещения. Романтическая героизация личности уступает место более трезвой оценке человека.

Однако основная масса рисунков Кипренского более специфична с точки зрения её графических особенностей. Для рисунков типичен выразительный штрих бархатисто-черного итальянского карандаша, то мягкий, сочный, плавный, переходящий в пятно. То более тонкий, почти колкий, порой допускающий четкую, быструю штриховку в фоне.

Кипренский достигает точного состояния портретируемого, особенностей его натуры, его мироощущения. В изображении Н. В. Кочубей он передает живое непосредственное душевное движение подростка. В портрете А. Н. Оленина – рассеянную задумчивость. В рисунке, изображающем Е. Чаплица – мягкую сосредоточенность на какой-то мысли или при чтении книги. В наброске, представляющем А. П. Мордвинова – сумрачное равнодушие глубоко усталого или больного человека. Последний портрет – блестящий пример импульсивного, быстрого портретного наброска Кипренского, где образ раскрывается в порывистых – то тонких, то широких – штрихах.

Такова «Калмычка Баяуста», построенная на сочном, теплом тоне красной пастели. Таков портрет француженки Вилло, гувернантки в семье Томиловых. Но во всех портретах работы О. Кипренского перед нами встают живые люди с их печалями и радостями.

gallerix.ru

Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи

Портреты Кипренского и биография Кипренского

Орест Адамович Кипренский

Автопортрет. 1828.

Орест Адамович Кипре́нский (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма.

Автопортреты Ореста Адамовича Кипренского

До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.

Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ

Орест Кипренский

В «Автопортрете с кистями за ухом» (ок. 1808) перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй. В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) Рубенса или Рембрандта. И ведь написал! Его «Портрет А. К. Швальбе» (1804) — незаурядный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший для самого Кипренского предметом особой привязанности.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе.

Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.

Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809

Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809

Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Что за «неподражательная странность» Кипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражения, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?

Мастерство портретиста

Эта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру. В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С. Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений: подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии. В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета. Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («Портрет Е. С. Авдулиной», ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма («Портрет А. М. Шереметева», в какой-то степени «Автопортрет», 1819) или столь же аристократически - дистанцированной близостью природе («Портрет А. Ф. Шишмарева», 1827; «Портрет К. И. Альбрехта», 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии», 1828; «Читатели газет в Неаполе», 1831; «Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки», ок. 1835). Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. Портрет Д. Н. Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини. И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство. Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника. С большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживается в мужских портретах. В портретах Евгр. В. Давыдова (18()9), С. С. Уварова (1816), А. Ф. Шишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображения. Но как несхожи они!

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника .  1809

Портрет Давыдова Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. Иной образ типичного представителя просвещенного дворянства, иной этап развития общественного сознания запечатлел Орест Кипренский в портрете С. С. Уварова.

Портрет Сергея Семёновича Уварова.

Портрет Сергея Семёновича Уварова.

Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Написанный в середине 20-х годов портрет А. Ф. Шишмарева свидетельствует о новых исканиях мастера, о смене проблематики.

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827

Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности... Художник пережил многое — и европейское признание (галерея Уффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гения и падения духа... Поразительным было чутье Ореста Кипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменения общественной атмосферы. Оно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи. Художник был близок к кружкам известного мецената А. Р. Томилова, ученого-любителя, а затем президента Академии художеств А. Н. Оленина, где собирались, общались крупнейшие деятели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «Арзамас». Героями его портретов были Крылов и Жуковский, Батюшков и Мицкевич, а  портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Портрет Пушкина. 1827 Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

На основе статьи в :"Художественном календаре 100 памятных дат"

Картины Кипренского 

 

Автопортрет. 1820 Уффици

Автопортрет Кипренского

Портрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54

Портрет А.О.Смирновой-Россет

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.

Читатели газет в Неаполе. 1831.

Читатели газет в Неаполе. 1831.

Портрет князя H.П.Трубецкого

 

Портрет князя H.П.Трубецкого

Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.

Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

Портрет мальчика. 1819.

Портрет мальчика. 1819.

Портрет М.В.Шишмарева. 1827

Портрет К.И.Альбрехта. 1827

картина Ореста Кипренского

Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.

Портрет И.А.Крылова. 1816.

Портрет Крылова. 1816.

Портрет З.А.Волконской. 1829

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822

Портрет художника П.В. Басина.1829.

Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828

Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813

Портрет В.С. Шереметева. 1825

Портрет В.С. Хвостова 1814

Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.

Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828

Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809

Портрет Челищева

Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГ

Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГ

Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814

Портрет А.С.Шишкова. 1825

Портрет А.Р.Томилова.

Неаполитанская девочка с плодами 1831

Молодой садовник. 1817

Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809

Конный портрет Александра I. 1820-е.

портрет Александра I

Калмычка Баяуста. 1812-13.

Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).

Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМ

Ворожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМ

Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.

Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.

Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.

Кипренский графика

Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802

Натурщик.

Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831

Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814

Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее - графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834

Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77x61 ГТГ

Портрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809

Портрет Ростопчина

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

картины и их описание. Художник Орест Адамович Кипренский

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19-го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать - крепостная Анна Гаврилова - родила ребенка вне брака. Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем. А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

кипренский картины

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Последующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, жил фактически в казарме, подвергался унижениям, его муштровали, ограничивали свободу. Но как ни странно, лишения и бытовая неустроенность не отняли у художника желания заниматься искусством, наоборот, нелегкая судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Друзья прозвали молодого Кипренского "сумасбродным Орестом". Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые он создавал буквально на ходу.

орест адамович кипренский

Неуверенность

Орест Кипренский, картины которого однозначно представляли собой новое слово в живописи, старался не выделяться из общего числа мастеров кисти. Он считал свои работы достаточно посредственными, чтобы выставлять их напоказ. Однако постепенно друзьям Кипренского удалось убедить его в неординарности полотен, которые он писал очень быстро, что называется на одном дыхании.

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен "Мадонна с младенцем" и "Портрет отца Адама Швальбе". Немного позже художник получает большую золотую медаль за полотно "Князь Донской после Куликовской битвы". После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора архитектора Воронихина. Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к жанру портрета.

орест кипренский картины

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким-то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы. Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В. Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

пушкин картина кипренского

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал историческую живопись и постоянно порывался создать какое-либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для галереи Уффици, известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

кипренский картины описание

Римские неприятности

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, где посланником от российского государства был назначен некто А. Италинский, очень далекий от искусства и в общем-то достаточно невежественный человек. К художникам наместник относился непочтительно, считая их бездельниками. Кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, о его связях с итальянскими карбонариями. В результате наветов и заведомо ложных обвинений Орест Адамович вынужден был покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художник Кипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу. Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него.

художник кипренский картины

Финансовые проблемы

Орест Адамович уже получал меньше заказов и стал нуждаться в деньгах. К тому же как раз в то время художник надумал жениться, а это, как известно, – дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому лицом, он удачно продал несколько картин, сумел расплатиться с кредиторами, и жизнь для него вновь обрела смысл.

Кончина

Для того чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые тихо обвенчались в небольшой церквушке, а спустя некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких. Это произошло 5 октября 1836 года. Спустя четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след потерялся во времени.

Немногочисленные друзья художника вскладчину установили на его могиле скромный памятник. Ни в одной газете на было сообщения о кончине живописца, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

fb.ru

Орест Кипренский, картины с названиями и биография. Портреты Кипренского с описанием.

Есть некая ирония высших сил в том, что Кипренскому, родоначальнику романтизма в русской портретной живописи ХIХ века, досталась столь романтическая, даже романная, биография. Незаконнорожденность, выдуманная фамилия, блистательная внешность, громкий успех в России и Италии (даже галерея Уффици желает заполучить автопортрет!), а после этого — охлаждение публики, подозрения в убийстве римской натурщицы, женитьба на её едва достигшей совершеннолетия дочке, пьянство и деградация. И, конечно, талант — к концу жизни бесславно растраченный, но всё равно невероятный, непостижимый, очень мощный.

Кипренский был незаконным сыном бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Он родился 13 (24) марта 1782 в деревне Нежново Копорского уезда. Мать Ореста, Анну Гавриловну, Дьяконов выкупил у помещика-соседа, а когда сыну исполнился год, дал ей вольную. Но вскоре снова закрепостил: выдал за Адама Карловича Швальбе, собственного крепостного. Как немец-лютеранин стал крепостным — до сих пор загадка. Именно Швальбе будет считаться названным отцом Кипренского и даст ему своё отчество. Что же до фамилии, то для незаконнорожденных детей нормальным считалось выбрать фамилию на своё усмотрение. Поэтому несколько первых лет жизни Орест носил фамилию Копорский — по названию населенного пункта Копорье (ныне Ленинградская область). Позже, уже в Академии, его переименовали в более звучного Кипрейского, а потом — в Кипренского. На родине художника до сих пор жива легенда, что имя ему дала высокая трава с темно-розовыми цветками — кипрей, в изобилии растущая на болотистых окраинах Санкт-Петербурга.

Детство Ореста прошло рядом с безлюдными дворцами Ораниенбаума. Швальбе первым заметил, как здорово мальчик перерисовывает тамошние картины, виденные сквозь оконное стекло, и показал рисунки Дьяконову, а тот устроил шестилетнего сына в училище при Академии художеств. Там у Кипренского были великолепные наставники — Левицкий и Угрюмов, и сам он, определённый в престижный класс исторической живописи, делает большие успехи. По завершении академического курса Кипренский был оставлен при Академии в качестве пансионера.

1804-м годом датируется один из первых шедевров Кипренского, названный художником «Портрет отца». Но изображён на нём не Дьяконов, а Адам Швальбе. Много позднее Кипренский повезёт «Портрет Швальбе» в Италию, показать на выставке в Неаполе. Там даже выйдет небольшой конфуз: неаполитанские академики живописи, исследовав полотно, заявили, что оно никак не могло быть написано в ХIХ веке: вероятно, это неизвестный шедевр Рубенса или, может быть, даже самого Рембрандта. Кипренскому не без труда удалось отклонить обвинения в мошенничестве.

По окончании учебы Кипренский попеременно живет в Москве, Твери, Петербурге. Он пишет многих выдающихся современников (поэтов Жуковского, Батюшкова, Крылова, министра Уварова, великого князя Николая Павловича) и ведёт жизнь легкомысленного столичного повесы.

Сказать, что Кипренский был личностью темпераментной — слишком слабо. Он был впечатлителен чрезвычайно и, как сказали бы современные психологи, эмоционально лабилен. В состоянии творческой экзальтации, вызываемом в равной степени и созерцанием прекрасного, и светским или амурным успехом, мог пребывать сутками. Коллекционер и будущий московский губернатор Федор Ростопчин свидетельствовал: «Кипренский почти помешался от работы и воображения».

В этом была и заслуга Ростопчина: в его собрании имелось более 300 первоклассных полотен, включая Веласкеса, Тинторетто, Ван Дейка, и Кипренский едва мог прийти в себя от художественных потрясений. Их еще предстояло пережить и «присвоить», обратить на пользу собственному гению, попытавшись встать с великими вровень.

Кипренский потом напишет маслом Ростопчина: залысины, бакенбарды, недовольно сжатые губы. И Екатерину Петровну, кроткую супругу коллекционера. «По силе выражения душевной красоты, — будут восхищаться ценители, — портрет Е.П.Ростопчиной не знает равных в ХIХ веке!»

Однажды девица, которой Кипренский был увлечён, заявила, что могла бы полюбить только военного. На вахтпараде у Зимнего дворца Кипренский прорвался сквозь строй прямо к ногам Павла I с воплем: «Ваше императорское величество! Мечтаю обменять свою кисть на саблю!» Но раздосадованный Павел лишь поморщился: военный парад он считал высоким таинством, которое не должны омрачать непредусмотренности.

Кисть, впрочем, не раз оказывалась сильнее сабли: Кипренский создал превосходные портреты героев наполеоновских войн (в их числе знаменитый «Портрет Е.В.Давыдова«), полководцев, моряков, декабристов. У него был редкий дар изображать людей в счастливые мгновения их жизни. Такие портреты, выхватившие человека в минуты его душевного просветления и приподнятости, открывают в нем самое лучшее.

К 1816-му году Россия, оправившись от наполеоновских войн, возобновила командировки пансионеров Академии за границу. Кипренский мечтал об этом давно и страстно. Он посещает Францию, Германию, Швейцарию, но для жизни выбирает Рим.

Римский период Кипренского — время наивысшего успеха. В России его уже воспринимают как живую легенду, «русского Вандика» (то есть Ван Дейка). Италия тоже благоволит талантливому и по-итальянски темпераментному русскому. Из желающих заказать портрет выстраиваются очереди. И наконец, апогей славы: галерея Уффици во Флоренции желает заполучить автопортрет Кипренского для своей постоянной экспозиции.

Дальше будет — только по нисходящей, к холодному и страшному концу.

Слава Кипренского оказалась быстротечной, в Италии он мучился от сознания, что никогда не достигнет мастерства Рафаэля, пытался угнаться за местными вкусами, выписывая слащавых цыганок и итальянских поселянок, завидовал возрастающей славе Брюллова, начал пить.

Некоторые полагали, что на судьбу Кипренского роковой отпечаток наложило жестокое заблуждение: будучи прирождённым портретистом, он курьёзно считал, что создан для исторической живописи, в которой был несравненно слабее. Другие убеждены, что Кипренский был чересчур зависим от внешней успешности, слишком падок на славу. Но и вправду историческая живопись никак не давалась ему. Кипренский задумал аллегорию «Аполлон, поражающий Пифона», чтобы восславить победу Александра над Наполеоном, но так и не приступил к его живописной разработке. Картину «Гробница Анакреона» ему все же удалось закончить, но на выставке в Риме она была встречена абсолютно холодно. Портреты князя Голицына и княгини Щербатовой, написанные в это же время, — несравненно выше.

В 1823-м художник ненадолго вернулся на родину, однако Петербург принял его холодно: до России доползли слухи, будто бы в Италии Кипренский убил собственную натурщицу (та действительно была найдена мертвой в его мастерской) и испытывал непозволительные чувства к ее дочери, 10-летней Мариучче, с которой писал «Девочку в маковом венке». Но именно этот несчастливый период оставил две исторически значимых работы — сепию «Наводнение в Петербурге» и живописный портрет Пушкина.

В 1828-м Кипренский снова уедет в Рим, но для него это будет совсем другой Рим: не город успеха, а город смерти. Он встретится с подросшей Мариуччей и женится на ней, приняв для этого католичество. Но счастья в этом браке не обретёт, да и есть ли оно, счастье? Кипренский склонялся к мысли, что скорее — нет. Теперь он больше времени проводил не в мастерской, а в остериях, итальянских ресторанчиках, напиваясь вином и прикармливая хлебом бродячих псов. Константин Паустовский в очерке о художнике заметит, что заказчики умудрялись отыскивать Кипренского, ориентируясь по сворам собак, сидевших то у одного, то у другого ресторана.

Умер Кипренский 10 октября 1836 года от горячки, вызванной пневмонией. Ему было всего 49. Дочь Кипренского Клотильда родится уже после его смерти. На римском надгробии написано «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

картины, краткая биография :: SYL.ru

Журналист Фаддей Булгарин упоминал этого выдающегося художника как человека, одаренного необычным талантом видеть глубину души, скрытую от посторонних глаз. Речь идет об Оресте Адамовиче Кипренском.

Орест Адамович Кипренский

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как "Натурщик с красным плащом", "Гектор и Андромаха", "Читатели газет в Неаполе".

Кипренский картины

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть "сумасбродным Орестом" и "пылким".

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

Творческая индивидуальность

В раннем творческом периоде Орест Адамович Кипренский обращал внимание на работы Левицкого и Угрюмова. Он также отражал романтическое восприятие образов, когда рисовал портреты участников Отечественной войны. Ему была присуща легкая романтическая манера рисования, он работал размеренно и спокойно, ловя тонкие нотки оттенков и чувственные движения вокруг.

В 1816 году художник Кипренский начал путешествовать по разным странам, рисовать свои картины, которые пользовались успехом в Италии, Германии, Швейцарии. Впервые его талант был признан в Европе. Поворотным моментом в творчестве стала поездка в Италию. Портреты Кипренского приобрели определенность форм, образов, классическую манеру письма.

Художественные веяния Кипренского

В начале 19 века русское портретное искусство немного изменилось благодаря воздействию Кипренского. Картины его помогали раскрыть человеческую индивидуальность, утвердить идеал гармоничности, особые нюансы личности. В своих рисунках он мог передать всю глубину чувств, которую испытывают люди.

Художник Кипренский

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Портреты Кипренского

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Кипренская живопись

Женские изображения - особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

Кипренский краткая биография

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Знаменитые произведения Ореста Кипренского

Портрет Давыдова Е. В. художник создал в 1809 году. Сейчас картина принадлежит Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга. Многие полагали, что на полотне изображен друг поэта Пушкина, военный предводитель по фамилии Давыдов. Но это предположение было ошибочным, как стало известно позже. Оказывается, у Давыдова было 2 брата, отважно сражавшихся против французов. Историки и искусствоведы по сей день ведут споры по поводу того, какой из двух братьев изображен на полотне, но склоняются в пользу Евграфа.

Кипренский портрет Давыдова

В 1816 году художник написал портрет Жуковского В. А. Увидеть эту картину Кипренского можно в Третьяковской галерее в Москве. Это яркий пример мастерства Ореста Адамовича. Некое родственное мироощущение объединяло Кипренского и Жуковского. Хотя поэзия далека от живописи, но Жуковский всегда говорил, что два вида искусства тесно связаны. Вообще, разные вещи сближали этих двух творческих людей.

Картина "Бедная Лиза» была написана Кипренским в 1827 году по знаменитой повести Карамзина. Литературное произведение является ознаменованием русского сентиментализма.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина "Читатели газет в Неаполе", созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

Кипренский живопись

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

www.syl.ru

Художник Орест Кипренский.

Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи.Орест Адамович КипренскийАвтопортрет. 1828.Орест Адамович Кипре́нский (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма. Автопортреты Ореста Адамовича КипренскогоДо сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГОрест Кипренский

В «Автопортрете с кистями за ухом» (ок. 1808) перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй. В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) Рубенса или Рембрандта. И ведь написал! Его «Портрет А. К. Швальбе» (1804) — незаурядный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший для самого Кипренского предметом особой привязанности.Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809 Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Что за «неподражательная странность» Кипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражения, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?Мастерство портретистаЭта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру. В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С. Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений: подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии. В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета. Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («Портрет Е. С. Авдулиной», ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма («Портрет А. М. Шереметева», в какой-то степени «Автопортрет», 1819) или столь же аристократически - дистанцированной близостью природе («Портрет А. Ф. Шишмарева», 1827; «Портрет К. И. Альбрехта», 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии», 1828; «Читатели газет в Неаполе», 1831; «Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки», ок. 1835). Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. Портрет Д. Н. Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини. И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство. Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника. С большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживается в мужских портретах. В портретах Евгр. В. Давыдова (18()9), С. С. Уварова (1816), А. Ф. Шишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображения. Но как несхожи они!Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника .  1809Портрет Давыдова  Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. Иной образ типичного представителя просвещенного дворянства, иной этап развития общественного сознания запечатлел Орест Кипренский в портрете С. С. Уварова.Портрет Сергея Семёновича Уварова.Портрет Сергея Семёновича Уварова.Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Написанный в середине 20-х годов портрет А. Ф. Шишмарева свидетельствует о новых исканиях мастера, о смене проблематики.Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности... Художник пережил многое — и европейское признание (галерея Уффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гения и падения духа... Поразительным было чутье Ореста Кипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменения общественной атмосферы. Оно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи. Художник был близок к кружкам известного мецената А. Р. Томилова, ученого-любителя, а затем президента Академии художеств А. Н. Оленина, где собирались, общались крупнейшие деятели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «Арзамас». Героями его портретов были Крылов и Жуковский, Батюшков и Мицкевич, а  портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827Портрет Пушкина. 1827 Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

На основе статьи в :"Художественном календаре 100 памятных дат"Картины Кипренского  Автопортрет. 1820 УффициАвтопортрет КипренскогоПортрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54Портрет А.О.Смирновой-Россет Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.Читатели газет в Неаполе. 1831.Читатели газет в Неаполе. 1831.Портрет князя H.П.Трубецкого Портрет князя H.П.ТрубецкогоПортрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.Художник Орест Кипренский.Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.БахрушинаХудожник Орест Кипренский.Портрет мальчика. 1819.Портрет мальчика. 1819. Портрет М.В.Шишмарева. 1827Художник Орест Кипренский.Портрет К.И.Альбрехта. 1827картина Ореста КипренскогоПортрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.Художник Орест Кипренский.Портрет И.А.Крылова. 1816.Портрет Крылова. 1816.Портрет З.А.Волконской. 1829Художник Орест Кипренский.Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822Художник Орест Кипренский.Портрет художника П.В. Басина.1829.Художник Орест Кипренский.Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828Художник Орест Кипренский.Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813Художник Орест Кипренский.Портрет В.С. Шереметева. 1825Художник Орест Кипренский.Портрет В.С. Хвостова 1814Художник Орест Кипренский.Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.Художник Орест Кипренский.Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828Художник Орест Кипренский.Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809Портрет ЧелищеваПортрет Адама Мицкевича 1824 ГТГПортрет Адама Мицкевича 1824 ГТГПортрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814Художник Орест Кипренский.Портрет А.С.Шишкова. 1825Художник Орест Кипренский.Портрет А.Р.Томилова.Художник Орест Кипренский.Неаполитанская девочка с плодами 1831Художник Орест Кипренский.Молодой садовник. 1817Художник Орест Кипренский.Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809Художник Орест Кипренский.Конный портрет Александра I. 1820-е.портрет Александра IКалмычка Баяуста. 1812-13.Художник Орест Кипренский.Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).Художник Орест Кипренский.Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМХудожник Орест Кипренский.Ворожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМХудожник Орест Кипренский.Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.Художник Орест Кипренский.Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.Художник Орест Кипренский.Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.Кипренский графикаСтоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802Художник Орест Кипренский.Натурщик.Художник Орест Кипренский.Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Художник Орест Кипренский.Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814Художник Орест Кипренский.Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее - графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834Художник Орест Кипренский.Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77x61 ГТГХудожник Орест Кипренский.Портрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809Портрет Ростопчинаhttp://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/469-kiprenskiy.html

art.mirtesen.ru

Орест Кипренский. Биография, картины художника

13 марта (24 марта по новому стилю) 1782 год, мыз Неженской, близ Копорья Санкт-Петербургской губернии – 12 октября (24 октября) 1836 год, Италия

Автопортрет Кипренского Ореста с кистями за ухомРусский портретист, первый романтик. Работы Кипренского современники путали с картинами Рубенса.

Жизнь художника полна загадок, одна из которых – рождение художника. Родила его дворовая девушка отставного бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Матери с сыном была дарована вольная, но отца ребёнок обрёл только через год, им стал дворовой человек Адам Карлович Швальбе. Согласитесь, имя Орест не характерно для крестьянского отпрыска.

Спустя шесть лет была подтверждена «законнорожденность» Кипренского Дьяконовым. Он повёз мальчика в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств и предоставил документы – заявление, подписанное А. Швальбе, который удостоверял, что Орест является его родным сыном. К заявлению приложили свидетельство копорского священника, с фиктивной датой рождения Ореста – 13 марта 1783 года. В документах впервые появилась фамилия Кипрейский (позже её модернизировали в «Кипренский»). Почти нет сомнений, что истинным отцом Кипренского был бригадир Дьяконов.

Об учёбе художника в Академии художеств также мало что известно. В 1797 году мальчика определили в класс исторической живописи, куда брали лучших учеников. Одно из сохранившихся, первых произведений русского художника – это рисунок «Поклонение пастухов», выполненный итальянским карандашом, пером и маслом в типичной академической стилистике (1799 год). В Академии мальчика называли безрассудным Орестом. Это подтверждает и совершённый поступок в 1799 году, когда во время военного парада, Орест бросился на колени перед императором Павлом и просил чтобы его отпустили в армию. За этот проступок его арестовали, и он получил академический выговор. Что послужило причиной? Возможно несчастная любовь, возможно очарованность примером Наполеона. Ясно одно – мальчик не чувствовал в те годы призвания быть художником.

В 1803 году Кипренский сдал работу на Большую золотую медаль, обеспечивающую поездку за границу. Но, увы, его как особо одарённого художника, оставляют учиться в Академии ещё на 3 года и только в 1805 году он получает вожделенную Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», исполненную в духе правоверного классицизма.

Заграничная поездка по неизвестным причинам была отсрочена, а русского художника оставили при Академии ещё на 3 года. Так у Ореста появилась своя мастерская и первые заказы. Он пишет портреты, сначала безвозмездно, для друзей и знакомых, а затем для тех, кто готов заплатить за работу.

В России шли Александровские реформы, правила новая власть, в воздухе зазвучал дух свободы. В это время Кипренский стал своим человеком в доме президента Академии А.С. Строганова, которого называли «Периклом Древней Греции для русского искусства». Его творчество было пронизано духом романтизма. Общество давно уже устало от сухого академизма.

Известность художника росла. На месяц в 1809 году, вместе со скульптором И. Мартосом, Кипренского командируют в Москву – для работы над памятником Минину и Пожарскому. Один месяц растянулся на три года. В это же время в Твери он выполнял заказы по написанию портретов «малого двора» Великой княгини Екатерины Павловны. Попав в Москву по протекции знаменитого Ф. Ростопчина, Кипренский заводит знакомства с ведущими литераторами – Карамзиным, Батюшковым, Вяземским, Жуковским. Гнедичь называл его «российским Рубенсом», Батюшков – «вандиковым ( то есть Ван Дейковым) учеником и любимым живописцем нашей публики».

Любимец моды легкокрылой…

А.С. Пушкин.

В 1812 году 1 сентября Кипренского избрали академиком живописи. Это было время войны с Наполеоном, Кипренский сделал несколько портретных рисунков, отправившихся на войну.

И только в 1816 году Кипренский отправился в Италию. А в 1816 первый из русских живописцев получил заказ галереи Уффици на исполнение автопортрета – это было зримым признанием заслуг мастера. Тут в Италии русский художник работал без устали, много помогал другим русским художником, также прибывшим в Италию. Тут же он познакомился с известным русским художником – Сильвестром Щедриным (1791-1830).

С карманами, набитыми кренделями и сухарями, которыми он имел обыкновение кормить голодных римских собак, Кипренский являлся на чердак какого-нибудь неизвестного художника и, заметив в нём признаки таланта, помогал и словом и делом

Биограф Кипренского

Дважды императрица продлевала командировку Кипренского. В 1819 году началась романтическая история, продлившаяся до конца его жизни. Моделью для молоденькой вакханки в новой картине художника «Анакреонова гробница» стала восьмилетняя девочка Мариучча Фалькуччи. Кипренский в ней души не чаял, а узнав, что её мать ведёт непристойную жизнь, приютил у себя – выплачивая ежемесячное пособие матери,  Когда в 1820 году Кипренского отозвали в Россию, он вернулся не сразу, пытаясь определить девочку в какое-нибудь закрытое заведение, о местонахождении которого не должна была знать её мать. Папские власти выполнили просьбу художника, но о местонахождении Мариуччи не знал и Кипренский.

В России Кипренского приняли холодно – и за опоздание, и в следствии слухов, докатившихся до Петербурга о его порочной связи с девочкой и о натурщице, будто бы убитой художником (на самом деле это убийство совершил его слуга). Кипренский был в отчаянии – дополнительные страдания ему приносил провал его лучших картин в парижском Салоне, где он показал их, задержавшись во Французской столице на 16 месяцев по пути домой.

Прошло время, были несколько успешных выставок в России, благодаря которым у художника снова появились заказы, он писал большой портрет императрицы. Двери высшего света вновь открылись для Кипренского. Но художнику не давала покоя мысль о возвращении в Италию, о поисках Мариуччи. В 1828 году он едет в Италию. В 1829 году находит в одном из приютов Мариуччу и делает ей предложение стать его женой. В последние годы Кипренский пытается выровнять своё материальное положение, переезжая из одного итальянского города в другой, он пишет портреты, сочиняет прошения в Петербург царю – дать денег, под залог своих лучших картин.

В июне 1836 года художник принял католичество, в июле женился на Мариучче. Спустя 3 месяца Кипренский умер от воспаления лёгких, оставив беременную жену вдовой. Художника похоронили в римской церкви Сант’Андреа Делле Фратте. Родилась дочь Клотильда.  Мариучча по пришествию нескольких лет вновь выходит замуж. Но больше о них ничего не известно.

Известные произведения Кипренского Ореста

Картина «Портрет Е.В. Довыдова» исполнена художником в 1809 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Все считали, что герой полотна – друг Пушкина, знаменитый поэт, воитель Давыдов. Из письма же Кипренского Николаю I, где указано название картины «Портрет Ев.В. Давыдова, в лейб-гусарском костюме…», ясно, что это не так.  Но это не проясняет загадки. У Дениса Давыдова был брат Евдаким и племянник Евграф – оба они покрыли себя немеркнущей славой на полях сражений с французами. Известно и так же, что Евграф в 1809 году служил в лейб-гусарах, однако, историки спорят и точно не установлено кто же всё таки изображён на портрете. Но главная задача автора – показать собирательный образ русского воина и она блестяще выполнена.

Для художника изображение одежды является формальной частью картины, поэтому есть некоторые неточности написания гусарской формы. Вместо 15 рядов шнурков на костюме изображено лишь 11. Гусар стоит, подбоченись, - в характерной позе, выявляющей одну из черт его характера: перед нами отчаянный рубака, немного позёр, немного игрок. Задумчивое лицо открывает зрителю острый умственный интерес героя картины, столкнувшегося с проблемами современной жизни. Левая рука гусара сжимает эфес сабли.

Картина «Портрет В.А. Жуковского» была исполнена в 1816 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это самый известный портрет Василия Андреевича Жуковского. Кипренского с поэтом роднило романтическое мироощущение. И хотя они творили в разных областях искусства, Жуковский говорил, что поэзия и живопись «родные сестры». Поэта и художника сближала и тайна их происхождения и многое другое. Познакомились они в те годы, когда Кипренский был ещё в Москве, потом Жуковский долго странствовал, а в 1815 году они встретились вновь, в Петербурге. Так и появилась эта картина. Это были годы борьбы между литераторами староверами, собравшиеся в шишковской «Беседе любителей русского слова», и революционерами от литературы, организовавшими весёлое общество «Арамас», знаменем которых была поэзия Жуковского. В 1810-х Жуковский – первый русский поэт.

Взгляд Жуковского отражает мир фантазии творца-одиночки. Кажется, на наших глазах рождаются поэтические строки. Романтическая поэзия отражается в фоне картины. Вся поза поэта, задумчиво глядящего вдаль, подчёркивает ту напряжённую творческую работу, что происходит в его душе. Новизной в портрете является лёгкий беспорядок причёски, как необъемлемая часть образа поэта-романтика.

Картина «Портрет А.С. Пушкина» выполнена в 1827 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этот портрет известен каждому со школьной скамьи. В этот же году был написан портрет А. Пушкину Тропиныным. Оба портрета противопоставлены друг другу. У Тропинина в отличие от Кипренского Пушкин находится в домашней обстановке, Пушкин «в халате».  Когда познакомился Кипренский с поэтом неизвестно, но существует множество свидетельств о их дружбе. Представленный портрет заказал художнику А. Дельвиг. Законченный его вариант, гравированный Н. Уткиным, вышел в виде приложения к альманаху «Северные цветы» (а позже – и в виде приложения к отдельному изданию «Руслана и Людмилы») и стал широко известен. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин приобрёл эту работу, держал он её у себя перед глазами – в своём кабинете. Именно по завершению этого портрета Пушкин написал послание Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…»).

Вот поэт Пушкин, видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому не достаёт лишь беспристрастного вздрагивания.

Современник Пушкина

Фон картины дополняет целостность образа поэта, указывая на его святое ремесло.  Романтический дух героя подчёркивает небрежно наброшенный на плечи плащ. Скрещенные на груди руки – жест, который передаёт отъединённость в момент высокого творчества от мира обычных людей.

«Бедная Лиза» (1827). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эта картина отклик художника на повесть «Бедная Лиза» (1792) Н.М. Карамзина, наделавшая в своё время много шума в русской литературе. «Бедная Лиза» ознаменовала приход  синтементализма на русскую литературную сцену. В 1809 году, когда Кипренский приехал в Москву, состоялось знакомство писателя и художника в одном из литературно-светских салонов. Именно Карамзин познакомил Кипренского с талантливыми поэтами Жуковским, Батюшковым и Вяземским. Сам Карамзин, не выдержав непосильных трудов, умер в 1826 году, так и не окончив своего гигантского исторического труда. Картину «Бедная Лиза» можно считать данью памяти выдающегося писателя.

В этой картине художник отступил к синтементализму, идеализируя черты лица. Героиня полотна совсем не похожа на крестьянок, изображённых другими художниками.  Цветок в руке «бедной Лизы» - символ немеркнущеё любви.

И крестьянки любить умеют!

Н. Карамзин

Шедевр Кипренского О. – картина «Читатели газет в Неаполе»

Картина исполнена в 1831 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Смысл картины до конца не разгадан. На картине «читатели» читают французскую газету, из названия которой понятно, что речь идёт о событиях в Польше. В 1830 году, в Польше вспыхнуло освободительное восстание, жестоко подавленное царскими войсками. В результате чего была отменена Конституция 1815 года, дарованная Александром I польскому народу. Самый главный вопрос, который мы задаём себе глядя на «читателей»  – кто изображён на картине? Сам автор говорил о «русских путешественниках», но существует мнение, что на картине изображены польские революционеры. Происходящие волнения в Европе с XVIII столетия, и имевшие продолжение в XIX веке, послужили возникновению жанра политической живописи.

Читатели газеты очень взволнованны. Один из персонажей держит в руках, чуть ли не комкая, газету. Все читатели в домашних платьях. Слушатели кажутся статичными. Один из них являет собой воплощение внимания.

Внимание его совершенно изображено художником

А.И. Иванов в письме своему сыну Александру, знаменитому автору «Явления Христа народу»

Искусствоведы неизменно отмечают, что собачку, которую читающий газету герой держит в правой руке, можно рассматривать как «тициановскую» или «леонардовскую» реплику. Аллегорическая деталь картины итальянский пейзаж, открывающийся за окном. Тут изображён Везувий, вершина которого окутана облаками.

Знаете ли, что говорят об этой картине глубокие знатоки и художники? Они говорят, что голова в соломенной ермолке окончательностью выполнения и выражением достойна учёной кисти Леонарда Да Винчи!

Посетитель петербургской академической выставки 1833 года

Портрет Е.В. Давыдова

  • Портрет Е.В. Давыдова
Портрет А.С. Пушкина
  • Портрет А.С. Пушкина
Портрет В.А. Жуковского
  • Портрет В.А. Жуковского
Бедная Лиза Читатели газет в Неаполе
  • Читатели газет в Неаполе
Богоматерь с младенцем
  • Богоматерь с младенцем
Е.А. Телешова в роли Зелии
  • Е.А. Телешова в роли Зелии
Девочка в венке из маков с гвоздикой в руке (Мариуча)
  • Девочка в венке из маков с гвоздикой в руке (Мариуча)
Молодой садовник
  • Молодой садовник
Натурщик на фоне красной драпировки
  • Натурщик на фоне красной драпировки
Портрет А.Р. Томилова в форме военного ополченца
  • Портрет А.Р. Томилова в форме военного ополченца
Портрет М.П. Ланского
  • Портрет М.П. Ланского
Портрет Е.С. Авдулиной
  • Портрет Е.С. Авдулиной
Портрет Швальбе
  • Портрет Швальбе
Портрет графа Ф.В. Ростопчина
  • Портрет графа Ф.В. Ростопчина
Портрет князя А.М. Галицина
  • Портрет князя А.М. Галицина
Портрет А.С. Уварова
  • Портрет А.С. Уварова

rus-artist.ru


Смотрите также